"Бумер. Сорванные башни". Хроника игровой боли

"Бумер. Сорванные башни". Хроника игровой боли

В 2003 году на свет появился отечественный боевик “Бумер”, который сразу стал хитом. Напряженный сюжет в стиле “роад-муви”, атмосфера закаленных 90-х с бандитами и рэкетом вкупе с запоминающимся саундтреком от группы “Ленинград” захватили умы многих зрителей настолько, что главная музыкальная тема стояла практически на всех мобилках, а каждый второй мечтал заиметь себе собственный “бумер”.

Спустя год небезызвестный автор “смешных переводов” Дмитрий Юрьевич Пучков выпустил переозвучку фильма под названием “Антибумер”, дополнительно обеспечив популярность первоисточнику. А студия “1С” и вовсе задумала выпустить игру по мотивам “Бумера” и даже подрядила под это дело молодую перспективную компанию “Gaijin Entertainment”.

Поначалу издатели хотели выпустить нормальную игру, которая следовала бы за сюжетом фильма, но в какой-то момент они поняли: раз школьники так обожают “Гоблина” и “Антибумера”, то почему бы не объединить этого монстра Франкенштейна, да не выйти со всем этим добром на игровой рынок?! Да и детишки дополнительный кэш занесут. Сказано - сделано.

Очередное доказательство того, что первоначально "Бумер" задумывался, как серьезная игра по фильму. Никаких "Сорванных башней", никакого "Гоблина" на обложке. Остается гадать, какой бы получилась игра, если бы не желание "1С" стричь деньги из воздуха.
Очередное доказательство того, что первоначально "Бумер" задумывался, как серьезная игра по фильму. Никаких "Сорванных башней", никакого "Гоблина" на обложке. Остается гадать, какой бы получилась игра, если бы не желание "1С" стричь деньги из воздуха.

Из всей истории разработки игры известно лишь то, что ДимЮрич занимался исключительно озвучкой, и ничем более. Он не писал сценарий, не прописывал диалоги, не консультировал геймдизайнеров, как это было, например, в локализации “Горький-18”. Просто пришел, прочитал текст с бумажки, и был таков. Зато издатели теперь могли с гордостью приклеить на обложку “Бумера…” плашку “под редакцией студии о/у Гоблина” ради дополнительной рекламы.

о/у Гоблин за работой<br />
о/у Гоблин за работой

“Бумер: Сорванные башни” вышел 11 декабря 2003 года и сразу же получил тонну критики от ведущих игровых журналистов. Некоторые, как “Игромания” и вовсе отказывались ставить оценку игре - настолько та была уникальна в своей нише. Но насколько это повлияло на продажи сказать сложно, никаких данных нет. Но можно предположить: раз Gaijin не разорилась и продолжила клепать гонки и шутеры, а “1С” заказала вдобавок ещё несколько “гоблинских” игр, то “Бумер…” стал коммерчески успешной.

Как игра попала мне в руки? Очень просто. То был 2005 год. Родители только-только обзавелись первым компьютером, купленным в кредит. А так, как деньги на карманные расходы мне давали немного, приходилось играть во все, что можно было взять у друзей и одноклассников. Один и подогнал мне заветную пиратскую копию “Бумера: Сорванные башни”, предварительно заявив, что это “очень тупой и веселый шутер”. А так, как я любил смешные переводы Пучкова (простите мне этот грех), игра немедленно была установлена на мой комп и пройдена за один вечер. Потом была пройдена ещё, и ещё. Пока уважаемые пацаны с районы залипали в “Fifa” или “контру” или в третьих “Корсаров”, я просиживал вечера за “Бумером”, проходя её раз за разом.

2005 год. Я, еще не избалованный топовыми играми с реалистичной графикой, просто не мог не влюбиться в такую красоту.<br />
2005 год. Я, еще не избалованный топовыми играми с реалистичной графикой, просто не мог не влюбиться в такую красоту.

Понимал ли я умом, что это была ужасная игра? Вряд ли. Мне больше нравилось стрелять во врагов с “АК-47” под бодрый саундтрек Ленинграда и Слота (особенно мне запомнилась песня “Клон”, которую я до сих периодически слушаю), “гыгыкать” от гоблинских шуток и наслаждаться криво нарисованной природой глубинного “подмосковья”.

Лишь потом, с приходом интернета в мой дом, я узнал, что игра считается кошмарной, ужасной, да и вообще квинтэссенцией отечественного трешового геймдева. Признаюсь, я решился перепройти игру после обзора Мэддисона на рутубе, и не выдержал и часа. Внезапно, беззаботная веселая игра из детства резко стала для меня абсолютно убогой, неиграбельной и дешевой. То ли у меня вкус сформировался, то ли сказался более “взрослый” взгляд, то ли интернет повлиял, но с тех пор я начал относиться к “Бумеру…” скорее снисходительно, чем положительно.

И вот, спустя почти 20 лет, я решил освежить свои детские воспоминания и установил игру. На удивление, она запустилась без особых проблем. В то время, как “Антикиллер” или “LRC” или “Бой с тенью” не работали из-за кривого старфорса и прочих проблем с движками, “Бумер” явил себя моему взору практически “из коробки”. Кое-как смирившись с отсутствием внятных настроек графики, я запустил первый уровень… и пропал из этого мира на пару часов.

Кислотный Бумер<br />
Кислотный Бумер

К слову, без боли не обошлось - игра постоянно крашится и вылетает на современных системах стабильно каждые десять секунд. Никаких патчей, даже любительских, нет в помине. Так что, если решитесь прикоснуться к шедевру - мужайтесь и терпите.

Итак, что из себя представляет “Бумер: Сорванные башни”?

Скажу откровенно: мусор. Дешевый, кривой, нелепый, несмешной, грязный, неуклюжий продукт, вышедший из глубин игровой преисподнии. Играть в неё сейчас всё равно, что засунуть руку в грязный унитаз. Если вы не Джеймс Сандерленд или Travis из DTF, то не побрезгуете “копнуть глубже”, в остальном случае не осилите даже первый уровень. А раз так, я возьму на себя роль первооткрывателя: расскажу о сюжете, механиках, геймплее и смысле жизни. Для потомков, так сказать.

***

Сюжет? А его здесь нет. Даже “Антибумер” с его около-футбольной темой адаптировать не стали. Вся игра - нарезка рандомных миссий с рандомными целями в рандомных частях “подмосковья”. Да, между уровнями есть отрывки из фильма, озвученные Гоблиным заново - то есть это даже не отрывки из “Антибумера” - но они не играют никакой роли. Вообще. Разве что могут рассмешить очередным смешным диалогом про “клизму”, “мусоров” и “лошков”. Так что даже не пытайтесь вникать во всё это - не получится.

Машина, сделанная из кубов "майнкрафта".<br />
Машина, сделанная из кубов "майнкрафта".

Поначалу я думал, что игра намеренно пытается запутать игрока: мол, у нас тут высокое искусство, и поэтому сюжет построен не линейно; словно “Улисс” Джойса меня надо изучать и разгадывать и самому додумывать, к какому ролику относится этот уровень. Но нет, все бесполезно. А может и нет, я особо не вникал.

Обидно? Да. У авторов на руках был прекрасный первоисточник в виде оригинального фильма и его даже “гоблинской” версии, которую легко можно было дополнить дополнительными сценами - как в любой типичной игре по фильму. Познакомить с героями, миром, ситуацией. Можно было бы даже написать абсолютно новый вменяемый сценарий и отдать его Гоблину, как это сделали в “Братве и кольце” от той же конторы. Хоть что-нибудь. Но нет. Если вы не смотрели фильм, то вообще не поймете, что происходит и зачем, кто все эти люди и почему их пытаются убить то омоновцы, то бандиты.

Единственная зацепка - брифинг перед каждой миссией в виде “смешного диалога” между персонажами и целью в стиле “мочить козлов”. Всё.

Типичная статистика уровней. Doom отдыхает.<br />
Типичная статистика уровней. Doom отдыхает.

Про сюжет говорить дальше смысла нет, поэтому переходим к геймплею.

***

Если вы решитесь запустить игру, помните - ставьте только Легкий уровень сложности, ибо на Среднем и Тяжелом творится форменный ад. Игра - абсолютно беспощадна вообще ко всем геймерам. Даже если вы ветеран Дарк Соулс, вы упадете со стула от местных геймплейных условий. Почему? Причин много, начиная от прокачанных ботов и заканчивая криворукостью разработчиков. Но об этом ниже.

Что интересно, у меня в момент прохождения получилось так, что игра нехило так скакнула в сложности - здоровье стало отниматься мгновенно, а враги превратились в терминаторов. Помог перезапуск игры. На моей памяти, это был первый подобный случай, когда сложность ломалась из-за какого-то невидимого бага.

Здесь даже можно найти край нашего необъятного мира.<br />
Здесь даже можно найти край нашего необъятного мира.

Геймплей “Бумера” сложно описать двумя словами, поэтому для удобства поделю его на четыре режима:

* Гонки: собственно, гонки. С неё начинается игра, потом ещё по ходу пьесы всплывет пару раз. Самый редкий режим в игре - всего четыре уровня на всю игру. Суть проста: нужно доехать до финиша раньше соперника (или соперников). Трассы, как правило, извилистые, неприятные, и чаще проходят по лесным или степным массивам. Так что улететь от какой-нибудь кочки или “бронебойного” куста тут проще некуда. Многие справедливо бросают игру на этом моменте, и вот почему - физика автомобиля отвратительна. Просто представьте себе доску на колесах, которого постоянно заносит или который норовит улететь в стратосферу от любой мало мальской дорожной ямы.

Need for Speed дома.<br />
Need for Speed дома.

К слову, физика здешнего транспорта аналогична оному из печально известной Lada Racing Club. Ибо всему виной - один движок. Даже скорость регулируется слабо - либо машина едет слишком быстро, либо слишком медленно.

* Преследование: лично для меня самый нелюбимый режим. Суть его проста - гнать вперед. Всё. У вас в запасе будет оное количество времени, которое ну очень тяжело потратить ни во что. Конечно, вас будут преследовать враги, но ваши бравые товарищи мигом отправят их в страну “вечных пони”, комментируя свои победы лаконичными: “А в мясо?!”, “Двоих замочил!” и тд. А вам только и надо, что ехать вперед. Очень скучное, затянутое, пресное, неинтересное действо. Впрочем, пока друганы заняты отстрелом других бандитов вы вольны наслаждаться саундтреком из фильма, который работает здесь в стиле “плеера” - песни можно переключать, переслушивать и тд.

К слову, среди композиции затесались ранние треки “Ленинграда”, “Слота” и тд. Словами не передать ощущения от поездки по ночному шоссе под песню “Жопа”, ибо в этом весь колорит игры!

Но можно продемонстрировать.

* Разборки: основной режим. Тоже самое, что и преследование, только наоборот - теперь вы стреляете, а ваши друзья мчат на железном коне по бесконечным лесным массивам Подмосковья. Выглядит, как тир, играет, как тир, но с нюансами. Так, как машина всё время мчит вперед или постоянно петляет на поворотах, целиться и стреляться не просто тяжело, а очень тяжело, при том, что сами враги редко промахиваются; а чтобы отправить нашего героя в бесконечный гейм-овер достаточно пяти пуль. Поэтому, если вы играете на среднем или сложном уровне готовьтесь страдать.

"Бумер. Сорванные башни". Хроника игровой боли

Что говорите? Quick-save? Да, он тут есть, но ограниченный - не более пяти штук на весь уровень. А “разборки” по длительности тянутся от 20 до 30 минут. Удачи.

Так что можно отдавать приказы вашим напарникам: “Тормози”, “Право руля”, “Лево руля”, “Жми!”. И машина будет вести себя согласно вашим предпочтениям. Но помните: пара секунд, и “Бумер” вернется в свой бешеный ритм.

К слову, в этом режиме игра порой старается разнообразить процесс. В типичной миссии машина просто едет по заранее заданному маршруту, но иногда от вас потребуется выполнить ряд условий: расстрелять двоих врагов одновременно n-ое количество раз, взорвать n-ое количество машин и тд.

Полюбить этот режим тяжело, но, поверьте, игра старается вас развлечь, пусть и делает это криво-косо. Во-первых, тут есть бонусы - за успешное или “красивое” убийство (хэдшот, массовый отстрел) вас наградят пачкой полезных перков, будь то “здоровье”, “регенерация”, “рация” (отображает противников на карте), временная “защита”, “радиоактивность” (да, Бумер резко становится радиоактивным, но, поверьте - перк бесполезный; работает он лишь когда враги находятся от вас на расстоянии вытянутого локтя, а такое бывает очень редко), “ускорение”, “замедление” (аналог bullet-time из “Max Payne”), “точность” и тд. Аттракцион, да и только!

Эх, родные просторы бескрайней России...<br />
Эх, родные просторы бескрайней России...

Во-вторых, здесь на удивление прекрасная баллистика. Оружие ведет себя, как настоящее, а не как кусок пластмассы. ПП более точен, но медленный; ПМ сгодится разве что на ближних перестрелках; тоже самое с обрезом; а вот АКСУ, благодаря разбросу, работает в режиме пулемета, и в нередкие моменты может наполнить воздух веером пуль; ну а АК-47 и в Африке АК-47 - точность, скорострельность. Серьёзно, экшен поставлен здесь недурно, даже очень недурно, в отличие от других механик.

Гаражи из нашего детства...<br />
Гаражи из нашего детства...

В третьих, несмотря на однотипное окружение, оно очень атмосферное. Прям очень. Все эти леса, холмы, деревни и города с двумя остановками так и веют духом российской глубинки. Кажется, что в этом мире свои правила, своя жизнь, а Москва - она где-то там, вдалеке, отчужденная.

Родная деревня!<br />
Родная деревня!

Я люблю и, одновременно, ненавижу этот режим. Ненавижу за тугодумную сложность, затянутость и ограниченные сохранения; но люблю за динамику - для меня стрелять из “калаша” под песню “Клон” дороже здравого смысла! Ради этого я даже готов был пройти игру до конца (что я и сделал) - всё равно, что жрать тухлый кактус.

"Круто! Да это же круто!"

* Мочилово: собственно, попытка “гайдзинов” изобразить шутер от первого лица. Неожиданно! Под этот режим даже отвели последние два уровня. В них вам надо бродить по деревням и промзонам, отстреливая болванчиков из знакомого вам арсенала. Враги неимоверно тупы - стоят столбом, но всегда бьют в цель. Так что имеет смысла даже поиграться в “тактику”!

Самая грустная перестрелка на свете.

… так думал я, поиграв первые десять минут. А потом начался кромешный ад. Количество врагов на квадратный километр превышало всю допустимую норму. Просто представьте себе ситуацию, когда выходите в чистое поле, а там стоит 10 бандитов, и все с калашами, и все одновременно лупят по вам чистыми хэдшотами. Как вариант, можно постоянно сейвскамить, но, увы, разработчики и в этот раз ограничили число сохранений. Ах да, забыл сказать - пули врагов летят сквозь стены; а ваши - нет.

Первый уровень в деревне удивляет своей халатностью - повсюду невидимые стены или дыры, упав в которые вы попадете в бесконечную бездну, где только и останется, что палить в воздух и наблюдать, как земля уходит в небеса… Зато второй, в промзоне, чистый нуар. Непроглядная ночь, дождь, тоска и желание бросить автомат и просто закурить, глядя на серые однотипные хрущевки. Но враги не дадут вам расслабиться. И не потому, что их много. Нет, их много и очень много, а ещё они… бесконечны! Например, здесь есть отрезок, где вы попадете во дворик завода и там со всех сторон на вас набегут охранники. Сидеть и отстреливаться не получится. Либо патронов не хватит, либо жизней. Ибо почему? Да, враги бесконечны!

Ну чисто "Max Payne"<br />
Ну чисто "Max Payne"

Но если вам и этого мало, то вот на десерт финальный босс! Да, я тоже удивился тому, что здесь есть босс. Это такая тварь в бронежилете, которая требует полтора рожка автомата в голову.

Захватывающая битва с боссом.

* Сорванные башни: дополнительный режим, который открывается после прохождения игры. По сути, обычная выживалка. Если вам было мало последнего уровня, то вот вам бесконечный отстрел супостатов. Можете пригласить друзей и вместе играть на время, ставить рекорды, а потом пойти в подъезд, занюхать клей. К слову, здесь тоже можно сохраняться, но после загрузки сломается скрипт, отвечающий за респаун врагов, и вы останетесь в гордом одиночестве. Навсегда. Повод поймать экзистенциальный кризис и задуматься о своей жизни.

"Tower Defence" для элиты.<br />
"Tower Defence" для элиты.

***

Собственно, всё. Игра проходится примерно за 3 часа, то есть достаточно одного вечера, чтобы с головой погрузиться в омут бездарного российского треша и познать его суть. Или понастольгировать. Тем не менее, я продолжаю хранить об этой игре сугубо теплые воспоминания хотя бы потому, что она на короткий миг вернула в то время, когда по телевизору крутили “Моя прекрасная няня” или “Кадетство”, а единственной моей серьезной проблемой была невыполненная домашка. То время, когда на будущее смотрели с позитивом и с нетерпением ждали новый Half-Life, попутно проклиная Гейба с его непонятным Steam, а лицензионный диск Call of Duty 2 среди ровных пацанов считался престижем. То время, когда ДимЮрич продолжал “радовать” геймеров своими новыми хитами, а мы с выпученными языками бежали в магазин за вожделенным диском “Братвы и кольца”. Даже как то грустно.

А уж когда персонажи в одном из роликов начали обсуждать "четвертый пень", мне и вовсе хотелось пустить скупую слезу.

Но ясно одно:“Бумер. Сорванные башни” научил российский игровой рынок важному правилу - не важно, какого качества у тебя игра; главное - красивая обложка и правильное имя в списке создателей. “1С” постоянно следовала этому правилу, а “Акелла” даже возвела её в абсолют.

Спасибо за внимание.

6060
11
57 комментариев

Прикольно, что она на Dagor Engine, ведь на ней потом вышла как минимум War Thunder – это самая масштабная бесплатная многопользовательская онлайн-игра из числа посвященных боевой технике. Доступны образцы времен самых разных войн и конфликтов – с начала XX века и до наших дней. Авиация, наземные силы и флот сражаются вместе в одном бою, как это и происходило в настоящих сражениях. В War Thunder можно поиграть на PC (Windows или Linux), Mac, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One и Xbox Series X|S.

18
Ответить

Спасибо за упоминание War Thunder. Как раз искал, где я смогу опробовать тысячи реально существовавших моделей самолетов, ударных вертолетов, наземной техники и военных кораблей в самых разных боевых ситуациях, практически не представленных в других многопользовательских проектах.

11
Ответить
Автор

Забавно, 20 лет сидеть на одном движке

2
Ответить

Это заслуживает 5К от редакции за лучший лонг недели 🦾

2
Ответить
2
Ответить

пули врагов летят сквозь стены; а ваши - нет.

Миядзаки:

1
Ответить
Автор

Он ещё оттуда ограниченные сохранения взял

1
Ответить