Steam, Epic, три Сергея и этуаль в гробу

Миграция игр со Steam в EGS нормализуется, но война только начинается. Война слово громкое, но здесь будет уместным: решается вопрос у кого вся власть будет. Вся власть сообществам и алгоритмам (Valve), либо власть непрозрачному ручному отбору (Epic)? Я сам разработчик, занимаюсь играми 15 лет — поверьте, здесь всё не так однозначно.

Steam, Epic, три Сергея и этуаль в гробу

Почему игрокам будет приятно (но сперва, конечно, не очень)

Epic Store делает игрокам приятное, но не все с этим согласны. Вот, например, журналист Сергей Цилюрик осерчал, что Control выйдет в EGS, — ругается. Сергей здесь представляет игроков, и огорчения его понятны. Уход Control и Metro Exodus из Steam — это разрушение той метаигры, в которую давно превратился Steam со своими карточками, ачивками и цифрами уровня в профиле. Epic пришли разрушать нашу игру, мы таких не любим. Читаем у Толстого в «Детстве»:

Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним. Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил.

Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; <...> Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..

Верно барчук рассуждает: без игры остаётся фрустрация. Вот и Сергей Галёнкин делает вид, что из палки выстрелить никак нельзя и магазин нужен для приобретения игр, а вовсе не для того, чтобы в него играть. Мы, игроки, жалуемся на нехватку облачных сейвов и юзерского рейтинга, но что мы будем делать, когда они явятся в EGS? По-стариковски кричать на облака?

Нет повода. Привлекая разработчиков, EGS бросает вызов Steam, и начинается та самая конкуренция, которой все ждали. Игроки зовут её нечестной, потому что нормальная конкуренция в их представлении это что? Это просто новый Steam, только с ночной темой, в нём продают ровно те же игры, что и Steam продаёт, и вообще нет нужды туда переходить. Отчего же такая конкуренция честная? У Valve наработанное преимущество в деле создания «стимов», нет никакого смысла делать «стим получше». Epic отвечает асимметрично, как учит советская дипломатия и профессор Джонс.

Модель конкуренции на основе грамотного SWOT-анализа<br />
Модель конкуренции на основе грамотного SWOT-анализа

Такого сорта конкуренция, револьвер против сабли, здесь единственно возможная. Epic делает уникальное предложение через эксклюзивы, потому что иначе игроков к себе не переманить.

Epic при этом рискует: вкладывая деньги в разработчиков, компания фактически выступает издателем. Да, Borderlands 3 была сделана на свои, а не на деньги Epic, но какая разница, деньги с Fortnite пойдут на Borderlands 4 или что ещё там Gearbox себе выдумает . «Сталкер» тоже начался не на деньги THQ, например (хоть на них и закончился).

Мы наслышаны о триллионах прибыли с Fortnite, но когда-то у Nokia или Zynga триллионов было не меньше, да все вышли и ничего не осталось. Деньги можно тратить по-разному. Читаем у Евгения Иванова в «Метком московском слове»:

При «похоронах русалки» заказывали срочно привезти гроб из ближнего похоронного бюро, клали в него согласившуюся на это эстрадную этуаль, заставляли цыганский хор петь погребальные песни, а организаторы безобразия, напившиеся до чертиков, искренне и от души рыдали. Неизвестно, что могло нравиться в подобном сумасбродстве. Значение его, смысл и интерес мне совершенно непонятны.

В игровой индустрии полно таких этуалей в гробах. Приставка 3DO — это этуаль в гробу, смысл и интерес которой мне совершенно непонятны. Офис ION Storm и проект Daikatana, угарные вечеринки в Atari, гаргантюанская MMO Tabula Rasa. Свалившуюся на голову прибыль можно инвестировать всяческим образом, и для игроков важно, что Epic спускает миллионы с лихостью, отвагой, на пользу разработке. Вон Дэвид Кейдж со страху от разрыва с Sony едва ли не выживач собирался делать, теперь же он снова может играть в Жан-Люка Годара и горя не знает. Все остальные разработчики ему по-доброму завидуют, хотят стать как он.

Второй важный момент: Epic Store знает, чего игроки хотят. О чём говорит этот лесной пожар по твиттерам и реддитам? Что попали, и попали точно в нерв. Магазины Discord и особенно Microsoft про игрока понимают плохо и никуда не попадают вовсе: даже не пытаются изобразить how do you do, fellow kids.

Допустим, клиент у Epic сейчас поплоше, чем у Valve, но дело вообще не в клиенте, сейвах, рейтингах и ачивках. Понятно, как сделать ачивки, рейтинг и сейвы! А что их нет сейчас — ну, большая команда, энтропийные явления велики. Что на самом деле непонятно, как делать, — годные игры.

Content is King. В 1996 году Билл Гейтс написал эссе с таким названием. Невредно перечитать:

If people are to be expected to put up with turning on a computer to read a screen, they must be rewarded with deep and extremely up-to-date information that they can explore at will.

Мистер Гейтс здесь пишет о текстах: мол, раз гражданин включил компьютер почитать новости, то вы уж обеспечьте ему самое лучшее. Дальше он отмечает, что это всё применимо к любому контенту в сети. Раз уж мы зашли в магазин, там должны быть годные игры. Когда-то в Steam были только годные игры. Для разработчиков это был так себе принцип, ведь надо было стать очень классным, чтобы тебя взяли. Вот студия Snowbird (тогдашний никнейм — Snowberry) в 2009 году была классной не вполне. Однажды мы взялись за руки с Пьером Гийодом, автором Gobliiins, и попытались с разбегу занести в Steam игру Gobliiins 4. Ничуть не преуспев, мы отправились издаваться в магазинах Stardock и Paradox, что сказалось на продажах самым трагикомическим образом.

Пример очеровательного графического дизайна нулевых с элементами стиля <i>ретро</i>.<br />
Пример очеровательного графического дизайна нулевых с элементами стиля ретро.

Когда у врат Steam отключили фейсконтроль, неоднозначные шедевры получили свой шанс: культовая игра всех первоклашек Five Nights at Freddy’s, будто русскими сделанный Kenshi, что-то там про гонки цветных пенисов. Все те игры, что вовсе не выглядели как типичная «хорошая игра», но таковой оказались (в гонки пенисов, правда, не играл, но люди хвалят). Это всё было замечательно, пока хороших игр не стало слишком много, а плохих и вовсе избыток. Про Steam больше нельзя сказать, что там одна годнота. Там теперь вообще всё.

А вот про Epic Store так сказать можно. Там — одна годнота. Это и бесит, потому что вынуждают поставить лаунчер и признаться, что из палки стрелять нельзя. Но не будет конкурента у Steam, что ж тогда остаётся?

Остаётся, например, такая антиутопия: Diablo Immortals или Fallout 76, только это теперь вообще все игры. Какой игры ждали от Valve? Half-Life 3. А какую игру получили? Artifact. Вот такого сорта things, так сказать, to come. Тотальный Game as a Service — может быть, получше сделанный, потактичней анонсированный, но не более.

Или вариант с Google и подпиской. Это будет то самое «одно сплошное телевидение», как нам всем обещали ещё в 1980 году. Сидит в офисе некий продюсер Рудольф и решает, что есть хорошая игра. Где ему, Рудольфу, понять, как хороши гонки цветных пенисов (возмутительная, конечно, игра, кто вообще эту страсть напокупал в таких количествах). FIFA, Forza и Far Cry игры хорошие по-простому, мы их не потеряем, но по-хитрому хорошие «Мор. Утопия», Mount & Blade, «Сталкеры» недоступны рудольфову уму и в подписной модели сомнительны. Потому что разработчики таких продуктов говорят с дебильным акцентом, пишут корявые письма на своем, как они думают, Upper Intermediate английском и вообще живут в Волгодонске (в онтологическом смысле).

Почему будет хорошо разработчикам (но не всем)

Про разработку тоже не все согласятся, что дело принимает позитивный оборот. Иной Сергей, не Цилюрик, не Галёнкин, а вовсе даже Климов, не одобряет текущих процессов: наблюдаю здесь, говорит, враждебный alienating.

Мой экс-коллега справедливо указывает, что модель авансовых платежей способна развратить кого угодно. Чем кончается разврат, легко увидеть, если отыскать ссылки на DTF за год примерно 2008. Там буквально текстовая версия клипа Breathe: демонические люди из Astrum Online хохочут Кейтом Флинтом, насмехаются над разработчиками игр в джевелах, рядом ползёт мокрица, из постов сочится вомгла. Таково воздаяние за неумеренное потребление авансов и разведение «моржей» (вариант — «маржей»), то есть хитрой техники закладывания своей прибыли сразу в аванс от издателя. Вот эти самые моржи-с русский геймдев и убили-с.

С другой стороны, Сергей рассматривает вариант получше, в виде получения прямых инвестиций от инвестора, чтобы не надо было этих всех эксклюзивов. А ещё бы хорошо через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. Как славно принимать хорошие решения! Но когда инвесторы не бегут гурьбой, раунды делать, — надо принимать решение с моральными дилеммами.

Если игроки хотели бы сохранить свою метаигру в карточки и ачивки в Steam, то разработка сатанеет от неуверенности в будущем и нервически пробует засекьюрить ассеты. Трудно им полюбить друг друга, но даже если любовь случается, как между Borderlands и ее фанатами, эту любовь будет описывать Чехов:

В Москве, когда я еще был студентом, у меня была подруга жизни, милая дама, которая всякий раз, когда я держал ее в объятиях, думала о том, сколько я буду выдавать ей в месяц и почем теперь говядина за фунт.

Мы, разработчики, не переставая думаем, почем теперь говядина за фунт. Подумавши, господин Питчфорд из Gearbox решил, что игроки будут выдавать ему в месяц недостаточно и увел Borderlands к другому. Игроки напились и пошли бить посуду.

Вернемся к начальному вопросу — у кого здесь власть? Valve сделала в некотором роде безупречную систему, которая не требует с их стороны никакого ручного труда. Игроки сами пишут обзоры, сами же обзоры модерируют, сами же решают, какая игра хорошая, рисуют скины для Dota, финансируют International. Теперь игроки взяли на себя еще одну функцию - записались в эскадроны смерти, ездят по юзер ревью, побивают камнями еретиков. Это, конечно, власть. Господин Питчфорд этому не рад, он власть решать, где ему игру продавать, хотел бы сохранить за собой.

Однако господин Питчфорд — это господин большой руки. И для нас, мелких разработчиков, решительно ничего не значат все эти господа большой руки, живущие в Петербурге и Москве, проводящие время в обдумывании, что бы такое поесть завтра и какой бы обед сочинить на послезавтра. Нам важно, что уж если выпускаешь игру, по мере невеликих своих способностей сделанную, так хотя бы понимать можно было, как её люди найдут. И тут есть вещь пострашней черносотенцев с Reddit.

Личность против алгоритмов

Обыватель может не понимать роль личности, потому что для него это просто образ и мем. Вот Габен с ножами, ха-ха, он милый. А вот Сергей Галёнкин — чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. То есть в текущем моменте Галёнкин подобен Горбачёву: благодаря ему у нас есть Pizza Hut (то есть Detroit) — но что-то никто не рад и пишут гадости в комментах.

Еще никогда рекламный концепт не был настолько далёк от народа.

А разработчик роль личности очень понимает, потому что личность — это всегда надежда. Последние годы студия-новичок, когда приезжала в Steam, ставила спектакль про Город 17: вот там Цитадель, там сидит мистер Ньюэлл и из живых людей никто не бывал. Вот это алгоритм, он за тобой проследит. Здесь безопасно. Ты ступаешь ногами по холодному металлическому полу, пахнет озоном, негромко жужжат кулеры. Разработчик вроде бы ничего не сделал, но алгоритм посчитал его игру недостойной и убрал из ленты рекомендаций. Три года работы пошли прахом. Потом, возможно, окажется, что это баг, но уже слишком поздно, студия закрыта (это гипербола, но всё же, но всё же). Кино «Бразилия», только про игры: секретная полиция хватает не того человека, но что же теперь делать, не освобождать же его.

Мистер Ньюэл и некоторые образцы из его коллекции ножей<br />
Мистер Ньюэл и некоторые образцы из его коллекции ножей

Epic всё отматывает назад, на уровень личных отношений, к плюсам и минусам живых людей. Если в деле замешаны люди, то забудьте своё know how — важней всего будет know whom (подробнее об этом см. «Мобильности» Джона Урри). Не умеешь изъясниться на французском, не знаешь нужных людей, ставишь в презентацию мемы просто чорт знает из какого года, нет таких мемов — сиди как сыч в своём Волгодонске. EGS ни разу не святой грааль индустрии и, может быть, алгоритм Steam в самом деле гораздо лучше понимает, что такое хорошая игра. Но недурно бы - просто на всякий случай - разместить рядом еще и другой магазин, где не GLaDOS была бы товароведом с правом подписи.

Steam и EGS вместе лучше, чем просто Steam или просто EGS. Проект Valve дает демократию скриптов и алгоритмов, где любой может издать свою игру. EGS ставит на ручную модерацию контента и превращается в бутик избранных товаров. Когда осядет пыль, это может стать новой - и неплохой - нормой. Как сказала сильная женщина Сара Коннор: “The unknown future rolls toward us. I face it for the first time with a sense of hope”.

#long #Steam #Акаталепсия

137137
187 комментариев

๋О чем эта статья? О том что мне должен нравится ЕГС? Он мне не будет нравиться. У меня в стиме 16000 игр, я их коллекционирую и не собираюсь уходить в другой стор, даже ради эксклюзивов. В стиме я бы эти эксклюзивы купил, в ЕГС - не куплю никогда. В целом мне пофиг на доводы и плюшки для разрабов. Я им денег в ЕГС не занесу, а кто то другой занесет. Спустя время им станет виднее - выгоднее отдавать эксклюзивные права ЕГС или раскидывать игру по куче магазов. Да и сами Эпики врядли будут нонстопом практиковать выкуп эксклюзивности - это мера для привлечения контингента в магаз, дальше она станет не нужна.
И хватит называть это конкуренцией. Это не конкуренция. Конкуренция - это когда предоставляют одинаковый товар/услугу, а борятся за конечного потребителя уровнем сервиса, ценами и прочими свистелками и перделками. А когда появляется эксклюзивность - это монополия и к конкуренции отношения не имеет.
Если допустим какой нибудь Аэрофлот выпиздит все остальные авиакомпании с маршрута Москва - Санкт-Петербург и станет единоличным аэроперевозчиком этого направления - это никакая не конкуренция. Так и тут - одна компания получает эксклюзивные права на игру - это не конкуренция, а монополия и ничего совершенно хорошего в этом нет.

67
Ответить

Они и так предоставляют одинаковый товар - игры. И борются за потребителя с помощью этих же игр и их сортов. "У нас есть простые орешки и много, а у нас вот есть особенные орешки".

14
Ответить

И хватит называть это конкуренцией. Это не конкуренция. Конкуренция - это когда предоставляют одинаковый товар/услугу, а борятся за конечного потребителя уровнем сервиса, ценами и прочими свистелками и перделками. А когда появляется эксклюзивность - это монополия и к конкуренции отношения не имеет.Вы говорите про конкуренцию со стороны покупателей, а EGS сейчас нацелен конкурировать за разработчиков. Разработчик это тоже потребитель магазина и ему предоставляют сервис, цены и прочее.

Вы скажите, что вам предложение для разработчиков не интересно, но зачем тогда начинать рассуждать про конкуренцию, если вам не интересно вникать в то, где она сейчас происходит?

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

И хватит называть это конкуренцией. Это не конкуренция. Конкуренция - это когда предоставляют одинаковый товар/услугу, а борятся за конечного потребителя уровнем сервиса, ценами и прочими свистелками и перделками. А когда появляется эксклюзивность - это монополия и к конкуренции отношения не имеет.Спасибо за разъяснение, так и запишем: Sony, Microsoft и Nintendo - монополисты, т.к. выпускают эксклюзивы. GOG, EGS и Steam - тоже монополисты, у них тоже куча эксклюзивов. Amazon Prime, Netflix, HBO, Disney и даже ТНТ-Primier - снова монополисты, у них ведь тоже эксклюзив на эксклюзиве погоняет. Хотя, конечно, странно, что на рынке сразу несколько монополистов, и что в монополисты таким макаром можно записать любого разработчика, издателя и писателя (ведь каждый из них выпускает уникальный продукт, которого нет больше ни у кого). Ну да не будем придираться.

Если допустим какой нибудь Аэрофлот выпиздит все остальные авиакомпании с маршрута Москва - Санкт-Петербург и станет единоличным аэроперевозчиком этого направления - это никакая не конкуренция.Если какой-нибудь "Кукурузник Хай Флай " в одиночку будет перевозить пару десятков пассажиров по маршруту "Анадырь - Беринговский" раз в неделю это сделает его монополистом это направления, но это не сделает его монополистом пассажироперевозок в России. Если какая-нибудь чебоксарская забегаловка "Сырники тёти Глаши" запатентует право на эксклюзивный беляш с начинкой из пастилы, изюма, перца, сала и пастилы, это вовсе не сделает её монополистом в сфере общественного питания.

4
Ответить

Тайландский горшочек не бомби. Хотя ты прав

1
Ответить

Конкуренция - это когда предоставляют одинаковый товар/услугу, а борятся за конечного потребителя уровнем сервиса, ценами и прочими свистелками и перделками. А когда появляется эксклюзивность - это монополия и к конкуренции отношения не имеет.А можно узнать какими источниками вы пользуетесь? Судя по тому что я нашел в интернете монополия это все еще подвид конкуренции, "несовершенная конкуренция":
Распространенной является следующая классификация форм несовершенной конкуренции: Монополия, в которой существует только один продавец (например, рынок газоснабжения);

1
Ответить