Видео и гифки
Луцай
4285

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Эти советы пригодятся при создании любого визуального контента — от фотографий и видео до 3D-моделей. Есть текст.

В закладки
Аудио

Любой может научиться фотографировать, снимать видео или заниматься 3D-моделированием — выполнять техническую работу. Но для осознанного создания визуального контента важно разобраться с базовыми принципами работы с изображением.

Универсальные правила работы с цветовой гаммой

Зачастую для создания атмосферного изображения достаточно сочетать два-три цвета с учётом правил композиции. Их всего три:

1. Контраст цветов

Сочетайте по контрасту — для этого берите цвета с противоположных концов круговой палитры. Напротив тёплого цвета (например, красный) —холодный (синий).

Это работает даже с не самыми изысканными визуальными произведениями. Пример, — модная в середине нулевых цветокоррекция «Трансформеров» с оранжевой кожей и голубым фоном.

«Трансформеры», 2007​

2. Воздушная триада

Триаду образуют три любых цвета, которые располагаются рядом на палитре. Цвета должны сочетаться и плавно перетекать друг в друга.

Но заполнять всё изображение только этими цветами не стоит — это скучно. Акцентируйте: замените центральный цвет триады на противоположный, и он сфокусирует внимание смотрящего. Например, если центральный цвет триады — фиолетовый, то акцент — жёлтый. Как на «Звёздной ночи» Ван Гога.

​Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889

3. Геометрия

Палитру определяет простая фигура — равнобедренный или прямоугольный треугольник, квадрат или ромб. Проще всего этот принцип объяснить на примере треугольника. Произвольно рисуем его на RGB-палитре и получаем ограничитель: все цвета внутри фигуры допускаются к работе, остальные — нет.

Это не значит, что кадр нужно заполнять только яркими цветами. Для гармонии и акцентности достаточно одного яркого цвета, а остальную работу желательно выполнить в приглушённой гамме.

Запомните ещё два правила, которые влияют на восприятие изображения.

Фон меняет ощущение от цвета. Разместите серый квадрат на синем прямоугольнике, а затем — на оранжевом. Вы сразу почувствуете разницу. Даже серый на фоне оранжевого будет казаться теплее и ярче, не говоря уже о других цветах.

Фон передаёт информацию относительно центральной фигуры кадра. Пример — кадр из «Бойцовского клуба». Здесь фон транслирует одну из идей фильма — обманчивое просветление (дверной проём справа) через саморазрушение (дверной проём слева).

Свет работает в связке с цветом. Он может как насытить, так и приглушить его, и даже запутать зрителя. Например, при длительном просмотре холодный цвет может восприниматься как тёплый.

Чтобы этого избежать, подержите его другими элементами. Например, Дэвид Финчер намеренно использует скудную палитру цветов. В «Охотнике за разумом» общий тон кадра дополняется светом от телевизора, табличкой на автомобильной стоянке или красным кофейником — чтобы зритель верно воспринял настроение. Благодаря таким деталям цвет становится устойчивым.

Основы композиции света и цвета

Чтобы правильно сочетать цвет и свет нужно разобрать схему освещения. Типов света несколько:

1. Рисующий. Как правило, располагается сверху или спереди и образует основное пятно света, а также тени, идущие от объекта.

2. Заполняющий. Позволяет высветлить затемнённые участки изображения.

3. Контровой. Располагается сзади и подчёркивает края фигуры.

4. Моделирующий. Располагается сбоку, чаще используется в студийной фотографии, чем в кино.

Эти универсальные виды света работают и для фото, и для видео, и для 3D-моделирования. В кино всё сложнее — там, как правило, используют от семи до сорока источников света. Исключение — операторы вроде Роджера Дикинса, который снял самые известные фильмы Вильнёва, братьев Коэн и Сэма Мендеса. Ему порой достаточно и трёх источников.

​«Бегущий по лезвию 2049», 2017

Избегайте абсолютно чёрного цвета — у него нет оттенков, и поэтому он не вызывает должного спектра эмоций. В классической живописи чисто чёрные тени почти не встречается — потому что их почти нет и в реальном мире. Свет отражается и преломляется, образуя разные оттенки.

​Рембрандт, «Меняла», 1627

Поэтому в кино особенно важен заполняющий тон — оттенок, который присутствует в каждом цвете изображения. Абсолютно чёрный используется лишь когда автор делает намеренную стилизацию. Даже в ночных или космических сценах темнота создаётся за счёт оттенков синего, серого и других цветов.

Возьмём дизайн космического корабля и то, как он выглядит в космосе — например, кадры из «Чужого» или «Вторжения». Даже самая фантастическая конструкция кажется реалистичной, потому что избегает чёрного цвета и состоит из оттенков, бликов и других элементов, придающих ей объём и живость. В этом случае важно проработать границу светотени, которая задаёт объём любой фигуре в кадре.

Свет не обязательно должен быть белым. Цветное освещение разнообразит изображение. Тут работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Также важна работа с геометрией видов освещения. Здесь используется тот же принцип, что и с цветом — всегда есть главный источник света, создающий акцент, и дополнительный. Это видно на примере фильмов франшизы «Джон Уик»: здесь сочетание света помогает удержать внимание зрителя в экшн-сценах.

«Джон Уик», 2014

В видеоиграх базовые приёмы сочетания цвета и света помогают ориентироваться на локации — нужные участки и направляющие линии подсвечиваются. Принципы визуального повествования универсальны для всех видов искусства: при помощи цвета и света можно выделить важную деталь и направить взгляд зрителя.

Видео и текст подготовлены командой XYZ Media.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Луцай", "author_type": "editor", "tags": ["xyz"], "comments": 79, "likes": 321, "favorites": 763, "is_advertisement": false, "subsite_label": "avi", "id": 93146, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 14 Jan 2020 21:23:43 +0300", "is_special": false }
(function(d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = ((location.host === 'dtf.ru') ? 'https://dtf-static-bf19cf1.gcdn.co/static/build/dtf.ru/specials/RocketBankSummary/js/all.dtf.min.js?' : 'https://dtf.k8s.osnova.io/static/build/dtf.k8s.osnova.io/specials/RocketBankSummary/js/all.dtf.min.js?') + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('rocket-bank-summary'); if (container) { s.onload = function() { new RocketBankSummary.Special({ container: container, location: 'article', share: { url: '', title: '', } }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, 46);
0
{ "id": 93146, "author_id": 50299, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93146\/get","add":"\/comments\/93146\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93146"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64963, "last_count_and_date": null }
79 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
38

А я боялся, что не увижу тебя больше здесь :) спасибо за работу, ты мастер

Ответить
14

Ффуууух, Луц на месте. Хорошо.

Ответить
7

Черный это основа. В классической живописи сначала делается монохромный подмалевок и лишь затем вводится цвет.

Ответить
1

Речь про тени. Те кто в художке учились знают, что чёрный нельзя использовать вообще

Ответить
14

Учился в художественной школе, затем в училище, потом в Академии, поэтому позвольте встрять) Таких радикальных советов про отказ от чёрного никто вам не даст ни в одной образовательной системе. Ренуар называл черный королевой красок, Матисс активно использовал черный в своей живописи. В живописи возрождения и барокко и правда было принято делать тени тёплыми, но черный всё равно активно использовали. Посмотрите работы Маньяско, Сальватора Розы, Дюрера, Гольбейна и др. Помимо этого чёрный бывает очень разный, например, виноградная чёрная очень холодная, персиковая тёплая, а кость жжёная теплая с красновцой. А метод работы с гризайльным подмалёвком (так называемый трёхстадийный метод) активно применялся активно до конца 19 века, затем был вытеснен более актуальным для художественных задач нового времени методом алла-прима (когда тон и цвет пишутся одновременно и враз). Но важно что гризайль могла быть не только с черной краской, но и например, с какой-либо коричневой (умбра, асфальт, всевозможные земли). 

Ответить
0

Речь про чёрный в чистом виде же. Когда тупо чёрный (не разбавленный, не смешанный) берут и им рисуют. Я такого нигде не видел :)

Ответить
0

Если я возьму нарисую и продам за миллион долларов - это можно считать за то что рисуют? вы какое-то правило себе придумали из воздуха или от ограниченного количества учителей. Всю жизнь черный активно использовался, и разбавленный и не разбавленный. Я вот не видел чтоб сырым красным ебашили. Красный не используется теперь?

Ответить
3

Ротко, Малевич, Лисицкий, Кандинский, Мондриан ебашили

Ответить
0

Спасибо. Посмотрю? А у них на ютубе какой канал?))

Ответить
0

Они игнорят ютуб, ищете на вимео;)

Ответить
0

Есть такое понятие, классическая живопись. В ней чистый чёрный не используют.

Чёрным или любым другим чистым цветом рисуют в графических работах это да.

Ответить
0

Самый распространённое применение это зрачки. Зрачки пишут чистой чёрной краской. Т.к. пространство холста ограничено в тоновом диапазоне по сравнению с реальностью, то зрачки делают самым тёмным местом в тоновой шкале. Но и помимо этого есть масса художников которые используют черный как важное художественное средство.

Ответить
1

 Хз, здесь черного цвета нет, например:

Ответить
–5

Чёрные зрачки? Ок. Это максимальное возможное применение чистого чёрного. Хотя поверх все равно потом блик рисуют ;) так что от всей картины это почти ничто.

Но и помимо этого есть масса художников которые используют черный как важное художественное средство.

Мы про классическую же живопись говорим, а не про графику?!

Ответить
0

Извините что поправляю, но живопись пишут;)

да, разумеется, я о классической живописи. Так то и Пикассо и Магрит и Клее давно уже классика:)

Ответить
0

Они считаются авангардистами. В тексте шла речь о классической живописи, это другое.

Upd: пишут картину, а блик рисуют все таки :)

Ответить
1

С оговоркой авангардистом был только Клее (авангард давно уже классика), остальные модернисты. И блики, и света и полутона и тени и рефлексы пишут, я вас уверяю. 

Ответить
0

Суть в том что их техники не считаются классическими в живописи. Никто не будет вас учить в художке рисовать как они.

Ответить
0

Да что вы, их методы работы и техники давно уже на вооружении любой даже самой дремучей школы, училища, худграфа и т.д.

Ответить
0

Посмотрите дипломы ребят из Строгановки, Репы, Сурка. Я намерено привёл в пример консервативные ВУЗы. 

Ответить
0

У меня под диваном пачка работ из строгановки :) че то не помню уроков по рисованию чёрным 🤗

Ответить
0

Ваше бы упорство да в дело:)

Ответить
0

Приведённые вами примеры, эти новомодные картины Малевича, Пикассо и др, не относятся к классической живописи. Хотя и считаются классикой мировой худ культуры

Ответить
4

Годы творчества обоих художников пришлись на первую треть XX и чуть за середину XX века. О каких новомодных картинах вы говорите. Что, вы как дремучая бабушка из Псковской губернии:) 

чисто ради интереса, а скажите, а когда начинается классическая живопись и когда заканчивается?
Если вас не устраивает использование чёрной краски мастерами возрождения, барроко, рококо, классицизма, романтизма ... экспрессионизма, фовизма, то очень мы говорим. Ну не доверяете мне, ну поверьте химанализам и микрошлифам красочного слоя с картин . Их анализы вы найдёте в трудах чешского реставратора Богуслава Сланского, австрийского исследователя Эрнста Бергера, нашего соотечественника Дмитрия Киплика. Если же хочется аутентики, то тут вам и трактат Ченнино Ченнини и Да Винчи и Дюрера и Карла Ваня Мандера, да хоть того же Вазари. 

Ответить
0

Новомодные в кавычках, лол.

Что меня не устраивает?) меня не устраивает то, что ты пытаешься мне доказать, что можно просто брать чёрную краску, и, не с чем не смешивая и не разбавляя, писать картины в технике классической живописи. Это чушь полная, никто так не учит.

Ответить
0

Чувак, ты крутой!

Ответить
0

Возможно на уроках графики или каких то других специально направленных факультативах. На уроках живописи нет.

Ответить
0

Не то чтобы это было принципиально, но это профессиональная терминология. Так то можно и стрелялки, бродилки и драчки говорить о игровых жанрах;)

Ответить
0

Черный в чистом виде вы не увидите, он свет не отражает. Так что да, в картинах он не используется, красок таких нет *сарказм*

Ответить
0

Кстати говоря, HDR не современное изобретение. В начале прошлого века народ увеличивал цветовой диапазон картин с помощь проекторов (проецировавших на выставленные в галерее работы специально созданные слайды-маски). Мозг хитрая штука, работающая с контрастами, так что и "черный" в таких работах должен был казаться "чернее" ).

Ответить
0

Получить RGB (0, 0, 0) с помощью красок невозможно.

Здесь же больше про работу с цветом и цветокоррекцию в цифровых штуках, насколько я понял.

Ответить
6

скажи это создателям Города грехов

Ответить
6

Это не живопись, а кино.

В художке банку с чёрной краской просто убирают из набора.

Ответить
3

видео оказывается было про картины? а я думал про кино

Ответить
0

Я тоже не понял к чему он про чёрный написал. Это работает только в контексте классической живописи

Ответить
0

А чем живопись от кино отличается? )))

Ответить
0

Вы про какую живопись и про какое кино конкретно?

Ответить
0

Зачем тогда кладут?

Ответить
2

Использовать можно все. Просто нужно знать как "сочетать несочетаемое". Для этого есть свои правила.

Ответить
0

Чёрной краской живописные картины не рисуют. Графику, да. Для каких то технических моментов, возможно. Но вот просто в чистом виде чёрной краской не рисуют никогда.

Ответить
0

Вы знакомы с классической техникой рисования маслом? )

Ответить
–2

Да, и про подмалёвок в крусе. Чёрный не разбавленный цвет не используют нигде в классической живописи.

Ответить
1

Поэтому черный перестает быть черным. Полезно знать, спасибо за инфу.

Ответить
0

И где тут чёрный? :)

Ответить
0

В подмалевке. Поверх идут лессировочные слои.

Ответить
1

Это не чёрный друг мой. Это разбавленная краска. Градации серого.

Ответить
0

"чёрный нельзя использовать вообще"

Пизда тебе!

Ответить
1

ага, тоже охренел от "избегайте чёрного"

Ответить
0

В кино чёрный не чисто 100% чёрный не из-за каких-то художественных правил, а из-за необходимости создать ощущение погружения. Это тоже самое, что и эффект воздушной перспективы. Из-за не идеальной прозрачности воздуха при наличии освещения чёрные детали будут чуть светлее чем чёрный.

А космические станции выглядят реалистично опять же из-за эффекта воздушной перспективы: станция большая, и она далеко, и значит, между ней и зрителем много воздуха, который сильнее ее высветлит в голубой оттенок.

Можете убедиться сами, если сделаете фото, и на кривой уровней все чёрные оттенки чуть высветлите, то фото станет более «киношным».
Это добавляет воздуха в пространстве кадра.

Ответить
1

станция большая, и она далеко, и значит, между ней и зрителем много воздуха 

 
Между ней и зрителем вообще нет воздуха. Это же космос!

Ответить
0

А планеты при взрыве не делают «Бах»

Ответить
0

В живописи наоборот стараются не использовать идеальный черный цвет, а темный оттенок смещенный в теплый или холодный тон. Это имеет смысл, т.к в реальном мире нет чистого черного или белого цвета, потому что свет от окружающих объектов постоянно отражается и смещает тональность.  

Ответить
0

в космосе есть, но да, атмосфера рассеивает

Ответить
0

Если только в черной дыре. Пока есть хотя бы один источник света, и поверхность от которой он может отражаться, идеального черного цвета не будет.

Ответить
0

Настольная "черная дыра". )

Ответить
4

«Серый на фоне оранжевого будет казаться теплее»

Это не правда. Серые оттенки в соседстве с цветом маскируются под противоположный по кругу цвет. Серый на фоне оранжевого будет казаться холодным.

Ответить
3

Типа, серый в желтой рамке выглядит холоднее, чем этот же серый рядом с белым

Ответить
4

К сожалению, информация в данном видео пригодится сугубо новичкам. Ожидал большего/

Ответить
–1

Ваши ожидания- Ваши проблемы
Извените

Ответить
0

Ничего такого, просто мысли вслух//)!

Ответить
3

поменьше бы актёрских пауз и побольше смысла. Весь ролик можно уместить в картинку с двумя кружками.

Ответить
3

Хотелось бы ещё глубже погрузиться в эти темы - цвет, композиция и т.п. Как это всё работает на уровне мозга, психологии; почему это работает; прочие исключения и так далее. Можете что посоветовать изучить? Заранее спасибо.

Ответить
1

Я как-то читал такую книжку. Легкое интересное чтиво, где основы по верхам разбираются (с уклоном в цифровое фото).

Ответить
1

Блин, вот этот треугольник - довольно спорная вещь.

Ответить
0

Смотрел раньше тоже ролики, про синее и оранжевое, про линзы, освещение, различные размытия и всегда было интересно, неужели все это настолько сложно, что у нас не могут сделать что-то подобное ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

 что у нас не могут сделать что-то подобное

У кого у вас?

Ответить
0

У нас, в Омске :)

Ответить
7

Разве вы не гордитесь своей совой?

Ответить
1

Какая же это сова, это воробей. Красный кардинал, если быть точнее. 

Ответить
0

Сложно, потому что разные сцены снимаются в разных условиях. Нельзя сделать фильтр как в инстаграмме и кинуть на всю дорожку. а значит дорого, а значит не целесообразно в большинстве случаев

Ответить
0

Согласен, но не обязательно, можно найти кучу роликов на ютубе, где обычные ребята ставят освещение, которое конечно не дотягивает до топовых голливудских работ, однако видно, что результат довольно таки близкий. 

Ответить
0

Название надо вспомнить, домой приду, найду парочку

Ответить
0

Наш Аквамен еще тут? Ребята, ща я буду вам рассказывать как устроен мир. Вверху небо и оно синее. Внизу трава и она зеленая. Когда идет дождь - вокруг мокро. Где мое увожение?

Ответить
0

Спасибо за видео! Такой формат нужен! Расскажите ещё про композицию кадра, роль движения в кадре или что то в этом роде.

Ответить
0

Классный и полезный материал. Спасибо)

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]