Отказ от MMORPG: почему и для чего?

Лонг про 16 лет жизни в жанре и их влияние на учёбу, работу и отношения.

Любил скринить своих удачных персонажей и обрабатывать эти изображения. Это TERA, кстати
Любил скринить своих удачных персонажей и обрабатывать эти изображения. Это TERA, кстати

Привет, DTF.

В данном лонге про мою MMORPG-жизнь и её логическое завершение я расскажу про то, как всё это меняло мою реальную жизнь: про проблемы с учёбой, родителями, отношениями, а так же как знание жанра, можно сказать, нашло мне моё первое и все последующие места работы и в итоге позволило вступить на путь к осуществлению мечты. Постараюсь писать интересно!

Как всё начиналось?

Кто играл в RF Online, тот точно знает этого Акрета
Кто играл в RF Online, тот точно знает этого Акрета

Год, кажется, 2007 (мемно, да). Мне 13 лет. До этого момента из каких-то сетевых игр мы с одноклассниками играли только в легендарную КС 1.6 и карту для WarCraft III под названием “DotA” по локалке, периодически сбегая ради этого с последних уроков в школе, чтобы быстрее параллельного класса добежать до игрового клуба и занять нужное количество компов.

Нормального интернета в классе практически ни у кого не было, включая меня. В моей семье интернет на тот момент использовался практически только для проверки е-мейла, он был жутко медленный и при подключении издавал те самые всем знакомые модемные крехтящие звуки.

Но вот кто-то из наших, уже точно не вспомню кто, всё-таки вырвался “в сеть” и нашёл там замечательную игру под названием Rising Force Online - RF Online, она же РФка. Помню, как после словесного обзора от одноклассника и одного похода в гости, где он показал нам эту игру, я принёс домой флешку (или может быть даже диск, кстати) с файлами игры чтобы не качать её целиком, поставил, включил интернет, сел играть, и весь день до момента пока я не пошёл делать уроки, домой никто не мог дозвониться. Так там ещё и денег прилично на это ушло просто за трафик. Родители оперативно оформили “современный” интернет, правда лимитный, на 100 мб. Но эта затея быстро провалилась и даже не из-за меня - мама в первый же вечер посмотрела видос примерно на половину этого лимита. И вот уже после этого у меня появился первый безлимитный интернет.

Стоит немного рассказать про саму игру, т.к. не уверен что прям много людей знают что она из себя представляет, ведь подавляющее большинство в то время играло в Линейку, а не в РФку. Итак, в RFO у нас три враждующие расы, Акреты (акры), Беллато (белки) и Кора, в каждой из которой есть избранный игроками Лидер Расы и его свита, которые три раза в день созывают свою расу на всесерверную войну за право копать руду - ЧВ или Чип Вар. В игре до одури задротски-гриндильная прокачка, куча технических косяков, странное управление, огромное количество лютого корейского рандома с уничтожением шмота при заточке, но мы были просто в восторге. Ребята играли за белок, я же решил играть за акров, всё равно на нашем сервере между этими расами был союз против обнаглевших кор. Сервер, кстати, назывался "Асу", если мне не изменяет память.

RFO прям уверенно зацепила несколько ребят в классе, включая меня. Помню, как мы до школы вставали заранее чтобы своими нифига не прокачанными персонажами поучаствовать в утреннем ЧВ и потом травили байки на эту тему чуть ли не весь день. Иногда мы устраивали корам ловушку в Сеттовой Пустыне. Я играл за акра-ланча (который сидит на месте с огромным ракетомётом в осаде), а друг за белку-спеца на МАУ (боевой робот). Он заманивал одиноких кор в определённую точку на карте, где я сидел за углом в осадном режиме. И иногда неплохо получалось, пока к нам не приводили какого-нибудь хая, который разматывал нас за пару ударов. Разумеется, всё это координировалось в режиме онлайн через созвон по домашнему телефону, а как же иначе. Эх, круто было. Тогда всё это для нас было прям чем-то совершенно новым, а от того и восторгу не было предела.

Кстати, совсем недавно, 28 апреля, RFO официально закрылась на территории России. Я уже давным-давно в неё не играл и не собирался, но от такой новости на душе прямо кошки заскребли. Press F, как говорится.

Прошло несколько месяцев и в какой-то момент один из одноклассников пришёл ко мне со следующим предложением: “Я нашёл игру, которая совмещает в себе две твоих самых любимых - доту и РФку! Зовётся World of Warcraft, не хочешь попробовать?”

Проблемы с учёбой и родителями

Больше всего обработанных скриншотов у меня из Blade&Soul
Больше всего обработанных скриншотов у меня из Blade&Soul

Отвлечёмся ненадолго. Честно говоря, с успеваемостью какие-то косяки начались изначально вовсе не из-за моего увлечениями играми, а из-за моей гиперопекающей бабушки с синдромом отличницы, которая за мои первые 4 года обучения в школе воспитала во мне неприязнь к процессу учёбы в принципе, ведь она все эти 4 года делала со мной уроки только так, чтобы всё было идеально, к чему я сам никогда стремления не испытывал. Забавный факт - из-за неё же я почти не ем ягод, настолько сильно она хотела меня ими закормить, что теперь мне противен их вкус в любом виде и формате. Ну так вот, и когда я начал учиться не на одни пятёрки и стал иногда даже тройки домой приносить, всё пошло-поехало. Кто был виноват по мнению бабушки и родителей? Конечно же “эти твои дурацкие игрушки”!

Много было ругани в школьные годы. Да и в университетские тоже, но об этом потом. Никакие мои доводы отклика в разговоре с родителями не находили, в итоге были и ограничения по времени игры, и истеричные выключения компьютера бабушкой через кнопку на сетевом фильтре, из-за чего один раз пришлось серьёзно чинить компьютер и восстанавливать важные файлы на жёстком диске, короче, мрак.

И мне не смотря на всё это, всегда было мало времени в игре. Я готов был ночами сидеть играть, потому что в моей жизни на тот момент мне практически только это и приносило радость, ведь мало того что я не любил учёбу, так я ещё и был одним из объектов издёвок в классе. Увы, играть и получать в жизни больше удовольствия не получалось - до переезда компьютер был в коридоре и беспалевно сидеть за ним вообще не было вариантов, а после переезда даже при наличии своей собственной комнаты и уже отдельного компа за мной всё равно тщательно следили, чтобы спать ложился не позже 12 ночи ни в коем случае.

Очень жаль, что тогда никто не попытался, либо ни у кого не получилось посмотреть на всё это с моей стороны. Может быть было бы куда меньше нервов и у меня, и у них. Хотя, конечно, очень мало кто в те времена расценивал что-либо связанное с компьютерными играми как перспективу для карьеры своего чада. К чему в итоге в этом плане приведёт моё увлечение жанром MMORPG я обязательно расскажу ниже по тексту.

Так в итоге троечником я и остался, о чём в целом не жалею. Хорошо учиться дано не каждому, а успешность дальнейшей жизни крайне редко определяется нашими оценками в школе и университете. Важно лишь то что у тебя в голове и как шустро оно соображает.

“Хочу делать игры”

Куда же без Аллод, они тоже были
Куда же без Аллод, они тоже были

К поступлению в университет я уже додумался что было бы очень круто в дальнейшем превратить своё самое любимое (да и по сути, чуть ли не единственное, я ничем больше не увлекался особо) хобби в нечто большее, например, профессию. Я захотел делать игры.

Выбор университетов и направлений в нашем маленьком Тамбове не сказать чтобы прям совсем скудный, но и богатым его не назвать. Разумеется, никаких “игродельных” направлений у нас не было, поэтому решено было пойти на программиста. И так как была мысль что в любом случае придётся доучиваться если соберусь делать игры, то было принято решение идти на наименее напряжное, но при этом не бестолковое, на мой взгляд, направление. Короче говоря, попал я на направление САПР - системы автоматизированного проектирования.

Увы, я достаточно быстро понял что с программированием чёт как-то у меня не задалось, да и вообще это не то чего я ожидал. Но куда ж деваться, надо получать диплом. А ещё я понял, что в универе намного проще прогуливать занятия чем в школе, хехей!

О да, с поступлением в универ я стал больше играть, а это очень важно при нахождении в жанре MMORPG. Уже и родители вроде как ругаться устали и делали это не так активно. И я стал намного более опытным MMORPG-шником, уйдя далеко за пределы RF Online. За 5 лет с начала этой моей ММО-жизни я плотно успел познакомиться с World of Warcraft (на тот момент только с пиратками, к оффу я приду лишь после университета), Aion, TERA, Blade&Soul, Аллодами, Dragon Nest и много чем ещё, это только то что я сходу вспомнил и где действительно провёл много времени.

Страшно даже предположить, сколько суммарно тысяч часов я отдал этим играм и жанру в целом. Но на тот момент от каждого такого часа я получал удовольствие, а значит всё было не зря. К тому же я верил, что рано или поздно мои обширные познания хоть где-то да пригодятся. Знаете, это вот тот самый момент, когда сам про себя думаешь: “Эх, я ведь тогда даже представить не мог, чем всё это обернётся!”

Первая работа и Destiny 2

А вот с Destiny 2 у меня нормальных скриншотов вообще что-то не нашлось
А вот с Destiny 2 у меня нормальных скриншотов вообще что-то не нашлось

После окончания университета и занятного похода в армию, в январе 2018-го я начал поиски первой работы. Честно говоря, представления о том, куда я бы прям хотел пойти и где мог бы пригодиться, у меня особо не было - я ведь так и не научился делать игры в каком-либо виде. Но по счастливой случайности я нашёл одну очень интересную вакансию в относительно соседнем Воронеже - комьюнити-менеджер в Игры Mail.ru. И я на неё прошёл.

Любопытен был факт того, что по описанию вакансии я, на самом деле, не очень-то подходил, даже образование там требовали филологическое или около того. Однако огромный опыт в MMORPG и взаимодействии с ЦА этих игр, околоидеальный английский (который в основном за счёт игр и музыки таковым и стал), хорошо подвешенный язык и выполненное тестовое задание обеспечили мне место в воронежском офисе мейла. Да, к мейлу много ненависти среди игроков по понятным причинам. Но в формате компании для начала карьеры это был просто чумовой вариант.

И да, дамы и господа, это был тот самый момент когда я совершенно обоснованно тыкал свою семью носом в то, о чём я им говорил долгие годы - ВОТ! Пожалуйста! Смотрите! Я буду работать в одной из крупнейших IT-компаний страны не из-за своих оценок, не из-за знаний из школы и универа, а из-за того что долгие годы изучал то что мне действительно нравится! И в этот раз им было нечего возразить. Я победил.

Про саму работу особо рассказывать не буду, скажу лишь то, что забавных и любопытных историй там пруд пруди, в том числе и связанных с DTF. Но пост не об этом, поэтому давайте перейдём к разговору о Destiny 2.

В Воронеже на момент переезда у меня не было никого и ничего, ехал я туда исключительно ради работы. И уже на работе я подключился к коллегам, активно играющим в D2, тогда только-только вышло дополнение Forsaken. Для меня эта игра и жанр ммо-лутер-шутера были относительно новыми - я играл в Warframe и серию Borderlands, и посчитал что микс этих игр может оказаться любопытным. И не ошибся! А учитывая то, что я наконец-то стал жить самостоятельно и работал по графику 2/2, я смог достаточно много времени уделять играм. Как окажется чуть позже, с Destiny 2 я познакомился крайне удачно.

Дальнейшая карьера

И снова TERA
И снова TERA

Определённая череда событий вынудила меня искать возможности трудоустройства и переезда в Москву. Воронежской зарплаты мне не хватало на оплату квартиры, содержание себя и машины, а моя девушка, с которой у нас всё было достаточно серьёзно (из армии дождалась, прикиньте), переехала в Москву ради учёбы в магистратуре.

Да и надо сказать, в самой работе я капитально разочаровался. В плане организации рабочего процесса и взаимодействия в компании я всё ещё считаю это лучшим опытом который у меня был, да и коллектив был просто невозможно крут, но вот то как именно и с чем приходилось работать, это конечно беда. Кто-то мог с этим мириться и сидеть на попе ровно, а я не смог.

Прикол был ещё и в том, что, как оказалось, воронежский мейл и московский мейл не были связаны между собой и просто “перевестись” вариантов не было. Как и не было особо подходящих вакансий. И решение проблемы снова пришло оттуда, откуда его совершенно не ждали.

Моя девушка в процессе помощи с поиском вакансии для меня, нашла здесь, на DTF, интересное предложение с зарплатой более чем Х2 от текущей, в Мск, где требовался человек с отличным знанием WoW, Destiny 2, хорошим английским и навыком написания текстов, который я как раз развил в Мейле. Эти ребята занимались продажей бустинговых услуг в онлайн играх и им нужен был человек для оформления товаров на сайте. Короче говоря, я снова выехал на своём задротском опыте! И нет, никакой рекламы тут не будет, расслабьтесь.

