Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

17 марта блогер и журналист Максим Зарецкий написал о своих впечатлениях от сюжета ролевого экшена Horizon Zero Dawn. C разрешения автора DTF публикует его колонку целиком.

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

В самом начале марта Sony выпустила на рынок свой, наверное, главный в этом году оригинальный блокбастер. Созданная с нуля вселенная ролевого приключения Horizon Zero Dawn обещала многое с точки зрения игрового процесса, но я совру, если скажу вам, что ждал выдающегося сценария. По мне, даже если бы авторы просто вменяемо объяснили, как мир дошёл до дикарей и рободинозавров, этого бы хватило.

Веры в проект добавляло участие в написании сюжета Джона Гонзалеса, ветерана Obsidian и нарративного директора Fallout: New Vegas. Джон смог и в прошлый раз хорошо уравновесить фарсовый сеттинг и глубокую историю Курьера, так наверняка у него получилось бы нечто пристойное из артов про рыжеволосую дикарку и кибер-тирекса.

Скажем так: в текущем виде Horizon хватило бы стандартного голливудского сценария без углублений в дебри сеттинга. Игра прекрасно держит у экрана своими механиками типа охоты, собирательства и исследования безумно красивого открытого мира​

Но то ли Guerilla всерьёз решила ответить на критику откровенно слабых сюжетов Killzone, то ли в процессе написания истории амбиции вдруг выросли, потому что в итоге мы получили едва ли не лучшую научно-фантастическую вселенную с в истории игростроя вообще. Причём вдохновлённую циклом «Дюна» Фрэнка Герберта, что стало ещё более ошеломительным для меня фактом.

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

Horizon не изобретает какой-то новый нарративный инструментарий или язык для раскрытия мира и его деталей. Guerilla и Гонзалес взяли на вооружение подход иммёрсив-симуляторов (System Shock, Deus Ex, Dishonored), когда игрок узнаёт о вселенной ровно столько, сколько захочет.

По огромной карте рассыпано гигантское количество записок, которые описывают как мир «предтеч» до коллапса, так и происходящее после него. Игра достаточно рассказывает зрителям прямым текстом, но в сеттинге заложена колоссальная глубина выдуманной истории, где нить событий протянута через века. Так что ваше любопытство будет вознаграждено отличными рассказами и куда как более глубоким пониманием происходящего в Horizon (если вы того захотите).

Не подкачал и основной сюжет. Ему хватает такта логично разложить все пункты и ответить на все вопросы, но за дополнительным слоем истории мира будьте добры как следует изучать древние руины и форпосты Империи Солнца.

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

Однако под стать «Дюне» сценарий работает на каком-то безумном количестве уровней и стыке сразу нескольких, казалось бы мало совместимых жанров. Horizon начинается как очередное героические фэнтези, позже плавно перетекает в феодальные разборки, чтобы в итоге превратиться в экологический научно-фантастический эпос, где некоторые сюжетные ружья были повешены за тысячу лет до происходящего в самой игре. 

Horizon очаровывает и приковывает ровно тем же, что и «Дюна»: совмещая феодальное техно-фэнтези и фантастику с глубочайшей научной проработкой, история всё равно умудряется оставаться глубоко личной и затрагивать множество тем: религию, природу божественного, проблемы биомов земли, эмпатии ИИ, ИИ в целом и много чего ещё.

Первую половину игры вас практически не отвлекают на «сай-фай», а бережно ведут за ручку в уже сложившемся постапокалиптическом мире техно-варваров. Королевство Солнца, империя кузнецов Озерам, племена дикарей Нора (ваше) и Банук. Стандартный набор, казалось бы. 

Однако как только вам начинают приедаться штампы, история подкидывает в огонь настоящего поленья из прошлого. Оказывается, что вопреки некоторым неудачам по передаче знаний у предков, прошлое так сильно влияет на настоящее, что даже мифология нового мира формируется под влиянием предтеч. Причём по спирали.

В игре уже проглядывают аллюзии на египтян («Фаро», поклонение солнцу) и мифология нордических племён. Из прошлого тянутся нити как матриархата дикарей (Великая Мать), так и культа механиков Озерам​

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

Во второй половине сюжет углубляется в прошлое, на тысячу лет, назад и так ускоряется (причём через дневники, аудиозаписи, голопроекции), что диву даёшься. Игрока выдёргивают из тепличных сказочных городов, чтобы рассказать жестокую историю о падении человечества и дерзком плане «Нулевой Рассвет», который должен восстановить землю после катастрофы невероятных масштабов. Здесь начинает сверкать именно научно-фантастическая часть сценария вкупе с экологической.

Horizon дарит едва ли не самое красочное и оригинальное описание постапокалипсиса в играх, как и предлагает очень остроумный способ выхода из него​

При этом авторы поясняют практически все аспекты игры через призму «прошлого»: от того, почему голографические интерфейсы сделаны так, как сделаны, до пояснений о том, от чего экосистема игры скудна на зверей и некоторые растения. Хорошо в эту орбиту вписано и главное зло, с которым предстоит сражаться, однако в духе первых частей здесь не слишком объемно отражены особенности антагониста.

При этом HZD здорово использует для описания прошлого именно, казалось бы, заезженные нарративные инструменты, такие как дневники, аудиозаписи и записки, разбросанные по миру. Все эти кусочки так стройно складываются в единый нарратив, что руины хочется исследовать, дабы выудить очередную крупицу информации о произошедшем конце света.

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

В последней трети прошлое и настоящее сходятся вместе и практически безупречно закольцовывают как историю Элой, так и историю её генетической матери Элизабет Собек. При этом то, как расчётливо перекинут сценарный мост между прошлым и настоящим, понять нельзя практически до самого конца. И, собственно, ровно потому от всех откровений ты испытываешь не дежурное «ну я так и думал», а искреннее чувство восхищения. И речь не про твисты ради твистов: тут скорее работает именно цельность и оправданность многих сюжетных ходов в контексте как дизайна мира, так и персональной истории Элой.

Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

При этом Horizon, как и «Дюна», это в первую очередь личное путешествие, которое раскрывается через калейдоскоп эпических событий на совершенно разных временных отрезках. Элой, конечно, не Пауль Атрейдес, но путы избранности против воли и религиозного мистицизма окутывают героиню с первых минут игры и до самого её финала.

Но Horizon продукт всё-таки массовый, так что концовка и эволюция персонажа тут естественно отличается от «Дюны». Героиня не запускает Джихад на всю галактику ну и всё такое прочее. Однако шедевр Герберта аукается в Horizon куда как чаще, чем этого ожидаешь. Тем более в игре, где тебе предлагают луком и копьем завалить кибернетического саблезубого тигра. На мой взгляд, это наивысшая похвала.

9.1K9.1K открытий
36 комментариев

Не знаю, как насчет мифов, но чисто с научнофантастической точки зрения сюжет в игре достаточно интересный.

Ответить

Ну а так эта заметка - что-то вроде форумных расследований по метал гиру, где фанаты выдумывают самые безумные теории и приплетают в метал гир разве что не русские народные сказки.
Я не спорю с тем, что авторы Horizon смогли создать самобытный мир, однако, сравнивать его с Дюной - очень сомнительная идея.

Ответить

Игра отличная, сюжет тоже. Вот сейчас титры смотрю как раз после концовки.
Вопрос: вот то "событие", после которого все началось по сюжету и про которое героине рассказывают под конец, оно объясняется где-то или это возможный задел на будущее? Лучше ссылкой, если ответ будет, чтобы никому не проспойлить.

Ответить

Апдейт: досмотрел ролики, вопрос снят.

Ответить

В игре все очень плохо с персонажами. Сделать такого скучного и глупого антогониста - это ещё надо сильно постараться. А что с Саймоном? Тоже абсолютно не раскрыт. Мотивации нет никакой. С чего бы изгой, которую все опускали, помогает первому встречному?
Без всего этого, на мой взгляд, личная история попросту не работает, ты не можешь сопереживать герою, ты не можешь понять мотивов.

Ответить

По поводу "отлично закольцован" - с этим тоже можно легко поспорить, ведь сценарий очень предсказуем. Когда ты впервые слышишь про Элизабет - ты понимаешь кто это. И строить большую тайну и тянуть полигры кота за яйца - странно. Тайна нового рассвета тоже яйца введённого не стоит - так все предсказуемо.

Ответить

* выеденного яйца.

Ответить