{ "author_name": "Олег Чимде", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u0438\u0433\u0440\u044b\u0438\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 41, "likes": 80, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "4624", "is_wide": "" }
Олег Чимде
21 707

Война — это ад

Игры и кино, показывающие все ужасы войны.

Поделиться

В избранное

В избранном

Посовещавшись, редакция DTF выбрала игры и фильмы, показывающие самые неприглядные стороны войны. Произведения, которые не дадут нам забыть важное: война — это вообще-то ад.

«Тонкая красная линия»

Это не просто военная драма об ужасах войны, но одна большая метафора того, как люди на войне теряют связь с миром — внешним и внутренним. Режиссеру Терренсу Малику одним простым сюжетным ходом удалось показать, как война меняет человека. Не просто физически и психически, а скорее — душевно.

Один из главных героев, рядовой Витт, не хочет воевать, но делает это, потому что вроде как иначе нельзя. Несколько раз он уходил в самоволку: жил на тихом острове, среди приветливых аборигенов. Но на войне он переступает через тонкую линию, и «рай» отвергает его. И это главное последствие войны. Убивая других людей, пусть и вынужденно, ты перестаёшь быть собой. Ты теряешь саму душу.

Spec Ops: The Line

Spec Ops: The Line была бы во всех отношениях проходной игрой, если бы не её ключевая сцена. Главные герои находят снаряды с белым фосфором и на радостях, без особых раздумий, запускают их в сторону противников. Вскоре триумф сменяется настоящим ужасом: выясняется, что в зоне атаки были ещё и гражданские.

Идущая следом прогулка среди выжженных силуэтов женщин и детей — один из самых сильных моментов в истории видеоигр. И лишнее напоминание о том, что война никогда не бывает простой и красивой победой добра над злом. Совсем не удивительно, что после этого эпизода главный герой постепенно начинает сходить с ума.

«Апокалипсис сегодня»

Фильм нельзя назвать антимилитаристским: чёткого посыла «Нет войне» в нём нет. Кино лишь пристрастно погружает зрителя вместе с капитаном Уиллардом в абсурд Вьетнамской войны, которая по ходу путешествия всё сильнее теряет реальные очертания. Война деформирует людей, она противна любой логике: природной, философской, строительной, какой угодно. 

Поэтому в «Апокалипсисе сегодня» важнейшее место занимает сюрреализм, всякая немыслимость. Подполковник захватывает пляж ценой многих жизней, чтобы прокатиться на волне. Солдаты не знают и не хотят знать, где командование и что им делать. Мост строится и разрушается каждые сутки.

Не менее важен переход между двумя средами: хладнокровной военно-штабной, расценивающей войну как теорию, к первобытно-жестокой, полностью независимой от методов и стратегий. Особенно прелестна эволюция Уилларда, который по мере очередного погружения в ад Вьетнама меняется от одной среды к другой, пока преследует полковника Куртца, главного носителя той самой первобытной ипостаси войны. В её абсурдности единственной эффективной тактикой будет отказ от логического мышления, от всех этических достижений цивилизации, чего в штабе никогда не поймут.

This War of Mine

Игра показала обратную сторону войны. Взяв за основу осаду Сараево, разработчики сосредоточились на кошмаре, через который проходит мирное население в городе, охваченном гражданской войной. Это история простых людей, обречённых выживать в аду разрухи и нищеты. Игра, в которой борьба за крохи еды и медикаменты рано или поздно ставит пользователя перед жестоким выбором. Полезть под пули, рискуя жизнью? Отнять у слабых соседей, обрекая их на верную гибель? Или испытывать собственных людей на прочность в надежде протянуть ещё хотя бы день? 

В This War of Mine ничто не даётся просто, а врагом становится всё: прохожие за стенами разрушенного дома, лютые зимние морозы, голод и даже собственные люди. Но что ещё ужаснее, постепенно привыкаешь и к таким условиям. Привыкаешь жить на износ, глушить в себе совесть и чувствовать в нечеловеческих условиях некое подобие бытовой рутины, микроменеджмента, холодного расчёта. Привыкаешь жить в скотских условиях и добывать пропитание любой ценой.

Остаётся только одна надежда: услышать однажды, что война закончилась.

Metal Gear Solid

Серия Metal Gear Solid никогда не была полностью серьёзной. Кодзима отшучивался как мог: клюквой, театральностью, гротеском и откровенным абсурдом. Казалось бы, Metal Gear Solid и вовсе неуместна в этом списке. Но серия не стесняется обращать взор игрока на самые уродливые проявления войны. 

На пытки и казни, на детей с оружием и перемолотые в жерновах чужой войны человеческие судьбы. На цену, которую одни люди платят за амбиции других. На то, как жертва патриотов в глазах политика становится разменом пешек на шахматной доске в заведомо бессмысленной партии. В конце концов, на то, что на войне сложнее всего найти правых: у каждого своя правда, и все виноваты по-своему. Потому что жертва в любой момент может стать агрессором, заставив потомков расплачиваться за грехи отцов.

Когда видишь всё это в игре, её шутовской колпак помогает хоть как-то отвлечься от мрачных мыслей, от правды, которую она пересказывает в анекдотичной манере. К сожалению, в реальном мире от ужасов войны нельзя спрятаться в картонной коробке.

Battlefield 1

Грязь, хаос и смерть повсюду. Такой была Первая Мировая война, таков и Battlefield 1 — как в одиночной, так и в сетевой игре. В синглплеере даже самая светлая и оптимистично окрашенная миссия на самолёте заканчивается тем, что нужно тащить раненого товарища через нейтральную территорию между окопами воюющих сторон. Переступая через трупы и остатки искорёженного ландшафта, прячась от патрулей и всё это под аккомпанемент из стонов смертельно раненых солдат.

В мультиплеере же тихий ужас превращается в хаос и ад. За пять минут вжимающийся в окопную землю игрок может быть ранен, пережить минометный обстрел, бомбардировку с воздуха и газовую атаку. Над ним проедет огромный трёхбашенный танк, его товарищи с криками боли сгорят заживо от зажигательных гранат, а когда он решит, что в бою наступила передышка, его до смерти забьет дубинкой подкравшийся враг. А потом это повторится снова и снова, пока кто-нибудь, наконец, не победит.

Дилогия Клинта Иствуда

«Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» рассказывают об одном и том же событии Второй Мировой — битве за остров Иводзима. Первый фильм показывает события со стороны США и акцентирует внимание на рутинности войны. Солдаты погибают от пуль и гранат, но для людей в пиджаках, сидящих за дорогими столами кабинетов, важны лишь деньги — они подменяют одних героев войны другими ради облигаций, и война для них, в сущности, ничего не значит.

Рассказ со стороны японцев в «Письмах с Иводзимы» — совсем иной. Это история об отчаявшихся людях, для которых честь превыше всего. Все обречены, бежать некуда  это понимает и зритель, и солдаты. Вопрос только в том, как ты умрёшь.

Оба фильма вместе показывают, что, в конечном итоге, проигрывают обе стороны. Кто бы в конце концов ни поставил флаг.

«Взвод»

Один из знаменитых фильмов Оливера Стоуна концентрируется на внутренней войне, а не внешней. Да, американским солдатам противостоят вьетконговцы, но они здесь скорее — стихийное бедствие. Как зомби в «Ходячих мертвецах». Они опасны, но куда опаснее те, кто рядом с тобой.

Война меняет людей, это особенно видно по главному герою — новобранцу  Крису Тэйлору. Едва прибыв во Вьетнам, он ведёт себя тише воды ниже травы, терпит унижения и пишет письма бабушке. Но уже через несколько дней — стреляет под ноги умственно-отсталому подростку, упиваясь вседозволенностью. Вскоре понимаешь, что фоном вьетконговцев считаешь не ты один — завязывается конфликт и брат идёт на брата.

«А зори здесь тихие…»

Война уничтожает мечты. Героини двухсерийного фильма «А зори здесь тихие...», снятого по повести Бориса Васильева, мечтали о любви, о семейной жизни, о музыке, о красоте. Но война нашла их и превратила надежды в прах. 

Одна за другой юные зенитчицы Лиза, Соня, Рита, Галя и Женя погибают, лишь бы как можно дольше задержать отряд немцев. Режиссёру Станиславу Ростоцкому удалось так показать и раскрыть героев, что смерть каждого из них — это отдельная драма. И смерти эти были далеко не самыми красивыми и героическими, какими их привыкли показывать в пафосных фильмах. 

Война — это смерть в болотах, это страх и слёзы на глазах перед последним вздохом, это одинокая молчаливая кончина под еловыми ветками где-то посреди леса.

«А зори здесь тихие...» — яркий пример того, что защитниками Отечества были не одни мужчины. Войне без разницы какого вы пола или возраста. Сражаются все: и мужчины, и женщины, и немощные старики, и невинные дети. И погибают тоже все.

«Ярость»

Молодой рядовой в исполнении Логана Лермана попадает на фронт под самый конец войны, но у него хватит времени, чтобы понять то, насколько она ужасна. В компании закалённого сражениями экипажа танка «Ярость» юноша в полной мере осознает, что смерти всё равно за кого ты воюешь.

Картина Дэвида Эйра ни в коем случае не является примером идеального антивоенного кино, но, в отличие от многих современных представителей жанра, она пытается в продемонстрировать то, как война может ожесточить человека. В этой нелёгкой задаче режиссёру помогает талантливый актёрский ансамбль, в который помимо Лермана вошли Брэд Питт и Шайа Лабаф.

Старания актёров не прошли даром — благодаря им, за фильмом о зрелищных танковых сражениях можно увидеть драму, о том, как люди которые зачастую шли на войну против своей воли перестают видеть свою жизнь вне поля боя.  

«Иди и смотри»

Фильм Элема Климова рассказывает историю белорусского мальчика Флёры, который за два дня в полной мере познал все ужасы войны, потеряв дом и семью. Зрителям остаётся лишь наблюдать, как царящее вокруг насилие превращает жизнерадостного ребёнка в сломленного старика.

 «Иди и смотри» — жестокое кино, в котором даже советские партизаны, которые вроде как должны олицетворять силы добра, выглядят не благородными защитниками родины, а измученными крестьянами, просто пытающимися выжить. Картина, название которой взято из части Библии, посвящённой Апокалипсису, ясно даёт понять, что зло — это не внешний враг, а нечто, живущее в каждом человеке.

Тот факт, что война в «Иди и смотри» изображается как самый настоящий ад, подчёркивают слова режиссёра о первоначальной версии концовки, снять которую не получилось по техническим причинам.

Это апокалипсическая сцена на гигантском торфяном болоте с лесом, чудом сохранившимся на нём, вокруг которого идёт бой равных сил: немцев и партизан, — никуда в сторону нельзя шагнуть, уйти, ускакать, потому что провалишься в горящий торф, как в ад, и нет этому бою конца, бой идёт до полного уничтожения. 

Солнце как бы остановилось над лесом и ждёт, когда люди добьют друг друга. А тут же мирные жители, и коровы, и дети, и раненые — одним словом, конец света.

Элем Климов
режиссёр

В отличие от других советских картин, повествующих о событиях Второй мировой войны, фильм Климова начисто лишён какого-либо героического подтекста и, возможно, именно поэтому его не принято транслировать на праздничные даты.

Brothers in Arms

В 2005 году вышла Call of Duty 2. Она вывела размах боёв на новый уровень и отказалась от аптечек, чтобы не отвлекать игрока от безостановочных перестрелок: пересидел в укрытии и побежал дальше.

В том же году вышла Brothers in Arms: Road to Hill 30. В ней тоже не было аптечек. Запас здоровья сержанта Мэтта Бейкера был один на всю миссию. То же — с его подчинёнными. В бою нужно было раздавать приказы отрядам, чтобы подавлять немцев шквальным огнём, окружать и расстреливать с флангов. Это были неторопливые, локальные перестрелки в захудалых французских сёлах, где всё решало умение использовать простую и эффективную тактику. И беречь солдат.

Brothers in Arms сделала достаточно, чтобы каждая потеря была ощутима: без поддержки товарищей преимущество таяло на глазах. Мелкие масштабы схваток компенсировала цена ошибки. А каждый боец постепенно обретал индивидуальность, превращался из заскриптованного болванчика в простого, но живого парня, который просто хочет вернуться домой.

Вместо богатой массовки игрока окружала небольшая, но настоящая команда, за которую Мэтт отвечал и от которой зависела его жизнь. Камерность превратила Brothers in Arms в незамысловатую, но достоверную и жестокую историю, рассказанную в лицах и именах. И когда ваши братья по оружию гибли в борьбе за очередную серую деревушку, их имена и лица не выветривались из памяти через пару минут.

Valiant Hearts: The Great War

Удивительно, что небольшой мультяшной инди-игре от Ubisoft удалось лучше рассказать об ужасах Первой мировой войны, чем дорогостоящей Battlefield 1. 

Если в своём шутере DICE концентрируется непосредственно на битвах, во многом их приукрашивая, то The Great War рассказывает в том числе и о непростых условиях, в которых в те времена жили люди.

Но самая главная тема Valiant Hearts — это то, как Первая мировая рушила людские судьбы, разделяла — зачастую навсегда — отцов и дочерей, братьев и сестёр. 

Впрочем, в Ubisoft Montpellier всё же трудятся оптимисты, которые акцентируют внимание на том, что даже в аду, которым является война, многие люди способны сохранить человеческое лицо. Но лучше бы таких проверок на человечность не было никогда.

#топы #игрыикино

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } } ]