[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция DTF", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439\u0431\u0430\u0431\u0430\u0435\u0432"], "comments": 1, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev", "id": "3" }
Редакция DTF
12 872
Gamedev

5 причин начать делать браузерные игры и зарабатывать на них

Сергей Бабаев, директор по развитию бизнеса производителя многопользовательских онлайн-игр Nekki, написал для ЦП колонку о зарождающемся рынке 3D-игр и объяснил, почему именно сейчас стоит обратить на это внимание.

Сергей Бабаев, директор по развитию бизнеса Nekki

«Браузерные игры мертвы! Да здравствуют браузерные игры!». Эта фраза наиболее полно описывает текущее состояние рынка некогда невероятно популярных «браузерок» («БК», «Травиан», «Двар»). В то время как «опытные» компании пытаются оживить старые механики, молодые амбициозные разработчики устремили свои взгляды на нишу браузерных 3D-проектов с синхронным геймплеем.

Причем сделали это весьма успешно. Практика показала, что аудитория социальных сетей готова принимать новый контент, активно находиться в онлайне, участвовать в PvP и многое другое, о чем еще пару лет назад никто и слышать не хотел. Именно такие амбициозные разработчики задают вектор индустрии. Они нарушают правила, не оглядываются на маркетинг и проверяют все свои идеи на практике. Пока вы читаете эти строки, какая-нибудь студия уже делает «еще более прорывной» 3D-проект для соцсетей (даже круче, чем Ballistic и King's Road). Попробуем разобраться, почему браузерные игры выходят на новый виток развития и как им в этом способствует переход в 3D.

1. Виральность возвращается

Когда в последний раз вы слышали об игре, растущей в сошале на 10-15 тысяч установок в день без всякой рекламы? И это уже вне каталогов? Правильный ответ — очень давно. Почти все сети максимально «закрутили» виральные каналы, мотивируя тем самым обращаться к более простому для разработчика и более прибыльному для платформы способу получения трафика — рекламе. Но, как ни странно, социальные сети не лишены социальных же связей — достаточно по-настоящему впечатлить одного игрока, как он без всяких вознаграждений заспамит личку своих друзей приглашениями и вопросами типа «играешь в Contract Wars?» Крутой проект пользуется даже не виральностью, а так называемым «сарафанным радио» — когда один игрок приводит еще двух, пользуясь обычными средствами связи (личное сообщение, Skype, живой разговор). Он всячески уговаривает друзей зайти в игру, отыграть бой и прочие «PvP или засcал».

Примеров с отличными показателями роста достаточно много. Например, «Контра Сити» — уже набрав почти четыре миллиона инсталлов на ВК, продолжает расти на 5-10 тысяч установок в день, а Contract Wars (родоначальник шутеров на отечественных сетях) — с 7-ю миллионами ВК-игроков на борту — собирает от 3-х до 7-и тысяч установок в день. Первый взрывной рост подобных проектов, и оттого более впечатляющий — доходило до 80-90 тысяч инсталлов (например во время пребывания в каталоге).

Цель 3D-проекта — контрастировать на фоне с другими играми, быстро вызывать «вау эффект» от «настоящего три-дэ в браузере» и, пока игрок находится в состоянии эйфории, наводить его на приглашение друзей — бой с другом в одной команде, дуэль и т. п.

2. Технологии — не помеха

Одной из главных проблем разработки трехмерных проектов для WEB всегда была технологическая база. Заставить что-то работать в браузере без фризов и просадок FPS оказывалось почти нереальной задачей. Но некоторые все же умудрялись разработать свою технологию и успешно запустить на ней проекты. Яркие примеры такого подхода: танковый шутер «Танки Онлайн» на движке Alternativa (более 100 000 PCU) и MMORPG Drakensang — созданная на самописном Java-движке.

Сейчас вы можете сэкономить время на разработке тулзов и уделить максимум внимания самому проекту, его интересности и уникальности. На пике популярности находится, например, все тот же Unity3D — он успешно развивается, регулярно апдейтится, а уровень диалога с партнерами постоянно растет. Для удобства отечественных игроделов открыт российский офис, через который можно решить почти любые насущные вопросы (например, получение Extended Unity Cash). Уверенности в будущем технологии придает и тот факт, что на ней уже базируются десятки, если не сотни, успешных игр для всевозможных платформ: от Prime World, до King's Road и CSR Racing. Более того — даже «Танки Онлайн», состоявшийся успешный проект, сравнительно недавно заявил о переходе на рельсы Unity3D.

Подсказка. У Unity есть одна особенность, о которой стоит знать и помнить — загрузка приложения в Web-плеере происходит в два этапа:

  • Первый, не кастомизируемый, позволяет разделить экран на две части: с одной будет статичная картинка, а с другой растягивающаяся текстура прогресс-бара. Загрузочный экран получается очень сложным на кастомизацию и не наглядным для пользователей.
  • Второй — позволяет полностью контролировать загрузку, добавлять крутые спиннеры, выводить динамичную информацию и т.п.

Любой игрок хочет как можно быстрее увидеть красоты проекта. Если создать на его пути помехи или слишком затянуть — он попросту закроет приложение. В идеале, первый этап загрузки должен включать 3мб (плюс, минус) самых необходимых данных. Далее последует второй этап, который еще на некоторое время заинтригует потенциального игрока, и вуаля — он уже в стартовой игровой зоне, где фоново подкачиваются все дополнительные ресурсы.

3. Распространение WEB-плеера

Любая игра в браузере проигрывается в каком-то плеере. Например, для 3D-игры на Unity требуется соответствующий плагин Unity Web Player. А это означает, что вы предварительно уговариваете пользователя установить нечто неизвестное на свой компьютер. И соглашались далеко не все. Отсев только лишь на установке плеера достигал 70%. Возможность показывать настоящие 3D-миры в браузере всех порадовала, но из-за огромных рисков — вала проектов не последовало...

Шло время, Unity планомерно продвигали web-плагин, что привело к его большей ассимиляции (более 200 млн установок). Входной барьер понизился, а игроки все чаше соглашались на установку плагина. В конце концов, проценты отказов стал пренебрежительно мал (в районе 15%) относительно того взрывного роста, что дает качественный 3D-проект.

Подсказка 1. Проценты отказов пользователей от установки плагина вполне можно уменьшать. Отнеситесь к странице установки Web Player как к Landing-Page вашей игры. Только уговариваете вы скачать не клиент какой-нибудь игры в 2GB, а лишь небольшой плагин в пару-тройку мегабайт. Иными словами — кастомизируйте страницу установки плеера. Например, это может выглядеть так:

Landing-Page установки клиентской online-игры выглядел бы примерно так же.

Игрок сразу видит, почему стоит тратить на вас драгоценное время. Аргументы просты: красивые скриншоты, профессиональный трейлер, небольшой промо-текст. Landing сразу демонстрирует серьезность проекта. «Если даже первая страничка так крута — что же ждет меня внутри?» — подумает игрок, и уже частично попадет в ваши ловко расставленные сети. Никогда не пренебрегайте «вау-эффектом», старайтесь произвести максимально хорошее первое впечатление. После этого вам простят многое. Ну разве что кроме прямого обмана.

На графике ниже представлена динамика изменения отказов от установки плеера до и после ввода кастомной страницы:

До ввода Landing-Page от установки отказывалось в среднем 30% пользователей. После — 15%.

Подсказка 2. Не забывайте, что в большинстве рекламных сетей вы можете таргетировать аудиторию на другой проект — например, шутер от компании-конкурента. Такой настройкой вы сведете вероятность отсутствия Web Player у приходящего трафика к нулю.

4. Небольшие траты vs большие доходы

Объем трат, разумеется, зависит от масштаба игры. Но есть одна особенность. Вы не должны первым же запуском релизить полноценную игру с контентом на несколько месяцев, хай-левельными развлечениями и мета-геймплеем. Попробуйте подойти к вопросу более итеративно — отполируйте до блеска core-геймплей. Если вы делаете шутер с вол-джампингом, внедрите одну карту, один класс юнитов, пару типов оружия и собственно вашу фиче-механику (прыжки по стенам в нашем примере). Доведите «демку» до блеска с этим набором и запускайте ее на софт-лонч во «ВКонтакте». Не торопитесь вставать в каталог — если во время притока тысяч пользователей вскроется, что у вас критические ошибки или сервер не держит больше 100 PCU, то вы «зафейлили» свой стартовый пуш установок.

