«Паразитирование на чужом»: автор цикла книг о Максе Фрае резко высказалась против настольной игры по вселенной

Но отбирать у её создателей уже данное разрешение не собирается.

«Паразитирование на чужом»: автор цикла книг о Максе Фрае резко высказалась против настольной игры по вселенной

31 января Светлана Мартынчик, известная по серии фантастических книг под псевдонимом «Макс Фрай», вступила в разговор с одним из создателей настольной игры по мотивам её произведений под рабочим названием «Зелёная дверь».

Руководитель и координатор проекта Алексей Письменюк обратился к писательнице в «Живом Журнале», рассказав, как продвигается работа над «настолкой» — после 4,5 лет труда команда напечатала первый полноценный набор с игровым полем и картами. Однако Мартынчик вступила в конфликт, заявив, что против подобной адаптации и «убийства смыслов», а также попросила вообще не напоминать ей об игре.

Письменюк попытался мягко возразить, что считает творчеством и саму «Зелёную дверь», и книги, вдохновившие её, но создательница Макса Фрая не захотела уступать.

Нет, не «творчество», а паразитирование на чужом. «Творчество» — создание того, чего без вас бы не было. А не порча уже сделанного другими.

Это такой очень популярный способ любить сделанное другим человеком — взять, оторвать ручки-ножки, пришить крысиный хвостик и «***» на лбу написать. А потом хвастаться: «Теперь оно моё!» — и денюшку собирать.

Светлана Мартынчик, писательница

Автор настольной игры в ответ подчеркнул, что занимается этим не ради денег и вложил почти пять тысяч евро собственных сбережений. Однако писательница заявила, что всё равно против «опрощения» своих книг и дала своё разрешение на адаптацию только потому, что ей «было не до активного сопротивления».

Как вы думаете, почему до сих пор никто никаких игр про Ехо не сделал (не говорю уже про кино)? Думаете, потому что тупые, и в голову не пришло? Или материал малоизвестен? Ну, нет же.

Просто когда я чего-то не хочу, оно обычно и не случается. Даже в тех областях, где юридически не запретишь. А я не хочу опрощения и деградации смыслов. У меня всё очень тонко сделано, в зависимости от читательской оптики смещаются акценты, и получается или умеренно забавная хрень, или условно «умное» книжко, или рабочее колдовство, воздействующее непосредственно на чего надо. И тут вдруг приходят посторонние люди и, надёргав с поверхности забавной хрени, ну сувенирчики на продажу мастерить. Вообще-то ни мне, ни книжкам от этого нет особого вреда. Может, вообще никакого. Но я, понимаете, брезгую паразитами.

Светлана Мартынчик, писательница

По словам Мартынчик, она не собирается как-то препятствовать создателям «Зелёной двери» и даже уважает их за упорство, но поддерживать затею не станет.

Но щас вы конкретно попали, потому что моё бессознательное посмотрело ссылку, ужаснулось и записало вас в шорт-лист тру врагов. Я — нет, у меня вообще врагов нету, а оно — да. А в таких вопросах решает оно.

Мне совсем не хочется, чтобы вы об осуществление своей мечты повредились. Я против наказаний вообще. Но по голове получить можете. Моё бессознательное — уголовник и жлоб.

Поэтому что я вам советую, вот прям как себе — просто из уважения к вашей воле (и нежелания, чтобы вообще кто-то избыточно страдал, с этой задачей здесь и без нас с вами отлично справляются). Регулярно просите прощения — не у меня, не вслух, не по переписке, а мысленно, у чуваков, которых вы превратили в болванов, в мёртвые игровые фишки.

Светлана Мартынчик, писательница

Над «настолкой» Алексей Письменюк работает с 2015 года. Как он объяснил в разговоре с DTF, он общался с писательницей, когда игра была на этапе концепции, и действительно получил устное разрешение автора на то, чтобы использовать сеттинг фантастических миров Ехо из книг Макса Фрая.

На рубеже конца 2015 и начала 2016-го на двух встречах с читателями я обменивался с ней репликами по поводу возможности создания настолки, в перерыве между этим выслав на ее адрес электронной почты концепт игры и обменявшись несколькими фразами в её «ЖЖ».

Да, тогда я получил «согласие» на дальнейшее развитие проекта — но не юридически закрепленное, не записанное в какой-то бумажке. А именно такое, какое оно и есть по отношению к большинству мероприятий, что проводятся среди любителей книг Фрая — фестивалей, ролевых игр, поэтических вечеров — в духе «если хотите — делайте, только не отвлекайте меня от по-настоящему важного, пожалуйста».

Алексей Письменюк, создатель настольной игры «Зелёная дверь»

Создатель игры не держит зла на Мартынчик за резкие высказывания. Он понимает её реакцию и благодарен за то, что именно она когда-то помогла авторам «Зелёной двери» встретиться с издательством «АСТ». Более того, ему неприятно, что этот конфликт вызвал большой резонанс в соцсетях.

Да, нам обидно, что наше творчество и наш труд «не зашли» нашему любимому писателю. Но и зла мы, разумеется, не держим.

Повторюсь, автор любого творческого продукта, на мой взгляд, сам решает, как относиться к своему творению. И раз ему не понравилось то, что мы сделали, то либо мы, действительно, не совпали по ощущениям, что такое хорошо, либо не смогли снова правильно донести проект в целостности — идейно и концептуально, не позволив увидеть его внутреннюю ценность.

На мой взгляд, нам тут не хватило навыков самопрезентации — мы вывалили вид игровых карточек, без описания их связи, правил и всего прочего. Считайте, показали кирпичи, а не сам дом. Или статистику использования слов в тексте, а не сам текст. В любом из этих двух вариантов мы должны нести ответственность за сделанное или не сделанное.

Алексей Письменюк, создатель настольной игры «Зелёная дверь»

Никаких контрактов на производство «настолки» пока что не подписано — судьба игры будет зависеть от одобрения издателей. Авторы смогут начать краудфандинговую кампанию только после «зелёного света» от «АСТ».

По словам Письменюка, «Зелёная дверь» — одна из самых больших настольных игр, издававшихся в России. В ней больше 2,5 тысяч элементов и около тысячи иллюстраций, а по механикам она отдалённо напоминает «Ужас Аркхэма». В разное время над «настолкой» работали до 50 человек.

Первый напечатанный комплект «Зелёной двери»
Первый напечатанный комплект «Зелёной двери»

Книги Макса Фрая, действие которых разворачивается в фантастическом мире и городе Ехо, выходят с 1996 года. Изначально под псевдонимом вместе писали Светлана Мартынчик и её супруг Игорь Стёпин. В серию входят десятки повестей и рассказов.

11 показ
16K16K открытий
11 репост
294 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Это просто вульгарно и пошло с литературной точки зрения, а также очень распространено в русскоязычной прозе. К несчастью, многим людям, не обладающим зрелым вкусом, подобный слог заходит. В результате чего сабж и стал популярен, расхватан на цитатки для постов в инсте/ВК и продолжает триггерить меня, например, своим существованием по сей день.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Видимо ты не читал Макса Фрая...

Ответить

 Нормальная реакция среднестатистического на необычное.

Ответить

Она и книжки примерно так же пишет, не приходя в сознание ) Некоторым нравится.

Ответить

"Эффект Сапковского". Бабки за проданные права - уже пропиты, хочется еще.

Ответить