Билль о правах геймеров: Нужно ли индустрии сменить приоритеты?

Дмитрий Гусев, PR-менеджер StarForce Technologies.

Не так давно в интернете появился интересный текст. Он озаглавлен «Билль о правах геймеров», и, как следует из названия, посвящен правам геймеров всего мира. Автор текста — президент компании Stardock Брэд Уорделл (Brad Wardell). Общественности эта компания известна как разработчик замечательной стратегии Sins of Solar Empire (российское название — «Закат Солнечной Империи»). Не случайно текст Билля был составлен именно в недрах этой компании, которая не любит использовать защиту от копирования в своих играх, а ограничивается только серийным номером, позволяющим скачивать патчи и апдейты.

И, наверное, я бы не обратил на него внимания, если бы не некоторые пункты, которые напрямую затрагивают технологии и методы борьбы с пиратством, которое так сильно сказывается на мировой индустрии компьютерных игр.

Собственно, сам Билль:

  1. Геймер должен иметь право возвращать неработающие игры, получая полное возмещение затрат.
  2. Геймер должен иметь право требовать, чтобы игры выпускались в законченном виде.
  3. Геймер должен иметь право ожидать значимых апдейтов после релиза игры.
  4. Геймер должен иметь право требовать, чтобы для игры не приходилось запускать апдейтеры или менеджеры закачек.
  5. Геймер должен иметь право ожидать, что минимальные системные требования соответствуют адекватной работе игры на компьютере с такой конфигурацией.
  6. Геймер имеет право ожидать, что игры не будут устанавливать скрытые драйверы или другой потенциально опасный софт без их согласия.
  7. Геймеры должны иметь право скачивать последние версии игр, которыми владеют, в любое время.
  8. Геймеры должны иметь право на то, чтобы разработчики и издатели не рассматривали их как потенциальных преступников.
  9. Геймеры должны иметь право на то, чтобы однопользовательские игры не требовали при запуске подключения к интернету.
  10. Геймеры должны иметь право на то, чтобы игры, установленные на жесткий диск, не требовали наличия CD/DVD в приводе.

Жирным шрифтом выделены как раз те пункты, которые тем или иным образом затрагивают проблему борьбы с пиратством. Хочется прокомментировать эти пункты и донести до общественности свою позицию по этому вопросу. Не будучи достаточно компетентным в издательском деле, пропущу пункты, касающиеся именно этого аспекта.

Итак...

6. Геймер имеет право ожидать, что игры не будут устанавливать скрытые драйверы или другой потенциально опасный софт без их согласия.

Формулировка тут, мягко говоря, не юридическая. Конечно, геймер имеет право ожидать всего, что угодно. В том числе, что к Новому Году будет «+25» и солнечно, однако и издатель имеет право ожидать, что затраты на производство игры окупятся. Но правда жизни подсказывает, что просто сидеть и ждать не получается. Предприимчивые люди моментально захотят разделить с издателем его успех и прибыль. Именно поэтому в законе предусмотрен пункт, в котором говорится, что правообладатель имеет право оснащать компьютерную программу технологическими средствами, препятствующими ее неконтролируемому распространению.

«Ну а при чем тут драйверы?», спросите вы. А при том, что злоумышленники используют для взлома и эмуляции игр программы, которые устанавливают драйверы в систему, и эффективно бороться с ними можно только с помощью драйверов. Драйвер это маленькая программа, работающая в нулевом кольце операционной системы. Если на этапе загрузки компьютера такой драйвер подключился к ядру ОС, то никакими способами кроме другого драйвера его нейтрализовать нельзя. Таким образом, эффективная борьба с пиратством требует наличия в системе драйвера, противодействующего драйверу эмулятора или отладчика.

Геймер имеет право ожидать, что драйвер в систему ставиться не будет, но издатель имеет полное право защищать от пиратства свои инвестиции.

Что касается потенциально опасного софта, то ни одна защита от копирования и взлома в мире не спроектирована таким образом, чтобы что-то портить в системе. Уважающие себя и других вендоры защит уже давно ничего не прячут и предоставляют специальные утилиты, позволяющие удалять все свои компоненты из системы.

8. Геймеры должны иметь право на то, чтобы разработчики и издатели не рассматривали их как потенциальных преступников. Никто геймеров как потенциальных преступников и не рассматривает. Иначе бы посыпались доносы куда следует, и геймеров начали бы потихонечку принимать. Вопрос: зачем вы ставите замок на дверь своей квартиры? Получается, вы видите в окружающих потенциальных воров. Не ставьте замков и железных дверей, я посмотрю, что останется у вас дома через неделю. Этот пример я привел для наглядности. Конечно, большинство окружающих — добропорядочные граждане. Однако замки все-таки стоят и со временем становятся все изощреннее и надежнее. Почему так происходит? Все просто — среди общей массы людей есть такие, которым не терпится взять что плохо лежит, не терпится поживиться чужим имуществом. Да, их меньшинство, но они есть. Вот от них-то мы с вами и защищаемся засовами и решетками.

Большинство геймеров покупают лицензионные игры и поддерживают разработчиков, но существуют и такие, которые по разным причинам этого не делают и отдают свои предпочтения пиратам. Есть и сами пираты — именно они занимаются взломом игр и их последующим распространением по своим каналам. Кроме того, есть такие, которые ломают игры и выкладывают их в интернет на добровольной основе. Их вроде и к пиратам не отнесешь, но и законопослушными пользователями назвать нельзя. Они делают это из спортивного интереса и ради самоутверждения среди себе подобных. При этом не всегда отдают отчет в том, что нарушают закон и подрывают развитие отрасли в целом.

Издатель ставит защиту на игру не потому, что он рассматривает всех геймеров как преступников, а потому что игру очень легко размножить и получить бесчисленное количество точно таких же полноценно работающих игр. К сожалению, общество еще не достигло той стадии своего развития, когда не останется людей, желающих пользоваться такой халявой.

9. Геймеры должны иметь право на то, чтобы однопользовательские игры не требовали при запуске подключения к интернету.

Это интересно почему? А если вместо постоянной проверки диска будет интернет-активация один раз при первом запуске игры? Разве это плохо? Разве это неудобно? Да спросите любого геймера, он скажет вам спасибо, если его избавят от проверки диска. Многие для этого и качают кряки, образы — чтобы диск не вставлять.

Вероятно, этот пункт продиктован опасениями пользователей в сохранности своих персональных данных, которые «злобная» защита так и норовит отправить в интернет злым дядям с тугими кошельками. Вынужден разочаровать — никому это не нужно. Степень риска, связанная с потенциальным раскрытием такой деятельности защиты на много порядков превышает коммерческую сторону вопроса. Тем более что узнать о том действительно ли защита что-то куда-то передает не составляет никакого труда. И подобный факт был бы опубликован на следующий день после выхода игры. Издатель бы моментом получил пару судебных исков, испортил бы репутацию, восстановить которую непросто.

При этом никто не опасается, что многопользовательские игры, которые становятся так популярны в последнее время, к интернету подключены постоянно. И передавать они могут что угодно в любом количестве.

Кроме того, существует такая вещь как цифровая дистрибуция. Этот вид продажи игрового контента приобретает все большую популярность в мире. А там без интернет-активации вообще ничего работать не будет.

10. Геймеры должны иметь право на то, чтобы игры, установленные на жесткий диск, не требовали наличия CD/DVD в приводе.

Любимая тема! Безусловно, геймер имеет на это право, и, пожалуй, в современных условиях выполнение этого пункта является проявлением хорошего тона со стороны издателя.

«Ну а интернет-активация тогда?», спросите вы. «Почему наличие диска требоваться не должно, а наличие интернета — должно?» Все просто. Каким способом издатель может проверить, что вы используете лицензионную версию игры, а не скаченную из торрента? Рассматривая пункт 8, мы пришли к выводу, что защита вещь необходимая. Таким образом, проверять издатель все равно будет. Другое дело, что проверять можно удобным способом и неудобным. Проверка диска это неудобно. Сами знаете почему. А вот интернет-активация это в современных условиях и при современном уровне развития технологий наиболее удобно.

Кроме того, диск — изделие деликатное, и имеет обыкновение портиться при интенсивном использовании. Если в городе Энск нет представителя издателя, то сломанный диск, скорее всего, придется отправлять почтой в Москву, а от этого пользователь сильно фрустрирует. Немаловажно отметить, что диск сегодня является и наиболее слабым местом — легче эмулировать, чем ломать. Защита от эмуляции требует драйвера (см. обсуждение пункта 6), и я не могу сказать, что народ любит драйвера меньше, чем звук будильника в понедельник в 7 утра.

Отсутствия проверки диска в цепочке «установил-запустил-играешь» — это плюс к надежности, совместимости и удобству использования.


***

В заключение хочется отметить, что Билль не предусматривает каких-то жестких формулировок типа «издатель обязан сделать так-то и так-то, а то покупать не будем». Однако тот резонанс, который получил этот текст в интернете, однозначно говорит о том, что его соблюдение было бы неплохим подспорьем в деле спасения PC как игровой платформы. И дело тут не только в пунктах, касающихся защиты, но и во всех остальных.

Некоторые игровые СМИ назвали появление Билля новостью месяца и ждут теперь, что ответят издатели. Частично ответы есть, во всяком случае, что касается middleware разработчиков вроде StarForce. То, что относится к нашей компетенции, мы решаем на технологическом уровне сами. Но остается и другой уровень, назовем его гуманитарным. В это понятие я вкладываю более плотное общение с сообществами игроков. На Западе многие крупные издатели имеют высокопоставленного человека, отвечающего за работу с сообществами (а попросту за работу на форумах). Если необходимо донести до людей применение той или иной новой технологии, то лучшего человека для выполнения этой работы не найти. Если применятся сторонняя технология, то, естественно, сторонний разработчик эту технологию для форума и описывает. Таким образом, совместными усилиями идет разъяснительная работа с общественностью, получается фидбек, что, в свою очередь, позволяет поднять качество товара и сервиса еще выше.

Не стоит думать, что геймеры интересуются только халявой. Рынок становится более цивилизованным, и многие понимают необходимость защиты. Эти многие, являясь наиболее активной частью игроков, больше других проводят время в Cети, на форумах, читая обзоры и FAQ. Именно они более других любят донимать издателей и разработчиков провокационными вопросами. То, какой они получают ответ, как они его получают и получают ли вообще, формирует имидж. Впоследствии такие люди влияют на мнение более широких масс.

Если предложить пользователю альтернативу, например, возможность самому выбирать, какая схема защиты будет использоваться на игре, то тут налицо соблюдение основных принципов демократии. Пример из жизни: не нравится тебе, что в аэропорту заставляют раздеваться для обыска? Отправляйся на автомобиле или поезде. Всем нравится, когда есть выбор, особенно молодым.

Со своей стороны, зная как обстоят дела в плане технологий защиты, хочу сказать, что технически мы к удовлетворению потребностей и желаний геймеров готовы. Кроме того, есть удачные внедрения. Однако наши клиенты — издатели, и мы в первую очередь стоим на страже их интересов. И именно от них изначально может поступить сигнал о желании несколько сменить приоритет и попробовать что-то новое.

[06.12.2008]

Copyright © 2016 ООО "ДТФ.РУ". Все права защищены.

Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.

Замечания и предложения отправляйте через форму обратной связи.

Пользовательское соглашение