Продолжаю детально рассматривать каждую из работ крупнейшей выставки японской короткометражной анимации.
Первая часть доступна тут.
№21: Iconic Field
Режиссёр: Ямасита Икуто.
Мангака и крутой дизайнер, специализирующийся на роботах, механизмах, технике и тому подобном. Он принимал участие в таких проектах, как «Евангелион», «Боевая фея Вьюга», «Ганбастер» и многих других. А ещё он руководит проектом «Evangelion: ANIMA».
Короткометражка очень насыщенная и за 6 с лишним минут вываливает на зрителя огромный пласт оригинального сеттинга, персонажей и действия.
У Ямаситы не получилось показать внятную затравку для полноценного сюжета, но вот с демонстрацией классных дизайнерских решений и высокого качества продакшена тут всё отлично. Это было вполне ожидаемо от художника такого уровня.
Возможно, фильм с самого начала задумывался таким сумбурным и выполнял роль питча для продюсеров условной Bandai Visual. Так или иначе, за прошедшие года ничего в свет не вышло, поэтому узнать истину вряд ли получится.
№22: On a Gloomy Night
Режиссёр: Хирамацу Тадаси.
Это вторая его работа на выставке, первая — под номером 7.
В отличии от предыдущей работы, эта имеет на 100% оригинальный сюжет.
Острый политический хоррор, в котором описана и дотошно визуализирована череда ужасных событий в политической жизни Японии. По сюжету они сперва приводят к потере независимости, а затем и к тотальному упадку страны и её народа.
Повествование ведётся от лица простого парня по имени Сусуму, который проходит долгий путь патриота-революционера и заканчивает его у разбитого корыта.
Режиссёр выстраивает свою мысль намёками, но в конце концов читается лишь привычное «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Короткометражка, видимо, была вдохновлена мировыми политическими событиями начала-середины 20-ых годов, которые почти полностью состоят из протестов, гражданских войн, переворотов, революций и так далее.
На выходе получилась намеренно омрачённая фикция с претензией на реалистичность.
Чувствуется, что работу породил страх и единственной её задачей было передать этот страх другим. Авторы в своих рвениях явно перестарались.
После титров появляется короткий месседж режиссёра — «Пусть эта история навсегда останется вымыслом». На скриншотах ниже начало фильма и его конец.
Отмечу, что несмотря на пережим с «ужасами возможного будущего», фильм в индустрии аниме стоит особняком. Подобные вещи на какие-либо экраны там выходят очень-очень редко.
Кстати, саундтреком тут выступает инструментальная версия знаменитой песни «Hotaru no Hikari» — в Японии её можно услышать практически в любом магазине во время закрытия. Мелодию, как я предполагаю, режиссёр использовал в качестве символа благосостояния страны.
№23: Memoirs of Amorous Gentlemen
Режиссёр: Анно Моёко.
Это ещё одна экранизация её манги на этой выставке — первая выходила под номером 18, но с другим режиссёром.
Работа выполнена в формате немого кино и рассказывает историю сложных взаимоотношений работницы парижского борделя и её кавалера-альфонса.
Фильм получился слишком ужатым и выступает скорее как превью к первоисточнику. Хоть тут и на лицо драма взаимоотношений, проникнуться за 5 минут совсем не получается.
№24: Rapid Rouge
Режиссёр: Онидзука Дайсукэ.
Специалист по компьютерной графике. В период своей карьеры трудился над проектами Gainax, затем перешёл в Khara. Также принимал участие в создании некоторых видеоигр: «Time Crisis», «Crisis Zone» и «Death by Degrees».
Сеттинг этой работы в своём роде уникален — это бурлящая смесь средневековой Японии и научной фантастики, а завёрнуто всё в антиутопию — описано будущее, где идёт война за воду.
Синопсис выглядит так: «Яцусима — богатое водными ресурсами государство. Западное царство выстроило там марионеточный сёгунат и способствовало выкачиванию воды из страны. Граждане, в виду упадка, подняли восстание. Началась гражданская война». Короткометражка показывает эпизод, в котором повстанцы вызволяют пленного офицера.
Фильм практически полностью выполнен в CG с применением сэл-шейдинга (имитация традиционных рисунков). Благодаря качественным фонам и ограниченной палитре, работа выглядит весьма стильно.
Сложно оценить сюжетную составляющую, поскольку тут лишь затравка. Тем не менее, на уровне дизайнерских решений и художественной постановки — всё очень даже хорошо. Чувствуется влияние работ Куросавы Акиры.
Отмечу, что это единственный фильм на выставке, авторы которого имели достаточно уверенности заявить о скором выходе полноценного продолжения. Увы, за прошедшие года оно так и не вышло.
№25: Hammerhead
Режиссуру пополам делили два человека: Маэда Махиро и Маидзё Отаро. У обоих уже были другие постановки на выставке: у Маэды — работы под номерами 6 и 13, у Маидзё — под номером 1.
Фильм представляет собой драматичную и жестокую супергероику. Драма выражается своеобразно — весь хронометраж протекает через призму молодой дочери обречённого на вечные страдания отца-супергероя.
Поставлено всё настолько умело, что за несчастные 8 минут неиронично проникаешься героями и вполне искренне им сопереживаешь.
В дополнение к хорошей постановке прибавляется ещё и великолепная работа над визуальной частью и озвучиванием.
№26: COMEDY SKIT 1989
Режиссёр: Накадзава Кадзуто.
Ещё один крутой аниматор. В своё время приложил руку к анимационной вставке в «Убить Билла», к клипу группы Linkin Park «Breaking the Habit», к сериалу «Самурай Чамплу» и много чему ещё. Из последних режиссёрских работ — «Би: Начало».
Интересно ещё и то, что он принял участие во множестве других антологий короткого метра: «Sweat Punch», «Fluximation», «Ani*Kuri15» и «Genius Party Beyond».
Сюжет крутится вокруг двух киллеров-братьев, один из которых решил завязать. Однако, как известно, просто так из этого «бизнеса» не выйдешь.
По словам авторов, работа представляет собой оммаж комедийным выступлениям эры Сёва (1926-1989 года).
Сложно дать оценку, потому как многие гэги ссылаются на элементы японской комедии времён эры Сёва, в которой сложно что-то понимать, если ты не японец. Кроме того, некоторая часть шарма упускается ещё и в силу неспособности прочувствовать игру слов, которую даже официальные английские субтитры не передают.
Несмотря на всё это, скетч выглядит по меньшей мере забавным и смотрится вполне легко.
№27: Bubu & Bubulina
Режиссёр: Накамура Такаси.
Ещё одна легенда японской анимации. Участвовал во многих крутых проектах ещё с 70-ых годов. Был одним из трёх режиссёров анимации в «Акире». В отличии от многих своих коллег-аниматоров, он тяготеет к режиссуре и созданию своих историй. Надо сказать, у него это здорово получается.
В качестве его примечательных авторских работ отмечу: «Фотоателье», «Фантастические дети» и «Почти человек». Последняя, к слову, показывалась на Берлинском международном кинофестивале в 2002 году.
В 2015 году он совместно с Майклом Ариасом срежиссировал экранизацию книги Ито Сатоси «Гармония».
Накамура славится своим реалистичным и крайне детализированным стилем рисунка, но в этой работе всё нарисовано точно наоборот.
Bubu & Bubulina представляет собой яркий скетч, который нарочито стилизован под детские каракули. Впрочем, хорошую аниматорскую работу ни в какой стилистике не спрячешь — видно, что рисовали мастера своего дела.
Сюжет тут столь же стилизован, сколько картинка с персонажами, но в целом, он очень прост для восприятия. Работа явно на любителя, но посмотреть стоит хотя бы ради красочных фактурных фонов.
К слову, производством фильма занималась тогда ещё безызвестная Studio Colorido. Узнавать в массах её стали только после экранизации Penguin Highway в 2018 году.
№28: ENDLESS NIGHT
Режиссёр: Ямамото Саё.
До выставки она имела за плечами две режиссёрских работы: «Митико и Хаттин» и сериал во франшизе Люпен III — «Женщина по имени Фудзико Минэ».
Фильм представляет собой музыкальный клип с сюжетом о двух фигуристах. Фактически, это прототип, который спустя пару лет переродится в сёнэн-ай сериал «Юри на льду».
В производстве напрямую принимал участие известный японский фигурист Миямото Кэндзи — он ставил хореографию. Также был приглашён мангака Камидзё Ацуси в качестве дизайнера персонажей.
Фильм выделяется примечательной художественной постановкой с имитацией манга-стиля. Кадры всегда используют не более трёх цветов, при этом на пост-продакшене наложили присущие манге скринтоны. В итоге картинка получилась примечательной и очень эффектной.
В клипе звучит музыка Хироси Накамуры под умиротворяющий вокал Микако Комацу.
№29: BUREAU OF PROTO SOCIETY
Режиссёр: Ёсиура Ясухиро.
Вторая его работа на выставке, первая — под номером 11.
Как и в первой короткометражке, здесь производство велось совместно со студией Trigger.
Не хочется рассказывать и доли деталей этого фильма. Могу лишь отметить, что это очень смешная вещь, которую лучше смотреть без подготовки. Лично у меня концовка при каждом пересмотре вызывает лёгкую истерику.
А ещё эта работа наглядно демонстрирует мастерство Ямадэры Коити. Тут есть сцены, где между собой разговаривают сразу 11 персонажей. Голоса у всех настолько разные, что в жизни не подумаешь, что там фактически говорил всего один актёр.
№30: The Ultraman
Режиссёр: Ёкояма Акитоси.
Опытный постановщик и аниматор. В качестве главного режиссёра дебютировал в 2012 году с короткой OVA «Цветочек Маримо», спустя год срежиссировал этти-комедию «Фотографируя девушек». В этом году выйдет его новая режиссёрская работа «Луна, Лайка и Носферату».
У Ёкоямы нет чёткого профиля работы. Он достаточно универсальный постановщик, который способен взяться за что угодно. Если не рассматривать главную режиссуру, в период своей карьеры он ставил эпизоды в абсолютно разношёрстных произведениях: от мирового блокбастера «Атаки Титанов» до камерной «Кайбы» Юасы Масааки.
Его работа на выставке является экранизацией манги «The Ultraman» Утиямы Мамору, которая в свою очередь основывалась на одноимённом токусацу-сериале. Манга очень старая — выходила в 1975 году. Оригинальный сериал ещё старше — показы стартовали в 1966 году.
В целом, короткометражка не содержит в себе ничего авторского. Это просто дань уважения великой франшизе «Ultraman». Не было никаких планов что-то продать или кого-то заинтересовать. Получился простой и понятный презент от фаната для фанатов.
№31: GIRL
Режиссёр: Ёсидзаки Хибики.
Ещё один музыкальный клип от автора «ME!ME!ME!».
Как и в первой работе, здесь тоже была коллаборация с певицей Daoko, но без TeddyLoid.
Что касается отличий от первой работы, тут всё гораздо воздушнее, спокойнее и нежнее. Музыка льётся как вода, а анимация ей подыгрывает. Палитра цветов и общая художественная постановка прямо сливаются вместе с голосом Daoko в единое целое.
Ёсидзаки не был бы собой, если бы тут не было эротики и сексуальных образов. Разумеется, их тут хватает, но в отличии от «ME!ME!ME!», здесь нет чернухи и дерзкого эпатажа. Всё очень сдержанно и мягко.
Несмотря на меньшую популярность работы по сравнению с первым клипом, она явно лучше срежиссирована. И настроение передаёт великолепно, и с песней гармонирует куда лучше.
№32: Neon Genesis IMPACTS
Режиссёр: Сакураги Юхэй.
Молодой, но способный CG-аниматор. На выставку попал через проект «Хана и Алиса: Дело об убийстве», на котором он занимал должность постановщика компьютерной графики. До попадания на мероприятие не имел полноценных режиссёрских работ за плечами, лишь короткие инди-ролики, которые он делал в свободное от работы время.
Сюжет короткометражки оригинален, но протекает во вселенной «Евангелиона». В центре сюжета девочки из Токио-3, которые организовали музыкальную группу Impacts. Они мечтали быть вместе, но из-за внешних обстоятельств им приходится расстаться. Перед этим они решили дать свой последний концерт.
Милая история с нотками сёдзё-ай и драматичной концовкой. События развиваются в тот же временной период, что и фильм «Евангелион 2.22».
Визуально эта работа сейчас уже никого не удивит, однако нельзя не отметить, как умело авторы совместили яркие живописные фоны с персонажами, которые полностью сделаны на компьютере. В 2015 году смотрелось вполне отлично.
После выставки Сакураги расцвёл на глазах: поучаствовал в анимационном проекте для музея студии Ghibli, срежиссировал полностью авторскую работу «Относительные миры», позже поставил её полнометражный сиквел «Связанные миры», который прокатился по кинотеатрам многих стран, включая Россию.
№33: "Ragnarok" Hello from the Countries of the World
Режиссёр: Катаяма Кадзуёси.
Большой ценитель токусацу и жанра «меха». Миру известен как режиссёр культового сериала «The Big O». Как и следовало ожидать, его работа про роботов.
Сюжет берёт начало на международной выставке гигантских боевых роботов. Внезапно, японская модель выходит из под контроля и начинает буянить. Усмирять его отправили роботов России и США. Началась драка, полигоны в труху, зрители со всех стран веселятся и делают ставки.
Всяких отсылок на различные «мехи» и прочее тут натурально не счесть. Я отмечу лишь, что затравка сюжета — референс к любимому сериалу Катаямы — токусацу 70-ых «Красный Барон». Там тоже история начинается с инцидента на выставке гигантских роботов.
Ещё один интересный факт: в фильме звучит аранжировка песни «Konnichi wa», которая была главной темой «Всемирной выставки» в Осаке в 1970 году. К ней же отсылается и название работы.
В целом, это очень весёлая зарисовка для ценителей жанра. Катаяма, будучи таким же, знает, чем порадовать.
№34: Robot on the Road
Режиссёр: Окиура Хироюки.
Один из лучших аниматоров Японии. Работал над «Акирой», «Ковбоем Бибопом», «Паприкой» и множеством других крутых проектов. Также он был дизайнером персонажей и одним из режиссёров анимации в «Призраке в доспехах» (1995). На момент выставки имел пару режиссёрских работ: «Оборотни» и «Письмо для Момо».
Эта короткометражка — одна из самых качественных работ выставки. Замечательная комедийная история с великолепной анимацией и фонами. Всё сделано так круто, что буквально наслаждаешься каждой секундой.
Собственно, чтобы подбить на просмотр, тут даже делать особо ничего не надо — достаточно просто пару гифок нарезать и дело сделано, но я всё же оставлю пару дополнений в довесок.
Вопреки первичному мнению, фильм держится не на эротических сценках, а на комедии, которую отлично отработали на уровне движений и мимики персонажей.
Засмеяться можно от одного лишь выражения лица, от одного лишь движения — это очень высокий уровень мастерства.
Важно отметить, что Окиура тут лично режиссировал анимацию и рисовал дизайны персонажей.
№35: Cassette Girl
Режиссёр: Кобаяси Хироясу.
Малоизвестный, но почитаемый продюсер и CG-специалист. Работал на разных позициях во множестве проектов. Из примечательного — все части полнометражных «Евангелионов», «Лулуко», «Промар» и ряд других.
Работу он придумал сам, но в её реализации ему уже помогали мощные коллеги по цеху:
- Художественной постановкой занимался Кояма Сигето — работал на той же должности в «Kill la Kill» и «Промаре» (ещё он режиссёр работы Obake-chan, если помните).
- С дизайнами техники помог Такакура Такэси — он отвечал за них в «Странниках», «Акварионе» и во множестве других тайтлов.
- Со сценарием помогал Энокидо Ёдзи — в своё время работал над сценариями «Утэны», «FLCL», «Дайбастера» и множества других проектов.
- Раскадровки рисовал Масаюки — он рисовал их во всех вехах многочисленных «Евангелионов», включая «Конец» и ребилды.
С такой командой плохой работы просто не могло получиться.
Сеттинг фильма построен в заснеженном будущем, где сильные мира правят всей «Media». Главная героиня — молодая бунтарка, которая не желает мириться с прогрессом. Она мечтает отыскать заветную кассету Betamax, которая в далёком прошлом проиграла «войну форматов» и исчезла без следа.
Единственный друг и в то же время транспорт девушки — боевой самоходный видеомагнитофон «Sandro», способный читать эти старые кассеты. Во время очередных поисков сокровища, героиню настигает полиция форматов, после чего возникает заварушка.
В пылу сражения, героиня случайно находит заветную «бету» и резво загружает её в деку Сан-куна. Тут-то и начинается самое интересное.
Фильм содержит огромное количество профильного фансервиса, который довольно сложно увидеть, если ты не был аниме-отаку в Японии 80-ых.
Конечно, какие-то общеизвестные вещи будут легко читаться, вроде пистолета Робокопа у героини, или референса на 5 часть «Звёздных Войн», но, к примеру, про Betamax и войну форматов Sony с JVC явно мало кто знает, туда же и различные тонкие отсылки на аниме 80-ых и «гайнаксовские» самопародии.
При первом просмотре, я заметил только отсылки к короткометражкам Daicon и ещё пару мелких референсов. Всё остальное я постепенно начал видеть уже позже, и чем больше примечал, тем больше этот фильм мне нравился.
У Кобаяси получилась очень крутая и глубокая работа с тёплым посылом для тех, кто помнит и ценит времена, когда для просмотра любимого фильма или мультфильма приходилось доставать кассету, вставлять её в магнитофон и перематывать на начало.
При всех достоинствах, работа ещё и анимирована очень круто — почти полностью в CG, но так умело, что с первого раза это можно даже не заметить.
Великолепное завершение выставки.
P.S. После титров есть отсылка для самых отпетых ценителей:
EXTRA: Mobile Police Patlabor Reboot
Это ещё одна работа, которая не была показана в период выставки, но всё же к ней относится.
Первый показ состоялся в двух кинотеатрах: один в Токио, другой в Осаке. Основной функцией этой короткометражки было продвижение особых дисковых изданий работ выставки с бонусными материалами. Спустя некоторое время состоялся и онлайн-показ с официальными английскими субтитрами.
Сама работа является новым видением старой франшизы о полиции будущего «Patlabor». Режиссёром короткометражки выступил Ёсиура Ясухиро, который также ставил 11 и 29 работы выставки.
В целом, получился бодрый меха-экшн в пределах 7 минут хронометража с хорошим заделом на будущее.
После показов ходили слухи, что грядёт новый перезапуск франшизы на базе студии Khara, однако за прошедшие года, к сожалению, так ничего и не вышло.
Заключение
На этом завершаю экскурс по самой масштабной и, субъективно, самой лучшей антологии японской короткометражной анимации. Крайне жаль, что за столько лет она так и не повторилась.
В ноябре прошлого года ей исполнилось 6 лет, и несмотря на это, некоторые её работы до сих пор удивляют и выглядят свежо. Великий проект.
P.S. В марте 2016 года NHK анонсировал двухсерийный телевизионный спешл, посвящённый выставке. В них обещали показать множество бэкстейдж-материалов: от различных интервью до непосредственной съёмки процесса создания некоторых работ. Разумеется, трансляция этих спешлов уже давно прошла.
К сожалению, на дисках их не перевыпускали. К счастью, некий зритель успел записать их ретрансляцию в Китае.
Ждите от меня новостей на эту тему в ближайшее время.
Некоторые смотрел, а некоторые нет. Пост очень клевый, спасибо! Где можно это все скачать?
Сборник, как правило, есть на любом популярном трекере. Рутрекер, няшка и так далее.
Понял, спасибо
Вот бы все это одним торрент файлом
Rapid Rouge очень креативно переделали самурайскую броню на футуристический лад.
Вот они "Любовь и роботы" здорового человека.
Спасибо, теперь знаю что все эти короткометражки объединяет.
Жаль только что битрейт у этих короткометражек днищенский, динамика часто рассыпается. Дело в качестве исходников, и так везде, или просто у меня сборник попался неудачный?
Another impact в чб концптах выглядит куда лучше чем по итогу в 3д.
У тебя проблемы с рипом, вероятно. Попробуй посмотреть ремакс на 40 Гб (хотя, я и на 19 Гб BD никаких проблем не ощущаю).
А, точно. Не углядел. На 19 гб bdrip и hevc. Думал там тоже webrip
Оо, что-то новенькое в моей жизни😁👍
О, схоронил, спасибо. Отличная подборка!
Михонити крута! Всё ленюсь посмотрет подряд, иногда набредаю на отдельные епизоды.
Комментарий недоступен
Спс за то что напомнил о этих прекрасных короткометражках , большую часть не смотрел.
как же я ржал когда смотрел его. Правда это было лет несколько назад по ощущениям.
Опубликовал перевод документального фильма об этой выставке: https://dtf.ru/anime/749133-film-o-japan-animator-expo
Рекомендую к прочтению всем, кто увлекается японской анимацией и тонкостями её производства.