Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

Рынок азиатских графических романов (манга, манхва, маньхуа) бурно развивается, привлекая всё больше читателей по всему миру. За каждой красочной книгой стоит сложный и дорогостоящий процесс производства, включающий множество этапов и значительные финансовые затраты. Рассмотрим подробнее, из чего складывается стоимость издания любого графического романа.

Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

1. Авторские права и лицензирование

Это первый и, зачастую, самый значительный пункт. Стоимость лицензии на публикацию варьируется в зависимости от популярности автора, тиража и территории распространения. Для популярных серий и авторов она может достигать сотен тысяч рублей за том. Для менее известных авторов или начинающих издательств суммы могут быть значительно меньше, но всё равно составляют существенную часть бюджета. В некоторых случаях издательство может сотрудничать с автором на условиях роялти – процента от продаж.

Мы уже как-то рассказывали про это в одной из своих предыдущих статей, поэтому подробно останавливаться не будем.

19-й фестиваль Корейской культуры / КЦ Миринэ / Дом Офицеров
19-й фестиваль Корейской культуры / КЦ Миринэ / Дом Офицеров

2. Перевод и редактирование

Перевод азиатских графических романов требует не только знания языка оригинала, но и понимания культурного контекста. Необходимо сохранить не только смысл текста, но и тон, юмор и стилистику. Профессиональный перевод и редактирование текста, включая вычитку и корректуру, занимают значительное время и являются затратной частью процесса. Стоимость зависит от объёма текста и квалификации переводчиков/редакторов, варьируясь от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей за том.

Процесс создания обложки нового графического романа "Гениальное дитя", которое выйдет в 2025 году.
Процесс создания обложки нового графического романа "Гениальное дитя", которое выйдет в 2025 году.

3. Верстка и дизайн

Верстка графического романа – это сложный процесс, требующий специальных навыков работы с графическими редакторами. Дизайнер должен учитывать особенности исходного материала, формат издания, требования к цветопередаче и общему восприятию. Он отвечает за размещение текста и картинок, создание обложки и внутренних разворотов. Стоимость верстки зависит от объёма работы и квалификации дизайнера, начиная от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей за том.

Безусловно, стоит упомянуть ещё моменты, связанные непосредственно с редактированием самих страниц изданий. Мало того, что мы (думаем, что никого этим не удивим) используем многоуровневые ТЗ с чётким соблюдением некоторых норм и правил, заточенных под типографии-партнёры, так ещё и для комфортной работы с типографским качеством требуются далеко не бюджетные ПК, а также просто нереально большие объёмы памяти (для примера, исходные файлы для типографии тех же "Наномашин" или "Nozoki Ana" весили по 35+ гигабайт, и это только внутреннее наполнение).

Типография в МО, г. Зеленоград
Типография в МО, г. Зеленоград

4. Печать и материалы

Стоимость печати напрямую зависит от объёма тиража, качества бумаги, способа печати и послепечатной обработки.

  • Бумага: Для манги часто используется офсетная бумага различной плотности (от 80 до 150 г/м²), а для манхвы - офсетная или мелованная. Качество бумаги существенно влияет на стоимость и внешний вид издания. Более плотная бумага обеспечивает лучшую цветопередачу и долговечность, но дороже.

    Мы в своих изданиях используем довольно плотную офсетную бумагу плотностью 120 г/м². Да, по цветопередаче она может слегка уступать мелованной, а издания получаются гораздо толще, но и на износостойкость это тоже влияет. Мы думаем в следующих изданиях (новых, не продолжениях уже вышедших серий) попробовать сделать на меловке, но и процесс подготовки файлов тут тоже будет сильно отличаться.

  • Печать: Офсетная печать является наиболее распространённым способом печати графических романов, обеспечивая высокое качество и приемлемую стоимость при больших тиражах. Цифровая печать используется для небольших тиражей или пробных экземпляров, но стоит на порядок дороже.
  • Послепечатная обработка: Сюда входят такие процессы, как обрезка, фальцовка, скрепление (склейка или сшивание), ламинирование обложки, создание суперобложки. Все эти операции увеличивают стоимость издания.
Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

Примерные затраты на печать одного тома (тираж 1000 экземпляров):

  • Бумага: 100 000 - 300 000 рублей;
  • Печать: 450 000-550 000 рублей;
  • Послепечатная обработка: 100 000-150 000 рублей;

Итого, примерная стоимость изготовления тиража одного тома в 1000 экземпляров составит от 650 000 до 1 000 000 рублей (речь идёт, конечно же, о твёрдом переплёте, ведь именно так мы выпускаем все наши издания). Безусловно, это средняя стоимость и она, наверняка, уже выросла. И это только печать!

Первый том издания "Шальные Девчонки" на лекции об издательском бизнесе в культурном центре Миринэ
Первый том издания "Шальные Девчонки" на лекции об издательском бизнесе в культурном центре Миринэ

5. Распространение и маркетинг

Затраты на распространение включают в себя доставку в магазины, логистику, оплату работы дистрибьюторов. Маркетинг включает рекламные кампании, участие в выставках и фестивалях, создание промо-материалов. Эти расходы могут быть очень значительными и зависят от масштабов рекламной кампании.

Очень подробно мы останавливаться на маркетинге не будем, потому как тут всё индивидуально от издания и, к сожалению, нет чёткой модели взаимодействия. Понятно, что можно использовать те же внутренние инструменты тех же маркетплейсов, но будут ли они эффективны - большой вопрос. Поэтому, тут каждый выбирает те каналы и инструменты продвижения на своё усмотрение и, безусловно, имеющегося бюджета.

Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

Общие затраты

Суммарная стоимость издания одного тома азиатского графического романа может колебаться от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов, в зависимости от многих факторов, перечисленных выше. На стоимость влияют:

  • Популярность автора и серии: Чем популярнее автор, тем выше стоимость лицензии.
  • Тираж: Большие тиражи позволяют снизить себестоимость за единицу продукции, но на это требуется гораздо больший бюджет.
  • Качество печати и материалов: Использование высококачественной бумаги и сложных методов послепечатной обработки увеличивает затраты.
  • Регион распространения: Стоимость логистики и дистрибуции может значительно варьироваться в зависимости от региона.

Издание азиатских графических романов – это сложный и многогранный процесс, требующий значительных инвестиций и профессионального подхода на каждом этапе. Успех проекта зависит от грамотного планирования бюджета, выбора качественных исполнителей и эффективной маркетинговой стратегии, но не лишён огромных рисков, которые, зачастую, учесть заранее не получится.

Мы сделали как они хотели, но они снова не довольны...
Мы сделали как они хотели, но они снова не довольны...

Цензура изданий

У нас уже много раз спрашивали про цензурирование изданий, поэтому отвечаем относительно подробно. Начнём с небольшого, короткого экскурса в историю:

В декабре 1993 года цензуру запретила Конституция Российской Федерации.

В книжной индустрии существуют ряд правил, касаемо изданий с пометкой 18+, самые интересные из которых заключаются в том, что книги должны быть соответственным образом упакованы, не должны стоять на полке в открытом виде и должны продаваться строго по подтверждающему возраст покупателя документу (но кто это будет делать в том же Читай-Городе, правда?).

Сейчас цензура, как целостное явление в России отсутствует, хотя есть такой контролирующий орган как Роскомнадзор. Этот институт осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Таким образом функции Роскомнадзора не охватывают книжное издательское дело в принципе, однако просьбы с проверками той или иной книги отправляют именно в него. И сделать это может любой человек, для инициации проверки тиража достаточно пары-тройки жалоб.

Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

Законодательный запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних действует в России на федеральном уровне с июля 2013 года.

27 октября 2022 Государственная Дума единогласно одобрила в первом чтении законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ в России.

Некоторый аналог цензуры в современной России можно видеть в деятельности Министерства юстиции. Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в Сети федерального списка экстремистских материалов.

Ну и, понятное дело, куда же без полюбившимся нам за прошедшее время статьями УК РФ 242 и 242.1. Ведь чёткой позиции и трактования в этом вопросе до сих пор нет, а определение характера материалов, то есть являются ли они порнографическими или нет, осуществляется на основе заключения соответствующих экспертиз (искусствоведческих, литературоведческих, сексологических и других, довольно дорогих, на минуточку).

Одно дело - цензурить комиксы (что тоже абсурд), другое дело - вот ТАКОЕ в тексте. А не проще его просто вырезать или заменить?
Одно дело - цензурить комиксы (что тоже абсурд), другое дело - вот ТАКОЕ в тексте. А не проще его просто вырезать или заменить?

В целом, книжное дело, как и другие отрасли отечественной экономики, живут по принципу саморегулирования (практически самоцензуры). То есть издатели сами фильтруют контент, чтобы соблюдать закон и редакционную политику, а вот все остальные, практически любой желающий ("бдительный читатель", конкурент и т.д.), так сказать, может в этом вопросе "посодействовать", направив жалобу (достаточно просто упоминания) в соответствующий орган. А там не будут разбираться в тонкостях, проходило ли издание цензуру или нет, бремя доказательства отсутствия чего-либо "взрослого и непристойного" в моменте ложиться на издателя, попутно увеличивая расходы на, и без того немалую, стоимость тиража.

Для тех, кто не понял - доказать, что даже зацензуренное издание, должным образом упакованное, с соблюдением всех маркировок и т.д. не является тем, в чём его обвиняют, должен издатель! За свои деньги! С этими реалиями, безусловно, можно работать, просто когда они возникают, ты теряешь драгоценное время (деньги вторичны, но тоже не приятно ни разу).

Организовать массовый цензурный аппарат на уровне государства достаточно проблематично, а главное — дорого. Представьте, что условный человек, который за это ответственен, должен будет вычитывать любую книгу троекратно перед тем, как одобрять. Это время и деньги, которые государство пока не готово тратить в текущем положении дел и с учетом инфляции. А вот усиление самоцензуры очень даже возможно (да и, в принципе, вполне себе шагает семимильными шагами), потому что издатели понимают, что миллионные штрафы для нас будут неподъемными.

Издание вебтунов: путь от эскиза до полки магазина

Чтобы быть в курсе последних новостей издательства, узнать о предстоящих релизах, датах выхода новых томов серий, а также участвовать в различных конкурсах и розыгрышах, можно найти нас в социальных сетях и подписаться:

Купить и самим оценить наши прекрасные издания Вы можете во всех маркетплейсах страны, а также в Интернет-магазинах Читай-Город, Буквоед и Book24.

55
11
19 комментариев

Платить за зацензуренную версию, мда.

2
Ответить

Ну, рынок вынуждает делать именно так. Ведь в текущих реалиях либо ты подвергаешь издания должной цензуре и переработке, либо красуешься в списках иногентов и/или закрываешься.

Ответить

Что это за книга, которую так замазали? Метро Глуховского?

Ответить

Книги Глуховского продавать запретили, а не замазали

1
Ответить

Глуховского и ещё одного, довольно известного автора АСТ вообще отменили)) тиражи снимались везде

1
Ответить

Вебтун на полке магазина... Чиво? Это же ВЕБтун

Ответить

Откроем тайну (наверное) - вся манхва, которую издают на текущий момент и будут издавать в огромных количествах, является вебтунами.

1
Ответить