Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

«Дети заставали меня за игрой в The Last of Us, но я вроде бы не дошёл до её финала»: беседа с актёром Юрием Чурсиным Статьи редакции

Об отношении к видеоиграм и фантастике, озвучивании аудиокниг, образах злодеев и антигероев, а также о проблемах в обучении российских актёров.

Юрий Чурсин в «Этерне»

DTF при участии «Кинопоиска» поговорил с Юрием Чурсиным — актёром, известным по фильму «Изображая жертву», сериалам «Хиромант» и «Побег» и по многочисленным ролям в театре. Он также сыграл в киноадаптации «Отблесков Этерны», первая часть которой вышла в начале 2022 года.

Беседа с Чурсиным прошла во время его поездки из Московского театра имени Чехова в театр Олега Табакова. Актёр поделился с DTF мыслями о современном кинематографе, долгосрочными актёрскими целями, впечатлениями от нового фильма о Бонде и «Игры престолов».

Российских киноактёров нередко упрекают в излишне театральной игре. Насколько, по-вашему, эта претензия справедлива? Вы ведь и в театре активно играете — вот и сейчас мы с вами едем из одного театра в другой — и в кино снимаетесь.

Это справедливая претензия в её корневом образовании: у нас нет никакой актёрской киношколы. Я знаю пару школ — и то они, по-моему, существуют чуть не как дополнительные курсы, — где преподают работу с камерой. И это дисциплины повышения квалификации, отдельно этому не учат.

Это большое упущение, с которым никто почему-то не хочет работать. И понятно, почему: любая педагогическая деятельность — это времязатратно, на это нужны ресурсы. А сейчас бюджетами [школы] не очень поддерживаются, учителя получают копейки, нет никаких преобразований.

В МХТ при Олеге Павловиче Табакове была такая система мышления: как только появлялся хоть какой-то значимый игрок на сцене — на киноэкранах или где-то ещё, — он [Табаков] привлекал его к театральной деятельности. Во многом такой подход продолжается и сейчас, но в остальных театрах к этому не очень склонны.

Очень много есть архаичных мнений, что театр — это какая-то закрытая секта, клуб или семья там. Это приводит к закрытой жизни артистов, к тому, что они замыкаются в своём мире, не видят ничего кроме театра и, соответственно, ничего не могут играть, потому что их никто не обучает.

Хотели бы учить работе с камерой, преподавать актёрское мастерство в целом?

Нет, мне кажется, это отдельная вообще история. На это требуется огромное количество времени, к тому же нужно быть уверенным, что ты не плодишь бездарей. А это самое сложное. Это огромная ответственность, и нужно знать технологию, и это другая профессия.

Я могу делиться какими-то своими соображениями с коллегами и с удовольствием с ними делюсь, а так чтобы брать ответственность за обучение — нет, пока нет.

Актёры, по вашим словам, порой замыкаются в работе, не следят за изменениями и новинками. Насколько вы сами открыты новому? Смотрите ли, допустим, современное российское кино?

Какие-то вещи я смотрю, да, слежу, что происходит у коллег, друзей, знакомых. Пытаюсь анализировать, что получилось или не получилось. Из последнего посмотрел «Карамору», остановился на третьей серии, перед этим посмотрел с Аксёновой и Палем про порно что-то там. «Глубже», точно.

А в целом много времени уделяете просмотру кино? Пару лет назад вы упоминали, что фильмы смотрите планомерно и с образовательной целью — по-прежнему продолжаете?

С большей или меньшей удачей, потому что театральная работа занимает очень много времени. За тем, что происходит в совсем альтернативном кино, к сожалению, не успеваю следить. Но какие-то вещи, которые кажутся вехами и не подразумевают повтора, стараюсь отслеживать. В какие-то концепции франшиз я не очень верю: в «Матрицу», например, или в Marvel — эта тема, как мне кажется, исчерпала себя.

Что касается кинообразования, то больше хочется всё-таки углубляться в историю кино, чем следить за тем, что сейчас происходит. Во многом потому что со временем почему-то началось обеднение картинки; минимализм в кино, его забытовление стали немного тяготить. Хочется вырваться из этого состояния и обратиться больше к эстетике, чем к этике.

Какое кино вы понимаете под тем, что не подразумевает повтора? Всё так или иначе было раньше. Что для вас в таком случае оригинальность?

Вот смотрите: была такая картина «Прометей» Ридли Скотта. И в ней выходит человек с огнемётом, а тварь всё равно забирается ему в рот, чтобы там потом прородиться. То есть прошло уже огромное количество времени, вся эта шняга уже стала классикой, все уже об этом знают, столько карикатуры сделано на эту тему, мемы уже появились, всё это уже смешно.

Но нет, люди вкладывают большие силы в кино — масштабное, сложносочинённое — и всё равно используют способы работы, которые уже не интересны. На этом погибла франшиза «Терминатор», на этом погорел последний фильм об агенте 007, чудовищный. Из-за этого я не понимаю, стоит ли смотреть «Матрицу» последнюю, нет ли во всём этом той же самой истории, рассказанной заново.

По-моему, нужно или делать что-то лучше, или не делать ничего. Я с большим удовольствием посмотрел «Игру престолов» — уже на затишье, когда схлынула вся волна внимания и всё это всем наскучило. И с удовольствием обнаружил, как кино развивается вперёд, то есть не имеет никаких повторов и заканчивается ровно на том месте, где оно должно было закончиться.

Последний сезон — это вроде бы такой очень длинный финал, но если смотреть в целом на весь этот эпос, то становится понятно, что этот финал занимает ровно столько, сколько он занимал бы в полнометражном фильме.

Я понимаю, что [авторы «Игры престолов»] профессионально относятся к делу, без жадности; в этом нет никакой спекуляции, они двигаются вперёд от начала и до конца. И это вызывает уважение. А как только начинаются старые трюки, всё это становится неинтересно. И сейчас, запуская такую большую историю — а я надеюсь, что всё запустится и начнётся, — как «Этерна», нужно учиться у наших коллег и понимать, что какие-то ошибки уже были сделаны, чтобы эти ошибки уже не совершать.

Фильмы с собственным участием не пересматриваете?

Практически нет. Не знаю, зачем это нужно, и есть вещи, которые ты и без пересмотров знаешь. Всё в истории уже было.

В кино вы часто играли если не злодеев, то антигероев: например, в сериале «Химик», и в «Побеге» у вас тоже мрачный достаточно персонаж. Вот и в недавней «Этерне» вам досталась роль Рокэ Алвы — тоже антигероя, если судить по первой части. Не утомил этот образ?

Всё равно это всегда разные образы, а непосредственно в «Этерне» есть ещё спор о том, насколько мой персонаж плох или хорош. Это меня очень заинтересовало — каким образом можно манипулировать общественным мнением, довести [людей] до состояния собственного стыда, держать всё время неоднозначность.

И эти «качели» я люблю во всех своих персонажах, которые считались отрицательными. Потому что у всех них есть своя правда, которая порой перебивает правду, поддерживаемую псевдоположительными персонажами. Поэтому нет, не утомило, я готов побуждать зрителей пересмотреть жизненные позиции ещё много раз.

А хотелось ли когда-нибудь сыграть исключительно положительного героя, что называется, рыцаря в белых доспехах?

С моим профилем? Смеётесь? Это невозможно — как невозможно, допустим, мне сыграть русского богатыря.

У меня есть, конечно, несколько персонажей очень хороших. И недавно мы сняли картину — не буду её называть, новости о ней скоро появятся, — где я совершенно положительный персонаж, прям такой... До слипшихся губ от сладости и хорошести. Но всё равно вся интрига строится на том, плохой ли этот персонаж или хороший. Никуда от этого не деться.

Юрий Чурсин в «Побеге»

«Этерна» — не первая ваша работа с фэнтези, фантастикой. Как вы относитесь к жанру?

С удовольствием, я люблю всю эту историю. В этом много фантазии и свободы. Если посмотреть ретроспективу человеческих интересов, то в те или иные времена становились популярными мифы. Взять, например, конец XIX века и начало XX века, перед этим — классицизм, когда все обернулись к греческим богам и формам. Такие витки истории отображают сложность отношений людей с окружающей действительностью, попытку уйти в сказочные миры.

Поэтому в какой-то момент стала популярна Marvel, о которой все забыли, как и об этом Человеке-пауке, который уже сто лет в обед никому не был нужен и вдруг он снова всплыл. Как и Бэтмен. То есть сейчас люди снова обращаются к мифологии, к сказочности, отходят от научности. Но за этим всегда следует обратный процесс. Как при Наполеоне, когда все стали увлекаться археологией и историей, самыми модными людьми, суперзвёздами, были те, кто читает лекции. Так и теперь в какой-то момент, я думаю, всё обернётся к научному прогрессу.

Над «Этерной» вы ведь работали не только как актёр в экранизации, вы же ещё и аудиокнигу озвучили. А это иной объём работы — там нужно всех персонажей играть, а не только Рокэ Алву. Сложности с этим какие-нибудь возникали?

Это объёмная работа, достаточно скрупулёзная: первый том, состоящий из четырёх книг, мы начали записывать в августе прошлого года, а закончили только сейчас, и ещё идут последние поправки.

Первое время — и у зрителя, и у слушателя тоже, полагаю, будет такая проблема — было сложно справиться с именами и названиями континентов и стран. И мне было вдвойне сложнее, потому что нужно было всё это произнести, а некоторые звукосочетания там совершенно не подразумевали их произнесения.

Была ещё такая сложность: невозможно было дублировать, делать то же, что делается в сцене. Из-за этого в итоге появился ещё один образ Рокэ Алвы, который в аудиокниге несколько отличается от того персонажа, которого можно увидеть в фильме.

В целом заниматься озвучиванием персонажей — скажем, в видеоиграх — вам часто предлагали?

Нет, ни разу, у меня пока есть только несколько аудиокниг. Хотя я люблю озвучание, это процесс очень творческий; даже озвучание своих собственных ролей — это отдельная работа.

А с видеоиграми у вас вообще какие отношения? Играете во что-нибудь на досуге?

Отношений пока никаких нет. Пару раз дети меня заставали за игрой в The Last of Us, но, по-моему, я не дошёл до её финала.

Почему не прошли, времени не хватило или наскучило?

Времени не хватает, да, и здесь есть немного, конечно, такой эффект, как будто ты с соской во рту сидишь. Этот процесс показался мне замкнутым, не очень творческим. Он захватывающий, азарт есть, но времени поедает очень много.

Хотя понятно, что игры сделали огромные шаги вперёд и в эстетическом, и в философском, и в концептуальном плане. Кинематографу это долго ещё не поймать и не догнать. То есть та свобода мышления и выбора, концептуальное представление о том, что есть добро, а что — зло, в играх ушли очень вперёд.

После стольких лет работы в кино и театре у вас, как у актёра, остались сверхзадачи? Чего хотелось бы достигнуть, над чем поработать?

Всегда есть такой неисчерпаемый источник, как Шекспир. К нему хочется прикоснуться в любом его проявлении, всегда его хочется играть, потому что за ним бездна.

В любом случае я верю, что актёра учат его роли, они его развивают. И потому хочется иметь неисчерпаемую возможность в выборе ролей, чтобы тебя ничего не ограничивало. Иметь возможность играть всё.

Для удобства чтения интервью отредактировано и незначительно сокращено. Участие в беседе принял Александр Омолоев (ник на DTF — Сэм Спейд).

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Злая Уточка

Это какой то известный актер или что? Зачем у него брать интервью?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Агент Госбезопасности

да, но толька олды вспомнят

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Положенный франт

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аляска Небраска

Да, это достаточно известный актёр. Уточка, не будь такой злой.

Ответить
Развернуть ветку
Грязный волк

ну он довольно известен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кузин
Он также сыграл в киноадаптации «Отблесков Этерны», первая часть которой вышла в начале 2022 года.
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
leo phantom
Это какой то известный актер или что?

Нет, он просто сын известной и очень талантливой актрисы!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Порядочный танк88

Известный хуевый актер (без негатива)

Ответить
Развернуть ветку
Bigtiger

Нормально. Хоть кто-то

Ответить
Развернуть ветку
Exorcist

Яндекс проплатил

Ответить
Развернуть ветку
Ze Katze

На пачку чипсов больше никто не согласился

Ответить
Развернуть ветку
Павел Казьмин

Потому что у редакции было хорошее настроение.
То ли от Sony, то ли от Яндекса. Я бы поставил на вторых, потому что первые израсходовали бюджет на игру которая прям как Mass Effect 2

Ответить
Развернуть ветку
Зиппа Чур

Не играл в масс эффект 2 😡

Ответить
Развернуть ветку
Bigtiger

Не хотел с соской во рту сидеть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Капитан Браво

Теперь поиграет в хоризон лес и не надо в ме2 играть даже

Ответить
Развернуть ветку
Ze Katze

Пусть в хорайзон поиграет, это же почти ME2

Ответить
Развернуть ветку
Adei

Сейчас эксклюзивно для PS5 ремейк на днях выходит, можно будет пройти в лучшей версии 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Образовательный алмаз

Из всего интервью выбрать для заголовка эпизод про tlou - это высшее мастерство набросов. И это вовсе не комплимент

Ответить
Развернуть ветку
Umant

Может потому что DTF - это прежде времени про игры? Ну ладно, может не совсем, хотя бы про нытье о них.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Brkym Jinshu

Классика дтф

Ответить
Развернуть ветку
ПириРейис

И тут я понял что я старый как говно мамонта потому что помню его по Хироманту

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Novikov

Аналогично) И неплохой сериал ведь был.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
А я ему типа такой
Ответить
Развернуть ветку
Цветной будильник

Ахуенное кино, ссался от смеха

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Грязный волк

а чо в заг не это вынесли?:)

Ответить
Развернуть ветку
Хтоня Топкинс

О! Наш Майкл Скофилд

Ответить
Развернуть ветку
Foxtrot
Ответить
Развернуть ветку
RuprehtMoon

Блин, сначала подумал причём здесь он

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Исаев

Застали ли кого нибудь дети за просмотром Этерны?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Мезенцев

От этого потом не отмыться.

