Елена Авдеева
16 074

На другой волне: кинематограф Южной Кореи

Как развивался южнокорейский кинорынок и что стоит посмотреть.

Поделиться

В избранное

В избранном

Кровавые боевики, азиатская философия, интригующие сюжеты и слезливые дорамы, — всё это корейское кино. Сейчас фильмы из этой страны ассоциируются в основном с качественными работами, хотя даже 20 лет назад ситуация обстояла совсем по-другому. Разбираемся в истории корейского кинематографа от зарождения и до наших дней, а ещё рекомендуем, что посмотреть.

От лишений к лидерству

Знакомство корейцев с кино началось достаточно поздно. Впервые «движущиеся картинки» в страну привёз американский путешественник Бартон Холмс в 1901 году. Свои видео, снятые на переносную камеру, он показал королю Коджону. А вот до широкого зрителя кино дошло только спустя два года, когда платные сеансы начали проводить на одном из рынков Сеула — Тондэмуне.

Первый общественный кинопоказ в Корее состоялся 23 июня 1903 года

Традиционные же кинотеатры в стране начали появляться только в 1909 году. К тому времени на Западе было созданы уже несколько сотен фильмов, в том числе знаменитое «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. В первые годы именно американские и европейские киноленты доминировали в корейском прокате. Всё изменилось в 1910 году, когда страна стала японской колонией, и новые владельцы начали использовать кинорынок Кореи как площадку для реализации своих фильмов.

Именно японский захват помешал Корее начать развивать своё кинопроизводство, ведь практически все деньги от проката уходили Японии. Единственным доходом для самой Кореи оставался первый кинотеатр Тондэмун, его японцы оставили на попечение местных властей. Поэтому на производство первого национального фильма пришлось копить девять лет. В итоге в 1919 году мир увидел фильм «Справедливая месть» режиссёра Пак Сунпхиля. Первое корейское кино было не совсем стандартным: на видео был записан только задний фон, а вот актёры работали перед зрителями в режиме реального времени, как в театре.

Постер первого корейского фильма «Справедливая месть» (1919)

У аудитории подобные киноспектакли вызывали восторг, и поэтому режиссеры начали активно заниматься развитием этого направления. В 1920 году, например, в Корее вышел первый «полнометражный фильм» — «Чики».

Немое кино

Настоящее кино в Корее появилось в 1923 году с выходом немого фильма «Клятва при Луне». Первые корейские киноленты были слабыми как в техническом, так и в сюжетном отношении. Развитию мешало опять же японское правительство. Каждый фильм должен был проходить строгий отбор специального комитета, и снимать разрешено было лишь в нескольких жанрах: мелодрама, костюмированная драма и фильмы с японской идеологией. Все остальные киноленты отбор пройти не могли.

Во времена японской колонизации на каждом киносеансе в Корее присутствовала полиция

Тем не менее, некоторым режиссёрам каким-то чудом удавалось довести свой продукт до проката. Одним из них был На Унгю. Его фильм 1926 года «Ариран» — самый дерзкий проект того времени, ведь одной из его тем был протест против Японии и колониального строя. За «Арираном» последовали и другие фильмы-борцы за корейскую независимость: «Бродяга» и «Сумеречная улица».

Постер фильма «Ариран» (1926)

Долго эта режиссёрская свобода не продержалась, и уже к началу тридцатых годов в Корее увеличилась правительственная цензура, а количество фильмов снизилось. Так в 1931 году кинокомпании выпустили шесть фильмов, в 1932 — четыре, в 1934 — всего два.

Звуковое кино

Новый этап в национальном кино начался в 1935 году с выходом первого звукового фильма — «Сказания о Чхун-хян». Корейские зрители, порядком уставшие от вездесущей цензуры и японцев, очень обрадовались, когда услышали в кинотеатрах родную речь. Но счастье было недолгим — Япония раз за разом продолжала усиливать цензуру. Дошло до того, что к съёмкам в фильмах допускались только актёры с японскими фамилиями и только те, кто умел говорить на японском языке — использовать корейский в фильмах было строго запрещено.

Кадр из фильма «Сказания о Чхунхян» (1935)

В начале сороковых все киностудии Кореи были объединены в одну, подконтрольную японскому правительству. После этого доля национального кино в прокате была сокращена, вместо этого показывали немецкие, итальянские и японские картины. А то, что производилось в самой Корее, было инструментом японской пропаганды. Единственным смелым исключением стал фильм 1941 года «Ты и я». Его режиссер Хэ Йонг показал свой взгляд на отношения между Корей и Японией.

Период подъёма

Изменения начались после Второй мировой войны, которую Япония проиграла. После поражения страна подписала акт о капитуляции, одним из условий которого был роспуск корейской колонии. Это освобождение Кореи стало поводом для первого витка развития кино.

Новая эра корейского кино началась в 1946 году с антияпонского фильма «Ура свободе!»

Долго, однако, экспериментировать с новыми формами и темами корейцам не удалось, ведь в 1950 году в стране началась гражданская война. Она продлилась три года, и за это время почти все наработанные киноресурсы были разрушены. Ну а самым серьёзным итогом войны стало разделение полуострова на две части: Северную и Южную Корею. Дальше речь, естественно, пойдет о последней.

Кадр из фильма «Служанка» (1960)

После окончания войны президент Южной Кореи Ли Сын Ман решил помочь развитию киноиндустрии, освободив её от налогов. Это стало началом «Золотого века» корейского кино. Режиссёрам дали свободу, а потому количество производимых фильмов в стране сильно выросло. С 1950 по 1959 число выпускаемых в год фильмов выросло почти в 23 раза (от 5 до 111).

Одновременно с этим развивалось и качество кинематографа. Авторы начали экспериментировать с жанрами и темами. Например, режиссёр Ким Ки Ён в своих картинах вывел на первый план женщину, и женщину не простую, а властную и подавляющую мужчину. Самым известным его фильмом на эту тему стал «Служанка» 1960 года. Это триллер о горничной, которая совращает своего хозяина.

Ещё один суперпровокационный фильм шестидесятых годов — «Шальная пуля» (Aimless bullet) режиссёра Ю Хён Мока. Он рассказывает о той действительности, в которой оказалась Южная Корея после войны: голод, разруха, многочисленные самоубийства и прочие проблемы. Из-за такой яркой демонстрации неприятной действительности фильм не допустили к прокату в кинотеатрах страны. Зато на Западе, на кинофестивале в Сан-Франциско, «Шальную пулю» приняли на ура.

«Служанка» и «Шальная пуля» — фильмы, которые разными критиками называются лучшими за всю историю корейского кино

Кадр из фильма «Шальная пуля» (1961)

Но беспроблемно развиваться корейскому кино опять не дали. В начале шестидесятых годов в стране прошёл военный переворот, и президентом стал Пак Чон Хи. Экономика страны при нём росла бешеным темпами, а вот кино начало испытывать трудности.

Пак Чон Хи ввёл квоту на зарубежные фильмы, чтобы обеспечить отечественным большую долю в кинопрокате. При этом количество производимого кинопродукта было ограничено до 71 фильма в год. Более того, всё корейское кино обязано было соответствовать вновь введённой государственной цензуре.

Кадр из фильма «Женщина огня» (1971)

Для развития индустрии в 1973 году была создана Корейская Кинопроизводственная Корпорация, которая в итоге занималась продвижением только тех фильмов, которые показывали действующее правительство в позитивном ключе. А хорошее жанровое кино, в попытке спастись, ушло в подполье — независимые фильмы снимали студенческие группы.

В 1988 году цензура наконец пошла на спад, но сразу не исчезла. До 1992 года фильм всё же мог быть запрещён как на препроизводственном этапе, так и после завершения работы. Пройти проверку было не так просто: за период с 1988 по 1992 год лишь половина фильмов смогла это сделать. Причин для запрета могло быть четыре:

  • фильм нарушает дух конституции и достоинство государства;
  • фильм нарушает общественный порядок и мораль;
  • фильм ухудшает отношения между Южной Кореей и другими странами;
  • фильм не соответствует здравому смыслу.
Кадр из фильма «Вознесись!» (1989)

Ещё одно послабление 1988 года — снятие квоты на зарубежное кино. С притоком западных фильмов киностудии Южной Кореи резко начали терять доходы: в 1993 году только 16% всего кинопроката принадлежала корейцам. Такие жуткие цифры напугали правительство, и оно ввело новую квоту, теперь уже на прокат собственных фильмов — каждый кинотеатр должен был показывать отечественное кино не менее 106 дней в году.

Настоящее время

Сейчас корейское кино ассоциируется с качественными хорошо снятыми фильмами. Заработать такую репутацию удалось благодаря серьёзной работе самих деятелей кино и новой государственной политике.

В 1999 году в Корее был создан Совет по кино (KOFIC). Новая организация всеми возможными способами поддерживает отечественных производителей: помогает с финансированием, продвигает фильмы на заграничных фестивалях и организует собственные смотры (Пусанский кинофестиваль, Международный кинофестиваль в Чонджу, Международный Кинофестиваль Фантастики в Пучхоне). Именно благодаря Совету в Корее могут развиваться артхаус и авторское кино.

Совет верит, что с финансовой поддержкой больше уникальных и экспериментальных фильмов смогут быть произведены, и это разнообразит существующую индустрию.

Информация с официального сайта KOFIC

Также в Корее создана открытая электронная база сценариев, в которую любой желающий может добавить свою работу для продажи. А в конце каждого месяца до четырёх лучших авторов могут отправиться на трёхмесячное обучение за счёт государства.

Совет поддерживает в основном авторское кино, но и фильмы для широкой аудитории не остаются без дотаций. Большие вложения в него делают чеболи — корейские финансово-промышленные группы. Первой корпорацией, решившей поддержать выпуск фильма, стала Samsung в 1992 году. Благодаря их финансовой поддержке была создана комедия «Свадебная история». После этого в кино потянулись такие чеболи как Daewoo, Hyundai, CJ, Orion и Lotte. Корпорации-спонсоры вовлечены в абсолютно все стороны кинопроизводства: от собственно финансирования до импорта и выпуска фильма на цифровых носителях.

Международная известность

Продвигать свои фильмы за границей корейцы начали в 1999 году. Сначала их картины покупались в основном прокатчиками соседних стран. Особенно популярны в Азии были корейские романтические фильмы, например, «Дрянная девчонка», «Апрельский снег» и «Не хочу забывать».

Кадр из фильма «Апрельский снег» (2005)

В Европе и Америке же корейские фильмы были скорее исключительно фестивальным продуктом, но выступали они на смотрах очень успешно. В 2002 году два фильма получили награду за лучшую режиссуру — «Оазис» в Венеции и «Штрихи огня» в Каннах. В 2004 году «Олдбой» на фестивале в Каннах получил гран-при. Ещё один обладатель этой награды — фильм «Жажда» 2009 года.

Кадр из фильма «Оазис» (2002)

Успешное участие в фестивалях привлекло внимание к корейскому кино со стороны таких крупных компаний как Dreamworks и Warner Bros. Правда, те хотели получить права не на показ фильмов, а на создание их ремейков. Так появились голливудские версии «Истории двух сестёр» (американская версия — «Незваные»), «Олдбоя», «Дрянной девчонки» и других.

Укреплять свои позиции в американском и европейском прокате корейские фильмы начали только несколько лет назад. Скорее всего, связано это с тем, что наконец-то страна смогла урегулировать свою экономическую ситуацию, а у зрителей всего мира сложилось чёткое представление о том, что же такое «корейское кино». Отлично иллюстрирует это сравнение сборов двух популярных фильмов из Кореи, «Служанки» и «Олдбоя»: первый в Америке в 2016 году показали в 123 кинотеатрах, и он собрал 2 миллиона долларов, а второй в 2003 показали только в 23 кинотеатрах, сборы — 707,5 тысяч.

С развитием киноиндустрии у некоторых корейских режиссёров появился шанс поработать над англоязычными фильмами: например, Пак Чхан-ук («Олдобой») снял «Порочные игры» с Николь Кидман и Миа Васиковской, а Пон Джун-хо («Воспоминания об убийстве») поработал над фильмом «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон.

Последнее достижение корейцев в покорении западного рынка — выпуск фильма «Окча» эксклюзивно для Netflix. Снял его тот же Пон Джун-хо. Кстати, стриминговый сервис уже готовит к выходу в 2018 году ещё один южнокорейский продукт — сериал «Королевство» режиссёра Ким Сон-хуна.

