Геймджем: место, где варятся шедевры

Всем привет!

На связи Квинтер, и я соло — инди-разработчик.

За свою жизнь я поучаствовал в 7 геймджемах и в основном это было по фану. И только за последний год я осознал, какой же это крутой инструмент, стоит только подойти к участию более серьезно. Так я проникся культурой геймджемов и теперь хочу продвигать ее в массы!

Что такое джем? Это мероприятие, на котором за ограниченное время и по заданной теме необходимо придумать и реализовать идею игры с нуля (или почти с нуля). Участвовать можно, как командой, так и в одиночку (своего рода “хард мод”)

Геймджемы можно назвать кузницей шедевров, где за несколько дней создают игры, которые впоследствии становятся фундаментом для игр с миллионной аудиторией. Вероятно, одна из ваших любимых игр (если только вы не играете в одни ААА-проекты) тоже когда-то началась с джем версии:

  • Evoland — приключенческая игра, которая исследует эволюцию видеоигр. Игра начинается с 2-битной графики и постепенно добавляет новые графические и геймплейные улучшения. Ludum Dare 24, за 48 часов
  • Inscryption — создана для Ludum Dare 43 за 48 часов под названием "Sacrifices Must Be Made” (что было темой джема). Это карточная игра с интересной механикой, в которой нужно принести жертву, чтобы сыграть карту. А также с неожиданным сюжетным ходом. Дэниел Маллинс (автор/разработчик игры) вообще любит добавлять в свои игры нетипичные сюжетные повороты. Очень советую поиграть и в другие его игры с джемов, они короткие и интересные: itch.io/Daniel Mullins)
  • Celeste — прототип платформера за 4 дня (создан не для джема, но по его правилам). Игра получила признание за свою сложную механику и доработана до полноценного релиза
  • Gods Will Be Watching — игра начиналась как проект, созданный в рамках Ludum Dare 26. После успеха на джеме, разработчики решили превратить ее в более крупный проект
  • Baba Is You — эта игра-головоломка, в которой игрок может менять правила игры. Создана в рамках Nordic Game Jam 2017
  • SUPERHOT — создана за 7 дней в рамках 7DFPS Challenge. Это шутер от первого лица, в котором время движется только тогда, когда движется игрок. Этот уникальный концепт был настолько популярен, что привел к созданию полноценной игры, которая стала культовой в жанре. К сожалению, не смог найти ссылку на джем-версию игры(

Как так получается, что некоторые игры становятся шедеврами за несколько дней, а другие остаются незамеченными даже спустя годы разработки? Попробуем разобраться.

Для чего нужны джемы и зачем люди в них участвуют?

Геймджем дает возможность мобилизовать свои силы в четко установленные сроки, что является идеальной почвой для законченного проекта. Многие разработчики, у которых на полках пылятся десятки начатых, но не завершенных проектов, знают, как сложно довести игру до релиза.

Мотивация участвовать в джемах может быть разная. Например:

  • Обучение. Если у вас мало опыта и навыков по разработке и завершению игры, то их можно приобрести на джеме. Это позволит пройти полный цикл разработки за короткий период. Много раз видел, как люди при обучении геймдеву бултыхаются в туториалах, начинают и почти сразу бросают концепты, так и не приобретая опыта завершения. Я сам впервые сделал игру, которую можно начать и закончить, именно на джеме. Главное не рассчитывать на высокий результат и помнить о начальной цели — обучение.
  • Тестирование идей. Чем короче будет период между идеей и плейтестом, чем раньше вы получите отклик от игроков, тем дешевле для вас будет дальнейшая разработка. Наверное, самое печальное — это делать игру несколько лет и только после выпуска понять, что она никому не нужна. Тестирование — это краеугольный камень разработки чего угодно. Джемы в этом случае помогают проверить идеи еще на ранней стадии, отпустить все ненужные механики и сделать упор на том, что зацепило игроков.
  • Просто для удовольствия. Как минимум, это весело и можно отлично провести время с друзьями (главное — не возненавидеть друг друга во время джема).

Как сделать игру для джема.

Делюсь планом разработки, который помогал мне уложиться в сроки и довести проект до завершения.

За пример я беру формат Ludum Dare Compo, который делают в соло за 48 часов. При этом план подойдет под джем любой длины, нужно только экстраполировать его по времени.

Разобьем участие на этапы:

Этап 0. Подготовительный — достаем банки, сахар и ягоды.

К этому этапу стоит приступить еще до начала джема:

  • Подготовить свое рабочее пространство;
  • Убедиться, что у вас установлены и запускаются все необходимые приложения;
  • Проверить, что винда не начнет обновляться за час до дедлайна (спасибо Microsoft за заботу).
  • Создать заметку, в которую вы будете выписывать ссылки на источники. Это поможет вам с добавлением кредитсов на страницу игры.

Небольшой список приложений, которые я обычно использую:

  1. Aseprite (и бесплатный форк, хоть и немного отстающий: Libresprite) — приложение для создания пиксель-арта.
  2. Audacity — аудиоредактор. Если нужно что-то записать, вырезать, сделать звук цикличным.
  3. jsfxr — 8-битный генератор звуков. С помощью него можно сделать звуки удара, сбора монетки, хилки или шума. Зачастую быстрее и проще сгенерировать необходимый звук, чем искать его по интернету.
  4. Домашняя библиотека скриптов. Дергающиеся буквы, выпадающая ширма, Fade in/fade out анимации, проигрывание звука по его названию — все это нужно любому проекту, поэтому проще написать это один раз и переиспользовать.

❗Убедитесь, что правила джема позволяют использовать заранее подготовленные скрипты (обычно можно).

Этап 1. Ищем рецепты.

Как только наступил день Х и вы узнали тему джема — садитесь придумывать игру. Помните, что вы ограничены по времени, поэтому времени на раздумья особо нет. Мой мозговой штурм проходит в формате MindMap: в центре я пишу тему джема и от нее уже создаю кластеры с идеями игры. На скрине можно увидеть, как одна из ветвей зашла дальше всего. Эту идею я и взял в вооружение.

Этап 2. Проверяем сочетание ягод.

Даже игру для джема важно оценить перед разработкой! Для этого уделяем время бумажному прототипу — собираем настольную мини-версию игры. Если на этом этапе вы обнаружите, что игра отстой, то у вас еще будет время на доработку идеи. У меня есть небольшой тред о бумажных прототипах — тут.

Этап 3. Варим!

Теперь время для сборки прототипа. Желательно сделать это в течение 4-5 часов, так как оставшееся время нам пригодится для следующего, самого важного этапа разработки. За это время должны быть готовы все основные механики. Тут же в конце можно еще раз оценить идею и сделать движение в сторону, если она работает не так, как вам хотелось бы.

Мой прототип за пол часа до того, как я понял, что он отстой

Этап 4. Самый важный — добавляем в варенье сок!

Пришло время заняться полишингом. Именно этот этап занимает основную часть разработки. Даже самая лучшая идея, но без полишинга, может уничтожить весь фан и загубить игру.

Вообще разработка игр вполне подчиняется правилу 80 на 20:

  • 20% времени уходит на основную часть игры и добавление всех ключевых механик.
  • Оставшиеся 80% необходимо потратить на улучшение. Успеть отполировать реализованные механики; проверить, что игрок понимает как играть и куда идти, добавить фидбек на все действия игрока, а также приятные анимации. На этом же этапе следует реализовать сюжет, если он у вас есть.
Доработанная версия прототипа

❗Если видите, что варенья слишком много и вы не успеваете подготовить его в срок, выбросите лишнее.

Все мы подвержены ошибке планирования, поэтому скорее всего вы не успеете реализовать ВСЕ свои задумки. Чем ближе к дедлайну, тем понятнее, что нужно выбросить, а где упростить. Так вот — не жалейте! Лучше хорошо реализованная и отполированная маленькая механика, чем много недоделанных.

Когда вдруг понял, что джем заканчивается через час
Когда вдруг понял, что джем заканчивается через час

Этап 5. Закатываем наш джем в банку.

Мы на финишной прямой! Обязательно оставьте себе пару часов до окончания джема. Используйте это время, чтобы собрать билд и проверить, что он работает (вероятно, ранее у вас не было времени на проверку). Сделайте обложку, напишите описание и укажите кредитсы, если использовали сторонние ассеты (дань и уважение за чужой труд). Тут и пригодится заметка, которую вы подготовили заранее, еще на нулевом этапе.

Заливайте готовый билд — это самое главное Описание обычно можно еще менять, но вот залить билд после окончания дедлайна уже не получится.

Геймджем: место, где варятся шедевры

Этап 6. Даем варенью остыть.

Sit and Relax. Чем больше было вложено сил, тем больше нужно времени, чтобы прийти в себя. В идеале, если есть возможность, взять себе выходной.

Этап 7. Пробуем чужое варенье.

Играем и оцениваем. Когда уже игра сделана, наступает время оценить чужие проекты. Обычно это необходимо, чтобы и вашу игру оценили. Вы же хотите получить много восторженных отзывов?! У Ludum Dare есть отличная система кармы. С ней вы с большой вероятностью получите столько же оценок, сколько сами оставите. А чтобы было проще получать отзывы, старайтесь давать качественный фидбек, принцип win-win работает и здесь.

Этап 8. Анализируем обратную связь от тех, кто уже попробовал ваше варенье!

Самая приятная часть геймджема! Смотреть, как другие люди играют в твою игру и оставляют отзывы. Тут же можно понять, взлетела ли идея, сколько людей играет, какие эмоции они получают. Сконцентрированно получить результаты за такой короткий срок бесценно. Даже если окажется, что идея не выстрелила, то можно порадоваться, что вы не стали тратить на нее месяцы и годы, полируя, добавляя и углубляя механики в игру, которая не работает с самого начала.

Мой последний джем длился 10 дней вместо 2-х, но по структуре он шел так же, просто на каждый этап можно было выделить больше времени. И вышло неплохо! Я был доволен, что удалось попасть в топ 2% и топ 6% в некоторых категориях

Если вам интересно поиграть, вот ссылка на эту игру с джема:

Я планирую и дальше участвовать в джемах, к чему и вас призываю! 16 августа будет GMTK 2024, у вас есть возможность присоединиться.

Спасибо тем, кто дочитал статью до конца! Буду рад почитать и ваши лайфхаки для участия в джемах!

О том, как я делаю игры, я пишу в своем телеграм-канале:

Подписывайтесь, как раз там я рассказываю о своем опыте участия в джемах и о личных проектах 😃

1212
11
11 комментариев

Для меня геймджемы - это как олимпиады по программированию. Для близких звучит гордо, а тебя приучают писать говнокод, тяп-ляп, но лишь бы хоть как то работало. Ересь, которая не пройдет ни одно код-ревью и низачто и никогда не пойдет в продакшен. Поэтому единственная ценность - это когда они проводяться очно, и ты погружаешься в эту атмосферу, находишь новых друзей, единомышленников, будущих коллег для твоей гениальных инди-проектов, бабу в конце-концов и понимаешь, что ты не один такой - сидишь по вечерам и расставляешь коллайдеры с идиотской улыбкой, вместо того, чтобы выйти погулять.

4
Ответить

Спасибо за пост! Почерпнул полезной информации. Перечитаю перед джемом)
p.s. в Baba is you играю в данный момент, inscryption прошёл 2 раза.

2
Ответить

Рад, что оказалось полезным! Удачи на джеме :)

1
Ответить

Варенья захотелось теперь
Ну и гад же ты

1
Ответить

Для вдохновения, наверно, полезно.

Главное не застревать в одних только джемах. Делать и выпускать игры, которые будут запускать игроки, а не только любители геймджемов. Знаю несколько авторов, которые участвуют во всяких ludum dare, а что-то готовое так и не выпустили.

1
Ответить

Думаю, это зависит от цели. Кому-то просто весело участвовать, и нет задачи выпустить игру. Но если цель именно в этом, то да, джемы лучше использовать как инструмент (тестить механики, идеи), а параллельно развивать полноценный проект.

Ответить

заранее подготовленные скрипты (обычно можно)обычно заранее сделанные игры и проходят в призеры

Ответить