На моих следующих 3 местах работы, включая текущее, мои познания актуальных MMORPG так же были очень и очень полезны. Без них я бы туда не попал. Настоящим геймдевом из всех моих работ можно условно считать лишь одно, где я был Head of Community в разрабатывающейся крипто-мморпг (да, кек тот ещё, там прям всё непросто), всё остальное это такие же конторы с бустами где нужно было писать много хороших продающих текстов.

Но всё вышеописанное, фактически, лишь подводка к основной теме поста. Как же я в итоге отказался от MMORPG и почему? Ох, ребята, мы уже совсем, совсем близко.

Становлюсь геймдизайнером

Да, с BnS'а действительно скринов много, они ещё и с разных серверов - наш оф, китай, япония, что-то даже с пиратки было
Да, с BnS'а действительно скринов много, они ещё и с разных серверов - наш оф, китай, япония, что-то даже с пиратки было

В этом году ко мне пришло осознание одной важной вещи. В очередной раз решив сменив работу и снова столкнувшись с долгим поиском нового места, я кое-что понял. Смотрите.

Сфера комьюнити у нас не очень крупная, км-ов ищут достаточно редко, вакансий немного. И их ещё меньше если рассматривать только то, что хоть как-то связано с компьютерными играми. Более того, если и ищут, то людей на более простые позиции, не “хедов” и не “синьоров”. С поиском контентщиков примерно та же история. А те позиции, которые я всё-таки находил и куда пробовался, не могли предложить мне какого-либо роста по ЗП, чаще всего наоборот, предлагали меньше текущего уровня. Развиваться в какие-то смежные специализации типа маркетолога мне не хотелось. И какой же выход в этой ситуации..? Да он, по факту, один.

Смена профессии.

Так, тихо, спокойно! Обещаю, я не буду сейчас вам впаривать какие-либо онлайн-университеты с их “замечательными” курсами. Такой курс, конечно же, я сейчас прохожу, но прям рекомендовать его кому-либо пока не возьмусь, ибо к нему есть слишком много вопросов при том что завершил я его пока что всего лишь на 10%.

Я выбрал путь геймдизайнера. Почему? Да всё просто, я же давно мечтал именно делать игры, а из всех ролей которые так или иначе задействованы в создании игры, именно позиция ГД для меня выглядит наиболее привлекательной. Да, это сложно и надо переучиваться, но хоть я и не люблю учёбу, изучать что-то что позволит мне в итоге заниматься “делом мечты” и больше зарабатывать, я готов. Тем более за это уже деньги плочены, точно надо учиться!

И вот мы подошли к “началу конца” моей ММО-жизни. Вам знакомо ощущение, когда вот ты вроде бы в чём-то разбираешься и всё понимаешь, но превратить это в конкретные слова не очень получается? В моём случае, я же и до начала обучения умел различать хорошие и плохие игры, но я просто понимал это, как будто не было конкретики. А когда я начал осознанно в этом копаться, то понял что с MMORPG надо завязывать.

Начало конца MMORPG в моей жизни

Грустинка
Грустинка

Ну что же, вот мы и добрались до самого сладкого. На данный момент я уже несколько месяцев не играю в MMORPG и у меня всё хорошо. Теперь я трачу своё время с большей пользой и это ощутимо, всем советую. Итак, почему же пришлось уйти от того чему я посвятил так много времени?

№1. Недостаток времени.

Думаю что ни для кого не секрет что ММО требуют от игрока большого количества наигранных часов - а если у тебя этих часов нет, то в игре ты просто лох. И сейчас я уже не могу каждый день играть по 5-6, а то и больше, часов как это было раньше. У меня появилось много увлечений, друзья, я прохожу курсы, у меня есть жена и обязанности по дому, сейчас я играю даже не каждый день. Для ММО такой режим не подходит, если ты хочешь быть какой-то значимой фигурой в игре, а не просто челиком максимального уровня.

№2. Удовольствие.

И это ещё один прикол MMORPG. Если раньше мне было в радость даже просто качать персонажа, то сейчас это уже так не работает. У тебя есть конкретные цели, например, дойти до какого-то уровня экипировки, закрыть героик рейд или что-либо ещё, что-то крупное и невыполнимое в рамках не то что одной игровой сессии, а даже иногда и в рамках целого месяца игры. И в итоге ты свой и так небольшой запас времени на игры тратишь практически без какого-либо кайфа.

№3. Мне не с кем играть.

Удивительно, но подавляющее большинство времени в ММО я провёл совершенно один. Представьте, за 16 лет в том же ВоВе, я всего лишь однажды был в серьёзной гильдии (длилось это около пары месяцев), и всего лишь однажды за все 16 лет я закрыл актуальный рейд на героической сложности, до мифика я так и не добрался. Помнится, в Д2 я ещё очень неплохо проводил время - с друзьями и знакомыми по кланам Триплвайпа и Гардиан.фм, мы каждую неделю чистили рейды и это всегда было весело. Ну и в РФ-ку, в школе, я играл с одноклассниками. А всё остальное время я был один.

Вот так вот, в таком жанре и столько времени в лучшем случае играл с рандомами, что далеко не всегда приносит удовольствие. А ведь в таких играх именно взаимодействие с другими людьми и является первоочерёдным фактором удовольствия. Когда ты с друзьями, даже качаться по десятому кругу будет весело. И друзья-то у меня есть, и геймеров среди них достаточно, но вот только они не играют в ММО.

№4. Обновление контента.

Из-за моего медленного темпа игры появилась и такая проблема. Только-только ты вроде подбираешься к заветной цели, как выходит обновление и отбрасывает тебя назад. Стоит ли тут что-либо ещё говорить?

№5. Стоимость.

Сколько бы я ни искал годные ММО, где суть игры не сводилась бы к принципу "кто больше бабла вкинул", я всегда так или иначе возвращался в ВоВ. И ВоВ у нас подписочный. И если раньше оно стоило 550р/мес или даже после повышения 649р/мес (кажется), то сейчас из-за невозможности оплатить подписку напрямую ценник вырос до 1к+ в месяц. И за что я в итоге эти деньги-то отдаю? Я ведь уже даже удовольствия от этого не получаю особо, да и играю немного. Уж лучше я эту тысячу в месяц потрачу на покупку сингловых игр которые навсегда со мной останутся.

Да и собственно, всё. Не найдя толковых плюсов, которые могли бы перевесить всё вышеперечисленное, я благополучно ушёл из жанра MMORPG, так ничего серьёзного в нём и не добившись. Самым большим достижением можно посчитать ачивку Ahead of the Curve с Героик Азшары в ВоВе, которая есть у 14% игроков. Вроде бы неплохо, но это всё ещё далеко от того что я хотел. Вот если бы я взял Cutting Edge (мифик рейд), то это был бы уже 1%, а не 14, и было бы совсем другое дело. Но это мне уже не светит.

Но тем не менее, не всё так грустно. Всё же было весело, иногда. Да, этих моментов немного, но они прочно сидят в моей памяти и не забудутся. Более того, именно жанру ММО я фактически обязан своей карьерой. Все мои тысячи потраченных часов с лихвой окупились. Так что я хочу сказать спасибо всем ММО - и хорошим, и плохим, ведь я так или иначе знаком практически со всеми более-менее известными играми в этом жанре. И каждая из них чему-то меня научила.

Так и какой вывод?

Цените своё время. Старайтесь тратить его только на то что приносит вам радость и удовольствие, либо на то что точно окажется полезным в будущем, и вы в этом уверены. И тогда никто не посмеет сказать, что вы потратили это время зря.

6262
14 комментариев

а я сколько не пытался, но меня так толком ммо и не смогли завлечь

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Согласен!) Настоящий кайф и чувство закрытого гештальта когда достаточно наигрался в high-end контенте, закрывал кромки в сильных гильдиях, делал оранжевые логи по ДПС за свой класс, проходил высокие миф+ ключи. Понял, что практически идеально освоил и отыгрывал в определенной мере за мэйна и хорошо за твинов мб в придачу. И дальнейшие рейды и испытания +- повторялись бы, просто уже нет того времени, что было раньше. Но это уже не от тебя зависит)

1
Ответить

Коронный вопрос моей бабушки - А что тебе дают эти игры? ... оправдывала английским)) Иногда прокатывало, чаще нет.
Но когда стала жить отдельно от старших, и времени было много ... игры уже не так захватывали =(

2
Ответить

👏🏻❤️

1
Ответить

Это да. У меня друже в линейку с 15 лет играет. Последние лет 8 на руоффе. Пол ЗП в ипотеку отдает, пол ЗП в рандомные шкатулки. Живёт с мамой, это бесплатно. Квартира своя стоит пустая. Нахуя брал не понятно, мама сказала берём и он взял. Зато хвастает какой у него перс прокачанный, но всем похуй. Саша 35 годиков

1
Ответить