«Steam без объяснений удалил нашу игру по мотивам Five Nights at Freddy’s» — рассказ российских разработчиков

Отправляем письма
с главными игровыми новостями недели

Российская команда разработчиков Last Level рассказала vc.ru о создании игры C.A.S.E: Animatronics по мотивам проекта Five Nights at Freddy's и о том, как тайтл был без объяснений удален из каталога Steam.

О компании

Мы небольшая игровая компания Last Level. Начали работу в 2014 году с создания браузерного шутера Project War для «ВКонтакте» на Unity. С шутером не сложилось, денег заработать не получилось, и мы переключили свое внимание на рынок ПК.

Примерно в марте 2015 года мы случайно наткнулись на фанатский трейлер к игре Five Nights At Freddy's 3. К этому моменту уже были наслышаны о безумной популярности игры. Трейлер, собравший более 12 млн просмотров, нам очень понравился.

О старте работ

Недолго думая, мы решили попробовать создать первую ПК-игру в жанре «хоррор от первого лица» по мотивам Five Nights at Freddy's. Назвали проект C.A.S.E: Animatronics, в качестве движка выбрали Unity.

За основу были взяты стандартные игровые хоррор-механики (Oultast, Alien Isolation, Amnesia и так далее) с отсылкой к оригинальному Five Nights At Freddy's (монстры-аниматроники, пасхальные мини-игры, камеры наблюдения).

Было решено не использовать геймплей из Five Nights at Freddy's и придумать новых аниматроников, убрать выживание по ночам и другие слишком узнаваемые фишки оригинальной игры. Основной акцент мы делали на сложности прохождения. 70% геймплея — это «стелс», в котором игроку необходимо прислушиваться к каждому звуку вокруг и стараться избежать нападения монстров, попутно решая загадки, а также следить за различными изменениями. Надо сказать, что 80% событий в игре случайны, поэтому каждый следующий раз игрока может поджидать опасность в любом месте.

Основная цель — пройти сюжет игры, сохраняясь на определенных чекпойнтах. Игроку доступен планшет и фонарик, которые помогают избежать случайных встреч с аниматрониками.

Разработка началась в мае, команда разработчиков состояла из трех человек. К ноябрю игра была готова на 80%, и мы решили сьездить на несколько игровых выставок — WhiteNights и NextCastleParty, — чтобы показать игру и собрать отзывы.

В целом, игра была принята хорошо, многие хвалили графику и атмосферу. Постепенно мы стали готовиться к релизу, создали страницу во «ВКонтакте» и начали готовить аудиторию к выходу игры на Steam Greenlight.

Был создан и опубликован трейлер игры, в котором мы частично показали основной геймплей (не хотели раскрывать все секреты раньше времени):

Steam Greenlight и первые проблемы

20 ноября игра появилась на Steam Greenlight и за день вышла в топ-5 проектов.

Через три дня мы оказались в топ-3 и были приятно удивлены тому, как быстро и как хорошо нас приняла аудитория. C.A.S.E: Animatronics быстро попала на главную страницу Steam Greenlight. Был создан сайт-тизер.

К сожалению, нашлись пользователи, которые стали утверждать, что наша игра — стопроцентный клон Five Nights at Freddy's, только в 3D. Стали поступать жалобы на игру. Примерно на четвертый-пятый день после релиза на странице проекта появилась надпись DMCA Notice, означавшая, что на игру подали жалобу за нарушение авторских прав.

Это сообщение негативно повлияло на количество голосов, и от изначальных 79% «за» и 20% «против» мы за неделю скатились до 68% и 29% соответственно.

Предупреждение никак не повлияло на продвижение игры в Greenlight. Игра оставалась в тройке топовых и набирала голоса. За 11 дней было собрано порядка 8000 голосов «за» и 800 комментариев. Также мы получили множество писем от разнообразных видеоблогеров и геймеров, которые просили предоставить им игру и дать разрешение на обзор.

Нам казалось, что Steam понимает всю нелепость ситуации с авторскими правами, ведь игра не является клоном, в ней на 100% уникальный контент. Многие пользователи в комментариях активно нас поддерживали.

О сути конфликта

2 декабря на почту разработчика Steam пришло два письма, первое из них — от Steam Support. В нем говорилось, что наш продукт нарушил внутренние правила Steam и за это он будет удален из каталога. Второе письмо было от Valve: ' Attorney Chris Ellis Jr., on behalf of Copyright holder Scott Cawthon, alleges that your post infringes his copyright'. Другими словами, адвокат автора оригинальной игры обвинил нас в нарушении авторских прав.

Вечером игра была удалена из Steam. Техническая поддержка не ответила на вопросы, наши темы на Steam Groups игнорировались, на почту ничего больше не пришло. Утром 3 декабря на странице проекта появилась надпись: «Игра была удалена из списка проектов Steam». Страница проекта стала доступна для просмотра только нам.

В социальных сетях начался какой-то хаос. Сотни игроков писали нам на почту и в личные сообщения, оставляли комментарии. Аудитория разделилась на два лагеря. Первые утверждали, что мы сами виноваты и автор оригинальной игры прав, вторые — что он неправ, идея игры оригинальна и удалять за подражание глупо, ведь в Steam продается много «клонов» в других жанрах.

На следующий день к нам стали обращаться YouTube-блогеры за разъяснениями, появилось много роликов с предположениями, почему игру убрали из Steam. YouTube-блогер под ником «Принцесса» обратился к нам с просьбой рассказать в коротком интервью о нелепости ситуации, истории запуска и возможных причинах удаления игры.

Так или иначе, с момента удаления игры прошло больше пяти дней, и никаких претензий, комментариев или замечаний к нам так и не поступило. Вероятнее всего, автор оригинального проекта увидел в нашей потенциал и не захотел, чтобы она вышла на рынок. Конкуренты в данном жанре явно невыгодны оригинальной серии.

Позиция Valve проста: по любому запросу правообладателя игра без каких либо разбирательств может быть удалена. Решение проблем и сбор доказательств ложатся на плечи авторов неугодного контента.

Итог

Спустя полгода разработки мы остались без доступа к площадке Steam, без объяснений и указания причин. Аудитория оказалась расколота на два воинствующих лагеря, дух команды — подорван, волна Steam Sale и декабрьские продажи — упущены, а также потрачено огромное количество сил и нервов. Игра лежит на нас мертвым грузом.

Причем каких либо претензий со стороны авторов оригинальной игры нет. Судя по всему, достаточно просто подозрения в плагиатстве, чтобы игра навсегда пропала из каталога. Все наши доводы и просьбы внимательнее присмотреться к содержанию и геймплею игры были проигнорированы.

В данный момент мы планируем провести рескин игрового персонажа, изменить часть игрового интерфейса и поменять все промо-материалы (убрать медведя). Но и в этом случае мы не можем быть уверены, что при повторном перезапуске игры на Greenlight ситуация не повторится.

Вот так мы были спущены с небес на землю, а наши планы по завоеванию ПК-рынка оказались провалены. Надеемся, что рано или поздно мы все же сможем успешно запустить проект в Steam и порадовать себя и фанатов.


Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.

#инди

Комментарии
Последние Лучшие
Прямой эфир
Лучшие материалы
Посмотреть все
Узнавайте первым
о важных новостях
Мы будем присылать вам только срочные уведомления в браузере
Хидэо Кодзима покинул Konami и перешел в Sony
Хочу знать!
Не нужно