[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-229719-0", "render_to": "inpage_VI-229719-0-952491735", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Антон Датий", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 7, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev" }
753
Gamedev

Как стратегия для Mac превратилась в важнейшую франшизу Microsoft: история серии Halo

Редактор PC Game Уэст Фэллон написал обзорный материал о том, как развивалась история франшизы Halo. Первоначально игра должна была выйти в качестве стратегии в реальном времени, причем эксклюзивно для Mac. После этого студию-создателя серии Bungie выкупила Microsoft, Halo превратилась сначала в экшена от третьего лица, а затем — в шутер.

Редакция DTF публикует адаптированный и дополненный перевод статьи.

Поделиться

В избранное

В избранном

Стив Джобс и Combat Evolved

История главного консольного шутера прошлого десятилетия началась не с первой консоли Microsoft и даже не с этого жанра. Изначально Halo планировалась как эксклюзивная для Mac стратегия в реальном времени. Звучит странно? Еще бы. История великой серии, особенно учитывая её непростые отношения с рынком ПК — это тернистый и извилистый путь, чей последний на данный момент этап ознаменовал выход на персональных компьютерах Halo 5: Forge – конструктора карт для мультиплеера пятой части.

Путь Halo на ПК начинается с Mac и включает смерть известного разработчика стратегий, отмененную онлайн-игру, а также опоздавшие на несколько лет переиздания, требующие установки новых версий DirectX.

Игру, которая в будущем должна была продавать Xbox, потом Windows Vista, потом опять Xbox, а теперь и всю экосистему Microsoft, впервые представил публике Стив Джобс — легендарный руководитель Apple — в 1999 году

Джобс выступал на выставке MacWorld, где рассказывал о том, как компания снова берет курс на игровую индустрию. Он назвал Halo «одной из крутейших игр, что когда либо видел» и анонсировал примерную дату релиза — начало 2000 года. Но даже когда публике демонстрировался шутер от третьего лица, а на экране бегали страшненькие (но узнаваемые) модельки Мастера Чифа и Элитов, разъзжающие на «Вепрях» и «Призраках», зрители видели лишь вторую итерацию проекта.

Несколькими годами позже Bungie выпустит ролик об эволюции Halo, из которого станет известно, что оригинальным прототипом была стратегия в реальном времени, вдохновленная стратегией Myth — предыдущим проектом студии. Ничто из показанного не напоминало то, какой мы знаем Halo сейчас.

Изначально Bungie разрабатывала игры под Mac, но когда Apple начала резко проигрывать гонку в обработке 3D-графики в конце девяностых, она (и многие другие студии) переключилась на ПК.

Запуск планировался на обеих платформах, и незадолго до презентации Джобса прессе даже удалось оценить игру (уже в виде экшена от третьего лица). В ноябре 1999 года Halo попала на обложку журнала Computer Gaming World в качестве участника списка из пяти игр, которым было суждено изменить индустрию навсегда. Как писали журналисты CGW: «выглядит просто слишком круто».

И они были правы. В итоге Halo изменила не рынок ПК, а консольную индустрию. Microsoft приобрела Bungie в 2000 году. Это настолько разозлило Джобса, что он позвонил тогдашнему СЕО Microsoft Стиву Балмеру и наорал на него. Halo должна была выйти на Xbox, но руководитель игрового направления компании Эд Фрайс пообещал, что в будущем Microsoft портирует некоторые ПК-игры и на Mac. Halo стала одной из них.

Halo: Combat Evolved, запущенная на ПК в разрешении 4К

Halo произвела революцию в подходе к адаптации шутеров под консоли (многие считают, что именно благодаря проекту Bungie экшены от первого лица спустя десятилетие заняли первое место по популярности в индустрии). Удобное управление с помощью двух стиков, которое тогда казалось нонсенсом, регенерирующие щиты, раскладка с двумя видами оружия и другие особенности задали тренд в геймдизайне на долгие годы вперед.

Кроме того, игра произвела фурор и благодаря поддержке LAN-соединения, позволявшего проводить на консолях локальные сетевые матчи. Это сделало возможным влияние Xbox на индустрию киберспорта и сокращение разрыва с ПК: в то время привилегия по проведению масштабных мультиплеерных баталий принадлежала только компьютерам.

В 2001 году Halo еще не была ПК-игрой, но уже успела подарить консоли Microsoft многие возможности. Возможно, без Halo мы бы не увидели ошеломительного успеха и расцвета Xbox Live, а вместе с ним и PSN.

Когда Halo наконец добралась до ПК в 2003 году, это случилось благодаря студии Gearbox (создатели серии Borderlands), а не Bungie. И, сдержав слово, спустя пару месяцев Microsoft выпустила игру и на Mac. Это было первое и последнее появление франшизы на платформе Apple, не считая двух мобильных шутеров с видом сверху, выпущенных в 2015 году.

Путь Gearbox начался с того, что студия помогала Valve делать дополнения к Half-Life, а в 2004 году Half-Life 2 и Halo 2 вышли с разницей в неделю. Две великие игры развязали, пожалуй, крупнейшую в истории битву между ПК и консолями.

Спустя более чем десять лет ПК-версия Halo все еще жива благодаря Halo: Custom Edition — бесплатному дополнению от Gearbox, которое открыло создателям модов доступ к инструментарию игры. И, что удивительно, спустя 11 лет после релиза Bungie выпустила патч, который перенес Halo CE с серверов Gamespy на новую инфраструктуру, исправил многие технические ошибки и позволил запускать игру на новом оборудовании в разрешении вплоть до 4К.

Никакая другая часть Halo не имела такого активного сообщества на ПК, но это и не удивительно, учитывая то, что Microsoft сделала с серией после 2003 года.

Halo: Combat Evolved в виде экшена от третьего лица

Проклятие Windows Vista

Halo: Combat Evolved вышла на ПК через два года после релиза на Xbox, но тогда технологии еще не успели радикально измениться. С другой стороны, Halo 2, вышедшая на Xbox в 2004, всего за год до запуска Xbox 360, добралась до компьютеров только через два с половиной года. К тому моменту на рынке уже было три новые консоли. Практически одновременно с Halo 2 вышла Crysis, на фоне которой шутер Bungie выглядел доисторическим динозавром.

Это все еще была прекрасная и очень веселая игра, но это не имело особого значения. Microsoft использовала Halo 2 как флагманский продукт при запуске системы Games for Windows Live и последней версии DirectX, которая была эксклюзивом ненавидимой всеми Windows Vista.

В то время как первая Halo произвела революцию на консольном рынке и изменила индустрию, позиционирование Halo 2 как дорогого блокбастера обрекло её на роль маркетинговой пешки. Было трудно себе представить человека, который хотел бы приобрести новую (и далеко не самую качественную) версию Windows только ради порта консольной игры двухлетней давности, к тому же требующую наличия платной подписки Xbox Live.

Скриншот Halo 2

Запуск Halo 2 на Windows Vista был разочарованием и для Microsoft, и для фанатов, но дальше дела стали только хуже. Вскоре Microsoft анонсировала Halo Wars — стратегию в реальном времени от студии Ensemble, создателей франшизы Age of Empires, которая, помимо серий Warcraft и Command & Conquer, считалась любимой стратегией ПК-игроков. Но Halo Wars оказалась эксклюзивом Xbox 360, и в этот раз сериалу снова удалось произвести фурор на консольном рынке, адаптировав для него еще один исконно компьютерный жанр. Halo Wars стала первой стратегией, в которую было удобно и интересно играть на геймпаде.

Иронично, но игра, которая вернула Halo к стратегическим истокам, не должна была быть ответвлением от основной серии. Microsoft приобрела Ensemble в 2001 году. Пару лет спустя, когда студия уже начала работу над консольной стратегией, корпорация решила, что это должна быть Halo. Основатель Ensemble Тони Гудман говорит, что Microsoft побоялась выпускать консольную стратегию в качестве новой франшизы, поэтому решила использовать бренд Halo, чтобы подстраховаться: «Это решение продлило разработку на год. Microsoft просто пришли и сказали: «А вы не можете просто взять и перерисовать все в стиле Halo?» Но это не так просто».

По словам Гудмана, Bungie расценивала выход Halo Wars как «проституцию» своей важнейшей франшизы

Это лишь его слова, не представителей компании, но и без этого было заметно, что в течение нескольких лет между создателями Halo и Microsoft нарастал конфликт. И хотя корпорация планировала для серии светлое будущее, студию Ensemble ждала другая судьба. Сразу после выхода игры Microsoft распустила команду. Кто знает, какой бы была Age of Empires 4 (и была бы вообще), если бы не Halo Wars? В прошлом году Microsoft анонсировали вторую часть Halo Wars – ей занимается студия Creative Assembly, ответственная за серию Total War. Halo Wars 2 выходит на Xbox One и ПК в феврале 2017 года вместе с обновленной первой частью.

Скриншот Halo Wars

Этот период был самым странным в ПК-истории Halo. Еще до начала работы над Halo Wars Ensemble занимались прототипом онлайн-игры во вселенной франшизы. MMO под кодовым названием Titan должна была составить конкуренцию World of Warcraft, но проект заморозили, а команда переключилась на стратегию. Забавно, но в то же время Blizzard сама работала над преемником WoW с таким же названием, в итоге тоже отменила его и использовала имеющиеся наработки, чтобы создать многопользовательский шутер Overwatch. Их Titan, пускай в другом виде, но все же добрался до релиза, в отличие от проекта Microsoft.

Согласно представителям Ensemble, онлайн-игра по Halo получила зеленый свет от Microsoft, но работу над проектом остановили из-за перестановок в руководстве и смены стратегии. Некоторые концепт-арты Titan выглядят абсолютно не к месту, учитывая специфику арт-дизайна Halo. Поэтому не удивительно, что Bungie относилась с пренебрежением к тому, как Microsoft распоряжалась франшизой в течение многих лет.

Скриншот отмененной MMORPG во вселенной Halo

Долгое отсутствие

В сентябре 2007, спустя всего пару месяцев с выхода Halo 2 на компьютерах, состоялся релиз третьей части. В 2009 вышла Halo Wars. ПК-версии обоих проектов так и не увидели свет. Затем последовал релиз Halo 3: ODST и Halo: Reach, расставание Microsoft и Bungie, выход Halo 4, которой занималась другая студия — 343 Industries. Xbox 360 имела огромный успех, и Halo была одной из его основных причин. Microsoft сосредоточилась на привлечении новых пользователей в систему Xbox Live, о ПК корпорация забыла.

Но странности продолжились. В начале 2013 первые три части внезапно появились в базе данных Steam — это породило слухи о том, что Microsoft все-таки планирует выпустить оригинальную трилогию на ПК, причем на этот раз в приличном виде, без Games for Windows Live, которая к тому моменту уже была фактически мертва. Остальные игры, которые «выловили» в файлах базы данных цифрового магазина, со временем все-таки вышли, поэтому общественность ожидала, казалось бы, неизбежного официального анонса от Microsoft.

Несмотря на то, что в итоге корпорация опровергла релиз в Steam, фанаты не теряли надежды — в ранних билдах сборника The Master Chief Collection для Xbox One нашли изображение курсора мыши. Но и он на ПК не вышел.

Когда Microsoft все же анонсировала новую Halo для компьютеров, впервые за шесть лет, ей оказался twin-stick шутер Halo: Spartan Assault — мягко говоря, не совсем то, чего хотели фанаты. Цифровой помощник Windows назвали в честь Кортаны — искусственного интеллекта, помогающего Мастеру Чифу. Теперь игроки могли хотя бы говорить со своими компьютерами о Halo.

Наконец, в 2015 году случилось невероятное — состоялся анонс нового полноценного ПК-шутера во вселенной Halo. Он назывался Halo Online. Это был условно-бесплатный шутер на движке Halo 3, эксклюзивный для России.

Над игрой работала студия Saber Interactive из Санкт-Петербурга, приложившая руку к созданию ремастера первой части для Xbox 360, а в качестве издателя выступала компания Innova.

Скриншот Halo Online

В первые месяцы бета-теста проект привлек внимание фанатов. Активисты быстро взломали клиент игры, чтобы убрать из него все элементы, присущие условно-бесплатным играм вроде монетизации и косметических предметов, и оставить «голый» геймплей — в игре все-таки были задатки «настоящей» Halo. Она работала при 60 кадрах в секунду, все было замечательно, и казалось, что странное детище российских разработчиков может означать начало новой эры Halo на ПК.

Но проект внезапно заморозили в августе 2016, еще до того, как он покинул стадию беты. Никто так и не понял, для чего Microsoft решила сделать фритуплейный шутер по самой известной американской игровой франшизе эксклюзивным для российского рынка.

Скриншот Halo 5: Guardians

В начале сентября 2016 года на ПК вышел Halo 5: Forge — конструктор мультиплеерных карт для шутера Halo 5: Guardians. Сейчас история в какой-то степени повторяется — после фиаско с Halo 2 и Windows Vista решение выпустить Forge только для Windows 10 (еще для запуска необходимо обновиться до DirectX 12) вызвало много вопросов в сообществе.

На этот раз, впрочем, корпорация выпускает бесплатный конструктор карт, в котором можно проводить лишь закрытые матчи с друзьями. А Halo 5: Guardians, со своей одиночной кампанией и богатым мультиплеером, остается эксклюзивной для Xbox One. Microsoft не планирует портировать её на компьютеры, но добавит в Forge систему поиска выделенных серверов. Благодаря этому проект по сути возвращается к тому, как люди играли в первую Halo на ПК больше десяти лет назад. В век, когда выделенные сервера постепенно исчезают, уступая место системам автоматического подбора игроков, трудно поверить, что серия, которая по сути её изобрела, в 2016 году отдает предпочтение другому подходу.

Впрочем, судя по всему, с Forge корпорация лишь зондирует почву. Учитывая недавнее решение Microsoft выпускать будущие эксклюзивы и на Xbox One, и на Windows 10, скорее всего, компания «обкатывает» технологию создания пользовательского контента для своей главной франшизы перед выходом на компьютеры шестой части. Так что будем надеяться, что золотая эпоха Halo на ПК еще впереди.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться