Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

23 отличные картины в разных жанрах.

Топ аниме 2019-го у нас будет чуть позже, а пока что вспоминаем достойные картины уходящего десятилетия. Важное уточнение: у всех у них самостоятельный сюжет — франшизы в расчёт не берём. Выбор получился большой: классика студии Ghibli, работы Макото Синкая, добрые сказки и качественные драмы, фантастика и психодел, сюрреалистическая комедия, фильм о войне и многое другое.

«Ариэтти из страны лилипутов» (2010)

«Ариэтти из страны лилипутов» — режиссёрский дебют Хиромасы Ёнэбаяси, который раньше работал аниматором ключевых кадров при создании, например, «Унесённых призраками», «Ходячего замка» и других аниме. И первая попытка определённо удалась: картина может занять место рядом с классикой Миядзаки. Тем более, тот тоже поучаствовал в создании — написал сценарий по мотивам детских книг Мэри Нортон.

В аниме рассказывается о маленьких человечках, «добывайках». Они живут по соседству с обычными людьми и иногда воруют у них вещи, чтобы использовать в своём быту. Своё существование коротышки хранят в тайне, однако девочка Ариэтти нарушает запрет и знакомится с мальчиком, который в разы её больше.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Главное достоинство «Ариэтти» — это невероятная красота картинки и потрясающая детализация. Каждая травинка, каждый цветок, каждый предмет играют всеми красками и переливаются на свету. Относительно коротышек человеческие вещи — очень большие, и это позволяет посмотреть на обычные предметы совсем под другим углом, увидеть то, чего мы раньше не замечали.

«Ариэтти» — это трогательная и уютная сказка. При этом она не слишком приторная, в ней хватает и грустных моментов. А в качестве завершающего штриха — отличный саундтрек от французской певицы и композитора Сесиль Корбель.

«Многоцветье» (2010)

«Многоцветье» — это одно из тех аниме, мир в котором показан не через «розовые очки». Главный герой, некая Душа, умер, совершив грех, но у него есть второй шанс. Он может вселиться в тело японского подростка-самоубийцы — это поможет грешнику многое переосмыслить. А вот достойна ли его душа перерождения — определит время.

Аниме сначала кажется очень упадническим и реалистичным: здесь и самоубийство, и измены родителей, и история школьницы, встречающейся со взрослым мужчиной за деньги, и насилие. В общем, приятного мало — ни главный герой, не окружающий мир симпатии не вызывают.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Главная задача картины — показать, что неидеальный мир всё равно прекрасен. Нужно уметь ценить жизнь, видеть не только тёмные цвета, но и всю гамму оттенков, тогда взору откроется настоящее многоцветье. О плохих вещах здесь не умалчивают, а говорят смело — и потому история так захватывает.

«Многоцветье» подойдёт тем, кто устал от наивных сюжетов и не боится немного «загрузиться» и подумать над непростыми темами. Но если вы заранее «отметаете» аниме из-за его мрачности — не делайте поспешных выводов. Путь главного героя, конечно, извилистый, но это всё равно дорога к свету.

«Со склонов Кокурико» (2011)

Совместная работа Горо и Хаяо Миядзаки (сын выступил в качестве режиссёра, а отец — сценариста) рассказывает о японской молодёжи середины прошлого века.

Действие происходит в Йокогаме в 1963 году. Главная героиня Уми по жизни очень активна: дома следит за хозяйством, а в школе вместе с единомышленниками борется за спасение разрушающегося дома, в котором находятся различные секции. Да и любовь, как это часто бывает, тоже волнует девушку.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Фильм пропитан ностальгией, надеждой на светлое будущее и верой в то, что всё в наших руках. Школьники в фильме — оптимисты и энтузиасты, которым не безразлична судьба их страны. Несмотря на то, что аниме рассказывает о японских людях, живущих в определённый период, проникнуться настроением картины может каждый. Её мечтательность, светлая грусть и та наивность, которой порой не хватает в жизни, создают уникальную атмосферу — фильм понятен вне места и времени. Обаяния также добавляют уютный быт и красота природы — фирменные приёмы студии Ghibli.

Несмотря на достаточно простой сюжет и рассказ об эпохе, далёкой от большинства зрителей, «Со склонов Кокурико» трогает тем, как передает волшебство обычной жизни — безо всякой магии.

«Письмо для Момо» (2011)

«Письмо для Момо» — это добрая и неспешная история о том, как девочка, недавно потерявшая отца и переехавшая из Токио в глубинку, подружилась с духами, которых никто, кроме неё, не видит. Несмотря на отсутствие особых сюжетных поворотов и неяркие краски, картина подкупает своей атмосферой.

Здесь меньше красоты и сказочности, чем в работах Миядзаки, но есть какое-то непередаваемое тепло. Живописная природа, забавные выходки трёх совсем нестрашных ёкаев — и вот жизнь Момо вдали от цивилизации уже не так ужасна. Более того, все эти события помогают девочке не только примириться со смертью отца, но и найти общий язык с близкими.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Режиссёр Хироюки Окиура говорит, что хотел создать такую историю, которая согревает душу и поднимает настроение — после финала зритель должен почувствовать прилив сил. Автор вдохновлялся как собственными детскими воспоминаниями, так и советским фильмом «Кин-дза-дза!»: отношения героев с обитателями другой планеты чем-то похожи на дружбу Момо с духами.

«Волчьи дети Амэ и Юки» (2012)

Фильм Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Летние войны»), несмотря на фантастическую завязку, ставит во главу угла вполне реальные проблемы, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни. Здесь идёт речь и о трудностях материнства, попытках вписаться в общественные устои, важности выбора и самоидентификации.

По сюжету, главная героиня, студентка Хана, встречается с юношей, который может превращаться в волка. Девушку совсем не смущает, что её парень — не такой, как все. У пары рождаются двое детей, унаследовавших способности отца. Амэ и Юки постоянно меняют облик, поэтому воспитывать их нелегко: Хана даже не может показать ребят врачу.

Ещё труднее становится, когда отец погибает в результате несчастного случая. Однако Хана твёрдо намерена посвятить жизнь своим детям, даже если они станут волчатами. Амэ и Юки — совсем не похожи друг на друга по характеру, поэтому легко догадаться, что и пути они выберут разные.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

«Волчьи дети Амэ и Юки» — это, прежде всего, светлая и трогательная история о повседневности. Несмотря на то, что фильм затрагивает немало серьёзных тем, рассказывает он о них с удивительной лёгкостью и даже какой-то наивностью. Жизнеутверждающий настрой главной героини позволяет ей достойно справиться со всеми проблемами: это пример матери, которая готова с радостью пожертвовать всем ради детей, не требуя ничего взамен.

Стоить заметить, что в аниме противопоставляются не столько волчья и человеческая сущности, сколько различия в характерах персонажей. Юки — бойкая и активная, но при этом сильно нуждающаяся в обществе и принятии других людей. Скромный Амэ, который с детства всего боится, оказывается куда более независимым человеком, чем его сестра. С возрастом каждый из ребят раскрывается: и тут удивительно, что «волчья» природа помогает более выразительно передать именно человеческие качества героев.

«Патэма наоборот» (2013)

«Патэма наоборот» — это захватывающая фантастическая драма, даже несмотря на то, что её сюжет иначе как вторичным не назовёшь. Похожую историю можно увидеть в фильме Хуана Диего Соланаса «Параллельные миры» 2012 года, но аниме от этого хуже не становится.

В мире «Патэмы наоборот» много лет назад произошла катастрофа, в результате которой у части населения планеты изменилась гравитация — они не притягиваются к земле, а улетают в небо. Поэтому этот народ уходит жить в недра планеты, в то время как остальные люди остаются на поверхности.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Разобщённые группы не очень-то ладят друг с другом. Подземные жители не рассказывают правду о внешнем мире новым поколениям, а люди с поверхности считают грешниками тех, кого притягивает небо. Поэтому девушке Патэме из подземного мира, случайно попавшей на поверхность, приходится нелегко. Но ей помогает отзывчивый парень Эйдзи: вместе они преодолевают трудности и узнают больше о жизни друг друга.

В аниме есть и любопытный фантастический мир, в устройстве которого хочется разобраться, и классическая проблема взаимоотношений людей из разных социальных кругов/сословий. А ещё уместная романтика без лишних сантиментов, и дух приключений.

«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)

Сказание о принцессе Кагуя» — одна из самых специфичных работ студии Ghibli. Она основана на традиционной японской сказке «Повесть о старике Такэтори» и выполнена в акварельных тонах — к стилю аниме нужно привыкнуть.

