[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Алексей Сергеев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 7, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section": "pro" }
769
Gamedev

Любовь к тактике, военной технике и работа с аудиторией: почему World of Tanks так популярна

Автор Gamespot Зорин Те написала статью, в которой она объясняет невероятную популярность игры World of Tanks от белорусской компании Wargaming.

Основными причинами успеха, по мнению журналистки, стали грамотная работа компании со своей целевой аудиторией, невысокий темп геймплея, а также ассортимент красивой реалистичной военной техники.

Редакция DTF публикует перевод материала.

Поделиться

В избранное

В избранном

World of Tanks всегда казалась мне довольно странным явлением. Она удивляла на двух уровнях. Во-первых, успех free-to-play игры про танки был необычен сам по себе. Игрок управляет бронированной военной машиной от первого или третьего лица и сражается с противниками в нескольких режимах плечом к плечу с командой. Водить танк и стрелять, по идее, не так уж и сложно, но вся глубина проявляется в широком разнообразии стратегий. Пользователь должен как можно удачнее и разумнее расположить машину на поле боя, воспользоваться преимуществами местности, и постараться первым обнаружить врага. Любопытно, но вроде ничего необычного.

Тем не менее, я постоянно слышала про крупные турниры и конференции, связанные с World of Tanks. Всё говорит о её популярности. Это одна из пяти самых прибыльных free-to-play игр на ПК, которая постоянно занимает места в разнообразных топах.

И, если высокого положения игры в рейтингах недостаточно, чтобы впечатлить вас, то как насчёт такой новости: исполнительный директор Wargaming Виктор Кислый — один из трёх человек во всей игровой индустрии, заработавших на своём бизнесе миллиард долларов. Конкуренцию ему составляют только Гейб Ньюэл и Маркус «Notch» Перссон. Просто задумайтесь, Кислый достиг тех же высот, что сооснователь Valve и создатель Minecraft — самой популярной ПК-игры всех времён.

Когда я стала расспрашивать своих друзей и знакомых, то не нашла среди них ни одного активного игрока в World of Tanks

Большинство геймеров, более того, вообще никогда не видели её вживую. Игра невероятно популярна и успешна, но я почему-то нигде не могла встретить представителей сообщества World of Tanks.

Меня также очень удивляет масштаб соревнований по World of Tanks. Много лет я следила за профессиональной сценой, окружающей другие киберспортивные игры: StarCraft 2, Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, а также разнообразные файтинги. Я даже лично поиграла во все эти игры, чтобы понять причины их популярности для зрителей и участников. Время от времени новости из одного сообщества просачивались в другое или гремели на всю индустрию.

Например, даже если вы не играете в League of Legends, вы, скорее всего, услышите о начале какого-то крупного соревнования или об очередном скандале. Новости попадали ко мне через социальные сети, друзей, форумы или новостные сайты, которые я регулярно читаю.

Но World of Tanks существует в своей собственной параллельной вселенной. Да, крупные киберспортивные организации собрали команды по игре, это известно. Но помимо этого — никаких новостей. Я не слышала про результаты крупных соревнований, не слышала новостей про то, что какая-то команда сделала что-то крутое. И не могла понять, в чём дело. Как это огромное сообщество, которое регулярно проводит крупные турниры, умудряется меня избегать? Почему я ничего не знаю про турниры, команды и игроков? Вся эта информация по другим известным играм находила меня сама.

Но я всё-таки смогла понять World of Tanks. Или, по крайней мере, мне так кажется. Для этого пришлось ознакомиться с историей и культурой двух совершенно разных стран, пообщаться с аудиторией игры, а также с сотрудниками Wargaming со всего мира.

Чтобы понять World of Tanks, давайте в первую очередь изучим её аудиторию. Практически сразу становится очевидно, что по большей части в World of Tanks играют мужчины. Да, это можно сказать и про Dota 2, и про LoL, но ни в одном другом игровом сообществе процент мужской аудитории не превышает женскую так ощутимо, преимущество в случае с WoT гигантское. И это — не случайность.

В интервью со мной исполнительный директор Wargaming Виктор Кислый сказал, что ему это прекрасно известно.

Игра с самого начала фокусировалась на более взрослой мужской аудитории. На взрослых парней, у которых уже есть семья, работа, пара лишних долларов в кармане и немного свободного времени. World of Tanks немного медленнее типичных шутеров или игр вроде Dota. Чтобы быть хорошим игроком, вам совсем не обязательно делать 70 кликов в секунду.

Это более спокойная, более… мужская игра, исторически достоверная, даже пугающая, в хорошем смысле. И фотореалистичная. В наше время мало подобных проектов, чаще всего разработчики предпочитают мультяшный графический стиль

исполнительный директор Wargaming Виктор Кислый

Хочет ли он привнести больше разнообразия в аудиторию?

«Не так уж и сильно. Мне кажется, что мы не можем сделать ничего, чтобы привлечь женщин к реалистичным танкам. Им это просто не интересно», — коротко ответил он.

Такой же вопрос я задала Деону Пеку, руководителю отделу по работе с клиентами игр Wargaming в Азии. Его ответ был краток, но не столь категоричен.

«В прошлом мужчин-игроков было примерно 99.9 процентов. Но благодаря популярности киберспорта мы видим среди своей аудитории всё больше женщин, например, фанаток на соревнованиях. Но есть и игроки, и комментаторы» — сказал Пек.

Было довольно интересно услышать мнение Пека о том, что рост популярности World of Tanks среди женщин связан с ростом профессиональной сцены. Я сумела лично убедиться в его правоте, когда посетила Гранд-Финал крупнейшего мирового турнира в Варшаве. Он собрал 12 лучших команд со всего мира, каждая из которых прошла отборочные соревнования в своём регионе: Юго-восточная Азия, СНГ, Европа, Северная Америка и Китай.

В сотрудничестве с киберспортивной организацией ESL Wargaming организовала турнир, который проводился на стадионе Торвар Холл, способном вместить до пяти тысяч зрителей. Я была среди них, почувствовала их энергию. Точно такую же, как на крупных соревнованиях по другим играм. В зале собирались даже семьи с детьми и влюблённые пары, но, как и говорили Кислый и Пек, мужчин было намного больше, чем женщин, и они были в среднем старше аудитории других игр.

И, похоже, Wargaming это понимает, и потому наняла привлекательных молодых девушек и поставила их на сцену. Они надели красивую одежду в красный и синий цвета игровых команд, стояли и улыбались зрителям и ведущим.

Wargaming очень хорошо знает свою аудиторию и не стесняется пользоваться эти, чтобы привлечь ещё больше фанатов

Но на соревновании присутствовали и другие представители женского пола — Лорен Pansy Скотт комментировала матчи. Она хорошо разбирается в игре, и за её плечами уже три года профессионального комментирования соревнований по World of Tanks.

«Странно, не так ли? Хотя мне кажется, что с другими играми такая же ситуация. Да и как вообще привлекать женскую аудиторию? Тем не менее, Wargaming собирает вокруг своих игр большее количество взрослых людей с семьями. Им больше 25, у них есть немного лишних денег. В этом есть что-то интересное и уникальное» — ответила мне Скотт, когда я задала ей вопрос о необычном составе аудитории.

Она рассказала, что, несмотря на подавляющее большинство мужчин среди зрителей и игроков, в мире World of Tanks не считают её чужой.

«Лично ко мне и моей работе Wargaming всегда относилась очень хорошо. Других женщин-комментаторов, насколько я знаю, почти нет. Есть где-то ещё одна или две, но это, собственно, всё», — сказала она.

Другой опытный комментатор Люк Dorjan Кнеллер делится со мной ещё одним интересным наблюдением: «Игроки, как правило, очень взрослые. В World of Tanks огромное количество старшей аудитории. То есть, не супер-старой, конечно, но некоторым игрокам 50 или даже больше 60 лет. Дело в том, что World of Tanks — медленная стратегическая игра, не требующая высокой скорости реакции».

В соревнованиях участвуют команды по семь человек. В среднем, возраст игроков чуть выше, чем в других играх. Некоторым даже больше тридцати.

Команды сражаются друг с другом за контрольные точки в матчах длительностью не больше десяти минут, что меня сильно удивило. Тем не менее, в Гранд-Финале противники сошлись в долгом противостоянии. Победителем становится команда, выигравшая пяти раундов из девяти.

Я наблюдала за сражениями и постепенно понимала, что World of Tanks — поистине командная игра. Каждый отдельный игрок ничего не мог сделать в одиночку, не мог проявить свои личные таланты, разобравшись со всеми противниками без помощи товарищей. Группы работали как единый механизм.

Танки не могут перемахнуть через всю карту незамеченными, поэтому расположение каждой машины очень важно. Несмотря на общую медлительность, преимущество очень легко переходило на сторону одной или другой команды. Поэтому тактика стояла превыше личных способностей отдельно взятых игроков.

Комментаторы наблюдали за каждым танком, поэтому мне с лёгкостью удавалось следить за происходящим, несмотря на большое число участников.

Конечно, мои личные навыки не идут ни в какое сравнение с умением профессионалов, но даже я понимала, насколько матчи интересные и захватывающие. Команды использовали хитрые стратегии, прятались от противников, захватывали базу в последнюю секунду. Матчи были невероятно увлекательными, но совсем не такими, как я ожидала.

Мне кажется, именно этим World of Tanks отличается от других крупных киберспортивных игр. Ни один человек не может вытянуть команду в одиночку. Вы должны работать вместе и постараться перехитрить противника своей стратегией.

Команды заготавливают тактику заранее. А с помощью клиента наблюдателя мы можем с лёгкостью следить за её исполнением. Чтобы понять гениальность команд, на матч нужно смотреть с их перспективы. Только тогда вы сможете осознать, насколько они хороши. Лично для меня именно такие нюансы, которые можно очень легко заметить на турнирах подобного масштаба, отличают World of Tanks от других игр.

комментатор Лорен Pansy Скотт

В напряжённом Гранд-Финале крупнейшего турнира лицом к лицу столкнулись команды Na'Vi и Hellraisers. Обе команды представляют основанные в Украине киберспортивные организации. С первых дней существования World of Tanks верхние позиции на пьедестале чаще всего занимают команды из Восточной Европы. Из восьми самых успешных команд на турнире шесть представляли именно этот регион.

Популярность World of Tanks ещё можно объяснить ранним запуском в России. Штаб-квартира Wargaming расположена на Кипре, но изначально компания была основана в Белоруссии. В 2010 году World of Tanks вышла в России. И только в 2011 году — в Северной Америке. В том же году Wargaming объявила, что в игре зарегистрировалось три миллиона человек — и два миллиона были из России.

Как можно легко понять, World of Tanks в определённых регионах оказывается куда популярнее. Кислый сказал мне, что игра была сделана максимально фотореалистично, чтобы привлечь аудиторию, интересующуюся танками и прочей военной техникой.

Музей Войска Польского, Варшава

И я многое поняла, когда посетила музей военной истории в Варшаве. Я испытывала необычайный трепет, пока гуляла среди громадных стальных монстров. Те танки уже много лет как вышли на пенсию, но по-прежнему впечатляли. Я выросла в Австралии, и никогда прежде не видела настоящие танки. В школе нам мало рассказывали про них, потому что тяжёлая военная техника не оказала достаточного влияния на прошлое страны. Но, как я узнала из посещения музея, танки сыграли большую роль в истории Европы.

А когда я посетила музей при Военном Мемориале в Корее, англоговорящий гид рассказал мне, что благодаря танкам ход корейской войны полностью изменился. Я узнала, что Северная Корея получила от СССР технику, что дало ей преимущество в сражении с южным соседом. У Южной Кореи почти не было танков, и войскам страны пришлось отступить.

Wargaming обнаружила целый новый сегмент рынка, состоящий из более взрослых игроков

Танки оказали огромное влияние на мировую историю, но в разных регионах их популярность сильно разнится. Я встретила достаточно ярых фанатов World of Tanks на соревнованиях в Южной Корее, но их было намного меньше, чем на Гранд-Финале в Варшаве. В Европе на крупнейшем турнире сотни фанатов болели за свои любимые команды и размахивали национальными флагами.

На выходе со стадиона стоял настоящий танк, на который постоянно забирались посетители, чтобы сфотографироваться. Я даже увидела группу стоящих перед танком мужчин: они кричали от восторга. Всего лишь один танк вызвал у них настолько сильные эмоции, что они захотели запечатлеть момент на фото.

«История очень важна. Кое-где в мире люди в детстве играют с маленькими модельками танков. И потом не забывают об этом», — пояснил руководитель киберспортивного направления Wargaming Алексей Кузнецов. Как и другие сотрудники студии, он сказал, что аудитория World of Tanks в среднем старше, чем у других игр.

Он же и рассказал мне, что в детстве большинство фанатов World of Tanks, скорее всего, постоянно играло с маленькими танчиками. Может это и звучит странно, но, на самом деле, вполне логично.

«Танки привлекают новых игроков. Они прекрасны. Они впечатляют. Почему люди покупают машины? По похожей причине», — говорит Кузнецов.

Профессиональный игрок из Северной Америки Иэн Masterpupil Тейлор родился и вырос не в Европе. Но его всё равно привлекают танки. Я встретилась с ним на турнире в Варшаве.

«Я увидел рекламу игры в сети и сразу заинтересовался, потому что в ней были танки времён Второй Мировой. Я люблю историю, и возможность пострелять из реальных машин тех времён показалась любопытной», — сказал он. Для Тейлора World of Tanks оказалась первой по-настоящему стратегической игрой.

«Русские любят игру потому, что они любят бронированную технику»,— сказал его товарищ по команде и капитан Джон TigersLovePepper Калжоу.

По словам Кислого, несмотря на огромную аудиторию World of Tanks, большинство игроков не вложило в игру ни цента. Я попросила его поделиться более конкретными числами, и он ответил, вновь кратко и по делу: «От региона к региону есть определённые различия, но в общей сумме примерно 75% игроков не совершали внутриигровых покупок. Но мы всё равно их любим».

Однако он отмечает, что платящие игроки не получают большого преимущества:

«Мы не продаём ничего, что может дать вам какое-то особое преимущество. Именно поэтому мы называем World of Tanks free-to-win. В большинстве своём игровые покупки позволяют вам ускорить прогресс. То есть мы позволяем обменивать деньги на время».

За реальные деньги можно купить игровую валюту, которая затем тратится на ускорение получения опыта или новых танков, а также на покупку расходных предметов, вроде особых снарядов. Впрочем, игроки могут получить те же танки и бесплатно, но потратив больше времени.

Большинство профессиональных игроков, с которыми я поговорила, честно призналось, что потратило немало денег в World of Tanks

Почти все начинали с каких-то вложений: от 20 до «нескольких сотен» долларов. Но они же сказали, что потраченные деньги не дают преимуществ, они лишь ускоряют получение уровней, а значит — и более сильных танков. В общем-то, вполне логично, что внутриигровые покупки ускоряют прогресс, ведь у большинства игроков World of Tanks есть деньги, но не так много свободного времени.

Wargaming сфокусировалась на определённой аудитории, и делает для своих игроков всё, что только может, чем и объясняется невероятный успех World of Tanks. Кроме того, преимущество в игре получает слаженная команда, а не группа отдельных талантливых игроков. А сами реалистичные танки привлекают внимание фанатов военной техники и жителей тех регионов мира, в истории которых танки сыграли важную роль. Успех игры позволяет разработчикам постоянно обновлять её. Кроме того, недавно World of Tanks вышла на консолях PS4 и Xbox One.

World of Tanks многому меня научила. Я осознала, чем её геймплей и стилистика привлекают старшую аудиторию из определённых стран и регионов. Я узнала историю, посетила несколько военных музеев и поняла, что танки многое значат для некоторых людей.

Я услышала, как кричат восторженные фанаты на крупнейший соревнованиях, я поговорила с игроками и комментаторами. И все они очень любят World of Tanks. Возможно, у игр Wargaming очень нишевая аудитория, но компания знает, как этим пользоваться.

World of Tanks продолжает расти и, подобно танку времён Второй Мировой, двигаться вперёд, сметая на пути все преграды. И мне кажется, останавливаться в ближайшее время она точно не собирается.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться