Muteki Choujin Zanbot 3 1977 года

Muteki Choujin Zanbot 3 - фантастический боевик с элементами драмы и тропа super robot, выходивший с 1977 по 1978 года в виде коротенького сериала на 23 эпизода. Автором выступила Sunrise, светоч мехи, а режиссировал действо Tomino Yoshiyuki, известный нам по целому вороху тайтлов: Kidou Senshi Gundam, Ginga Hyouryuu Vifam, Sentou Mecha Xabungle, Seisenshi Dunbine, Juusenki L-Gaim, Densetsu Kyojin Ideon (всё это годнота; если кому интересно - на многие из них у меня есть статьи). Сабж - первая собственная работа Томино, в которой он выступил, не просто режиссёром, а ещё и автором оригинала (на пару с Gobu Fuyunori).

Отступление

Muteki Choujin Zanbot 3 1977 года

Сабж предсказуемо неизвестен в интернете; из того, что можно легко найти выяснилоась, что в этом типичном сериальчике про суперробота много шок-контента, да и вообще это прямо "деконструкция жанра". Мне стало интересно, но архаичность этого аниме и огромное количество более предпочтительных альтернатив довольно долго удерживали меня от просмотра.

Несколько месяцев назад какой-то мехолюб (не могу найти ссылку) писал здесь статью, в которой упоминал в том числе и MCZ3; я тогда слёзно пообещал обязательно посмотреть тайтл. Сказано - сделано.

Заранее оговорюсь:

Я знаю, что этот кусок дерьма вы смотреть всё равно не будете, так что спойлеры польются рекой. Цель этой писанины - просто рассказать о MCZ3, т.к., к сожалению, аниме настолько устарело, что про него интереснее читать, чем просматривать самому.

Ах да, забыл добавить: у Томино тайтлы бывают двух видов - комедийные (зачастую с bittersweet концовкой) и кровь-кишки-распидорасило, где мочат всех подряд. Zambot - не комедия, поэтому напрашивается логический вывод:

Все эти персонажи умрут.
Все эти персонажи умрут.

Затравка

Затравка типичная для жанра: на Землю прилетают злые пришельцы Гаизок под руководством колоритного жиртреста с милым именем Killer the Butcher и начинают наводить шухер в Японии. Противостоять вторжению будет огромное семейство Jin, являющееся потомками беженцев с планеты Beal, опустошённой Гаизок 100 лет назад. В роде героев аж три подсемейства, в каждом из которых есть папа/мама и ворох детей. Руководит ими всеми общий дедушка. У каждого из подсемейств есть небольшой космический корабль и кусок робота Zanbot 3, доставшиеся им от инопланетных предков. Разумеется, всё это добро друг с другом комбинируется (корабли между собой тоже, образуя King Beal, названный в честь родины). Пилотируют машины старшие дети семей: Kappei (ГГ), Uchuuta и Keiko.

Что и как?

Первое, что бросилось в глаза при просмотре - вырвиглазная графика. У меня довольно высокий порог толерантности для графона, но на этом тайтле я почувствовал, что "ещё чуть-чуть и хребет верблюда сломается": основные персонажи нарисованы хорошо, но вот в анимация, задники и массовка заставили судорожно вытереть пот со лба, т.к. мне оставалось ещё целых 22 серии. Масла в огонь также добавляло щедрое использование повторяющихся сцен вроде трансформаций машин в и из Замбота, коронных атак или забавной паралимпиады (фишка жанра), через которую периодически проходит Каппеи, чтобы попасть в свою машину (запрыгнуть в какую-то кишку, прокатиться на кресле, потом ещё раз прокатиться на кресле и т.д.). Эти бесполезные моменты я с готовностью проматывал, что сильно улучшало настроение при просмотре. Заранее скажу, что стоит смотреть только BD-версию - она выглядит значительно более прилизанной.

Далее персонажи: здесь начались небольшие надрывы шаблонов. Главный герой, хоть и содержит в себе черты стандартного протагониста супермехи (сильный, смелый, решительный, добрый), но обёрнуто это всё в оболочку натурального утырка: Каппеи хулиганит, дерётся, угоняет мотоциклы и устраивает на них замесы с местной шпаной, много чего ломает в процессе, принципиально не слушается окружающих и даже полицию (от неё просто сматывается). Когда преследовавшая его полицейская машина из-за действий монстра (тогда это было неочевидно) падает с моста и взрывается вместе с мясной начинкой, Каппеи лишь пожимает плечами. В моменты, когда роботы пришельцев начинают кого-то убивать, часто выясняется, что ГГ по приколу свалил на Замботе в противоположный конец города.

Чего уж греха таить, персонаж мне понравился. Где-то до 16 эпизода (про него я распишу ниже) основное удовольствие при просмотре я получал от его действий, реакций на происходящее, а также от его потешной озвучки.
Окружающих его персонажей я бы не назвал интересными: семья ГГ довольно стандартная для жанра, смежные семьи - аналогично. Из коллег по Замботу мне запомнилась лишь Кеико, т.к. она очень няшно нарисована; её двоюродный брат Учуута - плоский персонаж. Жутко выбешивал своим поведением заклятый дружок Каппея по имени Shingo, но по сюжету оно так и должно было происходить.

Killer the Butcher позабавил своей целью, ради которой он напал на Землю - ему просто нравится убивать окружающих. Он не питает какую-то ненависть к семье Джин, не преследует некую важную цель - ему просто скучно. В свободное время Бутчер чилит в бане, играет на гитаре, отдыхает в массажном кресле, меряет шмотки - словом делает всё, чем бы занимался обычный геноцидальный маньяк. Единственно - меня очень кумарил выбранный для него голос, звучащий чрезмерно комично. Хоть озвучка и подходит его типажу, я бы предпочёл, чтобы ему сделали более серьёзное амплуа.

Понтово сделали тактикульную сборку оружия Замбота. Что-то я не припомню, чтобы где-то ещё робот накручивал на пушки глушитель, приклад, оптику, втыкал барабанный магазин от MP18 и т.д

После просмотра первой трети сериала исходный шаблонный сюжет резко разбавился характерным Томиновским почерком, за который он стал позже известен:

1) Механические монстры Бутчера посылаются на Землю не для того, чтобы зарубиться с Замботом, а просто для убийства всех вокруг. С этой целью они успешно справляются превращая в руины целые города, образуя горы трупов и стабильный поток беженцев - всё для того, чтобы Бутчер мог погоготать перед телевизором, созерцая происходящее.

2) В тайтле присутствует понятие "сопутствующего урона": во время боя Каппеи не сильно переживает, что он в процессе сломает из окружения или куда прилетит снаряд, от которого он только что увернулся. Из-за боя громадных роботов город уничтожается пугающе быстро, а волшебно починить его после случившегося невозможно. По этой причине действо постоянно перемещается дальше по стране.

3) Примечательна реакция окружающих: услыхав, что предки героев - пришельцы с далёкой планеты, люди моментально делают вывод, что Гаизок прилетел на Землю именно из-за этих "понаехавших". Окружающие не то, что "недолюбливают" семью Джин, добрые соседи, жившие с ними бок о бок много лет, готовы поднять семейство на вилы уже к первой трети сериала. Народ отвергает их помощь, отказывает им в ресурсах, нападает на них, берёт членов семьи в заложники, проникает на их мазершип и разбивает там всё оборудование, угрожает убийством. Причём заводилой у толпы работает главный дружок главного героя Шинго. Под его влияние попадают все корешки Каппея и даже его лучшая подруга. Интересно, что такая же динамика происходит и в других городах, куда не добралось "тлетворное влияние Шинго": вернувшись на родину, Кеико получает аналогичный "радушный приём" от уже своих местных друзей.

Здесь же стала очевидным самая слабая с визуальной точки зрения часть MCZ3 - это сражения с монстрами. Хоть авторы и постарались сделать абсолютно всех врагов так, чтобы к каждому был свой подход, а не просто "заспамить лучами", но убогая анимация и фокус первой трети именно на эти бои, заставлял с нетерпением ждать, когда они закончатся.

С другой стороны у графики обнаружился неожиданный плюс: периодическая фотогеничность и некоторое внимание к деталям. Запомнился момент, где в Саппоро пришельцы взорвали поезд, изображённый с "шинными" колёсами. Дело в том, что в этом городе действительно есть метро с поездами, оборудованными шинами (до сих пор так), и авторы в этом месте не обосрались. Я никогда бы не подумал, что в такой визуальной помойке будет что поснимать, а в итоге получил под 70 скриншотов (из в разы более графонистых тайтлов порой у меня выходило меньше).

Понравилось, что герои на стали тянуть кота за яйца и уже к начале второй трети сериала попытались взять штурмом Бандок, корабль Бутчера (неудачно). В этом месте нам показывают, что за "Убийцей Мясником" стоит более могущественная фигура.

Японское правительство, не подозревая об истинных намеряниях Бутчера, отправляет к нему делегацию с вице-премьером во главе. Разумеется, ничего путного не выходит: злодей заковывает их в наручники, подвешивает на огромной высоте при помощи воздушных шаров и стреляет по ним из лука. Выглядит вроде как комично и бредово, но политиканы взаправду разбились насмерть.

С 16 серии начинается самый смак:

Бутчер, которому руководство ранее надавало по шапке за бездумное расходование роботов, придумывает более "дешёвый" способ убивать землян: ловить их, вшивать им внутрь бомбы (!), стирать память об этом и, далее, взрывать в людных местах (на вокзалах, дамбах, кораблях и даже самолётах). Одну из своих фабрик по производству и вживлению бомб Гаизок оборудует под американский авианосец, после чего приступает к оказанию "гуманитарной помощи" всем желающим. Этих мер оказалось мало: пришельцы решили сделать ход конём, направив кучу роботов в разные города для организации стабильного потока беглецов, после чего построили для них "лагеря для беженцев", расположенные рядом с дорогами, ведущими в ещё целые населённые пункты.

В такой лагерь как раз и попадают все спасающиеся корешки Каппея, после чего туши большинства из них становятся немного тяжелее, а на спине появляется шрам от операции. По идее такие вещи должны заканчиваться хорошо (жанр и всё такое), ведь всегда есть способ обезвредить бомбу или же вынуть её. Должны, если тайтл не называется Zambot - никто из персонажей не то, что не знает способа извлечь бомбу; они даже не в курсе точного время взрыва, что вообще исключает любые потуги даже пытаться что-то сделать. Взрываются, кстати, все - и массовка, и дружки ГГ, и даже его любимая подруга.

Если серьёзно воспринимать сюжет, то ситуация реально душераздирающая для "суицидников".
Наверное самое хардкорное убийство подруги ГГ в аниме. Сравнится с ним, пожалуй, пожет лишь орбитальная бомбардировка с летающими оторванными головами из Идеона.

В этом месте я был, признаться, поражён смелостью авторов. Сейчас такое бы даже в кинце для 18++++++ показывать не стали, т.к. "политкорректность" и "это же дети!1111".

Интересный момент: чем дальше идёт сюжет, тем меньше герои юзают бесполезных "базовых" атак, т.к. это просто пустая трата времени (нашего в том числе). Видно, что авторы хотели впихнуть в серию побольше сюжета вместо "побольше серий". Решающее сражение происходит в космосе. По доброй томиновской традиции персонажи начинают умирать как мухи: вначале убивают деда и бабушку семейства, затем отца Каппея. В предпоследней серии героям удаётся натянуть Бутчера, после чего нам рассказывают немного истории злодея: этот тип оказывается папуасом (теперь понятно, почему он столько дурачится) с рандомной планеты, которого Гаизок нашли, обучили, киборгизировали и посадили во главе своего корабля. Бутчер перед смертью задаёт Каппею массу забавных вопросов вроде: "Зачем ты вообще с нами боролся?", "Кто тебя просил?", "Близкие тебе люди умирали ради Земли, но хоть кто-то из землян будет тебе за это благодарен?". ГГ сбит с толку, но более-менее бодро парирует доводы врага.

Итак - злодей повержен; все спасены. Конец? Нет конечно, ведь в живых остались ещё персонажи! На раздачу прилетает оставшийся кусок Бандока (ранее вынесли его отдельную часть). В битве с ним погибают Учуута, Кеико и пёс ГГ Чиёнишики. Когда Каппеи наконец добирается до главаря Гаизока, оказывается, что Бутчером всё это время руководил... биокомпьютер под номером 8, сделанный настоящей расой Гаизок на их родной планете. Целью машины являлось уничтожение различных агрессивных и откровенно мразотных рас для поддержания порядка и доброй обстановки в космосе. Компьютер поясняет, что планету Беал, с которой прилетели предки ГГ, населяли беспринципные и эгоистичные твари, из-за чего она подверглась опустошению. Аналогичный процесс по тем же причинам должен был произойти и на Земле.

После детального объяснения своей позиции, комп задаёт Каппею всё те же вопросы: "Ты боролся за Землю - кто тебя об этом просил?", "Ты ведь видел, за КОГО боролся?", "Стоило ли защищать таких тварей ценой жизней своих близких и любимых?", "Ради чего на самом деле семья Джин понесла такие потери?", "Найдётся ли на Земле хоть кто-то, кто поймёт, скольким пришлось пожертвовать Каппею?". В этой сцене прежняя уверенность ГГ резко улетучивается, ведь машина очевидно права, а герой вообще не находит, что ей ответить.

Компьютер взрывается, а его разрушающийся корабль с Каппеем внутри падает на Землю. Пытаясь выиграть время для эвакуации ГГ, отцы (и старший брат Каппея) замедляют падение Бандока своим кораблём, но он не выдерживает нагрузку и взрывается, убивая всех на борту. Герою удаётся в последнюю секунду выпрыгнуть из объятого пламенем судна на разбитом ошмётке Замбота. Каппеи выжил; его радостно приветствуют местные жители, Шинго и единственная оставшаяся в живых подруга.

О концовке

Вроде как всё заканчивается хорошо... не действительно ли это так? Из всего гигантского семейства (помимо Каппея) в живых остались лишь матери (их вернули на Землю ранее) и младшие дети; все друзья ГГ (кроме Шинго и Мичи) и его любимая убиты; замочили даже несчастную собаку. Дома героев разрушены; все космические корабли уничтожены, Замбот тоже, а чертежи техники дед отдал правительству ещё в середине сюжета.

Компьютер проходил восьмым в серии, т.е. где-то в космосе болтаются ещё как минимум семь таких же штуковин, которые в любой момент могут прилететь чистить зло на Земле. Причём, очевидно, что это обязательно произойдёт, т.к. Гаизок не мог не узнать о потере Бандока. Уничтожение авангарда "блюстителей порядка" сделало землянам ещё более дурную репутацию, чем было ранее. И это ещё речь не дошла до самих пришельцев, которых в сериале даже не показали. Техника героев была сделана по передовым инопланетным технологиям, скопировать которые земляне вряд ли смогут в ближайшее время, а из людей, умеющих управлять Замботом в живых остался только Каппеи.

Не могу не отметить характерные моменты в стиле "Мы росли, чтобы быть убитыми Гаизоком как собаки? Какой вообще был смысл в нашем существовании?". Этим делом будет щедро обмазан Densetsu Kyojin Ideon, который Томино срежиссирует через 2 года.

Откровения восьмого компа сильно проехались по мозгу героя: начнём с того, что Гаизок оказались хорошие ребята, причём сам Каппеи это под конец понял. Далее: наглядное подтверждение всех аргументов машины он (и мы) видел своими собственными глазами. Тот факт, что семья Джин спасла людей забудется довольно быстро (так же, как и забылась их начальная добрая репутация), когда у людей пройдёт ранняя эйфория от победы; далее начнётся грусть от потери близких, жилья и т.д. Разумеется, за это кто-то должен будет отвечать. Кто? "Семья, втянувшая Землю в конфликт с Гаизоком", естественно. Не забываем, что обвинения компа слышал лишь Каппеи, так что все его потенциальные доводы - филькина грамота, которую никто не сможет подтвердить даже при большом желании. Стоило ли семье Джин впрягаться за людей? Пожалуй, да. Нужно ли было это делать такой ценой? Однозначно нет.

Пару слов про звуковое оформление

За музыку отвечали Matsuyama Yuushi и Watanabe Takeo. Хоть второй товарищ и засветился композитором вполне годных треков из тех же Cutie Honey (например, заставка Cutie Honey), Candy Candy (тоже заставка с таким же названием), Alps no Shoujo Heidi (Oshiete), но тут он явно не напрягался. Что опенинг, что эндинг не вызвали ровно никаких эмоций, как и большая часть музыкального сопровождения. Да, музыку слышно, она даже вполне подходит происходящему на экране, но при этом желания её слушать отдельно совершенно не возникает, ввиду откровенной простоты мелодий. С другой стороны ничего плохого про звук я тоже сказать не могу.

Единственные два запомнившихся трека:

Gaizok Shinryaku (M25-2)
Gattai! Zambot 3 (M12A-2)

Из более-менее известных VA есть следующие персоны:

Каппея озвучивает Ouyama Nobuyo, которую мы (надеюсь) знаем по ролям Дораэмона (Doraemon) и Монокумы (Danganronpa). Голос у неё очень забавный, но требует небольшого привыкания.

В роли Учууты горбатился Mori Katsuji, известный по следующим персонажам: Шуу (Hokuto no Ken), Вольфганг Миттермайер (Ginga Eiyuu Densetsu) и Полнарефф (первые 2 OVA по Jojo).

Ансаб смотрел от sxales - он вполне нормальный по смыслу, но с удивительно большим количеством мелких ошибок в оформлении (недоредактировали).

Из русика есть вполне неплохие сабы от uncut для... первого эпизода. Это всё. С другой стороны чего париться - так и так никто этот реликт палеолита смотреть не будет :)

Послесловие

В общем, сабж оставил приятные впечатления и даже где-то умудрился превозойти мои низкие ожидания в плане графики и сюжета. Тайтлы, где защитника Земли окружающие откровенно ненавидят, встречаются раз в тысячелетие (навскидку в голову приходят лишь Ideon, Narutaru и Brigadoon, если мне не изменяет склероз), поэтому было очень приятно увидеть ещё одно аниме на эту тематику. Сериал короткий, и это исключительно грамотный шаг со стороны авторов - если бы серий было больше, повествование стало бы ощущаться затянутым. + Для любителей шок-контента тут есть масса незаезженных способов умерщвления персонажей.

Культурный след в истории Замбот, я считаю, оставил, показывая нам один из ранних примеров серьёзной деконструкции канвы супермехи. Да, негативный аспект применения гигантского робота и злодеев, оказывающихся не совсем плохими нам показывали и ранее (в том же Mazinger), но чтобы сюжет сбросил покров идеализма и перешёл в жизненный мрачняк - такого я не припомню.

Смешно звучит, но я бы посоветовал это аниме к просмотру, хоть такой исход и маловероятен. Именно в MCZ3, как нигде ещё, пройдёт проверку стандартное бахвальство "смотрю тайтлы ради сюжета, а не графики".

Ах да, выяснилось, что это аниме как-то по касательной связано с другим тайтлом Томино - Muteki Koujin Daitarn 3 (название тайтла, атак и ещё хрен знает что). Я его не смотрел и не особенно собирался, но в процессе изучения вопроса чёрт меня дёрнул открыть этот ролик:

На фоне играет итальянский опенинг тайтла.

Музыка, рисовка, чардизайн - всё моментально зацепило. Теперь придётся смотреть...

Muteki Choujin Zanbot 3 1977 года
Muteki Choujin Zanbot 3 1977 года
8989 показов
2.8K2.8K открытий