Что стоит посмотреть

Популярность корейского кино сейчас — заслуга сценаристов и режиссёров. Они, понимая, что предстоит бороться с производителями из других стран, которые уже прочно закрепились в кинопрокате, серьёзнее подходят к написанию сюжетов и в целом производству фильмов. Вот лишь десять кинолент из числа лучших за последние двадцать лет.

«Трилогия о мести» Пака Чхан-ука: «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть»

В трилогию эти три несвязанных друг с другом фильма объединили критики из-за общности тем и идей. Все они посвящены популярной в азиатском кинематографе теме мести. Все они мрачные и тёмные. В каждом главный герой или героиня хотят наказать людей за их несправедливые поступки.

«38-я параллель»

Кадр из фильма «38-я параллель» (2004)

Корейская война глазами самих корейцев. Хорошая драма с масштабными съёмками, большим количеством массовки и подробными батальными сценами — из-за обилия крови во многих странах фильм получил высокий возрастной рейтинг.

«Я видел дьявола»

Кадр из фильма «Я видел дьявола» (2010)

История противостояния полицейского и маньяка, убившего его жену. Представитель закона, пытаясь разобраться с преступником, начинает с ним опасную игру в кошки-мышки. В финале фильма герои настолько погружаются в свое противоборство, что зритель уже перестает понимать, кто из них является истинным дьяволом.

«Поезд в Пусан»

Кадр из фильма «Поезд в Пусан» (2016)

Один из последних корейских хитов — фильм-катастрофа о вирусе, превращающем людей в зомби. Он получил практически стопроцентную положительную оценку критиков всего мира, а после успеха в Каннах за право на создание англоязычного ремейка начали бороться Fox, Sony, StudioCanal, EuropaCorp. В итоге переснимать «Поезд в Пусан» будет французская компания Gaumont.

«Весна, лето, осень, зима…и снова весна»

Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима…и снова весна» (2003)

Философская притча от одного из самых популярных в России корейских режиссёров Ким Ки Дука в своё время собирала полные залы. А плавающий храм из фильма стал настоящим символом корейского кино.

«Служанка»

Кадр из фильма «Служанка» (2016)

Фильм — экранизация британского романа «Тонкая работа». Историю любви между хозяйкой и горничной режиссёр Пак-Чхан Ук перенес из викторианской Англии в Корею начала ХХ века, когда страна была колонией Японии. Чтобы максимально точно передать ту атмосферу, актёрам фильма пришлось говорить то на корейском, то на японском языках.

«Преследователь»

Кадр из фильма «Преследователь» (2008)

Захватывающий детектив, главный герой которого — бывший полицейский, а ныне сутенер, у которого внезапно начинают исчезать девушки. Взявшись за собственное расследование, он в какой-то момент понимает, что все ниточки ведут к одному и тому же клиенту. «Преследователь» — очень жестокий фильм, в котором грань между добром и злом размыта.

«Человек из ниоткуда»

Кадр из фильма «Человек из ниоткуда» (2010)

Кровавая и мрачная история жизни молчаливого хозяина ломбарда и маленькой девочки, живущей по соседству. Интересно, что в первом варианте сценария главному герою было 60 лет, а переписать историю решили после того, как фильмом заинтересовался известный молодой актёр Вон Бин.

«Воспоминания об убийстве»

Кадр из фильма «Воспоминания об убийстве» (2003)

Этот фильм о полицейском расследовании вошёл в 20 лучших по версии Квентина Тарантино. В основе сценария «Воспоминания» лежит реальная история о первых известных случаях серийных убийств в Корее.

«Пустой дом»

Кадр из фильма «Пустой дом» (2004)

Еще один фильм Ким Ки Дука. На этот раз трагичная история любви, рассказанная полностью без слов. Этот немой фильм получил награды на нескольких кинофестивалях, в том числе четыре «Золотых льва» в Берлине.

#истории #топы #золотойфонд

{ "author_name": "Елена Авдеева", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0442\u043e\u043f\u044b","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 64, "likes": 143, "favorites": 141, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13476", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]