История рассказывает о волшебной девочке, которую резчик бамбука находит в срубленном стебле. Вместе с женой он решает воспитывать крошку — Кагуя растёт не по дням, а по часам. Позже мужчина находит в бамбуке золото, поэтому семья переселяется в столицу, чтобы их дочь стала настоящей принцессой. Только городская жизнь девушку совсем не прельщает, её по-прежнему тянет к природе и простым деревенским людям.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Несмотря на то, что стиль рисунка уступает другим аниме студии, в нём немало интересного. В кадре нередко появляются разные птицы, а эмоции персонажей в важных моментах показаны очень выразительно.

У японских зрителей, с детства знающих эту сказку, будет своё видение произведения, а для остальных это отличный повод приобщиться к той культуре и насладиться уникальным стилем анимации. Кроме того, это последняя работа знаменитого Исао Такахаты, известного среди прочего «Могилой светлячков».

«Воспоминания о Марни» (2014)

«Воспоминания о Марни» Хиромасы Ёнэбаяси — последняя на данный момент работа студии Ghibli (была ещё «Красная черепаха», о которой дальше, но он снят в сотрудничестве с другой студией). По традиции, эта история пронизана светлой грустью.

Главная героиня — замкнутая 12-летняя девочка Анна, живущая с приёмными родителями. У неё немало проблем: нет друзей, трудности с общением и слабое здоровье. Спасает Анну любовь к рисованию, увлечение помогает ей немного отвлечься.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В одно лето жизнь девочки меняется — её отправляют к родственникам в Хоккайдо, где она знакомится с загадочной Марни из дома на отмели. Впервые она встречает кого-то, кто может понять её и стать настоящим другом — именно этого ей больше всего не хватает. Однако появляются некоторые сомнения: действительно ли её мечта так просто сбылась?

Фильм очень глубокий — он и о тайнах подсознания, и о том, что фантазии и мечты иногда могут привести к чему-то по-настоящему важному, и о значимости семьи в жизни каждого человека. Всё происходящее — вроде сеанса психотерапии для главной героини, который помогает ей во многом разобраться.

«Ветер крепчает» (2014)

Работы Хаяо Миядзаки вряд ли вообще нуждаются в представлении: все, кто хоть немного разбирается в аниме, их смотрели. Написано о них тоже предостаточно, но не включить последнюю на данный момент картину маэстро в список просто нельзя.

«Ветер крепчает» — это, возможно, самое грустное, серьёзное и жизненное произведение Миядзаки. В нём рассказывается о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который изобрёл истребители «Зеро», унесшие жизни множества людей во время Второй мировой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Начало у этой истории жизнеутверждающее: увлечение авиацией, красочные сны, мечты, первые разочарования и новые цели. Фирменное внимание к деталям — быт довоенной Японии, красота природы — как всегда, хочется рассматривать каждый кадр.

Вот только мечтам героя суждено разбиться о суровую реальность, произведению искусства — стать орудием смерти, любви — столкнуться с обречённостью. Но Миядазки очень гармонично совместил жизненные разочарования с волшебством бытия, поэтому от картины на душе легко. В мире нет ничего однозначного, нужно просто жить и делать то, во что ты веришь, каким бы ни был финал.

«Остров Джованни» (2014)

«Остров Джованни» Мидзухо Нисикубо получил немало наград — в том числе, премию Сатоси Кона. Картина рассказывает о непростой судьбе японских детей, которые вместе с семьёй столкнулись с последствиями Второй мировой войны. Мальчики живут на оккупированном советскими войсками острове Шикотан, но всё равно не испытывают ненависти к русским. Ребята даже подружились с девочкой Таней, несмотря на то, что их родители — «враги».

В картине жизнь показана через призму детского восприятия. Ребята хотят внимания родных, общения с ровесниками, игр. Обычные мальчишки, которые даже в самую тяжелую минуту смотрят на мир с широко открытыми глазами. Тем не менее, они вынуждена столкнуться с взрослыми проблемами и невосполнимыми утратами — война не щадит никого.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Несмотря на то, что образ СССР в аниме — негативный, не все русские показаны жестокими и беспощадными. В картине немало «человечных» и добрых персонажей, особенно, это касается детей, которые с лёгкостью перенимают чужую культуру. Японцы тоже представлены с разных сторон. Если отец главных героев — патриотичный и самоотверженный человек, то их дядя — типичный приспособленец, который думает, прежде всего, о себе.

В «Острове Джованни» немалое место занимают параллели с книгой Кэндзи Миядзавы «Ночь в поезде на серебряной реке». Её постоянно вспоминают дети, переживая те или иные события — ребята даже называются именами персонажей. Это делает повествование более метафоричным: так с суровой реальностью смириться немного легче.

«Ученик чудовища» (2015)

«Ученик чудовища» — ещё одна работа Мамору Хосоды, которая попала в список. И она во многом перекликается с «Волчьими детьми»: здесь и антропоморфные звери, и тема взросления, и важность семьи. Но в этой картине размах куда больше: в аниме существует целый параллельный мир, населённый чудовищами. Правда, ничего ужасного в них нет — это вполне мирные создания, живущие собственной жизнью.

Один из монстров, Медвежут (Куматэцу), ищет себе ученика, но к нему никто не хочет идти: все предпочитают сильного и подающего себя с достоинством Свиногора. Поэтому Медвежут выбирает сбежавшего из дома человеческого мальчика по имени Рен, который чем-то похож на него самого — такой же упрямый и вспыльчивый. Они спорят, ругаются и дерутся, но постепенно сближаются — не только как ученик и учитель, но и как сын и отец.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В картине очень хорошо показана связь главных героев: они похожи, но при этом разные, поэтому каждому из них есть, чему поучиться. Их сходства отражают характеры друг друга — это их сближает и раздражает одновременно. Таким образом, два одиноких и раненных существа обретают семью, о которой в глубине души всегда мечтали.

Как и в «Волчьих детях», главный герой, взрослея, задаётся вопросом самоидентификации — принадлежать сразу двум мирам невозможно, поэтому приходится делать выбор. Также затронута тема душевной тьмы, которая есть в каждом человека, но и тут все зависит от решения личности.

А помимо этого, в аниме немало весёлых моментов. Забавные тренировки могут даже напомнить мультфильм «Кунг-фу Панда». Ещё позитива картине добавляют обаятельные персонажи: порой на «гопника»-Медвежута нельзя смотреть без смеха. Есть и спокойный монах со свиным пятачком, и просветленный кролик — Великий Мастер, и непохожие друг на друга дети Свиногора: персонажи, определённо, удались.

«В этом уголке мира» (2016)

«В этом уголке мира» — это то аниме о Второй мировой войне, которое стоит посмотреть каждому, особенно если «Могила светлячков» показалась вам невыносимо грустной. Ужасов здесь меньше, но при этом показаны все главные проблемы тех жутких времён: недостаток продовольствия, бесконечные бомбардировки, смерть близких. Но внимание уделили и мирной жизни — можно многое узнать о быте японцев в 30-40-х годах.

В центре сюжета — девушка Судзу, её взросление и жизнь. Совсем недавно она была мечтательной школьницей, увлекающейся рисованием, а теперь превратилась в замужнюю женщину, на которой держится всё хозяйство. Родители выдали её замуж по своему усмотрению, и Судзу покорно приняла их решение — ей даже пришлось переехать в портовой город Куре из родной Хиросимы.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В аниме отлично показаны человеческие взаимоотношения. Судзу пытается вписаться в новую семью, найти общий язык с мужем, многому научиться. Несмотря на то, что девушка не выбирала свою судьбу, она не жалуется на жизнь и делает всё, что в её силах, чтобы быть счастливой в этих условиях. Её искренность и самоотверженность помогают ей обрести самое ценное — любовь близких людей.

Фильм именно об этом, а война лишь подчеркивает важность таких вещей, на которые люди при мирной жизни не всегда обращают внимание. Аниме выполнено в приглушенных тонах, и в этом есть определённое очарование — быт показан очень уютно. Иногда появляются более яркие цвета: на картинах Судзу, на лепестках цветов и даже во время бомбёжки — взрывы метафорично сравниваются с каплями краски. Фильм в целом очень живописный — эта история о жизни, а не о смерти.

«Форма голоса» (2016)

«Форма голоса» — одно из самых популярных полнометражных аниме последних лет, и эта слава вполне заслужена. Картина от студии Kyoto Animation может похвастаться невероятно трогательным сюжетом, поднимающим важные социальные темы, и невероятным качеством анимации. Почти каждый кадр тут — произведение искусства. Но главное в аниме — его душевность. Авторы сумели передать чувства героев так, чтобы они были близки и понятны каждому.

