{"id":3843,"url":"\/distributions\/3843\/click?bit=1&hash=d0b9071c1d51ff8dd5fb0c35f42f4694a7ad9533adc9c6fcd790aa99ecda7c05","title":"\u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b vs. \u043d\u0435\u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Japan Animator Expo: великая антология короткометражной анимации [часть 2]

Продолжаю детально рассматривать каждую из работ крупнейшей выставки японской короткометражной анимации.

Первая часть доступна тут.

№21: Iconic Field

Режиссёр: Ямасита Икуто.

Мангака и крутой дизайнер, специализирующийся на роботах, механизмах, технике и тому подобном. Он принимал участие в таких проектах, как «Евангелион», «Боевая фея Вьюга», «Ганбастер» и многих других. А ещё он руководит проектом «Evangelion: ANIMA».

Короткометражка очень насыщенная и за 6 с лишним минут вываливает на зрителя огромный пласт оригинального сеттинга, персонажей и действия.

У Ямаситы не получилось показать внятную затравку для полноценного сюжета, но вот с демонстрацией классных дизайнерских решений и высокого качества продакшена тут всё отлично. Это было вполне ожидаемо от художника такого уровня.

Возможно, фильм с самого начала задумывался таким сумбурным и выполнял роль питча для продюсеров условной Bandai Visual. Так или иначе, за прошедшие года ничего в свет не вышло, поэтому узнать истину вряд ли получится.

№22: On a Gloomy Night

Режиссёр: Хирамацу Тадаси.

Это вторая его работа на выставке, первая — под номером 7.

В отличии от предыдущей работы, эта имеет на 100% оригинальный сюжет.

Острый политический хоррор, в котором описана и дотошно визуализирована череда ужасных событий в политической жизни Японии. По сюжету они сперва приводят к потере независимости, а затем и к тотальному упадку страны и её народа.

Повествование ведётся от лица простого парня по имени Сусуму, который проходит долгий путь патриота-революционера и заканчивает его у разбитого корыта.

Режиссёр выстраивает свою мысль намёками, но в конце концов читается лишь привычное «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Короткометражка, видимо, была вдохновлена мировыми политическими событиями начала-середины 20-ых годов, которые почти полностью состоят из протестов, гражданских войн, переворотов, революций и так далее.

На выходе получилась намеренно омрачённая фикция с претензией на реалистичность.

Чувствуется, что работу породил страх и единственной её задачей было передать этот страх другим. Авторы в своих рвениях явно перестарались.

После титров появляется короткий месседж режиссёра — «Пусть эта история навсегда останется вымыслом». На скриншотах ниже начало фильма и его конец.

Отмечу, что несмотря на пережим с «ужасами возможного будущего», фильм в индустрии аниме стоит особняком. Подобные вещи на какие-либо экраны там выходят очень-очень редко.

Кстати, саундтреком тут выступает инструментальная версия знаменитой песни «Hotaru no Hikari» — в Японии её можно услышать практически в любом магазине во время закрытия. Мелодию, как я предполагаю, режиссёр использовал в качестве символа благосостояния страны.

№23: Memoirs of Amorous Gentlemen

Режиссёр: Анно Моёко.

Это ещё одна экранизация её манги на этой выставке — первая выходила под номером 18, но с другим режиссёром.

Работа выполнена в формате немого кино и рассказывает историю сложных взаимоотношений работницы парижского борделя и её кавалера-альфонса.

Фильм получился слишком ужатым и выступает скорее как превью к первоисточнику. Хоть тут и на лицо драма взаимоотношений, проникнуться за 5 минут совсем не получается.

№24: Rapid Rouge

Режиссёр: Онидзука Дайсукэ.

Специалист по компьютерной графике. В период своей карьеры трудился над проектами Gainax, затем перешёл в Khara. Также принимал участие в создании некоторых видеоигр: «Time Crisis», «Crisis Zone» и «Death by Degrees».

Сеттинг этой работы в своём роде уникален — это бурлящая смесь средневековой Японии и научной фантастики, а завёрнуто всё в антиутопию — описано будущее, где идёт война за воду.

Синопсис выглядит так: «Яцусима — богатое водными ресурсами государство. Западное царство выстроило там марионеточный сёгунат и способствовало выкачиванию воды из страны. Граждане, в виду упадка, подняли восстание. Началась гражданская война». Короткометражка показывает эпизод, в котором повстанцы вызволяют пленного офицера.

Фильм практически полностью выполнен в CG с применением сэл-шейдинга (имитация традиционных рисунков). Благодаря качественным фонам и ограниченной палитре, работа выглядит весьма стильно.

Сложно оценить сюжетную составляющую, поскольку тут лишь затравка. Тем не менее, на уровне дизайнерских решений и художественной постановки — всё очень даже хорошо. Чувствуется влияние работ Куросавы Акиры.

Отмечу, что это единственный фильм на выставке, авторы которого имели достаточно уверенности заявить о скором выходе полноценного продолжения. Увы, за прошедшие года оно так и не вышло.

№25: Hammerhead

Режиссуру пополам делили два человека: Маэда Махиро и Маидзё Отаро. У обоих уже были другие постановки на выставке: у Маэды — работы под номерами 6 и 13, у Маидзё — под номером 1.

Фильм представляет собой драматичную и жестокую супергероику. Драма выражается своеобразно — весь хронометраж протекает через призму молодой дочери обречённого на вечные страдания отца-супергероя.

Поставлено всё настолько умело, что за несчастные 8 минут неиронично проникаешься героями и вполне искренне им сопереживаешь.

В дополнение к хорошей постановке прибавляется ещё и великолепная работа над визуальной частью и озвучиванием.

№26: COMEDY SKIT 1989

Режиссёр: Накадзава Кадзуто.

Ещё один крутой аниматор. В своё время приложил руку к анимационной вставке в «Убить Билла», к клипу группы Linkin Park «Breaking the Habit», к сериалу «Самурай Чамплу» и много чему ещё. Из последних режиссёрских работ — «Би: Начало».

Интересно ещё и то, что он принял участие во множестве других антологий короткого метра: «Sweat Punch», «Fluximation», «Ani*Kuri15» и «Genius Party Beyond».

Сюжет крутится вокруг двух киллеров-братьев, один из которых решил завязать. Однако, как известно, просто так из этого «бизнеса» не выйдешь.

По словам авторов, работа представляет собой оммаж комедийным выступлениям эры Сёва (1926-1989 года).

Сложно дать оценку, потому как многие гэги ссылаются на элементы японской комедии времён эры Сёва, в которой сложно что-то понимать, если ты не японец. Кроме того, некоторая часть шарма упускается ещё и в силу неспособности прочувствовать игру слов, которую даже официальные английские субтитры не передают.

Несмотря на всё это, скетч выглядит по меньшей мере забавным и смотрится вполне легко.

№27: Bubu & Bubulina

Режиссёр: Накамура Такаси.

Ещё одна легенда японской анимации. Участвовал во многих крутых проектах ещё с 70-ых годов. Был одним из трёх режиссёров анимации в «Акире». В отличии от многих своих коллег-аниматоров, он тяготеет к режиссуре и созданию своих историй. Надо сказать, у него это здорово получается.

В качестве его примечательных авторских работ отмечу: «Фотоателье», «Фантастические дети» и «Почти человек». Последняя, к слову, показывалась на Берлинском международном кинофестивале в 2002 году.

В 2015 году он совместно с Майклом Ариасом срежиссировал экранизацию книги Ито Сатоси «Гармония».

Накамура славится своим реалистичным и крайне детализированным стилем рисунка, но в этой работе всё нарисовано точно наоборот.

Bubu & Bubulina представляет собой яркий скетч, который нарочито стилизован под детские каракули. Впрочем, хорошую аниматорскую работу ни в какой стилистике не спрячешь — видно, что рисовали мастера своего дела.

Сюжет тут столь же стилизован, сколько картинка с персонажами, но в целом, он очень прост для восприятия. Работа явно на любителя, но посмотреть стоит хотя бы ради красочных фактурных фонов.

К слову, производством фильма занималась тогда ещё безызвестная Studio Colorido. Узнавать в массах её стали только после экранизации Penguin Highway в 2018 году.

№28: ENDLESS NIGHT

Режиссёр: Ямамото Саё.

До выставки она имела за плечами две режиссёрских работы: «Митико и Хаттин» и сериал во франшизе Люпен III — «Женщина по имени Фудзико Минэ».

Фильм представляет собой музыкальный клип с сюжетом о двух фигуристах. Фактически, это прототип, который спустя пару лет переродится в сёнэн-ай сериал «Юри на льду».

В производстве напрямую принимал участие известный японский фигурист Миямото Кэндзи — он ставил хореографию. Также был приглашён мангака Камидзё Ацуси в качестве дизайнера персонажей.

Фильм выделяется примечательной художественной постановкой с имитацией манга-стиля. Кадры всегда используют не более трёх цветов, при этом на пост-продакшене наложили присущие манге скринтоны. В итоге картинка получилась примечательной и очень эффектной.

В клипе звучит музыка Хироси Накамуры под умиротворяющий вокал Микако Комацу.

№29: BUREAU OF PROTO SOCIETY

Режиссёр: Ёсиура Ясухиро.

Вторая его работа на выставке, первая — под номером 11.

Как и в первой короткометражке, здесь производство велось совместно со студией Trigger.

Не хочется рассказывать и доли деталей этого фильма. Могу лишь отметить, что это очень смешная вещь, которую лучше смотреть без подготовки. Лично у меня концовка при каждом пересмотре вызывает лёгкую истерику.

А ещё эта работа наглядно демонстрирует мастерство Ямадэры Коити. Тут есть сцены, где между собой разговаривают сразу 11 персонажей. Голоса у всех настолько разные, что в жизни не подумаешь, что там фактически говорил всего один актёр.

№30: The Ultraman

Режиссёр: Ёкояма Акитоси.

Опытный постановщик и аниматор. В качестве главного режиссёра дебютировал в 2012 году с короткой OVA «Цветочек Маримо», спустя год срежиссировал этти-комедию «Фотографируя девушек». В этом году выйдет его новая режиссёрская работа «Луна, Лайка и Носферату».

У Ёкоямы нет чёткого профиля работы. Он достаточно универсальный постановщик, который способен взяться за что угодно. Если не рассматривать главную режиссуру, в период своей карьеры он ставил эпизоды в абсолютно разношёрстных произведениях: от мирового блокбастера «Атаки Титанов» до камерной «Кайбы» Юасы Масааки.

Его работа на выставке является экранизацией манги «The Ultraman» Утиямы Мамору, которая в свою очередь основывалась на одноимённом токусацу-сериале. Манга очень старая — выходила в 1975 году. Оригинальный сериал ещё старше — показы стартовали в 1966 году.

В целом, короткометражка не содержит в себе ничего авторского. Это просто дань уважения великой франшизе «Ultraman». Не было никаких планов что-то продать или кого-то заинтересовать. Получился простой и понятный презент от фаната для фанатов.

№31: GIRL

Режиссёр: Ёсидзаки Хибики.

Ещё один музыкальный клип от автора «ME!ME!ME!».

Как и в первой работе, здесь тоже была коллаборация с певицей Daoko, но без TeddyLoid.

Что касается отличий от первой работы, тут всё гораздо воздушнее, спокойнее и нежнее. Музыка льётся как вода, а анимация ей подыгрывает. Палитра цветов и общая художественная постановка прямо сливаются вместе с голосом Daoko в единое целое.

Ёсидзаки не был бы собой, если бы тут не было эротики и сексуальных образов. Разумеется, их тут хватает, но в отличии от «ME!ME!ME!», здесь нет чернухи и дерзкого эпатажа. Всё очень сдержанно и мягко.

Несмотря на меньшую популярность работы по сравнению с первым клипом, она явно лучше срежиссирована. И настроение передаёт великолепно, и с песней гармонирует куда лучше.

№32: Neon Genesis IMPACTS

Режиссёр: Сакураги Юхэй.

Молодой, но способный CG-аниматор. На выставку попал через проект «Хана и Алиса: Дело об убийстве», на котором он занимал должность постановщика компьютерной графики. До попадания на мероприятие не имел полноценных режиссёрских работ за плечами, лишь короткие инди-ролики, которые он делал в свободное от работы время.

Сюжет короткометражки оригинален, но протекает во вселенной «Евангелиона». В центре сюжета девочки из Токио-3, которые организовали музыкальную группу Impacts. Они мечтали быть вместе, но из-за внешних обстоятельств им приходится расстаться. Перед этим они решили дать свой последний концерт.

Милая история с нотками сёдзё-ай и драматичной концовкой. События развиваются в тот же временной период, что и фильм «Евангелион 2.22».

Визуально эта работа сейчас уже никого не удивит, однако нельзя не отметить, как умело авторы совместили яркие живописные фоны с персонажами, которые полностью сделаны на компьютере. В 2015 году смотрелось вполне отлично.

После выставки Сакураги расцвёл на глазах: поучаствовал в анимационном проекте для музея студии Ghibli, срежиссировал полностью авторскую работу «Относительные миры», позже поставил её полнометражный сиквел «Связанные миры», который прокатился по кинотеатрам многих стран, включая Россию.

№33: "Ragnarok" Hello from the Countries of the World

Режиссёр: Катаяма Кадзуёси.

Большой ценитель токусацу и жанра «меха». Миру известен как режиссёр культового сериала «The Big O». Как и следовало ожидать, его работа про роботов.

Сюжет берёт начало на международной выставке гигантских боевых роботов. Внезапно, японская модель выходит из под контроля и начинает буянить. Усмирять его отправили роботов России и США. Началась драка, полигоны в труху, зрители со всех стран веселятся и делают ставки.

Всяких отсылок на различные «мехи» и прочее тут натурально не счесть. Я отмечу лишь, что затравка сюжета — референс к любимому сериалу Катаямы — токусацу 70-ых «Красный Барон». Там тоже история начинается с инцидента на выставке гигантских роботов.

Ещё один интересный факт: в фильме звучит аранжировка песни «Konnichi wa», которая была главной темой «Всемирной выставки» в Осаке в 1970 году. К ней же отсылается и название работы.

В целом, это очень весёлая зарисовка для ценителей жанра. Катаяма, будучи таким же, знает, чем порадовать.

№34: Robot on the Road

Режиссёр: Окиура Хироюки.

Один из лучших аниматоров Японии. Работал над «Акирой», «Ковбоем Бибопом», «Паприкой» и множеством других крутых проектов. Также он был дизайнером персонажей и одним из режиссёров анимации в «Призраке в доспехах» (1995). На момент выставки имел пару режиссёрских работ: «Оборотни» и «Письмо для Момо».

Эта короткометражка — одна из самых качественных работ выставки. Замечательная комедийная история с великолепной анимацией и фонами. Всё сделано так круто, что буквально наслаждаешься каждой секундой.

Собственно, чтобы подбить на просмотр, тут даже делать особо ничего не надо — достаточно просто пару гифок нарезать и дело сделано, но я всё же оставлю пару дополнений в довесок.

Вопреки первичному мнению, фильм держится не на эротических сценках, а на комедии, которую отлично отработали на уровне движений и мимики персонажей.

Засмеяться можно от одного лишь выражения лица, от одного лишь движения — это очень высокий уровень мастерства.

Важно отметить, что Окиура тут лично режиссировал анимацию и рисовал дизайны персонажей.

№35: Cassette Girl

Режиссёр: Кобаяси Хироясу.

Малоизвестный, но почитаемый продюсер и CG-специалист. Работал на разных позициях во множестве проектов. Из примечательного — все части полнометражных «Евангелионов», «Лулуко», «Промар» и ряд других.

Работу он придумал сам, но в её реализации ему уже помогали мощные коллеги по цеху:

  • Художественной постановкой занимался Кояма Сигето — работал на той же должности в «Kill la Kill» и «Промаре» (ещё он режиссёр работы Obake-chan, если помните).
  • С дизайнами техники помог Такакура Такэси — он отвечал за них в «Странниках», «Акварионе» и во множестве других тайтлов.
  • Со сценарием помогал Энокидо Ёдзи — в своё время работал над сценариями «Утэны», «FLCL», «Дайбастера» и множества других проектов.
  • Раскадровки рисовал Масаюки — он рисовал их во всех вехах многочисленных «Евангелионов», включая «Конец» и ребилды.

С такой командой плохой работы просто не могло получиться.

Сеттинг фильма построен в заснеженном будущем, где сильные мира правят всей «Media». Главная героиня — молодая бунтарка, которая не желает мириться с прогрессом. Она мечтает отыскать заветную кассету Betamax, которая в далёком прошлом проиграла «войну форматов» и исчезла без следа.

Единственный друг и в то же время транспорт девушки — боевой самоходный видеомагнитофон «Sandro», способный читать эти старые кассеты. Во время очередных поисков сокровища, героиню настигает полиция форматов, после чего возникает заварушка.

В пылу сражения, героиня случайно находит заветную «бету» и резво загружает её в деку Сан-куна. Тут-то и начинается самое интересное.

Обратите внимание, как после хэнсина формат меняется с 16:9 на 4:3, а снизу появляется характерная для видеокассет полоска глитча.

Фильм содержит огромное количество профильного фансервиса, который довольно сложно увидеть, если ты не был аниме-отаку в Японии 80-ых.

Конечно, какие-то общеизвестные вещи будут легко читаться, вроде пистолета Робокопа у героини, или референса на 5 часть «Звёздных Войн», но, к примеру, про Betamax и войну форматов Sony с JVC явно мало кто знает, туда же и различные тонкие отсылки на аниме 80-ых и «гайнаксовские» самопародии.

При первом просмотре, я заметил только отсылки к короткометражкам Daicon и ещё пару мелких референсов. Всё остальное я постепенно начал видеть уже позже, и чем больше примечал, тем больше этот фильм мне нравился.

У Кобаяси получилась очень крутая и глубокая работа с тёплым посылом для тех, кто помнит и ценит времена, когда для просмотра любимого фильма или мультфильма приходилось доставать кассету, вставлять её в магнитофон и перематывать на начало.

При всех достоинствах, работа ещё и анимирована очень круто — почти полностью в CG, но так умело, что с первого раза это можно даже не заметить.

Великолепное завершение выставки.

P.S. После титров есть отсылка для самых отпетых ценителей:

Сможете понять, на что?

EXTRA: Mobile Police Patlabor Reboot

Это ещё одна работа, которая не была показана в период выставки, но всё же к ней относится.

Первый показ состоялся в двух кинотеатрах: один в Токио, другой в Осаке. Основной функцией этой короткометражки было продвижение особых дисковых изданий работ выставки с бонусными материалами. Спустя некоторое время состоялся и онлайн-показ с официальными английскими субтитрами.

Сама работа является новым видением старой франшизы о полиции будущего «Patlabor». Режиссёром короткометражки выступил Ёсиура Ясухиро, который также ставил 11 и 29 работы выставки.

В целом, получился бодрый меха-экшн в пределах 7 минут хронометража с хорошим заделом на будущее.

После показов ходили слухи, что грядёт новый перезапуск франшизы на базе студии Khara, однако за прошедшие года, к сожалению, так ничего и не вышло.

Заключение

На этом завершаю экскурс по самой масштабной и, субъективно, самой лучшей антологии японской короткометражной анимации. Крайне жаль, что за столько лет она так и не повторилась.

В ноябре прошлого года ей исполнилось 6 лет, и несмотря на это, некоторые её работы до сих пор удивляют и выглядят свежо. Великий проект.

P.S. В марте 2016 года NHK анонсировал двухсерийный телевизионный спешл, посвящённый выставке. В них обещали показать множество бэкстейдж-материалов: от различных интервью до непосредственной съёмки процесса создания некоторых работ. Разумеется, трансляция этих спешлов уже давно прошла.

К сожалению, на дисках их не перевыпускали. К счастью, некий зритель успел записать их ретрансляцию в Китае.

Ждите от меня новостей на эту тему в ближайшее время.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Добровольный Кирилл

Некоторые смотрел, а некоторые нет. Пост очень клевый, спасибо! Где можно это все скачать?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Корзинкин
Автор

Сборник, как правило, есть на любом популярном трекере. Рутрекер, няшка и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Добровольный Кирилл

Понял, спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly

Вот бы все это одним торрент файлом 

Ответить
Развернуть ветку
Pe40nkin

Rapid Rouge очень креативно переделали самурайскую броню на футуристический лад.

Ответить
Развернуть ветку
JDS

Вот они "Любовь и роботы" здорового человека.

Ответить
Развернуть ветку
i came here to chew bubblegum

Спасибо, теперь знаю что все эти короткометражки объединяет.
 Жаль только что битрейт у этих короткометражек днищенский, динамика часто рассыпается. Дело в качестве исходников, и так везде, или просто у меня сборник попался неудачный?
Another impact в чб концптах выглядит куда лучше чем по итогу в 3д.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Корзинкин
Автор

У тебя проблемы с рипом, вероятно. Попробуй посмотреть ремакс на 40 Гб (хотя, я и на 19 Гб BD никаких проблем не ощущаю).

Ответить
Развернуть ветку
i came here to chew bubblegum

А, точно. Не углядел. На 19 гб bdrip и hevc. Думал там тоже webrip

Ответить
Развернуть ветку
Максим Аменти

Оо, что-то новенькое в моей жизни😁👍

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тункин

О, схоронил, спасибо. Отличная подборка! 

Ответить
Развернуть ветку
gogathejedi

Михонити крута! Всё ленюсь посмотрет подряд, иногда набредаю на отдельные епизоды.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nekowarrior777

Спс за то что напомнил о этих прекрасных короткометражках , большую часть не смотрел.

Ответить
Развернуть ветку
MriN
Robot on the Road

как же я ржал когда смотрел его. Правда это было лет несколько назад по ощущениям.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Корзинкин
Автор

Опубликовал перевод документального фильма об этой выставке: https://dtf.ru/anime/749133-film-o-japan-animator-expo

Рекомендую к прочтению всем, кто увлекается японской анимацией и тонкостями её производства.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null