[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Андрей Королев", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 16, "likes": 48, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "7359" }
Андрей Королев
6 176

Двойной удар: история боевых искусств в кино

От Брюса Ли до Конора МакГрегора

Поделиться

В избранное

В избранном

Не так давно английский режиссер Гай Ричи в интервью по случаю выхода его картины «Меч короля Артура» рассказал, что при постановке боевых сцен вдохновлялся стилем Конора МакГрегора, чемпиона UFC в лёгком весе. Последнее время кинодеятели всё чаще обращаются к тому, что происходит на современной сцене смешанных единоборств, тем самым продолжая дело, которое когда-то начал Брюс Ли.

UFC — спортивная организация, устраивающая соревнования по смешанным единоборствам, за последние пять лет окончательно стала действительностью мейнстрима. Недавняя её продажа голливудским магнатам за 4,2 миллиарда долларов ещё раз подтверждает, что ММА твердо стоит на ногах среди современных развлечений.

Интерес зрителя к единоборствам настолько вырос, что в скором времени должен состояться боксёрский поединок между Конором МакГрегором и непобеждённым боксером Флойдом Мейвезером. По мнению аналитиков, бой может собрать рекордное количество зрителей и принести участникам десятки миллионов долларов.

Конор МакГрегор

Ещё недавно подобная затея могла бы показаться промоутерам глупостью, но сейчас ситуация изменилась, и известность бойцов ММА начинает выходить за рамки октагона и превращает спортсменов в идолов молодежи.

В вышеупомянутом интервью Ричи пытался задействовать в фильме и самого МакГрегора, но боец не смог найти время на съемки. И это не первое подобное предложение в карьере популярного ирландца. МакГрегора безуспешно приглашали сниматься в «Игру престолов», «Три икса: Мировое господство», и грядущий ремейк «Хищника». В итоге роли в последних двух ушли другим звёздам ММА, Майклу Биспингу и Рою Нельсону.

Само собой, в той или иной мере спортсмены и бойцы всегда были задействованы в кино любой величины. Взять хотя бы чемпиона UFC в полусреднем весе Жоржа Сен-Пьера, который столкнулся с самим Капитаном Америкой в «Первый мститель: Другая война».

«Первый мститель: Другая война»

Другое дело, что сейчас у представителей смешанных единоборств есть всё, чтобы снова попасть в Голливуд и сниматься на уровне мировых кинозвёзд.

Первые шаги и расцвет Гонконга

На самом деле, первые шаги по переносу восточных единоборств на киноэкраны были сделаны давно, а именно в конце 40-х в Китае, и состояли из серии фильмов, прославляющих народного героя страны, мастера боевых искусств и основоположника стиля «хунгар», Хуана Фэйхуна.

Фильмы заложили основы хореографии боевых сцен на долгие годы вперёд. Сам же персонаж впоследствии появился более чем в ста фильмах, обогнав даже такую долгоиграющую франшизу, как «Джеймс Бонд».

«История Хуана Фэйхуна»

В 60-е в игру вступает гонконгская киностудия Shaw Brothers и выводит фильмы о восточных единоборствах на новый уровень. Студия начала активно задействовать в производстве настоящих мастеров боевых искусств в качестве координаторов сцен и учителей, а затем и актёров. В результате фильмы имели гораздо больший успех, в том числе благодаря работам таких режиссеров, как Чжан Чэ, Кинг Ху, и Акира Куросава.

Логотип Shaw Brothers

Расцвет жанра совпал с китайской «культурной революцией». Гонконг наблюдал немало народных восстаний и насилия, и поэтому происходящее на экране кинотеатров вызывало искренний отклик зрителя.

В 1970 один из продюсеров Shaw Brothers, Рэймонд Чоу, уходит из компании, чтобы открыть свою собственную под названием Golden Harvest. Киностудия тут же начинает охоту за восходящей звездой Гонконга, Брюсом Ли, и заключает с ним контракт, оставив Shaw Brothers ни с чем.

Брюс Ли

Хотя проигранный конкуренту бой и нарастающее пиратство начало задавливать Shaw Brothers, студия успела выпустить немало ценных для жанра картин с Цзя-Хуэй Лю в главной роли (актёр известен широкой аудитории как Мастер из «Убить Билла»). К тому же, в дальнейшем студия скажет свое слово, инвестируя в такие американские картины, как «Метеор» и «Бегущий по лезвию».

Несмотря на культовый статус Брюса Ли в мире кино, в Голливуде актёр успел посниматься совсем недолго. Под эгидой Golden Harvest легенда боевых искусств сыграл в трёх классических фильмах: «Большой босс», «Кулак ярости» и «Путь дракона». В последнем дебютировала ещё одна всемирно известная фигура жанра, Чак Норрис.

Брюс Ли и Чак Норрис в фильме «Путь дракона»

«Большой Босс» стал небольшой революцией в гонконгском кинематографе. Действие фильма происходило в современном мире, а не в историческом прошлом, как привыкли снимать в те годы. Также в фильме была продемонстрирована смесь тайского и западного бокса с дзюдо, которая в связке с талантом Ли создала долгоживущий тренд.

Брюс Ли запустил в ход термин «кунг-фу фильм», которым обозначали ленты, построенные вокруг рукопашного боя. Считается, что именно Ли перенёс гонконгский кинематограф и фильмы о смешанных единоборствах в принципе на международный уровень.

​ Как я получил работу в Голливуде? Главного героя фильма звали Брит Рид, и я был единственным китайцем в Калифорнии, кто мог произнести «Брит Рид» правильно.

Брюс Ли

Затем Ли получает главную роль в большом голливудском фильме «Выход Дракона», в котором засветились многие другие будущие звёзды боевиков: Джеки Чан, Боло Йен («Кровавый спорт») и Саммо Хун («Китайский городовой»).

Кстати, по одной из теорий, на основе «Выхода Дракона» был придуман сюжет к игре Mortal Kombat, которая в дальнейшем превратилась в ещё один культовый боевик.

«Смертельная битва»

Для большинства людей, включая актеров и актрис, Голливуд — это магическое царство. Поэтому, попав туда, в их глазах я совершил невероятное.

Брюс Ли

В 1973 году, во время съёмок картины «Игра смерти», Ли неожиданно скончался в результате отёка мозга, вызванного аспирином. Сценарий фильма пришлось менять на ходу, а на замену ли позвать Юаня Бяо («Закусочная на колёсах»).

Из-за возникших трудностей «Игра смерти» вышла на экраны только в 1978 году, и хотя в то время ей не удалось добиться успеха прошлых работ Ли, фильм вдохновил новую волну поклонников на знакомство с миром восточных единоборств.

«Игра смерти»

Ещё одной причиной отсутствия внимания к «Игре смерти» стало то, что в тот момент внимание публики было направлено на новую звезду жанра, Джеки Чана. Благодаря «Змеи в тени орла» и «Пьяному мастеру» Чан основал новый поджанр «комедийного кунг-фу» и стал сенсацией в 80-х.

«Пьяный мастер»

Я хотел походить на Чаплина или на Бастера Китона, но все режиссёры, с которыми я работал, просили, чтобы я копировал Брюса Ли.

Джеки Чан

80-е

В 80-х Джеки Чан, Юанем Бяо и Саммо Хун стали новыми лицами гонконгских боевиков. Огромное доля успеха Чана пришлась на желание актера найти свою стезю, вместо того чтобы копировать стиль Брюса Ли. В своих боевых сценах Чан использовал любые подручные средства, не пытался казаться непобедимым, что вкупе с фирменной комедийной атмосферой и создало его неповторимый стиль.

Помимо прочего, уровень сценарной работы в жанре значительно вырос, хотя все равно был далёк от большого кино. Зато умелые актёры зачастую сами исполняли все трюки, будь то драки в движущихся автомобилях или прыжки по крышам небоскребов. Также на месте главных героев стали появляться женщины, разрушив уже приевшийся зрителю образ беспомощной красавицы. Особенно блистала в этом деле Синтия Ротрок («Коготь тигра»), владеющая, кажется, всеми мыслимыми видами единоборств.

Десятилетие закончилось успехом режиссёра Джона Ву и его криминального боевика «Наемный убийца» с Чоу Юнь-Фатом в главной роли.

Чего многие не понимают, так это того, что публика в Азии очень консервативна. Для них Джеки Чан и Чоу Юнь-Фат — непогрешимые идолы. Если один из них сыграет злодея, его карьера в Азии будет окончена.

Теренс Чан
менеджер Чоу Юнь-Фата

90-е

В начале 90-х начинает набирать популярность Джет Ли благодаря его ролям в трёх частях «Однажды в Китае». После нескольких провалившихся картин в 80-х актёр уже было отчаялся искать известности в кино, но вовремя был замечен режиссёром Цуй Харком. Прорывом в Голливуд для Ли станет роль антагониста Вах Синг Ку в «Смертельном оружии 4».

«Однажды в Китае»

В это же время в Голливуде получил известность Стивен Сигал, снявшийся с Томми Ли Джонсом в фильме «В осаде», который принес продюсерам солидную кассу. Интересно то, что изначально актер не планировал работать в киноиндустрии.

В 17 лет Сигал переехал в Японию, чтобы посвятить жизнь изучению айкидо и стал первым американцем, открывшим в стране восходящего солнца свой тренировочный зал. В кино же актёр попал совершенно случайно, после того, как помог знакомым поставить несколько боевых сцен. Когда же в 1983 году Сигал переехал в Лос-Анджелес и начал обучать айкидо многих актёров, его имя стало звучать в Голливуде всё чаще и чаще.

Стивен Сигал

Отдельного упоминания стоит Жан-Клод Ван Дамм. Поднявшийся в 80-х на «Кровавом спорте» и «Кикбоксере», в 90-х бельгийский актёр получает миллионы долларов за роли в «Универсальном солдате» и «Двойном ударе».

В 1993, словно повторяя судьбу отца, на съёмках фильма «Ворон» погибает Брэндон Ли. Во время съемок одной из сцен, в которой в героя Ли стреляли из пистолета, съёмочная команда не заметила заглушку, которая при выстреле холостым зарядом пробила живот актёра и застряла в позвоночнике. В результате Ли скончался от потери крови. Как и в случае с «Игрой смерти» в 70-х, съёмочной группе пришлось изловчиться, чтобы закончить фильм без главного героя и выпустить его год спустя трагедии.

Брэндон Ли в образе Эрика Дрэйвена

Последнее десятилетие века стало грандиозным временем для режиссера Джона Ву. В след за «Наёмным убийцей», в 1992-м он выдает новый хит с Чоу Юнь-Фатом в главной роли, «Круто сваренные». В дальнейшем эта картина серьёзно повлияет на почерк таких режиссёров, как Квентин Тарантино и Роберт Родригез. После этого Ву, наконец, пригласили в Голливуд, где он снимет Ван Дамма в «Трудной мишени», а затем срежиссирует ещё ряд фильмов со знаменитыми американскими актёрами.

В 1998 году CBS запускает сериал «Китайский городовой», в котором главную роль исполнил Саммо Хун. К удивлению самих продюсеров, приключения китайского полицейского в США понравились зрителям. Но, несмотря на успех, сериал прожил только два сезона.

По словам Хуна, во втором сезоне сценаристы окончательно превратили его в боевую машину с минимумом диалогов, и актёр отказался сниматься дальше без права последнего слова при утверждении сценария. Что ещё интересней, изначально сериал разрабатывался для Джеки Чана.

«Китайский городовой»

Сам мистер Чан после долгих лет проб и ошибок наконец совершил по-настоящему большой голливудский прорыв. Поворотным моментом для актера стал фильм «Час Пик» в котором опять таки лейтмотивом было комедийное столкновение двух культур: восточной в лице Чана и американской в лице комика Криса Такера.

Из-за того, что среди моих зрителей много детей, в моих экшен-сценах вы не увидите крови. Тоже самое касается секса, жестокости и политики. ​

Джеки Чан

В конце 90-х Братья Вачовски кооперируются со знаменитым постановщиком боевых сцен Юэнем Ву Пином и снимают «Матрицу», фильм, в котором успешно сочетались рукопашный бой, эффектные перестрелки и фантастический сеттинг.

21-ый век

Затем интерес к жанру значительно снизился. Исключениями можно назвать оскароносный «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли и «Убить Билла» Квентина Тарантино. Над обоими фильмами работал Ву Пин, и в связке с громкими именами и внушительными бюджетами, эти фильмы, можно сказать, стали следующей эволюционной формой единоборств в рамках большого кино.

Высокотехничные боевые сцены, конечно, никуда не делись, но если говорить именно о жанре, то он начал страдать от недостатка внимания зрителей, а соответственно и доверия продюсеров. Да, звёзды 80-х и 90-х до сих пор продолжают сниматься с завидной регулярностью, но процент проходных фильмов в их фильмографии неуклонно растет.

Менее плачевно ситуация выглядела в рамках Гонконга. Одной из современных звёзд гонконгских боевиков стал Донни Йен, прославившийся в трилогии о приключениях Ип Мана, учителя Брюса Ли. Совсем недавно Йен снялся в «Изгой-один», в котором сыграл слепого мастера Чиррута Имве.

Также отдельно стоит выделить участие Скотта Эдкинса в трёх частях «Неоспоримого» и фильм «Запретное царство», в котором после многочисленных обещаний наконец столкнулись две легенды единоборств: Джеки Чан и Джет Ли.

«Запретное царство»

Эти актёры не только популяризовали единоборства как вариант развлечения, но и смотивировали многих людей сделать единоборства частью своей жизни.

Когда я работал над «Щитом» меня иногда просили поставить актёров в какую-нибудь боевую позу. Я объяснял им, что если они хотят, чтобы сцена выглядела реалистичной, им следует посмотреть немного UFC. Там никто не встает в пафосные позы. Вместо этого бойцы атакуют и пытаются подловить друг друга.

Я работал над «Росомахой» и «Ультрафиолетом», и как по мне, в их боевых сценах не хватает реализма. С фильмами а-ля «Неудержимые» та же история, но там присутствуют более приземлённые приёмы, вроде «рычага локтя». Сейчас как никогда зритель хочет видеть в боевиках подобные вещи.

Всё больше актеров берут уроки джиу-джитсу или муай тай. Джейсон Стейтем — хороший тому пример. Он отличный атлет и даже участвовал во французской сборной по дайвингу, но когда я первый раз встретил его, он не был бойцом. Теперь, когда мы поработали вместе несколько лет, ему уже не требуется дублёр.

Джей Джей Перри
постановщик трюков и боевых сцен в кино
Джейсон Стейтем в фильме «Эффект колибри»

Несмотря на весь ажиотаж, простого участия спортсменов в кино не достаточно для по-настоящему большого успеха, тем более для создания нового тренда. Помимо имени в спорте требуется особая харизма, которую можно будет перенести на большой экран и которой обладают далеко не все успешные бойцы. Так что, сможет ли тот же Конор МакГрегор добиться в кинематографе того же, чего он добился, уничтожая противников в октагоне — большой вопрос.

#истории #кино

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться