Влияние лонгплеев на восприятие читателя (манга)

Снова здравствуйте, читатели DTF! В этот раз хочу поделится другим своим интересом , окромя видеоигр Yakuza или Zone of The Enders. И это увлечение затрагивает такой вид искусства (да, я считаю, что это именно искусство) как манга. А если точнее, скептическое отношение к "долгоиграющим" тайтлам азиатских комиксов.

"Ооо, ещё одного виабушника занесло...".
"Ооо, ещё одного виабушника занесло...".

Для начала, стоит обозначить суть данного текста. Он будет весьма субъективен. Конечно же, субъективный взгляд, часто бывает порицаем из-за разницы опыта между ведущими диалог или спорящими на крайний случай. Но в данной выноске мыслей на электронную бумагу, будет много взято из личного восприятия тех вещей, которые фактически имеют вес, и свою цену, а так же, доступны любому желающему для собственного анализа. Это значит, что я не пытаюсь вам навязать свою точку зрения, а лишь выкладываю свою позицию, свой взгляд на полученный опыт, основанный так же на опыте других. Надеюсь, вы почерпнёте и для себя что-нибудь интересное.

Познакомимся поближе.

Больше 20 лет назад (самое точное, что удалось вспомнить), я открыл для себя такую вещь как аниме. Чуждая культура, несравнимая с тем, что всплывало перед взором обычного ребёнка, привыкшего к «Мышам Рокерам с Марса» или «Могучим Рейнджерам». Разумеется, мне довелось застать и «Трансформеров» на «Шестом Канале», в которых о смерти Прайма, я увы, услышал только в радио версии шоу, и познакомится с «Сэйлор Мун» на ещё не протухшем ТНТ; запомнить навсегда Ninja Senshi Tobikage и UFO Robo Grendizer, как лучшее, что мне довелось увидеть в меха жанре. Но окончательное знакомство предстояло впереди, примерно в конце 99-ого. Через купленную в привокзальном киоске кассету в пиратской обложке с названием «Матрица», на которой почему-то был Кукловод и Майор из «Призрака в Доспехах», я познал киберпанк фильм, сформировавший мои вкусы по отношению к жанру, и сделавший скрывавшуюся на самом деле под обложкой «Armitage III» наилюбимейшим мультом на всю жизнь. Ещё бы - и бабу полуголую показывали, и экшён брутальный, и за сюжетом было интересно наблюдать, да и мехи в конце фильма, так или иначе присутствуют. А потом…

Потом, совершенно случайно, в гостях у бабушкиной знакомой, наткнулся на самописную кассету, на торце которой красовалась знакомая надпись – Гайвер. Вспоминая увиденный ещё карапузом фильм с владельцем голоса Солида Снэйка в главной роли, я включил видак без спросу, и познакомился с шестой серией OVA, которая показала знакомого героя с совершенно невероятной стороны: насилие было жёстче, экшен менее походил на кунг-фу потасовку, а персонаж активно использовал возможности костюма, будь то сфера давления или инфракрасный лазер. А самое главное, мне было непонятно, почему всё происходит именно так, а не как в фильме? Годами позже, я по счастливой случайности посмотрел обоих «Призраков…» и тот самый эпизод «Гайвера» с субтитрами на большом экране местного кинотеатра «Синема (НСК)». Представьте, какие у меня были впечатления.

Ну а потом, понеслась. Период показа аниме в России, который смело можно называть «Эпоха MTV»: Жаркое Лето, Хеллсинг, Золотой Парень, Рубаки… А потом, их бесконечные повторы и куча лицензированных компанией MC Entertainment кассет, вроде Кайт, Меццо-Фотте, Манускрипт Ниндзя, Хармагеддон, Агент Наджика и так далее до бесконечности. Да, я был школоло, и мог тайно себе позволить прикупить работы Ясуоми Умэцу, нечему тут удивляться. Вполне естественно, когда в бошке играют гормоны. Но при этом, не брезговал иногда включать и Рен-ТВ (опять же, ещё не погрязших в «Военных Тайнах») и попырить «Кэнди Кэнди». Ну а что, махо-шоджо можно, а просто шоджо нет? Пф, я вас умоляю! Позже, появился DVD, а значит с ним, куча пиратских дисков: Евангелион, Стимбой, Летопись войн острова Лодосс и т.д. Я думаю, скучный список, можно завершить на поселившемся у нас интернете, и бесконечному кликбейту по всему подряд, что так или иначе имело принадлежность к японской анимации.

Именной в период между кассетами и DVD, я встретил Ранму ½.

Кусочек от моей "коллекции", где можно посмотреть на корешок Ранмы 1/2 от издательства "Сакура-Пресс".
Кусочек от моей "коллекции", где можно посмотреть на корешок Ранмы 1/2 от издательства "Сакура-Пресс".

Сложно сейчас сказать точно, а первой ли открытой мангой была Ранма, потому что в те же времена, купил четыре томика «Возвращение Джедая», бережно перенесённые на страницы манги Хиромото Шиничи. Однозначно скажу следующее – Ранмой я наслаждался от корки до корки, часто перечитывая первые тома. Не помню, на каком томе я сбился тогда и перестал собирать, но очень рад, что сейчас получилось поставить на полочку все вышедшие у нас в стране 15 книжечек. Эх, добраться бы до них… И ещё тогда я смекнул, что не осознаю, как долго смогу следить за Ранмой, ведь «Сакура-Пресс» явно давала понять, что слово «манга» для нашей книжной продукции, созвучно по смыслу со словом «абориген» - заведи такого в цивилизацию и посмотри что будет. Конечно, читатели нашей необъятной, пережили много тяжёлых периодов, теряя одну полюбившуюся серию за другой, и не получая, как это на жаргоне, «проду». «Наруто», «Блич», «Ван-Пис», «Dragon Ball», «Стальной Алхимик», «Берсерк» и т.д. и т.п. Больно, не так ли? И тут мы наконец-то можем задаться вопросом, который часто мучает тот круг читателей манги или начинающих, на тему которого, можно дискутировать бесконечно: а стоит ли начинать читать лонгплей, особенно, если его издают в твоей стране или всё ещё не завершили на родине?

Да, было и такое!
Да, было и такое!

"Убитые" нашим "Комикс-Арт" крупные тайтлы, из-за которых с издательством Shueisha всё ещё есть проблемы в отношении к рынку СНГ. Их продолжение так и не вышло. (если допустил ошибку, напишите в комментах)

Ответ мой таков – определённо стоит.

Так повелось, что крупные издательства Японии, которых, если память не подводит, около семи ("крупные" понятие не стабильное, по этому привёл в пример не актуальный список), жёстко конкурируют, и что естественно, хватаются за любой тайтл приносящий прибыль мёртвой хваткой. Чтобы вам читателям было проще меня понимать, особенно, если вы глядите на текст исключительно ради процесса вовлечения в среду обитания автора, в пример будут приводиться работы, выходившие или публикующиеся и по ныне издательством Shueisha (Шуэйша на «наш», а то некоторые читают «Сюэйся»), бывшим придатком корпорации Shogakukan, специализирующиеся на выпуске как печатной продукции, так и медиа. Ну а его фирменным знаком отличия, можно называть еженедельный журнал Shonen Jump – адская дыра во всех смыслах слова, о чём дальше будет понятно из контекста.

Тот самый еженедельный "рулон туалетной бумаги", что делает людей богатыми и знаменитыми. Но так бывает не всегда.
Тот самый еженедельный "рулон туалетной бумаги", что делает людей богатыми и знаменитыми. Но так бывает не всегда.

Приступая к чтению Наруто, которые привлекает своей тематикой ниндзя, простой обыватель как я, который не является экспертом в вопросах манги, а лишь стремится к этому, периодически выкладывая ролики со своими выводами о тайтлах, никогда не догадается о том, какие испытания его ждут впереди:

  • после основного сюжета в +/- 250 глав, автор Кишимото Масаши развивает свой мир в совершенно отчуждённое от первоначальной позиции русло, демонстрируя фабулу, в которой главенствует упор на сверхъестественное, магию, масштаб действия;
  • большинство персонажей, присутствуют перманентно, порой, не получая должного времени проработки (Шино, Ино), уступая тренировкам или переменам характеров основных героев (Наруто, Саске, Сакура);
  • большинство сцен, через которые рассказывается история мира Наруто или важных эпизодов в жизни героев, передаются флэшбеками;
  • автор уделяет большое внимание озвучиванию техник и их описанию от самих героев, не уделяя сценам больше детализации, для передачи нужного смысла через рисунок.
Более точные изыскания от меня в отдельном видео.

…и т.д. И начиная читать такие вещи, стоит для себя отметить один факт – схема «взлёта» и «падения» сюжетов практически идентична. Мы не будем вдаваться сейчас в подробности, почему в шонене произносить описание своей техники важнее, чем сделать это буквально в паре правильных кадров. На то есть ограничения, выставленные редакцией, для подгона характера произведения под уровень читателя, под его возраст, возбуждая определённые эмоции у круга потребления. Это отдельная и весьма болезненная для взрослых людей тема, которую зачастую, обычный русский человек, крутя пальцем у виска, может назвать «дичью». Да и встречается она не то чтобы часто, а по-разному скрывается сторителлером. Если ещё короче – менталитет играет особую роль в принципах подачи историй и их миров.

После первой битвы в "Долине завершения", сила <i>юности </i>утратит былой шарм.
После первой битвы в "Долине завершения", сила юности утратит былой шарм.

Так почему же они работают по одной схеме? Приведём ближайший по опыту пример – Dragon Ball. Его тоже можно чётко разделить на «классический» период, и период «Z». Аналогичная ситуация у Наруто, где «Шиппуден» занимает одну треть всей манги. И чтобы разобраться в них, вам совершенно не обязательно поднимать кучу материала, ради любящих блеснуть своей эрудицией личностей – мы тут люди обычные, можно безо всяких этих «научных» текстов. Вы просто берёте, например, погоду. Нам вполне естественно подсознательно, радоваться тёплым ласкающим лучам солнышка, которые вызывают улыбку, и пробуждает некоторое спокойствие внутри. Но стоит небу сначала затянуться тучами, а потом испустить дождь, как и настроение меняется, и хочется как-то поскорее убраться из под града капель, чтобы не промокнуть. Вот что происходит в обоих тайтлах, принадлежащих одному издателю. Причём, процесс запустения, смены «настроения», ощущается буквально, предоставляя непредвзятым анализам установить «точку невозврата»: это победа Саске в бою с Наруто, в Долине Завершения, и прибытие Виджета на планету Гоку, если предметно давать свои варианты «скатывания» обоих тайтлов. Ваши варианты, с радостью почитаю в комментариях.

О "классическом" DB. Поясняю только за мангу.

Самое забавное, что расширение масштаба в итоге, и игнорирование некоторых героев (в DB Ямче, например) характерно как классическому примеру шонена в лице «Драконьего Жемчуга», так и современного Наруто. А теперь, добавляем сюда «Блич», с его сюжетами после Аранкаров и пробелами в судьбе Чада, с ультратухлой борьбой за «Общество Душ» в финальном арке, и вуаля – ещё один аргумент в копилку. И это наименьшее зло, с которым опытным читателям стоит знакомить своих невинных жертв, рекомендуя к прочтению вышеупомянутые примеры. Некоторые особо извращённые, ещё и аниме предлагают, а там будет потеряно несметное количество времени, если человек не понимает сути перемен происходящего.

По хорошему, после поимки <i>волка</i>, всё было лучше, чем после. Увы, точка невозврата.
По хорошему, после поимки волка, всё было лучше, чем после. Увы, точка невозврата.

Один из важнейших факторов, на мой взгляд, влияющих на потерю качества, изначальная цель мангака. Jump опасен тем, что и без того рабская жизнь сторителлеров и художников, подвергается физическому и умственному насилию со стороны работодателя, и былые планы на 10-ти томник, нередко обращаются изнурительной сериализацией тайтла. А тут автор и устаёт от придуманной фабулы, желая вклинить в своё портфолио вместо фантастики, например, историю, а может быть даже детектив. В итоге, мангака приходится вписывать тот тип персонажей, который подходит их видению для другой истории, но из-за обязанностей перед издателем, вынужден рисовать его в нынешней работе. Например, опять же, Наруто. Когда на сцене появляются мечники, я каждый раз начинаю чувствовать себя не в своей тарелке, понимая, что допустить то это дело можно, но я простите, хочу ниндзя увидеть. А авторам приходится из кожи вон лезть, чтобы оправдать всякие «саятины» и прочую лабуду, и сделать новый элемент, гармонично вписанным в первоначальную идею. Это безумно сложно, и не желающий думать читатель, просто покроет автора кучей неприятной на запах субстанции. И таких, пруд пруди – вангую встречу в комментариях.

В пример привёл битвы из аниме, чтобы как можно больше людей поняло в чём суть вопроса.

Экзамен на чунина, как пример интересного Наруто.
"Повзрослевшее" видение шиноби в Наруто.

Но тогда, раз есть такие проблемы, то вполне рассудительный человек, задастся народным вопросом – а на ..я? Зачем начинать такие вещи, как Dragon Ball, Bleach, Naruto или ту же Ранму, которая обязательно покажет ворох своих схожих проблем, не смотря на разницу в издателях и авторах. Всё очень просто – если искать что-то интересное именно для себя любимого, то даже в таких огромных коммерческих проектах, можно отыскать пробивающийся лучик света на том самом небе. Да и любителей дождя предостаточно, супротив солнечной погоде. Ну вот сами посудите, где вы ещё встретите смесь «Гарри Поттера» и «Легенды об Аанге», со своим действительно уникальным лором, не брезгающим ещё и на территорию чего-то около «Покемонов» залезть? Вот Наруто вам это даст, и любые претензии, после включения головы по завершению чтения, а не во время, можно не только рационально развеять, но и составить определённую последовательность того, как всё могло развиться, и почему именно так, а не иначе. Тоже самое и у Dragon Ball – необычайный мир сказки, смешанный с боевыми искусствами, да ещё и с завуалированными нацистами на одном из этапов, превращающийся в арену битв космических масштабов. Спорно, но ведь кого-то цепляет, верно?

Одна из причин, почему лично я не люблю вторую половину DB. Но зато, Торияму поддерживают сотни тысяч фанатов. Тут остаётся только порадоваться успеху мэтра.
Одна из причин, почему лично я не люблю вторую половину DB. Но зато, Торияму поддерживают сотни тысяч фанатов. Тут остаётся только порадоваться успеху мэтра.

Лонгплеи, это так же плохо, как и здорово. Избегать их, увы, значит не понять, как это трудно делать нечто по настоящему грандиозное, влияющее на формирование интересов в дальнейшем, оставляющее глубокий отпечаток в душе. Да, я не особо жалую вещи «за 300» глав, но только если там окончательно не становится неуютно. Есть вещи, на вроде Шаман Кинга, когда уже за сотку-то сложно «втопить». Но наблюдать перемену настроения, характера и направления тайтла, безумно интересно и круто. Фаны обожают обсуждать, какой же арк у Ван Писа лучше, апеллируя объективными доводами. И это тоже здорово. Переживая опыт с лонгплеями, вы начинаете ценить вещи, которые намного короче многотомников. До завершения Блича или Dragon Ball, я относился к «Стальному Алхимику» с лёгкой прохладой, но сейчас, понимать его гораздо проще, ведь лучше пусть будет плотно и расторопно, нежели муторно, вязко и часто прибегая к экспериментам. А вот если захочется «американских горок», ну так, для разнообразия, то любой лонгплей в помощь – они правда работают одинаково.

====================================================================

Подводя итог тексту, который справедливо обвинят в графомании, следует сказать, что не стоит бояться начинать длинные тайтлы. Стоит бояться самого себя, бахвалясь, что избегает Наруто на расстоянии пушечного выстрела. Прежде всего, это сложившееся из предрассудков отношение, порой, необъяснимо выливающееся в фобию. Многие люди умеют забрасывать мангу, если она наскучивает, кто-то добивает до конца пересиливая себя, кто-то наслаждается и даже смакует каждую главу – вариантов много. И это опыт, который стоит потраченного времени, хотя бы по той простой причине, что ты дотрагиваешься до тех вещей, что вроде и пугают, а вроде и ничего страшного то в них нет. Да и никто не заставляет читать конкретный тайтл – они разнообразны по вкусу, хоть и сводятся к одному, как и употребляемая нами пища. Но ведь чтобы жить, нам нужна еда, а чтобы понять лонгплеи, его нужно попробовать. Я живу по такому принципу, и знаете, это в кайф. Потому что всегда есть что отыскать для себя. 100%

Текст от 26.07.2017

55 показов
3K3K открытий
174 комментария

Онгоинги - зло, ждать неделю - кошмарная пытка.

Ответить

Веду дайджест на Ютубе почти 20 разных раз в месяц - живу нормально!XD

Ответить

Смотря в каком темпе смотреть. Лично для меня смотреть/читать в онгоинге предпочтительней из-за отсутствия времени на просмотр всего целиком, а по одной-две серии в день на протяжении недели нормально растягивается. Но и онгоингов приходится забивать больше 10 тайтлов за сезон.

Ответить

Нужно просто охлаждать траханье время от времени...

Ответить

А мне норм, так как есть онгоинги и в манге и в аниме + ещё почитываю ранобэ(правда прочитал 2 главы месяц назад и всё) + игры + фильмы + курсовая.

Ответить

А мне нравится, как то сильнее привязываешься к манге/аниме, когда заканчиваешь не за неделю, а за продолжительное время.

Ответить

Давно уже не читаю "долгоиграющие" комиксы. Наруто со скрипом дочитал, Блич дочитал через почти год после его окончания, Ван Пис не осилил, как и Драконий Жемчуг.
Предпочитаю нечто не столь популярное. Эдакие скрытые алмазы.

Ответить