Релиз Blender 3.0: обзор изменений

 Кадр из короткометражки <a href="https://dtf.ru/avi/924305-sprite-fright-novaya-korotkometrazhka-ot-blender-studio" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Sprite Fright</a> 
 Кадр из короткометражки Sprite Fright 

Состоялся крупный номерной релиз бесплатного пакета для работы с трехмерной графикой Blender. Версии с прошлым номером 2.хх выходили на протяжении 21-ого года, однако несмотря на это программа претерпела множество глобальных изменений.

Скачать Blender 3.0 можно на странице загрузки:

Новая версия получила как множество улучшений, так и долгожданные функции. Вот обзор наиболее заменых:

Cycles X

Новая версия рендер движка получила римскую цифру 10 в честь своего юбилея(первая версия вышла в 2011 году).

Самое значимое нововведение ускорение рендеринга за счет глобальных оптимизаций. В частности реализована поддержка видеокарт Nvidia RTX изначально предназначенных для рейтрейсинга, что ускоряет рендер в разы. Однако улучшения коснулись не только видеокарт серии RTX, но и более старых моделей без RT ядер и процессоров.

Благодаря сотрудничеству команды Blender и AMD, удалось также сильно улучшить скорость и совместимость и с видеокартами данного производителя обладающих архитектурой AMD RNDA и выше.

Отимизация коснулась и вьюпорт рендера, сделав его более отзывчивым

Помимо ускорения рендера новая версия движка включает в себя также:

  • Анизотропия подповерхностного рассеивания(Subsurface Scattering Anisotropy)
  • Новые GPU семплы для объема
  • Улучшеный шаблон сэмплов PMJ
  • Улучшение адаптивных сэмлов и редера с лимитированным временем
  • Новая версия OpenImageDenoise 1.4
  • Переписанный shadow catcher с поддержкой рассеяного и окружающего света.
  • Поддержка запекания для адаптивных сэмплов и денойза.

Работу над Cycles X планируется завершить к релизу Blender 3.1, поэтому список изменений не окончательный, так одним из ожидаемых нововведений является функция возобновляемого рендера, когда данные рендера можно будет сохранить и продолжить позже.

Более подробно о Cycles X можно прочитать на официальной странице проекта

или в технической презентации

Shadow Terminator

Shadow terminator позволяет предотврящать появление теневых артефактов при рендере низкополигональных моделей.

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

В Blender 3.0 получил обновление и теперь вместо одного общего параметра, который сильно влиял на освещение модели имеет два для более тонкой настройки.

По умолчанию параметр Geometry Offset имеет значение 0.10, что позволяет избавится от большинства теневых артефактов на низкополигональных моделях без сильного влияния на освещение.

Shadow Terminator расположен на вкладке Object Properties в категории Shading

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Asset Browser

Долгожданная функция представляющая собой библиотеку материалов, геометрии, текстур, анимаций и прочего которые можно быстро добавить в свою сцену с помощью простого Drag&Drop.

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Библиотека делится на два типа: глобальные бибилотеки доступные при открытии любого файла и Current File доступная только внутри открытого файла.

Чтобы сохранить что-то в библиотеку необходимо в контекстном меню нужного элемента выбрать пункт Mark as Asset. В окне 3d-viewport этот пункт расопложен в меню Object>Asset>Mark as Asset. Чтобы удобно просмотреть все содержимое Blender файла, и добавить нужное в библиотеку ассетов оттуда, в окне Outliner можно выбрать пункт Blender File.

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Однако в результате такой операции ассеты будут сохранены внутри открытого файла. Чтобы они стали доступны в пользовательской библиотеке нужно сохранить Blend файл с ассетами в папке библиотеки. По умолчанию доступна только одна библиотека - User Library, она расположена в документах пользователя в папке Blender\Assets\

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Изменить путь текущей или добавить новую библиотеку ассетов можно в настроках на вкладке File Paths в категории Asset Libraries.

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Важно: работа над браузером ассетов не закончена и будет продолжена в следующих версиях например в 3.1 .

Pose Library v2.0

Вместе с браузером ассетов крупное обновление получила и библиотека поз. Теперь данная библиотека реализована в качестве расширения вышеупомянутого браузера ассетов, благодаря чему например появилась возможность создавать эскизы в списке поз, что улучшает наглядность.

Релиз Blender 3.0: обзор изменений

Как и бразуер ассетов, новая бибилиотека поз все еще находится в разработке и будет обрастать новыми возможностями в будущих версиях.

Более подробно обо всех изменениях вы можете прочитать на странице проекта:

Geometry Nodes

Геометрические ноды получили большое обновление. Были реализованы новые атрибуты и новые ноды для взаимодейсвия с кривыми, текстовыми данными инстансами и прочим.

Сама тема геометрическхи нодов настолько обширна и изменений так много, что сложно говорить об этом в рамках обзора новой версии Blender. Поэтому я оставлю ссылку на чейнджлог и на несколько пользовательских работ показывающих обширные возможности геометрических нодов.

Ivy generator with #geometrynodes in #blender 3.0 Beta =)
There is just one vertice, each time you duplicate it, it create a new ivy.
#geometrynodes . Running out of good ideas so here´s a castle wall builder. Gotta work on booleons at some point.

Больше пользовательских работ мы можете посмотреть под тегом geometrynodes в твиттере.

Knife Tool

Обновление получил и инстурмент Knife в частности была добавлена поддержка режима редактирования нескольких объектов и возможность отмены последнего действия с помощью Ctrl-Z.

Grease Pencil

Получил ряд нововедений и улучшений подробнее о которых вы можете прочитать здесь

Blender Virtual Reality

Благодаря аддону VR Scene Inspection Blender обзавелся поддеркой VR гарнитур.

Это лишь наиболее заметные изменения полный список вы можете найти здесь

Если какое-то важное для вас изменение осталось без внимания, вы можете рассказать о нем в комменатриях.

330330
162 комментария

Самое значимое нововведение ускорение рендеринга за счет глобальных оптимизаций.Ну, теперь NSFW ролики будут еще чаще выходить.
Бахнем за это!

28
Ответить

Можете посоветовать какой-то гайд, набор уроков, где прям на "кошках" научат делать что-то. Типа сразу задача создать свою комнату и давай теория замешанная сразу с практикой.

Я понимаю что если я это введу в гугле мне выпадет 100500 миллионов уроков, но я спрашиваю что-то лучшее, быстрое и доступное :)

Рендерить все буду на 2080!

7
Ответить

Пончиковый гайд для старта с полного нуля.

https://www.youtube.com/watch?v=TPrnSACiTJ4&list=PLexwJr_iILK7IkuhEeAYeN7aLV5AAXKa-

29
Ответить

Щас чел начал серию уроков, вроде годно объясняет, да и голос тошноту не вызывает. Судя по плану занятий - прям куча всего на практике.
https://youtube.com/playlist?list=PLOVSu7-KesPiP5ABIc8owgMgNH9q16x1k

8
Ответить

wagon, shaman... https://blender3d.com.ua/
просто чтобы начать, а вообще на трекере очень много уроков по блендеру

4
Ответить

как вариант, сам лично собрал все уроки ему, рассказывает доступно и понятно, многое прояснил для себя и собираюсь изучать блендер по его урокам https://youtu.be/coapPFCoA24

3
Ответить