Алехандро Гонсалес Иньярриту — мексиканский гений, покоривший кинематограф

Говорим о работах одного из самых важных режиссеров 21 века.

В закладки
Аудио

Алехандро Гонсалес Иньярриту — третий человек в истории кино, который получил два Оскара подряд за режиссуру. Первый мексиканец, который получил Оскар за «лучший фильм». В тоже время нет ни одного его фильма, у которого не было бы номинации на золотую статуэтку. Также был назначен президентом жюри 72-го Каннского фестиваля.

Входит в компанию из трех мексиканских режиссеров «Три амиго», в которую помимо него входят Альфонсо Куарон и Гильермо дель Торо. Кстати, хотите интересный факт? С 2014 по 2019 год была только одна церемония, где кто-то из этой тройки не взял оскар за режиссуру, и это был, к слову, мой любимый Дэмьен Шазелл, который забрал награду за «Ла-Ла Ленд».

Как вы видите, мексиканцы плотно оккупировали американскую киноакадемию. Уж не знаю почему, может быть Мексика так «наносит ответный удар». Но мне интересно поговорить только про одного из «Трио амиго». Алехандро Гонсалес Иньярриту — выдающейся режиссер, работы которого можно разбирать часами. Но я этого делать не буду. Вместо этого мы быстро пробежимся по его фильмам, я выскажу свои мысли по поводу них, а вы уж думайте — знакомится с картинами маэстро ближе или нет.

Вот они, слева на право: Альфонсо Куарон, Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалес Иньярриту

Сначала совсем немного истории. Иньярриту родился в 1963 году в Мексике. В юности он много путешествовал в качестве моряка. Потом он начал свою карьеру в роли радиоведущего, где он транслировал короткие истории, которые сам и написал. Сочинил музыку для 6 мексиканских фильмов в 1987-89 годах. Начинает снимать рекламные ролики.

В 90-е годы получает должность главного продюсера крупной мексиканской телевизионной компании. Уже в 28 лет Иньярриту стал главой собственной студии, занимающейся производством короткометражек, рекламных роликов и телепередач. В 95-м году мексиканец снял первый фильм, короткометражку «Ради денег». Неплохо, да? Но чего-то не хватало. Например, дебюта в большом кино, который вышел только 5 лет спустя.

Сука-любовь / Amores perros (2000)

«Что такое любовь? Любовь – сука».

Дебютом мексиканского гения Алехандро Гонсалеса Иньярриту стала картина «Сука-любовь» — первая часть трилогии фильмов о пересекающихся судьбах людей, находящихся на грани между жизнью и смертью.

Для меня, в первую очередь, эта картина интересна местом действия. Сюжет происходит в родной для Иньярриту Мексике и показывает местную жизнь (как богатую, так и бедную) с разных сторон. Это мой первый опыт просмотра мексиканского фильма, а от того было интересно посмотреть на местную культуру.

Истории делятся на три новеллы, которые переплетены между собой одним событием. Первая – это история молодых Сусаны и Октавио. Сусана замужем и имеет ребенка от брата Октавио, Рамиро, который постоянно ее бьет, унижает, изменяет, да и к тому же грабит банки. Октавио влюблен в Сусану (господи, будто рассказываю сюжет какой-то мыльной оперы), поэтому решает заработать денег на своем любимом псе Кофи, участвуя в собачьих боях.

Вторая история повествует уже о достаточно зрелых Дэниеле и Валерии. Женщина – успешная фотомодель, ради которой Дэниель уходит из семьи. Валерия любит свою собаку чуть ли не больше, чем любовника. И она попадает в автокатастрофу, которая ставит под риск ее дальнейшую карьеру.

И история о Эль-Чиво – бывшем повстанце, который ради высших идей покинул семью. Он просидел в тюрьме 20 лет, после чего вернулся на волю стариком и стал наемным убийцей, прикрывшись образом невинного бездомного, ухаживающим за стаей собак. У него есть уже взрослая дочь, для которой отец мертв.

Как вы могли заметить, во всех трех историях фигурируют собаки. Это главный образ фильма и даже в названии обыгрывается слово «сука», используясь и как оскорбление, и как самка рода собак. В первом случае собака героя — это пес, способный убить кого угодно, в порыве сильных эмоций. Во втором, Ричи, собака Валерии является любимицей, которая попадает в беду, и когда ее спасают, она уже становится ненужной. А в третьем, стая собак осталась брошенной, лишившись поддержки. И их в итоге убивает молодая собака, точно так же, как и дочь образно «убивает» Эль-Чиво, не приняв его.

Все это метафоры на любовь, какой жестокой или даже беспощадной она бывает. По сути, вместо того, чтобы восхвалять это, безусловно, великое чувство, как это делает большинство мелодрам, режиссер показывает нам ее обратную сторону. Это достаточно интересно, и такое редко встретишь (по сути мне приходит на ум только один фильм — «Вечное сияние чистого разума», где в конце с героем обошлись крайне жестоко).

Фильм показывает любовь разных возрастов. Самая молодая, любовь — яркая, сильная, яростная; горит мощно, уничтожает все на своем пути, но излишне эмоциональная и бурная, чтобы жить долго. Может привести к непредвиденным последствиям, потому что действия, которые ты совершаешь под ее влиянием необдуманны.

Любовь в среднем возрасте – это глоток свежего воздуха, она обновляет жизнь, но в итоге упирается в проблемы, которые были до этого. Все сводится паранойе, страху недоверию и неспособностью прийти к соглашению. Ты хочешь вернуться, откатить все назад, но уже слишком поздно. Ты совершаешь ту же ошибку, что когда-то сделал в юности: поддался страсти. Смириться и жить дальше — единственный выход.

