Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Сразу же уточню, что я не являюсь автором данного лонга, поэтому начну со сведений об его авторе:

Я Rezel, куратор команды РуРанобэ. Варюсь в сканлейтерской и переводческой среде вот уже 8 лет, около 4 лет так или иначе связан с лицензионщиками (местными и западными). Я владею информацией, к которой нет доступа у 99% фанатских объединений, включая цены на лицензии, планы, неанонсированные релизы наших и (частично) западных издательств, реальные отношения между лицензионными сервисами (международными, локальными) и правообладателями, по воле судьбы мне приходится общаться с руководителями ряда компаний из аниме-индустрии в мире. Сносно разбираюсь в том, как работает система нашего авторского права (по части наших переводов). Также я знаю о реальной ситуации с фильмом «Твоё имя» и много разных других штук.

И дальше текст пойдет от лица автора.

Прости, Хаяо, мы всё про*бали
Прости, Хаяо, мы всё про*бали

Наша команда — часть переводческой сцены, в которую также входят все сканлейтеры, фандаберы, фансаберы и даже переводчики ВН. Нас объединяет пристрастие к японским произведениям.

Меня уже долгое время беспокоит ситуация в нашей среде: из года в год количество «платных услуг» только растет, в то же время лицензионщики и японцы начинают обращать внимание на нашу страну.

Будь всё как в нормальном комьюнити, проблем бы не возникло. Но фатальное незнание законов нашей страны, наивность и жадность(?) толкает вчерашних фанатов на тропу войны.

И всё же, почему я пишу это? Я хочу прояснить ситуацию, рассказать, как лицензирование работает на самом деле. В чем-то высмеять или даже поглумиться над фандаберами, которые вышли за рамки дозволенного и позволили себе не самые красивые манипуляции с фактами.

Я задумываюсь о будущем и о том, что ждет нашу переводческую сцену. Мне было бы очень жалко, если бы хорошие спецы попали в беду или навсегда лишились возможности зарабатывать на любимом деле, ведь «профессионалы» далеко не всегда понимают специфику жанра и порой выполняют работу хуже «народных умельцев».

Ещё мне бы хотелось напомнить о священном долге фанатских переводчиков и о том, на чем в принципе строится всё наше не такое уж и маленькое сообщество — об уважении к автору.

Причин, на самом деле, много, описать их все не получится. Надеюсь, вы меня поймете, ну или, как минимум дочитаете текст до конца.

Обзор ситуации

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Одним прохладным вечером в середине 2017 года до меня долетела инфа о том, что в нашу страну заходят сервисы WAKANIM и Crunchyroll. Я сразу же сказал своему товарищу: «Чувак, ты же понимаешь, что фандабу конец, а фансаб тебе привлечь просто не удастся, потому что там 99% переводов с английского?». На что он ответил: «Ну, вроде, мы хотим перетянуть их к себе».

По ходу выяснилось, что и WAKINIM, и Crunchyroll не прочь привлечь к работе фандаберов и фансаберов. К одним примкнула «Студийная Банда», полностью отказавшись от пиратки, к другим приткнул Ancord, не отказавшись от пиратки. Многие известные фансаберы, знающие яп получили работу либо переводчиком, либо редактором и там, и там. К слову, ребята из Risens Team работают в «Кранчах», но по какой-то причине их команда оказалась в списке подписантов последнего «коллективного письма». И смех и грех.

Попасть на оба сервиса было достаточно легко: нужно иметь соответствующие навыки, а у тех, кто много лет пахал в фандабе/фансабе, с этим проблем как раз не возникло. Для фандаберов, конечно, существовал барьер: необходимость писать звук в студии Москвы. Переезд — дело сложное, не очень хочется переезжать с насиженного места и всё такое, но если человек хочет строить карьеру в озвучке, кино или театре, то он рано или поздно переедет в Москву, потому что здесь сосредоточены все топовые студии и театры. Да и сейчас двери у обоих сервисов открыты: набор идёт постоянно. у «Студийной банды» за это время появились новые ребята, Анкорд потихоньку обкатывает людей и занимается дубляжом фильмов для проката. Переводчики же могут работать прямо из дому, им не надо никуда ходить.

Добавляем сюда то, что как минимум в «Ваканиме» всё оформляется официально. В первую очередь это стаж и запись в трудовой книжке, которые откроют реальную возможность (у большей части фанатов нет профильного образования) устроиться на какой-нибудь «Мосфильм» или в другую студию, или же пойти в театр (компания международная, может выдать рекомендательное письмо). Этого вам не дадут никакие фанатские работы. Едва ли в «Кранчах» условия хуже, но подробностей вы не узнаете — тамошние сотрудники подписывают NDA.

Обсуждая дальнейшую судьбу фандаба, я ещё в 2017 году предположил: фандаб слишком разрозненен, часть из них продолжит пилить тайтлы как раньше, забив на приход лицензиатов. И тогда придётся их страйкать и добивать. На этом в принципе разговор и закончился, у нас были разные мнения, и я решил просто наблюдать за представлением, ведь мне заранее был известен итог:

Рано или поздно, но фандаб будет забанен...

С тех пор минуло чуть больше полутора лет.

Примерно две недели назад прошла массированная волна блокировок фандаб-команд и сайтов-агрегаторов контента. Под удар попали крупные игроки вроде shikimori.org, anidub.com, anilibria.tv, sovietromantica.com, animevost.org и другие. К такому результату привело обращение небольшой русской компании «Синема Гэлакси» в суд с целью защитить свои права на показ аниме «Шарлотта» и «Твоя Апрельская ложь». Это уже второе судебное разбирательство для большей части проектов, поэтому в этот раз их ждет вечная блокировка в Рунете.

Реакция команд была разной. Иногда доходящей до откровенного бреда (вы что курили, ребята?). «Шикимори» по итогу полностью отказался от онлайн-смотрелки (истинные причины до сих пор не известны, но могу достоверно сказать, что Евгений Кольчугин к этому не имеет никакого отношения), его стата по старому сайту просела на 50% за 3 дня (данные взяты из статистики «Яндекс.Метрика», которая по какой-то причине оказалась открыта для всех).

Animevost меняет домен и рекламит новый. AniDub меняет домен и показывает фак правообладателям (при этом Ancord, владелец Анидаба, работает сам же на этих же правообладателей, а учитывая, что и у Wakanim, и у Crunchyroll есть совместные лицензии на ряд произведений в России, такое поведение, как минимум спорно. Но Ancord — это вообще отдельная большая тема, поэтому не буду заострять на этом внимание). AniStar меняют домен. SR’ы переезжают с дата-центров Хецнера (отличный провайдер, на самом деле).

AniLibria, самый громкий (во всех смыслах этого слова, в том числе и в плохом) проект, и его руководитель, снимает очередную пачку роликов о том, какой фандаб грозный и как умело конкурирует с лицензией... А ещё подает апелляцию на блокировку.

«Профандаб» — изначально журналистский ресурс, рассказывающий о фандабе, — выдает одну новость за другой, и каждый раз градус кринжа, который, казалось бы, уже не может быть выше, пробивает очередной потолок. У меня, признаться честно, создаётся стойкое ощущение, что эти ребята живут в волшебной стране, где не существует самого понятия здравого смысла.

