«Нехватка специалистов, финансовые потолки и Фонд Кино» — нюансы производства российского кино из первых рук

Дмитрий Широков — профессионал с 14-летним опытом работы в отрасли визуальных эффектов для кино. Существенную часть своего рабочего стажа он провёл в должности супервайзера визуальных эффектов и принимал участие в создании многих заметных фильмов российского проката — «Фантом», «Сталинград», «Духless 2», «Лёд», «Притяжение», «Лёд 2».

Параллельно с работой "в цеху", Дмитрий активно занимается образовательной деятельностью, преподавая курсы визуальных эффектов для кино в различных киношколах — как государственных, так и частных. На фоне пандемии он выделил время и организовал для подписчиков своего Telegram-канала, и всех желающих, серию открытых образовательных лекций, посвящённых созданию компьютерной графики для кинопроектов.

По мнению Дмитрия, если специалист в этой отрасли стремится к полноценному развитию, то ему недостаточно изучать только то, что относится к его непосредственным задачам. Необходимо понимать и принципы работы всей киноиндустрии целиком - мир кинопроизводства огромен и состоит из множества составляющих, каждая из которых не только влияет на финальный результат, но и сама подвержена не менее внушительному количеству факторов. Именно по этой причине, одна из лекций в этой серии практически не затрагивала непосредственно графику, а была посвящена процессу создания кино в целом — как в пределах реалий СНГ, так и всему по миру. Самое интересное из неё — в переложении ниже.

Поправка: поскольку повествование непрерывно велось в прямом эфире на протяжении двух часов, некоторые из цитат отредактированы с учётом сохранения смысла.

Прокат кино — в мире и в России.

Первым был выдвинут тезис о том, что сети кинотеатров — это, в первую очередь, независимые рыночные единицы. В условиях действующего рынка, различные сети кинотеатров самостоятельно принимают решение что они будут выпускать в прокат, а что не будут. Существуют сложившиеся отношения и конклавы, но зачастую, даже прокатчики никак напрямую не относятся друг к другу.

Между теми кто финансирует и снимает кино, и теми, кто его показывает в кинотеатрах, как правило, вообще нет никакой связи. Это совершенно разные люди.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

При таких условиях, договоры между прокатчиком и кинотеатрами заключаются на «кинорынках» (офлайн-мероприятиях, происходящих несколько раз в год) — решение о будущем показе фильма составляется на основе трейлеров, сцен и промо-материалов.

Кинорынок EFM. С высоты чем-то напоминает обычную локальную выставку.
Кинорынок EFM. С высоты чем-то напоминает обычную локальную выставку.

Название «рынок» целиком оправдано по отношению к формату мероприятия, поскольку договора заключаются на самых разных (и порою даже индивидуальных) условиях. Так, существуют ситуации, когда прокатчики, за которыми закреплены права на прокат потенциальных хитов, могут продавать фильмы кинотеатрам в «пакетном» виде.

Крупный прокатчик, по типу 20th Century Studios или Universal, может выдавать на продажу пакет фильмов. Сильный блокбастер уровня «Звёздных Воин» и парочку фильмов попроще — какая-нибудь «Любовь в Нью-Йорке», например.

Сети кинотеатров может быть не интересна «Любовь», поскольку с их стороны предполагают, что с проката этого фильма заработать много не получится. По их мнению, фильм вполне может быть интересным, но не массовому зрителю.

Но прокатчик может попросту выставить условие — «Либо выкупаете весь пакет, либо не выкупаете ничего». В таком случае, это уже совсем другой разговор.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«Получите и распишитесь»

У выкупленных фильмов весь период показа регулируется «росписью» (количество сеансов в день и количество дней показа), которая, в свою очередь, регулируется исключительно самими кинотеатрами. Регулируется она прямо во время проката — если зритель активно идёт на фильм, то прокат могут продлить, а количество сеансов увеличить. Низкая же активность аудитории может быть причиной того, что показ свернут через неделю. Кинотеатрам выгодно показывать именно то, на что люди идут больше всего.

Если фильм не интересен приходящему в кинотеатр зрителю, то ни режиссёр, ни продюсер, ни прокатчик на прекращение проката никак не повлияют.

Такое может быть даже с хорошим кино — замечательный фильм «Три билборда» (реж. Мартин Макдона) у нас не окупился. Причём он имел шансы окупится в долгосрочном показе, но прокатный период попросту окончили прежде, чем это случилось.

Фильм может быть интересен зрителю сам по себе, но стоять в прокате параллельно с каким-нибудь мировым блокбастером, который полностью переманивает аудиторию на себя. Если такое происходит, то прокат одного фильма может быть полностью раздавлен популярностью проката другого фильма. Это бизнес.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»
Три билборда на границе Эббинга, Миссури. Мартин Макдона
Три билборда на границе Эббинга, Миссури. Мартин Макдона

Также был упомянут общеизвестный факт, что основную прибыль кинотеатры имеют даже не с проката фильмов, а с сопутствующей продукции — закусок, напитков, бонусных предложений. Именно поэтому, кинотеатры зачастую вкладываются в развитие сервисной составляющей, а не в качество показа самих фильмов. Таким образом, ещё буквально несколько лет назад, даже в Москве было непросто найти кинотеатр с хорошими условиями картинки и звука. Тем не менее, в отношении последнего всё равно есть положительная динамика.

Вдобавок Дмитрий добавил, что премьеры фильмов стараются проводить в условиях, максимально приближенных к эталонным. Поэтому любителям «качества» имеет смысл ориентироваться именно на премьерные показы — к громким премьерам аппаратуру скрупулёзно проверяют и калибруют специалисты, чего практически не случается на поточных показах.

Конкуренция фильмов в прокате

Конкуренция между фильмами, как было упомянуто в цитате выше, иногда начинается задолго до съёмок — первым делом идут споры за назначение даты проката. Например, известно, что лето для кинопоказов традиционно является худшим сезоном (поскольку множество людей предпочитает проводить время на воздухе), из-за чего многие крупные кинопрокатчики его избегают. Никому не хочется терять прибыль по обстоятельствам, которые от качества фильма не зависят. Следствием таких расчётов является то, что места в прокате «засталбливают» заранее — порою, даже на несколько лет вперёд.

Один сам факт того, что крупные релизы стоят близко друг к другу - даже без учёта финального потенциала - для прокатчиков всегда представляет существенные проблемы. Отток аудитории любого из двух фильмов к другому сулит огромные финансовые потери. Поэтому подобные переносы случаются время от времени.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Самые интересные даты для прокатчиков — праздники любого характера. Майские, 14 февраля, новогодние каникулы. И на эти даты претендуют не только отечественные кинопрокатчики, но и всемирные. Из-за этого вопрос конкуренции поднимается на новый уровень — зрителю приходится выбирать, на что тратить деньги. Выбор осложняет тот факт, что кинотеатры оперируют не контентом, а временем проката, из-за чего ценообразование на билеты практически не зависит от крупности релиза.

Кинотеатры, по факту, предоставляют зрителю аренду зала на два часа. Два часа — это два часа, вне зависимости от того, что будет показывать кинопроектор. И есть ситуация, в которой, допустим, на майские праздники кинотеатр выкупает 2 фильма. Зарубежные «Мстители: Финал» и какая-нибудь отечественная «Битва под Подольском».

Билеты на оба стоят по ~500 рублей - разбираться, почему фильмы разных весовых категорий стоят одинаково, для зрителя нет ни резона, ни желания. Но если бы они разобрались, главный вывод это не отменяет - за одни и те же деньги зритель всегда отдаст предпочтение большему. Для нашей индустрии это одна из проблем.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»
Топ кассовых сборов в России за 2019-й год. Из 10 фильмов только один - отечественного производства. Фонд Кино
Топ кассовых сборов в России за 2019-й год. Из 10 фильмов только один - отечественного производства. Фонд Кино

Дмитрий также упомянул, что были попытки вмешательства в отношения «прокатчик-кинотеатры» со стороны государства, но к какому-либо положительному результату это не привело — ни для прокатчиков, ни для кинотеатров. (прим.ред. шла ли речь о скандальных переносах зарубежных блокбастеров, или же о других, внутренних историях, Дмитрий не уточнил.)

«Рабочие руки и рынки сбыта»

Преимущество же Голливуда (к которому по нижеприведённым пунктам, де-факто, относится и Netflix с индустрией сериалов) в конкурентной борьбе, заключается в двух основных факторах:

  • 1. Охват производства.
  • 2. Охват аудитории.

