{ "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Николай Чумаков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 7, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section": "pro" }
Николай Чумаков
719
Gamedev

Компания ZeniMax против бывшего сотрудника Джона Кармака — хронология событий

Бывший редактор раздела «Игры» в издании «Лента.ру» и бывший шеф-редактор сайта Gmbox.ru Надежда Вайнер написала на Фейсбуке мнение о ситуации между компанией ZeniMax и её сотрудником Джоном Кармаком.

Текст восстанавливает хронологию отношений между ZeniMax, компанией Oculus VR и Джоном Кармаком, которые последние несколько лет были замешаны в разработке очков виртуальной реальности Oculus Rift.

Редакция DTF публикует материал с разрешения автора.

Поделиться

В избранное

В избранном

Превосходный спор вокруг виртуальной реальности сейчас разгорается в игровой индустрии. Вчера ZeniMax, материнская компания издательства Bethesda, выпустила заявление, в котором говорится, что бывший сотрудник издательства и бывший глава студии id Software Джон Кармак увольняясь, прихватил с собой интеллектуальную собственность компании.

Речь идет о разработке технологий для виртуальной реальности, которые Кармак потом тепленькими отнес в компанию Oculus Rift, и таким образом последняя добилась своего успеха.

Поясню, что шлем виртуальной реальности Oculus Rift — создание юного инженера Палмера Лаки. С него началась современная VR-революция: в 2012 году гарнитура вышла на платформу Kickstarter, а дальше бомбануло, и теперь подобные вещи есть практически у любой крупной компании.

И, значит, по итогам всего случившегося, ZeniMax утверждает, что Палмер Лаки не сделал вообще ничего, только украл и адаптировал, вся его история — ложь.

Интернет сейчас спорит, брехня это или нет, а я пока соберу и изложу краткую хронику событий.

2009 год. Шестнадцатилетнее дарование Палмер Лаки впервые объявляет о своем проекте в интернете. Он говорит, что работает над первым прототипом шлема виртуальной реальности уже «давно». Лаки представляет свою технологию на форуме, чьи обитатели активно включаются в обсуждение проекта и предлагают помощь в его разработке. В новостях потом рассказывается, что он завершил прототип в 2011 году, и все это время работал над ним в гараже своих родителей

2012 год. Проектом заинтересовался глава студии id Software Джон Кармак, который начал вести с Лаки долгие беседы о технологии. В мае Кармак публикует на форуме свой отзыв об Oculus и в мае же объявляет, что он делает прототип Doom 3 BFG для устройства. В конце мая он демонстрирует первые фрагменты журналистам. сколько на самом деле заняла их разработка, я не знаю.

2012 год-2. Oculus Rift в августе выходит на Kickstarter со скромным запросом в 250 тысяч долларов, собирает в итоге почти 2,5 миллиона и впадает в шок от происходящего. В качестве срока высылки шлемов первым покупателям Лаки и Компании тогда называют октябрь того же года.

Вскоре дату предварительного релиза прототипа DK1, предназначенного в первую очередь для разработчиков, а не для конечных пользователей, меняют на весну 2013 года (в итоге он выходит в конце марта).

2013 год. Джон Кармак официально присоединяется к Oculus. Согласно слухам в индустрии, он давно недоволен своей работой в Bethesda. Согласно тем же слухам, материнская компания Zenimax совсем недовольна его переходом.

Представлена HD-версия устройства, но разработчикам ее пока не дают, а дата релиза пользовательского варианта шлема остается неизвестной.

2014 год. Большой год для Oculus. Сначала на выставке CES демонстрируют Crystal Cove — новую и улучшенную версию шлема (все еще прототип, напомню). В том же году компания представляет и начинает рассылать DK2 — второй вариант набора для разработчиков.

Но, конечно, самое главное, что происходит — Фейсбук выкупает Oculus. В марте компании объявляют о сделке (два миллиарда долларов, удивительно), а закрывают её довольно быстро, уже к концу июля. В сентябре компания представляет очередную версию шлема — Crescent Bay.

2015 год. Oculus анонсирует срок выхода первой пользовательской модели шлема — CV1. Она должна добраться до покупателей в начале 2016 года.

Кроме того, в Oculus переходят ряд сотрудников компании Valve, работавших над шлемом виртуальной реальности Steam VR. Насколько я могу судить, это происходит примерно после того, как представители Oculus какое-то время вместе работают с Valve над шлемами виртуальной реальности.

Компании, предположительно, сотрудничают где-то в 2014 году, а начинают общаться на эту тему годом ранее. В начале 2014, Лаки заявлял, что шлем Valve — самый технологичный в мире.

2016 год. Пользовательские OculusCV1 поступают в продажу в марте (в США, а до Великобритании, например, добираются только в августе). Спустя два месяца после этого, сотрудник Valve Алан Йейтс в обсуждении на Reddit заявляет, что CV1 являются копией разработки его компании. Тон у него, однако, относительно миролюбивый: чувак иронически называет разработку Лаки «первым лицензированным устройством SteamVR».

После его заявления ни судебного дела, ни каких-либо других официальных разбирательств нет. В августе 2016 года начинается второй скандал, инициированный ZeniMax.

Мои личные ни на чем не основанные выводы и спекуляции

1. Я не верю ни Палмеру Лаки, ни Кармаку, ни ZeniMax. Последние известны своими токсичными делами против других разработчиков, как и тем, что она плохо обращается со своими сотрудниками и их проектами, поэтому каждый раз, когда она начинает обвинять, пристегнув к делу дорогостоящих юристов, а сама пытается выставить себя бедной овечкой, это выглядит очень плохо.

Палмеру я не верю потому, что не верю в гаражных гениев в 21 веке вообще — технологии слишком усложнились. А Кармак мне представляется достаточно разбирающимся в открытом программном обеспечении чуваком, чтобы забрать свои идеи и наработки и свалить туда, где ему интереснее. Надо понимать, при этом, что он реально гениальный программист, поэтому начать все с нуля, имея в голове дорожную карту, даже без исходного кода, для него не должно быть сложно.

2. Скорее всего, дело будет урегулировано в досудебном порядке. Но я бы с удовольствием посмотрела на битву Фейсбука и ZeniMax.

3. Я не люблю VR и буду рада, если Oculus окажется не такой идеалистической историей, как его представляют. Но при этом надо понимать, что современная виртуальная реальность и все разработки, связанные с ней, с каждым шагом приближают нас к настоящей виртуальной реальности, в которой однажды, да, можно будет жить.

У VR сейчас много проблем, а мое личное луддитское мнение таково, что лучше бы крупные компании не за модой, заданной непонятно кем, бежали, а занимались улучшением уже существующих технологий, но серьезно — через двадцать лет все это будет уже другим, и скандал с ZeniMax, даже если вдруг ей неведомым образом удастся перекрыть Oculus кислород, в масштабе нашей истории уже неважен.

Джинн вылез из бутылки, чем закончится эта нелепая попытка запихнуть его обратно, не имеет никакого значения.

Популярные материалы
Показать еще

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться