Обзор настольной игры «Хора: Становление империи»

Обзор настольной игры «Хора: Становление империи»

Сегодня разбираем настольную игру «Хора: Становление империи»! Что это за игра и кому она подойдет? Для просмотра также доступна видео версия обзора.

«Хора: Становление империи» – классическая евро-стратегия про развитие древнегреческих городов для компании от 2 до 4 игроков. В роли градоначальника вам предстоит собирать налоги, повышать культурный уровень и, конечно, заниматься завоеваниями, чтобы именно ваш город стал самым процветающим. Евро-игры часто подразумевают, что мы будем бороться за победные очки, много времени уделять просчёту оптимальных комбинаций, отслеживать разные виды ресурсов, фактор случайности в таких играх не очень значим, а тема игры передана достаточно условно. «Хора» – не исключение.

Здесь вам и треки населения, налогов, славы и войск на игровом поле, там же жетоны открытий, треки экономики, культуры и военной мощи на планшетах игроков. Случайностей немного – броски кубиков раз за ход, получаемые карты политики, да колода событий. Причём первое и последнее событие в колоде всегда фиксированы.

Давайте посмотрим, как играется партия в «Хору».

Начинается всё с раздачи планшетов городов, как правило, случайным образом. В игре 7 планшетов, и отличаются они различными способностями на каждом из четырёх уровней своего развития. Спарта, естественно, любит воевать, Афины обожают разыгрывать карты политики, а Милет делает ставку на торговлю. Раскладываем игровое поле, планшеты игроков, разбираем себе компоненты и раскладываем фишки.

Первое принятие решения начинается сразу после этого – каждый игрок получает 5 карт политики и начинается драфт. Первый игрок возьмет одну карту, которая покажется наиболее подходящей, четыре оставшиеся перейдут налево, а игрок справа получит 4 новых. И так до тех пор, пока опять не наберется 5 карт. Берём по 4 монетки-драхмы, формируем колоду событий, ставим фишки своего цвета на треки – всё по нулям, кроме населения, – три горожанина у нас-таки завелись. Они нам скоро пригодятся.

Структура раунда довольно проста и расписана прямо на планшете игрока. Сначала вскрывается карта события. На этом этапе уже становится известно, что произойдёт событие в конце раунда, и у всех игроков будет время к нему приготовится. Дальше все игроки собирают налоги – получают драхмы в количестве, равном значению на треке налогов. Потом начинается самое интересное. Сначала все игроки делают бросок кубиков – у каждого есть кубики своего цвета. В начале игры у каждого по 2 кубика, но, продвинувшись по треку культуры, можно получить третий кубик. После этого для каждого броска кубика игроки в закрытую назначают по действию из своего набора действий. Не обманывайтесь простотой этого этапа! Казалось бы, кинул два кубика, выбрал из стандартного набора действий, да соотнёс с кубами. Но решения, принятые в этой фазе – важны.

Результат на кубике должен быть больше или равен числу на плашке действия. Если же он меньше, игроку нужно доплатить разницу с помощью трека населения. Дальше наступает фаза действия. Набор действий у каждого игрока одинаков, а выполняются они по возрастающей от меньшего номера к большему:

- Философия даёт игроку жетон свитка.

- Законодательство обеспечивает прирост населения и позволяет добирать карты политики.

- Культура просто даёт победные очки по уровню трека культуры игрока.

- Торговля позволяет получить драхмы по уровню экономики, а потом ещё и купить жетон малых открытий из общего запаса. Такие жетоны дают победные очки в конце игры.

- Военное дело – единственный вид действий, где очень важен порядок хода. Первым здесь ходит тот, у кого меньше выпало на кубиках. Игрок получает армии по уровню военной мощи и отправляет их завоевывать жетон с игрового поля. У каждого жетона есть минимум армий, которые нужно отправить на его завоевание, а ещё часть армий погибает, снижая значение трека. Помимо жетона здесь частенько есть какие-то дополнительные бонусы.

- Политика позволяет разыграть одну из карт с руки. Карты политики бывают трёх видов: жёлтые - мгновенного действия, фиолетовые - с длительным эффектом или красные - с дополнительными победными очками в конце игры. Нередко карты политики требуют ещё и заплатить за них драхмы и иметь сколько-то жетонов открытия.

- и, наконец, Развитие. Это действие поднимает уровень вашего города, что часто приносит мощные бонусы. Но для его выполнения нужно иметь в запасе определенное число жетонов развития, не забывая учитывать стоимость этого действия. Всего у города 4 уровня развития, так что выполнить действие можно только три раза.

Как видите, тут есть, где разгуляться. Поскольку действия вы выкладываете сначала в закрытую – можно блефовать, можно пытаться понять, что будут делать соперники, можно готовиться к войне, учитывая порядок хода и броски кубиков.

Дальше наступает этап прогресса. Каждый игрок, начиная с первого (у кого бросок был меньше всех) и по часовой стрелке по очереди, может поднять один из треков в своём городе, заплатив соответствующую стоимость в драхмах. После – розыгрыш события, вскрытого ранее в раунде. А в конце раунда – достижения. Все игроки, которые в этот раунд выполнили какое-то из невыполненных достижений, кладут сюда свои жетоны и в награду продвигают треки. Уже выполненное достижение в другие раунды сделать нельзя.

По большому счёту – всё. Посмотрели событие, получили налоги, кинули кубики, загадали действия, выполнили действия, отыграли прогресс, разыграли событие, проверили достижения. Но дьявол всегда в деталях.

Помните жетоны свитка – жетоны философии? Это местный джокер. Он позволяет вам получать население во время броска кубиков, игнорировать требования по количеству жетонов открытия, продвигать больше одного трека во время фазы прогресса.

Помните 7 разных городов? У них очень отличаются свойства – где-то они склоняют вас к определённым действиям, давая бонусы, где-то дают преимущество по трекам, где-то просто стартовую фору.

Партия в Хору длится 9 раундов. Уровень конфликтности здесь относительно невысокий – у вас будет идти прямая конкуренция только за жетоны открытий и за достижения. Опять же, для этой игры – это плюс, её можно показывать новичкам со спокойной совестью. Жетоны открытий, кстати, бывают малыми и великими, последние строго ограничены в количестве и взаимодействуют с некоторыми городами и картами. Карт политики хватает, есть где подумать. Есть мега-город Персополис, за завоевание которого дают сразу 3 крутых жетона. В общем, каких-то мелочей хватает, чтобы даже искушенные знатоки евро не скучали.

Эргономика у игры хорошая – планшеты двуслойные, удобные, цвета игроков различимые, все важные детали выделены – когда третий кубик получать, когда достижения выполнятся, какие эффекты длительные, а какие мгновенные, и так далее.

Если вы много играли в подобные игры, то Хора, скорее всего, не станет для вас откровением. Но она хороша – она занимает нужную нишу по комплексности механик, по длительности партии, по уровню конфликтности, по сложности правил. «Хора: Становление империи» пылиться на полке не будет!

Видео версия обзора
1515 показов
940940 открытий
5 комментариев

Нельзя настолки обозревать без фоток. Слишком сухо и много текста

Ответить

Это текстовая расшифровка видео обзора, который прикрепили к статье =)

Ответить

"Warhammer 40000: Ересь Хоры".

Ответить