«Маленькие женщины»: рефлексия о любви, юношестве и взрослении

Об одном из лучших фильмов прошлого года.

«Маленькие женщины»: рефлексия о любви, юношестве и взрослении

Грета Гервиг пока лишь ступает на режиссёрскую тропу, но зато как уверено. Её полноценный режиссёрский дебют, «Леди Бёрд», в 2017 году снискал всеобщей любви критиков (99% одобрения на «Томатах»). На «Оскаре» фильм получил аж целых пять номинаций, в том числе и за «Лучший фильм», но, увы, заветную статуэтку кинолента не принесла.

«Леди Бёрд», 2017
«Леди Бёрд», 2017

Следующим большим проектом Гервиг стали «Маленькие женщины». Поначалу за ней была закреплена лишь роль сценариста, однако после успеха её дебютной картины продюсеры Sony предложили Гервиг и режиссёрское кресло.

В «Маленьких женщин» из «Леди Бёрд» перекочевали Сирша Ронан и Тимоти Шаламе, а в основу сюжета легла книга Луизы Мэй Олкотт с одноимённым названием. К слову, роман весьма популярен на западе, потому и экранизировали его аж целых восемь раз — были даже и аниме-адаптации.

Я же смотрел экранизацию 1994 года, и если характеризовать кино одним словом, то фильм получился «ламповым». Не глубоким, без какой-либо удивляющей режиссуры и с излишней театральностью. Новая экранизация же получилась более комплексной.

В сценарии «Маленьких женщин» Грета Гервиг затрагивает сразу несколько важных тем — но при этом все они успешно развиваются по ходу фильма. Главенствующей, пожалуй, я бы назвал тему взросления: время, когда осознаёшь, что подростковый возраст окончился, а впереди лишь взрослая жизнь, со всеми вытекающими из неё проблемами.

Фабульно

В «Маленьких женщинах» повествование нелинейно: прошлое и будущее, причём без чётного разделения (разве что «цветокор» намекает) — потому очень важно не отключаться от просмотра. У меня в зале, к примеру, сидели подруги, которые то и дело отвлекались — то на телефон, то на «левые» разговоры, потому пару раз не могли понять контекст истории.

​Слева направо: Мег (Эмма Уотсон), Эми (Флоренс Пью), Джо (Сирша Ронан) и Бет (Элайза Сканлен).
​Слева направо: Мег (Эмма Уотсон), Эми (Флоренс Пью), Джо (Сирша Ронан) и Бет (Элайза Сканлен).

Кино рассказывает историю четырёх сестёр Марч: Джо (главная героиня), Мег, Эми и Бет. Сюжет охватывает период в 7 лет — и начинается всё с их юношеских годов, во время Гражданской войны в США. Отец пошёл «за Линкольном», а четырём сёстрам с матерью приходилось нелегко.

К счастью, все они не обделены талантом: Джо пишет короткие рассказы, Мег хорошо играет, Эми — прекрасный живописец, а Бет искусно играет на рояле. Все девушки крайне амбициозны, все они о чём-то мечтают, но явно выбивается из всех Бет — самая младшая, самая закрытая и наиболее простая в своих желаниях.

<i>«​Моя музыка только для вас и больше ни для кого на свете».</i>
«​Моя музыка только для вас и больше ни для кого на свете».

Судьба связывает сестёр с семейством Лоренсов: богатый мистер Лоренс и его внук Теодор (Лорри) живут по-соседству. Лорри становится хорошим другом Марчей, за одной из сестёр он даже ухаживает. Но при всей своей обаятельной натуре Лорри ужасно ленив, так как не может найти себе применение. Оттого и рождается один из сюжетных конфликтов.

​Тимоти Шаламе в образе Теодора Лоренса.
​Тимоти Шаламе в образе Теодора Лоренса.

Взрослая жизнь у всех складывается по-разному: кто-то отправляется в Европу искать вдохновения, а кто-то обязан остаться в родном городе и работать за гроши. Однако общая беда заставляет сестёр вернуться в родной дом и вновь сплотиться, как в былые годы.

«Маленькие женщины»: рефлексия о любви, юношестве и взрослении

Стоит отметить, что все девушки отлично прописаны и сыграны: все они живые, искренние и очень разные. Все героини по ходу сюжета развиваются и их личности не стагнируют — но за это спасибо, в том числе, и первоисточнику.

Касательно феминизма

Тема феминизма здесь поднимается через характер главной героини, однако важно кое-что учесть: радикальный феминизм и феминизм (он же эгалитаризм) — вещи совсем разные. Фильм затрагивает именно второе.

Джо пытаются внедрить мысль о том, что успешной (нужно помнить, на дворе 1860-е) можно стать только через удачный брак — но она хочет всего добиться самостоятельно. В своих неудачах она никого не обвиняет, но при этом хочет оставаться независимой — и радикальной позиции я в этом не вижу.

Сирша Ронан в образе ​Джо Марч.
Сирша Ронан в образе ​Джо Марч.

Подводя итог, «новые» «Маленькие женщины» — очень лёгкое и душевное кино, идеальное чтобы на два часа уйти от мирских тягот; кино о резком взрослении и принятии новой жизни; кино о неуверенности в любви; кино о прекрасно воссозданной атмосфере Америки середины XIX века; кино с блистательными актёрскими работами и чарующим саундтреком, западающим в душу с самой первой сцены.

Грета Гервиг на Spirit Awards 2018.
Грета Гервиг на Spirit Awards 2018.

Грета Гервиг сейчас — одна из самых перспективных режиссёров-женщин. Пара удачных картин и всеобщее признание и заветная статуэтка ей обеспечены. «Маленькие женщины» — искренняя, трогательная, лёгкая история, которую ценители кино ни в коем случае не должны упускать — и благо, фильм как раз на днях вышел на DVD (и в «цифре»).

1515 показов
6.5K6.5K открытий
58 комментариев

Что не обзор на фильм на ДТФ, так обязательно есть пункт "Феменизм в фильме лайтовый и правильный, все там на самом деле не так плохо и вообще его там нет! Потом смотришь фильм и такое ощущение что на тебя ведро грязи вылили только потому что ты белый мужик. Так как в фильме все отрицательные и тупорылые персонажи именно эти самые белые мужики. А женщины гении и лидеры по жизни и им обязательно помогают их верные чернокожие друзья. И вот сидишь и думаешь -Нет спасибо раз в обзоре есть это слово я наверно лучше его смотреть не буду. Спорить не буду, я не смотрел, возможно в этот раз там и правда все правильно сделанно, по человечески. Просто говорю про свое наблюдение, как обычно бывает 

Ответить

Ты фильм с «Хищными птицами» спутал. И вообще, тут феминизм если и применим, то лишь к одному персонажу — к Джо.

Ответить

Подожди, но если режиссер будет специально делать злодеями не только белых,  только чтобы такие как вы, не горели, это не будет той же самой дискриминацией только с другого бока? Я вообще не понимаю немного : а что в этом такого? В жизни среднестатистической женщины европы велика вероятность того, что все мудаки, которые ей встретятся по жизни будут белыми, просто в силу статистики :) если в фильме проговаривают, что белые мужикит- все поголовно подонки - это одно,а агриться на цвет каста злодеев, это ну совсем глупо имхо

Ответить

Нууу, здесь это не так режет глаз, что-ли, кроме персонажа Джо который явно и больше в феменизм, и там была грань что какбы не в лесбо тему. Ну и просто такие вот персонажи, семья с одними девочками (не такая фантастика) одна мать хозяйка, отец на войне. Как уж тут не быть сильными и независимыми? Тем более когда были и потом времена когда все мужики на войну, а женщины на хозяйство. Про отрицательных белых мужиков здесь как раз не заметил, разве что редактор, но он сцуко редактор, ему положено топтать в грязь всяких неумелых писак)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Комментарий удалён модератором

Потом смотришь фильм и такое ощущение что на тебя ведро грязи вылили только потому что ты белый мужик.

White cishet fragility во всей красе

Ответить