И любовь в старческом возрасте – та, в которой невозможно уже исправить ошибки прошлого. Это чувство, лишенное страсти и беззаботности, потому что единственно, что нужно — это семья и поддержка. И отсутствие этого просто убивает изнутри. Ведь что может быть хуже, чем остаться одному, когда конец твоей жизни ближе, чем начало?

«Сука-любовь» — это достаточно хороший фильм, особенно, для дебюта. Конечно, это не шедевр, вызывающий бурю эмоций, и в принципе вы можете спокойно его пропустить, в частности, если вы не любите кино-антологии, пусти и немного связанные. Но я все-таки рекомендую не проходить мимо данной ленты. Пусть она немного сложная для просмотра, во многом даже «грязная», но уникальный авторский подчерк того стоит.

Как вы видите, выстрел Алехандро Гонсалеса Иньяритту получился более чем удачным: она попал в цель с первого раза. К тому же номинация на Оскар за «лучший фильм на иностранном языке» и открывшаяся дверь в Голливуд. Это во многом тяжелая и неприятная картина, как и все из трилогии, но определенно стоящая просмотра.

21 Grams / 21 грамм (2003)

«Сколько стоит человеческая жизнь?»

«21 грамм» — первый зарубежный проект Иньяритту. Но уже здесь можно увидеть звездный актерский состав в лице трио главный героев: Шонна Пенна, Наоми Уоттс и Бенисио Дель Торо. Эта тяжелая лента, два часа хронометража которой, ощущаются как три. К тому же еще и с нелинейным сюжетом, представляющим из себя пазл.

События фильма приходится собирать по кусочкам. Сцены, кажется, разбросаны рандомно, но выстроить цельную историю не сложно. Также повествование разделено на три основных линии, которые крутятся вокруг одного происшествия. Эти три линии достаточно самостоятельны, но при этом сильно переплетены друг с другом.

Здесь я должен был рассказать вам о завязке фильма, хотя точнее о том, что в хронологически порядке происходит в начале. Но я решил этого не делать, потому что так смотреть «21 грамм» будет чуточку неинтереснее. Вы поймете что к чему где-то к середине ленты, а вся картина вам откроется в конце. Такое повествование передает восприятие героев событий, которые происходят на экране. Неожиданно, резко и с такой силой, что понять что-то просто невозможно.

Переплетаются судьбы трех абсолютно незнакомых до этого человека. «21 грамм» задает вопросы о жизни. О том, как ее легко потерять и начать заново. Как чужая жизнь влияет на твою собственную. Как жить, когда ничего не осталось — ни семьи, ни веры, ни даже собственного сердца. И как мы, потеряв, получаем что-то взамен.

Чего же стоит жизнь? 21 грамм — вес колибри и пяти монет? И это все? Что мы вкладываем в это? Вопросы, вопросы, вопросы. Нашу жизнь можно измерить в потерях и приобретениях. Но и непонятно как сильно мы сами контролируем ее. События происходят, некоторые из них уничтожают все, та самая пресловутая «жизнь» меняется координально, и мы не может ничего с этим поделать.

Нас отставляют жить с последствиями, и кажется, что мы бессильны, но все-таки как-то мы можем направить свое существование в нужное русло. Концовка картины кажется грустной, но герои в итоге приобретают что-то, заплатив определенную цену. «Жизнь продолжается» — фраза, повторяющаяся несколько раз за фильм. И, наверное, это правда.

Кстати, когда я смотрел фильм я обратил внимание на музыку. Насколько же прекрасный здесь саундтрек! Такой же опустошающий, как и сама картина. Но он мне еще показался каким-то знакомым, и причем по-хорошему странным. Ну конечно! Взглянув на графу «композитор» на Кинопоиске, я увидел знакомое имя — Густаво Сантаолалья. Сообществу DTF он может быть известен, по ставшему культовым саундтреком для игры The Last of Us. Все-таки у этого мужика сильно выделяющейся стиль, который легко отличить от 1000 других композиторов. Он писал музыку для 4-х фильмов Иньярриту. Мне кажется в «21 грамм» и в 4-м фильме режиссера, Сантаолалья проделал лучшую работу. В прочем он везде звучит прекрасно.

Да, 21 Grams — тяжелая лента и вряд ли она понравится большинству, не столько потому что фильм для «избранных», а потому что очень своеобразный. Но если вы настроены на неторопливый темп, запутанный сюжет и малое количество действий, то вы получите шедевральный фильм говорящий интересно о темах, о которых принято говорить скучно. Определенно, мой любимый фильм из всей трилогии.

Я считаю, что господь, или судьба, как бы вы это ни называли, посылает нам что-то, что происходит за гранью нашего понимания, но мы можем этому противостоять, принимая свои собственные решения, но где же находится эта черта?

Алехандро Гонсалес Иньярриту
Режиссер, сценарист, продюсер

Вавилон / Babel (2006)

«Нам просто нужно быть ближе»

Финалом трилогии стал «Вавилон», где мастер развернулся на полную: помимо знакомых слабосвязанных сюжетных линий, события приобрели межнациональный характер. Здесь связующие точки стали хитрее, истории героев стали связаны меньше, чем в предыдущих фильмах, от того подчёркивается идея о том, как же сильно могут незнакомые люди влиять на жизни друг друга, даже находясь в тысячи километров друг от друга.

В путешествие в Марокко отправилась пара, которая в прошлом потеряла ребенка. Когда они ехали в автобусе, жену подстрелил местный ребёнок, который соревновался со своим братом в стрельбе. Это ружье японский бизнесмен подарил марокканскому охотнику, который в последствии продал его отцу тех мальчиков. У японца жена совершила самоубийство, оставив тем самым мужа и дочь-подростка одних. А дети тех самых туристов поехали в Мексику вместе со своей няней на свадьбу ее сына, и попали там, в серьезную заварушку.

Кстати, на огонек забежали Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Первый даже отказался от роли в «Отступниках» ради участия в этом фильме. Также здесь можно увидеть совсем маленькую Эль Фанниг, у которой карьера дальше пошла в гору. Что не скажешь про ее экранного «брата». И еще, не очень большую по хронометражу, но достаточно важную для развития истории роль сыграл Гаэль Гарсиа Барналь, знакомый по «Сука-любовь».

Город Вавилон – символ всего порочного и безнравственного. Можно даже сказать греховного. Например, Пророк Исаия сравнил его с городами Гоморрой и Содомом (не волнуйтесь, я прочитал это на Википедии), которые были уничтожены богом за все грехи их жителей. Собственно, истории героев фильма складываются в своеобразную вавилонскую башню. Если вы помните, то бог наказал людей, которые строили эту башню, создав разные языки из-за чего люди не могли общаться друг с другом. «Вавилон» — это как раз история про то, как люди перестали слушать друг друга и застряли в недопониманиях.

Персонажи картины погрязли в своем эгоизме и обиде. Например, девушка из Японии, у которой мать совершила самоубийство, отстраняется от отца. Она не слушает его, хотя он пытается ей помочь. Ее глухота образно подчеркивает это. Или Ричард и Сьюзен, которые потеряли маленького ребенка. Мужчина исчез на какое-то время. Сьюзен не могла его за это простить. И только пройдя через серьезную, травмирующую ситуацию, герои смогли услышать друг друга, помириться и понять насколько они все-таки нужны друг другу. Потому что единственное, что в итоге важно – это любовь и поддержка (прямо хочется сказать: «Любите себя и своих близких»).

Но в других сюжетных ветках финал у героев не такой жизнерадостный. Что ж, такое тоже бывает. Иногда уже нельзя исправить ошибок прошлого, потому что человека, который был тебе настолько дорог, но ты не знал об этом, уже нет в твоей жизни. Он мог умереть или просто уйти — неважно. На этих ошибках можно и даже нужно учиться.

«Вавилон» — отличный финал для трилогии, потому завершает ее фильмом с таким глобальным гуманистическим посылом. И опять ошеломительный успех: 7 номинаций на Оскар (в том числе и за лучший фильм) и одна победа (за саундтрек, но все же). И золотой глобус за лучшую драму. Иньярриту окончательно доказал свой талант и огромную значимость для всего кинематографа, и не раз докажет в будущем.

Бьютифул / Biutiful (2009)

«Слишком много всего, чтобы жить и ничего, чтобы оставить после себя»

Бьюьтифул, пожалуй, самый сложный для понимания, но не самый сложный для восприятия фильм Иньяритту. Почему? Он не общается с зрителем напрямую, история езотерична в некотором плане и строится на образах, но единой мысли, посыла, режиссер нам не говорит. Как мне кажется, картина пронизана каким-то чувством недавящей на зрителя, но все-таки безысходности. Конца не избежать, но и что с того?

Искбаль — разведённый отец двоих детей, который помогает иммигрантам найти работу, получая с этого долю. Жизнь и так не подарок: то африканцы продают наркотики на улицах, то бывшая жена устраивает скандал, то полиция прижмет, да и к тому же еще оказывается, что герой смертельно болен, и жить ему осталось не больше нескольких месяцев.

Какая же здесь замечательная операторская работа

Что главный герой делает? Да собственно все тоже, что и раньше: проблемы никуда не делись. Искбаль пытается помочь всем и каждому, и при этом сам не разорваться. У него достаточно проблем, но при этом сама жизнь (ну, или смерть) не дает их решить. Это очень обидно и даже несправедливо, но с этим ничего не поделаешь. Также режиссер вскользь поднимает проблему современной миграции в Европе. Конкретно — в Испании, где происходят действия фильма. Сам Иньярриту называет их «рабами 21 века». И всех персонажей-иммигрантов в картине играли реальные иммигранты, которые на себе ощутили, что такое жить на дне.

Больше всего в этом фильме мне нравится главный герой. Искбаль – сложный человек, которого не назовешь ангелом, но при этом пытающегося делать вещи правильно. На него кидает тень собственный отец, который умер, оставив героя и его брата без мужчины в семье. Бывшая жена протагониста не то какая-то наркоманка, не то психически больна. При этом он пытается наладить с ней отношения, чтобы у детей была мать. К тому же, если Искбаль умрет на кого останутся его дочь и сын? А смерть все идет и идет по пятам.

Иньярриту не показывает, как умирающий человек находит смысл жизни, нет. Искбаль в конце никак не меняется, он остается практически тем, кем был в начале. Скорее режиссер показывает нам персональный ад одного конкретного человека, пытающегося решить свои житейские проблемы. Удается у него хотя бы это? Нет. Это, как я уже говорил, несправедливая история, жизнь пытается сломать Ускбаля все больше и больше. Ломается ли он? Сложно сказать, но держится он точно хорошо.

Еще у него есть дар, герой как бы может говорить с умершими. Это только подчеркивает приближение его собственной смерти. А события ленты — это просто его предсмертная попытка исправить дела (может быть он это до конца не осознает, но это так), хотя, опять же от повседневной жизни Ускбаля, это никак не отличается, за исключением угнетающего чувства наступления конца.

Если вы изучали английский в начальной школе, то заметили, что название картины в оригинале написано неправильно. Смотря на жизнь Ускбаля, сложно найти что-то «красивое», но герой исходит из того, что у него есть, поэтому он пытается все-таки найти что-то прекрасное в своем маленьком мире, и хоть сделать это трудно, думаю у него получается, хоть фильм напрямую об этом не говорит.

Моя любимая сцена в фильме. Поймете, когда будете смотреть

Здесь, конечно, на помощь режиссеру приходит Хавьер Бардем. Еще по «Старикам тут не место» было понятно, что он невероятный актер, который может сыграть что и кого угодно. И «Бьютифул» это только подтверждает. Иньяритту даже писал сценарий именно под него, и если бы он не согласился, фильм мы бы, возможно, не увидели. Бардем бесподобно справился с ролью человека, находящегося на грани и пытающегося не утонуть. Его глаза говорят больше, чем десятки страницы монологов.

Отображает все идеи постановщика прекраснейший оператор Родриго Прието, работы которого вы могли видеть в последних работах Мартина Скорсезе. Он снимал и предыдущие работы маэстро. Фильм наполнен красивейшими сценами. А сама камера, как будто, персонаж картины, наблюдает за всем из-за углов или из-за плеч персонажей. Фокусировка идет чаще всего на чем-то конкретном: будь то лица людей или червяк, ползущий по камням. Статики в ленте нет, вся съемка выполнена с рук, что только добавляет эффекта присутствия.

«Бьютифул» прошел скромнее предыдущего фильма Иньяритту: только две номинации на Оскар за «лучшую мужскую роль» и «лучший фильм на иностранном языке» (хотя большинство и этого за всю свою жизнь не добьется). У меня данная картина входит в тройку любимых лент маэстро. Это чарующая своей безысходностью картина, которая не пытается вывести на слезы, но которая точно запомнится своей уникальностью и неповторимым стилем режиссера.

— Помните, с чего начинается фильм?

— С истории про то, что совы перед смертью выплевывают комок шерсти?

— Да. Мне про это рассказала дочка, и это правда. По-моему, очень красивая метафора — они же таким образом очищают себя. Мне ка­жется, люди чересчур озабочены вопросом, как им жить, и мало думают о том, как умрут. А на самом деле, когда у людей есть возмож­ность подготовиться к смерти, это им только на пользу. Должно быть время, чтобы подготовиться. Хотя бы пара недель. Поэтому ешьте, ­пейте и веселитесь, но помните, что завтра вы, ­возможно, умрете.

Алехандро Гонсалес Иньяритту
Режиссер, сценарист, продюссер

Бёрдмен / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)

«Величие в невежестве»

Что ж, «Бердмэн» — мой любимый фильм Иньяритту, так сказать, его «Magnum opus». Это самый сильный) проект режиссера, который взял на вооружение свору потрясающих актеров, лучшего оператора на Земле и решил показать обратную сторону всего шоубизнеса.

Бердмэн – история, повествующая об успешном в прошлом актере Риггане Томсоне, который застрял в образе популярного супергероя (одноименного с названием фильма). Он уже давно отказался от роли человека-птицы, но «отмыться» от нее так и не смог. Ригган в разводе, и у него есть взрослая дочь, которая только прошла через курс реабилитации. Сейчас артист делает масштабную постановку, которая должна доказать миру (и самаму герою), что он – настоящий актер.

Интересный факт в том, что герои Майкла Китона (главный роль) и Эдвард Нортон (Майк Шайнер) очень похожи на их образы в реальной жизни. История Томсона и Бердмэна случалась и с Китоном, когда в конце 80-х и начале 90-х он играл Бэтмена, отказался играть в третьей части, и пропал с радаров, как раз до выхода «Бердмэна» в 2014 году. А Нортон, как и его герой, славится очень противным характером: актер все время лезет в производственный процесс и пытается делать все по-своему, хоть на самом деле и выдающийся артист.

Вообще фильм копается в сущности актерства. Он показывает характеры и жизнь артистов с разных сторон. Многие из них могут быть очень талантливы на сцене, но в реальной жизни быть полными козлами, как, например, Шайнер. Но зритель же никогда этого не заметит, да? Или всю жизнь быть неудачником и пытаться пробиться на Бродвей, просто, чтобы доказать маленькому ребенку внутри, что ты чего-то стоишь.

Вообще, Иньярриту в фильме успевает раскритиковать и общество потребления, которое ходит в кинотеатр за зрелищем и бессмысленным насилием, так и «элитарный кружок» — сообщество людей, которое ходит в театр, чтобы доказать, что они умнее «тупой массы», хотя на самом деле, на постановку Ригана им плевать абсолютно. Вот какой замкнутый круг.

Ригган – посредственный актер, если честно, да и как человек герой тоже так себе: он изменял своей жене, а о дочери не заботился, больше уделяя внимания своей карьере. Да и свою постановку он делает не ради высших творческих целей, а просто, чтобы удовлетворить своей эго. Томсон хочет быть замеченным, причем не среди масс, которых он поливает дерьмом, а среди настоящих эстетов, ценителей истинного искусства, которым актер считает и свою постановку. Хотя приходит он именно к обычному шоу, впечатляющему перфомансу.

Весь фильм герой борется со своей второй сущностью. Собственно, самим Бердмэном, который отражает его эго. Бердмэн — всемогущий, он может управлять людьми, он выше этих людей. Он настолько пиздатый, что может летать и взрывать здания. Это возвышение себя над остальными, Ригган управляет народом, давая им простой зрелищный и впечатляющий контент.

Ох, два моих актера 

Конечно, нельзя не отметить знаменитую операторскую работу в этом фильме. За нее отвечал еще один мексиканец – Эммануэль Любецки, которого можно назвать одним из самых значимых операторов современности, если не самым значимым. С «Бердмэна» началась вторая волна творчества режиссера. Новый стиль, новые темы, новый подход к созданию истории. И во много это связано со сменой оператора.

Главная фишка визуального стиля картины заключается в эффекте съемки одним дублем. Конечно, в ленте полно склеек, но они очень хорошо замаскированы. Такая работа по-настоящему поражает. У «Бердмена» — эталонная операторка, которую нужно изучать в учебниках по этому ремеслу. И причем разместить кадры Любецки прямо на первых страницах. Не могу представить, как это все планировалось.

«Бердмэн» не только мой любимчик у Иньяритту, но один из любимых фильмов вообще. Это самая простая для восприятия (сколько раз я уже повторил это слово? — 4) картина режиссера, но от этого не теряющая ни капли глубины. И тут успех грянул огромной волной: 9 номинаций на Оскар и 4 победы. Причем во всех главных (кроме Китона) – «лучший фильм, сценарий, режиссер и операторская работа». Но главное – отдельное место в моем сердце. А мы уже приближается к финишу.

Выживший / The Revenant (2015)

«Душа, что никак не может умереть»

Не знаю от чего, но пересмотр «Выжившего» я откладывал очень долго. Так что вы могли увидеть статью намного раньше, хорошо ли это или плохо. Мне не хотелось пересматривать данную ленту, потому что во всей фильмографии Иньяритту «Выживший» мне казался самой неинтересной картиной.

Последний (на данный момент) фильм маэстро я смотрел давно, и тогда он мне показался просто хорошей лентой с красивым визуалом, но ничего большего. На тот момент мой глаз был «неопытным», потому что «Выживший», сами понимаете, – это не просто «красиво». Года шли, мое восприятие кинематографа менялось, но все равно на второй заход не тянуло. Но я преодолел себя и все-таки посмотрел The Revenant. И знаете что? Был приятно удивлен.

Как же красиво, господи

Но это лирика. Сюжет повествует об охотнике-следопыте Хью Глассе, который был сильно ранен медведем. С ним осталось, три человека из группы — Фицджеральд, герой Харди, какой-то нытик-пацан и ребенок главного героя. Первый впоследствии бросил главного героя, к тому же еще и убил его сына. А сын, кстати, полукровка, на половину индеец, которых во времена событий фильма не очень любили. Как вы понимаете, Гласс не слабо так разозлился на Фицджеральда, так что как только он смог встать на ноги, он отправляется на поиски убийцы своего сына, пробираясь сквозь боль, снег, ветер и других людей, вставших у него на пути.

Говоря о «Выжившем» первое имя, которое должно быть упомянуто, это Эммануль Любецки, оператор фильма. Он снимал предыдущую картину Иньярриту, где радовал нас эффектом съемки одним дублем. Здесь же картинка больше сосредоточена на красотах и просторах природы. Это не просто видео с Discovery, а собственная поэзия дикой природы. Это мир, живущий по своим правилам. Мир, в котором человеку, убивающему животных и себе подобных, нет места.

При этом он очарователен в своей пустоте и жестокости. Все это запечатлено на камеру виртуозом, который стал самым попсовым оператором последних лент, на ряду, несомненно, с не менее великим и талантливым Роджером Диккенсом. Что, конечно, не делает работу Любецки хоть на грамм хуже. Он создает невероятный эффект погружения, от чего чувствуешь себя компаньоном ДиКаприо в приключениях по богом забытым местам. Так что, на первый взгляд, конские 2,5 часа хронометража пролетают, как партейка в Гвинт.

Вот такого Лео мы видим большую часть фильма

Но вот сюжет с другой стороны может показаться незамысловатым. И, пожалуй, так и есть: история «Выжившего» прямолинейна, как стрела. Но так и должно быть. Иньярриту снял, в первую очередь, созерцательный фильм. И я говорю больше не про красивую природу, а о самом путешествии героя. О том, как он взаимодействует с этой природой. Ведь The Revenant — во многом картина о силе. О преодолении трудностей ради собственных целей.

В том числе и силе создателей фильма, который снимался пусть и не в экстремальных условиях, но в довольно трудных. Природа противостояла и не только герою, но и съёмочной команде. Помимо очевидных трудностей, связанных с нахождением в дикой природе, Иньяритту и Любецки снимали фильм при естественном освещении, чтобы добиться максимального эффекта реалистичности. Из-за этого съемки проводились всего несколько часов в день. А ведь режиссер изначально хотел снять картину с эффектом «одного дубля», как это было в Бердмэне. Представляете, как трудно это было бы? Да мне кажется невозможно.

А Леонардо ДиКаприо, вегетарианец, действительно ел в кадре сырое мясо. Он сильно вжился в роль, за что и получил свой заслуженный Оскар. Многие скажут, что его выручили актеру, потому что он валялся и ползал в грязи весь фильм, но, мне кажется, это говорит обида за то, что актер не взял статуэтку за свои более выдающееся работы. Ведь в «Выжившем» ДиКаприо выдает довольно убедительный перфоманс, особенно, когда он не может говорить и ему приходится передавать все эмоции через глаза и мимику.

Но в фильме вообще достаточно звездный актёрский состав: антагониста сыграл наш любимый Том Харди, который пусть и не поражает воображение актерской игрой, изобразил достаточно интересный образ закоренелого и эгоистичного американца времен дикого запада. «A savage is savage» — интересно, кому это больше подходит? Ему или индейцам, которых он так ненавидит? А еще на огонек еще забежал Донал Глисон. Я дико люблю этого парня, хотя он относится к тому типу актеров, которые маячит в большинстве популярных фильмов, но на втором или третьем плане. Лучше посмотрите с ним прекрасную трагикомедию About Time (у нас ее перевили, как «Бойфренд из будущего», но пусть название вас не пугает).

Вообще, тема взаимоотношений оккупантов-американцев и коренных жителей Америки одна из ключевых в картине. Главный герой, судя по его воспоминаниям, жил в одном из племени индейцев. Там у него была жена, которую убил офицер, и сын, который получил сильные ожоги. То племя было уничтожено, а мальчик стал жить с сыном в американском обществе. Получается, что Гласс – человек, лично отправивший себя в изгнание от привычного социума. Если так смотреть, то вся история «Выжившего» — это месть белого человека за страдания индейцев. Это необычно и интересно, согласитесь.

Я, лично смотря фильм Иньярриту, начал замечать явные сходства с другой лентой одного из моих любимых режиссеров — Джима Джармуша. Говорю я про, по моему мнению, вторую его лучшую работу, фильм «Мертвец». И там, и там, в начале есть метафорическая смерть главного героя. Гласс буквально восстает из мертвых, чтобы отомстить за сына. Что в «Мертвеце» герою находящемуся гране смерти, помогает индеец, что в «Выжившем». В обеих лентах герои ищут успокоение, что-то, что поможет им мирно уйти. Да и даже названия схожи: «Dead Man», то есть «мертвец», и «The Revenant», что в правильном переводе «призрак» или «привидение». То есть основной смысл фильма не в том, что Гласс «выжил», а в том, что он подобно призраку, который не может уйти, будучи неотомщенным.

Я не пытаюсь обвинить мексиканца в плагиате. Наоборот, такие заимствования мне, как фанату обоих режиссеров, дико приятны. Тем более никаких заимствований могло и не быть, и это просто мое воображение. Да и трактовать сюжет «Мертвеца» — это задача неблагородная и под силу только самому Джармушу. Так что это просто небольшое лирическое отступление.

(Я знаю о сравнении «Выжившего» с работами Тарковского, но я не один его фильм пока не смотрел, так что высказаться на эту тему не могу. Уверен, это дань уважения великому режиссеру).

Чем больше я говорю и размышляю по поводу сюжета «Выжившего», тем больше он мне нравится. Это действительно великолепный фильм, который уникален в своем роде. Ведь кому, как не Алехандро Гансалесу Иньярриту снять авторскую картину за 135 миллионов долларов, где ДиКаприо будет на протяжении всего хронометража ползти по грязи и снегу?

Снова ошеломительный успех. При выше упомянутом бюджете, «Выживший» собрал больше 500 миллионов долларов, что для такого проекта баснословные деньги. Думаю, сработало лицо актера на обложке. К тому же еще и три Оскара: ДиКаприо за старания, Иньярриту второй подряд за режиссуру, а Любецки тритий подряд за операторскую работу. Что сказать? Алехандро не единственный мексиканский гений, покоривший кинематограф.

Вот такой путь проделал Алехандро Гонсалес Иньярриту. От мексиканских короткометражек до больших фильмов со звездами в главных ролях. Успех пришел к нему достаточно быстро. Я настоятельно рекомендую познакомиться со всеми работами режиссера, хотя, думаю, «Бердмэна» и «Выжившего» смотрели все. Как мне кажется, ключевой темой для всех фильмов Иньярриту — это размышление по поводу того, как сильно мы можем повлиять на нушу судьбу.

Какой следующий фильм снимет маэстро — неизвестно. Он работал над сериалом «Один процент», но в последнее время о нем не слышно. Я найти никакую информацию не смог, хотя честно не особо старался. Также недавно появлялись новости, что Иньярриту работает над новым фильмом с Брэдфордом Янгом, оператором «Прибытием» (тааак, почему не Любецки?) Съемки были перенесены из пандемии. Что ж, будем ждать, режиссер и так взял большой перерыв после последнего фильма. Пора возвращаться в игру.

Commercial Time

Предлагаю теперь зайти в мой авторский телеграм-канал о кино, музыке и когда-нибудь (надеюсь) об играх. Я пишу достаточно подробно, но без лишней воды. Плюс выкладываю запомнившиеся моменты из фильмов и цитаты. Насколько это интересно — решать вам. Мое дело оставить ссылку, но буду безумно рад хотя бы одному подписавшемуся.

{ "author_name": "Алексей Новиков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 67, "likes": 143, "favorites": 379, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 118222, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 22 May 2020 20:07:27 +0300", "is_special": false }
0
67 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

Бьютифул - не выветривается из головы уже много лет 

Ответить
6

Прежде, чем я прочитаю наверняка хорошую статью о замечательном режиссере:
 одного из самых важных режиссеров 21 века

Ещё восемьдесят лет, мать вашу. Рано выводы делать.

Ответить
7

Я про тот 21 век, который уже прошел 

Ответить
5

1 - 99 = 1 век
100 - 199 = 2 век
200 - 299 = 3 век
.
.
.
2000 - 2099 = 21 век

Ну и сам текст тоже весьма странно написан. Мексиканцы - четкие, но среди них самые четкие это режисеры, среди режисеров самые четкие этот, тот и дель торо. Среди этих 3 мой самый любимый именно этот, потому что он снял мой любимый фильм, вернее любимую трилогию. Из трилогии мой любимый фильм это первый "сука любовь" но 2 лучше, а 3 вобще любимый. Но если откинуть трилогию, то есть еще выживший, какой же он классный я его люблю всей душой, но ещё более любимым из всех любимых это бердмен....

Я не то что придераюсь, но мне кажется автор закинулся цветным колесом и во время эйфории, в тот самый момент когда уровень серотонина зашкаливал он решил написать статью. Ничего не имею против подобных экспериментов , но торопится публиковать в таком состоянии не стоит

Ответить
2

У тебя в первом веке всего 99 лет получилось. Должно быть:
1-100
101-200
201-300
...
2001-2100

Ответить
0

а нулевой год куда делся? Иисус когда родился ему сразу 1 год был?

Ответить
1

Нулевого года не было. 1 января началось течение пепвого года и 31 декабря первый год закончился и начался второй. То, что в какие-то месяцы это было 0,1-0,5-0,9 первого года не делает его нулевым. 
Тебе надо отмерить 1 кг муки. Ты насыпаешь 100 грамм, потом еще 100, доходишь до полкило и наконец до нужного килограмма. В любой момент, если тебя спросить "ну как там продвигается?", ты же не скажешь, что отмеряешь нулевой килограмм. Ты в процессе насыпания первого, а нулевого у тебя и не было никогда. 

Ответить
0

Нулевого года не было.

Понятно. Опять софистика началась.
Ладно спрошу по другому: вы как новый день начинаете отмерять, когда на часах 00:00 или 01:00?

Ответить
1

В 00:00 начинается новый день. И это начало ПЕРВОГО часа нового дня, а не нулевого часа.
Сейчас идет 21й век или 20й? Если 21й, то как он может идти, если он еще не кончился?
Сейчас идет 2020й год? Но ведь он еще не кончился же.
Если мы измеряем ПРОМЕЖУТКИ времени то промежуток от нуля до единицы будет первым, а не нулевым. Промежуток от одного до двух будет вторым и так далее.

Ответить
0

У тебя в первом веке всего 99 лет получилось. Должно быть:

1-100

101-200

мой вопрос возник из-за вот такого метода к исчислению веков, претензий к нотации у меня нету.
Я подвожу к мысли о том что I век начался в 0 году и закончился с окончанием 99 года. И интервалы соответственно будут:
[0 - 99], [100 - 199], ...
И никак иначе.

Ответить
0

Ага, а ты когда родился тебе было 1990 лет

Ответить
0

1 - 99 = 1 век

Ало! У тебя в I веку 99 лет получилось. Что с математикой? Где 0 год?

Ага, а ты когда родился тебе было 1990 лет

Причем тут я? Летосчисление в нашей цивилизации ведется не от моей даты рождения. У тебя в I век стартует с 1 года. Вопрос: куда делся 0? Его скипнули потому что Иисусу сразу был 1 год когда он родился?

Ответить
1

Уговорил, 0-99

Ответить
0

Окей, тогда у тебя по 99 в остальных

Ответить
0

А ты сам посчитай: 101, 102, 103 ... 199, 200 - как раз сотня. 

Ответить
0

Ну так 100 год включительно, 100 год это первый из сотни, т.е 199 это сотый

Ответить
0

Посчитай пальцы на своих руках - ты начинаешь с первого и заканиваешь 10м. Было бы 100 пальцев, ты бы начал с первого и закончил сотым. 10 это последний в десятке, 100 это последний в сотне.

Ответить
0

2000 год это какой век? И 1999 и 2001 соответственно

Ответить
0

Чего? Как один год может принадлежать двум векам одновременно? 

Ответить
1

куда прошел? недавно же только 2020 был... время летит все быстрее и быстрее

Ответить
0

О, так вы из будущего? Как там Император Палпутин новые анекдоты выучил?

Ответить
4

Любимый режиссер, все фильмы из статьи обожаю. 
Через него и познакомился с творчеством Густаво в т.ч., поэтому ждал ластаваз еще сильнее.
Буквально сейчас слушаю трек Rein из Бьютифула, а тут статья эта. 
На днях читал, что он работает над реставрацией «Сука-Любовь» в честь двадцатилетия картины.

Ответить
2

А, еще люблю пересматривать русский трейлер Бьютифула. Именно в дубляже почему-то. 

Ответить
1

У меня, кстати, забавная история вышла. Бьютифул - это единственный фильм из статьи, который я смотрел в дублеже. Я пытался пару дней настроить субтитры, но не получилось. Хорошо, что озвучка очень хорошая, особенно, у главного героя

Ответить
0

Rein это название трека? Не удалось найти(

Ответить
1

Угу. Вот же он.

Ответить
0

Спасибо, то, что нужно!

Ответить
0

Ох, интересно. Хотя "Сука-любовь" и так выглядит вполне прилично 

Ответить
2

Знакома почти со всеми фильмами , только "Сука-любовь" не смотрела что .Больше всего из списка понравился "Бёрдмен". Это шедевр!
Меньше всего понравился "Вавилон". Замысел показать всю эту "интимную глобализацию" по-моему не удался.

Ответить
2

Ну, для меня данный замысел стоит на втором плане, и суть фильм вообще в другом 

Ответить
2

Сусана жената...

Ответить
0

Глупая ошибка, согласен. Всю жизнь ее делал. Исправил 

Ответить

Уютный самолет

Алексей
0

Забавно, я тоже путаю постоянно.

Ответить
1

Устроим перекличку. Я тоже.

Ответить
2

У в автора столько любви к каждому фильму и кинематографу в целом, что аж заражаешься этим энтузиазмом! 

Ответить
2

Люблю все фильмы режиссёра до фильма с ДиКаприо. В своё время писал сочинение по Бьютифулу на ЕГЭ.

Ответить
0

Вау, здорово!

Ответить
0

Бьютифул нереально хорош.
Но явно не всем подойдёт, очень тяжёлое кино. Но Бардем да, вытянул сильно

Ответить
2

Согласен. Не люблю говорить "не для всех", но на самом деле это правда, и в этом ничего плохого нет. Все-же от восприятия зависит, особенно авторского кино

Ответить
2

Так же не люблю эту избитую фразу,но это как раз тот случай

Ответить
1

Присоединяюсь, у меня даже вышло так, что всю прелесть фильма осознал спустя время после просмотра, мысленно раз за разом возвращаясь к некоторым сценам, которые при просмотре особого влияния не произвели

Ответить
1

Кстати, после просмотра "трилогии" наткнулся на фильм «Crash» (2004) - очень похож по структуре, советую посмотреть, если еще не.

Ответить
1

Ха, у меня оказывается этот фильм лежит в "отложенных" на Кинопоиске. Спасибо! Обязательно ознакомлюсь

Ответить
0

Я в те лохматые годы посмотрел крэш и потом вообще не проникся Вавилоном, казалось, что это о том же, но не так сильно.

Ответить
1

Выживший мог снять кто угодно, ничего иньяритовского в нем нет, к сожалению. Да и в Бердмане он уже свой стиль потерял

Ответить
0

Он его не потерял, он его поменял. Это новый веток развития. Да и тем более серьёзно? Кто угодно? Вы не представляете, как сложно снять такой фильм, как "Выживший". Че-то "кто угодно мог снять", но все снимаю хрень.

Ответить
1

По мне и «Выживший» хрень. Едва ли не худший фильм, за который Ди Каприо мог получить Оскар. Хрень не в смысле гавно, а в смысле что фильм без своего лица. Средний. А от такой команды ждёшь гораздо больше. Единственная заслуженная премия - оператору.

Ответить
1

Кстати, когда он уже отдохнет от съемок Выжившего и снимет что-нибудь еще? Прошло то уже как бы 5 лет, Карл.

Ответить
0

Что-то снимает в Мехико. Точнее будет снимать после пандемии

Ответить
1

Лучше посмотрите с ним прекрасную трагикомедию About Time (у нас ее перевили, как «Бойфренд из будущего», но пусть название вас не пугает).

Полностью поддерживаю автора! Люди добрые посмотрите этот! Он того стоит! После фильма я начал думать куда я трачу свою жизнь! 

Ответить
1

Бердмен один из самых любимых фильмов
могу пересматривать наверное бесконечно

Ответить
1

Спасибо за статью, ностальгия по хорошему кино нахлынула)
Иньярриту один из любимых режиссеров, все фильмы у него нравятся. Больше всего, как и автор статьи, люблю Бердмэна, потрясающий фильм. Но остальные тоже очень классные)
Еще очень люблю Бьютифул за какую-то особенную интимную атмосферу - шепот с дочерью, встреча с отцом (или дедом, уже не помню), мистика, вызывающая мурашки.
И нельзя не упомянуть шикарные саундтреки - барабанные соло в Бердмэне, мексиканское безумие в Вавилоне)

Ответить
0

А есть ли хоть какая-нибудь информация над чем Маэстро работает сейчас?

Ответить
2

Он вроде как вернулся в Мексику реставрировать "Сука-любовь".

Ещё вроде были слухи, что и фильм новый он там снимет: https://www.comingsoon.net/movies/news/1129048-alejandro-inarritu-finds-next-directorial-project

Ответить
–1

А у меня наоборот, после просмотра Выжившего в кино было прям "вау, охуеть" в голове, а вот пересматривал недавно и очень сильно расстроился. Как будто смотришь очень дорогую дипломную работу какого-то студента. Где вот каждый кадр сделан так, чтобы преподы заценили. 

Ответить
1

Не вижу в этом никакого "чтобы преподы заценили". Нужно тогда специально плохо делать?

Ответить
–1

Я хотел донести что-то вроде "это сделано хорошо и по всем правилам, но скучно и не интересно". Хотя возможно это исключительно проблема второго просмотра именного этого фильма.
Бёрдмен и Вавилон пересматривал раза 3 и каждый раз они держат от начала и до конца.

Ответить
1

Не знаю, как это может быть "не интересно". Выверенные, красивейшие кадры, от которых глаз в восторге. Но смысл спорить, правда? Если вам так кажется, то пусть. Все-таки интернет учит (или должен учить) не только говорить свое мнение, но и принимать чужое

Ответить
1

Хз, что это за правила такие вроде гиперреалистичности и съёмок только при натуральном освещении. Это скорее эксперимент и высокобюджетная панкуха, чем что-то снятое по правилам. Фильмов с подобными достижениями в истории кино по пальцам одной руки пересчитать.

Ответить
0

Искренне жаль тех кто не смог по достоинству оценить Бёрдмана, а таких судя по всему большинство

Ответить
0

Да вроде нет: оценки хорошие, сборы тоже

Ответить
0

наверно немного неправильно выразился, к тому клоню что есть огромная разница между "Отличное кино" и "никуя не понял, но вроде ничотак фильмец с попкорном зашло", возможно я просто судил со своей колокольни, а среди моего круга общения не все такие искушенные зрители, всё же считаю для подобного рода фильмов нужно хотя бы немного быть в теме, а лучше гиком в хорошем смысле слова, имхо повезло что бюджет у Бёрдмана не такой раздутый как у Бегущего по лезвию 2049, а то неизвестно как всё могло бы повернуться

Ответить
1

Если так судить, то да. Но тут "Бердмэну" не повезло быть заложником своей популярности. Потому что люди не идут его смотреть с подходом "авторского кино", каковым оно безусловно является.

Но так в принципе можно сказать про любой популярный фильм, который несёт в себе художественную ценность. Давайте скажем спасибо за то, что такие картины все-таки собирают деньги, чтобы творцы могли дальше творить.

Ответить
0

WHO?

Ответить
0

Предлогаю автору дружбу , взгляды схожи .. Но все таки считаю -это самый слабый Оскар Ди Каприо , там давно можно было вручить, но он тот ещё парень .Короче не любят там его ..И наверное это уже 4-ка мексиканцев .. Любецки крут ..

Ответить
0

Дружбу принимаю. Я не смотрел "Кровавый алмаз", за который у него тоже номинация. А так да, из того что я смотрел - "Выживший" самый слабый его Оскар, но не значит, что незаслуженный

Ответить
0

Выживший это классическое советское кино 80ых. С поправкой на современность :)

Хорошее кино.

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }