«1917» — не стреляйте в гонца

Военная драма, действие которой разворачивается внутри «цельной» двухчасовой сцены.

«1917» — не стреляйте в гонца

В одной из сцен «Морпехов» — военной драмы Сэма Мендеса — налысо бритые патриоты и элита американской армии смотрят на небольшом телевизоре «Апокалипсис сегодня». Солдаты упиваются оглушающим «Полетом Валькирий» и завывают, глядя на невинных вьетнамцев: «Убейте ублюдков!». Они жаждут стать самыми жестокими и безжалостными мерзавцами и поскорее окунуться в завораживающее испытание войной.

Но «Морпехи» не давали посмаковать величие и славу, что сопутствуют солдатам в чужом краю. Как и в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика, фильмом правили страхи и переживания одиноких ребят, отправленных родиной на верную смерть. По словам главного героя нового фильма Мендеса «1917», несмотря на блеск медалей за героизм — это всего лишь кусок металла с красивой ленточкой, который не сможет смыть воспоминаний о гниющих трупах друзей.

«1917» — не стреляйте в гонца

«1917» рассказывает о противостоянии британских и немецких армий у линии Гинденбурга во время Первой мировой. Пока войска Соединенного Королевства ютятся в наспех вырытых окопах и пытаются удержать пустынные земли на северо-востоке Франции, Германская Империя все глубже зарывается в надежные катакомбы, шрамами раскинувшиеся по выжженной земле. И тлеет эта окопная возня месяцами.

Оттого неожиданное и спешное отступление немцев еще сильнее сбивает с толку, но жажда кинуться на бегущих врагов затмевает разум британских офицеров. Один из генералов и вовсе готовится бросить все силы на беглецов, представляющих легкую мишень. Однако в союзный полк, расположенный в 15 километрах, прибывает сообщение о том, что отступление противника — продуманная хитрость, при помощи которой вражеское командование планирует заманить британцев в ловушку.

В результате двух совсем юных солдат, капралов Скофилда и Блейка, отправляют с донесением об отмене самоубийственной атаки. Жизни более полутора тысяч солдат зависят от незаметной миссии, что не войдет в учебники истории. Впереди — километры грязи, брошенные окопы, разрушенные города, сотни трупов и лишь одна цель.

Главные герои — ничем не примечательные ребята, не отличники строевой подготовки и не опытные вояки. Их образы родились из рассказов дедушки режиссера, который воевал в Первой мировой. Что примечательно, главные роли достались малоизвестным актерам. И хотя в действии участвуют Бенедикт Камбербэтч и Колин Ферт, которые примерили на себя генеральские погоны, они, как и подобает голливудским звездам и высшим чинам, сияют на небосводе истории, тогда как вся грязная работа ложится на плечи простых ребят.

Еще в «Морпехах» Мендес продемонстрировал свое умение превратить войну в визуальное пиршество, даже ту, что разворачивается в безжизненной пустыне. Тогда он вместе с Роджером Дикинсом использовал все доступные средства, чтобы отыскать природную красоту среди дыма и липнущей на сапоги грязи и нарисовать завораживающее полотно едва заметными вспышками и дрожащими тенями.

В «1917» Мендес и Дикинс взялись за невозможное — картина выстроена так, что кажется, будто бы она снята одним непрерывным дублем. Камера неустанно следует за героями, вместе с ними ползает по грязным лужам, бежит от неминуемой смерти и прыгает через бездонные пропасти, ни на секунду не отводя взгляда от происходящих событий.

«1917» — не стреляйте в гонца

Съемки столь длинных сцен не новы, да и в «1917» можно заметить множество хитрых монтажных склеек, но из-за сложности съемочного процесса непрерывные дубли чаще походят на упражнение в режиссерском мастерстве, нежели на полезный кинематографический инструмент. Например, эта претензия применима к открывающей сцене «007: Спектр» за авторством все того же Мендеса. Но в случае с «1917» дело обстоит иначе.

Для фильма было вырыто полтора километра окопов, построены бесчисленные сооружения и реконструированы руины целого города. Герои держат путь сквозь детально воссозданные немецкие укрепления, которые на фоне временных траншей британцев поражают надежностью и неприступностью. Скофилду и Блейку предстоит пересечь пугающую пустоту «ничейной земли» — беспросветной равнины с редкими дорожками и одинокими домами, за которую велись самые ожесточенные бои.

Камера то следует за солдатами, то опережает их, забирается в грязь и взмывает над землей, ненадолго бросает героев и снова воссоединяется с ними. Из-за постоянной смены ракурсов съемочная группа постоянно ходила в полном обмундировании, чтобы ненароком не испортить кадр, от которого будет невозможно избавиться на монтаже. Камера перебиралась из рук ползающих в грязи операторов на бесчисленные подвесные краны, специально оборудованные автомобили и даже мотоциклы — все для того, чтобы создать ощущение непрерывности действия.

«1917» — не стреляйте в гонца

«1917» — это фильм о движении вперед, где ни у героев, ни у съемочной группы не было возможности вернуться назад или осмотреться по сторонам. Каждая локация продумана и построена таким образом, чтобы путешествие ни на секунду не сбавляло тщательно создаваемого напряжения. Стоит допустить ошибку в планировании 15-километровой трассы, и все эмоции улетучатся.

Потому повествование не вязнет в окопах, ключевые драматические сцены равномерно расположены на всем пути героев, и даже самые короткие отрезки маршрута продуманы так, чтобы они вмещали в себя нужный объем диалогов. Из-за этой беспрецедентной привязки места действия к сюжету Мендесу при написании сценария пришлось синхронизировать каждую реплику с размерами съемочной площадки, не оставляя безмолвных пятен в повествовании и не тормозя его долгими речами.

«1917» — не стреляйте в гонца

Пристальный взор камеры помогает ощутить не только тяжесть взваленного на плечи молодых солдат груза, но и дикую усталость, что переплелась с испугом. «1917» снимался на протяжении четырех месяцев после доведенных до совершенства репетиций, но выглядит он так, словно в жизни героев взаправду прошел всего один день. Благодаря цельным дублям длинной более часа Мендес создал настолько мучительную дорогу, что каждый ее метр отдается эхом по другую сторону экрана.

В отдельные моменты «1917» величественно красив, особенно когда пожары и осветительные ракеты отбрасывают пляшущие тени, а камера выхватывает грандиозные поля битв. При этом картина, черпающая вдохновение в антивоенных работах Кубрика, одновременно страшна и притягательна. Мендес показывает реки, полные разлагающихся трупов, снесенные до основания и охваченные пламенем города, а о голой «ничейной земле», кричащей о бессмысленности кровопролития, один из солдат иронично отзывается: «Надо было просто отдать ее немцам».

***

Напористость кадра вынуждает непрерывно смотреть на боль, проступающую на лицах людей, чьих родных и друзей вот-вот настигнет бессмысленная смерть. Каждый редкий выстрел отдается эхом животного страха, а свист пуль и оглушительный рев снарядов, разрывающих землю в сантиметрах от героев, кажутся пугающе близкими. «1917» не только завораживающе красив, но и невыносимо жесток по отношению к зрителю, на протяжении двух часов лишенному возможности перевести дух — все благодаря волшебному искусству монтажа.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

22 показа
2K2K открытий
81 комментарий

Фильма очень добротная, но, сука, такая бесхитростная. Все метафоры такие жирнющие, все подводки такие очевидные, чтоб ни один хлебушек из инстаграмма не прощелкал.

Следующий шагом будет стоп-кадр посреди сцены с диктором, разжевывающим очевидное а-ля "когда он говорит, что вишни вырастут снова, речь идёт о жизни в целом" или "когда Баттлфилд Овервотч говорит, что битва будет идти до последнего солдата, подразумевается, что люди будут воевать постоянно, пока не уничтожат друг друга в очередном мировом конфликте и это, типа, плохо".

Ну и как крестьянин от сохи я слегка прихуел от того, что в апреле у них вишни цветут, а "в мае мы с братом их собирали".

Ответить

Фильму не обязательно быть напичканным каким-то мета контекстом и метафорами, которые без комментариев режиссера поймут 2 с половиной калеки, что бы быть хорошим, как ты сам и пишешь,но очень странная претензия в сторону массового зрителя, ибо на подобных штуках люди и учатся понимать какие-то более сложно сконструированные сценарные, монтажные и постановочные штуки. В школе же не в первом классе бросаются войну и мир читать.
И да, в англии весной +- все так и цветет, самому интересно стало :^)

Ответить

Джокер этим же страдает, кстати. Думаешь, как неплохо они придумали с этими галлюцинациями, хоть и слегка очевидно это все снято. А потом они прямо в рожу пихают "НЕТ, НУ ВЫ ПОНЯЛИ? ВЫ ПОНЯЛИ? Если нет, то у нас тут есть сцена, которая все это объясняет". "1917" хотя бы изначально фильм, который не на глубину нарратива упор делает.

Ответить

Только снобы мыслят подобными крайностями.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Забавно, но сейчас середина апреля, и за моим окном уже недели полторы как цветут вишни. Харьков. Климат разный все-таки в разных странах

Ответить