Создатель Dendy о том, как придумал легендарный бренд и построил игровой бизнес в России

Экс-президент «Акадо» и создатель Dendy Виктор Савюк поговорил с изданием «Секрет фирмы». Он рассказал о ларьках для энтузиастов, о том, как создал игровой бизнес в России и откуда было придумано сакральное название Dendy.

Редакция DTF публикует выдержки из разговора.

Об идее

В 1980-х Виктор занимался детским компьютерным клубом и думал о ларьках с игровой продукцией, для настоящих энтузиастов. Вскоре он узнал о том, что в Тайване производят нелегальные клоны приставки NES.

Придумать дизайн коробки, упаковать дискеты, пристроить в ларьки для интуристов… В 1991 году это было что-то невероятное, безумное. Продажи выходили смешные, выручка — копеечной, но имиджевая составляющая была классной. Можно было показывать коробки с играми важным иностранцам

Интуитивно я понимал, что, если где-то в мире есть огромный цветущий бизнес, нет ни одной причины, почему он не может существовать в России

О начале игрового бизнеса

Только придя в компанию «Стиплер» Савюк встретил единомышленников, которые также загорелись идеей привезти игровые приставки в Россию. Одним из них был его партнер Андрей Чеглаков.

Помню, Андрей ходил по офису на Пречистенке и повторял: “Мужики, вот увидите, мы из этого сделаем бомбу”. Никакой доли в бизнесе я тогда, разумеется, не получил, но мне пообещали финансирование и организационную помощь, назвали “начальником отдела видеоигр”, дали стул и ноутбук. Стол, кстати, не дали — места в офисе было мало

Создатель Dendy о том, как придумал легендарный бренд и построил игровой бизнес в России

О названии и логотипе

Когда в компании начали думать о названии, Сергею очень приглянулось слово «пинти». Он покрутил его в голове и придумал то самое — «Денди». Примерно также произошло и со знаменитым слоненком: его со второй попытки нарисовал художник-аниматор Иван Максимов.

Тогда были популярны персонажи, все хотели нарисовать себе собачку, кошечку, енотика — да хоть чёрта лысого

О первых продажах

Первые поставки приставки попали в филилал ЦУМа на Петровке. Сначала был успех, а за ним последовало падение продаж: сказалось низкое качество тайваньской продукции.

Это была обычная комиссионка, но мы её быстро и качественно отремонтировали, выставили приставки — и они в первый же день принесли миллион рублей. У продавцов был шок — изменилась картина мира: месячная выручка — всего за день

Слоники бегали по телеэкранам, кричали: "Денди, Денди", но в первые несколько месяцев приставки продавались плохо и в "Стиплере" зрело раздражение

О долгожданном успехе

После переезда команды с основного офиса на Петровку Виктор запустил производство дешевой версии Dendy Junior.

К осени 1993 года команда разрослась до 70-80 человек, и я помню, как в августе мы отмечали с шампанским первый миллион долларов выручки. Осенью начали менять структуру дилерской сети — по принципу “один дилер на регион”.

О «Новой реальности»

Следующим правильным решением компании было запустить рекламную передачу на телевизоре. Так родилась «Новая реальность», которую вел Сергей Супонев.

Не вспомню уже, кто его пригласил, но это был просто подарок судьбы. Сергей совершенно не разбирался в теме, но вёл себя настолько легко и естественно, что позднее, когда мы пробовали на его место других людей, поняли: Супонев — гений. Фантастический был мужик

О визите в офис Nintendo of America

Весной 1994 года Виктору Савюку позвонили из Nintendo of America. Хоть он и торговал контрафактом, однако был настроен серьезно и вылетел в Сиэтл.

После двухдневных переговоров Савюк стал главой эксклюзивного дистрибьютора 16-битной приставки Super Nintendo. Единственное ограничение — в магазинах нельзя было торговать приставками Mega Drive от компании Sega.

Мы продавали гораздо больше, чем рассчитывали американцы. Когда Super Nintendo в очередной раз закончились, я потребовал снять запрет на торговлю другими 16-битными приставками. Мне сказали, что, пока наши отношения не выровняются, претензий не будет. Мы тут же начали продавать Sega.

Создатель Dendy о том, как придумал легендарный бренд и построил игровой бизнес в России

О банкротстве «Стиплера»

Но вскоре начались проблемы: на компанию оказывалось давление со стороны Федерального агентства правительственной связи и информации. Вскоре многие ведомства закончили сотрудничество с «Стиплером», а в 1996 году обанкротились банки, где у компании были счета.

Мы больше не делали больших запасов, постоянно повышали цены, но всё равно бывали моменты, когда с полок выгребали всё подчистую

Помню, что моя таблица в Excel разрослась до нескольких мегабайт. Делали всё, что могли, но получалось плохо

директор по продажам «Денди» Андрей Никипелов
893893 открытия
Начать дискуссию