Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

Авторы одного из главных российских сериалов оставили книгу-первоисточник позади и пустились во все тяжкие. Хипстеры, славянская ортодоксальная община и саамы имеются.

Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

«Эпидемию» неспроста называют пророческим сериалом, хоть авторы того и не желали. Первый сезон прогремел как раз в разгар ковида — сюжет, основанный на книге Яны Вагнер, попал точно в нерв.

В стране начинается эпидемия болезни, главный симптом которой — кашель (и белёсые глаза страху ради). Человек загибается буквально за несколько дней. Москва оцеплена, детей запирают в школах, всюду солдаты-дезинфекторы, что загоняют народ в пазики, а как лечить болезнь — неясно. Но, как и почти любой постапокалипсис, «Эпидемия» всё же акцентируется не на самом заболевании, а на героях, их взаимоотношениях и совместной попытке выжить.

Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

В центре сюжета первого сезона оказывается бесхребетный Сергей (Кирилл Кяро), запертый в любовном треугольнике: в одном углу — нынешняя пассия, милая Анна, и её сын-аутист Миша, а в другом бывшая жена-стерва Ирина (Марьяна Спивак) и их общий ребёнок Антон. От эпидемии они пытаются спастись вместе с соседями — мужланом Лёней (Александр Робак), его женой, явно склонной к безумию, и взрослой непослушной дочерью.

Отношения у героев сложные и запутанные, с ними по ходу пьесы и разбираются авторы в первом сезоне — пока герои колесят по российской глубинке в поисках места, где можно спрятаться и переждать болезнь.

Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

Первую «Эпидемию» ругают, как правило, за любовный треугольник, взятый прямиком из книги. Так вот — в «Эпидемии 2» от него избавились сразу же и самым радикальным образом.

Некоторые персонажи просто исчезли за кадром между сезонами — того, вероятно, требовал сценарий, но вышло отнюдь не изящно. Несколько размылась и цель путешествия: в первой «Эпидемии» герои ехали к дому на озере, где можно было бы выдохнуть и пережить заразу, а во второй пока что просто слоняются где попало.

Продолжение пока выглядит несколько отстранённым от мира и более камерным, что ли. Авторы здесь ставят акцент на изоляции, на человеке в контексте природы, а не на отношениях. Так что цель у героев сейчас, можно сказать, просто как-нибудь где-нибудь жить. Вслух об этом никто не говорит, что они явно в смятении и не знают, куда себя применить.

И тут-то в кадр входят языческие славяне и нойда — шаманка, поклоняющаяся священному камню сейду. Создателям второго сезона, кажется, гораздо интереснее локальные истории и конфликты — что неплохо и сериалу к лицу.

Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым
Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

В этом плане «Эпидемия 2» действительно не похожа на первый сезон. Тот был более приземлённый, без хтони и с углублением в русскость, какой мы её сейчас знаем. Когда в тайнике старого селянина обнаруживаются автоматы времён Великой Отечественной, из которых бабули расстреливают злых солдат под песню «Ты неси меня река», например. Или когда шофёр скорой помощи танцует под Филиппа Киркорова с хозяйкой придорожной гостиницы, что осталась одна и теперь запивает одиночество водкой.

Второй сезон тоже эффектный, но по-своему. Здесь почти нет юмора и карикатур на быт глубинки, зато есть природа, с которой герои остаются наедине. Он более спокойный, рассудительный, с долей мистики, но всё-таки динамичный. Поезд, который есть на всех промо-материалах, пока так и не появился, но скорости и без него хватает.

Чем дальше в лес, тем больше дров: впечатления от пяти эпизодов «Эпидемии 2». Теперь — с Юрой Борисовым

Режиссёр говорит о смешении жанров, когда есть и хоррор, и драма, и вестерн (так сериал в своё время обозвал Стивен Кинг), а в конце обещают ещё и боевик. Этот принцип вторит первому сезону, где почти каждую серию герои встречают на своём пути новых персонажей и новый кризис, который удачно или не очень преодолевают.

«Эпидемия 2» — это всё ещё роуд-муви, где каждая мини-история разворачивается в новом антураже и несёт в себе какой-то свой конфликт. Только теперь герои передвигаются пешком и преимущественно изучают леса, в города пока не суются.

И даже несмотря на язычников и скандинавских шаманов, «Эпидемия» вновь попадает в нерв — очень больной сейчас. Границы закрыты, по людям стреляют, люди остаются в изоляции. Остаётся надеяться, что в своём пророчестве авторы сериала не зайдут слишком далеко, и в третьем сезоне не случится ядерная война.

Российские сериалы <a href="https://vc.ru/tnt-online/289209-pervoe-omolozhenie-na-rossiyskom-tv-s-ispolzovaniem-tehnologii-face-de-aging" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">продолжают</a> постигать дипфейк. Получается не сильно хуже, чем у Disney, но некоторые сцены с омолодившимся Александром Робаком всё-таки отдают зловещей долиной
Российские сериалы продолжают постигать дипфейк. Получается не сильно хуже, чем у Disney, но некоторые сцены с омолодившимся Александром Робаком всё-таки отдают зловещей долиной

Главное украшение второго сезона, разумеется, Юра Борисов, которого хочется сравнивать с Хабенским в его лучшее время. Самый востребованный российский актёр сейчас, запросто перехвативший пальму первенства у Козловского и Петрова.

Он насыщает собой пространство и оживляет декорации своим присутствием, он — часть этой природы. Такой вот простой и лучезарный парень, ни разу не пафосно театральный, а просто... ну, живой. Настоящий.

В первой же серии «Эпидемии 2» появляется группа «хипстеров», через которую Борисова и вводят в сериал. Самый колоритный из них, несомненно, психопат Тарас, который срывается на свою девушку и любит фотографировать её страдания
В первой же серии «Эпидемии 2» появляется группа «хипстеров», через которую Борисова и вводят в сериал. Самый колоритный из них, несомненно, психопат Тарас, который срывается на свою девушку и любит фотографировать её страдания

В нашем интервью режиссёр Дмитрий Тюрин прямо называет Юру Борисова главным героем. И Юра действительно будто отодвигает Кирилла Кяро на второй план. Тот, выбыв из любовного треугольника, кажется теперь каким-то посторонним и потерянным. Всё, переболел.

И даже великолепная Марьяна Спивак будто оказывается в тени Борисова. Впрочем, кажется, ещё одного любовного треугольника не избежать, только в этот раз в него попадёт уже младшее поколение.

Персонаж Кирилла Кяро пока что будто не находит себе места — без любовной драмы он кажется уже не таким важным
Персонаж Кирилла Кяро пока что будто не находит себе места — без любовной драмы он кажется уже не таким важным

Женя, [герой Юры Борисова], — спецназовец, но это такой образ из русских сказок. Солдат, который пришёл с войны, нарубил дров, кашу из топора сварил, добыл огниво... Это мифологическая фигура вне контекста, вне времени. Вот он такой простой.

Дмитрий Тюрин, режиссёр «Эпидемии 2»

Раньше как было: в «Эпидемии» все — гады, и каждый гад по-своему. Да, каждого героя можно понять, каждому посочувствовать. Но есть внутри гнильца, есть. Разве что аутист Миша во всей этой компании выживальцев — чистый и искренний, но и он совершает ошибки.

А Женя, персонаж Юры Борисова, — настоящая добродетель, простой и понятный парень из Ёбурга. Не факт, что так останется и дальше, но на протяжении пяти эпизодов он проявил себя исключительным героем.

Казалось бы простая сцена удаления клеща из спины в исполнении Борисова внезапно становится романтичной
Казалось бы простая сцена удаления клеща из спины в исполнении Борисова внезапно становится романтичной

Да, будто из сказок. С комплексом защитника, правда, но хоть что-то же негативное в нём должно быть? Не бывает настолько добрых и при этом ничем не сломленных людей. Женя, меж тем, порой общается со своим умершим братом, что наверняка «выстрелит» попозже.

Пожалуй, отойдя от приземлённого и обратившись к духовному, может быть даже экзистенциальному, создатели «Эпидемии 2» всё сделали правильно. Деревни и брошенные малые города родины в первом сезоне изучили вдоволь, как и отношения между выживальщиками — пора двигаться дальше, вглубь леса. А чем дальше в лес, тем больше дров.

Сериал снимали в Карелии — виды здесь потрясающие и дух восстанавливающийся природы после человека чётко ощущается
Сериал снимали в Карелии — виды здесь потрясающие и дух восстанавливающийся природы после человека чётко ощущается

Отдельно хочется отметить некоторую шоковость сценария. Причём речь не об открытых гниющих ранах крупным планом (хотя это тоже есть), а о том, что никто из героев не застрахован от смерти. И нагнетать обстановку авторы очень даже умеют — переживать за персонажей приходится постоянно.

Это было и в первом сезоне, но в «Эпидемии 2» многократно усилилось. Дмитрий Тюрин вместе со сценаристом Романом Кантором подают историю изящно, смакуя каждую тревожную сцену. А их впереди наверняка будет ещё много.

Апологеты пустой мысли «всё русское — априори говно» могут сколь угодно линчевать «Эпидемию», но это как раз тот самый сериал, который рано или поздно посмотрят все в России и будут обсуждать.

Например потому, что он каким-то чудом каждый раз оказывается печально актуальным. Он, если не считать слишком резкий переход между сезонами, хорошо написан, красиво снят. Он интригует каждой фразой своих героев. Чего уж говорить о декорациях, основательном подходе к «кризисам» и операторской работе.

Ну и, конечно, большую роль играет разнообразие жанра роуд-муви само по себе, в котором создатели не теряются, а наоборот — используют все преимущества. А великолепный Юра Борисов, который уже стал самым заметным артистом современной российской сцены, этот успех лишь преумножает.

1313 показов
16K16K открытий
11 репост
63 комментария

Чего все такой акцент на этого Юрия Борисова делают? Такое чувство что они к себе в фильм Иисуса позвали.

Ответить

Ну, если коротко — он просто очень классный.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очередной Безруков, Козловский, Петров

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Абсолютно забросили тему эпидемии во втором сезоне. За все 5 серий заражённых показали один раз на 2 секунды. Про них просто забыли. С тем же самым успехом действие могло происходить в тайге или любой другой глуши

Ответить

Очевидно же, это потому что в первом сезоне армия расстреливала всех живых без разбора - никого не осталось! Теперь только китайцев выгнать и можно жить по-старому.

Ответить