Для реализации простой играбельной демки вам хватит 3-5ти сотрудников (кто-то может выступать универсалом):

  • Unity/C#-разработчик (40-90 тысяч рублей);
  • Server Developer (например под SmartFox, 60-100 тысяч рублей);
  • GUI-артист/художник (50-100 тысяч рублей);
  • 3D-артист/Аниматор (40-80 тысяч рублей);
  • Геймдизайнер (50-80 тысяч рублей).

Итого траты в районе 345 тысяч рублей в месяц. При условии, что вы ведет более или менее (!) коммерческую разработку. Независимые авторы умудряются понижать эту планку в несколько раз, вплоть до десятков тысяч рублей.

Разработка таким слотом качественного демо-приложения займет месяца 2, максимум 4 (если идея требует многих прототипов для обкатки). Есть примеры и более оперативных реализаций. Скажем авторы популярного майнкрафто-шутера «Блокада» сделали первую, и попутно сразу полетевшую на вирале, демо-версию за несколько недель.

Базовое представление о доходах удачных 3D-проектов на отечественных сетях можно составить по изображениям ниже:

Примерная оценка инсталлов и DAU ряда 3D-проектов на отечественных соцсетях.

Усредненные метрики по опрошенным 3D-проектам на отечественны сетях

При среднем DAU — 300 000 и среднем ARPDAU — 0,35 рублей, мы получаем усредненный же доход в 3,3 млн рублей в месяц без рекламы, только на отечественных сетях и силами очень небольших команд. И это все еще без учета большого потенциала по освоению других платформ и рынков, о чем ниже.

5. Настоящая мультиплатформенность

В наше время крайне важна доступность игры в разных условия — в метро, в офисе, за любимым MacBook. Тренд мультиплатформенности все больше входит в нашу жизнь. Отличный пример — карточная игра от Blizzard Heartstone, которая совсем недавно запустилась еще и на iOS (клиенты для Mac и Windows запущены ранее). В такой обстановке зачастую приходится выбирать не эксклюзивную платформу, а стартовую. Для первого запуска идеально подходит рынок с наиболее активной аудиторией (заметьте — речь не о самой платящей) — а это, как мы уже выяснили, социальные сети. Доход с «социальщиков» будет не максимально возможным. Но в обмен на комиссию сети вы получаете игроков совершенно бесплатно и в огромных количествах. Отработав все на социальном запуске, вы можете перейти на другие платформы — менее виральные, но с более платящей аудиторией. Например, авторы таких популярных проектов как «Копатель» и «Кубезумие 2» рассматривают выход на Steam и в Stand-Alone Web. Они уже отполишили проекты, «выели» всю отечественную социальную аудиторию и идут дальше — за новыми игроками и увеличением доходов.

Настало время, когда качественный шутер или интересная MMORPG нужны не только «большим» игрокам, скачивающим огромные клиенты на свой домашний ПК, но и социальным пользователям и владельцам планшетов. Не упускайте свою возможность встроиться в ряды этих разработчиков, пока вход еще достаточно легок!

Подсказка. если у вас уже есть проект на Unity, вы достаточно легко сможете перенести его в Web. Это потребует одного выделенного клиентского-программиста, который переведет весь проект на бандли и реализует гладкую систему фоновой подкачки контента. На все про все уйдет 10-15 тысяч долларов. Взамен вы получите приток аудитории и чистый плюс по доходам. Более того, если вы вольете социальных игроков в ваш основной мир, то из-за улучшения выборки в балансире (если речь о сессионном проекте) вы попутно улучшите качество боев, что приведет к увеличению доходов основного проекта.

Вывод

Рынок браузерных 3D-игр, несмотря на ряд успешных кейсов, находится лишь в начале своего пути. Небольшие разработчики нашли свое место под солнцем («Копатель», «Блокада», «Контра Сити», «Кубезумие»), самые большие уже смотрят в эту сторону (привет новым браузерным HoMM), а студии средней руки — еще не рассмотрели потенциальный тренд, чтобы удовлетворить весь спрос на рынке. Лучшего времени для того, чтобы успеть на новый заводящийся поезд большого вокзала нашей индустрии, — не придумать.

#продюсирование #сергейбабаев

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться