Протоисекай (1983-92)

Первая часть хронологии жанра исекай.

Надеюсь на ваш фидбэк, что добавить/улучшить (звук, монтаж). Для предтеч я выбрал минимум информации о самих тайтлах, и максимум о том, что в них от исекая и как они работают с концепцией и тропами. Если вы заметили ошибку, укажите на неё — это важно!

Мы не будем касаться западного пути, Принцессы марса, Саги о вечном воителе, Удивительного волшебника из страны Оз, Хроник Нарнии, Алисы в стране чудес и других, а пойдём сразу по японскому масс-медиа.

Первым примером исекая для японской массовой индустрии, был роман 1979 года 異世界の勇士 (исэкай но ю:си — «Храбрец другого мира») за авторством Такатихо Харука (создателя Dirty Pair и Crusher Joe). В то время только формировался формат ранобэ (light novel), а исекай уже в этот формат попал. Тогда никто не знал, что именно с этой работы больше сорока лет назад, начнётся то, что все хотят закончить прямо сейчас. Сам роман был героическим фэнтези, где герой старшеклассник реинкарнировал в другой мир, чтобы победить короля демонов. И он не снискал большой популярности как те же Dirty Pair и Crusher Joe, которые превратились в циклы и получили экранизации в виде аниме. А ведь аниме нам особенно интересно.

Зарождение жанра / Протоисекай

В 70-е и 80-е в аниме-индустрии правили по сути два жанра это космооперы и экранизации западной детской литературы. И даже рядом там нет фэнтези, на котором, казалось бы, и базируется исекай. Классическое европейское или даже восточное фэнтези в аниме, до 1983 года, существовало очень опосредованно. В 1984 году выйдет Навсикайя Миядзаки, но годом ранее выходит первый аниме исекай, который фэнтези, но ещё и меха.

Seisenshi Dunbine (1983-84)

В 1983 году исекай это вообще не жанр, это просто троп, с помощью которого главного героя закидывают в любой необычный сеттинг, чтобы зритель был наравне с героем, и познавал окружение постепенно. Тут и мотивацию придумывать не надо, главный герой по умолчанию хочет домой, и инфодампы органично смотрятся. Ленивей способа моментально поместить героя в нестандартную ситуацию, тем самым заинтересовав зрителя, найти трудно.

Мотоциклист Шо Зама прямо посреди дороги перемещается в мир техно-фэнтези Бастонн Велл. Призвал его местный лорд чтобы использовать как пилота, ведь местными мехами эффективнее всего управляют земляне. Так главный герой втянут в войну, не зная как вернуться домой.

Сериал создал Томино Ёсиюки, автор франшизы Гандам, в ответ на Навсикайю, манга тогда уже выходила. И изначально речи о мехах не шло, но спонсоры настояли, так как хотели запустить в продажу игрушки роботов, что обычное дело для меха-сериалов. И проект ждал провал, рейтинги были низкими, и все сошлись на мнении что причиной стал сеттинг фэнтези (хотя проблем у сериала хватало), и поэтому создатели решили из простого исекая, сделать реверс-исекай и сменить место событий из фэнтезийного мира, в наш современный, прямо посреди трансляции. Но это полбеды, изначальный дизайн мехов был вдохновлен насекомыми, соответственно и игрушки были в том же дизайне. А детей этот дизайн пугал, из-за чего продажи были неудачными.

Само аниме представляет собой кошки-мышки, растянутые на почти 50 серий, где каждый бой заявляется как последний, но таковым не является. А луки и катапульты сосуществуют с пистолетами и зенитками.

В целом аниме скорее высказывание против милитаризма и технологического прогресса (как и Навсикайя к слову), чем об эскапизме. Героям не даётся и передышки, чтобы что-то переосмыслить. Поэтому и адаптация героев к кардинально новой ситуации происходит практически мгновенно.

Из интересного здесь необычный эндинг и яркая реакция родителей на возвращение блудного сына.

OVA (1988)

Через 4 года выйдет ова, но в ней даже исекай тропа нет.

Choujikuu Seiki Orguss (1983-84)

В том же году выходит Оргус. Вторая часть трилогии Супер Измерения (Super Dimension) после Макросса. Тоже меха, но в этот раз главного героя закидывают в будущее на 20 лет, а концепция основана на параллельных мирах.

Оргус от Данбайна отличается в основном балансом романтики и войны, в перевесом в романтику, но помимо этого здесь ещё и немного раскрывается другой мир. Например тут есть гиноиды, матриархальные общества, разные рассы с необычной анатомией. И герой реагирует на это соответственно. Однако времени уделяется этому мало. Всё-таки это меха.

Интересный факт, у Оргусса тоже были серьёзные проблемы с продажами игрушек. Но мы отвлеклись. Шаблон исекая, всё ещё не выходит за рамки тропа, пусть и используется он по разному, но в 1985 году выходит оно.

Genmu Senki Leda (1985)

Протоисекай (1983-92)

Это одно из первых героических фэнтези тех времён (а я напомню, что фэнтези ещё не в моде у японцев) и первое, которое что-то пытается сделать с тропом попаданства. И что ещё более важное, это был хит.

Школьница Ёко решается признаться мальчику, которого любит, но в последний момент отступает. И сразу после этого она попадает в другой мир. Ей предстоит победить зло и вернуться назад. Интересно тут то, что в другом мире она приобретает те качества, которых ей так не хватало, чтобы признаться. Йоко изначально хотела сбежать из своего мира, читай эскапизм, но со временем захотела вернуться назад.

Это тоже меха, пусть и в меньшей степени, вдохновлённая индийской мифологией и Звёздными войнами. Фильм радует также и техническим исполнением, в частности анимацией и дизайном. Всё это и привело к успеху.

Tobira wo Akete (1986)

Протоисекай (1983-92)

Примерно тоже самое что и Леда, но страннее. Тут и слом четвёртой стены, и Гадзилла, и телепортация, чего тут только нет. Поэтому и серьёзно такую поделку воспринимать сложно.

В ове напрямую указывается на повседневную мирную рутину, что изо дня в день одно и тоже. И произведение не приходит к однозначному выводу, не изменения ради изменений, или постояннство ради постоянства, а баланс между рутиной и чем-то новым. Но в целом это больше такая абсурдная пародия, нежели чем высказывание об экзистенции.

Tenkuu Senki Shurato (1989-90)

Протоисекай (1983-92)

Проходит три года и в 89 году начинает выходит боевой сёнэн, сильно смахивающий на Saint Seiya, но с попаданцами. И здесь, как и в Данбайне, в лоб пользуются тропом и начинается череда битв, которая занимает почти весь хронометраж. У главного героя, как и у Шо из Данбайна, нет таких сожалений, как например у Йоко из Леды, связанных с родным миром. Он моментально свыкается с обстановкой, и даже когда ненадолго возвращается на Землю, серьёзных тяжб не испытывает. Он полностью поглощен тем, другим миром, и ему если и нужно возвращаться, то только в него.

OVA (1991-92)

Протоисекай (1983-92)

В овах, что выходили с 91-го по 92-й год герои попадают в наш мир, снова обратное попадание, как и в Данбайне. Однако глобально ничего не поменялось, чужаки пришедшие в наш мир мгновенно адаптировались, и в конечном итоге главный герой вернулся в другой мир, а не остался на Земле.

Проект не добился такой же популярности как и Saint Seiya, и конкуренцию выходящему тогда Драгон Боллу он не составил.

Но вернёмся в 1990 год. Выходят две экранизации романов в формате ОВА Кэрол и Ai to Ken no Camelot: Mangaka Marina Time Slip Jiken.

Carol / Кэрол (1990)

Протоисекай (1983-92)

В первой школьница Кэрол замечает что весь звук в мире пропадает, она запускает диск своей любимой музыкальной группы и попадает в другой мир. И героине вместе с ребятами нужно победить владыку демонов, который и высасывает весь звук.

Кэрол сразу хочет вернуться, другой мир ей совсем не нравится, однако со временем она начинает сочувствовать местным и хочет им помочь. В итоге шаблонная завязка заканчивается не менее шаблонным финалом, и Кэрол возвращается домой.

Ai to Ken no Camelot: Mangaka Marina Time Slip Jiken (1990)

Протоисекай (1983-92)

Во второй истории герионя Марина вместе со своим гаремом красавчиков, внезапно попадает в Камелот, и на её плечи возложена важная миссия — помочь взайти на престол Артуру.

Схема та же самая, героиня быстренько разруливает тамошние проблемы и возвращается как ни в чём не бывало.

Обе эти истории скорее интересны для сёдзё жанра, но для исекая работы мало примечательны.

Capricorn / Каприкорн (1991)

Протоисекай (1983-92)

В 91 году выходит адаптация манги 1987 года от автора Манабэ Дзёдзи, известного в узких кругах.

Японского старшеклассника по имени Таку переносит в мир технологичного фэнтези, где ему представить победить зло. Здесь используется просто троп перемещения, главный герой не сильно удивляется происходящему вокруг и моментально адаптируется к обстановке. Вопрос вернуться или остаться не поднимается вовсе. Важно то что главный герой возвращается в свой мир, несмотря на чувства к героине, которую он нашёл в другом мире.

Ова длится всего 47 минут, и оригинальную 5-ти томную мангу в них уложили методом утрамбовки и сильно переработали, и снято это пусть и в духе 80-х, но никакой жести или хотя бы чего-то примечательного тут нет, даже сисек, которых в оригинале предостаточно. А ведь тогда в манга сфере этти набирало популярность.

Video Girl Ai (1992)

Манга в 1989-92

Протоисекай (1983-92)

Из телевизора вылезает девушка Ай, и заявляет, что поможет главному герою на личном фронте. Аниме экранизировало только первые 19 глав и имеет свою концовку, когда как манга 131 насчитывает главу и закончились они с разницей в месяц, манга позже.

И произведение приходит к тому, что всё переменчиво, и даже самые счастливые моменты подходят к концу, и поэтому ими нужно наслаждаться. Безусловно здесь это относится в основном к романтическим отношениям, но может быть переложено на исекай, то бишь эскапизм.

Нужно также понимать, что Video Girl Ai, как и Megami sama (ещё одна манга в похожем стиле), это скорее не исекаи, а романтические комедии с элементами этти. Ведь персонажи попавшие в наш мир, не воспринимают его как что-то новое или другое, незнакомое. Они в нём уже приличное количество раз побывали, им не нужно его познавать заново. Но «Видеодевушка» здесь всё-таки заслуженно, из-за концовки.

Yu Yu Hakusho (1992-95)

Манга в 1990-94

Школьник Юске, по профессии гопник, пытаясь спасти ребёнка от аварии, сам в неё попадает и отправляется в мир духов. Но там его пока не ждут, и предлагают способ воскреснуть.

Здесь не сильно акцентировано внимание на перемещении в другой мир, после первых попаданий, это быстро скатывается в обыденность, потому что герои постоянно перемещаются между мирами. В конце, когда появляется ад и другие персонажи, это снова обретает смысл, но сюжет и новая информация о прошлом, входят диссонанс с понятием «другой» в концепте исекай, потому что это уже скорее родной мир. И всё это наслаивается на то, что манга и соответственно аниме, становятся скомканными и внезапно кончаются. Снова используется один лишь троп, и ничего более.

Итоги

Как можете заметить, все герои быстро адаптируются к новой ситуации, даже над выбором вернуться домой или остаться они думают не долго. И всегда исекай это только троп, после того как герой попадает в другой мир, там начинается свой сюжет, и грубо говоря, можно вынести момент попадания и возвращения домой за скобки, сюжет и персонажи ничего не потеряют.

Выделяется из предтеч Леда, где изменение героини в другом мире сопряжено с проблемами в своём. Исекай, как троп, вместе с Фэнтези, как сеттингом, были составной частью солянки из мехи, космоопер, классических батл сёнэнов и сёдзё. К 1990 году произойдёт расслоение, и фэнтези получит признание как жанр в аниме и обретёт независимость. Хотя уже выходят такие новеллы как: «Сага о Гуине» (1979), «Ди — охотник на вампиров» (1983), «Сказание об Арслане» (1986), «Летопись войн острова Лодосс» (1989) и «Рубаки» 1990. На рынке видеоигр зарождаются серии игр Dragon Quest (1986) и Final Fantasy (1987). И конечно, нельзя не упомянуть икону фэнтези — начинается публикация манги «Берсерк» (1989). И в отличии от фэнтези, исекаю на обретение этой независимости придётся потратить годы.

Итого в протопериоде авторы попробовали, и обычный исекай, и реверс исекай, и в мир духов, и в будущее и даже в игру (NG Knight Ramune & 40), но разворачивали с их помощью привычные сюжеты и не уделяли внимание адаптации персонажей. А вот дальше многое изменится. Уже сейчас в японском обществе перестанет быть интересной тема антимилитаризма и пацифизма, из-за чего космооперы вымрут очень быстро. Послевоенные травмы сменит реальность с зажиточной жизнью, рутиной и появлением интернета. Бунт, в виде киберпанка, как реакция, уже нашёл форму, а вот эскапизм, в виде исекая, только начинает искать.

Спасибо за прочтение! И если вы заметили ошибку уже в тексте — напишите о ней!

3434 показа
2.3K2.3K открытий
22 комментария

И пока еще никто это не написал: оформляйте на ДТФ к видео еще и текстовую версию. Всё-таки тут больше любят читать лонги, а не смотреть их. Так люди с большей вероятностью ознакомятся с материалом (или хотя бы его пролистают), и будет лучше отклик. 

Ответить

Спасибо за совет. Добавлю текстовую версию в течении часа. 

Ответить

Подземелье драконов 1983 г. Тоже подходит под описание Исекая.

Ответить

Кстати, можно ли отнести жанр с отечественным попаданцами к исекаю? 
И что будет если их объединить? 
"Я переродился в Петра Первого и теперь пытаюсь изобрести интернет" 

Ответить

Всех бояр заменить на женщин. Нужен еще будет эпизод в бане, ярмарка и пляжный эпизод, во время поездки в Европу. 

Ответить

Исекай - субмотив попаданцев

Ответить

В 1983 году исекай это вообще не жанр, это просто троп,Так это и сейчас троп (описание сеттинга), который казуальные боты, недавно впервые увидевшие эту хрень сразу же возвели в так называемый "жанр". Это что-то на уровне аутизма с "жанром" "меха".
Из интересного здесь необычный эндинг и яркая реакция родителей на возвращение блудного сына.Сеттинг, графа, классные персонажи, экшен, дизайн роботов и кораблей, музыка.
но в ней даже исекай тропа нет.Лол, видимо там какой-то резиновый американский авианосец валяется в фентезийном мире, а главные герои - какие-то другие потомки / инкарнации прошлых героев.
Тут и слом четвёртой стены, и Гадзилла, и телепортация, чего тут только нет. Поэтому и серьёзно такую поделку воспринимать сложно.Отлично, заверните.
И всегда исекай это только троп, после того как герой попадает в другой мир, там начинается свой сюжет, и грубо говоря, можно вынести момент попадания и возвращения домой за скобки, сюжет и персонажи ничего не потеряют.Как и во всех остальных представителях "жанра" "исекай".
Спасибо за прочтение!Тебе спасибо за пост, было очень интересно читать / смотреть. Мне ещё понравилось указание нормальных названий, а не собачьих пиривотов заодно с нормальными именами.
Отличная работа.

Ответить