Я посмотрел "Историю Резе" и она вернула мне любовь и веру в "Человека-Бензопилу".
Спустя пару лет, как я полностью охладел к произведению Тацуки Фудзимото (а именно после второй части приключений Дендзи), и разочаровавшись в унылом аниме-сериале, экранизация арки Резе делает для меня все, чтобы я снова полюбил "Человека-Бензопилу", как когда-то.
У меня сложные отношения с произведениями Тацуки Фудзимото. Человек он, без сомнения, талантливый и в какой-то мере "шизанутый" - только так он может придумывать свои манги. Я читал "Огненный Удар", первого "Человека-Бензопилу", немного второго, его ваншоты "Оглянись" и "Прощай, Эри", и даже некоторые его ранние работы. Во всех них есть стиль, есть своя изюминка, своя идея. Но в тоже время в них столько трагедии, жести, ужаса, тяжести, драмы, страданий, что меня уже давно не покидает ощущение, что господин Фудзимото - энергетический вампир: он заставляет своих героев проходить через такие события и так страдать, что натурально кайфует от этого.
Мне этого не понять. Поэтому каждое его произведение производит на меня двоякое впечатление. От "блин, как круто" по-началу, до "Блин, ну что за жесть конченная, сколько можно, я просто хочу быть счастливым" ближе к концу. Единственная его работа, которую я искренне люблю, и которая на мой взгляд, прям, ну хороша от начала и до конца, и дарит кайф от прочтения и превозмогания всего с героем - это первый "Человек-Бензопила".
Эта история про, казалось бы, такого беззаботного дурака, с демоном на месте сердца, которому для счастья нужна крыша, еда и помацать сисечки, и которому довольно тяжело сопереживать (Дендзи буквально дикое животное, которое следует за первичными потребностями, и никак не цепляет, относительно других, более адекватных героев), превращается в такие американские горки, от которых натурально фигеешь и хочется иногда отложить мангу. Настолько она не церемониться с читателем.
А с персонажами тем более. Автор постоянно вводит персонажей, знакомит с ними, раскрывает, заставляет прикипеть к ним даже за невероятно короткий промежуток времени, чтобы затем внезапно и крайне жестоко расправиться с ними. И это со второстепенными персонажами. С более важными для сюжета персонажами он расправляется настолько изощренно и жестоко, что хочется плакать.
И в какой-то момент ощущаешь себя в шкуре Дендзи, который наблюдает это из первых рядов и является участником этих событий, которые ломают его, меняют, заставляют взрослеть и находить силы двигаться вперед. И ты проникаешься этим парнем, начинаешь сопереживать ему, любить и жалеть. Чтобы под конец истории вскинуть руки вверх с криком "Absolute Cinema".
"Человек-Бензопила" - это круто!
"Человек-Бензопила" сочетает в себе буквально все: тут и безумный экшен, и драма, и человеческая трагедия, и история взросления, и сенён, и комедия (местами до колик смешная, а иногда невероятно идиотская и мерзкая), и романтика, и хоррор и просто безумие. И все это смешано так, что оно работает и очень хорошо сменяет друг друга, в нужный момент затрагивая другие эмоции, что только усиливает эффект.
Много уже говорилось, какой Фудзимото "Тарантино" в плане любви к кино, я повторяться не буду. Отмечу только, что да, манга очень кинематографичная. То, как "Фудзимотыч" работаем с кадрами, панелями манги, сценами - это отдельное искусство. Даже при своем специфическом стиле, который сочетает очень много прямых, ломанных линий и много штрихов, ему удается создавать очень красивые и стильные изображения и передавать все нужные эмоции.
А когда дело доходит до боев, в нём просыпается настоящий Дьявол. Одна из причин, почему я влюбился в "Бензопилу" - это его экшен. Яростный, дикий, сумасшедший, кровавый, безбашенный. Фудзимото старался, чтобы демоны выглядели устрашающе, безумно, опасно, чтобы их противостояние с Бензопилой выглядело эпично. И черт возьми он делал это на все 200%. То, насколько охренительно ощущались боевые панели мне словами не передать, как бы я не пытался. Некоторые из них настолько хороши, что их можно распечатать и вешать на стену.
И хоть под конец автор уже выдыхался, что сказывалось на качестве изображений, ему удалось сохранить свой стиль, красоту и энергию, чтобы они давали максимальный спектр эмоций. Финальный фрейм "Человека-Бензопилы" дарит такие эмоции и надежды, что ты закрываешь мангу с чувством невероятного удовлетворения. Ни убавить, ни прибавать. Идеально выверенный конец.