Картина поднимает тему школьных издевательств: дети не принимают тех, кто не похож на большинство. Главной героине Сёко Нисимии, которая почти ничего не слышит, очень трудно вписаться в общество — девочка старается изо всех сил, но её всё равно травят. Кто-то — за спиной, а кто-то — в открытую, как местный хулиган Сёя Исида.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В аниме хорошо показана жестокость общества: сегодня ты задираешь кого-то, а завтра — уже и сам изгой. И если в жизни «зло» нередко остаётся безнаказанным, то тут хулиган получит сполна, да так, что мало не покажется. Несмотря на то, что никто не заслуживает подобных страданий, это всё приводит Исиду к искреннему раскаянию и желанию исправить свои ошибки: этот непростой путь показан просто отлично.

Ещё одна сильная сторона картины: у каждого персонажа есть своя трагедия, даже у тех, кто не подвергается травле, как главные герои. Например, одноклассница Наока, с первого взгляда, дерзкая и уверенная, тоже в глубине души несчастна, поэтому отыгрывается на Нисимии. Передана и боль родителей, которые не всегда знают, как помочь своим детям. Человек социален по своей природе, поэтому абстрагироваться от проблем общества не получится, они касаются каждого: именно эту мысль доносит «Форма голоса».

«Весенняя ночь коротка» (2017)

Если вы смотрели аниме-сериал Масааки Юасы по роману Томихико Морими «Сказ о четырех с половиной татами», то прекрасно понимаете, чего ожидать от этого фильма: знакомые персонажи, минималистичная рисовка, множество нестандартных визуальных приёмов, ироничные диалоги, сюрреализм и гротеск.

Главным героем «Сказа о четырех с половиной татами» был студент, отчаянно желающий не упустить свою юность, а также понравиться девушке. В «Весенняя ночь коротка» акцент сместился: сюжет рассказывает об очаровательной и наивной Брюнетке — она познаёт радости ночной жизни, общается с колоритными персонажами и литрами поглощает алкоголь. Точно такой же влюблённый студент, придумывающий хитроумные схемы знакомства, есть и в этом фильме.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Аниме очень динамично — картина насыщена событиями, несмотря на то, что действие происходит в течение одной ночи. Скоростные диалоги, множество культурных отсылок, бредовые в лучшем смысле слова идеи (от котацу-скорохода до любви от удара яблока), символизм и фатализм — у неподготовленного зрителя может голова пойти кругом.

Персонажи — отдельный разговор: чего стоит коллекционер порнокартин или молодой человек, отказывающийся менять бельё, пока не встретит свою любовь. Однако главная идея этой безумной остросоциальной комедии предельно проста: не упустите свою юность, живите здесь и сейчас.

Конечно, лучше смотреть фильм после «Сказа» — так вы заметите множество интересных параллелей. Но, в целом, «Весенняя ночь коротка» — вполне самодостаточное произведение. Если вы устали от стандартных и заштампованных аниме, то пропускать такое однозначно не стоит.

«Мэри и ведьмин цветок» (2017)

«Мэри и ведьмин цветок» — это аниме для тех, кто очень скучает по работам студии Ghibli. Хиромаса Ёнэбаяси стремился подойти как можно ближе к произведениям Миядзаки, в чём ему помог опыт их совместный работы.

С одной стороны, режиссёру это удалось — тут атмосфера волшебства и сказки, детальная анимация, от которой трудно отвести взгляд, обаятельные герои и чёрный кот с потрясающим выражением мордочки.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Но нельзя не упомянуть и о недостатках: по-настоящему нового и оригинального в фильме мало, многое заимствовано из шедевров Миядзаки. Возможно, в какой-то мере это хорошо — приятно вновь видеть полюбившиеся и рабочие приёмы.

О сюжете достаточно сказать всего пару слов: девочка Мэри находит волшебный цветок, а потом попадает в школу магии. Дальнейшие повороты нельзя назвать неожиданными или особо интересными, но главное — не в этом. Вы будете рассматривать всякие волшебные вещи, любоваться красотой скрупулёзно нарисованного мира, ностальгировать по фильмам Ghibli — этого достаточно, чтобы не пожалеть о просмотре.

«Я хочу съесть твою поджелудочную» (2018)

Несмотря на то, что название может ввести в заблуждение, «Я хочу съесть твою поджелудочную» — это романтическая драма о школьнице со смертельной болезнью. Фильм начинается с конца, со сцены похорон Сакуры, главной героини, поэтому сразу ясно, что хэппи-энда не будет. Вроде всё понятно и предсказуемо, однако к финалу приводят не совсем те события, которых ожидаешь — и это одно из достоинств картины.

Но главное в аниме — это, конечно, ода жизни, которую «поёт» Сакура. Девушка никому не говорит о своём диагнозе, не подаёт виду, что ей тяжело и старается получать максимум позитива от всего происходящего. С одной стороны, такое поведение выглядит не особо реалистично. Но с другой — это пример заразительного жизнелюбия. Возможно, так и стоит относиться к неминуемым событиям.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Второй главный герой, который случайно узнаёт о болезни Сакуры и постепенно сближается с ней, её полная противоположность — несмотря на то, что ему не грозит скорая смерть, «жизни» в нём гораздо меньше. Парень проводит всё своё время за книгами и вроде бы не нуждается в общении с другими людьми. Новая подруга помогает ему переосмыслить его взгляд на мир.

Картина делает акцент на близости с другим человеком — очень важно, чтобы рядом был тот, кто бы тебя понял и принял. В аниме не показывают физических мучений Сакуры — разве что она носит сумку с множеством лекарств, но выглядит при этом вполне здоровой. И это позволяет ей быть «живой» до последнего момента, ведь для неё жизнь — это общение.

У фильма легко считываемый посыл, романтика — наивна, а характеры героев чересчур прямолинейны, но при этом история работает, потому что трогает за живое, как и должно быть в хорошей драме.

«Тайная жизнь пингвинов» (2018)

Четвероклассник Аояма — не по годам умный мальчик. Он конспектирует всё, что видит, постоянно проводит какие-то исследования, анализирует происходящее и обо всём имеет своё мнение. Но и приближающийся переходный возраст даёт о себе знать. Грудь симпатичной знакомой медсестры для героя — тоже повод для размышлений.

Необычное явление в маленьком городке, непонятно откуда взявшиеся пингвины на улицах, очень заинтересовало Аояму — такое точно нужно изучить. Тем более, как выясняется, красотка-медсестра может создавать их из банок с колой самым удивительным образом.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В этом аниме немало достоинств: приятный стиль, забавная манера повествования главного героя, ненавязчивый юмор (даже несмотря на нередкие упоминания тех самых «сисек»), интригующий сюжет с фантастическими явлениями вроде гигантского водного шара. При этом поднимаются вполне серьёзные темы — взросление и первые романтические чувства, пусть даже к взрослой женщине.

Единственное, сюжет слишком запутанный и далеко не всё подробно объясняется, но это незначительный минус. Главный герой рассказывает свою историю так живо и увлекательно, что скучать на протяжении фильма не приходится. Аниме отлично балансирует между ироничными и серьёзными моментами, уместно и без лишней пошлости показывает чувства взрослеющего мальчика, а также совмещает фантастические загадки с бытовыми проблемами. В качестве приятного бонуса — тут очень милые пингвины.

«Ловцы забытых голосов» (2011), «Сад изящных слов» (2013), «Твоё имя» (2016), «Дитя погоды» (2019)

Работы Макото Синкая — это уже почти отдельный жанр, а потому обсуждать их нужно в связке. Среди его картин нет откровенно неудачных: режиссёр постоянно получает хорошие отзывы как критиков, так и обычных зрителей. Если вы смотрели хотя бы одно его аниме, то знаете, что визитная карточка Синкая — детальный стиль рисунка, идеально передающий красоту окружающего мира, а также сильные эмоции, которые зритель испытывает вместе с героями.

За это десятилетие режиссёр выпустил целых четыре отличных полнометражных картины. Посмотреть можно любую из них, если вы не сделали этого до сих пор. Наиболее известные — «Твоё имя» и «Дитя погоды», почитайте об этих аниме в наших старых материалах. Первая картина стала самым кассовым аниме в мире до 2018 года, а вторую Япония выдвинула на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Ловцы забытых голосов» — не самая сильная работа режиссёра, но только относительно высокой планки остальных произведений. Фильм поднимает тему потери ушедших близких — герои хотят вернуть умерших, поэтому отправляются в опасное путешествие в другой мир. Таинственная страна пугает и очаровывает одновременно, в ней много красивого и неизведанного.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

В «Саду изящных слов» нет фантастики: акцент исключительно на человеческих чувствах. В картине показана трогательная история взаимоотношений старшеклассника и взрослой женщины — несмотря на разницу в возрасте, им интересно и легко друг с другом. Конечно, в работе Синкая не обошлось без его любимой темы, расставания — всё проходит, как и дождь, связавший главных героев. Кстати, дождю здесь уделено особое внимание: без него романтика в этой истории была бы совсем другой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

«Промар» (2019)

Коллаборация режиссёра Имаиси Хироюки и сценариста Кадзуки Накасимы всегда означает что-то безумное, быстрое, яркое и смелое. Такими были «Гуррен-Лаганн» и Kill la Kill, таким же вышел и «Промар» — первое полнометражное аниме от студии Trigger.

Сюжет рассказывает о противостоянии пожарных (естественно, в меха-костюмах) и поджигателей — нового подвида людей, которыми движет желание испепелять всё на своём пути. В «Промаре» довольно необычная фабула, но ценен фильм не только ею. В первую очередь бросается в глаза фирменная режиссура и постановка кадра — Имаиси Хироюки известен например тем, что любит искажать пропорции персонажей во время особенно напряжённых сцен, сочетая это с необычной операторской работой.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Видно, что авторский стиль из других работ Хироюки не просто не растерялся, а преумножился: он явно не топчется на месте, идёт на новые эксперименты и переизобретает свои старые приёмы. В общем, «Промар» — праздник для всех фанатов Gurren Lagann и Kill la Kill.

Отдельно стоит отметить совершенно потрясающий русский дубляж: начиная от попадания в каст, заканчивая просто крутой работой переводчиков и актёров озвучки — студия Reanimedia настолько бережно сохранили все прелести первоисточника, насколько это только возможно. — Аня Тоска

«Дети моря» (2019)

«Дети моря» — одно из самых неоднозначных аниме в списке, но обойти его стороной нельзя. Начинается оно как история про дружбу и весёлые приключения, а заканчивается настоящим психоделом.

Главная героиня, школьница Рука, знакомится с двумя необычными мальчиками — Уми («море») и Сорой («небо»). Они родились в море, воспитаны дюгонями, обладают нечеловеческими способностями и плохо себя чувствуют на суше. Рука вместе с новыми приятелями пытается разгадать загадки окружающего мира.

Лучшие полнометражные аниме десятилетия: от Хаяо Миядзаки и Синкая до Масааки Юасы

Сначала кажется, что всё просто — школьница обретает верных друзей, испытывает первые романтические чувства. Но постепенно история становится всё более серьёзной и драматической, а от беззаботной атмосферы не остаётся и следа.

Но самый большой сюрприз — это сюрреалистичные сцены ближе к концу. Глубины моря, зарождение вселенной — авторы обрушивают на зрителей завораживающий психоделичный видеоряд со множеством визуальных приёмов. С одной стороны, на большом экране это смотрится очень эффектно, с другой, далеко не всем понравится, что последовательный сюжет прерывает безумный «бэд-трип».

Для расслабления этот фильм точно не подойдёт, но посмотреть его — это интересный опыт. Кому-то придутся по душе харизматичные персонажи («неземные» Сора и Уми ведут себя совсем не так, как обычные дети), кто-то насладится буйством красок и образов, другие пофилософствуют о природе и бытии — яркие эмоции обеспечены.

Десятилетие в целом выдалось богатым на хорошее аниме — в том числе на полнометражки. Поделитесь своими топами в комментариях. Может быть, кто-то откроет для себя что-нибудь новое.

4040 показов
275K275K открытий
22 репоста
214 комментария

Топ аниме не от Семёна Костина  

Ответить

Топ лучших аниме десятилетия без «Исчезновения Харухи Судзумии», разумеется, не принимается

Ответить

Зануда mode on
Важное уточнение: у всех у них самостоятельный сюжет — франшизы в расчёт не берём

Ответить

Исчезновение это чисто анимешный тайтл который еще и не смотрится в отрыве от сериала.
Тут же перечислены самостоятельные проекты которые можно рассматривать и как обычную анимацию в отрыве от собственно аниме, как фильмы Миядзаки к примеру.

Ответить

В топе по сериалам, думаю, будет. 

Ответить

ты еще САО и прочее г сюда приплети

Ответить

Мэри и ведьмин цветок

это же дженерик высер 

Ответить