Тацухиро Сато – главный герой аниме «Welcome to the N.H.K.». Он называет себя хикикомори или NEET. В сериале это преподносят как синонимы, хотя у этих двух терминов есть различия.
NEET - это акроним для «Not in Education, Employment or Training». Около 20 лет назад этот термин был придуман в Великобритании для характеристики молодых людей до 30 лет, которые не учатся и не работают. Они живут на пособие или деньги родителей. Основные причины – плохая экономика, отсутствие предложений на рынке труда или лень.
В то время как хикикомори не подразумевает отсутствие работы. Чаще всего эти люди трудятся удалённо. В основном, это молодые мужчины, которые добровольно отказались от социальных контактов. Дословно с японского хикикомори так и переводится –нахождение в уединении. Сейчас в Японии в таком стиле живёт около 1 150 000 человек в возрасте от 15 до 65 лет.
На начало истории Сато жил как NEET в Токио уже четвёртый год. Не работал и не учился, существовал на деньги родителей. Ему 22 года. Он ригиден, замкнут, избегает внимания к себе и новых впечатлений. Ему страшно что-то менять. Свои неудачи в жизни он объясняет заговором против него, который устроила организация NHK. Именно она, по его фантазии, и превращает людей в хикикомори. Логично подумать, что Сато –параноик, но мне кажется, что это не так.
Я думаю, что Сато имеет конформную акцентуацию характера. Конформисты приспосабливаются к своему ближайшему окружению и очень подозрительно относятся к незнакомцам. В школе у Сато была лучшая подруга – Хитоми. Вот она как раз и была зациклена на идее о заговорах. Заразив этой идеей Сато, она убила двух зайцев –повлияла на его мышление и усилила подозрительность к окружающим. Когда Сато выходил на улицу, ему казалось, что все над ним смеются. Даже когда Хитоми выпустилась из школы и перестала общаться с ним, эта подозрительность никуда не ушла. Вскоре у Сато на улице начали случаться панические атаки. Так он оказался в заточении дома.
Но по счастливой для него случайности, через 4 года заточения в его жизни появились два новых человека: Ямадзаки и Мисаки. Почему он впустил их в свою жизнь?
Ямадзаки – это его сосед и по совместительству старый школьный знакомый. Сато как-то ввязался в драку, чтобы защитить Ямадзаки и покрасоваться перед Хитоми. Они быстро находят общий язык на фоне давнего знакомства. И вот уже через несколько дней Сато едет вместе с Ямадзаки в район для хентайщиков, где огромное количество незнакомых людей. Паническая атака его ни разу не настигла. Почему? Потому что Ямадзаки был всё время рядом и успел заразить его новой идеей – созданием видеоигры. Сато должен был написать сценарий для неё и для вдохновения они поехали в этот район. На протяжении всего сериала рядом с Ямадзаки Сато не чувствовал дискомфорта, сколько бы людей рядом не находилось.
Что касается Мисаки, то она не появлялась в жизни Сато ранее, но ей повезло в другом –она очень похожа на маму Сато и его идеал девушки в целом. Если присмотреться, то вначале сериала видно плакат на стене Сато: молодая худенькая девушка с русыми волосами и карими глазами, подстриженная под каре. Такая же внешность у его мамы, которую мы видим в середине сериала, и так же выглядит миниатюрная кукла, которую Сато купил в хентайном районе. Мисаки предлагает Сато контракт: он обязуется приходить в парк каждый вечер на лекцию к Мисаки, а она его спасёт от образа жизни хикикомори. И Сато соглашается, несмотря на то, что эта девушка кажется ему подозрительной, он ничего о ней не знает. Но он влюбился моментально и не может выбросить её образ из головы. Рядом с ней у него тоже не возникает панических атак.
В целом на протяжении сериала Сато всегда находится рядом с кем-то, с кем он был знаком ещё со школы, либо с Мисаки. А паника его охватывает только когда он остаётся один.
Сато неинициативен и инфантилен. Он делает исключительно то, что говорит ему ближайшее окружение, даже когда у него появляются мысли о том, что идёт что-то не так. Например, таким образом он случайно оказался на встрече суицидников и чуть не покончил с собой за компанию с ними. Первое время он понимал, что это абсурд, что он не хочет кончать с собой, но потом он заражается от них этой идеей и его еле успевают спасти от падения с обрыва. На этой встрече была его школьная подруга Хитоми. Собственно, она его туда и привезла.
Написание сценария для игры происходит только благодаря «пинкам» (хотя иногда реальным пинкам) со стороны Ямадзаки. Самостоятельно он ничего не мог написать и спокойно проваливался в онлайн-игры на несколько дней. Он безответственен, беспечен, неаккуратен, у него полностью отсутствует самоконтроль. Каждый раз из этого состояния его вытаскивали Ямадзаки или Мисаки.
У конформистов увлечения определяются средой. Так же было и у Сато. Он был увлечён созданием игры только, пока рядом был Ямадзаки. Как только его друг уехал в свой родной город, Сато не притрагивался больше к написанию сценариев.
Конформисты легко управляемы, могут быть втянуты во что угодно. Так и случилось с Сато, которого втянула в сетевой маркетинг его одноклассница. Из этой пирамиды тоже пришлось его вытягивать Ямадзаки и Мисаки.
К концу аниме Сато всё-таки перестал быть хикикомори. В этом ему помогла беда, которая случилась у его родителей - его отца сократили на работе. Сначала Сато сократили содержание вполовину, а потом и вовсе перестали присылать деньги. И каждый раз, когда мама говорила ему по телефону, что они больше не могут высылать ему деньги, Сато кидался в истерики. Он плакал как ребёнок и ни разу не поинтересовался, как с этой бедой справляются его родители. Он – эгоистичен, не направлен на понимание чувств и мыслей других людей.
В итоге он устраивается регулировщиком на стройку и признаётся в любви Мисаки. После того, как она чуть не покончила с собой. Мне кажется, что очень логично, что эти персонажи решили быть вместе.
Мисаки – жертва травмы детства. На её глазах мать покончила с собой, а приёмный отец постоянно избивал и называл никчёмной и бесполезной. Поэтому она и стала спасать Сато от его образа жизни. Она прямым текстом ему сказала о том, что она хочет быть кому-то нужной. А у Сато было ужасное чувство брошенности и одиночества после того, как уехал его друг Ямадзаки. Вот они и заполняют пробелы друг у друга. Каждый выполняет отведённую ему функцию.
Поведение Мисаки можно скорректировать с помощью терапии, чтобы она осознала ценность себя и своей жизни, чтобы перестала чувствовать себя виноватой в смерти мамы. А вот поведение Сато – нет. Жизнь с Мисаки для него – самый хороший исход. Он будет попадать под влияние новых друзей, когда они у него появятся, а Мисаки будет его спасать.
Как и у большинства хикикомори, не думаю, что у Сато есть психическое заболевание. Основная причина, которая приводит к такому образу жизни в Японии – издевательства и харассмент учителей по отношению к ученикам. Так считает профессор Саито Тамаки–психиатр, специализирующийся на психиатрии пубертатного и подросткового возраста. Он - ведущий японский эксперт по хикикомори и, собственно, он этот термин и ввёл.
По мнению Саито, причина появления такого стиля жизни – исчезновение точек соприкосновения человека с его семьёй и обществом. Из-за издевательств человек замыкается в себе, запирается в комнате и очень быстро утрачивает социальные связи. Поэтому первые, кто должны прийти за помощью к психологу – это родители хикикомори. Постепенно NEET снова вовлекается в жизнь общества через посещение специального центра для хикикомори. Его посещают люди со схожими проблемами и интересами, что помогает хикки выйти из этого состояния.
Интересный факт – среди японцев с трудным финансовым положением хикикомори нет. Родителям просто не на что содержать своего великовозрастного ребёнка. Так что, возможно, не потакать слабостям и поход к психологу по вопросу адаптации в школе –отличная превентивная мера.
В России, кстати, тоже есть сообщество хикикомори, но оно имеет скорее признаки субкультуры. Я зашла на пару пабликов ВК и каналов в Телеграме. Хикки общаются друг с другом, говорят о своём тяжёлом психологическом состоянии, делятся способами удаленного заработка. По данным наших исследователей Позниной Н.А. и Коломоец И.В. среди них крайне мало безработных или работающих время от времени людей.
P.S.: предыдущий мой разбор про Нагаторо хоть и вышел слабоватым, зато собрал очень много интересных мнений, комментариев и конструктивной критики. За это большое спасибо) Буду благодарна за обратную связь и под этим разбором)
Этот разбор я сделала со спойлерами, чтобы на чётких примерах показать свою точку зрения. Исследовала это аниме через личностные особенности героев, не затрагивая коммуникацию и полинарративный подход.
Спасибо за работу, видно вашу компетентность в разбираемой теме. Надеюсь, вы и далее будете выкладывать материалы на портале.
Потому что он literally me
and me
Прочитал статью и впал в больший депресняк. Потому что сюжет со спасением гг аниме какой-то совсем чудесный для японского общества,да и соврнменного в целом, где никто особо никому ненужен. Я вот не стал хиккой, но всегда был одинок, т.к. понимал что никому не нужен, поэтому остался одинок. А тут у ЯПОНСКОГО затворника появилась движуха, о которой я и мечтать не мог.
Сочувствую Вашему одиночеству. Как раз и расписываю концовку аниме и добавляю информацию от психологов-исследователей, чтобы из чуда это превратилось в ясную причинно-следственную связь.
И для Сато как раз действительно эта история закончилась хорошо.
У Вашего одиночества наверняка есть какие-то причины. Уверена, что если будет запрос на то, чтобы от него избавиться, Вы сможете их преодолеть.
Приятель, не рассматривай аниме, как историю из реальной жизни. это не о том как могло бы быть с тобой или со мной, а о том как могло бы быть, если бы мир был правильный. Считай, что аниме это окошко в лето в дождливый ноябрьский день. Ну и одиночество не является отрицательной чертой характера, чем-то плохим, или постыдным. Да и время счас такое, виртуальное, все как-то в чем-то одиноки. Не загоняйся
Я, конечно, гляну, аниму эту для интереса. Но и без этого тут все понятно. Авторская позиция, на самом деле, является официальной точкой зрения общества потребления на любое поведение, не вписывающиеся в прагадигму товарно -денежных отношений. Конформизм как раз и заключается в том, что ты живешь так называемой обычной жизнью. Учишься в школе, поступаешь в престижный ВУЗ, а потом работаешь на одной и той же работе по 6 дней а на седьмой бухаешь в караоке. И так плывешь по течению в череде одинаковых дней, пока тебя по старости не выкинут на пенсию и ты будешь выращивать ромашки на клочке земли пока не сдохнешь. И при этом ты боишься задуматься о том куда катится твоя жизнь. А если вдруг задумаешься, то к тебе прибегут толпы психологов и загонят тебя обратно в эту карусель. Не то что бы я защищаю хикки, я, просто, хтел бы заметить, они просто не вписались в рынок, но не столько потому, что они плохие, а потому, что видят, что рынок говно. И тут вопрос, в чем проблема, в них или в обществе
Рад что нашёл такой комментарий здесь
Согласна.
Конформизм в той или иной степени присущ всем нам. Это адаптивная стратегия, позволяющая формировать сообщества. Если б все были абсолютными нонконформистами, нас бы ещё во времена палок-копалок поголовно съели:D
Однако поведение Сато выходит за грань просто психологического явления. У него это именно акцентуация, гипертрофированная личностная черта, которая влияет на поведение практически во всех жизненных сферах. У не развито критическое мышление на столько, чтобы понимать, где надо, а где не надо прислушиваться к окружению.
. Вопрос для меня стоит в причине проишедшего. Я считаю, что ответственность лежит на обществе, жестко требующем от каждого выполнения типового социального контракта вне зависимости от психологических особенностей индивидуума. Ну и мне кажется, что проблема у парня в большей степени не в отсутствии критического мышления а в нежелании его использовать, поскольку это приведет к конфликту, в котором он окажется потерпевшей стороной. Поэтому пассивное принятие чужих моделей поведения представляется мне эскапизмом, своего рода минимизация затрат жизненных сил. В его защиту хочу сказать, что критическое мышление скорее отсутствует у так называемого большинства, живущего согласно моде, трендам и видосикам в тик-токе. Парню просто не повезло, в какой-то момент у него не получилось быть как все. Оттуда и понеслось, белая ворона, все дела. Вернуться в общий хоровод в таких условиях трудно. Может, лучше оставить его в покое.
так он изменился же. Аниме топ уже 2 раза пересматривал
Комментарий недоступен
Спасибо)
Он же в конце аниме изменился и начал жить обычной жизнью, не яркой, но хоть какой-то , разве нет?
Изменился образ жизни, но личностная основа Сато не изменилась. Следственно, если изменится хоть один компонент, который присутствует в конце аниме, всё разрушится
надлом произошёл тогда, когда он решил победить монстра nhk
А личностная основа вообще может меняться у сформировавшегося человека?
Если это акцентуация как у Сато, то нет. Можно сделать поведение более адаптивным, подобрать благоприятное окружение, с помощью психотерапии выработать подходящие защитные реакции. Но в ситуации стресса и неопределённости человек всё равно будет скатываться в привычные паттерны поведения.
Я не большой спец в данной теме, поэтому пару уточнений. Вы имеете ввиду конформный тип по классификации Личко?
Значит ли это, что акцентуацию нельзя изменить, а можно лишь выработать защитные реакции с помощью, к примеру, когнитивно-поведенческой терапии?
Есть ли определенная граница стресса, выше которой человек скатывается к своим паттернам поведения? Было бы полезно знать такую у себя.
Понимаю, что засыпал вопросами, поэтому можете ответить, когда будет время.
На последний вопрос я чёткого ответа не дам по следующим причинам.
Граница стресса - это очень условный конструкт, для определения которого сложно дать однозначный набор критериев для самодиагностики. То, что для кого-то будет диким стрессом, например, для Вас вообще им являться не будет. Восприятие какой-то ситуации как стрессовой зависит не только от личностных или биологических предпосылок, но и от культуральных, жизненного опыта на данный момент времени, воспитания и т.д.
Плюс - не факт, что у Вас есть какая-то акцентуация характера. Можно ради интереса, конечно, пройти тест Личко (именно ПДО для взрослых). Но и это не даст 100% "диагноза". Потому что диагностические тесты всегда используются в комплексе, и ни в коем случае не как единственный и основной инструмент.
Так что, если есть какой-то аспект, который Вы хотите скорректировать или проверить для профилактики, то лучше обратиться к психологу. Специалист будет исследовать именно Вас, индивидуально, а не абстракцию.
Надеюсь, на вопрос ответила :)
На первые 2 вопроса ответ "да"
На последний развёрнуто отвечу позже)
Мораль аниме простая: жрать захочешь - изменишься, подстроишься, перестроишься, засунешь в жопу все свои страхи и глубокие внутренние переживания. Вот и гг в конце устроился на быдлоработу и начал жить вполне себе нормальной жизнью. И не делал он этого все это время лишь потому, что было кому его содержать. Вот и все, все просто. Хиккикомори - явление развитого капиталистического общества, в котором физически здоровые люди могут не работать и находиться на иждивении у кого-то. Ща глянул инфу из инета и у них там ещё и пособие от государства. 65к йен в месяц - почти тыща бачей.
В России такое распространено гораздо реже банально потому, что не каждый родитель потянет здорового лба у себя на шее, про пособия вообще молчу. В итоге наши ребята даже при схожих или даже более худших психологических параметрах вынуждены искать хоть какую-то работу. И да, даже удаленная работа - это тоже работа, с ней вы формально не являетесь хиккикомори.
Хотя стоит так же отметить, что в тех же США, при всех экономических предпосылках, явление так же малораспространено. В основном благодаря тому, что у них существует традиция, при которой родители буквально выгоняют взрослого ребенка из дома. И тот становится предоставлен сам себе. Если же и остаётся родителями то требуют с него делить коммуналку/аренду. Вообще американцы сильно налегают на самостоятельность и независимость при воспитании. Японцы же тупо растят "сыночек корзиночек". Нет "яиц" высказать прямо в лицо свое отношение и свои требования. Ни начальству, ни коллегам, ни родителям, ни даже детям. Взять хотя бы мамку гг. Вместо того, чтобы сказать по телефону "так, пиздюк, хуй тебе, а не деньги, пиздуй работать", она начала вяло оправдываться. Боязнь задеть или обидеть кого-либо - оно везде и всюду в японском обществе.
Общество мямлей. Скорее это даже более солидная составляющая проблемы, чем экономические предпосылки.
Помню, наибольшую тоску вызвало осознание того факта, что Мисаки, которая взялась его спасать, сама нуждается в спасении едва ли не больше :т Это, впрочем, закономерно
Согласна
Хорошо написано!
Спасибо :)
Комментарий недоступен
Немного раздражают сюжеты в аниме где движ создаёт не сам гг, а его окружение. Ведь куда интереснее было бы, если бы гг сам нашёл девушку, а не она его.
Я бы сказал, реалистичные. Потому что в реальности такого просто не происходит.
"Сато неинициативен и инфантилен. Он делает исключительно то, что говорит ему ближайшее окружение, даже когда у него появляются мысли о том, что идёт что-то не так. Например, таким образом он случайно оказался на встрече суицидников и чуть не покончил с собой за компанию с ними. Первое время он понимал, что это абсурд, что он не хочет кончать с собой, но потом он заражается от них этой идеей и его еле успевают спасти от падения с обрыва. На этой встрече была его школьная подруга Хитоми. Собственно, она его туда и привезла."
Этот эпизод очень походил на то как я относился к жизни), но в какой-то момент осознал что жизнь, моя жизнь, принадлежит только мне, и я, здесь и сейчас, никому ничего не должен, свободен как персонаж из романа Камю "Посторонний".
Что сделал, после того как осознал? Я вот захотел сходить в бар и заказать себе стейк за тыщу, но сразу стало жалко денег. Пока могу себе позволить импульсивные покупки шоколадок и сгущёнки. "моя жизнь, принадлежит только мне" это когда я стал себе позволять отказывать своим родственникам не ходить на их мероприятия (свадьбы, похороны итд).
Смотрел этот сериал лет 10 назад или больше. Разумеется, другими глазами. Читая сейчас вашу статью и в частности строки про похожесть Мисаки на мать Сато, понимаю, что придётся выделить время под пересмотр, потому как такой вот выбор Сато Мисаки - это яркий пример так называемой психологической теории амаэ в действии (и не так уж мало аниме этим балуется - например, «Принцесса-медуза», почитал бы, кстати, ваш разбор). Просмотр со знанием этого информационного слоя способен ещё более обогатить впечатления от просмотра. Кстати, обозначенная теория амаэ и с феноменом хикикомори точки соприкосновения имеет, что только добавляет интереса рассмотрению истории в таком ключе. Ну, и спасибо за эту и другие ваши статьи: познавательны, полезны, расширяют кругозор.
Спасибо)
Комментарий недоступен
Если судить по последнему послесловию автора - вполне себе изменится
https://www.reddit.com/r/WelcomeToTheNHK/comments/fswuxr/complete_afterword_of_welcome_to_the_nhk_by/
Предлагаю ознакомиться не только с аниме, а с его источником, где более правдоподобно написано о жизни Сато, без явления цензуры. Естественно, я говорю про ранобэ. Можно также и мангу глянуть, но там финал, в отличие от романа и аниме, отличается.
О да, аниме более позитивное в отличие от.
Автор ранобэ выпустил продолжение в этом году вроде. Очень хочется узнать о чем там. Может кто нибудь знает?
Да, интересно)
Ничего особо не поменялось, просто переписано на современный лад.
Появились телефоны современные, всякие иные приколы. В общем, вместо нулевых теперь 20-ые
У Сато есть слуховые и визуальные галлюцинации, в IRL при таких симптомах ему бы параноидальную шизофрению давно поставили. Хэппи энда в конце аниме не планировалось, на этом настояли на ТВ чтобы дать "хороший" но наивный пример.