Нестрашные сказки: рецензия на фильм «Преступления будущего»

Первый за 8 лет фильм Дэвида Кроненберга. В российском прокате с 1 сентябре.

«Преступления будущего» в очередной раз перенаправляют творческий путь режиссера и сценариста, навещая памятные по фильмографии места. Справедливо называть их «сборником хитов» — но все же этого определения недостаточно. Перед нами сбалансированный кроненбергский концентрат.

Нестрашные сказки: рецензия на фильм «Преступления будущего»

Как бы многим ни хотелось, это не возвращение к боди-хоррору. Некоторые формальные признаки на месте (здесь все-таки вскрывают людей). Но как верно отмечает Ольга Давыдова в рецензии «Искусства кино», ужасы переходят в поле эстетического. Кроненберг не стремится шокировать, выбить зрителя из колеи. Наоборот, он хочет оставить его в комфорте и заворожить ходом истории. Например, если в «Связанных насмерть» хирургические инструменты нагоняли жути своими неестественно естественными формами, то хирургическая машина «Сарк», которая, подобно кисти художника, оперирует не столько тело, сколько идеи, дарит больше чувство безопасности и контроля.

К слову о хирургах-художниках: «Преступления будущего» — это прямолинейный разговор об искусстве, где вещи называются своими, не особо метафоричными, именами. Содержание фильма находится где-то на территории между предельной открытостью и претенциозностью. Внутренние органы — результат работы творца, а конечный продукт — их публичное извлечение. Люди благоговеют перед такими перформансами, потому и появляются подражатели в виде профанов, которые не могут создать ничего оригинального.

Виго Мортенсен играет, разумеется, настоящего человека искусства — Сола Теснера. Он тот самый творец, созидающий даже неосознанно (во сне) и задумывающийся, а надо ли ему это все. И конечно, не творить он не может, ведь в этом его суть. Сол уверен в себе и невероятно смел, когда «открывается» перед зрителями и выставляет им всего себя. Но в бытовом пространстве он неловкий, зажатый, хрупкий. Из дома он всегда выходит в капюшоне и с маской на лице, потому что, как сам говорит, легко простужается. Мортенсен прекрасно показывает все ужимки персонажа (следите за его руками), а финальный крупный план — реально откровение. Не только сюжетное, но и актерское.

Дублированный трейлер фильма

«Преступления будущего» идеально балансируют между отчетливыми отсылками и смутными реминисценциями. Здесь легко узнаются уже упомянутые «Связанные насмерть», «Видеодром» и «Автокатастрофа», но каждый раз Кроненберг или цитату поменяет, избегая дословного пересказа себя же, или посмотрит на старые идеи под новым углом. И не просто так действие фильма происходит в каком-то там сай-фай будущем (пусть и без машин): раньше в его фильмах заигрывали с болью только отдельные персонажи, сейчас же удовольствие от порезов получают все подряд. При желании из нескольких фильмов Кроненберга можно составить единую концепцию психологических отклонений и проследить ее развитие.

Пускай фильм и выглядит похожим на завещание режиссера, решившего прогуляться по своей фильмографии, хочется верить, что «Преступления будущего» станут новой вехой в его творчестве. К счастью, Кроненберг уже не раз проворачивал такой трюк.

Больше про Кроненберга можно почитать в моем ТГ-канале: там я оставлял заметки, когда смотрел все фильмы режиссера.

33 показа
1.7K1.7K открытий
13 комментариев

После просмотра сложилось такое впечатление:

Ответить

Отдельно отмечу, что игра Кристен Стюарт сильно удивила. Оказывается она может играть не только бревно, но и выдавать очень достойную актерскую игру

Ответить

всё понятно но не интересно.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Странная фигня
Когда смотрел фильм, было интересно и в хорошем смысле неприятно из-за всех этих штук с органами И так далее

А как посмотрел на след день забыл что фильм вообще существует

Ответить

Звучит так, будто ты не рассказыл про минусы

Ответить

Рецензию ещё не читал, но скажу заранее, мне понравился фильм.

Ответить