Араки Тэцуро – искусство зрелищности

Режиссёр таких аниме-сериалов как «Death Note», «Shingeki no Kyojin», «Highschool of the Dead», «Kurozuka», «Aoi Bungaku Series» («В лесу под цветущей сакурой» Сакагути Анго), «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri».

Араки Тэцуро
Араки Тэцуро

Араки не изобретает чего-то принципиально нового в анимации, как Имаиси Хироюки или Моримото Кодзи, не создаёт претенциозные картины как Осии Мамору, и не экспериментирует с формой как Симбо Акиюки. Он делает шоу для всех, стильное и крутое. Поэтому используемые им приёмы уже стандарт для блокбастеров.

Главный упор у него идёт на эмоции. Как можно сильнее показать эмоции главных героев, и как можно быстрее их передать, не отпуская зрителя из этого состояния. Даже когда оригинальный сценарий подводит, Араки всё равно это делает.

Ему всегда хотелось рассказывать истории связанные с судьбой всего человечества. Показывать борьбу персонажей и сцены кризиса, когда персонажи делают решающий выбор, граничащий с опасностью. Почти все его работы это боевики, но как признается он сам, показывать жестокость он не умеет, но в проектах такого рода без этого не обойтись.

Самая главная находка для индустрии в том, что Араки не требуется много анимации чтобы показывать экшен. Его камера почти всегда движется, идёт либо укрупнение плана, либо отдаление. Пролёт слева направо и наоборот. Параллельность планов. Полиэкран. И когда нужно передать эмоции, он может укрупнять план по нескольку раз. Доходит даже до показа отражения в глазу. А какое-то массовое движение закрыть фоном заглушкой, который благодаря музыке и спидлайнам будет восприниматься как движение (обычно такой фон обработан эффектами сепии и зернистости). И куда же без облёта камеры вокруг персонажа и голландских углов.

Kurozuka

Ещё один из его любимых приёмов – кислотные цвета, они используются им часто в опенингах. В самих сериалах он им пользуется не часто, в «Kurozuka» всё окрашивается в кислотные цвета на время, когда главный герой впадает в ярость. В «Shingeki no Kyojin» этот эффект появляется в моменты, когда люди превращаются в титанов.

Что же до важных моментов в сериале. Часто он использует приём с ускоренной съёмкой (rapide), дабы передать эффект замедленного движения и его важность. Иногда он идёт дальше, и оставляет проекции этого движения (шлейф), как в сцене со смертью L в «Death Note».

Араки Тэцуро – искусство зрелищности

Но нужно помнить, что визуальные приёмы, это лишь подпись, так сказать, особенность почерка при письме, а не сами отличительные черты написанного. Хотя обычно ценят как раз первое.

Динамичный монтаж. Араки не любит долгие планы, а чем чаще меняются планы, тем внимание зрителя сильнее концентрируется на происходящем. Обычно опенинги делают с ASL в районе 1.7-2.1. И иногда Араки применяет такое и в самой серии. Плюсом к этому идёт дрожание камеры (эффект дрожания не как съёмки с рук, хотя и его он использует, а дрожание как от землетрясения).

Нельзя не отметить работу с композицией. Араки выстраивает серии так, чтобы в середине был кризис, а в конце зачастую клиффхэнгер. Для этого он может вставить в начало серии введение из прошлой серии, либо же другими методами компенсировать лишнее время. И получается так, что каждая серия самостоятельна внутри себя. Т.е. в начале идёт завязка, потом наращивание, кульминация и развязка. Но это не значит, что экшен идёт беспрерывно, после того как кризис обозначен идёт логичная передышка.

Рассмотрим первую серию «Kurozuka». Главный герой вместе с товарищем в бегах, и тут они находят дом, с живущей в нём женщиной. Они сразу дают понять, что останутся на одну ночь. Но к середине серии наступает кризис, главного героя вынуждают остаться на подольше, что он и делает.

​Kurozuka
​Kurozuka

Араки создал всего две оригинальные работы. Это «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri». С помощью этих лёгких на подъём работ, он пытается максимально развлечь зрителя. И будь это японский зритель, или зритель из другой страны, это для него не важно, он создаёт сериалы так, чтобы они передавали чувства без привязки к культуре.

В «Koutetsujou no Kabaneri», он берёт за основу одни из популярных тем. Это зомби-боевик в сеттинге паропанка с примесью анахронизмов в виде самураев. Идея с бронепоездом пришла авторам не сразу. Араки вдохновлялся «Землей мёртвых» Джорджа Ромеро, и, собственно, стильная история с большим охватом аудитории уже готова. На этот проект он позвал Микимото Харухико для дизайна персонажей, который прославился дизайном для «Macross», и Окоти Итиро на пост сценариста, который известен своей работой над «Code Geass» и «Planetes». С последним Араки работал над «Guilty Crown». Для экшен сцен авторы вдохновлялись разными боевыми искусствами, например: ган-ката (вымышленное боевое искусство в фильме «Эквилибриум»), крав-мага и даже наша система РОСС. Сериал как и ожидалось, привлёк большое внимание и даже получил продолжение в виде фильма, но будущее этого проекта видится туманным. Как признаётся Араки, он хотел сделать идеальное аниме, а на оригинальный проект требуется 5 лет, поэтому он старался сделать всё по максимуму.

Но независимо от этого, Араки продолжает работать над «Shingeki no Kyojin», и в следующем году свет увидит последний сезон. Что будет делать режиссёр дальше, пока неизвестно.

Если сравнивать его работы с другими режиссёрами. То смело можно назвать Майкла Бэя, Джорджа Ромеро и сестёр Вачовски. Очень часто можно увидеть визуальные цитаты из их фильмов в работах Араки. А если не уходить далеко, то Эй Аоки очень близок к нему по стилю. Как бы то ни было, он один из самых успешных режиссёров аниме-сериалов на данный момент в жанре боевиков.

Спасибо за прочтение, и надеюсь статья оказалась для вас хоть немного полезной.
P.S. Если вы увидели ошибку в тексте, напишите о ней.

66 показов
2.5K2.5K открытий
25 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Нельзя не отметить работу с композицией. Араки выстраивает серии так, чтобы в середине был кризис, а в конце зачастую клиффхэнгер. Для этого он может вставить в начало серии введение из прошлой серии, либо же другими методами компенсировать лишнее время. И получается так, что каждая серия самостоятельна внутри себя. Т.е. в начале идёт завязка, потом наращивание, кульминация и развязка. Но это не значит, что экшен идёт беспрерывно, после того как кризис обозначен идёт логичная передышка.В идеале все так делают (ну или хотя бы должны)

Ответить

Обращаю большое внимание на то как режиссер выстраивает видеоряд и композицию. За один лишь авторский прием накидываю финальные баллы тайтлу. Поэтому Тэцуро для меня, наверно, самый высокооцененный. 

Ответить

Зак Снайдер от мира Аниме, надеюсь Шингеки его потеряют после переезда пока непонятно куда.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

я и не знал, что десу ното, курозуку и школу мертвецов один и тот же человек снимал. Тетрадка вообще первое аниме, осознанно просмотренное, а в Курозуке был такой охуенный визуал, что первые две серии частенько пересматриваю (остальной сериал мне не понравился, слишком уж резкая смена сеттинга). Что из остального его творчества стоит посмотреть?

Ответить

Что из остального его творчества стоит посмотреть?Первый сезон «Shingeki no Kyojin» точно стоит попробовать. «Guilty Crown» и «Koutetsujou no Kabaneri» стоит смотреть если понравилась режиссура, а качество сценария для вас не имеет большого значения. 

 «Aoi Bungaku Series» сборник классических историй японской литературы. Араки режиссировал только вторую (это 5 и 6 серии).

Ответить