Монологи о модах

Дисклеймер: данный текст не несет собой цель как-то критиковать моды, или тех, кто использует моды. В тексте выражается только позиция автора относительно его индивидуального опыта при взаимодействии с модами, и т.д. и т.п. Текст в основном будет касаться TES V: Skyrim, но в принципе ситуация применима и к любой другой игре, поддерживающей моды (т.е. почти любой игре на пк), в т.ч. и другим играм от Тодда, например новым (начиная с 3-й части) Fallout.

Для Скайрима есть даже мод, который позволяет настраивать моды!
Для Скайрима есть даже мод, который позволяет настраивать моды!

Начну с главного. С модами у меня никогда не складывалось. И вот последний пример: захотелось мне перепройти Skyrim. Скайрим в свое время я прошел много раз, самыми разными стилями, поэтому в этот раз решил накатить сразу модов. Раньше я тоже пробовал играть с небольшими модами, вроде добавления плащей, или какой-то лорной брони и оружия (например с помощью замечательных лорных Weapons of the Third Era и Immersive Armors), когда-то даже пробовал пройти Эндерал.

Мод Weapons of the Third Era добавляет в т.ч. оружие из Morrowind.
Мод Weapons of the Third Era добавляет в т.ч. оружие из Morrowind.

В этот раз я решил не размениваться, и скачал сразу сборку, с ретекстурами, расширением диалоговой системы, новыми домами, новыми анимациями движения персонажа, и добиваний, женабельной Сераны, и прочими. Сборка оказалась хорошей, почти не вылетала (что для Скайрима с модами большой прогресс). Однако, проблема возникла та же самая, что и раньше. Непринятие каких-либо изменений со стороны третьих лиц. Раскрою мысль. Есть игра, законченный продукт, предоставленный разработчиками. Я предполагаю, что разработчики все-таки были людьми компетентными, знали, что они делали, и поместили в игру именно то, что они хотели в нее поместить. И любая модификация, даже если объективно она делает игру лучше (улучшает графон, добавляет вещи, которые могли бы быть в игре изначально, как например плащи) все-таки является некоторым вмешательством в отношение меня, как игрока, и мира, предоставленного разработчиком.

Плащ - необходимый элемент как для путешественника, так и для стражника, который постоянно вынужден быть на улице, продуваемый всеми ветрами).
Плащ - необходимый элемент как для путешественника, так и для стражника, который постоянно вынужден быть на улице, продуваемый всеми ветрами).

Возможно эта позиция кому-то покажется странной, но каждый раз, когда я накатывал какие-то моды на любую игру, меня не покидало ощущение, что я вмешался в игровую вселенную тем способом, которым вмешиваться был не должен. Разработчики предоставляют игроку различные способы интеракции с игровым миром, но они не включают в себя изменение этого мира, путем добавления туда дополнительного контента. Хотя конечно, применительно к играм от Беседки этот аргумент не совсем подходит, потому что разработчики таки предоставляли инструментарий для модинга своих игр, но все же, мое мнение состоит в том, что добавление, и изменение какого-то контента - это все-таки удел разработчиков. В конце концов, хоть я и часто слышал мнение о том, что без модов игры от беседки в принципе неиграбельны, я его не разделяю. Много раз мною пройдены и фоллауты, и морровинд со скайримом, и вполне без модов. Но одно точно остается неоспоримым: моды - это именно то, благодаря чему игры могут прожить гораздо более долгую жизнь, чем любые современные игры-сервисы, которые сразу же перестанут быть сервисами, как только перестанут деньги приносить. А моды, они и спустя много лет продолжают выходить, хоть и не в таком объеме, как на пике популярности.

Так же хочется отметить моды, восстанавливающие какой-то контент, который по тем или иным причинам был вырезан, например знаменитый fallout 2 restoration project. Опять же, ничего не имею против, кому-то такое может заходить, но мое мнение состоит в том, что если что-то было вырезано, не важно, из-за недостатка времени, или других ресурсов, это было вырезано вполне осмысленно. А раз так, значит у игры была причина предстать перед игроком именно в том виде, в котором она вышла. Однако, и здесь есть исключения. Порой разработчики выпускают настолько неиграбельный кхм... продукт, что без помощи сообщества он в принципе не работает (как мой любимый Dark Souls, на который без DsFix смотреть больно). И в этом случае моды являются допустимыми. Тем более, что тот же DsFix не добавляет никакого контента, а исключительно завозит оптимизацию, и игру в нормальном разрешений. И я к нему отношусь скорее не как к моду, а как к набору внутриигровых настроек.

Поверьте, вы не захотите играть в Dark Souls без DSFIX (но сейчас уже вышел ремастер, поэтому не актуально).
Поверьте, вы не захотите играть в Dark Souls без DSFIX (но сейчас уже вышел ремастер, поэтому не актуально).
28
106 комментариев