Плохой Owlboy

Непопулярное мнение о популярной инди.

Плохой Owlboy

Игра-долгострой от небольшой студии, выглядящая и звучащая просто прекрасно, с необычной механикой постоянного нахождения в воздухе, хорошим дизайном персонажей и высокими оценками от критиков и игроков. Что в ней может быть не так?

Осторожно, статья содержит спойлеры!

Персонажи

Главная проблема персонажей - практически полное отсутствие какого-либо логически обоснованного их развития. О главном герое, Отусе, рассказывать можно много, но сосредоточиться следует на спутниках и врагах.

Гедди, друг главного героя и его первый спутник
Гедди, друг главного героя и его первый спутник

Единственный персонаж, к которому не возникает претензий - механик и страж из Велье, Гедди. Он стремится защитить свою деревню и своего друга, готов жертвовать собой, пусть и не очень смел. Его характер раскрывается через поступки и диалоги как с главным героем (в данном случае скорее монологи), так и с другими персонажами, в том числе с другими спутниками.

Альфонс, бывший пират и второй спутник главного героя
Альфонс, бывший пират и второй спутник главного героя

Встреча с этим персонажем заканчивается боем с ним, после победы в котором он готов признать своё поражение, в то время как его напарник, Дирк, хочет сражаться дальше, после чего запросто бросает всех и забывает о своём желании и в дальнейшем продолжает пакостить, но речь сейчас не о нём.
Альфонс нападает на деревню, верно служит главарю пиратов - Мольстрому - и до последнего остаётся ему верен. Но после того, как его предаёт один из них, он сразу осознаёт все злые дела, которые творили пираты, даже когда он был среди них, и становится ярым их противником, потому что... Потому что игре так нужно. И с этого момента уже главный герой для него "господин Отус", а его друг - "господин Гедди". И такие разительные изменения происходят буквально за пару минут из-за предательства одного из пиратов, причём даже не главного.

На его присоединение недовольством реагирует Гедди, справедливо вспоминая о том, что Альфонс был одним из нападавших на Велье, но в дальнейшем он его принимает, потому что игре это тоже нужно.

Твиг, бедокур, палочник в костюме паука и третий спутник главного героя
Твиг, бедокур, палочник в костюме паука и третий спутник главного героя

Начало всех бед, что сваливаются на Отуса и Велье, ведь именно он отвлёк главного героя и его друга от охраны, тем самым позволив пиратам вторгнуться в деревню. Позднее помогает Дирку уйти от Отуса, Гедди и Альфонса, а также помогает ему добывать одну из важных сюжетных вещей для Мольстрома. Но так же, как и Альфонса, Дирк его предаёт и убегает в один из ключевых моментов.

Всю игру Твиг показывает себя как плохой парень, но в момент, когда его предают, он точно так же как и Альфонс предлагает свою помощь главному герою, на что Гедди снова отвечает отрицательно, но когда Отус и Альфонс соглашаются, просто возвращается в Велье. Такие же резкие разительные изменения и игнорирование героями того, что Твиг делал ранее сильно бросается в глаза и бьёт по логике игры, но этот момент опускается в дальнейшем повествовании.

Дирк, один из антагонистов игры
Дирк, один из антагонистов игры

Предыстория персонажа мало известна, зато известны действия, которые он совершает, а именно предательство Альфонса и Твига, нападение в составе пиратов на Велье и столицу Адвент, кражи древних реликвий для Мольстрома. По всем канонам это полноценный отрицательный персонаж и, разумеется, в определённый момент игры с ним предстоит провести бой, после которого он погибает.

И всё бы было без проблем, если бы не то, что он винил в предательстве Альфонса, хотя именно он бросил последнего, но после смерти он соглашается с тем, что они, как оказалось, всё же были друзьями, а не просто напарниками. И это признание оставляет вопрос "А к чему это было? Я должен ему сочувствовать?", что также является следствием хромающей логики в сюжете.

Локации

Тут есть две большие проблемы: как сами локации, так и хаб, их соединяющий.

Переход из Страто в более позднюю локацию
Переход из Страто в более позднюю локацию

Хаб, который представлен локациями Страто и Тропос, довольно большой, имеет несколько ответвлений в различные локации, которые открываются по мере прохождения игры и получения новых способностей, как и в прочих метроидваниях. Главная же его проблема - пустота. Он заполнен почти полностью ничем. Одиноко летающие платформы, на паре из которых находятся постоянно респавнящиеся враги, это всё, что ожидает игрока в них. И это не было бы большой проблемой, если бы хаб не был таким большим в своих размерах как по ширине, так и по длине. Перелёт от одной стороны к другой занимает достаточно времени, а во время этого перелёта герою только и остаётся, что слушать замечательный саундтрек, что играет на фоне.

К локациям же основная претензия - их непроработанность. Так, локация с полной темнотой, которая ещё и убивает Отуса, если не найти источник света, при том, что только по звукам определить местоположение противников может быть проблематично, доставляет немало хлопот, а также приводит к множеству смертей по неосторожности от шипов, вылезающих из стен врагов, а также от простого долгого нахождения во тьме лабиринтов. И хотя бы убрав последнее, локация могла бы проходиться приятнее и осторожнее, что в свою очередь помогло бы с шипами и врагами.

Плохой Owlboy

Кроме того, одна из локаций более поздней части игры - пиратский корабль, в котором игроку предстоит передвигаться скрытно и по вентиляции. Так, вентиляционные тоннели видны только в момент вхождения в них, и освещают их разве что немногочисленные враги и кнопки, к которым главный герой и должен стремиться. В остальном же всё приходится проходить на ощупь, благо, на этот раз хотя бы нет шипов.
А вот довольно хардкорный стелс оказывается достаточно неожиданным и непрощающим зазевавшегося игрока. И, хоть ранее по сюжету главный герой уже встречается с коробками, за которыми нужно прятаться, следящими камерами и сторожевыми пиратами, тут всё становится серьёзнее и при обнаружении во всём корабле выпускается ядовитый газ, так что даже при покидании локации, в которой Отус был обнаружен, он всё равно погибает от отравления. Но следует отметить, что после смерти возрождение идёт на чекпоинтах, на которых отравление и поиски героя сбрасываются, что отчасти помогает проходить дальше, пусть и не совсем честным путём.

Растягивание времени

Время от времени игра посылает тебя в соседние локации просто ради того, чтобы перекинуться парой фраз, например, о том, что эта дверь закрыта и за ней находятся пираты, с дальнейшим возвращением в предыдущую локацию. Проблема же заключается в том, что ни на пути туда, ни на пути обратно, не происходит ровным счётом ничего, ни врагов, ни испытаний, просто путь туда и обратно ради пары реплик, которые не дают очень много для сюжета.

В итоге же раз за разом понемногу время накапливается, что в итоге складывается в приличный отрезок, который можно было бы вырезать без потери качества финального продукта, но сделано это не было и в итоге выглядит как банальное растягивание времени ради растягивания времени.

Управление

Важное уточнение: игра проходилась на Nintendo Switch и, возможно, данной проблемы нет на PC и иных консолях.

Уже с самого начала обучения возникает вопрос "Кто придумал разместить кнопки именно таким образом?". Так, прыжок оказывается на А (В на геймпаде от Xbox и О на геймпаде от Playstation), перекаты - на В (А на геймпаде от Xbox и Х на геймпаде от Playstation), а взаимодействие с чем-либо - на левом триггере. Но главная проблема в том, что управление это нет возможности поменять и даже к концу игры можно так и не привыкнуть к нему. Вероятно, предчувствуя это, разработчики оставляют в меню возможность всегда держать подсказки на экране, что очень помогает даже к концу игры, когда, в идеале, управление уже должно быть доведено до автоматизма.

Кроме того, в связи с распределением кнопок связан неприятный момент с использованием способностей спутников главного героя. Так, прицеливание находится на правом стике, а выстрелы - на правом триггере. И это нормально до тех пор, пока Отус не встречает второго спутника. В отличие от Гедди, который может только стрелять из своего бластера, Альфонс может делать как сильный ближний выстрел, так и превращать свой огнемёт в большую зажигалку, которая не наносит урона врагам, но способна сжигать листву и колючую лозу. Проблема же в том, что оба эти действия назначены на одну и ту же кнопку, отличие лишь в том, что выстрел - это короткое нажатие, а "зажигалка" требует удержания кнопки, причём зажечь её можно только после выстрела и никак иначе, даже если выстрел не нужен. Это приводит к неприятным моментам, когда требуется сжечь преграду, за которой находятся враги, но герой не может этого сделать, не выстрелив, а в связи с тем, что выстрел имеет некоторое время для накапливания, на это некоторое время герой остаётся беззащитен, что может приводить к неприятным ситуациям.

Аналогичная проблема связана и с третьим спутником героя - Твигом. При нажатии на триггер, Твиг выпускает ком паутины, при удержании - крюк-кошку, которым может либо притягиваться к поверхностям, либо притягивать вещи. Так, в моменты, когда нужно быстро передвигаться, при этом хватаясь за поверхности для избежания урона, нужно постоянно контролировать, что идёт именно зажатие, а не нажимание, а в связи со спешкой это может создать неприятности для неподготовленного игрока.

Плохой Owlboy

Дизайн врагов

Главная претензия заключается не в их внешнем виде, а в том, как они работают. Так, во время одного из сражений с мини-боссом, обезьяньим королём, на героя с каждой волной нападает всё большее количество обезьян, с которыми он уже встречался ранее. Но каждая из них норовит схватить и утащить вместе с собой в лаву, которая убивает мгновенно, даже проходя сквозь пол и параллельно нанося урон. И если с первыми волнами проблем не возникает, то когда на маленькой локации появляется 6-7 особей с большими хитбоксами, отбиваясь от одной, Отус так и норовит попасться в лапы второй и так далее. И, даже избегая попадания в лаву, урон, получаемый от таких объятий, довольно существенен и такие моменты создают немало проблем.

Сражение с Королём обезьян

И дело не в том, что игрок может быть плох в прохождении этого момента, а в том, что бой этот выстроен таким образом, чтобы игрок искал минимальные свободные окна на локации, попутно стараясь побеждать обезьян, меняя спутников и не спускаясь слишком низко к открытой лаве. Это всё требует определённых навыков и создаёт испытание, но появление обезьян в случайных местах на потолке и хаотичные прыжки создают скорее дискомфорт, чем желание их победить. И это лишь один из примеров, коих множество на протяжении игры.

Итог

Owlboy - неплохая инди-игра для своей ценовой категории. Графика в ней очень и очень хороша, саундтрек завораживает, сюжет неплохой, пусть местами и клишированный. У неё есть множество плюсов и интересных идей, которые нечасто встретишь (если встретишь вообще), но и минусов, к сожалению, тоже немало.

Своей проработкой и вниманием ко многим деталям она выделяется среди большого количества прочих инди, но заслуживает ли она стоять одном ряду с такими инди-хитами как Shovel Knight, SteamWorld Dig 2, Cave Story+, а также такими крупными тайтлами как Dark Souls II и III, Okami HD, XCOM 2: War of the Chosen, World of Warcraft: Legion, Hearthstone, Cuphead и многими другими, имеющими ту же среднюю оценку? Каждый может решить сам. Но, как кажется автору статьи, оценка всё же сильно завышена.

Оценка Owlboy на агрегаторе оценок OpenCritic
Оценка Owlboy на агрегаторе оценок OpenCritic
3232
18 комментариев

Для меня главная проблема игры, то что в жанрах у нее числится метроидвания. Если бы мне сказали что это просто платформер я бы так не расстраивался при прохождении - она максимально линейна и в секретах ничего интересного найти не получится.
Если хочется настоящей "метроидвании" я рекомендую Environmental Station Alpha - в ней есть все чего не хватает Owlboy, там можно даже некоторые апгрейды брать в последовательности не задуманной разработчиками если вы хорошо знаете механики игры. Тут куча маленьких секретов и один глобальный который заставит мозги работать. Единственное что может отпугнуть - это графика.

4
Ответить

Поиграл в Environmental Station Alpha два года назад, проматывая бесчисленное количество игр, я решил остановиться на ней из-за графики.
Тем кто это читает, я настоятельно рекомендую поиграть в эту игру, особенно тем из вас кто любит жанр метройд. (Но будьте готовы к тому, что после неё большинство метройдов и метройдваний станут для вас проходняком, ибо её переплюнуть очень трудно)
Игра невероятно интересная, правда есть одна проблема.
Как написал Константин, в игре есть глобальный секрет, так вот чтобы этот глобальный секрет открыть, нужно иметь либо хорошее знание английского языка, либо огромное упорство в работе со словарём.
Русской локализации в игре нет и русификаторов тоже.
Я очень удивлен тем, что кто то помимо меня её советует.

1
Ответить

Мне Owlboy показался настолько ламповым, что даже минусы в нем искать показалось мазохизмом. Как глоток свежего воздуха после напыщенно мрачных сюжетов. Да, сюжет клишированный, неудачник становится героем, со всеми вытекающими, но как-то не хотелось заморачиваться на этом, как и на мотивах других героев, а было желание просто окунуться в атмосферу игры, расслабиться.

10
Ответить

Были абсолютно аналогичные чувства в начале путешествия, эдакий уход от реальности а-ля Stardew Valley, только в другом направлении, но при дальнейшем погружении это замечательное первое впечатление, к моему большому сожалению, рушилось

3
Ответить

На удивление, со всем согласен. Перечисленные вещи постоянно раздражали. Насколько игра красивая, настолько и раздражающая во многих вещах. Особенно в управлении.

6
Ответить

Люблю метроидвании, но в эту было очень скучно играть.

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить