Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Сатира, приключения и ничего лишнего: о «12-ти стульях» Гайдая

Рецензия для тех, кто по каким-то причинам ещё не знаком с классикой, превосходно соединившей в себе искромётный юмор и лёгкость.

Кадр из фильма «12 стульев» (1971)

Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В 1971 году фильм стал лидером советского кинопроката, и до сих пор наши родители, бабушки и дедушки с особым трепетом пересматривают его. Простым языком вновь поговорим о культовой комедии в честь её годовщины.

В центре истории два героя – Остап Бендер, харизматичный авантюрист, и его напарник – Ипполит Воробьянинов, бывший барин, по прозвищу Киса. Они встретились благодаря дворнику Тихону, роль которого исполнил Юрий Никулин. Ипполит рассказывает Остапу о дорогих бриллиантах, которые его покойная тёща спрятала в обивке одного из принадлежащих ей когда-то двенадцати стульев. Остап Бендер предлагает свою помощь в поиске сокровища, и Воробьянинов не сразу, но соглашается. О бриллиантах известно ещё одному человеку – священнику Фёдору Вострикову. Он так же, как Остап и Киса, пытается их отыскать.

На своём пути герои частенько попадают в не самые удачные обстоятельства. Однако Остап Бендер достаточно хитёр, чтобы им противостоять. Для достижения своей цели герой неоднократно обманывает: он и создает вымышленную организацию для подпольных богачей, и пользуется наивностью людей, и даже женится на вдове, только чтобы заполучить её стул, в котором могут быть бриллианты. Сюжет держит зрителя в напряжении до самого конца, ведь, как и в любом хорошем фильме, здесь всё не так просто.

Основная идея комедии в том, что глупо отчаянно гнаться за богатством. И самое страшное – в поисках этого богатства потерять в себе человека. В кинокартине это изображается через пороки людей. Примечательно, что бриллианты пробудили настоящую натуру священника – Фёдора Вострикова в исполнении Михаила Пуговкина. Даже он, казалось бы, такой невинный человек, безумно жаждет разбогатеть без особых усилий. Нельзя не удивиться переменам, которые настигают этого персонажа. В погоне за стульями он теряет часть своего имущества, когда просит жену продавать их вещи и высылать ему деньги, постепенно сходит с ума.

Ипполит, роль которого исполнил Сергей Филиппов, и вовсе забывает, что когда-то был барином. Он унижается, совершает нелепейшие поступки, делает всё, что прикажет ему Остап. Бендер с самого начала комедии показан предприимчивым и алчным человеком. Актёрская игра Арчила Гомиашвили, исполнившего роль Остапа, несомненно, на высшем уровне. В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм.

Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно – в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался. Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая. Особенно понравился момент, когда в Пятигорске Остап брал деньги за вход в Провал, как он сказал, для ремонта, чтобы «не слишком проваливался». Каждая шутка уместна, в комедии нет ничего лишнего. Интересно, что многие фразы из неё стали крылатыми. А слова Остапа «гигант мысли, отец русской демократии» даже стали популярным мемом. Атмосфера фильма тёплая и добрая, и при этом в ней гармонично растворяется жёсткая сатира и горькая ирония.

Кадр из фильма «12 стульев» (1971). Остап Бендер продаёт самодельные билеты в Провал – одно из немногих мест, куда отдыхающие могли попасть бесплатно.

Фильм стоит посмотреть всем и каждому, а те, кто уже смотрел, думаю, с удовольствием будут пересматривать его вновь и вновь. Он отлично подходит и для того, чтобы расслабиться после тяжелого дня и от души посмеяться, и для того, чтобы поразмышлять. Независимо от того, в какой период своей жизни зритель решит посмотреть «12 стульев», он каждый раз будет находить в нём именно то, в чем нуждается.

0
33 комментария
Написать комментарий...
РОР ШАХ

С Мироновым лучше, гораздо лучше

Ответить
Развернуть ветку
Starman1st

Нет, совсем не лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Кашкамалашка

А мне наоборот с Мироновым не зашёл, а с Гомиашвили уже раз 20 пересматривал

Ответить
Развернуть ветку
Айдар Масягутов

У меня отец так же считает. А вот мне кажется, что у Захарова немного скучнее вышло (из-за того, что у него фильм длится дольше и события размазаны). Но Миронов, конечно, батя.

Ответить
Развернуть ветку
РОР ШАХ

Но ещё и сам рассказчик передаёт стиль юмора. Взять описание того же голубого воришки

Ответить
Развернуть ветку
UncleKarl

нифига, помимо того, что вкусовщина спорить что лучше, так еще и с Мироновым мискаст, фильм безбожно растянут, но при этом из него вырезана шикарная сцена обмана харьковских милиционеров у провала, которая как раз присутствует у Гайдая
https://youtu.be/_SMxITMh--w

Ответить
Развернуть ветку
, ,

Гомиашвили рулез, Миронов не рулез.

Ответить
Развернуть ветку
Кукалякин

Они оба рулез, просто у Гомиашвили Остап получился ближе к книге.

Ответить
Развернуть ветку
, ,

Я же и не имею в виду конкретно актерскую игру, а конкретно сам фильм. В таланте Миронова в общем разумеется нет никаких сомнений.

Ответить
Развернуть ветку
P-ff

Люблю Миронова, но он слишком интеллигентен и субтилен для этой роли.

Ответить
Развернуть ветку
Кукалякин

Это лучшая экранизация. С Мироновым — тупой водевиль получился в картонных декорациях.

Ответить
Развернуть ветку
Лебедь

Не знаю, почему то версия Гайдая не понравилась. Вроде все как по гайдаевски, и толпы клевых актеров, и вроде весело, но не то. Может потому что я уже привык к грустной серой версии Захарова с Мироновым и люблю её.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Бакунин

Фильм Гайдая внёс слишком много из семидесятых: музыка, манера разговаривать у актёров, общая атмосфера какой-то торопливости и базарности. Фильм Захарова аутентичнее.

Ответить
Развернуть ветку
Parfen
Ответить
Развернуть ветку
Волшебный Светлячок

Мне кажется, зависит от того, что посмотрел первым.
До дыр зачитывал в детстве 12 стульев и Золотого телёнка. Увидел в первый раз версию Гайдая, всё, именно образ Гомиашвили для меня стал идеальным Остапом.

Хотя стоит заметить, что Юрский тоже вписался в образ отменного пройдохи, особенно его хитрые глаза. Понравилось как сыграл. А вот Миронов совсем не зашел, так и не смог осилить с ним фильм.

Ответить
Развернуть ветку
Xinkata

Вопрос только причем тут гениальность шуток в картине, если они все из книги

Ответить
Развернуть ветку
Parfen

Шутки из книги надо еще поставить и сыграть.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аксененко

Ну тут скорее речь о том, что они повторены буквально, дословно. То есть стоит говорить о гениально сыгранных шутках скорее, чем о гениальности непосредственно шуток из фильма.

Ответить
Развернуть ветку
Travis

Люблю этот фильм, да, как экранизация 50 на 50, но лучше фильма с Мироновым
То у меня не получается даже фильмом назвать, скорее спектакль перед камерой, хотя беспорно музыка там моё почтение, да и Миронов - это Бендер.
Но фильм Гайдая ярче и живее, что ли.

Ответить
Развернуть ветку
Hans Jerkov

Кислярский тут, конечно, шикарен. Причём, сравните его с Иваном Израилевичем в "Не может быть!" - как будто два разных актёра играют.

Ответить
Развернуть ветку
bluvelvet

Признак талантливого актёра.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Mart

Ради такого ностальгического поста скину песню из фильма, которая не вошла в сам фильм) Тоже топовая как и сам фильм!
https://youtu.be/pm2ZhJfMbqs

Ответить
Развернуть ветку
December EveryDay

Оба фильма по своему классные, тут спорить смысла нет никакого. И золотой теленок отличный, хоть и грустно в конце всегда. Я по сути из старого кинематографа только их и смотрю с удовольствием всегда, ну еще Тот самый Мюнгаузен)

Ответить
Развернуть ветку
UncleKarl

а как же "Не может быть" того же Гайдая по произведениям Зощенко?

Ответить
Развернуть ветку
December EveryDay

я не смотрел честно сказать, к Гайдаю кроме стульев отношусь ровно

Ответить
Развернуть ветку
UncleKarl

отличный фильм из трёх новелл, по сути последний хороший фильм Гайдая, дальше пошло на спад

Ответить
Развернуть ветку
Федя Сумкин

Описание фильма какое-то странное. Краткий пересказ сюжета для современной молодёжи, которой такие вещи не сильно интересны. Не знаю почему, но сразу на это внимание обратил. Фильм, ставший классикой, в котором сыграло множество советских актёров.
Одна только сцена с монтёром Мечниковым (Вицин) шедевр.
— А можно так — утром стулья, а вечером — деньги?
— Можно! Но деньги — вперёд!

Ответить
Развернуть ветку
Lord Kor

Мне... А почему в тексте рецензии о сюжете и шутках говорится исключительно в контексте фильма и его жанра? Ничего, что это таки экранизация, и абсолютно всё упомянутое должно относиться к первоисточнику, то есть тексту книги.
А здесь имеет смысл говорить о том, насколько Гайдаю - и всем остальным создателям этой экранизации - удалось перенести на экран то, что вложили в свою книгу Ильф и Петров - а что получилось иначе. Насколько актёрам удалось оживить книжных персонажей - и чем они отличаются от книжных прототипов.

Ответить
Развернуть ветку
Gonzo

Никогда не нравилась версия с Мироновым. Посмотришь на него и сразу понятно, что он жулик. У Гомиашвили Бендер тоньше получился.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фокин

Наоборот Мироновский Бендер - размазня и интеллегент, а от Гомиашвилли прямо ощутимо криминалом веет.

Реальных мошенников, кстати, встречал и таких, и таких))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Булах

Есть кстати кубинская версия которую поставили ещё в 1962 году, за 9 лет до фильма Гайдая и за 14 до Захарова. Ну и в СССР первая экранизация вышла ещё в 1966 году.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хромов

А ещё есть версия, где вместо стульев лифчики... я не шучу. И это не порно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 33 комментария
null