Я устал от "Человека-Бензопилы"
После такого финала хотелось одного - увидеть аниме-экранизацию, где все это пиршество будет оживать. К сожалению, к моменту выхода аниме я стал сильно охладевать к этому произведению.
Было много факторов: и сильная популяризация манги, что о ней трубили везде, что я просто устал от тайтла, и выход продолжения, которое мне не нравилось сильнее с каждой новой главой и которое для меня убило почти все, за что я любил оригинал. В итоге, я бросил читать вторую часть, забил на аниме и выдохнул. Временами я все еще возвращался к некоторым панелям или главам первой части, потому что соскучился, но не более. В остальном - максимально дистанцировался от тайтла. А провал аниме только убедил меня, что я сделал это не зря.
И так было до последнего времени, пока не начала выходить "История Резе", которая начала свой оглушительный поход по кинотеатрам сначала в Японии, а потом по Миру, и со всех сторон начали литься хвалебные отзывы. Хочешь не хочешь, но в такой ситуации сам заинтересуешься, что там происходит, особенно после оглушительного провала аниме-сериала. Поэтому в качество подготовки к фильму, я решил посмотреть этот сериал.
Не буду описывать, что в нем не так и почему, об этом уже много сказано и рассказано. Как вариант, вот хороший разбор ситуации на DTF:
Мое же мнение таково: это не то, каким должен быть "Человек-Бензопила". Вместо безумия, динамики, резкого смешения и переключения между жанрами и эмоциями, мы получили серый, безжизненный, скучный проект, который выветривается из головы сразу же после просмотра и не запоминается ни на секунду. А местные боевые сцены хочется забыть как страшный сон. Их даже не назовешь боевыми сценами. Настолько они ни о чем, несуразны и неинтересны. За что режиссер адаптации и поплатился, уйди из аниме-индустрии.
Поэтому перед создателями полнометражного фильма стояла одна задача - вернуть людям того "Человека-Бензопилу", которого они хотели, ждали и который им нужен. И Арка Резе для этого была выбрана идеально.
Пару слов про Арку Резе
Про эту часть "Бензопилы" можно говорить разное. Что она довольно филлерная, что особо не двигает основной сюжет, что является такой перемычкой между завершением такой "ознакомительной" части манги и знакомства с основными действующими лицами и положением дел, и началом более большой и глобальной истории. В целом, да, эти претензии имеют право на жизнь.
Но в то же время, Арка Резе представляет собой все лучшее, что есть в "Человеке-Бензопиле" и за свой короткий промежуток времени выдает невероятно насыщенную, запоминающуюся, масштабную и камерную, трогательную и ужасную, легкую и в то же время очень тяжелую историю. В ней есть всего понемногу, но все настолько хорошо подано, смешано и перетекает из одного в другое, что она натурально удивляет, шокирует, держит до самого конца в напряжении и оставляет тебя в неопределенном состоянии вроде и грусти, а вроде и радости, а вроде и некоторого шока и какой-то депрессии, но в то же время с улыбкой на лице. Но с большой пустотой внутри.
Я люблю эту арку как раз за весь её спектр эмоций. Как минимум еще потому, что дальше манга начнет свой жестокий путь основной истории, где акценты будут смещены больше на хоррор, ужас, безнадегу, экшен, насилие, слом судеб и многое другое. И история про Резе как раз иллюстрирует это, где четко виден тот слом между двумя частями манги, где она переходит из одного состояние в другое.
А в истории Резе есть место и любви, и попыткам Дендзи в мирную жизнь, и отношениям, и полной демонстрации того, насколько Дендзи совершенно не понимает жизнь, и как все им пользуются из-за этого. И даже несмотря на мимолетность, эта романтическая линия действительно трогает, ты даже рад за Дендзи, за этого шалопая и придурка. В какой-то момент даже начинаешь верить, что в этом жестоком и кровавом мире Фудзимото даже такой отброс, как герой, может получить надежду на счастье.
До момента, пока Тацуки Фудзимото невероятно жестоко не рушит все надежды на крыше школы (я стараюсь не спойлерить как могу, давая лишь намеки на конкретные сцены). В этот момент пелена спадает с наших глаз и мы понимаем, в какой ситуации Дендзи и что ему грозит.
Сцена фестиваля.
Фейерверки.
Поцелуй.
И полное разрушение всего.
В этот момент, на этой сцене, натурально съеживаешься: настолько она неприятная и шокирующая, даже при учете, что мы были готовы к подобной развязке. И в этом сила Фудзимото - шокировать. Чтобы в следующую секунду начать что-то незабываемое. В хорошем или плохом смысле - уже не имеет значения, так как первая и основная реакция уже получена.
Последующие события превращают мангу в дикий, ВЗРЫВНОЙ, УРАГАННЫЙ (soysmug Как я харош, используя такие прилагательные, только начитанный человек поймет отсылки, о да soysmug) боевик, от просмотра которого не остановиться. И в этом сражении Фудзимото выкладывается на все 200%. Безумие, идиотия, ужас, веселье, жестокость, угар, сумасшествие, человечность - всего хватает в этой схватке. А когда все заканчивается, наконец-то выдыхаешь. Чтобы сидеть с абсолютно опустошенным лицом на финале арки после сцены в переулке.
Чем же хорош фильм?
Как минимум одним: "История Резе" полностью забивает на то, каким образом был срежиссирован аниме-сериал (с его гиперреализмом, приземленностью, обыденностью) и делает аниме, каким мы его любим.
Цвет Бензопилы
Первое, что бросается в глаза - буйство красок и цветов. Ощущение, что снимаешь темные очки и начинаешь смотреть на мир во всей его красе. Больше никаких этих приглушенных цветов, всей это серости. У нас снова яркий и живой мир, на который просто приятно смотреть и который вырывается нас из серых будней, когда аниме-сериал наоборот глубже засасывал в нашу однообразную повседневность.
И цвета работают на полную. Когда солнце выходит из-за туч, а мир и мордашка Резе освещается солнечным светом перед Дендзи - ты понимаешь все переполняющие его эмоции.
Когда Макима прислоняется к груди Дендзи, чтобы услышать его сердце, окружающие героев теплые цвета только подчеркивают интимность сцены, что тоже невероятно влияет на героя.
А передать красоту сцены в бассейне, где практически лазурная вода в которой плещутся персонажи, словами очень тяжело. В ней столько радости, любви, близости, нежности, что она, как и должна делать эта сцена, расслабляет тебя и наполняет любовью. Как и самого Дендзи.
Когда же Резе смотрится в зеркало в туалете под выжигающе красным цветом, а затем выходит в темный школьный коридор, находясь в лучах красной лампы, то невольно съеживаешься - настолько сцена неприятная и тревожная, готовя нас к необратимым событиям.
Ну и когда происходит спойлер на крыше сцены, под проливным дождем, в серости, почти полностью обесцветив картинку, будто вся жизнь высасывается из кадра - ты понимаешь, что вся жизнь в фильме сейчас будет уничтожаться. На этом контрасте сцена становится еще более сильной, не говоря уже про звучащее стихотворение на фоне.
А когда начинается действо, то фильм сверкает всеми возможными красками, превращаясь в настоящее красочное пиршество. В моменте, когда Дендзи с Бимом летят на фоне Тайфуна (тот самый мой любимый фрейм), и изображение заливается яркими кислотными цветами, которые присущи обложками томиков манги, мне просто хотелось косплеить Скорсезе из мема. Совершенство.
Скажем "Нет!" реалистичности
Во-вторых, фильм начинается относиться к своим персонажам как к героям манги и аниме, а не как к людям, которые ограничены в изображении своих эмоций и действиях (мы не всесильны, у наших тел довольно ограниченный спектр возможных действий).
Как это проявляется? В тех самых идиотских, забавных, комедийных ужимках и гиперэмоциях, присущими всем персонажам любого аниме. Одним из моих разочарований сериала было то, как показали Пауэр. Эта демоница представляет собой дикую, неконтролируемую, гиперэмоциональную, энергичную и неугомонную идиотку, с чем всегда было связано множество курьезных ситуаций. И в сериале это было максимально убито. Да, у неё было парочка забавных сцен, но не более. Это не та Пауэр, которую представляешь, читая мангу.
В арке Резе у Пауэр буквально пара минут экранного времени (она вообще не принимает участие в истории), но даже за это время она успевает влюбить в себя своей дурость, неугомонностью и бесконечной энергией. Это именно та Пауэр, которую ждали все.
Хотя Пауэр в истории и не участвует, на замену ей приходит новичок, который был показан в конце аниме-сериала: одержимый акулой Бим. Он - Пауэр на максималках. Он - воплощение энергии, неудержимости, безумия. И он ведет себя ровно так, как должен подобный неугомонный персонаж: скачет, орет, носится, как угарелый, меняет свое "физическое" состояние, двигаясь словно червяк, не говоря уже о своих безумных трансформациях. Все это разбавляет происходящее безумие, эпик и катастрофу долей юмора, угара и веселья. Как Фудзимото и делал в манге.
Но пик комедии - это все еще сцена с одержимым Насилием. Это настолько неожиданный, сюрреалистичный и идиотский гэг, что он манге был как гром среди ясного неба, оставляя тебя опешившим, а когда ты видишь его в динамике - он еще сильнее застает тебя врасплох, разрывая тебя от смеха в следующую секунду.
Ураганный экшен. Буквально ураганный
Ну и главная вишенка на торте, которая окончательно возродила во мне любовь и веру в "Человека-Бензопилу" - это продемонстрированный экшен в фильме.
Если пытать описать большинство боевых сцен в манге, то все сведется к словам кровь, кишки, расп...кхм, кхм...расфигачило. Каждая битва - это резня. Это мясорубка. Это разрушения. Это безжалостность. Это литры крови, тонны кишок и отрубленных конечностей. Это иногда неописуемый, извините, "трындец", который мог появиться только в такой безумной голове, как у Фудзимото.
Но этим манга и крута. Учитывая, кто является противниками Дендзи и персонажей, схватки между ними не могли быть иначе. И это было потеряно в аниме-сериале. Учитывая еще использование не самой приятной 3Д-графики, это полностью убивало местный экшен.
Создатели "Истории Резе" это понимали. Как и понимали то, что битва с Демоном Бомбой должна быть взрывной. Ядерно взрывной. А, как говорил один из величайших мудрецов нашего времени: "Искусство это взрыв!". Поэтому и битва с Бомбой должна быть настоящим искусством.
И черт возьму, они это сделали. И даже не смотря на то, что на экране творится форменный ад и вакханалия из взрывов, ты смотришь как завороженный. Как искры летят в цель и взрываются при прикосновении, как каждый удар Бомбы сопровождается взрывом, как её ракеты разрывают все окружение на кусочки, превращая все сущее в пыль, как огонь поглощает все, сжигая дотла.
А когда взрывы кончаются и начинается ураган, наступает звездный час Дендзи и Бима, которые устраивают кровавый тайфун, заливая улицы города реками крови, по которым они плывут и уклоняются от бесконечных ракет.
Даже когда пытаешься это описать, все выглядит как абсолютный бред сумасшедшего, как фантазии ребенка, который играет в солдатиков и создает невероятные по своему масштабу сражения. И в целом так оно и есть. И все же оно работает и не дает отвлечься ни на секунду, продолжая закидывать эпиком снова и снова, пока все происходящее не дойдет до финального противостояния... которое словно падение в океан охлаждает тебя и заставляет остановиться.
Вот что такое "Человек-Бензопила"! Вот за что я и многие фанаты полюбили его тогда, когда он был еще не очень известной, даже андеграунд мангой, вот из-за чего его стали рекомендовать и сделали таким феноменом! Именно это безумие, адреналин, безбашенность - все это слова, которые описывают главную, на текущий момент, работу Тацуки Фудзимото. И именно этого я хотел получить от сериала, если бы его режиссер не решил экспериментировать, убив всю "Бензопилу".
И за это я безумно благодарен создателям этого фильма. И в полном восторге от увиденного.
Сходите на "Историю Резе"
Если честно, я не хотел писать так много, а просто хотел порекомендовать "Историю Резе", если вам показалось из-за аниме-сериала, что "Человек-Бензопила" - это очень скучная вещь. Вообще, даже я не думал, что после аниме-сериала, экранизированный "Бензопила" сможет воспрянуть в моих глазах.
Но все оказалось настолько хорошо, я настолько оказался очарован им, настолько он идеально передает дух и энергию манги, что я не сдержался. "И тут Остапа понесло". Мысли завертелись, закружили, и оно выдало такую стену. Такое бывает, когда открываешь для себя что-то действительно прекрасное и запоминающееся. И при этом, я не претендую на экспертность, и наверняка многим людям не понравится фильм. Не осуждаю, у всех свои вкусы. Мои вот такие. И я в восторге.
Да, я все еще не люблю, что Фудзимото сделал во второй части "Бензопилы", и что режиссер сделал с аниме-сериалом. Но "История Резе" единолично берет, и пробуждает все те чувства, эмоции и кайф, которые я испытывал, когда впервые читал "Человека-Бензопилу", приумножив все, за что полюбил эту историю.
И одно только это делает фильм достойным просмотра и рекомендации от меня. И заставляет ждать будущих экранизаций, если они будут такой же силы и энергии. И даже вернуться к прочтению второй части. Когда-нибудь.
Надеюсь.