Ответить
Развернуть ветку
Lizard-88

Спасибо огромное за интервью!..🤗

За киноработами Юрия Чурсина слежу со времён "Хироманта". С театральной стороны ещё не довелось увидеть. А уж про то, что он ещё и чтец, только здесь и узнала. В общем, было интересно.

А про положительного героя и профиль - это он напрасно. Фактурные черты, да, но, как по мне, прошли те времена, когда лишь исходя из внешности прописывали амплуа.

При схожих чертах лица Виктор Авилов ("Граф Монте-Кристо" и всё тот же "Хиромант", где им с Чурсиным довелось пересечься) и Олег Казанцев (к/ф "Ученик лекаря") способны доказать обратное.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Shapiro

Олег Казанчеев

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сева Гаврилов

«Заставали» звучит так, будто его дети поймали за дрочкой, но он вроде не успел дойти до финала. А ведь это были даже не вопросы на Скеллиге!

Ответить
Развернуть ветку
bless me tesla

Соска во рту, дети застали за игрой. Стыдливо творец так сознается, все как положено в этой театральной тусовке.

Ответить
Развернуть ветку
Petrucce

Ни минуты без иксклюзифов сони

Ответить
Развернуть ветку
rilwing
По-моему, нужно или делать что-то лучше, или не делать ничего.

Очень громкие слова от человека, который снялся в "Этерне"

Ответить
Развернуть ветку
Илья Албатаев

"А хотелось ли когда-нибудь сыграть исключительно положительного героя, что называется, рыцаря в белых доспехах?

С моим профилем? Смеётесь? Это невозможно — как невозможно, допустим, мне сыграть русского богатыря."

"В любом случае я верю, что актёра учат его роли, они его развивают. И потому хочется иметь неисчерпаемую возможность в выборе ролей, чтобы тебя ничего не ограничивало. Иметь возможность играть всё."

Ответить
Развернуть ветку
Nuckelavee13
как будто ты с соской во рту сидишь. Этот процесс показался мне замкнутым, не очень творческим

А вот знал бы русских классиков, то по-другому бы оценивал

Ответить
Развернуть ветку
Nicholas Sire

Сериал Хиромант топ, лет 18 назад смотрел. Надо пересмотреть)

Ответить
Развернуть ветку
Taler Darden

Дети заставали меня за игрой в The Last of Us, но я вроде бы не дошёл до её финала

Как будто это что-то плохое 😏

Ответить
Развернуть ветку
xtc fm

Кто это и зачем он на сайте?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Королев

Не так страшно, как за игрой со своим маленьким другом.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Ред

Это же Куценко!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Bondarenko

Застали может быть?) Все, сам лох , прочитал не так)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Осипов

Начинать дзюбить на Чурсина?

Ответить
Развернуть ветку
super turbo

Не сразу Валю из Изображая жертву узнал

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Vikharev

С ним еще был короткометражный "Поцелуй креветки". Ах, это кино нулевых!

https://www.youtube.com/watch?v=71nsU6XBj_g

Ответить
Развернуть ветку
still

…но я вроде бы не дошел ее до финала..
Возможно в статье есть пояснение, но сложилось впечатление, что это какой то невменяемый потребитель, неспособный понять, что произведение подошло к концу. Можно лишь рекомендовать ориентироваться на титры в этом случае

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семейный инструмент

Не знаю как в театре он играет, но на экране полный пэ. Особенно в перехайпленной Этерне)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Перчик

А можно ликбез, в чём бездна за произведениями Шекспира? Его же в школе чуть ли не в пятом классе проходят, и вроде там всё весьма плоско и примитивно, если смотреть в отрыве от контекста своего времени?

Ответить
Развернуть ветку
Ал Леви

Как это нигде киноактёров не готовят. ВГИК куда делся?

Ответить
Развернуть ветку
Юный пистолет
но я вроде бы не дошёл до её финала

Что? Он не помнит?

Ответить
Развернуть ветку
Леха Ронь

в изображая жертву он играл гл.героя
хороший фильм кирила серебренникова

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 76 комментариев
null