Отличное начало и ужасный конец | Почему хорошие игры, иногда, заканчиваются так плохо?
Наверное, все уже слышали о жидком релизе 5-го эпизода новеллы «Зайчик». Вот и я слышал. Как непосредственный фан и активный зритель контента по этой игре, я принял столь грандиозный обсер близко к сердцу. И вся эта ситуация натолкнула меня на некоторые размышления.
Почему хорошие, в самом начале, игры с треском проваливаются в самом конце, ловя массу хейта? Смена концепции? Конфликты внутри производственной команды? Похуизм со стороны разрабов? Предлагаю вспомнить несколько случаев в индустрии, когда, изначально крутые произведения, разочаровывали фанатов своим финалом.
Sally Face
Это был крутейший проект. Когда выходил первый эпизод «Sally Face», это было очень интересно и самобытно. Игра чем-то напоминала великолепную Fran Bow. Игроки погружались в атмосферу тихого, но странного городка, где каждый уголок кишил мистикой, загадкой и психоделикой. Но психоделикой в правильном количестве, идеально выверенном, чтобы не портить атмосферу и не уходить в лютый пафос.
Но к последнему эпизоду все пошло по одному месту. То, что начиналось как мрачная, немного депрессивная история взросления, переросло в безумный фанфик уровня Marvel: огромные монстры, магия, перемещения душ, культисты с космическими амбициями... Всё это разрушило атмосферу игры. Те, кто ждал аккуратно прописанных сюжетных линий, получили полную телегу ненужной эпичности и хаоса, в которой потерялись и персонажи, их характеры и эмоции, из-за которых фанаты полюбили игру.
Резкий слом вайба стал основной причиной, почему фанаты разочаровались: «Sally Face» перестала быть историей о запутавшихся подростках с личной трагедией и стала дешёвенькой подделкой на эпические приключения — подземные замки, чудовища, древние культы, переселения душ и, просто-напросто, бред. По моему мнению, основной проблемой было то, что игра, просто-напросто, не тянула бюджетом на то, чтобы показать нечто настолько эпичное. Да, разработчик пытался разнообразить финал различными стилями рисовки, анимациями и мини-играми, но выглядело это все равно как-то слишком потужно.
Я помню, как ждал финальный эпизод и помню, как разочаровался, когда он вышел. Но в случае с этой игрой, предпосылки начали появляться еще в 4-м эпизоде. Чего не скажешь про нашего следующая гостя.
Зайчик | Tiny Bunny
Гордость современного ру игропрома для многих людей. В том числе и для меня. Я уже писал пост о вышедшем 5-м эпизоде и о своем отношении к нему. Поэтому слишком долго разглагольствовать не стану.
Первые четыре эпизода погружали нас в потрясающую атмосферу страшной сказки на просторах России 90-х. Каждый шаг, каждая сцена веяли особым шармом, а музыка — вообще отдельная тема.
У этой новеллы был отличный потенциал, вплоть до концовки 4-го эпизода. Но последняя глава этой истории растоптала все.
Несвязанные между собой события, полностью загубленный лор, слив персонажей и обилие бреда убили все достоинства проекта.
Геймдев запомнил это надолго, и мне особо интересно, как авторы собираются решать вопрос. Ах да, о чем это я? Деньги-то они уже залутали на проданном мерче :)
Еще и плакаться умудряются, к слову:
S.T.A.L.K.E.R. 2
Здесь история несколько отличается от наших предыдущих гостей, но суть примерно та же: слишком большие амбиции. Крупный бюджет от Microsoft и завышенные ожидания фанатов, скорее всего, сыграли роль, в результате чего команда выпустила атмосферный, во многом, родной, но... Абсолютно убогий в технической части огрызок. Игра допиливается до сих пор и лагает даже на достаточно мощных ПК. В прочем, не вижу смысла мусолить уже прошедшие скандалы по этой игре и вопросам ее производительности.
Проблема сюжета второго сталкача — перегруженность и, как следствие, принесение огромного вреда атмосфере. Старая трилогия была достаточно приземленной. Да, там были войны группировок, эпичные сцены с боями в Припяти, красивые кадры с выбросом, но это смотрелось гармонично и уместно. В сиквеле с эпиком, как по мне, переборщили. Я не могу сказать, что получилось прям совсем плохо, но и хорошо точно не вышло. Какие-то околошпионские игрища, корпорации, непонятные «Варты» и прочий бред, во многом, убивали атмосферу и «уют» Зоны. Подобные мувы в сюжете ожидаемо видеть в какой-нибудь «The Outer Worlds», но никак на территории вокруг Чернобыльской АЭС.
Как по мне, эта игра не совсем про это. Хотя и отрицать того, что она осталась классной во многих аспектах, я не могу.
Fahrenheit: Indigo Prophecy
Я не играл в данный проект, но ознакомился с его сюжетом. В целом, классический уже сценарий: атмосферный триллер с налётом мистики, который превращается в сущий п****ц во второй половине.
Авторы зачем-то впихнули в проект тему с ИИ, непонятные кланы и мотивацию злодеев в виде тотального контроля над Землей. В одной из концовок, как я понял, мы видим практически сюжет фильма «Люди X: Дни минувшего будущего». И, судя по отзывам в Steam, таким подходом к истории остались довольны далеко не все.
Что ж, это грустно. Но, думаю, я все равно пройду эту игру. Когда-то в будущем.
Так почему же всё так?
Мне кажется дело в деньгах и завышенных амбициях. Когда вы маленькая команда и делаете скромный, вайбовый продукт для узкой аудитории и внезапно сталкиваетесь с оглушительным успехом, это одурманивает. Кто-то начинает баловаться мерчем, кто-то забивает на сюжет, кто-то стремиться вывести проект в ранг чуть выше, чем «уникальная инди-игрушка». Это что касается игр с эпизодической система релиза.
Насчет цельных произведений, по типу «Фаренгейта» мне трудно дать однозначный ответ. Может быть, разногласия в команде, особенно среди сценаристов. А может быть и давление со стороны руководства, в частности, издателя: «Больше! Лучше! Эпичнее!». В конечном итоге, задача почти каждого медиапродукта — окупиться и принести прибыль. А какой-нибудь местечковый и уютный проект, в который команда вложила душу, дабы рассказать СВОЮ историю, не всегда на это способен.
И это печально.
P.S. — Кстати, сюда бы отлично зашла вторая часть «Vampire The Masquerade: Bloodlines», но про эту игру я очень хочу написать отдельно.