Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Перевод серии статей Кевина «kViN» Сиругеды с сайта sakugabooru о работе сотрудников студии Kyoto Animation над одним из их самых амбициозных проектов.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Выпуск №1

Violet Evergarden всерьез претендует на звание самого выдающегося телевизионного аниме-проекта всех времен, поэтому мы, вне всякого сомнения, будем освещать сериал от начала до конца. Первый эпизод уже успел продемонстрировать многие особенности этого неординарного проекта, так что давайте не будем зря терять время и приступим к изучению его тайн.

Эпизод 1

Раскадровки: Таити Исидатэ

Режиссёры эпизода: Таити Исидатэ, Харука Фудзита, Синпэи Сава

Главные аниматоры: Акико Такасэ, Нобуаки Маруки, Юко Мюокен, Тацунари Маруко

Ведущие аниматоры: Сэиити Акитакэ, Кунихиро Ханэ, Синпэи Сава, Нами Ивасаки, Таира Ямагути, Кохэи Окамура, Сана Судзуки, Тихару Курода, Кёхэи Андо

Первый эпизод Violet Evergarden грациозно знакомит нас со своим миром. Разнузданная слащавость сюжета искупается непринужденной величавостью постановки. Кинематографичность сериала выражается не только в качестве анимации, но и в его художественных амбициях. В первую очередь это касается звукорежиссуры. Своей музыкальностью первый день Вайолет на работе напоминает мне сцены из недавнего Houseki no kuni, а сравнения с этим сериалом - всегда комплимент. Благодарить за все это нужно в первую очередь режиссера-постановщика Таити Исидатэ, сумевшего поднять проект над ограничениями телевизионного формата. Даже когда Исидатэ пытается раскрывать внутренний мир персонажей, он это делает с нарочитым апломбом. Остановившееся для Вайолет время снова начинает идти вперёд. Окровавленная кукла передаёт эмоциональное состояние героини. Такие яркие моменты невозможно упустить из виду. Имеются в эпизоде и более деликатные детали. Например, неотвязная военная привычка Вайолет отдавать честь. Или слегка воспаленные глаза Ходжинса, выдающие его скрытую тоску. Однако, по большей части, авторы придерживаются высокопарного тона. Я уверен, что следующая серия лучше справится с раскрытием характеров персонажей, которых пока что нам только представили. Но общее впечатление эпизод оставляет мощнейшее, в этом нет никаких сомнений.

При просмотре в голову первым делом приходит мысль: «Господи, сколько же линий в этих рисунках». Мягко говоря, неправдоподобное количество. Подавляющее большинство телевизионных сериалов просто не в состоянии позволить себе такую детальную прорисовку, особенно если каждая сцена наполнена движениями. Ребята из аниме-индустрии активно обсуждают первый эпизод, и меня особенно заинтересовал один комментарий об информационной насыщенности. Невероятно детальные эскизы Акико Такасэ не только прекрасно соответствуют викторианской роскоши места действия. Они позволяют аниматорам ближе познакомить нас с этим миром. Даже самые незначительные, казалось бы, кадры тщательно продуманы и производят сильное впечатление. Это заставляет зрителей концентрироваться на вещах, которые обычно остаются без внимания. Исидатэ упоминал, что его команда стремится сохранить гламурную стилистику первоисточника без изменений. Но дизайнер персонажей Акико Такасэ – новичок в индустрии. Совершенно не укладывается в голове, что она умудрилась справиться с поставленной задачей, не забывая при этом о своей роли главного аниматора. Студия, должно быть, ею очень гордится, раз выкладывает на суд общественности детали её рабочего процесса. И да, вот сколько поправок она внесла.

アニメ放送開始記念!「ヴァイオレット・エヴァーガーデン」制作風景を公開!第1弾は、総作画監督の仕事の様子です。ヴァイオレットが描かれる動画を是非ご覧ください。 #VioletEvergarden https://t.co/HZh4hw3oX5
Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Тем не менее, есть одна сцена, которую пришлось сделать гораздо скромнее по сравнению с аналогами из прошлогодних рекламных роликов. С ней связана весьма забавная история. Студии потребовался целый месяц, чтобы анимировать кадр с печатной машинкой из первого трейлера. А монтажный лист к нему в распечатанном виде растянулся на 1.75 метра в длину и 1.36 метра в ширину. По словам Исидатэ команда извлекла из всего этого урок, и в самом сериале клавиши печатной машинки решили сделать трехмерными моделями.

Хотя сумасшедшие достижения команды аниматоров ярко выделяются на общем фоне, больше всего меня удивила другая особенность сериала. Специалисты по раскраске а этот раз превзошли самих себя. Как вы могли заметить, практически каждая сцена будто пропущена через уникальный цветовой фильтр. Достигается это не классическим для аниме способом многотональной коррекции, а непосредственно при раскрашивании кадров. В зависимости от интенсивности солнечного света или особенностей места действия тени могут быть насыщены желтым или коричневым. Леса и моря таким же образом бросают на персонажей свои красочные отблески. Всё это делается не во время редактирования готовых изображений, а в самый разгар работы над ними. Мастера студии раньше уже экспериментировали с симуляцией естественного освещения. Лучше всего это заметно, когда свет отражается от музыкальных инструментов в сиквелах Hibike! Euphorium. В этот раз амбиции создателей куда серьезнее, потому что новое освещение применяется повсеместно и является частью раскрасочного процесса, а не добавляется позже специалистами по композитингу. Этот подход отличается от трюков Wit Studio с анимированным гримом, но преследует схожую цель. На выходе мы получаем более целостную последовательность более насыщенных кадров. Но всё это, естественно, требует ещё большего вложения времени и сил.

С большим удовольствием я буду следить за проработкой пейзажей и интерьеров. За последний год я сделался преданным поклонником многообещающей художницы-постановщицы Микико Ватанабэ, которая сумела раскрыться во время работы над Kobayashi-san Chi no Maid Dragon и с тех пор добилась ещё большего прогресса. Мир Violet Evergarden во многом куда вычурней предыдущей её работы, но близок художнице по духу. В отличие от других свежих творений студии Kyoto Animation, стремящихся к более фотореалистичному изображению окружающей среды, произведения Ватанабэ похожи на ожившие картины. На сей раз она сотворила красочный и невероятно атмосферный мир, существующий в совершенной художественной гармонии с плодами трудов других творческих департаментов студии. Решение серьезно вложиться в организацию собственной команды художников стало одним из самых удачных для студии за последние десять лет.

А вот другой элемент студийного бренда в этот раз стал предметом разногласий для зрителей. Кохэи Фунамото дебютирует на этом проекте в роли главного оператора после работы ассистентом над Tamako Love Story и Amagi Brilliant Park. И взялся он за работу так дерзко, что уже успел обзавестись как поклонниками, так и пылкими критиками. На мой вкус, многие кадры сериала перебарщивают с фильтрами, а характерная бледность цветовой палитры, несомненно, лучше работает в дневных сценах, чем в ночных. Но, в целом, работа проделана весьма солидная. А характер нападок на неё кажется мне весьма знакомым. Много лет кряду зрители смеялись над студией SHAFT за якобы бессистемное освещение мизансцен и смену фоновых изображений для релизов на DVD и Blu-ray… не осознавая при этом, что студия не исправляет задним числом сделанные ошибки, а просто заканчивает работу, которую невозможно было выполнить в срок к телевизионной трансляции. Конечно, художественным замыслом нельзя оправдывать всё подряд, но любители аниме порой доходят до смешного в своей привычке превозносить внешние детали, как универсальный способ определения качества. Они защищают святость тех элементов произведений искусства, которые и внимание-то к себе привлекать не должны были. По иронии, проблемой это становится только тогда, когда фанаты получают возможность подглядеть за рабочим процессом – получив доступ к производственным материалам, как в данном случае, или увидев по телевизору недоделанные эпизоды сериалов SHAFT. Это лишь подтверждает, что большинство людей вовсе не замечают этой якобы серьезной проблемы, если у них нет точки опоры.

По традиции Kyoto Animation аниматоры прописаны в титрах не по порядку появления их сцен в эпизоде, не по объему проделанной работы и не по алфавиту, а в порядке старшинства. Так что сложно о чем-либо догадаться, просто глядя на список. Кроме того, что Кёхэи Андо отвечал за подчистку и шлифовку, и потому записан самым первым. Но если строить догадки насчет авторства, то сцену, в которой Бенедикт знакомит Вайолет с её новой работой, я бы приписал Сэити Акитакэ. Возмутительно замысловатые складки на одежде и бурные размахивания руками напоминают мне о его стиле. Кунихиро Ханэ, скорее всего, анимировал первые моменты воспоминаний Вайолет о войне, потому что вот эти размытые движения мне кажутся подозрительно знакомыми. Эстафету за ним, возможно, подхватывает специалист по боевым сценам Синпэй Сава. Тут надо заметить, что в своих раскадровках Исидатэ так подробно прорисовал все движения, что его влияние ощущается в каждом кадре. Последние мучительные воспоминания сделаны в манере Нами Ивасаки. Исидатэ с Такасэ в прошлом уже доверяли ей работу над сложнейшими моментами, но я не уверен насчет конкретно этого фрагмента.

Легко заметить, что в финальных титрах царит нехарактерный для студии сумбур. Вероятно, всему виной безумные сроки сдачи, которые команда сама себе назначила. Три режиссера и четыре ведущих аниматора – неслыханное событие для первого эпизода сериала Kyoto Animation, но такие вещи неизбежны, когда перед вами стоит задача закончить эпизод за 6 месяцев до премьеры, даже если в целом у вас вполне комфортный производственный график. Тем не менее, число работавших над серией аниматоров совсем невелико. Люди, посещавшие предпоказы в западных странах, подметили, что состав аниматоров в титрах изменился с тех пор. Студия потрудилась перевести титры для тех показов, но кто-то тогда наделал ошибок, что привело к куче несоответствий. Самое заметное заключалось в том, что там было перечислено вдвое больше аниматоров и фазовщиков, чем нужно. Насколько я могу судить, перечислены были все, кто к тому моменту успел поучаствовать в производстве, а не только команда первого эпизода. Не то чтобы это на что-то влияло, но ошибка занятная.

Выпуск №2

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Второй эпизод Violet Evergarden заметно отличается от первого, отражая разницу в подходах двух режиссеров, работающих над сериалом. После грандиозной премьеры за авторством Тайти Исидатэ пришла очередь другого режиссера-постановщика, молодой Харуки Фудзиты и её утонченного, сдержанного, чрезвычайно вдумчивого подхода к анимации. Давайте исследуем детали, которыми она наполнила серию, а заодно и некоторые общие положения этого захватывающего производства. Приятного чтения!

Эпизод 2

Раскадровки, Режиссёр эпизода: Харука Фудзита

Главный аниматор: Тиёко Уэно

Ведущие аниматоры: Сэиити Акитакэ, Таира Ямагути, Кохэи Окамура, Саяка Ватанабэ, Тихару Курода, Риэ Сэдзаки

Режиссёр-постановщик Харука Фудзита представляет нам эпизод с полностью оригинальным сценарием. Он раскрывает новых персонажей, вписанных в сюжет экранизации, в подробностях описывает их общее место работы и даже выжимает немного юмора из эмоциональной незрелости Вайолет. Местами серии недостает великолепия вступительного эпизода Таити Исидатэ, но она куда лучше справляется с личными переживаниями героев. Хотя кульминационный разговор под дождем своим бесхитростным подходом и пышной красотой как раз соответствует интонации, которую Исидатэ постарался задать. Фудзита наполняет серию бесчисленными деталями и многозначными кадрами, создавая более прагматичный вариант стилистики Наоко Ямады. По всей серии разбросаны интересные, неприметные детали. Ходжинс и Вайолет по разному обращаются с плюшевыми игрушками. Пустое место у барной стойки напоминает герою о друге, которого больше нет рядом. Многочисленные отражения символизируют неискренность в общении. Даже направление течения реки меняется вместе с настроением героини. Анимация может себе позволить такую вольность. Использование всех доступных подручных средств – это не единственно верный подход к режиссуре, но Харука Фудзита неплохо в нём поднаторела. Если вы не слишком заинтересованы в активном развитии сюжета, тогда велики шансы, что этот эпизод вам понравится даже больше, чем яркий премьерный выпуск.

Несомненно, такие режиссеры как Фудзита обладают способностью вдохновлять творческих людей безотносительно их личных предпочтений, происхождения и специализации. Я вечно упускаю из виду деятельность моих коллег, но в этот раз я обратил внимание на комментарии Эмили Рэнд. Она оценила по достоинству работу режиссёра. По её мнению, Фудзита куда более утончённо, чем Исидатэ обыграла цветочную тему и не упустила возможности более подробно изучить мир сериала. Из авторов с другой стороны океана я бы хотел выделить sirooo, который ведет собственный блог, во многом схожий с нашим, и поддерживает страницу в твиттере. Из его анализа меня, кроме прочего, заинтересовало замечание о том, как тщательно Фудзита проработала раскадровки сцен с участием Эрики. Эта героиня вечно принижена, задавлена, заточена своим окружением. Всякий раз, когда монтаж быстро скачет от одной героини к другой, Вайолет склонна располагаться перпендикулярно камере, прямо и открыто. Эрика же явно чувствует себя некомфортно в центре внимания и старается спрятаться его избежать. Определенные кадры прямо показывают, как ошеломлена она новой напарницей, которая очень на неё похожа и во всём от неё отличается. Только в самом конце, поговорив как следует с Вайолет, она выражает готовность встретиться с жизненными испытаниями лицом к лицу. Всё это показано весьма нарочито и в то же время замечательно последовательно. Фудзита не по годам искушена в технике анимации.

На сей раз KyoAni решили поделиться с нами видео, отражающим процесс фазовки (работы над промежуточными кадрами). Для нас это отличный повод отдать должное безумно недооцененной профессии. Имейте в виду, что эта работа почти не оставляет места для самовыражения, потому что по сути сводится к заполнению пробелов в уже определенной последовательности движений. Добиться какого-то ощутимого личного успеха в этой области практически невозможно, зато неудача будет равносильна катастрофе. Каждый из нас может припомнить неуклюжие сцены, в которых ключевые кадры были хороши, но промежуточные подкачали, или их просто оказалось недостаточно. Хотя подобные экстремальные случаи достаточно редки, суть проблемы остается неизменной: почти в любом эпизоде любого современного аниме-сериала можно найти сцены, не дотягивающие до своего потенциала, потому что последний этап анимационного процесса был выполнен топорным образом. Эту работу перепоручают сторонним подрядчикам, платят за неё смехотворные деньги, не дают на неё времени и, - наверное, самое несправедливое, - считают чем-то вроде тренировочного этапа для молодых аниматоров, который те должны быстро перерасти. С чего нам ждать хорошей работы от профессионалов, с которыми обращаются так несправедливо, даже по стандартам аниме-индустрии? Зачем людям оттачивать специальные навыки, необходимые художнику-фазовщику, если студии активно наказывают тех, кому не удаётся с первой попытки перейти в лигу художников-аниматоров? Одной из причин стабильно выдающегося качества работ студии Ghibli была превосходная команда фазовщиков, которых уважали настолько, что среди них были свои звезды – нечто совершенно невообразимое в мире аниме. Теперь, когда Ghibli, по сути, вышли из дела, подход Kyoto Animation к вопросу фазовки можно считать уникальным. Как и везде, новички часто начинают работу именно с фазовки. Но они имеют возможность продолжить трудиться на этой должности, если она их устраивает. Сегодня у компании есть профессиональные фазовщики, которые проработали в этой области десятки лет и, естественно, весьма хороши в своём деле. Неудивительно, что эта студия-исключение на регулярной основе выпускает невероятно качественную продукцию. Так что, да, ура фазовщикам!

Раз уж я начал говорить о недооцененных деталях производства, позвольте мне также отдать должное прекрасным пейзажам сериала, а заодно и процессу их создания. Большинство пейзажей и интерьеров для Kyoto Animation создаются в трех местах. Большую часть работы берет на себя их собственный художественный отдел, располагающийся в Киото. Следом подключается корейская дочерняя компания ST BLUE. И, наконец, дело доходит до Anime Kobo Basara – компании под руководством потрясающего художника-постановщика Сэики Тамуры, создавшего очаровательный мир сериала Sangatsu no Lion, за которым вы, возможно, следите прямо сейчас. Эта компания оказала большое влияние на главного художника-постановщика Violet Evergarden Микико Ватанабэ. Вторым эпизодом занимался опытный художник из штаб-квартиры в Киото вместе с тремя помощниками из ST BLUE – в общем и целом, не слишком грозный состав. Но им удалось продемонстрировать красоту города и даже показать знакомые декорации с более яркой стороны. Я заговорил про стандартный студийный производственный цикл, так как существует шанс, что все задники для этого проекта Kyoto Animation и их партнеры создадут сами. Подобной самодостаточности нет ни у одной анимационной студии. Вовсе не факт, что так и случится, особенно учитывая, что Ватанабэ очень ценит работу Anime Kobo Basara. Но комфортное расписание и компактное распределение сотрудников по эпизодам открывают такую возможность. За этим аспектом производства тоже стоит последить.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Перейдем непосредственно к анимации: главный аниматор Тиёко Уэно охватывает в своем творчестве всю ширину студийного репертуара, умудряясь с одинаковым мастерством работать как со стилизованными мультиками, так и с детализированным реализмом… Правда, на мой взгляд, это ложное противопоставление, но давайте отложим данный разговор на другой день. Я хочу сказать, что когда она руководит созданием эпизодов для сериалов с более упрощенными дизайнами (K-ON!, Nichijou, Koboyashi-san chi no maid dragon), Уэно активно склоняет своих сотрудников к веселой, условной мультяшности. Но на проектах, вроде этого, она берет невероятно подробные дизайны и доводит их до абсурда. Весь эпизод наполнен плавными движениями несмотря на гигантское количество линий, которые должны были эти движения сковывать. Кульминации работа Уэно достигает в эпилоге, откровенно лишающем дара речи. Новый образ Вайолет производит требуемое сногсшибательное впечатление. Стоит также отдать должное великолепно нарисованной сцене в баре. И кстати говоря, мои поздравления операторскому отделу, сумевшему блеснуть мастерством при работе над кадрами с выпивкой.

На сей раз в титрах перечислены всего 6 художников-аниматоров. Причём четверо из них работали до этого над первым эпизодом. Если вам кажется, что это какое-то сумасшествие, позвольте мне вас заверить - вы совершенно правы. При анализе анимации этого эпизода творчество Уэно выделяется в первую очередь. Кроме того, снова попадаются на глаза складки на одежде от Сэити Акитакэ. Бывший главный аниматор Риэ Сэдзаки отвечал за прорисовку. В последнее время опытные руководители, даже отойдя от более ответственной деятельности, часто берут на себя проверку качества рисунков. Как-то странно говорить об экономии ресурсов в отношении подобного эпизода, но учитывая общий уровень производства, с формальной точки зрения студия в этот раз немного поберегла силы.

Выпуск №3

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Новый эпизод Violet Evergarden, как и его предшественники, наполнен огромным количеством продуманных деталей. Они оживляют задние планы и внушают зрителям мысль, что в этом мире одновременно происходит множество интересных историй, а мы наблюдаем лишь за одной из них. Как всегда, нас ждут интересные подробности производственного процесса. Особый интерес вызывает тот факт, что в создании сериала принимает участие удивительно скромное количество людей.

Эпизод 3

Раскадровки, Режиссёр эпизода: Нориюки Китанохара

Главный аниматор: Юко Мюокэн

Ведущие аниматоры: Ёсинори Урата, Фумиэ Окано, Сана Судзуки, Аои Окуно, Аои Мацумото, Кёхэи Андо

После ударной премьеры от Таити Исидатэ и искусного творения Харуки Фудзиты работа Нориюки Китанохары кажется слегка бледноватой. Ему не свойственны ни величавость Исидатэ, ни утонченность Фудзиты, а его несомненное мастерство в области гиперболической анимации не вполне применимо к данному материалу. В послужном списке этого ветерана больше 60 эпизодов, и если бы не его выдающиеся управленческие навыки, а так же прекрасное комическое чутье, с него вполне могли бы уже снять режиссерские обязанности, перепоручив эту работу студийной молодежи, набравшейся опыта за последний десяток лет. Конечно, эпизод может похвастать кое-какими симпатичными деталями. Например, неочевидными и сдержанными попытками Китанохары обратить наше внимание на военную травму одного из персонажей.

Однако, особый интерес представляет сценарий этой серии. Перед нами очередной полностью оригинальный эпизод. Он рассказывает прелестную законченную историю, неспешно толкающую Вайолет в нужном повествовательном направлении. По идее, примерно такого формата сериал должен придерживаться в будущем. Я впечатлен тем, как ловко эта история вплелась в общий сюжет, вынеся на первый план один из самых интересных его аспектов – проблемы послевоенного времени. В первых эпизодах создатели решили сделать акцент на эмоциональной невежественности Вайолет, поэтому на данном этапе сериалу приходится в поисках драмы полагаться на второстепенных персонажей. Я не большой фанат такого подхода, но не могу не похвалить сериал за изобретательность.

И к слову о второстепенных героях. В сценах, где Вайолет посещает школу, первым делом привлекает внимание разнообразие во внешности персонажей и проработанность каждой модели. Многие студийные художники по персонажам, подстрекаемые непосредственно режиссерами-постановщиками, взяли себе в привычку заполнять задние планы сериалов замечательными фоновыми персонажами. Юкико Хоригути, работавшая над дизайнами в K-ON! и Tamako market, и Футоси Нисия, создавший персонажей для Hayouka, считаются непревзойденными мастерами в этой области. При просмотре их сериалов невольно начинаешь увлечённо следить за появлениями на экране одноклассников и соседей главных героев. Чтобы не изменять традиции Violet Evergarden пришлось преодолеть несколько серьезных осложнений. Во-первых, вызывала сомнения неопытность Акико Такасэ. Во-вторых, пугало возмутительное количество деталей во внешности её героев. Дизайны всех второстепенных персонажей должны не уступать в оригинальности вычурным главным героям. Проработать такое количество персонажей, да ещё и без предыдущего опыта работы дизайнером – задача не из легких. Но только не для Акико Такасэ, как выясняется. Разные типы лиц. Разные костюмы. Она работала не покладая рук, создавая образы проходных безымянных персонажей. Благодаря этому они выглядят, как главные герои своих собственных сюжетов. С каждой последующей серией становится всё очевиднее, почему эта молодая и неопытная художница поражает до глубины души даже своих талантливых сослуживцев.

「ヴァイオレット・エヴァーガーデン」制作風景公開第3弾!「原画(総作監修正)」「動画(中割り)」と続き、今回はペイントスタッフの仕事の様子です。繊細に描き出された線画をデジタル化し、1枚1枚丁寧に着色しています。 #VioletEvergarden https://t.co/VIdsq6MRY0
Violet Evergarden. Детали производственного процесса

К слову о скрупулезном изображении незначительных деталей. Я давно уже хотел коё о чем поговорить, а вы наверняка давно уже приметили эту особенность сериала. Еда, разнообразные предметы и, конечно, печатные машинки прорисованы в доскональных подробностях. Они изображены так же вдумчиво и кропотливо, как окружающий мир и персонажи. За всё это богатство благодарить нужно в первую очередь двоих художников по реквизиту: Хироюки Такахаси и Минору Ота. Ота – молодой аниматор из Осаки, которому постепенно начинают доверять второстепенные дизайнерские задачи. Главная же звезда здесь – это Такахаси. В сравнении с коллегами его стиль всегда был несколько суховат, но он сделал это качество своей сильной стороной, отточив навыки изображения неодушевленных предметов. Когда студия работала над проектами вроде Full Metal Panic, он вместе с Китанохарой руководил анимацией боевых машин, а нынче возглавляет разработку реквизита для многих сериалов. Его magnum opus – это, конечно, Hibike! Euphonium, для которого он создал все музыкальные инструменты и отвечал за их имплементацию в каждом эпизоде. Одного взгляда на механические руки Вайолет и их движения при работе за печатной машинкой достаточно, чтобы оценить знания и опыт Такахаси в этой области. Учитывая, что Акико Такасэ механикой совершенно не интересуется, эти двое отлично дополняют друг друга.

Продолжая разговор о мире Violet Evergarden я, с вашего позволения, перейду к традиционной теме пейзажей и интерьеров. На прошлой неделе я предположил, что весь сериал будет нарисован художественным отделом Kyoto Animation и их партнерами. И пока полет проходит нормально, потому что эта серия тоже была целиком нарисована в Киото. Ладно, признаюсь, я заговорил на эту тему, потому что мне нужен был повод выложить побольше скриншотов с пейзажами. Как по мне, оно того стоит.

Напоследок замечу, что в создание сериала всё ещё вовлечена очень небольшая команда специалистов. Считая людей, присоединившихся на этой неделе, в общей сложности в производстве 3 эпизодов поучаствовали 15 художников-аниматоров. А ведущий аниматор этого эпизода Юко Мюокэн выполняла те же обязанности в первой серии. Время и талант, использованные с умом, способны творить чудеса.

Заключительные титры

Как и весь сериал, вступительные и заключительные титры создавались минимальным числом участников. Режиссер-постановщик всего сериала Исидатэ создал раскадровки к начальной заставке, лично её поставил и частично анимировал при содействии одной только Такасэ. Точно так же он поступил, когда работал над Kyokau no Kanata. Правда, в этом случае разница в энергетике между музыкой и картинкой несколько притупляет производимый эффект. Куда больший интерес вызывают финальные титры, почти полностью созданные Харуко Фудзитой. Интересное смешение её собственных причуд с типичными приемами Исидатэ прекрасно перебаёт суть духовных странствий Вайолет. Я всегда очень радуюсь, когда Фудзита снова берётся за карандаш и анимирует что-нибудь своими руками. С тех пор как она получила заслуженное признание в качестве режиссера, ей по понятным причинам не часто удается выкроить время для прикладной работы. Только неподвижный кадр в конце титров однозначно напоминает о стилистике. Всю остальную визуальную последовательность титров можно считать превосходной демонстрацией мастерства Харуки Фудзиты.

Выпуск №4

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Теперь, когда с представлениями покончено, а главная героиня завершила свое обучение, эстафету у хорошо поработвших коллег принимают виртуозы студии Kyoto Animation, готовые преподнести нам лучшие эпизоды Violet Evergarden. Давайте поглядим на замечательные короткометражные истории, к которым делали раскадровки Ясухиро Такэмото и Наоко Ямада, выясним, как на производство повлиял приток молодых талантов, и попытаемся разобраться во всём этом удивительном и запутанном предприятии.

Эпизод 4

Раскадровки: Ясухиро Такэмото

Режиссёр эпизода: Синпэи Сава

Главный аниматор: Юки Цунода

Ведущие аниматоры: Нами Ивасаки, Хидэхиро Асама, Кота Сато, Рё Мияки, Тика Камо, Синпэи Сава, Юки Цунода

Решение сценаристов сосредоточить внимание на эпизодах с короткими, самостоятельными историями пока что творит настоящие чудеса. Если характер самой Вайолет вас пока не слишком-то привлекает, вам было бы тяжело смотреть на её медленный, мучительный психологический рост. Но сериал преподносит её взросление, как естественный результат пережитых приключений.

Конечно, всегда здорово, когда работой над подобными эпизодами руководят люди вроде Ясухиро Такэмото. Сериал уже успел несколькими вдумчивыми деталями раскрыть Айрис, как дружелюбную, но спесивую девушку, неуклюже пытающуюся пускать пыль в глаза. Она пообещала родным стать настоящей Куклой из большого города, и чтобы приблизиться к этому образу носит туфли на высоких каблуках, из-за которых постоянно спотыкается. Это здорово её характеризует, и Такэмото решил уделить обуви особое внимание. С самого начала туфли становятся поводом для фрустрации. Попав домой, Айрис дает волю истинным чувствам, скинув неудобную обувку. А в финале забрызганные туфли не только напоминают, что она всё ещё не достигла своей цели, но и показывают, как изменилось её отношение к жизни после посещения родной деревни. Такэмото прекрасно умеет в незлобивой манере вскрывать личные недостатки персонажей, особенно если они связаны с психологической незрелостью. Талант Такэмото накладывает на всё свой отпечаток. По всему эпизоду он разбросал множество замечательных деталей. Но главная заслуга его раскадровок – это безукоризненная коммуникация авторского замысла. В отличие от героинь сериала Такэмото не испытывает ни малейших проблем с выражением эмоций. Его приёмы чрезвычайно эффективны, но они не кажутся хладнокровно просчитанными. Скорее, дело в бесстрашной уверенности, которую он приобрёл за годы режиссерской практики. Его раскадровки выстраивают идеальный ритм и с первой попытки доносят до аудитории чувства героев, не тратя потом время на повторения. Хотя лично я обожаю копаться в специфических особенностях стиля разных авторов, иногда важно напоминать себе, что вычурные фокусы являются лишь средством передачи идей или эмоций, а не самоцелью. И мало кто раскрывает эмоции героев с такой легкостью, как Такэмото.

У меня нет никакого желания присоединяться к дискуссии о принципах адаптации, но вы можете догадаться о моем мнении на этот счет. Одна из моих любимых недавних экранизаций DEVILMAN Crybaby не оставила от событий оригинальной манги камня на камня, но передала дух произведения лучше любой другой анимационной версии. Подход команды данного сериала к адаптации прекрасно проиллюстрирован в этом эпизоде. Создатели аниме-версии в буквальном смысле расширяют мир книги, добавляя к нему новые места и детали.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Обычно, я разбираю работу художников-аниматоров в конце таких постов, но в этот раз неожиданные обстоятельства побудили меня уделить кое-кому особое внимание. Поработав над этим эпизодом Тика Камо вступила в ряды художников-аниматоров Kyoto Animation. Про предыдущего новичка Томоми Сато я рассказывал год назад, когда освещал Kobayashi-san Chi no Maid Dragon (оцените увлекательную выпускную короткометражку Сато LADY RAND LAND). А чтобы вспомнить людей до неё нужно поднять архивы за 2016 год. Так что событие это не рядовое и очень интригующее. Так как вся работа на студии выполняется её постоянными сотрудниками, каждое новое пополнение в семье имеет большое значение. У Камо нет броских студенческих работ, но вы можете взглянуть на практические упражнения, которые она выполняла, когда только пришла на студию. Кроме того, благодаря привычке Kyoto Animation делиться с публикой работами художников-фазовщиков и прочих младших сотрудников мы можем взглянуть на симпатичные рисунки Камо. Сразу становится понятно, что она привлекала к себе внимание задолго до повышения, как это часто и бывает. Доподлинно известно, что нас ждут новые дебюты, как аниматоров, так и фазовщиков. Похоже, что в команде Violet Evergarden будет ещё больше молодежи, чем обычно.

Но как бы здорово всё это ни звучало, позвольте мне всё же покритиковать одну из молодых сотрудниц студии. Юки Цуноду не назовешь опытным главным аниматором. Впервые она выступила в этой роли при создании фильма High Speed!: Free! Starting days и с тех пор руководила несколькими проектами, часто разделяя эти обязанности с коллегами. Она хорошо справилась даже с замысловатыми работами Футоси Нисии для «Формы голоса», но эпатажные дизайны Акико Такасэ оказались ей не по плечу. В первой половине эпизода встречается много грубовато сработанных кадров, не соответствующих изысканным стандартам этого сериала. В некоторых сценах весьма неплохая анимация кажется несколько скованной. В конечном счёте, эпизод всё равно получился впечатляющим. И я ни от кого не слышал жалоб или претензий. Если вы не помешаны на анимации, как я, вы вообще могли не заметить каких-либо проблем. Но четвёртая серия всё же проигрывает своим безупречными предшественницами. Хотя вместо Цуноды вину можно возложить на руководство – если бы у неё был напарник, ей бы хватило времени, чтобы отполировать серию и сгладить неровности.

С жалобами покончено, теперь давайте полюбуемся на отличную анимацию! Такэмото знаменит своим умением распоряжаться имеющимися ресурсами, так что, как и ожидалось, этому эпизоду есть чем похвастаться. На сей раз в роли звезды выступает Нами Ивасаки. Если я не ошибаюсь, на свой счёт она записала наиболее эмоциональные сцены с участием Айрис (простой, казалось бы, момент, в котором у неё подкашиваются ноги, изумительно прекрасен) и несколько моментов ближе к концу, в которых заметны характерные для Ивасаки развевающиеся волосы. От сцены, в которой Вайолет совершенно затмевает Айрис своим приветствием, рутинно захватывает дух, хотя во втором эпизоде есть очень похожий и ещё более роскошный момент.

Эпизод 5

Раскадровки: Наоко Ямада

Режиссёры эпизода: Харука Фудзита, Синпэи Сава

Главный аниматор: Тиёко Уэно

Ведущие аниматоры: Ёсинори Урата, Фумиэ Окано, Сана Судзуки, Аои Окуно, Аои Мацумото, Кёхэи Андо, Тиёко Уэно

Рёскэ Сиракава, Саэко Фудзита, Сумирэ Кусано

Знаете, что может сравниться с участием Такэмото в создании эпизода? Внезапное возвращение Наоко Ямады к работе для телевидения. Учитывая, что через два месяца выходит в прокат её новый фильм, я предполагал, что у неё не будет времени на участие в этом проекте. Однако, здоровый производственный цикл сериала позволил случиться такому вот маленькому чуду. Её рука чувствуется с первых мгновений, а к финалу Ямада раскрывается во всей красе. Шарлотта, принцесса и центральная фигура эпизода – пылкая, неуверенная в себе, непостоянная, ранимая, но при этом исключительно сильная девушка. Этот коктейль эмоций будто специально приготовили для Ямады. Она рассказывала, что во время производства «Формы голоса» упрямо старалась обратить внимание зрителей на недостатки и эгоистичные поступки главной героини Сёко, чтобы та не казалась им совершенным ангелом. Ямада обожает исследовать человеческие несовершенства. Если бы она руководила экранизацией Violet Evergarden, это была бы совсем другая история. Которая, наверняка, больше соответствовала бы моим вкусам. Но даже небольшая порция волшебства Ямады заставила меня от всей души сопереживать этому романтическому рассказу вместе с жителями двух замешанных в нём королевств.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Разбирать в данном формате настолько насыщенные эпизоды, пусть даже и не слишком богатые на события – это то ещё мучение. Слишком много вещей хочется упомянуть и обсудить. Проблески собственного стиля Харуки Фудзиты гармонично сочетаются с раскадровками Ямады, оказавшей на неё наибольшее влияние из всех работников студии. Режиссерские приемы ловко превращают день рождения Шарлотты в удушающую муку. Характеры персонажей выражаются через их позы и осанку. В тот момент, когда Вайолет принимает решение пойти против правил, наше внимание концентрируют на значке с эмблемой школы Кукол. Принцесса одевает один роскошный наряд за другим. А для долгожданного воссоединения с возлюбленным в знакомом им месте она надевает те же цвета, что и при их первой встрече. Хоть Ямада и не самая прагматичная рассказчица, она позаботилась о нескольких приятных повествовательных деталях. Например, Вайолет сразу узнает писательскую манеру своей коллеги, когда знакомится с полученным письмом. Но всё же сюжет здесь не так важен, как эмоции. То, как лаконично и ёмко Ямада расписывает трогательные отношения принцессы и её гувернантки – прямое тому подтверждение. Прощальные моменты двух этих женщин – настоящая эмоциональная кульминация эпизода.

Впрочем, несмотря на наличие столь интересных персонажей, наверное самой прелестной особенностью серии оказалась глубоко продуманная связь между двумя странами и их гербовыми цветами. Связь эстетическая, конечно, но также и символическая. Снова, как и в «Форме голоса», цветы играют у Ямады две роли: на языке флориографии они обозначают вполне конкретные вещи, но и непосвящённому зрителю могут рассказать много интересного. Идея охарактеризовать две страны-соперницы цветами замечательна уже сама по себе. Забавно было заметить, что эти цветовые различия влияют даже на выбор гражданами вина во время финальных торжеств. Скорее всего, мы больше не увидим эти королевства-соседи, но такие вот комичные детали подарили двум странам замечательное своеобразие.

Раз уж я заговорил о месте действия, давайте еще раз взглянем на задники. Как бы прекрасна ни была штаб-квартира главных героев, посещение новых мест открывает восхитительные творческие возможности. Кроме очевидного технического мастерства художников я очень ценю, что одного взгляда на новые пейзажи бывает достаточно, чтобы составить представление о местном климате, истории и социальной обстановке. Еженедельные клипы, рассказывающие о стадиях производства, добрались-таки до эпизода о создании фоновых рисунков, так что вы можете увидеть краткое изложение всего процесса, от схематичных набросков до законченных пейзажей в Photoshop. Используются для рисования и другие подходы. Некоторые задники по традиции рисуются с помощью плакатных красок – на этих фотографиях, сделанных во время работы над сериалом, можно заметить на столах у художников необходимые для рисования фонов инструменты. Кстати, о редких подходах: полюбуйтесь на так называемый кадр-гармонию, нарисованный аниматором, а затем раскрашенный командой художников. Когда-то этот прием был одним из самых знаменитых и характерных для всей аниме-индустрии!

「ヴァイオレット・エヴァーガーデン」制作風景公開第4弾!
「原画(総作監修正)」から始まり「動画(中割り)」「ペイント」と続き、
今回は背景スタッフの仕事の様子です。ソフトを使いこなし細やかに描き上げていきます。 #VioletEvergarden https://t.co/XXr1vO8cca
Violet Evergarden. Детали производственного процесса

В данном эпизоде роскошно практически всё, и главный аниматор Тиёко Уэно сыграла в этом большую роль. Я уже говорил о её способности оживлять сложнейшие дизайны с сохранением мельчайших деталей. В данном случае стоит обратить внимание на огромное количество сделанных ею поправок. Все эти бесчисленные кадры с тонкими прядями волос, яркая “актерская” игра и дотошно артикулированные действия однозначно напоминают о её стиле. Труды Уэно достойны всяческого уважения даже в отрыве от производственного контекста. Но совсем не по себе становится, если вспомнить, что между её предыдущим эпизодом и этим прошло очень мало времени. Что подводит нас к следующей теме разговора…

Что за чертовщина творится на этом проекте? Я знаю, многие из вас читают эти посты как раз для того, чтобы получить ответ на этот вопрос. Но, честное слово, Violet Evergarden - это один из самых загадочных анимационных проектов на моей памяти. Уэно уже отработала главным аниматором на двух эпизодах, втором и пятом. Не отстают от неё и другие специалисты. Синпэй Сава сидит в режиссёрском кресле две недели подряд. При этом он помогал в работе над премьерным эпизодом и продолжает исполнять свои обязанности аниматора. Скромная команда художников-аниматоров почти в полном составе перекочевала из третьего эпизода в пятый. Да и вообще для такого первоклассного проекта круг участников кажется до смешного крохотным. Знаю, я много раз говорил, что для телевизионного аниме главный ресурс - это время. Данному проекту был предоставлен очень комфортный график. Но это не объясняет, почему в работу вовлечено так мало людей. Я уже начал задумываться, не изменился ли в принципе подход Kyoto Animation к работе над аниме? Достроив новую студию и расширив штат они, возможно, решили начать сегментировать производство, делить сотрудников на небольшие команды, чтобы одновременно работать над несколькими проектами. Таким образом обычные аниме-компании сотрудничают со своими дочерними студиями. Пока слишком рано что-то утверждать. Несомненно только то, что эта и без того нестандартная студия реализует крайне необычный замысел.

После того как я поздравил Тику Камо с её дебютом в четвертом эпизоде было бы невежливо проигнорировать ещё одно событие. Позвольте напоследок отметить, что фазовщица Сумирэ Кусано тоже дебютировала в качестве аниматора. В этой серии она занималась только подчисткой, но учитывая, что она уже какое-то время рисует для студии рекламные иллюстрации, ей непременно должны доверить собственные анимационные фрагменты в самом скором времени.

Выпуск №5

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

В очередной раз один из ветеранов Kyoto Animation воплотил в жизнь чрезвычайно приятную главу в приключениях Вайолет Эвергарден. Это отличный повод поговорить о его блестящем творческом методе, а также о том, как студия подходит к производственному процессу в целом. Времена меняются!

Эпизод 6

Раскадровки, Режиссёр эпизода: Итиро Миёси (Ёсидзи Кигами)

Главный аниматор: Юки Цунода

Ведущие аниматоры: Нами Ивасаки, Хидехиро Асама, Кота Сато, Рё Мияки, Тика Камо

Возможно, этому сериалу вообще не суждено сложиться в единое, гармоничное целое, но за последние недели мы увидели несколько замечательных самостоятельных маленьких историй. Этот эпизод тоже пришёлся мне по душе, несмотря на всю его простоту. Юноша влюбляется в девушку. Его односторонняя влюблённость приводит к приятному и полезному для обоих людей знакомству. Мне нравятся такого рода сюжеты. Главным виновником торжества в этот раз стал режиссёр и автор раскадровок Ёсидзи Кигами, который выскочил как чёрт из табакерки и подхватил знамя, поднятое его выдающимися коллегами. Никто ничего подобного от него не ожидал, потому что в декабре Кигами написал в студийном блоге, что за последние несколько месяцев не брал на себя режиссёрские обязанности, дабы сосредоточиться на работе аниматором (он время от времени так поступает, если у студии возникает подобная необходимость). Разумеется, все заинтересованные наблюдатели пришли к выводу, что этому сериалу придётся обойтись без его режиссёрского видения. Но, как выясняется, к декабрю Кигами уже давно завершил работу над своим эпизодом благодаря невероятно удобному производственному графику. Такой подход резко контрастирует с расписанием большинства аниме-проектов, в которых работа над эпизодами заканчивается за считанные дни до трансляции.

Поклонники и профессиональные критики часто восхищаются чрезвычайно продуманными раскадровками Кигами, которые по сути можно считать за черновые ключевые кадры. Но, как по мне, его понимание законов анимации этим далеко не исчерпывается. Взгляните хотя бы на пролог эпизода: кадры изящно перетекают друг друга, и не только для красоты. Режиссёр естественным образом направляет взгляд и внимание зрителя (дверь открывается, дверь закрывается, человек выходит наружу), при этом быстро передавая нам информацию о нескольких ключевых местах действия. Эпизод наполнен такими вот изящными приёмами и их неприметным волшебством. Например, при первой встрече Леона и Вайолет камера следует за безразличным взглядом юноши вплоть до того момента, когда он по-настоящему замечает девушку и поражается её красотой. Я не прошу вас забыть о других достижениях Кигами. Можете и дальше называть его «тем выдающимся аниматором из Kyoto Animation, который работал над «Акирой» или «режиссёром, который составляет раскадровки из ключевых кадров». Я просто хочу обратить ваше внимание на то, что после нескольких десятилетий работы в индустрии его понимание искусства анимации достигло поразительных высот. Судя по всему, у него нет какого-то уникального собственного видения, и он не претендует на роль полноценного творческого руководителя, но когда дело касается постановки отдельных эпизодов, вы вряд ли сможете найти более компетентного человека во всей индустрии.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Теперь я бы хотел отложить этот милейший эпизод в в сторону и поговорить немного о подходе студии к производству всего сериала, потому что он удивительным образом отличается от её стандартных практик. По традиции Kyoto Animation все сотрудники работают над всеми проектами. Руководители могут сосредоточиться на своих собственных фильмах и сериалах, но остальные художники и аниматоры вносят лепту в каждое произведение, тем самым ещё больше укрепляя художественную последовательность студийного ассортимента. Однако, к Violet Evergarden эта практика явно не относится. Сериал уже продемонстрировал очень внушительных режиссёрский состав, но студийное отделение из Осаки вообще не участвует в производстве, половина ведущих мастеров не принимает в нём участие, а список аниматоров необычайно ограничен. Было бы нелепо даже предполагать, что для студии этот проект считается второстепенным, потому что им занимаются их лучшие люди, а выдающиеся результаты их работы заслуживают всяческой похвалы. Хотя на данном этапе производства команда несколько сбавила обороты, новые серии всё равно демонстрируют образцовый уровень качества, как для самой студии, так и для телевизионного аниме в целом. В то же время, разумно предположить, что если бы студия следовала своим традиционным методам, результаты могли бы быть ещё более впечатляющими. На производство было выделано больше времени, чем обычно, но всю работу выполняют всего несколько мастеров. Вместо того, чтобы сосредоточиться на нескольких сериях, люди работают над каждым вторым эпизодом. С одной стороны, меня восхищает, что они сумели добиться таких успехов при подобных самоограничениях. С другой стороны, если студия собирается сделать этот подход нормой, я не могу не волноваться о возможных негативных последствиях.

Давайте взглянем на создание Violet Evergarden с точки зрения организации анимационного производства. Я как-то назвал производственных ассистентов невоспетыми героями индустрии и от своих слов отказываться не собираюсь. Эти люди никогда не сидят на месте. Они следят за тем, чтобы все задания были выполнены, все материалы доставлены. Они поддерживают связь со всеми департаментами студии и творческими людьми, вовлечёнными в создание эпизода. А после того, как суматошные приключения подходят к концу, ассистенту поручают следующую серию, и весь процесс повторяется с самого начала. Если вы смотрели Shirobako, вспомните о том, какие обязанности выполняла Миямори после поступления на работу. Теперь забудьте о украшательстве и оптимизме художественного произведения, прибавьте ещё больше стресса, и вы получите представление о работе ассистента. В Kyoto Animation дела обстоят несколько иначе. Роль ассистентов на студии выполняют так называемые управляющие производством. Им не нужно собирать материалы из нескольких источников, потому что все проекты от начала до конца создаются в стенах студии. Так как производство нескольких последовательных эпизодов может быть сосредоточено в одном здании, ассистенты часто обслуживают по нескольку серий подряд, тогда как в других компаниях они сменяются с каждой серией. Конечно, роль управляющих не стоит умалять. На каждый проект в среднем приходится от четырех до семи таких специалистов. У студии есть примерно десяток управляющих, работающих в разных офисах. Однако, производством Violet Evergarden занимаются всего два человека, Юка Накагава и Такахиса Фудзита. В любом другом сериале, выпущенным студией за последние годы, к шестому эпизоду в титрах успевало отметиться вдвое больше ассистентов. Это ещё более очевидный знак, что для работы над данным проектом ресурсы были распределены совершенно по-новому.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Если все эти рассуждения показались вам слишком сумбурными, позвольте мне выразиться проще: Kyoto Animation сейчас функционирует, как многопоточная производственная компания. Либо это временная мера, вызванная большими нагрузками, либо это полноценная реорганизация, связанная с недавним расширением. Сотрудники всё так же постоянно переходят из команды в команду, поэтому не стоит думать, что внутри студии образуются независимые подразделения, как на студиях BONES и Sunrise. Однако, теперь KyoAni ближе подошла к их модели производства. Очевидное достоинство такого подхода заключается в том, что сотрудники не станут отвлекаться на всё подряд и сосредоточатся на конкретных проектах, не боясь, что их будут торопить. Столько же очевидный недостаток сводится к тому, что талантливых людей поделят на группы, и им будет сложнее друг другу помогать. Нам всем придётся подождать и понаблюдать за дальнейшими событиями, но на Violet Evergarden такой подход к производству уже оказал серьёзное влияние.

В чём это влияние заключается? Ну, для примера, все ключевые кадры шестого эпизода нарисовала та же группа из пяти специалистов, которая работала над четвёртым. И снова в роли главного аниматора выступила Юки Цунода. Я как и раньше считаю, что она ещё не способна в полной мере поддерживать высокий уровень детализации, к которому стремится Violet Evergarden. На сей раз это можно заметить в первую очередь по кадрам, в которых присутствуют второстепенные персонажи на заднем плане. Обычно их внешность расписывают с огромным тщанием, дабы поддержать иллюзию того, что мир сериала наполнен множеством разнообразных историй, а мы наблюдаем лишь за одной из них. У этого эпизода не получается достичь подобного эффекта. Даже если времени у команды было достаточно, при ограничении количества участников возникает ещё одна проблема – те специалисты, чей творческий стиль не слишком подходит проекту, будут вынуждены взять на себя слишком большой объём работы. К счастью, Цунода командует очень сильной командой аниматоров, так что и в этом эпизоде не обошлось без выдающихся фрагментов. Раскадровки Кигами расписывают действия персонажей с ошеломительной скрупулёзностью, а аниматоры уверенно передают все тонкости и силу эмоций персонажей. Нами Ивасаки последовательно укрепляет свою репутацию одного из ведущих аниматоров студии, и в этом эпизоде она снова показала себя с лучшей стороны.

Выпуск №6

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

В этом эпизоде нас ожидает интересная смена тона. Своей пышностью и вычурностью он напоминает самую первую серию, и для повествования имеет такое же большое значение. В этот раз мы снова поговорим о производственном процессе и конкретных деталях, о которых спрашивали наши читатели. Например о том, какие инструменты используются для создания сериала.

Эпизод 7

Раскадровки, Режиссёр эпизода: Такуя Ямамура

Главный аниматор: Мику Кадоваки, Тиёко Уэно, Юки Цунода

Ведущие аниматоры: Тацуя Сато, Минору Ота, Маико Хадо, Юрика Оно

Рёхэи Мута, Каё Хикияма, Сэия Кумано, Кэита Нагахара, Томоми Сато, Момока Ёсидзаки

После просмотра самого первого эпизода я ожидал от сериала чего-то подобного: личных трагедий, поданных с грандиозным апломбом, способным затмить общую слащавость сценария. Эпизоды за авторством Ясухиро Такэмото и Наоко Ямады получились куда менее высокопарными. Но мне кажется, что надрывный, вычурный стиль подходит Violet Evergarden лучше всего. Это визуально роскошное произведение, которое беззастенчиво давит зрителям на жалость, но делает это искренне и с размахом. Кульминация седьмой серии идеально иллюстрирует этот подход. Умопомрачительно амбициозная в техническом плане сцена провоцирует поток душераздирающих воспоминаний главного героя, нарисованных самым ярким студийным специалистом по анимации персонажей. Как уже было сказано, я не поклонник такого рода произведений. Но должен признать, свою задумку авторы реализуют с блеском. Я одновременно смотрю этот сериал и Sora yori mo Tooi Basho. Общими силами они успешно приучают меня к просмотру аниме про персонажей, которые много и громко кричат о своих личных проблемах и эмоциях.

Ответственность за этот эпизод несёт в первую очередь Такуя Ямамура. Ещё в октябре на одном из студийных мероприятий его спрашивали о том, посодействует ли он созданию данного сериала, и Ямамура тогда ответил уклончивым «Да», хотя к тому времени уже закончил работу над своим эпизодом. В его участии нет ничего удивительного, но вполне понятно, почему он решил тогда отмолчаться. Создатели не хотели раскрывать заранее насколько важна для них седьмая серия. Полагаю, сериал не случайно вернулся к стилистике и тону премьерного эпизода. Ведь именно на этой неделе повествование сделало свой пока что самый решительный шаг вперёд. Сквозной сюжет меня всё равно интересует меньше, чем индивидуальные истории персонажей, но я признаю, что Ямамура проделал выдающуюся работу. Особенно впечатляет сцена, в которой Вайолет мучительно переживает свои ужасные воспоминания: монтажный переход от её живых окровавленных рук к их механическим заменам, удачная композиция сцен, диалог прошлого с настоящим. Честное слово, я даже не представлял, что именно авторам нужно сделать, дабы заставить меня начать сопереживать Вайолет, но этот эпизод сделал первые шаги в нужном направлении. У меня есть определённые претензии к общей структуре сценария, но я понимаю, почему повествование так медленно раскачивалось и так долго добиралось до этого момента. И я рад, что важнейший сюжетный поворот был исполнен с безупречным мастерством.

Завершая разговор о самом эпизоде я должен отметить одну особенность сериала, которая постепенно становится одним из его главных достоинств: мне очень нравится, что у каждой серии есть свой собственный цвет. И я говорю не о каком-то конкретном тоне, а о целой цветовой палитре, создающий для каждой истории особенный образ. В данном эпизоде преобладают зелёные, желтые и красные цвета. Эти оттенки и их сочетания совершенно не похожи на то, что нам довелось увидеть в предыдущих приключениях Вайолет. С тех пор как главный сюжет ушёл на второй план и сериал сосредоточился на коротких историях, каждый эпизод раскрашивается по-своему. Создатели умело эксплуатируют самые сильные стороны эпизодического формата.

Если вы читали предыдущий пост о шестом эпизоде, вы наверняка помните мои пространные рассуждения о том, что сотрудники Kyoto Animation, судя по всему, изменили своему привычному подходу к производству, и поэтому над данным проектом работает непривычно ограниченный круг специалистов. В этот раз впервые производство было перенесено из Киото в Осаку, где располагается подразделение студии под названием Animation Do. Я надеялся, что это радикально повлияет на состав исполнителей, но ничего подобного не произошло. Тиёко Уэно и Юки Цунода из Киото снова возглавили команду аниматоров. Они контролировали этот процесс в пяти эпизодах из семи. Включая даже этот, сделанный в другом городе. Их коллега, главный аниматор Мику Кадоваки, скорее всего, готовит к выходу экранизацию Tsurune, так что неудивительно, если у неё не хватает на всё времени. Но кроме этого в титрах отсутствуют имена нескольких местных аниматоров, и вообще вклад сотрудников Animation Do в работу над Violet Evergarden куда скромнее, чем в любой другой сериал студии. Обычно ребята из Осаки берут на себя 3-4 эпизода в каждом проекте, иногда получая указания от киотских режиссёров. В этот раз ничего такого мы явно не увидим. Как и раньше, всё это подводит нас к выводу, что продюсеры KyoAni решили сегментировать производство и поделить сотрудников на команды, занимающиеся конкретными проектами. Многие люди в Do, скорее всего, уже начали рисовать третий сезон Free!

Я долго говорил о людях, которые не принимали участие в создании седьмого эпизода. Под конец стоит сказать пару слов об аниматорах, которые над ним действительно работали. Тацуя Сато подарил истории её эмоциональную кульминацию, но в более ранней вспышке эмоций главного героя тоже можно заметить следы его стиля. В этот раз Сато более сдержан и академичен, чем обычно. Но как бы он себя ни ограничивал, Сато неподражаемо передаёт бурные человеческие эмоции. Стоит отметить образцовую работу аниматоров, занимавшихся подчисткой и прорисовкой. Можно порадоваться и телевизионному дебюту Момоки Ёсидзаки в качестве ведущего аниматора. Но интереснее всего присутствие в титрах Кэиты Нагахары, который покинул студию некоторое время назад. В качестве внештатного сотрудника он в этом сезоне трудился над третьим эпизодом Darling in the Franxx, вступительными титрами и третьим эпизодом Koi wa Ameagari no You ni и первыми пятью эпизодами Slow Start. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что когда он приступил к работе над всеми этими сериалами и их ранними эпизодами, седьмая серия Violet Evergarden уже давно была закончена. В очередной раз остаётся только восхищаться производственным графиком данного проекта.

Студия, наконец, выложила в сеть все ролики, рассказывающие о производственном процессе сериала, и составила из них небольшую компиляцию. Это отличный повод ответить на вопросы любопытных читателей, которые спрашивали об инструментах, используемых для создания аниме. Давайте пройдёмся через весь процесс шаг за шагом:

Анимация: Ключевые кадры, промежуточные кадры, подчистка и прорисовка – всё до сих пор делается вручную и на бумаге. Учитывая необычный подход KyoAni к производству, при переходе на цифровое рисование им бы пришлось покупать личные планшеты для всех своих сотрудников, как это делают сейчас на студии Tatsunoko. Думаю, давление со стороны молодых сотрудников в конце концов вынудит студийных боссов всерьёз задуматься об этой идее, но пока что всё делается по старинке.

Раскраска: RETAS STUDIO PaintMan HD. Но Photoshop тоже набирает популярность, потому что студия последнее время начала использовать Adobe Creative Suite для многих задач. Причина, по которой большая часть работы делается в PaintMan заключается в том, что к RETAS STUDIO прилагается программа TraceMan HD, удобная для сканирования чистых промежуточных кадров.

Фоны: Цифровые рисунки создаются в Photoshop, традиционные используют плакатные краски. Хотя цифра уже стала нормой, вы, возможно, заметили многочисленные прекрасные примеры нарисованных на бумаге задников. Их авторов в титрах указывают отдельно.

3DCG: В основном используется Autodesk 3ds Max.

Фотографирование: Процесс цифрового композитинга осуществляется в Adobe After Effects. Это норма для всей индустрии.

Выпуск №7

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

История о том, как Вайолет переживает и принимает потерю близкого человека, завершается в этих двух феерических эпизодах, которые могли бы стать грандиозной кульминацией всего сериала. Возможно, так сценаристам и нужно было поступить. Пока мы ждём, что же сюжет предложит нам дальше, давайте взглянем на проделанную талантливыми режиссёрами работу и превратности производственного процесса.

Эпизод 8

Раскадровка, Режиссёр эпизода: Синпэи Сава

Главный аниматор: Кохэи Окамура

Ведущие аниматоры: Сэиити Акитакэ, Нобуаки Маруки, Синпэи Сава, Таира Ямагути, Нами Ивасаки, Кохэи Окамура, Кота Стао, Саяка Ватанабэ, Тихару Курода, Фумио Тада (Ёсидзи Кигами)

По отношению к этому эпизоду я испытываю смешанные чувства. Прежде чем начать жаловаться, я должен признать, что сквозной сюжет о прошлом Вайолет оказался гораздо лучше, чем я боялся. Блестящий финал седьмого эпизода под руководством Такуи Ямамуры положил начало возрождению всей сюжетной линии. Но всё же я беспокоился не зря. Одно из моих опасений воплотилось в реальность. По моему мнению, нахрапистая сентиментальность Violet Evergarden подходит для коротких личных историй длиной в одну серию, но когда тот же самый подход применяется к длинной и сложной истории о прошлом Вайолет, повествование становится довольно неуклюжим, а злодейские персонажи превращаются в нелепые карикатуры. Я не попрекаю сериал за его склонность к чрезмерной драматизации. Этот подход по большей степени себя оправдал, и даже этому эпизоду не слишком помешал благодаря прекрасной режиссуре. Но более сдержанный, продуманный, нюансированный подход к написанию сценария пошёл бы истории на пользу.

Переходя к похвалам, начать нужно с Синпэя Савы, режиссёра и создателя раскадровок для эпизода. Когда примерно год назад он дослужился до режиссёрского кресла, я представлял себе именно такого рода эпизоды, выходящие из под его карандаша: с акцентом на активные действия, с масштабными сценами, которые всегда считались специализацией этого опытного аниматора. Восьмой эпизод не испытывает недостатка в эмоциональных сценах. Режиссёр с умом манипулирует цветовой палитрой (например, когда он приглушает цвета во время возвращения Вайолет к своему старому дому) и потихоньку начинает нащупывать свой собственный кинематографический стиль. Тем самым Сава доказывает, что он не только мастер сакуги и специалист по боевым сценам. Хотя сражения всё равно удаются ему лучше всего. Возможно, в этот раз он даже анимировал одно из них лично. Сава очень много сил вложил в этот сериал, ассистировал режиссёрам половины эпизодов. Но именно восьмую серию мы в полной мере можем считать его творением.

Естественно, компанию Саве составили многие другие искусные аниматоры. Этот эпизод затмевает всех своих предшественников звёздным составом исполнителей: Сэиити Акитаке (который, как мне кажется, анимировал несколько ярких моментов из начала эпизода, изобилующих вычурными позами и резкими размытыми движениями, столь нехарактерными для сдержанного стиля сериала), помешанный на деталях Нобуаки Маруки, кандидаты на повышение Таира Ямагути и Нами Ивасаки, плюс новый главный аниматор Кохэи Окамура, который позаботился о том, чтобы каждый кадр был отполирован до блеска. Главный же сюрприз поджидает в самом конце списка ключевых аниматоров. Там под псевдонимом Фумио Тада скрывается никто иной как Ёсидзи Кигами. Возможно, вы помните, что списки ключевых аниматоров в титрах сериалов KyoAni составляются по старшинству, причём имена главных специалистов указываются в конце. В этот раз самым последним было указано имя Кигами, перед ним подвинулся даже режиссёр Сава. Я не сомневаюсь, что Кигами заслужил это место, учитывая что он, по-видимому, анимировал всю сцену финального штурма. Его фирменные рисованные от руки эффекты можно подметить в каждом кадре. Кигами вряд ли когда-нибудь удастся прославиться так же широко, как некоторым его коллегам, но вклад этого человека в творчество студии совершенно неоценим.

Эпизод 9

Раскадровка, Режиссёр эпизода: Ясухиро Такэмото

Главный аниматор: Тацунари Маруко, Кохэи Окамура

Ведущие аниматоры: Кунихиро Ханэ, Саэ Савада, Ами Курики, Юки Ёкояма, Сихо Морисаки,

Хироси Карата, Рёсуке Сиракава, Саэко Фудзита, Сумирэ Кусано

На предыдущем эпизоде сериал слегка споткнулся и продемонстрировал слабые стороны своего повествовательного стиля. В этом эпизоде он, наоборот, показал всю силу выбранного подхода. Ясухиро Такэмото скроил историю мощную, беззастенчиво эмоциональную, местами удивительно жестокую, но, в конечном счёте, чрезвычайно жизнеутверждающую. Как я уже упоминал в разговоре о 4 эпизоде, уверенный авторский почерк Такэмото сразу бросается в глаза. Он полностью контролировал создание этого эпизода и наполнил его множеством увлекательнейших деталей. Изощрённые механические руки героини с самого начала были визитной карточкой сериала и символом роскоши, которую данный проект может себя позволить. В этом эпизоде они используются, как традиционное напоминание о кровавом прошлом Вайолет, но также для наглядной демонстрации её нынешних страданий. Вайолет отгораживается от мира. Она отвергает как своих новых товарищей, которые беспокоятся и присматривают за ней, так и саму себя – того человека, которым она стала. В конце концов, она видит результаты своих трудов и делает первые попытки принять себя такой, какая она есть. Раньше Вайолет отчаянно цеплялась за прошлое, воплощённое в памятном подарке любимого человека, теперь её поддерживает новое призвание в жизни. Птица вырвалась из клетки и пустилась в свободный полёт. Звучит слишком мелодраматично? О да, и ещё как. Но реализована эта мелодрама просто феноменально, ничего подобного я себе даже представить не мог.

Теперь больше всего меня интересует, как сериал собирается продолжать повествование после эпизода, который мог бы стать идеальным финалом для всего рассказа. Не столь важно, какие именно события за ним последуют. Гораздо важнее, какие шаги создатели предпримут, чтобы сохранить мощный эмоциональный импульс, заданный последними сериями. Я ничего особенного не жду от итоговой кульминации, к чему бы нас там ни подводили. Я лишь надеюсь, что сценаристы подарят нам еще несколько трогательных эпизодических историй, которые стали главным украшением первой трети сериала. Естественно, с такого рода проблемами приятно иметь дело. Вот беда, финал второго акта слишком безупречен! Но мне действительно очень интересно, что же нам покажут в оставшихся 4+1 эпизодах.

Как бы хороша ни была эта серия, качество анимации в этот раз, к сожалению, немного просело. Снова напомнила о себе ограниченность состава исполнителей. Обязанности главных аниматоров взяли на себя Тацунари Маруко, которому всегда тяжело даются произведения с большим количеством деталей, и… Кохэи Окамура, который отвечает за второй эпизод подряд. В результате, даже важнейшие, кульминационные сцены местами выглядят грубовато, во всём эпизоде ощущается определённая скованность, ему недостаёт традиционного для сериала лоска. Конечно, продуманы и поставлены сцены просто замечательно, нервный срыв Вайолет в полной мере передаёт её душевную боль, а вступление за авторством Кунихиро Ханэ не чурается необходимой жестокости. Полагаю, это моя любовь к анимации заставляет меня требовать ещё больше от всесторонне выдающегося эпизода. В этой серии Юки Ёкояма дебютировала на телевидении в качестве ведущего аниматора. Средний возраст команды, работавшей над серией, был ещё ниже, чем обычно. Мне не стоит так уж сильно придираться к этим ребятам!

Выпуск №8

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Ожидаемо автономная короткометражная история из этого эпизода оказалась самой сильной и эмоционально заряженной во всём сериале, наглядно продемонстрировав, какое огромное значение для повествования может иметь режиссёрское видение. Серии, подобные этой, предоставляют нам идеальную возможность познакомиться с творческими методами их создателей!

Эпизод 10

Раскадровка, Режиссёр эпизода: Таити Огава

Главный аниматор: Нобуаки Маруки

Ведущие аниматоры: Рёхеи Мута, Каё Хикияма, Сэия Кумано, Томоми Сато, Момока Ёсидзаки, Фумио Тада (Ёсидзи Кигами)

Сэити Акитакэ, Саяка Ватанабэ

Тацуя Сато, Юрика Оно

На прошлой неделе я заметил, что считаю 9 эпизод идеальным завершением сюжетной линии Вайолет. Несомненно, ещё многое можно сказать о её страданиях от посттравматического стрессового расстройства и преодолении психологических проблем, но сериал уже подарил аудитории заветный катарсис, к которому стремился с самого начала, поэтому всё, что последует за ним, неизбежно будет ощущаться, как необязательное дополнение. Я выразил тогда желание увидеть больше отдельных эпизодов с сильными эмоциональными историями… И теперь почти жалею о своих словах. Я остался в восторге от десятого эпизода, но мне пришлось пожертвовать огромным количеством салфеток, чтобы не затопить свой дом слезами. События этого эпизода так же предсказуемы, как и эффективны. Режиссёр Таити Огава превратил печальную, но оптимистичную историю о больной матери и её маленькой дочери в сокрушительное эмоциональное оружие.

Некоторые сюжетные ходы превращаются в повсеместно используемые клише из-за своей безусловной эффективности. Если реализовать их с безупречным мастерством, они могут представлять серьёзную опасность для душевного спокойствия зрителей. В финале этой серии начинает реветь даже сама Вайолет, и делает она это не только для того, чтобы отправить нас в сентиментальный нокаут. Её эмоции лучше всего доказывают, что для этой истории было выбрано идеальное место в общем повествовании. Вайолет проявляет отзывчивость по отношению к маленькой Анне на протяжении всего их знакомства. Она достаточно окрепла духом, чтобы поддерживать человека, которого ожидает потеря близкого родственника. Она с нежной теплотой объясняет девочке, что все письма заслуживают того, чтобы дойти до получателя. Дело не только в нехарактерной для прежней Вайолет вспышке эмоций в финале. Всё её поведение в этой серии свидетельствует о выдающемся духовном росте. На первый взгляд эта прекрасная история кажется совершенно самостоятельной, но на проверку оказывается, что она многое даёт и сквозному повествованию.

Violet Evergarden. Детали производственного процесса

Со времён его дебюта в 2012 году Огава постепенно мужал и развивался, как режиссёр. Недавно он сделал свой самый большой и решительный шаг вперёд, выступив в качестве постановщика полнометражного фильма Todoketai Melody, воспроизводящего события второго сезона Hibike! Euphonium. Вместо того, чтобы банально пересказать содержание серий Огава переосмыслил события сезона, избавился от несущественных деталей и добавил несколько новых сцен, сделав историю более стройной и целеустремлённой. Его прагматичный, эффективный подход хорошо ощущается и в данном эпизоде. Что неудивительно, ведь он взялся за него сразу после окончания работы над фильмом. Во всей серии нет никого и ничего лишнего (хотя некоторые визуальные изыски сразу бросаются в глаза, и мне даже не надо объяснять, кто до недавнего времени был творческим наставником Огавы), все усилия режиссёра направлены на достижение определённых целей. Один из самых очевидных примеров – это демонстрация быстротечности времени всеми доступными способами. Эти кадры постоянно напоминают нам, что Вайолет ненадолго приехала к этим людям. Они не дают ни на минуту забыть о неизлечимой болезни матери семейства, и заодно готовят нас к трогательному эпилогу, охватывающему многие годы из жизни героини. Я также хотел бы обратить ваше внимание на более утонченный, деликатный режиссёрский приём. Огава помогает зрителям поставить себя на место Анны, в буквальном смысле показывая нам мир её глазами. Большую часть событий нам показывают с прекрасных, но обезличенных ракурсов. Однако, Анна сразу подчиняет камеру своей воле. Вместе с Анной камера подглядывает в окно, вместе с Анной дрожит от выплеснувшихся наконец эмоций. Кроме того, аниматоры очень аккуратно и вдумчиво передают характер девочки через движения. Неудивительно, что она притягивает к себе внимание и вызывает такую симпатию, несмотря на то, что её история начинается и заканчивается в одной единственной серии.

Нет никаких сомнений, что чрезвычайно детальные дизайны персонажей тяжким бременем ложатся на всех участников производственного процесса. Но если найдется на студии человек, которого они не страшат, это будет Нобуаки Маруки. Может быть, он не так помешан на деталях, как Тиёко Уэно, но этот аниматор раз за разом подтверждает своё мастерство в создании изощрённых анимационных фрагментов, находя баланс между чёткостью рисунка и плавностью движения. Сама Юкико Хоригути хвалила совместную работу Маруки и Огавы над Tamako Love Story. В течение долгого времени Муруки почти не участвовал в работе над сериалом. Вполне естественно, что когда он взялся-таки за дело, на него взвалили самый эмоционально нагруженный эпизод. В одной сцене Вайолет обливается слезами, в другой ведёт трогательный разговор с безутешной Анной (возможно, Ёсидзи Кигами тоже внёс свою лепту в его создание). Это простые, реалистичные сцены, но они невероятно, поразительно экспрессивны. И посмотрите, сколько усилий приложили аниматоры, чтобы даже в самых незначительных сценах с участием Анны точно воспроизвести правдоподобное детское поведение. Поправки Маруки наполнили эпизод роскошными кадрами. Специалисты по раскраске постарались не отставать от него и насытили изображения эффектными оттенками, отражающими обстановку и освещение. Даже учитывая высочайшие стандарты Violet Evergarden создатели этого эпизода выложились по полной программе.

Говоря о людях, вовлечённых в создание десятой серии, я не могу обойти стороной весьма необычный состав ведущих аниматоров. Несмотря на то, что главные роли в производстве достались специалистам из Киото, командовать им пришлось в основном аниматорами из Осаки. Не самая странная ситуация, бывает и такое. Но обычно в Осаке работают над 3-4 эпизодами из каждого сериала студии, а в этот раз они с оговорками приняли участие всего в двух. Ещё более странно, что среди осакских аниматоров затесался киотский мастер Ёсидзи Кигами, а по двое аниматоров из каждого города получили особое упоминание в титрах. Обычно, титры произведений KyoAni бывают весьма информативны. Они не сообщают кто над чем работал, но уведомляют нас о роли каждого человека в производстве. В этот раз по титрам совершенно ничего невозможно понять. Что-то прояснится только когда студия поделится с нами комментариями создателей. Всё-таки, Violet Evergarden – это удивительно необычный проект.

Оригиналы статей:

6363 показа
4.2K4.2K открытий
9 комментариев

Можно приурочить перевод этого текста к скорому выходу в наш прокат полнометражного фильма-продолжения VE. На самом же деле, как и в случае с ретроспективой Mass Effect, я импульсивно взялся за статьи, которые давно хотел перевести, а потом уже с удивлением нашёл повод для работы над ними.

Первые несколько постов из этой серии я перевёл ещё в 18 году, просто тренируясь и набивая руку, ну а сейчас довёл дело до конца. Порой читать и переводить их было довольно непросто, ведь многих людей, о которых автор пишет с таким энтузиазмом и уважением, уже нет в живых.

Не знаю, заинтересуют ли кого-нибудь статьи про Violet Evergarden трёхлетней давности. К тому же, kViN не закончил эту серию и остановился на разборе 10 эпизода сериала. Но я считаю, что в идеале все статьи с sakugabooru.com следует перевести на русский. :) Они под завязку наполнены важной и интересной информацией. Авторы сайта знают об аниме-индустрии практически всё и обладают бездонной эрудицией. В следующий раз я постараюсь выбрать для перевода статьи на более актуальную тему.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Столько текста ради такой бездарной поделки как В.Э., где драма ради драмы и сопли ради соплей? :(

Ответить

В Эвергарден сюжет точно не слащавый

Ответить

Немного бы подредактировать текст, выглядит слишком громоздко, что отталкивает, и немного сложно читать.
Но да, не зря я называю этот сериал технодемкой от мира японских мультиков.
Даже прямо сейчас слушаю саундтрек оттуда)

Ответить

Я себе весь саундтрек оттуда скачал на устройство. До этого ни разу такого не делал, но от музыки в Вайолет Эвергарден дух захватывает

Ответить

Подредактируй. Тяжело читается. Тот же масс эффект на одном дыхании, а тут устал от 3ех минут

Ответить