Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Каким получился новый фильм режиссёра, в котором он вернулся к эстетике британского криминала.

«Джентльменов» часто рекламируют как возвращение «того самого» Гая Ричи и, отчасти, это действительно правда. Мы могли об этом и не задумываться, но последний по-настоящему оригинальный фильм режиссёра, «Рок-н-рольщик», вышел ещё в прошлом (точнее, теперь уже позапрошлом) десятилетии.

С тех пор он — с разной степенью успешности — занимался чисто студийными проектами: «Шерлоком Холмсом», «Агентами А.Н.К.Л» и даже «Аладдином».

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Последний — по сути, стерильный диснеевский мюзикл — больше прочих заставил зрителей спрашивать: а где, в общем-то, здесь Гай Ричи? Неужели человек с одним из ярчайших авторских почерков способен настолько прогнуться под гнётом студии?

«Джентльмены» очень вовремя вышли как ответ на этот вопрос: нет, Гай Ричи всё ещё с нами, и его фирменный стиль никуда не делся.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Правда, со временем он всё же видоизменился и, кажется, годы студийной обработки заметно на него подействовали. Да, «Джентльмены» — это, как и «Большой куш» или «Карты, деньги, два ствола», энергичная криминальная комедия о колоритном, подчас нелепом мире лондонских бандюганов, воров и мелких хулиганов. Но снята она уже совсем с другой динамикой и, в общем, о совсем других героях.

Если раньше в фокусе Ричи были условные «шестёрки», неудачники и амбициозные юнцы, которые только пытались прорваться куда-то на вершину, теперь он рассказывает о состоявшихся и, оттого, если честно, куда более скучных гангстерах.

Здесь главный герой, Микки Пирсон — уже влиятельный и богатый гангстерский босс, которого знает и боится весь город. И пока прочие герои Ричи пытались преуспеть в криминальном деле, он, напротив, хочет уйти на покой — и именно из-за этого вырастает главный конфликт фильма. Ведь его конкуренты, прослышав об уходе, воспринимают его как слабость и начинают «копать» под Микки.

Микки, сыгранный Мэттью МакКонахи, — самоназванный «лев», интеллектуал и выпускник Оксфорда, владеющий не слишком легальным, но довольно тихим и безобидным бизнесом. Что он, что его подручный Рэй — персонажи, если подумать, не очень «гайричевские»: слишком аккуратные, слишком, что ли, умные. Совсем не шпана из «Карт, денег» и не мелкие бандиты из «Рок-н-рольщика».

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Они опрятно одеты и обитают в совсем других пространствах — не тесных замызганных квартирках или обшарпанных цыганских трейлерах, а в элегантных офисах и красивых дворцах. Они кичатся дорогим барбекю и работают преимущественно дистанционно, через iPad.

Понятно, что эти новшества были ожидаемы. Столько, всё-таки, прошло лет, да и мир вокруг порядком изменился. Что, кстати, может сыграть не на руку фильму — ведь в центре сюжета здесь конфликт Микки с азиатской мафией, которая пытается «отжать» у него бизнес после того, как он решает выйти из игры.

И сейчас — особенно после Брексита — такой конфликт легко могут считать как протест против мигрантов или ещё что-нибудь в таком духе.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Может показаться, что все эти изменения — в героях, декорациях и смыслах (в какой-то момент кино превращается, внезапно, в агитку против героина) вообще исключительно косметические, и на сам «дух» истории они могут никак и не влиять. Но они, конечно, влияют — Гай Ричи, очевидно, повзрослел вместе со своим миром, а возраст его почерку совсем не идёт.

От него ушла прежняя наглость, на порядок меньше стало крови и грязи, а хитрые сюжетные лабиринты уже совсем не такие хитрые. «Джентльмены» выглядят этаким коммерциализированным, упрощённым Гаем Ричи, и это совершенно логично, учитывая то, что он снимал в последние годы.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Исчез даже, казалось бы, неотъемлемый атрибут почерка Ричи — нелинейное повествование. Вместо него здесь приём «ненадёжного рассказчика»: весь фильм — это рассказ подлого журналиста Хью Гранта, который пытается шантажировать Рэя.

Он, конечно же, временами путает факты и намеренно обманывает собеседника, после чего тот его поправляет, и повествование возвращается на пару минут назад. Это интересный сам по себе приём, но в «Джентльменах» он ощущается немного форсированным: Гай Ричи слишком хочет, чтобы зритель увидел, как ловко он играет с историей.

При том, что раньше он делал это гораздо более умело и не так кичился своими постмодернистскими нарративными трюками. История у него, какой бы хаотичной и несобранной не казалась по ходу развития событий, всегда идеально собиралась к концу.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

«Джентльменам» же, чтобы вывести финальный аккорд, приходится прибегать к очень пошлому приёму «неожиданного плот-твиста» — когда тебе, по сути, пересказывают заново весь фильм, но уже с неким новым фактом, которого ты не мог знать до этого. Как, простите, в той сцене из «Кота в сапогах», где оказывается, что на протяжении всей истории за героем следил Шалтай-Болтай.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Правда, надо заметить, что в отрыве от прошлых фильмов Ричи и знания, что режиссёр может снимать намного бодрее и веселее, «Джентльмены», в общем, — кино вполне достойное. Диалоги, хоть и сильно поубавили в остроумии и отбитости, всё ещё довольно забавные, а персонаж Колина Фарелла ненавязчиво напоминает о «тех самых» временах режиссёра.

Этот ирландский тренер, который по глупости своих подопечных оказывается в центре между бандами, явно вырос из той же балаганной пацанской экосистемы, что и большинство героев Ричи. Жаль, что в фильме его не так много, как хотелось бы.

Обзор фильма «Джентльмены» — первой гангстерской комедии Гая Ричи за 12 лет

Да и к тому же эти два главных достоинства фильма — в смысле, диалоги и Колина Фарелла — легко себе испортить, просто-напросто посмотрев фильм в дубляже. Как это обычно и бывает в случае с Ричи, его юмор и колоритные герои плохо адаптируются под дубляж.

«Джентльмены» — действительно возвращение «того самого» авторского кинематографа Гая Ричи, фильм, снятый режиссёром без надзора больших студий и погоней за огромными сборами. Но для фанатов ранних работ британца картина легко может оказаться разочарованием: годы не пощадили стиль режиссёра, и теперь он снимает похожие истории, но с гораздо меньшим драйвом.

38K38K открытий
112 комментария

Непохожесть на классические фильмы Ричи ставят в укор с таким тоном, будто снимать один и тот же фильм много раз это нормально (двух с головой хватило). Те же револьвер и шерлок отличные фильмы и в стиле режиссёра, просто это элементарно другие фильмы (а тот же рокнрольщик картина именно в том стиле).

Ответить

Вот-вот.
Король Артур, Аладдин и Агенты Анкл совершенно непохожи на Карты, Деньги, Два ствола, но от этого хуже не стали.
Ричи - гениальный режиссер

Ответить

Я бы не отказался от еще одних Карты, деньги, два ствола

Ответить

Очень интересно, фильм ругают за то, что он не похож на предыдущие... А если бы был похож, ругали бы за то, что режиссер не развивается? Вообще странно ругать фильм за то, что он не соответствует чьим то фантазиям...

Ответить

 Очень интересно, фильм ругают за то, что он не похож на предыдущие...за то, что слабее. Впрочем это не делает фильм плохим, про что в рецензии сказано 

Ответить

Обзор отбил всю охоту смотреть Кота в сапогах

Ответить

Так там это в шутку сделано! 

Ответить