[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-229719-0", "render_to": "inpage_VI-229719-0-952491735", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Артемий Козлов", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0442\u043e\u0433\u04382016"], "comments": 2, "likes": 28, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
8 015

Мобильная игра 2016 года: творчество против науки

Говорить о мобильных играх года — это надолго. Их очень много.

Поделиться

В избранное

В избранном

Игры

Можно сколько угодно сокрушаться, что среди мобильных игр полно клонов — но даже клоны сейчас надо уметь делать хорошо. Даже у случайного китайского аналога League of Legends можно многому научиться.

Но верно ли говорить, что в мобильных играх только наука и осталась, а творчество никому не нужно? Да чёрта с два. В 2016 году чего только не придумали.

Великолепные однокнопочные вещи вроде Chameleon Run, Circa Infinity и Rodeo Stampede.

Нарративные игры — Guns of Infinity, Sorcery 4, бесчисленные продолжения ролевого мессенджера Lifeline.

Point-and-click приключения, как классические (I Have No Mouth And I Must Scream, Day of the Tentacle), так и новые (Samorost 3, Kathy Rain).

Прекрасно в формат вписались Don't Starve и Crashlands — обе про выживание, но одна больше про попытки согреться и не помереть от голода, а вторая про сражения.

Plants vs. Zombies: Heroes

PopCap выпустила Plants vs. Zombies: Heroes, и это — одно из открытий года. На картинках выглядит как клон Clash Royale, но на деле — карточная игра, которая местами даже глубже Hearthstone. И при этом практически идеально ощущается, потому что хорошо нарисована и анимирована.

Reigns

Reigns лучше всех встраивается в повседневное использование мобильника. Она выглядит, будто перелистываешь странички с картинками в Tinder. Перелистнули в одну сторону — ответ «да», в другую — «нет». Только игрок не выбирает понравившихся мальчиков/девиц, а принимает решения в управлении королевством и старается не умереть. И в какой-то момент происходящее становится очень странным. Вот колонка разработчика, рекомендуем прочесть.

Rome: Total War

Ещё игры

Порты домашних игр на мобильники перестали быть чем-то из ряда вон. Когда на iOS или Android выходят блестящие Invisible Inc., The Banner Saga 2, Steamworld Heist, Crypt of the Necrodancer, Samorost 3 или очередной сериал от Telltale — это больше не внезапный сюрприз, а абсолютно нормальное дело.

Только портам AAA-классики до сих пор иногда удивляются. Когда выходили мобильные Rome: Total War, Jade Empire, Titan Quest и Bully, по интернету пробежалась очередная волна «Ничего себе, я в это пять лет назад играл на топовом ПК, а теперь в кармане ношу!» Rome, кстати, практически безупречно играется на планшетах вопреки ожиданиям.

Были очень удачные игры по лицензии. Mr. Robot:1.51exfiltrati0n.ipa заставляет заниматься социальной инженерией так, что в какой-то момент начинаешь сомневаться, не взаправду ли это все. А Rick and Morty: Pocket Mortys — это не только игра по одному из лучших анимационных сериалов современности, но и вполне адекватный симулятор ловли покемонов.

Кстати о покемонах.

Nintendo

У Nintendo в этом году было два мобильных прорыва. Первый — Super Mario Run. 50 миллионов установок чуть больше, чем за неделю. Покупок, правда, меньше миллиона. Эксперты по монетизации корят Nintendo, что те решили ставить фиксированную плату за разблокировку уровней, а не растягивать традиционный free-to-play по всей игре. Nintendo в ответ лучезарно улыбается. Ей нормально, пусть и акции упали.

Pokemon GO

Второй прорыв — Pokemon GO, мобильная игра, о которой в этом году говорили больше всего. Сама идея даже не позавчерашняя: тот же разработчик, Niantic, ещё в 2012 выпустил Ingress. Люди бегали по своему городу с картой, соревновались, кто соберет больше чего-то... Чего именно — не важно. Важно, что это были не покемоны.

А теперь то же самое, но про карманных монстров. Результат — всё. Издания про бизнес пишут, как использовать Pokemon GO в маркетинговых кампаниях. Магазины оповещают в социальных сетях, каких покемонов можно у них поймать, чтобы все бежали к ним. Кафе ставят у себя покестопы. Банки предлагают игрокам страховку по льготным ценам.

И тем не менее, сейчас о Pokemon GO говорят совсем редко. В середине года она 74 дня подряд пробыла на первом месте по выручке в американском AppStore, но могла бы задержаться там дольше, если бы игроки просто не выдыхались. По возможностям Pokemon GO сильно уступает Ingress. Новый контент задерживается. Находят уязвимости, но Niantic просто отключает функции, через которые эти уязвимости проявлялись, а не чинит их.

Но даже несмотря на это, у Pokemon GO все еще полно игроков. Она просто очень хорошо встраивается в ежедневную прогулочную рутину. Это не лучшая игра года, но точно самая влиятельная.

Мобильный киберспорт

Еще одна тенденция. Тоже не новая, но о ней говорят.

Сейчас полно компаний про мобильный киберспорт — от заменителей Twitch (MobCrush) до турнирных платформ (Skillz). Все проталкивают один аргумент: в мире больше двух миллиардов мобильных игроков — разумеется мобильный киберспорт взлетит! Никто, конечно, не оговаривает, что эти два миллиарда в среднем слабо вовлечены в игровые сообщества: в основном те, кто гоняет Match-3 по дороге домой, и они даже не осознают, что по статистике считаются геймерами. И уж тем более не станут смотреть турниры по Vainglory вместо матча «Салават Юлаев — Металлург».

Но есть хорошие зацепки. Во-первых, база игроков всё-таки имеет значение. Смотреть то, во что играешь сам, намного проще, чем то, о чём представления не имеешь.

Во-вторых, в этом году стало очень просто стримить с мобильника. С ReplayKit для iOS стримишь прямо из клиента нажатием одной кнопки, если разработчики встроили функцию. У Google есть приложение YouTube Gaming, и его даже встраивать никуда не надо — оно просто захватывает весь экран. Это чуть дольше, чем запустить Periscope, но намного быстрее, чем запустить стрим с ПК. Не нужны шнуры, не нужно настраивать XSplit или OBS, микрофон и вебка уже в телефоне.

Какой толк от этой доступности для киберспорта, если это даст только толпы стримеров, которые занимаются этим впервые, и может быть даже играть-то не умеют? Главное: больше народу поймёт, что так, оказывается, можно. А дальше всё зависит от игр. Если смотреть будет интересно, то всё будет хорошо.

Допустим, передо мной стоит телевизор, и я могу выбрать: смотреть мне «большую» игру (пускай, Dota 2) или «маленькую» (например, Vainglory). С какой стати выбирать маленькую, если большая всегда сложнее, интереснее и красивее?

Во-первых, в 2016 на мобильниках уже практически ничего не мешает сделать почти так же красиво. Во-вторых, меньший экран, другие средства ввода и более короткая сессия — не ограничение, а поле для новых возможностей.

Поэтому дизайнерам нужно не копировать жанры, популярные на домашних платформах, а думать в другую сторону. И многие это уже давно поняли.

Мнение эксперта

Максим Ерёменко, креативный директор Plarium

Это был интересный год для мобильных игр. Он прошел под знаком нестандартных core-механик, и топ-10 игр AppStore как бы намекает на это: в платном сегменте победила гениальная Reigns, в f2p не менее гениальная Clash Royale. И даже спорная The Trail попала в список по тому же признаку.

В целом, это может означать, что мобильный рынок пережил пубертатный период самоклонирования и ориентируется на, простите, эксклюзивы. В своё время социальные игры сошли на нет именно из-за неспособности осознать себя, как самостоятельную платформу с большим потенциалом развития в плане оригинальных игровых механик. Все прилежно передирали друг у друга фермы и ситибилдеры.

Сейчас в мобайле многие прилежно передирают друг у друга стратегии, но появление таких игр, как Pokemon GO подтверждает старый принцип: выделяйся или умри.

Важно также сказать, что перформанс (performance marketing — прим.) начал оглядываться на брендинг, а брендинг панически перестраивается под перформанс, и что уже сейчас мы наблюдаем великую войну игр по IP. В будущем мы, скорее всего, увидим более интересный с точки зрения маркетингового позиционирования и выстраивания отношений с игроками мобильный рынок. Он будет больше похож на ПК и консоли, но при этом гораздо эффективнее считать деньги за рекламу.

Мобильная игра года — Clash Royale

Если в следующем году по телевизору покажут турнир по мобильной игре — то скорее всего по Clash Royale. Произошедшее можно описать одним предложением: Supercell сделала глубокую и интересную игру, в которую на мобильнике играть попросту удобнее. Это как раз та штука, которая смогла «не как все».

Supercell вернулась к самым основам стратегий и ответила на вопрос — а как это заставить работать на тачскрине? И вышел, по большому счету, Starcraft, который деконструировали до ключевых понятий и встряхнули. Из него убрали всё сложное и чисто механическое (например, микроконтроль и заучивание порядка строительства), но оставили главное — принятие решений. Причём решения принимать приходится, опираясь не на заученные паттерны, а строго на сложившуюся ситуацию.

Clash Royale — машина, в которой всё работает на всё. Таймеры подталкивают к покупкам (и приносят Supercell деньги), но не мешают играть. Возможность дарить карты за награды мотивирует объединяться в сообщества даже самых злых одиночек, и не дает ненужному мусору залеживаться в инвентаре. Длина партии — порядка трёх минут, столько, сколько вместится в вообще любую жизненную ситуацию.

Supercell, кажется, везде нашла нужные пропорции. Сперва Clash Royale прячет достаточно тонкостей, чтобы всё сразу было понятно, но не слишком много, чтобы перестало быть интересно. Затем постепенно раскрывается, и ты уже не замечаешь как смотришь повторы во встроенном TV Royale и подбираешь новые тактики у топовых игроков, чтобы стать лучше всех.

Это тщательно выстроенная кроличья нора. Очень прилипчивая. Очень хорошая.

Другие номинации, а также розыгрыш Xbox One S — на странице нашего большого спецпроекта «Итоги 2016».

#итоги2016

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться