Аниме
Семён Костин
18 177

По волнам и океанам: лучшее аниме про море Материал редакции

Ранние фильмы Миядзаки, киберпанк и комедии про дайверов-алкоголиков.

В закладки
Слушать

Морская тема в аниме, пожалуй, самая противоречивая. С одной стороны, про море снято много сериалов и полнометражных фильмов. С другой — значимые и известные работы можно пересчитать буквально по пальцам. И многие из них вышли 20 или 30 лет назад. Те, что новее, часто имеют большие проблемы с сюжетом или адаптацией первоисточника.

В общем, всё неоднозначно. Мы решили восстановить справедливость и вспомнили аниме, которое в той или иной мере посвященно морю. Нашли даже те работы, о которых забыли в Японии — они затерялись на фоне популярных сериалов и не выходили на современных носителях.

Soratobu Yureisen («Летающий корабль-призрак»)

Многие годы в океане бесследно пропадают корабли. Люди, чудом оставшиеся в живых, вспоминают, что незадолго до катастрофы они видели таинственный Корабль-призрак. События набирают обороты, когда на улицах городов прохожие превращаются в пену, а гигантский робот-разрушитель объявляет себя посланцем Корабля-призрака.

Во время нападения на город гибнут приёмные родители мальчика Хаято — теперь у него осталась только собака, мамина туфелька и фотография его настоящих родителей. Мальчик хочет найти загадочный корабль и отомстить его капитану.

Фильм Soratobu Yureisen не стал большим хитом даже на момент своего выхода. В Японии он прошёл без оваций, а в США и Европе о нём узнали только в 90-е. Грандиозный прокат и последующий успех «Корабль-призрак» получил в СССР — фильм был куплен, озвучен и выпущен в прокат «Союзмультфильмом» в начале 70-х.

Советский прокат «Корабля-призрака» имел взрывной эффект — подростки были шокированы серьёзным сюжетом, жестокими кадрами и частыми смертями. Фильм показывали не только в кинотеатрах, но и в пионерских лагерях. Сейчас в сети легко найти воспоминания о первых показах: дети были настолько напуганы, что не могли заснуть, а из-за сюжетного поворота со смертоносным напитком Boa Juice некоторые перестали пить советскую газировку.

Soratobu Yureisen — артефакт своей эпохи. На успех фильма в СССР во многом повлиял эффект новизны — ничего подобного советские дети ещё не видели. Он также почти не был отцензурирован (за исключением отдельных фраз), так как критиковал капитализм, войну и загрязнение окружающей среды. Советские дети обожали авантюрные приключения, а тут они получили убийственную смесь: жуткого робота, загадочного капитана с маской-черепом, монстров из глубин, смертельную газировку и эпичные сражения.

С 2016 года фильм находится в свободном доступе на YouTube

У Soratobu Yureisen есть всего один недостаток, но очень существенный: фильм идёт всего лишь час. Концентрация сюжетных событий и экшена в нём настолько высока, что персонажи вообще не успевают раскрыться. Это главная проблема, на которую многие ностальгирующие зрители почему-то до сих пор закрывают глаза.

Интересный факт: над сценами нападения Гигробота и гигантских крабов работал молодой Хаяо Миядзаки (ему было 28 лет) и его жена-аниматор Акеми. Они поженились в 1965 году, а через два года у них родился сын Горо. Жена одновременно воспитывала ребёнка и помогала мужу в работе над ключевой и промежуточной анимацией выборочных сцен Soratobu Yureisen.

Mirai Shounen Conan («Конан — Мальчик из будущего»)

В 1972 году Хаяо Миядзаки и его коллега Исао Такахата перешли на студию Nippon Animation. Для них началась золотая пора — на протяжении 70-х они трудились над сценариями и раскадровками к более чем 15 сериалам студии.

К концу десятилетия Миядзаки уже имел достаточно опыта, чтобы ему предложили режиссировать дебютную работу — сериал Mirai Shounen Conan («Конан — мальчик из будущего») по мотивам романа «Невероятный прилив» американского писателя Александра Кэя. Именно «Конан» принёс известность Миядзаки и открыл ему дорогу в большой кинематограф.

В 2008 году на Земле началась Третья мировая война. Вместо ядерного оружия использовалось тектоническое, из-за чего все материки ушли под воду. Большинство населения планеты погибло, а выжившие обосновались на тропических островках, которые некогда были горными хребтами. Прошло 20 лет, а люди окончательно приспособилось к жизни в этом диком водном мире.

Главный герой — мальчик по имени Конан. Его родители собирались бежать с Земли на космическом корабле, но на пути к орбите он сломался и упал на маленький остров. Одна часть экипажа погибла сразу, другая — со временем умерла от травм и болезней. К началу событий сериала на острове остался жить Конан и его дедушка. Больной старик вырастил мальчика и обучил его основам выживания.

Размеренная жизнь подошла к концу, когда на остров случайно попала девочка Лана. Конан нашёл Лану на берегу и отнёс домой, где дедушка её накормил и выходил. Но не успели дети толком подружиться, как появились правительственные агенты технократического государства Индастрия. Они смертельно ранили дедушку и зачем-то похитили Лану. Мальчик похоронил деда и отправился в путешествие по удивительному водному миру Земли.

Водная тема раскрыта в сериале с разных сторон. В «Конане» есть романтика мореплавания, а большая часть путешествий проходит на воде. Под водой герои тоже побывают — они исследует старые города и затонувшие корабли.

Заставка сериала

Основная аудитория сериала — дети от 10 до 15 лет. На деле же всё иначе. Действительно, порой сериал наивен и по-детски непосредственен. Однако в нём есть несколько спорных сцен, из-за которых его тяжело отнести к детскому аниме. Например, в одном из ранних эпизодов дети курят, а моряки чуть ли не до полусмерти избивают главных героев. Нередко в сериале поднимают философские вопросы о жизни и месте человека в природе. Вряд ли это тронет совсем юного зрителя.

Если вы любите Миядзаки, но по каким-то причинам не слышали об этом сериале, то его определенно стоит посмотреть. «Конан» — ранний прототип известного фильма «Небесный замок Лапута». Совпадений столько, что «Лапуту» можно с натяжкой назвать ремейком «Конана». На месте: сюжетный ход «девочка в беде», отважный мальчик, борьба с безжалостной технократией и прообраз главного злодея. Вечные темы антимилитаризма и борьбы за экологию появились у Миядзаки именно в этом сериале.

Fushigi Umi no Nadia («Надя с загадочного моря»)

Париж, 1889 год. Начало эпохи технического прогресса — до появления первых серийных самолетов и автомобилей остались считанные годы. Юный изобретатель Жан приехал на парижскую научную выставку для того, чтобы представить прототип своего самолета — он с детства мечтал бороздить небеса и создать идеальное летательное средство.

Спокойные дни в жизни Жана закончились, когда в Париже он встретил смуглую девочку по имени Надя. Её почему-то хотят похитить шайка бандитов Грандис. Жану удалось отбить девочку от негодяев, но он не подозревал, что это знакомство обернётся грандиозным приключением. Мальчик побывает на подлодке Наутилиус, познакомится с капитаном Немо и вместе с его командой будет противостоять зловещей империи Нео-Атлантис, которая хочет заполучить власть над всем миром.

Fushigi Umi no Nadia — аниме, которое прекрасно в своём несовершенстве. Это первый телевизионный сериал студии Gainax (Gunbuster изначально выходил на видеоносителях) и её первый неудачный опыт. Из-за внутренней борьбы за власть в компании и неверного расчёта бюджета на аниме потратили больше, чем рассчитывали. Gainax влезла в долги, потеряла десятки миллионов йен и отдала производство некоторых эпизодов (с 23 по 35) в Южную Корею.

В эпизодах от корейской студии события толком не развиваются — герои просто валяют дурака на необитаемом острове. Это сильно ударило по сюжету, который задумывали глубоким и эпичным. В итоге последние пять эпизодов доделывала уже Gainax, а запланированную концовку переписали.

Fushigi Umi no Nadia — это Metal Gear Solid V: Phantom Pain от мира аниме. Сериал, в котором из задуманного удалось воплотить в жизнь только половину. Судить о нереализованном потенциале сейчас можно только по интервью, уцелевшим раскадровкам и концептам аниматора Тацуюки Танака.

Но даже при всех огрехах «Нади» — это классика и феномен. Главная героиня не покидала пятерку популярных аниме-персонажей журнала Animage аж до 1994 года. К тому же, идея создать стимпанк-аниме в духе книг Жюль-Верна витала ещё с 70-х годов, а её автором был сам Хаяо Миядзаки.

В дальнейшим его концепт перерос в «Конана» и «Лапуту», но к изначальной идеи он больше не возвращался. Зато вернулся режиссер Хидеаки Анно, с которым Миядзаки был в приятельских отношениях. Анно взял его идею и переработал в формат сериала.

Заставка сериала

«Надя» играет с надеждами зрителя и не раз их обманывает. Аниме стартует в виде обычного детского сериала про дружбу и глупых злодеев, которые обязательно проиграют и пообещают вернуться в следующем эпизоде.

C 7 по 22 эпизоды «детская» сторона сериала отходит на второй план — появляется интрига, загадки и неожиданные повороты. Из паропанка всё плавно перетекает в научную фантастику с ядерными реакторами, Атлантидой, пришельцами и древними космическими кораблями. Затронута тема палеоконтакта и отсутствия Бога.

Сейчас «Надю» можно рекомендовать к просмотру по трём причинам:

  • Если вам нравятся романы Жюля Верна и юношеская фантастика.
  • Вы любите творчество студии Gainax, но пропустили этот сериал.
  • Если вас трогает романтика мореплавания конца XIX века.

Сериал неровный, но его стоит смотреть ради 20 действительно шикарных эпизодов. Уровень анимации в них выше, чем у любого другого сериала того времени. А всё потому, что Gainax поставила и выполнила амбициозную цель — создать продолжительный сериал, в котором качество анимации не будет уступать полнометражным фильмам. И они держали эту планку до того момента, когда у студии кончились деньги.

По уровню эмоциональной и драматической нагрузки на зрителя «Надю» можно сравнить с «Евангелионом». Что, впрочем, неудивительно, ведь над ним работала та же команда. Сходство легко заметить в дизайне персонажей Ёсиюки Садамото, постановке боевых сцен Хидеаки Анно и саундтреке Сиро Сагису. Даже некоторые сюжетные повороты и архетипы персонажей перекочевали в «Евангелион» без изменений. Так что если бы не «Надя», то не было бы и «Евангелиона». И это не преувеличение, а суровая правда — за «Евангелион» в Gainax взялись, чтобы погасить финансовые долги «Нади».

«Надя» также повлияла на полнометражный анимационный фильм «Атлантида: Затерянный мир» от Disney. Правда, влиянием это сложно назвать — скорее частичным плагиатом. Основатели Gainax Ясухиро Такеда и Хироюки Ямага даже хотели подать в суд на Disney, но все права на «Надю» принадлежали телеканалу NHK, который не хотел связываться с американским гигантом и его адвокатами. Конечно, всё это можно назвать совпадением и общим вдохновением — обе работы черпали идеи из «20 тысяч лье под водой». Но «Атлантида» совпадает с «Надей» даже в том, что не было у Жюля Верна.

В целом, ничего нового — Disney тоже самое провернула с «Королём Львом», который частично скопирован с «Кимбы» Осаму Тэдзуки. Несмотря на то, что в сети появились расследования, которые опровергают факт плагиата — совпадений всё равно подозрительно много.

Porco Rosso («Алый свин»)

Начало 30-х годов XX-века, фашистская Италия. В водах Адриатического моря орудует банда воздушных пиратов Mamma Aiuto, которые нападают на торговые и пассажирские суда. Для борьбы с пиратами государство выбрало одного из лучших летчиков Первой Мировой — Порко Россо.

Порко в прошлом был человеком, но с приходом фашистов он разочаровался в людях, наслал на себя проклятье и превратился в свинью. Тем не менее, он остался верен небу. Пиратам из Mamma Aiuto надоела назойливость летчика, и вскоре они наняли американского аса Кёртиса для борьбы с Порко.

Porco Rosso — фильм о человечности, взаимопомощи и жизни в эпоху перемен. Работы Хаяо Миядзаки ориентированы на широкую аудиторию, но в отличие от знаменитой «Унесенной Призраками» или «Ходячего Замка», Porco Rosso подойдет больше для взрослого зрителя, чем для ребёнка.

В фильме заложен сильный антифашистский стержень, через всю картину идет аллюзия на тему «кто свинья, а кто человек?». На политике и философии нет упора, но нельзя не заметить недовольство Свина из-за политических настроений в обществе и то, как мир постепенно изменился за десятилетие до Второй мировой. Для Миядзаки это была чуть ли не самая личная картина, в чём-то даже автобиографическая. Любовь к самолетам и небу проходит красной нитью через все его работы, но ярче всего она показана в «Порко» и «Ветер Крепчает».

Что касается моря, то все события разворачивается на фоне впечатляющих пейзажей Адриатики. Тут и острова, и лагуны и мелкие прибрежные городки. Многие задники из фильма хочется поставить на рабочий стол.

Soliton no Akuma («Волна ярости»)

Япония, ближайшее будущее. Недалеко от острова Окинава построен большой плавучий город Технополис — самое удобное и технологически продвинутое место на планете. Главный герой фильма — обычный инженер Курасе Ацуси, который отвечает за безопасность на буровой скважине рядом с Технополисом. Что может произойти на этой рутинной работе?

В один из рабочих дней он ждал семью, когда должна была навестить его на гражданской подводной лодке. Внезапно одна из опор подводного города взорвалась, потом вторая и третья. В Технополисе началась паника, но было поздно — за считанные минуты город ушёл под воду на глазах инженера. Ошарашенный Курасе пытыается выйти на связь с силами самообороны Японии, чтобы прояснить всю ситуацию и спасти жену с ребенком, которые попали в эпицентр катастрофы.

Два вопроса, которые вы будет задавать себе во время просмотра:

  • Как много хорошего аниме, посвященного природным катастрофам? Ответ: одно — сериал Tokyo Magnitude 8.0. Недавний сериал Nihon Chinbotsu 2020 («Гибель Японии 2020») и фильм A Spirit of the Sun («Дух солнца») получились, к сожалению, проходными.
  • Сколько вышло аниме в жанре «кайдзю» про монстров из глубин? Ответ: только Soliton no Akuma.

Если сравнивать с западных кинематографом, то это гибрид из фильма-катастрофы «2012» и «Бездны» Джеймса Кэмерона. Полтора часа зритель будет созерцать великолепно поставленные сцены гибели города, подводных лодок и военных кораблей. Поэтому фильму можно простить многое: скомканную концовку, «рояли в кустах» и наивную историю. «Кайдзю» и фильмы-катастрофы — всё ещё уникальное явление в аниме.

One Piece («Ван-Пис»)

«Ван Пис» — единственная серия «большой тройки», которая до сих пор продолжается с изначальной командой главных героев. Это бесконечная история о дружбе и безумных приключениях нелепых, но колоритных пиратов.
История Луффи Соломенной Шляпы и его команды имеет очень мало общего с классическими пиратами из «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Они никого не грабят, не предают и даже, в основном, не ищут клады — кроме пиратов и полицейских из Морского Дозора в истории редко появляются обычные люди, которые бы создавали контраст гротескным даже по меркам аниме личностям в центре повествования.

Пираты превращаются в дым, растягиваются, как резина, управляют погодой и трансформируются в боевых роботов (с газировкой в качестве топлива, разумеется) и бесконечно выясняют отношения между собой в экзотических локациях — именно этим наполнены 20 сезонов аниме-сериала и 96 томов манги, которая стабильно публикуется с 1997 года. На первый план здесь выходят персонажи и напряжённые сражения, а не сюжет.

Одних только заставок к сериалу отсняли на час

Большинство арок посвящены вырванным из общего контекста «тематическим» приключениям: арабская сказка, жуткий замок с нечистью, подводный город, химическая лаборатория в ледяной пустыне, гладиаторский турнир… Корабли, морские сражения и сокровища, конечно, тоже маячат в кадре — но это, скорее, элементы сеттинга. Примерно так же, как жнецы в Bleach не упокаивают души смертных, а ниндзя из «Наруто» почти не занимаются шпионажем и заказными убийствами.

На момент публикации вышло 985 глав манги Эйитиро Оды и 933 эпизода аниме-адаптации, и, с точки зрения сюжета, финал ещё даже не показался на горизонте. Впрочем, в 2019 году мангака признался в интервью, что собирается заканчивать достаточно скоро — всего у него было запланировано «чуть больше 100 томов». — Никита Богуславский

RD Sennou Chousashitsu («Реал Драйв»)

Во время постройки подводного города дайвер Масамити Харухи получил ранение и впал в кому. Очнулся он через 50 лет, в 2061 году, когда подводный город уже построен, а человечество достигло небывалых высот в науке. Появились кибернетические мозги, андроиды, изобретён полноценный наследник интернета — Meta Real Network. Воспоминания, мысли и вся личная информация пользователя теперь хранится в виртуальном пространстве. Человек в буквальном смысле погружается в Meta Real, где без ограничений может управлять окружением и собственным сознанием.

Время от времени в киберпространстве происходят утечки персональных данных, аномалии и прочие необычные явления. Расследованием таинственных случаев занимается кибердайверы. Одним из таких дайверов как раз и станет старик Масамити Харухи.

Real Drive придумал мангака и отец японского киберпанка Сиро Масамуне (автор Ghost in the Shell и Appleseed). Его новое творение получилось не менее сложным и вдумчивым, чем прошлые работы, но огромной популярности не снискало. В основном это аниме понравилось поклонникам серьёзной научной фантастики. Главная проблема — сериал покажется вам неверояно скучным, если вы будете невнимательно следить за сюжетом.

Real Drive — медитативная, местами странная, но всё-таки любопытная работа, которая отходит от избитых клише и узнаваемых образов киберпанка от Масамунэ. Вместо небоскрёбов и грязных улиц — тропики, океан и киберпространство. Вместо боевых андроидов и панков — школьницы и милые андроиды-ассистентки. Никакого High Tech, Low Life («Высокие технологии, низкий уровень жизни» — ядро киберпанка) тут нет и в помине.

Tsumiki no Ie («Дом из маленьких кубиков»)

История Tsumiki no Ie рассказывает об одиноком старике, который живёт в затопленном городе. Каждый раз его дом затапливает море, и каждый раз он строит новый дом поверх старого. В один из дней он решает нырнуть в своё первое жилище, и отыскать важную для него курительную трубку.

«Дом из маленьких кубиков» — это трогательный шедевр о семье, старении, одиночестве и дорогих воспоминаниях. Второе и пока что последнее аниме в истории, которое получило премию «Оскар». Да и обычным аниме его сложно назвать — это немая авторская короткометражка. Режиссёр Кунио Като начинал карьеру в качестве книжного художника-иллюстратора, поэтому его стилистика серьёзного отличается от традиционного аниме. Свои работы он рисует с помощью карандашей и красок, а один из его «учителей» — российский аниматор Юрий Норштейн. Именно его авторские мультфильмы серьёзно повлияли на карьеру режиссёра.

Короткометражку можно посмотреть на YouTube

Gake no Ue no Ponyo («Поньо на утёсе») и Yoake tsugeru Ru no Uta («Песнь Лу, что возвещает рассвет»)

Концепция загадочного подводного мира и его разумных жителей была описана ещё со временем древней японской легенды про рыбака Урасима Таро, который гостил в подводном дворце богини Отохимэ. С тех пор легенда пережала множество итераций и адаптаций, но одно осталось неизменным — образом подводного мира.

Именно такого образа придерживался Хаяо Миядзаки во время работы над фильмом Gake no Ue no Ponyo. Простая, трогательная и невероятно добрая детская сказка вдохновлена старыми японскими легендами, «Русалочкой» Ганса Христиана Андерсона, рассказом «Ворота» писателя Нацумэ Соски (с сильным дзен-буддийским подтекстом) и отдыхом Миядзаки в маленьком прибрежном городке Томоноура. Всё это вдохновило его на создание «Поньо».

«Поньо» — маленький шедевр, в который вложили немало сил. Начиная с «Принцессе Мононоке», Миядзаки использовал CGI в своих картинах, однако перед началом работы над «Поньо» в студии Ghibli был расформирован весь штат, отвечающий за компьютерную анимацию. Так что «Поньо» целиком создана по старинке, что стало большим испытанием для студии.

Сюжет незамысловат: мальчик Соске случайно знакомится с полурыбой-полудевочкой Поньо — дочерью подводного колдуна и морской богини. Рыбка сбежала от отца, так как очень хотела посмотреть на жизнь людей. Но вот незадача — она попала в стеклянную банку и была выброшена на берег, где её и нашел мальчик. Он позаботился о ней и увидел в ней друга, но отец силой забрал Поньо домой. Тронутая отношением Соске рыбка решила, что хочет вернуться назад и стать человеком.

«Поньо» — одна из наиболее детских и светлых работ в карьере Миядзаки. Как и в случае с «Тоторо», «Поньо» можно смотреть детям любого возраста без опасений, что он их напугает. Но это не значит, что картина проста и в ней нет смысла — Миядзаки поднимает тему взросления детей и отношения родных к стремительно взрослеющему чаду. Если конкретно: в какое русло направить развитие ребёнка, в каких условиях он должен расти и как управлять его свободой.

Как и в случае с «Надей», идею Миядзаки переосмыслили в фильме Yoake tsugeru Ru no Uta (западному зрителю известна под названием «Лу за стеной»). Режиссёру Масааки Юаса так понравилось «Поньо», что он решил снять свою версию сказки о волшебном подводном мире и её взбалмошной обитательнице.

Из «Поньо» с небольшими изменениями перекочевали многие элементы — быт подводного мира, сцена затопления города и рыбацкая глубинка. Только вместо антропоморфной рыбки в этом фильме шаловливая русалочка Лу, которой так понравился мир людей и мальчик Кай, что она решила присоединиться к подростковой музыкальной группе.

Если сравнивать с предыдущими работами Юасы, то «Лу» — один из самых нетипичных фильмов в карьере режиссёра. Он по-прежнему гротексный, с характерной для Юасы «плывущей» анимацией и искаженными пропорциями, но слишком семейный и почти без его фирменного абсурда.

Фильму также не хватает проработанных характеров и убедительных мотиваций отдельных персонажей. Хотя если абстрагироваться от творчества Юасы и рассматривать «Лу» только как «добрую семейную сказку на один просмотр», то вы не останетесь разочарованы.

Suisei no Gargantia («Гаргантия на просторах зелёной планеты»)

События этого сериала разворачиваются в далёком будущем. Большая часть человечества покинула умирающую Землю, так как из-за критических изменений в климате начался новый ледниковый период. Спустя столетия переселенцы позабыли о своей «колыбели» и даже не знают, где она находится. К тому же им совсем не до этого — идёт затяжная война с инопланетной расой Хидиас.

Лейтенант Галактического Альянса ледо и его пилотируемый робот Чембер во время боя с хидиасами попадает в кротовую нору и оказывается на Земле, которая теперь покрыта океаном. Спустя столетия все ледники растаяли и суша ушла под воду. Ледо и его робота подобрала Гаргантия — дрейфующий флот выживших землян. После таяния ледников человечество поселилось в ржавых плавучих городах, которые собраны из старых кораблей и мусора со дна океана.Так как Ледо вырос в милитаристическом и тоталитарном обществе, то ему предстоит с нуля адаптироваться в незнакомом мире.

Suisei no Gargantia — образцовый пример интересной идеи с нераскрытым потенциалом. Казалось бы, у него есть все слагаемые для успеха: качественная анимация от студии Production I.G, авторство прославленного сценариста Гена Уроботи (Fate/Zero, Psycho Pass, Saya no Uta), говорящий пилотируемый робот (это редкость для современного меха-аниме) и необычный сеттинг в духе голливудского блокбастера «Водный мир».

Проблема в том, что Уроботи придумал сеттинг, персонажей и написал сценарий лишь для первого и последнего эпизода. Над остальными трудились другие сценаристы, из-за чего половина эпизодов кажутся пустыми и лишними. Вполне простительно для 40 или 26 эпизодов, но в Gargantia их всего 13. Из них только четыре эпизода развивают сюжет и вселенную, а остальные — это повседневные истории из жизни героев.

Так что Gargantia лучше рассматривать как аниме в жанре повседневность, а не как научно-фантастический боевик про суровую постапокаплиптику и сражения с инопланетянами. Интересный сеттинг и харизматичные персонажи — единственное, ради чего стоит смотреть «Гаргантию».

Nagi no Asukara («Безоблачное завтра»)

В мире Nagi no Asukara человечество разделилось на две расы — подводную и земную. У каждой расы есть свои особенности, обычаи и проблемы. Земные люди не могут жить под водой, а вот «водяные» — спокойно существуют в двух стихиях. Однако это достоинство в будущем стало недостатком — из-за смешанных браков раса водных людей начала вымирать. Дело в том, что дети от смешанных браков не могут жить под водой, а водные люди порицают любовные связи с жителями земли.

История рассказывает о четырёх подростках, которые вынуждены ходить в школу на поверхности. Они постепенно знакомятся с чуждым для них миром, местными законами и даже расизмом. Вскоре знакомства и дружба перерастут в симпатии, а симпатии во влюбленность.

Nagi no Asukara в первую очередь стоит рекомендовать любителям мелодраматичных историй. Другим зрителям — очень сложно. В противном случае вы просто не выдержите 26 серий беспрерывных «соплей».

Есть две фундаментальные проблемы, с которыми столкнуться те, кто не смотрит мелодрамы. Первая проблема — сценаристка Мари Окада. Зрители, знакомые с её сценариями, давно разделились на два враждующих лагеря. Одни в пух и прах разносят сюжеты Окады, другие — называют их шедеврами. Поэтому Nagi no Asukara больше всего понравится именно неискушённому зрителю. Остальные же непременно начнут сравнивать картину с прошлыми и будущими работами Окады. Счастье в неведении.

Окаду часто критикуют за перебор с надрывной драмой. Разлученные семьи и возлюбленные, тяжёлые психологические травмы, погибшие друзья и родственники — узнаваемые элементы её сюжетов. Между персонажами бывают не только треугольники, но и пятиугольники — все друг друга любят, но не могут в этом признаться и страдают. Сюжеты Окады — это путь к счастливой жизни и любви сквозь череду мучений.

Вторая — подводный мир. Перед просмотром сериала стоит забыть всё, что вы знаете о физических законах. В местном подводном мире нет преломления света и плотности. Персонажи разве что могут прыгать выше, чем на земле, но на этом все различия заканчиваются.

Вода в Nagi no Asukara — это пленочка. Под водой светло как на земле, люди не плавают, а ходят. Супы не вытекают из кастрюль, газета и прочие легкие предметы не парят, а лежат на столе как на поверхности. О том, что всё происходит под водой, можно догадаться только по «пролетающим» рыбам. К такому сеттингу сразу не привыкнешь.

Nagi no Asukara — одна из самых слезодавительных мелодрам в истории аниме. Если вы обожаете трогательные истории про неразделенные чувства и лихо закрученные треугольники, то сериал вас не разочарует.

Tsuritama («Радости рыбалки»)

Застенчивый старшеклассник Юки Санада с трудом общается со своими сверстниками — он постоянно мямлит, краснеет и корчит странные гримасы от смущения. В его унылой жизни всё меняется после переезда на остров Эносима. В новой школе Юки знакомится со странным одноклассником Хару — он называет себя пришельцем, мечтает поймать особую рыбу и спасти мир от нависшей угрозы. И в этом «квесте» ему сможет помочь только Юки.

Вскоре парочка сколачивает команду рыболовов, которой присоединяется чемпион по рыбалке Нацуки и индийский принц Акира с любимой ручной уткой по кличке Тапиока.

В Японии есть такой термин — «чунибьё» (с яп. «синдром восьмиклассника»). Это когда подросток или уже взрослый человек вроде бы давно вырос, но явно перечитал мангу, пересмотрел аниме и переиграл в игры. Он то попросит называть его «великим архимагом тайного ордена», то оденет свою собаку в супергероя и начнёт с ней разговаривать. В общем, чунибьё — это взрослый ребёнок, который глубоко застрял в своих фантазиях.

Tsuritama как раз погружает зрителя в будни таких чудаков. Какие-то чудят поменьше, какие-то побольше, но у всех есть свои закидоны. Если проводить параллели, то Tsuritama — это «Харухи Судзумия», в которую добавили рыбалку и заменили всех героев на странных парней.

Tsuritama — аниме с уникальной энергетикой, которое кидает зрителя из стороны в сторону. Сначала вас заваливают абсурдными комедийными сценками, потом погружают в премудрости рыбалки и в размеренную повседневность. Всё это чередуется в равных и не очень пропорциях.

К третьему эпизоду вы либо втянетесь и залпом просмотрите весь сериал, либо сразу бросите, посчитав всё это форменным бредом. Tsuritama обладает особой химией, которая в первую очередь «выстрелит» у зрителей с особым настроением и чувством юмора.

Grand Blue («Необъятный океан»)

Паренёк Иори Китахара переезжает в прибрежный город, где поступает в колледж и селится в магазине своего дяди. Одна проблема — Иори терпеть не может воду, а в колледже его как назло затянули в дайвинг-клуб. Хочешь не хочешь, а плавать придётся.

Море, дайвинг, девушки в купальниках и пьянки у костра. Grand Blue — лучший летний комедийный сериал за последние 10 лет. Аниме снято по мотивам манги от Кендзи Иноуэ и Синдзи Такамацу, которая уже как пять лет бестселлер. Недавно она добралась до западного читателя и заслужила девятое место в списке лучших японских комиксов всех времен по версии пользователей сайта MyAnimeList.

Экранизация не подкачала и отлично адаптирует первоисточник (хотя манга всё ещё не закончена). Секрет успеха кроется в убойном юморе, где в равных пропорциях перемешаны элементы молодёжной и черной комедии, гарема и повседневности. Герои валяют дурака, пытаются серьёзно заниматься дайвингом и часто пьянствуют по поводу и без повода.

Представьте себе фильм «Особенности национальной рыбалки», перенесите его действие в Японию, добавьте сортирный юмор, элементы молодёжной комедии и замените всех героев на дайверов — получите Grand Blue.

Kimi to, Nami ni Noretara («На твоей волне»)

Девушка Хинако переезжает в прибрежный городок для поступления в колледж. О своём будущем она совершенно не задумывается — её интересует только сёрфинг и беспечное времяпровождение.

Однажды подростки запускали фейерверк вблизи от жилого дома и случайно подожгли её квартиру. Из огня Хинако спас начинающий и отважный пожарный Минато. После этого случая молодые люди сблизились, начали встречаться и быстро полюбили друг друга. Хинако восхищена желанием парня спасать людей и его самоотдаче. Вместе они занимаются сёрфингом и счастливо проводят дни. Они бы обязательно поженились, если бы не трагедия: Минато трагически утонул, пытаясь спасти другого человека. Однако на тот свет он не попал, а вернулся к Хинако в оболочке водного духа.

Жизнеутверждающая картина о чистой любви, поиске себя, своего призвания и тяге к альтруизму. По факту — японская версия культового фильма «Приведение», только без криминала и убийств. Фильм, который обязательно нужно посмотреть со своей второй половинкой.

На данный момент Kimi to, Nami ni Noretara — самая нетипичная работа в творчестве режиссёра Маасаки Юаса. В фильме полностью отсутствует его фирменный абсурд — только красивая и трогательная романтика. Не приторная, не «слезодовательная» и идеально сбалансированная. С трудом верится, что Юаса окончательно ушёл в мейнстрим.

Kaijuu no Kodomo («Дети моря»)

У школьницы Руки Адзуми ничего клеится в жизни — из секции гандбола выгнали, с мамой поссорилась, а на школьных каникулах ей нечем заняться. В один из летних дней она отправилась в океанариум, в котором работает её отец. Здесь она встретила двух странных мальчиков — Уми и Сору. Они родились в море среди стаи дюгоней и обладают сверхъественными способностями. Море для них даже не вторая, а первая стихия.

Девочка начинает проводить с ними все свободные дни. Тем временем в океанах начинает происходит странные аномалии: морские существа массово мигрируют, выбрасываются на берег и появляются местах, в которых их никогда не видели. Рука начинает подозревать, что необъяснимые явления связаны с её новыми знакомыми.

Kaijuu no Kodomo — самое красивое аниме про море, из когда-либо вышедших. В нём великолепно всё: фоны, анимация воды, движения китов и прочих морских существ. Кажется, что вот-вот запахнет и солёной водой. По этой части у Kaijuu no Kodomo ещё долго не будет конкурентов.

Впрочем, большинство работ от студии Studio 4°C до сих пор не устарели и не потеряли свою актуальность. Если вы не смотрели аниме этой от студии, то перед знакомством с Kaijuu no Kodomo желательно посмотреть цикл короткометражек Genius Party. 4°C специализируются на авторском независимом аниме, и Kaijuu no Kodomo — не исключение.

Фильм мало того, что основан на манге Дайске Игараси, произведения которого сходу не переваришь, так ещё и адаптация вмещает в себе сюжет всех томов манги. Из-за этого картина может показаться сумбурной и сложной, а кто-то и вовсе назовёт её арт-хаусом. Конечно, Kaijuu no Kodomo не арт-хаус, но градус абсурдных и необъяснимых на первый взгляд вещей — крайне высок.

Не ждите легкую историю — картина ищет внимательного зрителя, который с упоением разбирает каждую сцену и анализирует поступки героев. Сложность Kaijuu no Kodomo ещё и в том, что фильм без остановки подкидывает вам пищу для философских размышлений. Что такое жизнь? Какое место человек занимает в природе и вселенной? Вселенная — это то, что нас окружает, или вселенная у каждого внутри?

Только от вас зависит то, насколько вам понравится эта работа. Одно можем сказать с уверенностью: фильм не оставит вас равнодушным, если вы постараетесь разобраться в вопросах, которые он перед вами ставит. Те, кто не захочет разбираться, хмыкнут и назовут картину «красивой бредятиной».

Кстати, у нас было интервью с продюсером и основателем Studio 4°C

Военные технотриллеры и Вторая Мировая

Водная тема отчасти затронута в аниме про войну. Самый яркий пример — вторая короткометражка из трилогии притч Cockpit («Кокпит») по мотивам манги Лэйдзи Мацумото. История «Ударный отряда Гром» рассказывает о последнем месяцы войны на Тихом океане, когда из обычных лётчиков формировали отряды камикадзе. Короткая история про измученных войной людей и их последние мгновения жизни над морем и зенитками.

Нарезка из короткометражки

Мангаку Кайдзи Кавагути на родине называет «японским Томом Клэнси» за закрученные военные боевики и политические триллеры. По двум его работам сняты экранизации — это Chinmoku no Kantai («Бесшумный флот») и Zipang («Дзипанг»).

События Chinmoku no Kantai происходят во время Холодной войны. США и Япония в строжайшей секретности построили передовую атомную подлодку Sea Bat. Официально она принадлежит ВМФ США, однако управляют ей японские моряки. Лодку торжественно спустили на воду и отправили в первый поход, но капитан Сиро Кайеда по неизвестным причинам отказался выполнять приказы, назвал свою подлодку независимым государством и теперь угрожает ядерным оружием. За Sea Bat началась охота.

Это аниме формально можно назвать японской версией «Охоты за Красным Октябрем». Редкая (для анимации) военная драма с небольшой долей реваншизма и бульварного технотриллера. Великолепно срежиссирована (особенно морские сражения) и все два часа держит в напряжении. К сожалению, охватывает сюжет лишь малой части манги, которую до сих пор не перевели хотя бы на английский.

Zipang поднимает те же темы, что и голливудский фильм «Последний отсчёт». Отличие в одном — вместо авианосца США из будущего во Вторую Мировую переносит навороченный эсминец «Мирай» сил самообороны Японии. Теперь у членов команды возникла дилемма — изменить ход войны и будущее Японии, или оставить всё как есть. Команда долго колебалась, но после спасения флотского разведчика Кусаки, команда «Мирай» постепенно начинает менять историю войны на Тихом Океане.

У Zipang есть почти всё — интрига, интересные персонажи, хорошо поставленные морские бои, умные диалоги и закрученный сюжет. Нет только самого важного — вменяемой концовки. Аниме охватывает первые пять томов манги и обрывается на самом интересном месте. Остальные 15 томов так и не были экранизированы или переведены хотя бы на английский. Zipang — яркий пример хорошей франшизы, которой нужна новая экранизация или хотя бы второй сезон.

Продолжая тему «попаданцев» можно вспомнить Konpeki no Kantai («Подводный флот») — OVA-сериал, который, кажется, никогда не будет полностью переведен. За последние 20 лет не переведено даже и десяти эпизодов, а всему виной спорный сюжет, сложные диалоги, колоссальное количество политики и военных терминов.

Аниме основано на одноимённой серии романов Ёсио Арамаки. Сегодня Konpeki no Kantai отнесли бы к категории бульварной фантастики про «попаданцев», но в 90-х книги Арамаки стали настоящим откровением для японских фанатов военной техники и истории. События Konpeki no Kantai происходят в альтернативном прошлом, охватывают Вторую мировую и последующие за ней годы.

В апреле 1943 года США провели операцию «Месть», в ходе которой был сбит самолет Исороку Ямамото, адмирала японского флота. Однако Ямамото не умер в катастрофе, а таинственным образом перенёсся в прошлое, под конец русско-японской войны. Используя накопленные за годы знания адмирал решил изменить ход истории.

В 30-е годы он устроил государственный переворот и сместил с должности премьер-министра Хидеки Тодзио. Параллельно он модернизировал всю военную промышленность, сделав упор на мощный подводный флот, линкоры и авиацию. Поэтому уже в начале войны у японцев были технологии, которые в реальном 1945 году считались прототипами или остались чертежами.

7 декабря 1941 года, атака на Перл-Харбор и начало Тихоокеанской войны. Ямамото применил новую тактику: он дождался прибытия американских авианосцев на базу и разбомбил почти весь флот США. Остров Оаху был захвачен и стал главной базой японцев на Тихом океане. Остатки флота США уничтожены на протяжении последующих лет.

Позже японцы проведут бомбежку Вашингтона, а Рузвельт умрёт от инсульта. Америка покинет Тихоокеанский театр военных действий, подпишет с Японией мирный договор и поможет Англии в борьбе Германией. Гитлер будет обеспокоен успехами японцев и ростом технологической мощи союзника — нацистская Германия объявит Японии войну.

Во вселенной Konpeki no Kantai половина Советского Союза порабощена Германией и переименована в Великую Европейскую империю. Сталин убит ещё в начале войны, а остатки советских войск сбежали в Сибирь, где Калинин основал Народную Республику Восточной Сибири (НРВС).

Сюжет Konpeki no Kantai называют чушью, упрекают в реваншизме и дремучем японском милитаризме. Отчасти это так, отчасти нет. История кажется глупой только при беглом пересказе, а боевые действия и спецоперации показаны тут в мельчайших подробностях. Аниматоры смакуют появление каждого нового военного корабля или подлодки. Половину экранного времени занимают продолжительные и убедительные диалоги различных военачальников. В общем, вещь получилась интересная, но строго на любителя военной истории со знанием японского языка (или английского, так как в сети есть перевод первых шести серий).

Забытая классика

На тему моря и подводного мира в 70-е и 80-е снимали куда больше работ, чем сегодня. Загвоздка в том, что почти все они не пользовались существенной популярностью, прошли почти не замечено и были забыты. Но они важны для истории, поэтому мы не можем их пропустить.

Например, а вы знали, что «Остров сокровищ» в Японии экранизировали шесть раз? Одна из первых экранизаций вышла ещё в 1971 году и называлась Doubutsu Takarajima («Звериный остров сокровищ»). От романа Льиса Стивенсона здесь не оставили камня на камне — только персонажи и общий мотив сюжета. Все герои — милые дети, все злодеи — вредные зверюшки.

Над фильмом трудился молодой Хаяо Миядзаки, который занимался ключевой анимацией, предложил сделать всех персонажей животными, а Сильвера — злой свиньёй. Почему свиньей? Потому что свиньи — любимые животные режиссёра (он даже в автопортретах рисует себя свинкой). Помимо Миядзаки над фильмом работал Хироси Икеда — сценарист и режиссёр «Корабля-призрака».

«Звериный остров сокровищ» — это тот полнометражный мультфильм, которого не хватало в нашем детстве. Веселые приключения, запоминающиеся песни и анимация старой школы начала 70-х. Советуем обратить на него внимание тем, кто любит трилогию «Кота в сапогах» и другие классические работы Toei Animation. Также фильм можно рассматривать как одну из ранних работ Хаяо Миядзаки, в которой он занимался не только анимацией, но и влиял на другие аспекты.

Вторая экранизация романа вышла в формате сериала от блистательного режиссёра Осаму Дэдзаки (Ashita no Joe, Onii-sama e, Space Adventure Cobra, фильмы во франшизе Lupin III). На месте два фирменных приёма аниматора: пастельные фоны и «открыточные воспоминания» — характерный приём Дэдзаки, при котором кадр как бы застывает и превращается в эпичное художественное полотно (позже его буду использовать другие режиссёра).

Сериал целиком пронизан любовью к мореплаванию и авантюрным приключениям. Вторая адаптация «Острова Сокровищ» намного ближе к первоисточнику, но всё равно адаптирована под реалии аниме-индустрии 70-х. Например, из серьёзного подростка Джима Хокинса превратили в взбалмошного мальчишку с маленьким леопардом. И в этом нет ничего удивительного — в 70-е была повальная мода на милых зверушек, которые сопровождали героев аниме. Их добавляли чисто для галочки.

Сериал во многом повторяет книгу, но несколько растягивает повествование дополнительными эпизодами. Не всегда уместными, потому что в рамках «Острова Сокровищ» слабо смотрится мистика и серия про корабль-призрак. Повествование местами слишком наивно, а местами наоборот — нетипично серьёзно даже для первоисточника. Вот за что «Остров Сокровищ» невозможно критиковать, так за это образ Джона Сильвера. Суровый, мудрый, храбрый, романтичный и порой жестокий — это лучшая мультяшная адаптация персонажа. Создатели добавили в его образ глубину, которой не было даже в книге Стивенсона.

Сериал «Остров сокровищ» не идеальная адаптация книги, но точно лучшая в мультипликации. Конечно, если на время забыть про столь обожаемый советский мультфильм, которая при всех многочисленных достоинствах — больше комедийная пародия по мотивам книги, чем экранизация. Их бессмысленно сравнивать.

Прочие экранизации — забытый фильм Осаму Тэдзуки «Новый остров сокровищ» и три короткометражки из серии Manga Sekai Mukashi Banashi. К сожалению, все они без перевода, но даже без него можно понять, что адаптации отдалились от первоисточника или серьёзно его сократили.

Бывает так, что аниме проходит мимо японского зрителя, но получает огромную популярность за пределами родины. Например, японская адаптация сказки «Русалочка» под названием Andersen Dowa: Ningyo Hime (Сказки Андерсена: «Принцесса-русалка») не имела никакого значимого статуса в Японии, но как и «Корабль-Призрак» стала хитом в советском прокате 70-х.

Позже её показывали по советскому телевидению, и для многих этот фильм стал первым аниме в жизни. Наравне с советской «Русалочкой» он считается одной из точных экранизаций классической сказки.

В 2016 году версия с советским дубляжом была выложена на YouTube

Похожая ситуация произошла с довольно скучным сериалом-биографией Христофора Колумба под названием The Man Was from Spain («Человек из Испании»). В начале 90-х это аниме вышло исключительно для итальянского рынка и было популярно в Арабских Эмиратах, однако его японская премьера состоялась только в 2002 году.

Сериал, к слову, вышел и в России, но никакого отклика у нашего зрителя он не получил. Он перегружен морскими терминами и сухой историей, а общее качество анимации оставляет желать лучшего.

Опенинг сериала на английском

О полнометражном фильме Sango Shou Densetsu: Aoi Umi no Elfie («Элфи из голубых вод») сегодня вспомнят разве что старые поклонники аниме из Португалии. Там этот фильм был популярен, но в Японии о нём не помнят. На родине его даже не переиздавали на современных носителях, а пиратская оцифровка старой видеокассеты — единственный способ его посмотреть.

Фильм забыли отчасти из-за того, что в нём не было ни грамма оригинальности — это клон «Навсикаи из Долины Ветров» Хаяо Миядзаки, который скрестили с «Русалочкой». На месте: постапокалиптический сеттинг, девушка, которая общается с морскими жителями, экологический месседж и борьба между двумя фракциями. Даже дизайн персонажей точь-в-точь как в первых работах Миядзаки.

Одним из первых цветных аниме в истории был сериал про море — Dolphin Oji («Принц-дельфин»). Это детское аниме рассказывало о храбром мальчике-ихтиандре, который борется за порядок в море, а помогают ему дельфин и русалка. Аниме настолько неизвестно и забыто на родине, что в сети можно найти только его вольную американскую адаптацию. К тому же раскрашенную — оригинальный сериал был чёрно-белым.

Порой аниме с годами забывают не потому, что оно плохое или не получило какого-то отклика, а из-за морального устаревания. Например, мангу Umi no Triton («Тритон, Житель моря») великого Осаму Тэдзуки в экранизации превратили из жесткого эпоса в простенький детский сериал с однозначным хэппи-эндом (в манге концовка сложнее). Про аниме забыли, а вот культовую мангу на Западе помнят — в 2012 году её официальный перевод на английский получил успешное финансирование через краудфандинг.

Фильм Sirius no Densetsu («Легенда о Сириусе») имел все шансы на успех: большой бюджет, качественная анимация (для 1981 года), саундтрек Коити Сугиямы (композитор серии Dragon Quest) и необычный сеттинг о морских феях и божествах. По итогу зрители получили сотую итерацию «Ромео и Джульетты», в которую зачем-то добавили элементы буддизма и китайской мифологии. Получилось странно, скомкано и в чём-то даже отталкивающе. Фильм вошёл в десятку лучших анимационных картин 1982 года по версии журнала Animage, но после этого о нём быстро забыли.

Трогательные семейные фильмы о животных — очень популярный жанр в 80-е и 90-е. Но за всю историю аниме вышло только четыре работы: Coo: Tooi Umi kara Kita («Ку из далекого океана), Nanatsu no Umi no Tico («Тико и Нанами»), Tobe! Kujira no Peek («Плыви! Кит Пик») и Tottoi («Тоттой» или «Тайна морского котика»). Все они рассказывают о взаимоотношениях детей с морскими животными — от китов до детёныша плезиозавра. Чудесные истории, о которых сегодня забыли.

Если рассмотреть все работы, и выделить какую-то одну, то больше всего обидно за Coo: Tooi Umi kara Kita, у которой был огромный производственный бюджет и великолепная анимация по меркам 1993 года. К сожалению, фильм провалился в прокате и остался практически незамеченным. Рекомендуем посмотреть его, даже если вы не любите семейные картины.

Заслуживают упоминания

В этом разделе мы расскажем о работах, которые либо косвенно касаются морской тематики, либо слишком неоднозначны, чтобы советовать их каждому.

Одна из преград — специфический жанр. Например, сериалы Kantai Collection («Флотская коллекция»), Arpeggio of Blue Steel («Арпеджио Голубой Стали) и Azur Lane («Лазурный путь») рассказывают о сражениях персонифицированных антропоморфных военных кораблей, которые выглядят как милые девочки. Это аниме рассчитано на аудиторию поклонников моэ (фетишизация женских образов в манги и аниме) и военных отаку.

Arpeggio of Blue Steel — адаптация манги. Kantai Collection и Azur Lane — адаптации одноимённых игр. В Японии есть обширное сообщество художников, мангак и просто ярых поклонников военного дела, которые годами персонифицирует военную технику и огнестрельное оружие. Например, в визуальной новелле Panzermadels можно встречаться с девочкой-танком, а в Kantai Collection — жениться на любимом авианосце.

Это давно востребовано и популярно, но если говорить об аниме-адаптациях, то тут больше побочный рекламный продукт и фансервис для фанатов игр, чем самостоятельное произведение. Конечно, Arpeggio of Blue Steel — исключение, но оно также ориентировано на поклонников военных кораблей.

Тоже самое можно сказать о сериале High School Fleet («Флот старшей школы»), в котором старшеклассницы японской военно-морского училища управляют эсминцем Второй мировой войны. Красивый, отлично поставленный, но в тоже время — одноразовый сериал, который выветривается из головы спустя неделю после просмотра.

Впрочем, это условие работает только, если вы пресытились Girls und Panzer, Strike Witches и прочими моэ-аниме на военную тематику. Какой-то глубокий сюжет и сильную проработку характеров вы не увидите — всё примерно на том же уровне (а в чём-то даже хуже). Но если вам нравятся морские сражения (в современном аниме они встречаются крайне редко), то просмотра точно заслуживает. К тому же у франшизы есть официальная коллаборация с World of Warships.

Если говорить о другой специфической категории работ, то тут можно вспомнить комедийные сериалы Shinryaku! Ika Musume («Вторжение кальмарки!»), Seto no Hanayome («Морская невеста») и Namiuchigiwa no Muromi-san («Пляжные приключения Муроми»).

Суть у всех перечисленных аниме одна — из моря в мир людей попадает русалка или другое антпромофорное существо в облике человека. Такие сериалы концентрируются не на морской теме, а на повседневных буднях персонажей, их странных взаимоотношениях, абсурдном юморе и в редких случаях — на элементах типичного гаремника. Кому-то такой юмор покажется пустыми кривлияниями, а кто-то наоборот — будет хохотать на протяжении всего просмотра. В общем, смотреть можно, но строго на любителя.

Бывает так, что у аниме есть идея и хороший старт, но всё губит реализация. Так произошло с двумя самыми «водными» сериалами середины нулевых — Mars Daybreak («Рассвет Марса») и Tide-Line Blue («Синева океана»). Если вы никогда о них не слышали, то ничего удивительного — это классический пример аниме, о котором забыли ещё во время онгоинга. Смотреть можно и даже интересно, но крупные недостатки сильно портят впечатление.

Mars Daybreak — меха-аниме про пиратов на терраформированном затопленном Марсе. Хорошую юношескую фантастику испортили спорная режиссура, посредственная анимация и невыразительный дизайн персонажей. Визуальная часть сериала настолько блёклая, что дизайн персонажей и роботов вы забудете через месяц после просмотра. А ведь у Mars Daybreak есть интересный сеттинг и сюжет. Ради этого, впрочем, и стоит дать сериалу шанс.

У Tide-Line Blue с дизайном и анимацией полный порядок. Это также самое постапокалиптичное подводное аниме из когда-либо созданных — такого количества затонувших городов вы больше нигде не увидите. Увы, всё остальное выполнено на среднем уровне.

Сериал «топит» раздражающий главный герой, глупый пафос, натужная драма и слабая политическая подоплека. А ещё сюда зачем-то добавили бровастого страуса по имени Брежнев, который играет роль местного Джа-Джа Бинкса. Тот случай, когда неплохой сюжет портит как клоунада, так и неловкие попытки сделать его серьёзнее.

Про сериалы Aria и Amanchu мы подробно рассказывали в нашем тексте, который рассказывает о жанре релаксационного аниме iyashikei. Обе работы посвящены водной теме, но акцент в них смещен на другие вещи. Aria рассказывает больше о городе и его жителях, чем о море. Да и события разворачиваются не в море, а в каналах Нео-Венеции.

А вот Amanchu — сериал-парадокс. Аниме про дайверш, но дайвинга в нём хорошо если на час хронометража за два сезона. В основном мы наблюдаем за повседневной жизнью героинь, а не за их основным хобби.

Некоторые популярные сериалы с казалось бы, морским сеттингом, почти не делают акцент на водных приключениях. Например, в остросюжетном боевике про наёмников Black Lagoon («Чёрная лагуна») события разворачиваются в Южно-Китайском море, в вымышленном криминальном городе Роанапур. Здесь обосновалась гонконгская триада, колумбийский картель и русская мафиозная организация «Отель Москва».

Несмотря на тропический сеттинг, в сериале больше внимания уделено городу и уличным разборкам, а не морю. Однако встречаются и чисто морские серии — тут можно вспомнить эпизод про поиски затонувшего золота нацистов.

В том же сериале Kenkoo Zenrakei Suieibu Umishou («Бодрый обнажённый кружок плавания Умисё») в первых трёх эпизодах подводного мира и дайвинга больше, чем во всём Amanchu. Это веселая летняя комедия, которую немного портит обилие фансервиса, пошлых шуток и шаблонных юмористических сценок. Сериал бы только выиграл, если бы в каждой серии главный герой не падал на грудь очередной красавицы, или не заставал её за переодеванием.

Есть сериалы и фильмы, которые великолепно смотрятся даже спустя 40 лет. Конечно, предварительно нужно сделать скидку на возраст и устаревшую анимацию. Однако история аниме-индустрии знает сериалы, которые серьёзно устаревали в течении несколько лет после своего выхода. Яркий пример — Ao no Roku-go («Голубая субмарина №6»). Это первое аниме, наполовину снятое с использованием компьютерной анимации.

История Ao no Roku-go переносит в далёкое постапокалиптическое будущее, в котором все материки ушли под воду после таяния ледников. В природном катаклизме виноват сумасшедший учёный Зорндайк, который не только уничтожил старый мир, но и решил вывести злобную расу мутантов. Армиям Зорндайка противостоит флот Объединённых наций, в том числе высокотехнологичные подводные лодки. Главные герои — экипаж субмарины под номером шесть.

Увы, спецэффекты с каждым годом стареют. То, что считалось в 1999 году передовыми технологиями, сейчас выглядит как СGI-ролики с первой PlayStation или печально известный фильм «Дети против волшебников». Если качественная традиционная анимация с годами только хорошеет и обладает своим шармом, то CGI — стремительно устаревает. Взять хотя бы фильм Appleseed, который восхищал на момент своего релиза, но сейчас его сложно воспринимать всерьёз.

Компьютерная графика и дизайн персонажей от Рейнджи Мурата — главные козыри OVA-сериала на момент выхода. Но сегодня удовольствие от просмотра портит даже не компьютерная анимация, а поверхностный сюжет, схематично проработанные характеры второстепенных персонажей и шаблонная мотивация злодея. Что точно не устарело, так как это традиционная анимация, которая в Ao no Roku-go выполнена на очень достойном уровне.

Иногда для экранизации берут слишком старый первоисточник и не адаптируют его должным образом под современные стандарты. В итоге такое аниме проваливается и о нём забывают. Хороший пример — две адаптации манги Submarine 707R от 1963 года. Первая бережно переносит первоисточник на экран, а вторая меняет сеттинг на далёкое будущее.

Сюжет фильма рассказывает об экипаже экспериментальной японской подлодки 707, которая в одиночку сражается с флотом террористов адмирала Рэда. Флоты всех стран тонут, и только японская подлодка сможет спасти мир от нависшей угрозы.

Всё бы хорошо, если бы не сюжет манги, который за 40 лет успел покрыться толстым слоем паутины. В адаптации его даже не удосужились фундаментально перекроить. Сегодня Submarine 707R понравится либо маленьким детям, либо тем, кто не видел Zipang или Chonmoku no Kantai.

И напоследок — Umi Monogatari («Морская история»). Ещё одно аниме про русалок с ногами. Ещё одно аниме, создатели которого не могут определиться с жанром. По началу вроде бы чистый iyashikei, но в нём много драмы для расслабляющего аниме. Вроде бы махо-сёдзе, но акцент больше на повседневность и фансервис, чем на магические сражения. Вроде бы сериал ориентирован на девочек-подростков, но как-то много пошлых сценок и моэ. И вот эти «вроде» и «но» — регулярно проскакивают во время просмотра. В целом, ни рыба, ни мясо.

Буду откровенен — это самая сложная и неоднозначная подборка аниме из тех, что выходили на DTF. Тема настолько неизученная и непопулярная, что перед написанием текста я две недели без остановки смотрел забытое и просто спорное аниме (некоторые были воообще без перевода). В сети также нет полных списков морского аниме, на которые можно ориентироваться. Сколько таких неизведанных и потерянных работ — неизвестно.

Поэтому если вы смотрели какие-нибудь сериалы или фильмы, посвящённые морю, то обязательно расскажите про них в комментариях — составим ультимативный список.

Автор DTF, добрый отаку и коллекционер игр. Ранее писал тексты и видеосценарии в «Игромании».
{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u043c\u043e\u0440\u0435\u0439"], "comments": 278, "likes": 534, "favorites": 913, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 185045, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sun, 09 Aug 2020 19:23:14 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
0
278 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

То, что считалось в 1999 году передовыми технологиями, сейчас выглядит как СGI-ролики с первой PlayStation или печально известный фильм «Дети против волшебников».

Смотрел его первый раз в 2006, когда был визуал уже устарел. Тем не менее смотрелось и тогда, и сейчас отлично за счет монтажа и музыки. Это же касается и Last Exile, кстати.

Какие нафиг "Дети против волшебников"? Оно выглядит лучше, чем половина современных триде-анимех.

Удовольствие от просмотра портит не компьютерная графика, поверхностный сюжет, шаблонная мотивация злодея и посредственная проработка персонажей.

Вот тут я натурально офигел. В Blue 6 один из самых крутых финалов из виденных мной аниме с невероятными совершенно диалогами и постановкой. В свое время долго искал полную версию стиха Какиномото Хитомаро про камни на дне реки Исэ которая показана в фильме. Судя по всему, сценаристы сами придумали, за что уже можно несколько баллов добавлять к оценке. Да, мало объяснений, мало разжевано, вообще мало всего. Но называть это шаблонным сюжетом и злодеем? О-фи-ге-ть.

Обидно и печально, что люди состовляют себе список аниме для просмотра по этим топам, и пройдут мимо шедевра которым является Blue 6. Зато отдельной строчки удостоился проходной Grand Blue чью ЦА несложно определить по скрину. 

Ответить
1

Тем не менее смотрелось и тогда, и сейчас отлично за счет монтажа и музыки. Это же касается и Last Exile, кстати.

Кстати, Last Exile не устарел визуально и до сих пор смотрится. Он складный до 15-16 эпизода, потом история местами покатилась и получилась скомканной, но впечатление это не сильно испортило. А Сумбарину что в 2008, что сейчас смотрел без особых восторгов.

Оно выглядит лучше, чем половина современных триде-анимех.

Смотря чем. Если постановкой, то может быть, нужно сравнивать с конкретными вещами. Если анимацией — нет. Я пытался сделать скидку на возраст и не смог. 

Вот тут я натурально офигел. В Blue 6 один из самых крутых финалов из виденных мной аниме с невероятными совершенно диалогами и постановкой. 

Эффектная концовка, к сожалению, не вытягивает то, что было весь остальной хронометраж. 

Обидно и печально, что люди состовляют себе список аниме для просмотра по этим топам, и пройдут мимо шедевра которым является Blue 6

Если посмотреть популярные аниме-агрегаторы и отзывы после 2010, то рейтинг работы зачастую либо 6, либо слабая 7. Заслуженная оценка. 

Кстати, у «Субмарины» есть отличная игра на Sega Dreamcast. От неё я получил даже больше удовольствия, чем от просмотра аниме. Она хотя бы старается глубже раскрыть ЛОР и в неё вошло то, что не вошло в аниме.

Ответить
0

"игра на Sega Dreamcast"
А есть варианты её пожувать на человеческом языке, или хотя бы на ангельском? Я когда-то видал только образ на лунном.

Ответить
1

На YouTube года три назад видел человека, который подписывал все диалоги встроенными субтитрами. Пытался сейчас найти эти ролики и не нашёл. Беда прям. Я проходил с помощью гайдов на GameFaqs и этих роликов. 

Но есть хорошие новости — перевод уже щупают
https://www.romhacking.net/forum/index.php?topic=28758.0..

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }