Пересматривая Миядзаки. Обзор мультфильма «Небесный замок Лапута» - «Tenkû no shiro Rapyuta» (1986)

У каждого человека есть свои способы борьбы с плохим настроением или проблемами в жизни. Я, например, пересматриваю Миядзаки.

«Похоже, ты человек, а я все боялся, вдруг окажется, что ты ангел»
«Похоже, ты человек, а я все боялся, вдруг окажется, что ты ангел»

Хаяо Миядзаки. И все. На этом можно было бы закончить обзор, ведь когда звучит это имя, имя, которое открыло всему человечеству мир японской анимации, всем становится понятно, что картина сделана на таком высочайшем уровне, с такой любовью и с таким вниманием к деталям, что никакие цифры, шкалы и системы счисления, не передадут всех эмоций и впечатлений, которые дарят картины великого Хаяо Миядзаки.

Немного истории

«Небесный замок Лапута», выпущенный в прокат в 1986 году, является пятой сольной картиной Хаяо Миядзаки в качестве режиссера (третьей, если не считать двух короткометражных фильмов). Первая картина знаменитой студии «Ghibli», студии, основанной самим Хаяо и его другом Исао Такахатой в 1985 году специально для создания этой картины, студии, которая в скором времени получит огромное признание и любовь фанатов по всему миру. «Лапута» удостоена награды «Anime Grand Prix» 1986 года в номинации «Лучшее аниме года».

Логотип студии «Ghibli».
Логотип студии «Ghibli».
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата

Японское название мультфильма является отсылкой к «Путешествию Гулливера» Джонатана Свифта, в котором главный герой достигает небесного острова Лапута, парящего в воздухе с помощью огромного магнита. Интересным фактом является то, что у Свифта название острова происходит от испанского la puta - «шлюха», о чем добрый и солнечный Миядзаки, по его словам, не знал.

Архитектура острова Лапута Миядзаки, которая состоит из нескольких рядов стен и крепости, с возвышающимся на вершине огромным деревом, навеяна картиной «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего.

Замок <span>«Лапута»</span><br />
Замок «Лапута»
«Вавилонская башня» Питера Брейгеля
«Вавилонская башня» Питера Брейгеля

Сюжет

Картина переносит нас в альтернативный мир стимпанка, мир паровых двигателей, мир дирижаблей и разнообразных летательных аппаратов. Главные герои — маленькие дети-сироты Сита и Пазу. Однажды ночью, Пазу — подмастерье шахтера, видит, как с неба, объятая голубым сиянием, падает девочка (Сита). Позже выясняется, что Сита обладает неким кристаллом Летающего камня, который обладает загадочной силой и позволяет парить в воздухе. За кристаллом охотятся пираты и правительство, чтобы попасть на остров-легенду Лапута, хранящий несметные сокровища, по мнению одних, и оружие массового поражения, по мнению других. По сложившимся обстоятельствам, Сита и Пазу оказываются втянуты в поиски Лапуты, попадая в невероятное приключение и встречая самых разных и удивительных персонажей.

Сита и Пазу
Сита и Пазу

Анимация

В этом аниме какое-то огромное, даже чудовищное количество захватывающих и перехватывающих дух кадров и видов. Миядзаки со всем своим трепетом и вниманием к деталям поработал над зданиями и летательными аппаратами, сделанными людьми, чего только стоит шахтерский поселок, построенный прямо в основании горы и помещения Лапуты, или анимация «мухолетов» – маленьких летательных аппаратов, которые используют для полета крылья, похожие на крылья насекомых.

Но большинство поклонников Миядзаки, в том числе и я, любят его работы прежде всего за пейзажи, какие-то невероятно выразительные и живописные пейзажи, в которых ощущается вся любовь Хаяо к природе.

Один из примеров пейзажа от Хаяо Миядзаки
Один из примеров пейзажа от Хаяо Миядзаки

Музыка

Почему-то, когда говорят о работах Миядзаки, всегда восхищаются качеством самой анимации, пейзажами, в которые он заставил влюбиться весь мир. Но очень редко говорят о музыке, которая, например, в «Лапуте» просто прекрасна, которая вместе с анимацией, в некоторых сценах (особенно в сценах изображения неба, а неба в этом аниме очень много) вызывает просто бурю эмоций. Композитора Дзё Хисаиси, человека, который написал музыку почти ко всем мультфильмам Хаяо, я считаю, забывать нельзя. В качестве примера хочу привести «Castle in the Sky», основную тему, написанную Хисаиси для этой картины.

Заключение

Миядзаки очень грамотно осветил извечную борьбу технологий и природы, этой борьбе и посвящено данное аниме. Почему человек постоянно забывает о своих корнях? Почему, за что бы он не взялся, у него получается оружие? Могут ли технологии и природа сосуществовать и какую роль в этом играют люди? Нужно очень внимательно смотреть и слушать, потому что в картинах Миядзаки всегда заложен очень глубокий смысл, для кого-то он лежит на поверхности, а кто-то не может его рассмотреть. В «Лапуте» вы увидите отсылки к Свифту и Верну, и даже к Библии.

Что еще сказать? Слова бесполезны и не нужны, когда пытаешься описать работу Хаяо Миядзаки, просто смотрите и наслаждайтесь.

1212 показов
5.6K5.6K открытий
22 репоста
30 комментариев

Огромный любитель Небесного замка Лапута.
Из всех работ Миядзаки он выделяется, не знаю даже чем конкретно... может то великолепный саундтрек с незабываемой, западающей глубже чем сама душа темой, может великолепные планы, анимация. При просмотре на моменте с десятками поглощённых природой роботов аж пробирает грусть не понятно по чему. Ежегодно в тяжёлые и не очень времена возвращаюсь к просмотру, дабы насладиться произведением об оставленном в бесконечных высотах памятнике поражения человечества перед силами природы и самим собой.

Хочу поделиться с ценителями никогда не показанным общественности самодельным роботом ^^
Удачи всем прочитавший мое слово извержение, пусть ваши дни будут безоблачными

Ответить

И спасибо автору этой статьи за упоминание такого великолепного мультфильма

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

забавно, минуту назад пересмотрел в очередной раз "Шепот сердца" в качестве лечения от гриппозной апатии, а тут про Лапуту уже пишут :D

Ответить

Испытываю похожие чувства к мультфильму и тоже пересматриваю чаще всего именно в проблемные жизненные периоды. Удивительно, но он незаметно стал для меню любимым в фильмографии Миядзаки, хотя искренне люблю все его работы. Раньше почетное место занимала Наусика, но после того как прочем мангу сильнее любить стал именно оригинал. Перечитываю стабильно раз в год.
Музыка у Хисаиси просто волшебная. Навсегда поселилась в плейлисте. Очень люблю вот эту композицию из Лапуты, навевает на меня какую-то добрую грусть
https://youtu.be/ACYksTUcE3U

Ответить

Где-то на яндекс музыке слушал подкаст про музыку из кино, и один из выпусков был как раз посвящён Миядзаки и Хисаиси. Рассказывали про адаптацию как анимации, так и музыки для Disney, и о том, как музыка помогает оживлять происходящее на экране. Очень интересно.

Ответить

Лапута - замечательная. Вот очень ее люблю, хотя и жаль, что к ней нет никакой манги, рассказывающей о мире больше.

Ответить