Атмосфера родного в Metro: Exodus

Бывало, что вы ощущали атмосферу игры родной для себя? Словно бродишь по привычным ветхим улицам, слышишь песни под гитару на родном языке, замечаешь надписи на бетонных стенах, а где-то неподалёку болтают о жизни пара старых друзей. И каждая проведённая минута отдаётся теплом в душе. Но как играм удаётся достигать такого эффекта? За счёт чего получается создать столь знакомые ощущения, ради которых захочется возвращаться вновь? Такие близкие чувства мне подарили игры серии Metro, и в особенности третья часть, Metro: Exodus. И сегодня я хотел бы рассказать об уникальности её восприятия и на её примере показать, как окружение создаёт атмосферу в играх.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Что делает игру особенной?

Метро

Уже с первых минут «Исход» даёт ощутить то самое настроение первых игр. Она встречает знакомыми с первых частей тёмными тоннелями, со слабо пробивающимися с поверхности потоками света. Эта неповторимая атмосфера «Метро», когда ты достаёшь свою верную зажигалку, чтобы сжечь паутину, преграждающую путь, и при этом слегка подсветить себе дорогу, а на фоне слышны лишь едва уловимые звуки капающей воды или скрежета металла.

Станцию освещает тусклый ламповый свет, в палате на полках стоят ветхие книги, чуть дальше играет лёгкая музыка и веселятся жители. Спокойствие. Мимолётное мгновение в родных для героя стенах ускользает незаметно, и совсем скоро приходится навсегда прощаться с московским метро, выбираясь на поверхность, чтобы отправиться в путешествие по необъятной, навсегда оставляя свой город.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Но перед этим ещё придётся увидеть Москву. Некогда большой процветацющий город предстаёт лишь призраком самого себя. Это позволяют увидеть разбросанные по разным местам открытки, которые так же являются дополняющей частью мира. На них изображены красивые довоенные города и достопримечательности ушедшего прошлого. Воспоминания о невозвратном, навсегда исчезнувшем, оставшиеся лишь на потрёпанных и стёршихся открытках.

Волга

Первым местом остановки становится селение на Волге, через которое проходит железная дорога, и где живут неприветливые религиозные фанатики, почитающие мутировавшую рыбу и до смерти боящиеся электричества и техники. Уже при первом взгляде на местную природу ощущается некая теплота, особенно хорошо можно проникнуться этим, если вы когда-то жили в деревне. Багряный рассвет над рекой завораживает. Затопленные деревянные избы, в которых старые православные иконы сочетаются с советскими календарями и плакатами. На столах стоит столь знакомая ржавая посуда, старый сервис, рядом клетчатые сумки-баулы, соленья, эмалированные кастрюли с цветами, ковры. Простота местных людей вкупе с их деревенским говором чувствуется чем-то близким и тёплым, их шутки, русские поговорки придают игре особый колорит, заставляя погрузиться в неё.

И, говоря о погружении, стоит упомянуть уникальный внутриигровой интерфейс. Все элементы снаряжения, в числе которых есть планшет с дневником и картой с прикреплённым к ней компасом, наручные часы, показывающие отведённое фильтрам в противогазе время, дозиметр и датчик освещённости и отлично справляются с тем, чтобы дать игроку почувствовать себя частью этого мира.

Самым приятным местом для меня стал поезд. Приглушённый свет, старый ковёр на стене, по радио играет «Кино», в соседнем купе раздаётся бренчание гитары, душевные шутки и разговоры друзей о жизни до войны. Вся эта ламповость под стук колёс вагона погружает в лёгкую меланхолию, позволяет раствориться в тёплом вечере, сидя за столом с кружкой чая и послушивая радио...

Каспий

Весенний берег Волги сменяют бескрайние пустыни послевоенного Казахстана с прекрасными алыми закатами, жарким летним дном отступившего Каспийского моря, окружённого скалами и каньонами. Помимо всех запомнившихся по Волге атрибутов в виде советских плакатов и предметов быта, Каспий запоминается лучше всего именно своей непохожим на всё остальное окружение. Например, жилище Гюль на маяке с элементами убранства казахской юрты. А ещё только на этой локации можно свободно кататься на полуразвалившейся буханке, рассекая горы песка и давя врагов.

И вновь продолжается путешествие. Жаркое лето теперь проявляется во всей красоте, которую можно увидеть, выйдя на воздух, затянувшись сигаретой рядом с Крестом и его блатным жаргоном. А главное, что этот прекрасный день украшает такое счастливое событие – свадьбу. Радостные возгласы собравшихся, счастливые после стольких ужасов влюблённые, тосты, жених поёт под гитару, душевно оканчивая этот тёплый день.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Гитарные мотивы саундтрека Алексея Омельчука, не покидающие нас во время всего путешествия, сильнее всего погружают в густую атмосферу этого мира. Словно поминальная песнь навсегда ушедшей эпохе, складывающаяся из ударов по струнам и спокойных звуков природы. Композиции с гитарой проникают в нутро и пробирают целиком, оставляя лёгкое печальное послевкусие.

Тайга

Словно глоток свежего воздуха после пустынных краёв знойного Каспия ощущается осенняя тайга, в которой живут Дети Леса. Когда-то они на самом деле были детьми, застигнутыми началом войны в местном лагере и, несмотря на прошедшие годы, во многом остающиеся такими же детьми, охраняющими свой лес. И их порой легкомысленное детское поведение кажется чем-то добрым.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Сильнее всего на этом уровне цепляет именно окружение. Лес тайги настолько густ и тёмен, словно в нём можно потеряться, яркие лучи солнца приветливо играются на широкой речной глади, пожухлыми листьями разукрашены ветви деревьев на фоне чистого синего неба, заброшенная церковь с остатками разрушенного золотого купола и крыши домов, укрытые лиственным ковром. И, хоть я не из тех, кто ностальгирует по СССР, но полуразрушенный пионерский лагерь со всеми выцвевшими советскими агитплакатами, стендами, скульптурами и символикой всё равно произвёл хорошее впечатление, словно это что-то очень близкое и знакомое, раздающееся звонкими отголосками в памяти. Наполнение этой локации располагает к себе, врагов тут не так много, а тех, что есть, можно легко обойти, поэтому здешняя атмосфера ощущается лёгкой и спокойной, родной. И даже мутант-мишка не так страшен посреди такой идиллии.

Думаю, здесь стоит сказать пару слов о персонажах, ведь именно на этом уровне я чувствовал всю ответственность за судьбу одного из персонажей, спасти которого можно было только при скрытно прохождении без убийств. Сплочённый экипаж «Авроры» ощущается дружной семьёй, в которой каждый стоит друг за другом. У всех из героев есть свой характер, все их имена запоминаются и за личную судьбу каждого по-настоящему волнуешься. Да, Отношения между ними проработаны не на таком высоком уровне, как в РПГ, диалоги не содержат какого-то глубокого смысла, их анимации и озвучка довольно бюджетны… Но в них есть душа, они чувствуются живыми. Актёры порой переигрывают, но даже такая, казалось бы, ошибка не портит погружение, не вызывает недовольства, но позволяет позабавиться этими моментами, ведь даже в этом заключена часть атмосферы.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Больше всего запомнилась встреча со старым адмиралом в его пиратском штабе. Необязательная сцена, которую вовсе можно пропустить, тронула своей душевностью. Уют спокойного вечера, едва освещённого тусклым светом керосиновой лампы, обволакивает душу теплом. Наблюдая за адмиралом и его товарищами-скелетами, закуриваешь сигарету, неспеша пьёшь горячий чай, под воспоминания о былом наигрываешь лёгкую мелодию на старой гитаре и забываешь обо всём.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Новосибирск

Новосибирск. Заснеженный мёртвый город с зашкаливающим уровнем радиации и метелью, застилающей взгляд белой пеленой и укутывающей всё серым туманом. Невероятное напряжение не отпускает, ведь на кону стоит судьба важного для Артёма человека.

Это последний уровень в игре, и надолго здесь мы не задержимся. Но по силе восприятия он вовсе не уступает предыдущим колкациям, и в чём-то действует даже сильнее, ведь именно здесь каждая минута ощущается на вес золота и напряжение постоянно растёт. Мы снова спускаемся в тоннели метро, наблюдая последствия кровопролитной гражданской войны. Гнетущее чувство страха. Заброшенный вымерший город без единой живой души. Здесь остался лишь юный Кирилл Хлебников, так и не дождавшийся своего отца и помогающий героям. Опустошение и одиночество на этом уровне ощущаются как нигде, ведь на людей на пути более не встретится. Замшелые болота, бледный разрушенный институт, рассыпавшиеся здания. Отчаяния напирает всё сильнее. И лишь глухой гул ветра вдали бьёт по ушам.

Атмосфера родного в Metro: Exodus

Итог

Подводя итог, хочется сказать о сильной нехватке игр, отражающих нашу родную культуру. Игр, которые умело показывают характерные особенности менталитета своих создателей. Все элементы этого мира, его разруха, одновременно вызывают чувство некой горечи и вместе этим… тепла. Игре удалось передать дух поколений, тоску по ушедшей эпохе, чувство лёгкой ностальгии и меланхолии. Каждая деталь, будь то надписи на стенах или сельский говор, делает мир «Метро» живым и особенным, душевным. Поэтому печально осознавать, что отечественный геймдев таким почти не радует. Ведь где, как ни в игре от русских и украинских разработчиков могло воплотиться подобное? И особенно расстраивает то, что в ближайшее время подобного сотрудничества мы точно не увидим.

7474
24 комментария

Исход очень атмосферный. Только ощущение, что апокалипсис случился не в 2012, а где-то в восьмидесятых

17

Автору спасибо, при прохождении чувствовал похожие эмоции. Как всегда, вся соль в неспешном, вдумчивом прохождении. Что бы влиться в эту атмосферу (плюс очень в этом помогает какой-то свой, почти родной, персонаж Анны)
По поводу атмосферы 1980, а не 2010: я думаю это можно списать на игровую условность. При том, что это, как я понимаю, сделано намеренно, так как вызывает определённые ассоциации и чувство настольгии у ЦА. Так как песни под гитару, радио, истории перед костром и некоторый винтах очень хорошо вписывается в этот почти ламповый мир жестокого постапокалипсиса.

8

Спасибо за оценку! Рад, что понравилось. Лично мне атмосфера 80-х больше нравится, хоть само то время с чем-то хорошим у меня не ассоциируется. Таких игр, да ещё и про нашу культуру, очень мало.

2

В Исход долго не играл, но в Метро 1-2, присутствует советский сеттинг с диким анахронизмом, типа современных стиральных машин и телевизоров, уже российского автопрома на улицах итд. Аудиокассеты с магнитофонами сосуществуют тут же с компьютерами и ЖК мониторами, советская одежда, старая посуда, которая уже вряд ли могла быть на момент ядерного удара в 2013 году, по лору игры.

Одна половина всех вещей уже не могла существовать, другая взята из нашего времени, и это именно самый большой недостаток игры, похоже на то что игра делалась в первую очередь на зарубежный рынок, где такие нюансы вряд-ли были сильно заметны для игроков. В Исходе я так понял ничего из этого не поменялось?

Комментарий удалён модератором

Чел, я же написал, что не ностальгирую по СССР, придерживаюсь диаметрально противоположных взглядов. И вообще хотелось бы обойтись без политики под этой статьёй.

12

Спасибо за такую крутую статью! И раз уж тут пошла такая пьянка, хочу тоже поделиться любимыми скринами из Метро

3