Читателям и зрителям, в свою очередь, эта ситуация не слишком приятна, но многие понимают, что всё сделано по закону, а у самих команд рыльце в пушку. Меньшая же часть — самые оголтелые фанаты — бомбардируют личку «Истари», WAKANIM’a и Е.К. и простых зрителей WAKANIM’a, показывая тем самым, что из себя представляет русское аниме-комьюнити на самом деле — сборище школьников, не уважающих чужой труд (что фанатский, что труд авторов).

Для начала посмотрим, с чего всё началось...

Причины конфликта

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Сейчас мы имеем возможность наблюдать последствия целых трёх конфликтов. Конфликта с фильмом «Твоё имя», конфликта, связанного с «Ваканимом» и онгоингами, конфликт, связанного с тем, что все это время фандаберы и агрегаторы беспардонно воровали переводы «Истари» и озвучку «Студийной банды», выдавая за свои релизы. Тема сложная, запутанная, в сети ходит информация лишь о той её части, которая выгодна фандаберам, в то время как сторона лицензии никак не комментирует и не развивает данную тему. У меня есть часть информации, самая основная, но детали переговоров и их содержание мне неизвестны.

Начнем с конфликта более простого в понимании, а потом перейдем к более сложному, который, возможно, и стал причиной всего.

Макс Антонян (руководителя русского Wakanim) через юристов пришёл к фандаберам и мирно попросил их дропнуть (не делать и не прикасаться) лицензированные «Ваканимом» тайтлы. Фандаб сторона долго шаталась в сомнениях. Встречным предложением (со стороны «Анилибрии») было следующее (по словам главы команды): они просили эмбед-плеер, где смогут выкладывать свою озвучку в бесплатном виде, доходы с рекламы же будут капать «Ваканиму». «Ваканим», напомню, это полноценная компания, которая действует в соответствие с договорами с правообладателями, а главное управляется напрямую японцами и принадлежит «Аниплексу», поэтому возможности для маневра у них сильно ограничены, вероятно, часть предложений прямо противоречили лицензионным соглашениям, поэтому некоторые требования выполнить было банально невозможно. Я в принципе понимаю, как мыслит тамошнее руководство, поэтому предложения к русскому фандабу были не так уж и плохи на самом деле (учитывая, что мы пираты):

  • Действовали старые правила «нет лицензии в России — нет вопросов к командам» (есть целая куча отличных старых аниме 2008-2017гг. выпуска, никому они не интересны);
  • Ваки сделали эмбед-плеер, и при желании (возможно, особом) его можно было разместить у себя. Лицушные тайтлы появились бы на пиратских сайтах;
  • Были перспективы легализации, но для этого нужно было собрать отклик и статистику, и уже потом думать.

Японцы всегда так делают, это одна из их фишек (другая фишка — их безмерная медлительность).

Но в конечном итоге все фандаберы решили послать эти добрые намерения далеко и надолго. Я не знаю, кто был подстрекателем этого отказа, но уже сейчас понятно, что он дал чертовски плохой совет, фактически обрекший фандаб на проблемы как минимум, а в худшем раскладе — на смерть.

Впрочем, это ещё не всё. Те же самые фандаберы (это касается отнюдь не всех, однако) и агрегаторы почти сразу же начали воровать переводы «Истари», и озвучку «Студийной банды», размещая её у себя.

Кстати, «Шикимори» не были исключением. И хотя они сами не создавали такие релизы, но помогали данному воровству особенно активно, агрегируя всё в одном месте. Напомню, что вешанье заглушки на тайтлы — это не решение проблемы.

Фандаб почти сразу поймали на том, что перевод взят с лицензии, хотя каждый встречный открещивался и кричал, что у них плохой перевод.

Кринж №1: ты юзаешь их перевод, но говоришь, что он плохой.

Кринж №2: у тебя нет японистов, но ты сравниваешь перевод с японского с ансабом.

Проверить популярность и качество лицензии довольно легко любому пользователю сети: на сайтах агрегаторов лицушные озвучки собирают огромные просмотры и кучу довольных комментов о том, какой классный перевод или звук. И этот процесс не прекращается даже сейчас, перевод всё ещё воруется, серии с ваковскими сабами и озвучками выкладываются на «ваших любимых сайтах».

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Естественно, лицензионщики не стали бы терпеть такую наглость и накидали пачку страйков на видео команд. Даже сейчас лицензированный контент исправно страйкается и удаляется из нашей любимой соц. сети, но это вовсе не останавливает наших народных героев от производства онгоингов, лицензированных на территории Великой и Могучей: они убрали ВК-релизы, переехали на свои сайт и повесили табличку «Лицензировано в РФ», решив, что так они решили все свои проблемы, а сами продолжили пилить те же самые онгоинги, попутно рекламируя прокси и VPN-сервисы. Вроде, на этом история должна была закончится миром, потому что все условия выполнены? Но нет. Картоночка с надписью — это не то, что просили сделать лицензионщики. Они просили дропнуть и не трогать их тайтлы. В целом конфликт затих: видео в ВК страйкались, группы банились, фандаберы начали осознавать своё положение и постепенно перекатывались в Телеграм, но так и не исполнили своего долга — удалить лицензионные тайтлы.

Летом прошлого года разразился скандал уже покрупнее. Он касался истории с фильмом «Твоё имя», появились разоблачения, ролики по разоблачениям, какие-то куски записей разговоров и прочая достаточно громкая инфа. Впрочем, нигде исходники записей вы не найдете и никогда не услышите о том, что же там обсуждалось в действительности, поэтому лично я воспринимал все эти писульки с должной долей скепсиса (естественно, я уже тогда знал о стартовых договорённостях) и едва удержался от того, чтобы расписать всю правду, когда в это дело начали вмешивать «РуРанобэ». Верить мне в этой части или нет — оставляю на ваш суд.

Ну так вот. Если вкратце, то «Истари Комикс» договорились с фандаберами (не как компания с каждой конкретной командой, а как компания с фанатским сектором в целом) о следующем:

  1. Фандаберы не звучат «Твоё имя»;
  2. Фандаберы помогают с пиаром проката;
  3. Фандаберы получают возможность сделать свой перевод и/или дубляж;
  4. Фандаберы должны сами (этим занимался чувак из «СоветРомантики», добрый друг Лорина, руководителя СР) запилить сайт, плеер и прикрутить все нужные для реализации системы;
  5. Получить с этого барыши.

Сами по себе «Истари» — это компания, которая ближе всего к фанатским деятелям. Там работают бывшие сканлейтеры, фансаберы, фандаберы, даже наши переводчики. И если ты упарываешься какой-то темой и готов подкрепить свои заявления делом, то не будет большой проблемой запилить новый проект — можно выйти на японцев и всё устроить, в то время как Кольчугин будет заниматься своими делами. Знаю по своему опыту и рассказам товарищей.

Так получилось и с фандабом. Кто-то подсказал ему идею, что ребята хорошие, им можно доверять, он сделал входные точки на старте и укатил в закат, пилить следующие проекты.

Глупо отрицать, что первые 3 пункта были выполнены полностью и главный вопрос стоял в последних двух: запил сайта и, собсно, сбор урожая. Чувак из SR долго и упорно заваливал сроки, срывал ТЗ и в конечном итоге слился к чертям с этого дела. В сухом остатке: куча дубляжей, отсутствие сайта, злые фандаберы и условно равнодушный ко всему этому Кольчугин. От ряда фандаб команд пошли претензии плана «когда сайт», «когда продавать будем» и всё в таком роде. То есть получилось так, что фандаберы лишь частично выполнили свою часть работы (пиар и дубляж), но опрокинули с главным — запилом сайта под всё это дело.

Теперь вопрос: действительно ли Е.К. кинул фандаберов, если учесть все эти обстоятельства?

Впрочем, эта история ещё не окончена. Просто она не дошла до «логического» завершения. В логическом финале все фандаб объединения должны были передать через договор (это второй раз, когда я говорю о юридическом аспекте и его сложности, подробности ниже) права на свои дубляжи прокатчику (компании «Истари»), чтобы уже он осуществлял дистрибьюцию на готовом сайте. В договоре были бы зафиксированы ответственность сторон и финансовые детали. То есть уже при его заключении актёры, участвовавшие в записи дубляжей, и переводчики получили бы свои деньги (если таков был договор). Но вот незадача, а! Это же надо регистрировать ИП/ООО (юр. лицо) и передавать реальные данные об актёрах и всём остальном! Учитывая их дальнейшие действия (посыл «Ваканима» с онгоингами), подобные действия чуть ли не смерти подобны. Но предложение всё ещё в силе. Если фандаберские объединения готовы идти в лицензию, то они всегда могут организовать юр. лицо, сделать всё по уму и получить заслуженные деньги.

Коротко о главном:

  1. Фандаберы опрокинули лицушников с онгоингами;
  2. Фандаберы опрокинули сами себя с сайтом;
  3. Фандаберы не хотят получать свои заслуженные деньги, потому что это — засвет в легальном поле.
Когда пират пытается выбиться на свет божий
Когда пират пытается выбиться на свет божий

К слову, в один момент я предлагал перенести дубляжи команд на WAKANIM, но тогда пламя конфликта горело особенно жарко. Это было не такое уж и плохое решение, но всё упиралось в юридический вопрос.

Ну а пока дубляж «Мосфильма», который отошел «Истари» по такому же договору, преспокойно висит на «Ваканиме», и главы фандаб-команд до сих пор могут оформить юр. лица и получить свою долю.

P.S. У меня есть конспирологическая теория о том, что вся эта заварушка со «сливами», затеянная Лориным, была проведена по указке или соглашению с Анкордом (представитель «Кранчей»). Если я окажусь прав, то ситуация получается совсем веселая. Каких-либо прямых доказательств у меня нет, поэтому и пишу это в постскриптуме, а не в основном теле одного из пунктов. (Написано в стиле Люпина). Теория строится на тайминге, когда Лорин присоединился к Анкорду. Сразу же после этого развернулась кампания против Кольчугина. Отдельно стоит Люпин, он распорядился своим шансом на все 100%. Зрелище было красивое, но сказку о «Мальчике, который кричал “Волк!”» он явно не читал. И это обязательно аукнется ему в будущем, но об этом после...

И хотя сам Лорин (глава СР) опровергает информацию о связи инцедента со сливами и сотрудничеством Кранчем, инфа выглядит достоверной.

Основы фанатской деятельности

Вроде с первопричиной конфликта мы разобрались. Но, сказать честно, у этого конфликта в принципе не могло быть оснований. Весь фансаб, фандаб и сканлейт зиждется на двух китах: это вещи абсолютно бесплатные и требования правообладателей — закон. Не должно возникать даже мысли о том, чтобы идти против закона, лицензии и, тем более, авторов.

Но мы видим ровно обратное: «Моральное право быть пиратом», «Лицушники никто и доки у них неправильные», сайты обвешаны рекламой с ног до головы, в плеерах реклама, в видеоряде реклама, ещё где-нибудь встроены накрутчики просмотров на ютубе или майнинговые скрипты. То есть фандаберы, фансаберы и те, кто используют их труд, достаточно неплохо наживаются на наших с вами «бесплатных» просмотрах, используют ресурсы наших машин, используют наши аккаунты для грязных манипуляций (накрутки) и искажают наш реальный экспириенс в интернете (в зависимости от просмотренных видео, изменяется и поисковая выдача в гугле, например). Они делают вас инструментом для зарабатывания денег. Правильно это или нет — решайте сами, но с точки зрения переводческого комьюнити (к которому относятся те же самые фандаберы, фансаберы и сканлейтеры) обдирать юзеров каким-либо способом — это скотство.

Однако здесь есть небольшая лазейка. Так получилось, что все фанатские сообщества строятся на уважении. К автору, к его правам, к его мнению. Поэтому правообладатель всегда вежливо просил тех же сканлейтеров прекратить перевод, а те — соглашались. Со своей стороны правообладатели закрывают глаза на нашу не совсем законную деятельность (у нас же нет лицензий на ранобэ, понимаете?) Так и сформировалось негласное соглашение между лицензионщиками и теми же сканлейтерами, которого придерживаются все настоящие фанатские команды: Сканлейтеры не трогают лицензии. Лицензионщики не подают на сканлейтеров в суд.

К чему я, собственно веду: нынешний фандаб и фансаб не имеет ничего общего с настоящими фанатскими командами. Они — рвачи, нарушившие «правила» комьюнити и законы нашей страны и не уважающие права авторов, поэтому лично я их защищать не стану и вам не советую.

Преступников защищают только адвокаты, причем за деньги.

Критические просчеты фандаба

Люпин и апелляция
Люпин и апелляция

«И всё же, как так получилось, что фандаберы оказались заблокированы, ведь они не сделали ничего плохого?» — спросите вы, и я вам отвечу:

«Они виноваты в этом сами»

У них была возможность просто забить на всё и продолжать делать своё дело, наплевав на законы, правила приличия, и молчать в тряпочку, считая очередную копейку, упавшую в карман, но нет... Они не просто не молчат, а громко, на весь мир, заявляют следующее: «Да, мы пираты! Но вы никто и звать вас никак, прав у вас никаких нет, хотя бумажки мы ваши видели! И что вы мне сделаете?» и «Злые лицушники закрыли наш сайт за пиратку, у-у-у-у! Не прощу, подаю апелляцию!!1».

Ребят, (обращаюсь к фандаберам) очнитесь! Вы, преступники, правда считаете, что если расскажете на весь мир о том, что вас притесняют (если эта история выйдет на международную арену в текущем виде, то вы опозорите не только всё наше переводческое комьюнити, но и аниме-фэндом со страной), то с вами будут считаться? Нет, не будут. Просто прилетит ещё пачка исков.

Но всё же давайте разберёмся, что пошло «не так»...

Фандаберы ошиблись в оценке своей аудитории или «школьники станут покупателями через пару лет, но останутся ли они вообще в аниме?»

Годами фандаб взращивал свою аудиторию — людей школьного-студенческого возраста, которые смотрят всё бесплатно «в вашей любимой озвучке». Вроде насобирали огромную базу, монетизировали её через рекламу, интеграции и прочий мусор. Но критический просчет здесь довольно тупой — эта аудитория не покупающая.

В последние дни из каждой щели раздаются вопли о том, что «Ваканим» просто хочет больше подписок. Желательно, чтобы эти подписки пришли от умершего фандаба. Но вы неправы. Вам нечего предложить лицензионщикам. То есть вообще. Ваша аудитория не будет покупать и в принципе не нужна «Ваканиму», «Истари», «Кранчироллу» или кому-либо ещё. Ну разве что на тот же бесплатный просмотр, только и всего, но он и без вашей поддержки всё будет раскачиваться и расти.

Фандаберы не восприняли WAKANIM всерьез или «Ребята, они никто, я так сказал!»

Тоже частая тема. «“Ваканим” не работает в России», «У “Ваканима” нет никаких прав здесь», «“Ваканим” не может обратиться в суд», «“Ваканим” — это вообще пираты», «“Ваканим” не платит создателям», «WAKANIM не имеет никакого отношения к создателям» — вам знакомы эти высказывания? Думаю, что да. Но правда заключается в следующем:

  • У WAKANIM’a есть реальная лицензия на распространение своего контента на территории России. Бумаги, по которым ВК сносил паблики, это подтверждают. Они платят в России все налоги. Они платят авторам и студиям уже 10 лет;
  • WAKANIM может обратиться в российский суд. WAKANIM может обратиться в украинский суд. В белорусский суд, во французский суд, в японский суд. Равно как и любая иностранная компания в случае нарушения их законных прав.
  • И если вы, не дай бог, триггернете Aniplex, Sony, Tokyo TV, то к разносу могут подключиться и они. Sony достаточно быстро прижали ВК в части музыки, и вы думаете, ваши портальчики с пираточкой выстоят против орды профессиональных юристов, которые докажут каждую копейку, полученную вами с рекламы?

Да. По вашу, ребятушки фандаберы, душу придут. Авторское право — явление международное. Продолжайте триггерить японские компании, и ваши сайты получат иски на ВСЁ аниме. А владельцы нелегальных сайтов и организаторы фандаб групп получат ордера на арест в Японии и в Европе. Опять будете выть, что нечестный Е.К. пытается вас забанить? Уже не поможет.

Непонимание законов нашей страны или шоу «Самый умный»

В этом вопросе есть два аспекта, но большинство людей предпочитают не вспоминать об одном из них — он очень неудобен.

Действительно, автор перевода имеет на него все права. Переводы охраняются наравне с оригиналами, без ущерба правам автора (п.3 ст.2 Бернской конвенции), но при этом переводчик должен соблюдать права автора оригинального произведения (п.2 ст.1260 ГК РФ).

То есть всё до банального просто: ваши права защищаются ровно до тех пор, пока это не противоречит правам более высокого уровня (правам автора оригинала). И тут мы попадаем в интересную ситуацию.

С одной стороны, перевод и звуковые дорожки охраняются законом и принадлежат фандаберам. Этого у них не отнять. Но они используют объект авторского права — видеоряд — и нарушают таким образом права автора оригинального произведения, права более высокого уровня.

Ну а поскольку согласия (и лицензии) автора никто не получал, то открывается прямая дорога в суд, если фандаб решил, что они умнее лицушников и знают наши законы лучше всех. Мы и сейчас наблюдаем великолепное представление: пираты (то есть преступники) пытаются судиться с законными представителями авторов.

Ну... честно, я не люблю аналогии, но тут прямо очень просится... Вы же не будете защищать насильника, убийцу, коррупционера или грабителя? Тащем-та суть одна: обе категории «граждан» нарушили закон. И могут (в зависимости от действий жертвы) понести наказание. Нормальные проекты просто дропают лицензию, потому что не хотят на бутылку. Бессмертные — подают апелляции с чеками, удостоверяющими владения доменами, и домашними адресами.

Святая наивность!

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Поражает наивная уверенность в том, что у них собрана аудитория, которую хочет получить «Ваканим». И они на серьёзных щах бахвалятся тем, что своими призывами хоть как-то навредят «Ваканиму», «Истари», что их (пиратов) кто-то боится и вот-вот сдаст назад. Нет, ребятки, это так не работает. Вы не можете и никогда не сможете конвертировать свою аудиторию в покупки. Тем более после всего, что наговорили за последний год. Вы (фандаберы) лицензионщикам не нужны. Когда были нужны, вы послали их в далёкие края. Шанс упущен.

Ох… Совсем забыл со всей этой писаниной про ещё один момент тут:

Нас забанили без предупреждения!

Через раз вижу вопли о том, что никаких повесток в суд не было, никто ничего не сообщил, а если бы сообщили, то честные фандаберы всё бы убрали… Ну как сказать. К фандабу обращались, но фандаб показал себя недоговороспособным. Так какой смысл биться в стенку головой, слушать увиливания и терпеть ужимки фандаба, когда закон не обязывает правообладателя обращаться к пиратам?

Это чисто по доброй воле лицензионщики просят фанатов убрать их тайтлы, как минимум из уважения к их труду, и заметьте, они это делали на протяжении 15-ти месяцев. Но вы плевать хотели на лицушников и строите им одну подлянку за другой. Так с чего вы решили, что к вам будет «нормальное» отношение? Не уследили = получили бан. Не уследите ещё раз — получите ещё один. И так, пока до вас не дойдет истина:

Вы никто и звать вас никак. Прав у вас нет, и закон вас не защищает.

Вам (фандаберами) и нам (переводчикам и сканлейтерам) следует запомнить это. Так будет продолжаться ровно до тех пор, пока вы не легализуетесь. И никакие завывания о конкуренции, убийстве аниме-индустрии вам не помогут, скорее даже навредят. Кстати, об индустрии...

О конкуренции, индустрии и их понятиях

Пора бы временно отойти от обвинений и нападок и перейти к более... пространной теме. Давайте поговорим о конкуренции и понятии «индустрия».

В моём понимании конкурировать могут субъекты с одинаковыми правами и обязанностями, а индустрия подразумевает под собой наличие какой-то ниши, где работают несколько компаний, которые создают рабочие места, производят реальный продукт, который приносит реальную прибыль, с которой платятся налоги, с которых потом учат наших детей (честно, пора бы переработать программу по «Обществознанию» и «Праву», а то современные дети только и горазды, что качать свои права, забывая об обязанностях).

Но давайте обратимся к словарям и экономическим определениям данных понятий, знать истинный смысл слов, которые мы используем, — штука полезная. И раз уж мы говорим об аниме-индустрии, то она ближе к индустрии развлечений, так что будем опираться именно на терминологию данной отрасли. Дальше много сложных буков, можете скипнуть их, если вам не интересно.

Индустрия досуга (или развлечений) — это совокупность современных отраслей, учреждений и фирм, которые создают товары для использования их человеком в свободное время.

Индустрия досуга включает в себя массовую художественную культуру (приключенческую, фантастическую и «бульварную» литературу, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатуры и комиксы в изобразительном, искусстве, оперетту, эстрадную, рок- и поп-музыку, эстрадную хореографию и сценографию, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, индустрию курортных и туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Как мы видим, в обоих случаях (моём и из словарей) индустрия и конкуренция подразумевают наличие легально оформленных предприятий, которые соперничают между собой за аудиторию, права и прибыли.

И если мы рассматриваем вопрос с экономической точки зрения (а понятия индустрия и конкуренция чисто экономические), то аниме-индустрия у нас действительно есть. Вот списочек предприятий (по памяти), которые в неё входят:

  • Reanimedia;
  • Crunchyroll;
  • WAKANIM;
  • «Истари»;
  • «Азбука»;
  • XL Media;
  • Alt Graph;
  • «АСТ»;
  • Телеканал «2х2»;
  • Телеканал «Фан»;
  • Киношные прокатчики японщины (простите меня, вы появились, как грибы из-под дождя, сходу вспоминается разве что «Капелла»).

Всё это — реально существующие предприятия, которые создают реальные рабочие места, платят зарплату работникам, покупают лицензии, выпускают товар. Именно они являются «лицом» российской аниме-индустрии, именно их знают японские правообладатели.

А что же фандаб и их заявления о «разрушении аниме-индустрии в России» и «неправомерном ограничении конкуренции»?

Ну... я повторюсь снова, если вы запамятовали.

Вы (фандаберы) никто и звать вас никак. Пока вы не легализовались и не выкупили права.

Что, обидно? Но так и есть. Вы не являетесь субъектами экономической деятельности. Вы не создаете рабочие места. Вы не платите налогов. Вы не покупаете лицензии на показ. Вас просто не существует в индустрии. Вы не участники аниме-индустрии. Вы вообще не имеете к индустрии никакого отношения. То есть вообще. Во всех смыслах этого слова.

И о конкуренции говорить тоже не приходится, равно как и о её ограничении и каких-либо злоупотреблениях правом. Вы не являетесь субъектами экономической деятельности, не платите зарплаты людям (а если платите, то вы уже и не фандаберы вовсе, а повестка в суд прилетит вам и в этом случае), у вас даже прав делать озвучку нет. Единственное, что вы можете получить, — повестку в суд на заседание по нарушению авторского права. Конец сообщения.

Ну а если говорить совсем прямо: вы гробите и без того угробленную аниме-индустрию. Хотите стать её участником — бумаги в зубы и вперед в налоговую оформлять юр. лица, а потом к японцам закупать лицензии.

Если вам их продадут, конечно (лол). Как там мой тезис начинался... «Вы здесь...».

Тема «Где найти денег на лицухи» достаточно животрепещущая. Денег всегда не хватает, и во время каждого аукциона ты непременно задаешься вопросом: «А мы потянем?». В фандабе эта тема тоже весьма важна, в прошлом возникали открытые конфликты на почве кидалова на деньги, но дело в том, что эти самые деньги там есть. Причем немалые.

Денежный вопрос, интеграции, барыши и нищеброды

В чистом виде фандаб и фансаб не должен и не может приносить какой-либо прибыли, но все мы знаем (и видим), что сайты с ног до головы обвешаны рекламой, брендированием, а в каждом ролике по 3-4 рекламы и вставок от плеера. Топовые сериалы смотрят миллионы зрителей каждую неделю. И если мы, предположим, возьмем стоимость 1 просмотр рекламы = 1 копейка (напомню, в ролике их бывает 3-4), то даже по самым минимальным подсчетам каждая серия «топов» приносит товарисчам 40000 рублей. Разумеется, ценники там другие, вероятно сильно меньше, но сюда же стоит добавить брендирование сайта (обмазывание под одну контору, чаще всего игры), и я сильно сомневаюсь, что админы подобных сайтов бомжуют. Сколько из общей кубышки перепадает «обычным работягам» — вопрос открытый.

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Сильно сомневаюсь, что у вас есть поводы мне не верить, ведь те же самые фандаберы и фансаберы лично подтверждают мои слова (но не цифры). Вот вам ссылка на статью про то, как кинули фандаберов на сериалах и сколько они зарабатывают на этом. В комментариях руководитель SR (SovetRomantica) рассказывает о том, как его кинули на 160000 рублей.

А вот скриншоты. Для исторической памяти, скажем так.

К слову, это тот самый Лорин, который больше всех кричит о меркантильности Е.К., так что думайте сами, насколько «правдивыми» были его заявления в тех «сливах».

Ну и раз мы говорим про деньги, то стоит поднять вопрос «оплаты» в фандаберских командах. Мало кто скрывает, что даберам уже давно начали платить, некоторые сайты/группы повесили расценки на свои «услуги». Стало быть, деньги у ребят есть, но почему-то для японцев (на лицухи) их нет — даже странно как-то.

Тема нищебродов. Почему я её вообще сюда приписал? Так она имеет самое прямое отношение к данному вопросу. Один из основных аргументов фандаберов: людям не на что покупать подписку, 400 р. — это слишком много. и всё в таком духе. Но эти же самые люди и ответственны за такое положение дел у нас в стране. Ведь кричать все горазды, а с лопатой в зубах землю копать отправь — чураться будут и йухами обложат. Но суть тут в другом. Фандаберы своими выплатами даберам обесценивают их труд (платят копейки, по сравнению с рынком), равно как и обесценивают труд всех актеров в России в целом. Зачем нанимать профи за 10 рублей, если можно найти самоучку за 5?

Но, что ещё хуже, они прививают людям мысль о том, что получать 100-200 рублей за серию — это нормально. Они лишают людей времени, денег и возможности стать лучше, потому что перспектива пилить 10 онгоингов за 5к в месяц — такая себе идея, кто бы что ни говорил.

То есть получается, что фандаберы громче всех кричат о нищебродах и мертвой экономике, но сами же делают из своих товарищей-даберов нищебродов и ещё сильнее умерщвляют эту же самую экономику своими действиями.

Так о чем весь сыр-бор?

Многие со мной не согласятся и, может быть, будут правы. Но вся засада в деньгах. Вопрос стоял о дропах проектов. Фандаб зарабатывает на рекламе и никогда не станет дропать популярные серии. Когда ты делаешь это по фану, как, например, наша команда, то вопроса «дропать или не дропать лицензированный тайтл» не возникает как такового.

Да, это обидно. Вложены силы, время, старания, но с другой стороны ты понимаешь, что твою страсть к книге разделяют ещё несколько тысяч человек, и эта страсть теперь принесет автору реальную копейку. Причем не просто копейку, а копейку из России, страны, где мы живем.

Если говорить прямо, то японцы очень плохо относятся к пиратству и сканлейту (переводы ранобэ в нашем случае — аналог сканлейта), они всегда просят не пиратить и покупать оригинал, потому что таким образом читатель покажет свой реальный интерес к работе автора. Покупка лицензированной серии за рубежом — это та же самая покупка. Покупая, вы даете реальную оценку труду автора, и если труд оценят многие, то автору станет легче жить, ну или его серию закроют на пару томов позже: издатель не станет держать убыточную серию, её легче прикрыть. Уверен, вы не раз слышали, а может даже и сами наблюдали, как вашу любимую серию сворачивают за 4-10 глав, скомкав и испортив всё, что только можно.

Мы всегда можем выбрать новую серию и ничего не потеряем. Мы же не зарабатываем на этом деньги, так что и терять нам по сути нечего. Разве что досадно немного первое время.

Фандаберы лишены такой возможности. В каждом сезоне есть ограниченное число тайтлов, и с каждым новым сезоном лицензионщики будут забирать всё большее их число. Все это понимают, но к этому добавляет ещё и экономический аспект: они зарабатывают на этом деньги. Поэтому их реакция логична и ожидаема, но от этого не менее предосудительна.

Наше путешествие в истории постепенно подходит к концу, а автобус подъезжает к конечной остановочке…

Конечная! Все на выход!

Почему пункт назван «конечной»? Всё просто. Ведь мы уже на конечной остановке.

Главной задачей всего нынешнего действа было показать комьюнити в целом и фандаберам в частности, что они ничего не могут (и не смогут) изменить, сколькими бы хештегами они ни спамили, сколько бы видосиков не делали. Конец был предрешен в тот момент, когда они отказались сотрудничать.

Автобус до конечной остановки выехал ещё в прошлом году, когда фандаберы выдали на гора свои афигенные «сливы». В тот раз они решили, что победили и урезонили супостата, но реальность оказалась намного веселее.

Признайтесь честно хотя бы себе: вы же знали, что этим всё и закончится. Причем знали об этом ещё полтора года назад, но убедили себя в том, что всё это пшик, бред, что за вами аудитория и вам ничего не будет.

Но иски были поданы, суды выиграны, сроки апелляции прошли. Сайты заблокированы. Не сомневаюсь, что зеркала в ближайшие дни тоже улетят в бан и будут регулярно баниться.

Постепенно каналы финансирования проектов прирежут, рекламодатели уйдут, посещалка упадет (-50% за 3 дня на шики.орг, но обычно -50% где-то за полгода).

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Влажные мечты о легализации? Забудьте об этом. О вас и ваших действиях уже известно верхушке аниме-компаний в Японии, ваш шанс получить хоть какие-нибудь лицензии равен нулю. Стоит только отослать переведенные на английский язык посты и комментарии «значимых лиц» японцами, и они могут триггернуться всерьез. И тогда попадут все и каждый, ещё и нас (честных сканлейтеров и переводчиков) зацепит. Зато ненулевой шанс получить запрет на въезд в цивилизованные страны, так работают ИХ законы.

Дальше, в принципе, всё и так понятно: ребятам будут постоянно перекрывать кислород, банить в «Гугле» и «Яндексе», подкидывать иски особо рьяным (обвинять все горазды, а как отвечать за клевету в суд — мямля на мямле). Потом забанят и сообщества в ВК. На этом жизнь нынешнего фандаба можно будет считать оконченой.

А всё почему? Потому что фандаберы решили, что они умнее всех, что они создатели аниме-индустрии в России, защитники справедливости и всё такое прочее.

На самом же деле они не более чем паразиты, присосавшиеся к японским авторам и тянущие из них соки (читай: зарабатывая на ИХ труде деньги).

У фандаба было семь лет малины. Они заработали хорошие деньги. Они могли легализоваться, но никто не захотел делиться с авторами. А потому...

Занавес.

Перспективы легализации

В последнее время, а особенно в контексте недавних событий, всё чаще стала всплывать тема легализации и перехода на правовые рельсы. Я рад, что люди хотя бы начинают задумываться об этом, однако мало кто представляет, что это вообще такое. Попробую обрисовать перспективу легализации максимально понятно на примере того же фандаба и рассказать, почему сейчас всё это — пустые слова.

Предположим, есть фандаб команда «АниЯзь» (все совпадения с реальными лицами случайны, события вымышлены). Она делает не так уж плохо, растёт и через год доходит до потолка, когда уже не может расти дальше. Люди там работают взрослые, большая часть — на последнем курсе универов или же недавно начали работать. И они решают легализоваться. Что им для этого надо сделать?

Для начала им придется дропнуть все лицензированные тайтлы. Удалить их со своего сайта и больше никогда не трогать чужую собственность. Даже если это топовые онгоинги. Даже если очень хочется. Даже если конкуренты — последние козлы. Вы работаете в правовом поле, будьте добры уважать права других участников рынка, а также японцев. Это нулевое условие, без его выполнения шанс получить лицензию равен нулю.

Выполнив нулевое условие, они, наверное, попробуют пробить инфу сразу же у японцев и напишут им на мейл. В лучшем случае получат отписку с просьбой выслать деловое предложение, в худшем — ничего.

Допустим, они всё же получили ответ. Шанс здесь ничтожно мал, потому что японцы работают исключительно с юридическими лицами в данном аспекте.

-25к рублей, -2 недели на оформление юр. лица. Едем дальше.

Мы зарегистрировали юр. лицо, приняли устав, поставили директора, который будет вести переговоры от лица фирмы. И вот наш гордый ООО «АниЯзь» пишет официальное письмо с запросом: «А дайте нам САО!». Ответа они, естественно не получат, потому что... Да, они всё ещё никто и звать их никак.

Не поняв сути, фандаберы попробуют постучаться в ещё несколько студий, но им снова никто не ответит, потому что права на показ сериалов, запрошенных ими, либо уже распределены («Ваканим» и «Кранчи» работают на рынке уже несколько лет и имеют соответствующие связи «при дворе»), либо этих самых прав у студий нет. А это значит либо обломинго, либо поиск реальных правообладателей.

Окей, каким-то чудом «АниЯзь» находит правообладателя. Чаще всего это крупные мейджоры вроде «Аниплекса», «Бандай Намко» или «Кадокавы». Пишут им... и не получают ответа. Да, «АниЯзь» всё ещё никто и звать их никак. Их никто не знает, никто с ними никогда не работал, в стафе нет хоть сколько-нибудь узнаваемых людей.

Несмотря на то, что «АниЯзь» не получил ответа, мейджоры начинают движения за кулисами. Они связываются с нынешними российскими правообладателями, спрашивают, что за странный «АниЯзь» и чего они стоят. Как думаете, что напишут русские правообладатели, если их попросят быть честными? Если фандаберы были нормальными, то напишут, что фандаберы пытаются легализоваться, а если те лили на них помои — противодействовали продвижению лицензии, клеветали, нарушали авторские права и всё в таком духе... Думайте сами. Очень сомневаюсь, что после ответа второго типа о нашем ООО «АниЯзь» японцы хоть когда-нибудь вспомнят. Им неинтересно работать с теми, кто обкрадывал их.

Если же пришёл ответ первого типа, то японцы, скорее всего, начнут вести переписку. Возможно даже о лицензировании. Естественно, никто никогда не даст зелёным новичкам хорошие годные тайтлы. Возможно, начинать придётся со старья. Окей, наш «АниЯзь» договорился с японцами, определил список тайтлов, дело доходит до подписания договора.

Договор на японском, типовой. Там прописаны права и обязанности сторон, а также стоимость самой лицензии (так называемая MG — Minimum Guarantee) и процент роялти, который придётся отдавать (если такое предусмотрено).

Документ надо перевести на русский язык, чтобы понять, что вообще там написано. Тут всплывает первая проблема русского фандаба/саба — критическая нехватка японистов.

Будет настоящим чудом, если у новоиспечённого «АниЯзя» окажется в команде настоящий японист. В иных случаях это -2к рублей и пара дней ожидания перевода в бюро. Для каждого договора и каждой бумажки.

Вот мы получили на руки перевод договора. Смотрим на суммы и ужасаемся: 10-20к (цифры с потолка, узнавайте реальные цифры у японцев) зелёных чистыми... без учёта работ, содержания сайта, комиссий платёжки, налогов и сборов, представительских расходов... Мама дорогая. Как же всё это отбивать?

Вот здесь мы и получаем, что единственной реальной экономической моделью будет подписочная модель или покупка сериалов. И никакие адекватные расчёты не покажут вам «плюс» при бесплатной модели распространения. Это банально невозможно в нашей стране. Либо ты вешаешь ценник и зачищаешь инторнеты, либо сосёшь бибу и закрываешься через 2 месяца.

Окей, допустим, «АниЯзь» пережил первые пару месяцев и снова связывается с японцами в попытках получить что-то стоящее, но ему снова ничего не достаётся. Потому что все топы были распределены задолго до того, как «АниЯзь» появился в планах фандаба. Горизонт планирования компаний — +2-3 года. То есть «Аниплекс» уже сейчас знает, что будет в 2021 году и знает, что хочет брать, а что точно нет. Потому и получается, что нашему «АниЯзю» ещё долгое время будут доставаться лишь объедки со стола.

Единственный шанс переломить ситуацию — личная встреча с большими шишками. Но для того, чтобы получить аудиенцию у САМИХ, вам нужно показать результаты: сдать роялти-отчёты и перечислить деньги по ним. Только тогда вы может быть, только может быть, получите приглашение посетить какую-нибудь выставку, где будут менеджеры больших контор.

-200к и неделя в отрыве от деятельности (критично для маленьких компаний, где руководитель напрямую участвует в деятельности).

При удачном раскладе вы сможете забирать 1-2 середнячка в сезон, ведь, повторюсь, большие конторы — Кранчи и Ваки — уже договорились на весь крупняк.

И лишь через 1-2 года вот такого существования на святом духе наши доблестный «АниЯзь» (если доживет) сможет полноценно конкурировать с другими стриминговыми сервисами. При условии, что готов платить больше и участвовать в аукционах. Ну, то есть если они готовы вести реальный бизнес и имеют все средства для реализации планов.

Вот как-то так. Это не история из серии «What if...», а вполне себе реальная ситуация, через которую проходило издательство «Истари комикс» совсем недавно. Просто никто об этом никогда не задумывается и не спрашивает. Но всё так.

Задайте вопрос фандабу: у вас есть деньги, у вас есть аудитория, у вас есть сотрудники. Почему вы никогда не пытались легализовать своё увлечение? У нас есть примеры, когда это получалось. «Кранчи» и «Ваканим» — одни из них.

Но тогда фандаберам придётся пройти все те же этапы, наступить на все и каждые грабли, чтобы в конечном итоге встать на ноги и стать полноценным игроком в русской аниме-индустрии. Настоящей индустрии, а не бутафорской.

Вопрос фандаберам: вы знали об этом? Готовы к лишениям, жизни впроголодь без каких-либо гарантий успеха? Готовы менять своё мышление, отказываться от всех переводчиков с английского, гонять по всем углам своих же бывших коллег по цеху? Если нет, то даже не думайте о легализации. Жизнь преподаёт жестокие уроки наивным мечтателям. А работа «в белую» несет в себе кучу рисков административного характера, кстати о них...

Лицензионный договор — юридическая сторона вопроса

Здесь мне бы хотелось рассказать о двух моментах: лицензионном договоре и юридических проблемах. Лицензионный договор в нашей сфере — царь и бог исполнителя. Он имеет силу закона, а нарушение закона ведет к последствиям (порой плачевным). Юридические проблемы: перевод денег за рубеж, сдача отчетов в ФНС, ПФР и прочие ФОМСы, а также японцам.

Начну с простой темы — юридической. Кому интересно, можете почитать обо всем интересующем вас в соответствующих источниках, там всё написали до меня и круче меня.

Как я уже отмечал, одной из основных проблем здесь является перевод денег за рубеж. Дело в том, что это операции с валютой, а у нас в стране действует валютный контроль. То есть вам каждый раз придется объясняться с банком, зачем это вы переводите деньги на счета японской компании. Каждый раз.

А ещё возникают случаи, когда банку может что-то не понравиться, и он заставит вас поднять ВСЕ бумаги по договорам с данным контрагентом (японцем). Это лютая головная боль, которой и без того хватает.

Второй большой проблемой легального бизнеса является постоянно меняющееся законодательство и увеличение числа отчетов. В какой-то момент вы можете обнаружить себя в ситуации, когда занимаетесь бумагомарательством больше, чем, собственно, реальной работой. Это реалии бизнеса в России. И вам придется жить по ИХ правилам. Ну а если вы, не дай бог, где-то накосячите, то ждите проверок и штрафов... ну то есть головняка и нервотрепки.

Теперь к теме лицензионного соглашения. Это нереально сложный и ответственный момент, потому что единожды заключив соглашение, вы уже не сможете сдать назад (без согласия второй стороны). Вы не сможете сказать «ой, а я забыл вписать пункт по озвучке, давайте дополним». Во-первых, японцы не понимают такого (вы же бизнес делаете, в конце концов!), а во-вторых, придется полностью пересматривать весь договор, включая цены и пункты.

Договор полностью описывает всю процедуру ведения дела:

  • Кто и что может делать (если договор на сабы, то вы не имеете права делать озвучку);
  • Какие материалы, за какую цену и в какой форме будут предоставлены (личное мнение: это главная причина наличия войс-овера на «Ваканиме»);
  • В какой валюте осуществляются расчеты;
  • Территория, на которой можно распространять продукцию;
  • Ответственность сторон;
  • Денежный вопрос (МГ, роялти, отступные);
  • Сроки действия договора;

Вроде всё описал. Нас здесь интересуют первые два пункта: права сторон и получение материалов.

Почему интересны? Потому что нарушение любого из них ведет к расторжению договора. То есть вы не можете делать у себя озвучку и брать деньги, если в договоре речь идет исключительно о сабах. Не можете распространять контент в Казахстане, если в списке стран нет этого самого Казахстана. Не можете добавлять что-то от себя или изменять контент, если обратное не зафиксировано в бумагах. Не можете переводить с английского, если в договоре четко указано: перевод должен производиться с японского.

Что касается материалов, то они бывают разные. Вам могут выслать книгу и сказать: делайте со сканов. И вы будете делать со сканов, потому что так записано в лиц. соглашении. Если материал поставлен в слоях — вы работаете со слоями, если нет — с цельниками. Если есть звуковые дорожки отдельно — хорошо, нет — ну и черт с ним. Это ваша ответственность — договориться правильно, а не пытаться выбить послабления потом.

Денежный вопрос, кстати, может стоять довольно прямо. В некоторых случаях вы обязаны указать, за какую цену собираетесь продавать товар. Если вы укажете цифру «0», с вами просто не будут иметь дело. Потому что вы не можете бесплатно распространять контент — вас не поймут ни сейчас, ни потом. Хоть сколько бизнес-моделей придумывайте. Вы занимаетесь прежде всего бизнесом. Так что будьте добры соответствовать.

В случае нарушения и последующего скандала вы (и вся ваша команда) рискуете навсегда утратить доверие японцев. Впрочем, доверие потеряете не только вы, но и вся наша страна. Мы до сих пор не оправились от «Великого дропа» проектов со стороны «Эксмо» — часть издательств всё ещё отказываются работать с нашей страной, какие бы результаты мы им ни показывали.

К слову о подписке (раз уж мало кто понимает, как это вообще работает в лицензионной среде): это жутко сложная экономическая модель, эффективность которой придется ещё доказывать японцам. Но правила тут абсолютно такие же: вы платите MG и процент со всей суммы, которую получаете с подписки (процент записывается в договоре).

Quick math time! Процент от суммы считается следующим образом:(общий доход с подписки)*(% с прибыли, который уходит на роялти)*(% просмотров данного тайтла от всех на сервисе). То есть грубо говоря, если сервис заработал всего 1000р, на роялти уходит 50%. Допустим, прочтения серии Х занимают 50% от всех прочтений на сервисе, тогда производители конкретно этой серии получат 250 рублей (или 25% от всей выручки сервиса). Проценты и суммы взяты с потолка, но не секрет, что японские студии говорят, что западный стриминг — это то, что может спасти их от стагнации и банкротства.

Вроде здесь я сказал всё, что хотел. Едем дальше.

Вопрос будущего

«Будущее не предопределено» — достаточно известная поговорка, но я с ней не совсем согласен. Точнее с её частью. Я адепт другой мысли: «Конец предрешён, но интересен путь, которым мы к нему придём». Если говорить проще, то рано или поздно лицензированный контент у нас всё равно бы появился. К нам (в ранобэ-сегмент) пушной зверёк заявился раньше, чем мы рассчитывали. В тот же момент я понял (задней мыслью), что единственная дорога — в легализацию. Но реальность оказалась ко мне не менее жестокой, чем к ребятам из фандаба: нам весьма быстро указали на наш реальный уровень. Ну мы и ушли в горы тренироваться и закаляться.

Сейчас мы чуть более готовы к лицензиям, чем раньше. Но даже нам будет чертовски тяжело получить желаемое.

Одна из причин — нынешняя войнушка. Она затихнет через неделю, но все будут помнить и припоминать при любом удобном случае бан фандаба, пусть даже виноват в нём сам фандаб.

Но мне хотелось бы написать здесь о немного иной штуке.

Я говорю это каждый раз, но моя мысль всё так же не находит поддержки. Я выскажу её ещё раз, хотя и надеюсь на успех.

Время — наш главный враг. Оно уничтожает всё. Хорошие спецы перегорают и уходят (в фандабе это тоже частое явление), у людей появляются семьи. У кого-то начинаются проблемы в реале, и они просто не могут дальше уделять достаточно времени простому хобби.

В нашей команде почти нет школьников и очень мало студентов. Большая часть людей работает, и на «хобби» остаётся не так много времени, как хотелось бы. Естественно, кому-то нравится своя работа, кому-то нет, но факт есть факт: времени на перевод хватает не всегда.

Лицензии могут решить часть проблем, не нарушив ни законы, ни правила комьюнити. Потому что когда вы (читатели) покупаете лицензию, вы поддерживаете одновременно и авторов оригинала, и переводчиков.

Да и кому бы не было интересно превратить своё хобби в настоящую работу, хоть и не суперприбыльную? Никто, за исключением горстки людей, не знает, что такое работать с оригиналами иллюстраций ранобэ, как они выглядят, как обрабатываются. Это доступно только издательствам и лицензионщикам, и это, черт возьми, интересно!

К тому же при наличии реальных договоров у лицензионщиков никак не получится кинуть тех же переводчиков или даберов. При наличии договора у них появятся реальные права и возможность отстоять свою позицию в суде. А ещё у лицензионщиков появляется ответственность перед японцами, что лишний раз связывает руки и не позволяет принимать «спорные» решения.

В общем, лицензия — путь к цивилизованному обществу. Пора оставить в прошлом воровские законы и «понятия», тем более, что момент сейчас для этого крайне хороший.

Хотя не буду обманываться: фансаб и фандаб всё равно будут существовать, только не в том виде, в каком мы видим его сейчас. Может быть, грядет новое «соглашение» между пиратами и лицушниками или восстановление старого. Мне без разницы, оба варианта мне подходят. Самое важное сейчас — убрать из фанатской деятельности деньги и вернуть её в изначальное, некоммерческое русло.

Что будем делать мы и что предлагаем сделать вам?

Я не стану произносить восторженных речей и предложу вам просто наблюдать, как на ваших глазах будет рушиться старый мир. Это поистине грандиозное представление, смена эпох, не меньше, и результат нам уже известен — смерть или уход в подполье крупных фандаб-команд, которые зарабатывали на аниме хорошие деньги.

Что буду делать я? У меня есть принцип: «Никаких денег в фанатской деятельности», поэтому я буду с улыбкой на лице (возможно, злобной, возможно, ехидной) наблюдать за тем, как глупые платные фандаберы уходят в небытие, а те, кто поумнее, пересаживают на те тайтлы, которые так и не получили лицензию (будут делать нужное дело, к слову), или же уйдут в другую степь.

Ну а мы как команда продолжим переводить ваши любимые японские книжки и пытаться не попасть в этот щытшторм, если дело примет намного более серьезный оборот (поверьте, то, что происходит сейчас, — это ещё цветочки, на ягодки мне бы очень не хотелось попасть). Хотя... ввиду последних событий у меня всё меньше надежд на «мирный» конец этой истории для всех нас.

Напоследок мне бы хотелось вспомнить один афоризм. Звучит он так:

Патриотизм — последнее прибежище негодяя

Каждый раз, когда я вижу россказни о патриотизме, у меня в мыслях всплывают эти слова. И неспроста. Негодяи всегда прикрываются любовью к родине, чтобы оправдать свои преступления. Меньшими преступниками их это, однако, не делает.

Машинь.

Вместо послесловия

Я написал эту простыню с чётким осознанием того, какую реакцию она может вызвать (хейт и поливания грязью), но как человек, который живет в обоих мирах (фанатском и официальном), я просто не могу оставаться в стороне. Индустрия работает несколько иначе, чем думают многие, и мне хотелось бы развеять некоторые мифы.

Если у вас есть какие-то мысли по этой теме, я приглашаю вас высказаться в комментариях к данному посту:

Ещё вы можете задавать любые вопросы, но в культурной форме, — если я смогу на них ответить, то обязательно отвечу (есть темы, которые я не могу раскрывать, а за часть ответов мне неизбежно прилетит по голове). Надеюсь на понимание и качественное обсуждение.

Автор: Rezel

Редактор: Лесса

UPD: Сам глава AniLibria Люпин уже дал первые комментарии.

Влажные мечты русского фандаба и суровая реальность

Спасибо за внимание!

33 показа
27K27K открытий
414 комментария

Очень много воды ни о чём. Чувствуется слог типичного форумного нёрда, описывающего простейшие вещи тремя абзацами очень саркастичного и остроумного (во всяком случае он так думает) текста. А суть в том, что такие же нёрды общажные не понимают что такое бизнес и потеряли связь с реальностью, решив что их детсадовские "релизные группы" являются настоящими организациями и имеют какие-то реальные права (нет).

Ответить

Добавлю ещё, что весь этот "конфликт" и писанина в интернетах по поводу него - просто пук в бесконечность. Гнусавые переводилы уйдут в подполье. Лицензионщики запилят сайт в котором нихрена не будет. На этом все и успокоятся. А я так и продолжу качать с торрентов и смотреть с оригинальной дорогой и субтитрами
( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить

Справедливости ради, слог у автора и вправду мудацкий, это тяжело читать

Ответить

это ровно тот же тезис, что содержится в тексте

Ответить

Ха, спіймав тебе на гачок!
Не читал статью, автор все это как раз изложил, а ты чем то недоволен
Мда

Ответить

Действительно, можно было и более сжато, но по сути отрапортавать суть сие ситуации, которая происходит на рынке. Ну будем смотреть да и следить к чему это приведет.

Ответить

Полностью насрать на конфликт фан переводчики vs лицензионщики. Но я много раз видел, что как только появляется по настоящему удобный лицензионный сервис массовый зритель переходит туда. Проблема только в том, что для российского рынка аниме пока ничего подобного нет, для литературы тоже самое. То что есть из сервисов не позволяет посмотреть/прочитать даже 20% от вышедших за последнее время тайтлов. Я уже молчу о старой доброй классике, которую на русском можно посмотреть только на торрентах, ну или в редких случаях можно купить на DVD и BD. DVD и BD в 2019, смешно блять...
Какие-то подвижки начались только на рынке тв-сериалов и кино. Тут уже начали появляться более менее годные сервисы за которые можно и заплатить. Игры уже давно имеют удобные сервисы. Пока подобного не будет для аниме на русском мне плевать на проблемы правообладателей.

Ответить