По поводу первого было подмечено, что «голливудские» фильмы давно перестали быть сугубо американскими — теперь, на проекте могут быть австралийские режиссёр и оператор, нидерландский композитор, английские актёры и постпродакшн-компании из США, которые в свою очередь набирают сотрудников со всего мира.

Голливуд давно перестал быть локальной американской историей. В наши дни, Голливуд — это не лучшие рабочие руки и лучшие умы всей Америки. Это лучшие рабочие руки и лучшие умы всего мира.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Второе — это возможность иметь всемирный прокат. «Хиты» индустрии прокатывают в кинотеатрах во всех странах, в то время как локальные истории зачастую и вовсе не выбираются за пределы страны-производителя. Если посмотреть на голливудские проекты, то в крупных фильмах всё чаще абстрагируются от внедрения конкретных культурных кодов, предоставляя материал, понятный зрителю любой страны. Дистрибуция и производство кино становятся межнациональными. А следовательно, в них можно вкладывать и отбивать больше средств.

Фильм "<b>Джентльмены</b>" прокатом в одном только СНГ собрал 20 миллионов долларов, при общем бюджете фильма в 22 миллиона. Гай Ричи
Фильм "Джентльмены" прокатом в одном только СНГ собрал 20 миллионов долларов, при общем бюджете фильма в 22 миллиона. Гай Ричи

При этом, фильмы, плотно связанные с какой-либо конкретной нацией, локальным историческим событием или попросту переполненные местечковыми деталями, рискуют остаться местным достоянием, вне зависимости от качества фильма. Примеры малоизвестных «скрытых сокровищ» можно найти в кинематографе любой страны. Такие работы могут быть более социально значимыми для этих стран, но производственных возможностей они открывают гораздо меньше, чем фильмы, прокатываемые по всему миру.

И раз уж добрались до возможностей, возвращаемся от Голливуда к нам.

Состояние российской киноиндустрии

Далее, разговор перешёл в сторону ситуации в российском кинопроизводстве. Дмитрий высказал своё мнение, что российская индустрия сейчас находится в зачаточном состоянии, и, по сути, «ей всего несколько лет» — она именно в том периоде, когда особенно активно нужно пробовать новые форматы, жанры, эксперименты. Особо был выделен акцент на то, что ошибочно расценивать преемственность российской киноиндустрии у советской, в первую очередь из-за сильного удара, нанесённого перестроечной эпохой.

Голливуд, к которому все апеллируют, развивался практически без катастроф (прим.ред: до нынешних дней) вот уже сотню лет. Индустрия же в нашей стране только возрождается после перестройки.

Нужно признать, что в тот тяжёлый период на культуру забили буквально все — специалисты были заняты выживанием, а студентам было совсем не до киновузов. Отрасль, по факту, умерла. Сейчас она формируется заново, и, к сожалению, многие люди этого не понимают.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«Русское поле экспериментов»

В данный момент российская индустрия стремится выходить на мировой рынок, и курс развития выбран на жанровое кино. Именно жанровое кино, — по словам Дмитрия, — позволяет рассказывать универсальные истории, которые будут актуальны для всего мира — и в свою очередь это будет развивать отечественную индустрию.

За всю историю кинематографа было создано приличное количество жанров, большинство из которых исторически до наших краёв либо не добиралось в принципе, либо добиралось бессистемно.

Фильм "Брат" снимался в условиях тотальной экономии ресурсов - актёры приходили на съёмки в своей одежде, локациями под съёмки становились собственные квартиры и дачи. Алексей Балабанов
Фильм "Брат" снимался в условиях тотальной экономии ресурсов - актёры приходили на съёмки в своей одежде, локациями под съёмки становились собственные квартиры и дачи. Алексей Балабанов

В отличие от производственной базы, не учитывать культурное наследие СССР нельзя. За период существования Советского Союза, местная киноиндустрия привнесла в мир огромное количество качественных фильмов о войне, проникновенных драм и некоторое количество хороших комедий. Но осознанно, за пределами этих жанров практически ничего не снималось. Из-за этого в нынешней индустрии, — опять же, берущей курс на жанровое кино, — вытекают сразу две проблемы:
Во-первых, наши киношники ещё не выработали методы работы со многими жанрами. А во-вторых, зрителю, привыкшему к успешным примерам жанров в мировом кино, ментально тяжело переносить их на антураж постсоветской действительности.

Развитие современного русского кино без попыток освоения новых жанров — возможно. Но это загоняет индустрию в скудные и зажатые рамки. Поэтому и нужны фильмы, которые бы были пробами в тех или иных направлениях.

Само собой эти примеры могут быть неудачными с первых попыток. Но это не значит, что они не нужны — они, как минимум, позволяют оценить спрос аудитории. «А готовы ли зрители к русскому жанру фантастики или ужасов? А интересны ли им эти темы как таковые?»

Поэтому я очень уважаю и горжусь компаниями, которые при всём уровне хейта и финансовых рисках не останавливаются в поиске новых форм и решений.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

В качестве примера был приведён фильм «Притяжение» (реж. Фёдор Бондарчук), производство которого состоялось не в последнюю очередь для того, чтобы оценить запрос массовой российской аудитории на жанр фантастики.

Но также было упомянуто, что некоторые фильмы сознательно дистанцируются от русской ментальности, чтобы не повышать планку «грани неверия».

Я никогда раньше не задумывался, но жанр хоррора, при всей своей востребованности, не только очень тяжело делать, но и тяжело переносить в наши реалии. Вы можете снять ужастик, но как только в кадре актриса прошепчет: «Вася, мне страшно!», велик шанс, что весь страх сразу же уйдёт. Именно из-за «Вася», которое в таком контексте воспринимается диковато.

Насколько я знаю, конкретно по этой причине даже были намеренные попытки давать героям фильмов иностранные имена. Но это не получило должного развития, да и в целом, хорроры у нас пока что не получили положительного отклика.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«No pain, no gain»

Когда речь зашла о пробах и ошибках, Дмитрий, как практикующий преподаватель, высказал своё мнение по поводу восприятия провалов.

Ошибки — это нормально. Без них прогресс невозможен.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Его радует тот факт, что и в странах Европы, и в странах СНГ постепенно появляются образовательные учреждения (пусть и частного характера), отходящие от типичной парадигмы «Ошибки — это недопустимо», и внедряющие Agile-системы (прим.ред. Рабочий процесс VFX-компании Main Road Post, отмечавшейся выдающимся уровнем работ, последние несколько лет построен именно на Agile).

Он считает, при стремлении к максимальному качеству итогового результата в столь комплексной и непредсказуемой отрасли, бояться ошибок как огня — это путь к более удручающему результату, чем ошибаться и впоследствии делать из этого выводы.

Если мы сделаем 10 фильмов, и 8 из них окажутся провальными, но 2 выстрелят — это будет, без шуток, отличный результат. И даже если все 10 фильмов будут провальными, но на этих провалах мы научимся в будущем до них не доводить, то и эти 10 фильмов были сделаны не зря.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

При этом, заявление про «отличный результат» при «2 фильма из 10», пусть и звучит пессиместично, но имеет под собой вполне конкретное обоснование. Рядовому зрителю обычно неизвестна (и, тем более, неинтересна) общая статистика выхода фильмов, поэтому о кинематографе той или иной страны он судит, как правило, по фильмам из мирового проката. Но фильмы из мирового проката — это выжимка лучших из лучших (или, как минимум, самых дорогих). Поэтому оценка и сравнение фильмов исходя только из того, что мы видим в кинотеатрах — это черри-пикинг и ошибка выжившего.

Приходя в кинотеатр на, например, французский фильм с русским дубляжом, зритель далеко не всегда отдаёт себе отчёт о том, что если французский фильм вышел в мировой (и, следовательно, российский) прокат — то это уже одна из наиболее заметных картин, которую может предложить кинематограф Франции.

Это не «среднячок», в который уместно тыкать носом каждую первую картину, выходящую у нас. Их «среднячки» точно так же снимаются и выходят у них на родине, но до наших кинотеатров они никогда не дойдут.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Во-многом из-за этого и формируется ошибочное мнение, что российское кино непропорционально переполнено плохими картинами, в то время как в других странах такого не происходит. Мы просто не видим того масштаба проходных и откровенно плохих работ, которые не покидают пределов локальных рынков в случае с кинематографом любой другой страны.

Короткометражка <a href="https://www.youtube.com/watch?v=3uUEg2Oef8c" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">"Пассажир"</a>, впоследствии ставшая основой для фильма "<b>Спутник</b>", за авторством того же режиссёра. Егор Абраменко
Короткометражка "Пассажир", впоследствии ставшая основой для фильма "Спутник", за авторством того же режиссёра. Егор Абраменко

При этом да, ни для кого не секрет, что качественных работ в СНГ ежегодно выходит существенно меньше, чем от той же Южной Корее или США. Но тут работает всеобщий принцип перехода количественных изменений в качественные — там, где снимают больше фильмов вообще, просто физически не может не появляться и больше качественных работ. Если в РФ это 100 фильмов, то в США их условно 600, и в именно этим обусловлена разница. Чем лучше развита индустрия в целом, тем больше в ней возможностей и шансов сделать что-то достойное. Именно к этому стоит стремиться.

«Наши снова сняли шляпу! (с)»

Вдогонку к ошибкам выжившего, ещё одной проблемой — опять же, не критичной в рамках всего процесса, — но неприятной для тех, кто только начал или планирует связать свою жизнь в кино, становится повсеместный постсоветский менталитет «победителей и проигравших».

Для меня правда непонятна часть нашей ментальности, в которой мы либо победили, либо проиграли. Для очень большого числа людей просто не существует какого-либо промежуточного результата.

Либо мы уделали «врагов из Голливуда», либо сняли какой-то отстой — третьего не дано. И так, буквально, с каждым выходящим фильмом.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

В противовес этому явлению, были представлены индустрии Индии и Франции, где в общем и целом зрители более благосклонно относятся к выходу фильмов. Там, как минимум статистически, люди лучше понимают, что каждый новый вышедший фильм, более комплексный чем предыдущие — это в первую очередь небольшой шаг вперёд для всей отрасли, а не попытка утереть нос всем и вся на свете. По-крайней мере, для того, чтобы утирать нос всем и вся, нужно совершить бесчисленное количество падений — только так и формируется результат.

Осталось только ответить на логично вытекающий вопрос — кто же оплатит все эти пробы и ошибки?

Финансирование российского кино

«О, «Фонд Кино». Значит, посмотрю в обзоре»

Очень много хейта на направление государственной поддержки направил Бэд (прим. ред: Badcomedian). Мне нравятся его работы и его юмор, но отталкивает сам принцип — сильно акцентироваться на плохом, и практически никогда не смотреть в сторону хорошего.

За все годы своей деятельности он действительно неплохо погрузился в процесс нашего кинопроизводства, но, даже при этом, Женя продолжает оценивать результат преимущественно с точки зрения сравнения с представителями более сильных индустрий. На прогрессию же роста нашей индустрии относительно самой себя, он как будто бы закрывает глаза.

Впрочем это не отменяет того факта, что многие из попадающих к нему фильмов — откровенно ужасающего качества. О существовании некоторых я сам узнаю в первую очередь из его обзоров, и отдельные прецеденты действительно повергают в шок. В случае с ними я полностью солидарен с Женей.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Вряд ли хоть для кого-нибудь читающего эти строки, станет секретом, что практически в каждом обсуждении российского кино, по ходу дискуссии возникает следующий аргумент - на эти фильмы не направлялось бы столько негатива, если бы те создавались на частные средства, как в других странах, а не «на наши налоги». Заявление отчасти справедливое — но дьявол, как говорится, кроется в деталях.

Во-первых, государственная поддержка кинематографа присутствует в огромном количестве стран, пусть и формы этой поддержки разнятся от случая к случаю. Одна из популярных систем гос-поддержки — это система рибейтов. Государства сами стимулируют различные кинокомпании на съёмку кино на их территориях, поскольку это развивает экономику. В России система рибейтов практически не развита и её функции выполняет прямое государственное финансирование посредством «Фонда Кино». Форма другая, но содержание примерно то же.

Места съёмок известных произведений позже становятся чрезвычайно популярны у туристов. В современном кинопроизводстве это обязательно учитывается.
Места съёмок известных произведений позже становятся чрезвычайно популярны у туристов. В современном кинопроизводстве это обязательно учитывается.

Во-вторых, участие в программе государственной поддержки даёт не только возможности, но и накладывает существенные ограничения. Одновременно с выдачей финансов, ФК обязывает ответственных за съёмку фильма соблюдать целый ряд обязанностей, контроль которых ужесточился за последние годы. Требуется не только сдавать регулярные отчётности о прогрессе и потраченных средствах, но и к тому же, ещё в момент выдачи финансов сразу же фиксируется дата релиза фильма. В отличие от фильмов, полностью снимаемых на частные средства, дата, устанавливаемая при договоре с ФК сдвигаться не может.

При получении дотаций от государства, вас обязывают уложиться в примерно полтора-два года. И вы должны хоть в лепёшку расшибиться, но к этому сроку сдать фильм — в любом виде, готовом или полу-готовом. В противном случае вас начинают прогрессивно штрафовать, вплоть до подачи заявления в суд и конфискации имущества.

Съёмки — это сложно прогнозируемый процесс. Всегда могут быть форс-мажоры, которые серьёзно сдвинут производство, и этому подвержены студии по всему миру. Качество многих фильмов в той или иной степени страдает, потому что поджимают сроки.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

В третьих, необходимо также осознавать и объёмы выделяемых денег. Каждый год государство в общем и целом выдаёт кинопроизводству фиксированный объём денег. За последние несколько лет эта сумма колеблется в районе 4 миллиардов рублей. То есть, эти 4 миллиарда распределяются на все снимаемые в год фильмы, а все расходы, выходящие за пределы этой суммы, уже выплачиваются из частных источников.

Согласно отчёту с сайта фонда кино, в 2019-м году в прокат вышло 78 картин поддержанных государством (общее число вышедших фильмов разнится — разные источники называют числа от 120 до 170 картин). Производство ни одной из этих картин не было полностью оплачено государством — в большинстве случаев гос-поддержка достигала 1/3 производственного бюджета. Около 8% из этих средств выделены на возвратной основе.

Доля безвозвратной поддержки в совокупном бюджете производства данных фильмов снизилась до 28,8% (с учетом средств, выделенных на условиях 100% возврата, – 36,2%).

В среднем за пять лет доля государственной поддержки, выделенной на безвозвратной основе, составила 37,0% от совокупного производственного бюджета (с учетом средств, выделенных на условиях 100% возвратности, – 45,7%).

вырезка из отчёта «Фонда Кино» за 2019-й год

«Все животные равны, но некоторые животные равнее других»

Естественно, слово «в среднем» стойко вызывает ассоциацию с анекдотом про мясо и капусту. И действительно, некоторые фильмы получают поддержку в более высоком процентном соотношении (больше половины производственного бюджета), а некоторые — в существенно меньшем. На основе чего определяется сумма, выделяемая государством?

Люди испытывают негодование от того, что деньги на производство выдаются одним и тем же кинокомпаниям. И это действительно так, деньги выдаются. Но эта ситуация имеет своё обоснование — специалисты за этими компаниями зарекомендовали себя на рынке.

Когда государство выдаёт деньги Бондарчуку или Бекмамбетову, оно практически полностью уверено, что фильмы в обещанном качестве будут сданы в срок, а прокат будет успешным. Эти люди доказали свою рентабельность. Нравятся вам их работы или нет, но именно они двигают производственную индустрию гораздо сильнее, чем неизвестные режиссёры.

Можно раздать эти же средства сотне новичков, но статистика показывает, что итоговый выхлоп будет существенно ниже. Кто-то фильм не отобьёт, кто-то и вовсе его не закончит. Но даже с учётом этого, новичкам точно так же выделяются деньги — просто меньшие суммы.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

(прим.ред: Фильмы Юрия Быкова «Жить», «Майор» и «Дурак» также получали гос-поддержку из Фонда Кино).

Фильм "Майор" о произволе в российской полиции также получал гос-поддержку. Юрий Быков
Фильм "Майор" о произволе в российской полиции также получал гос-поддержку. Юрий Быков

Выходит, что даже при самом факте наличия гос-финансирования, большая часть производственного бюджета состоит из средств частного характера — независимо от того, идёт ли речь о громких релизах или о локальных проектах. Это вынуждает различные кинокомпании планировать качество и направление своей работы не только в рамках одного фильма, но и в целом, на годы вперёд.

На самом деле есть множество тонкостей и ходов, которые позволяют повысить процент вклада государства в ваш бюджет. При должном подходе имеется шанс получить от половины до 2/3 стоимости фильма.

Но всегда вкладывается процент, а не конкретная сумма. Если вы договорились с государством на половину бюджета и это 400 миллионов рублей, то и минимум 400 миллионов вам придётся выложить из своих карманов. Иначе попросту не дадут.

А если это ещё и возвратные средства, то риск распространяется не только на ваши деньги, но и на государственные.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

По словам Дмитрия, для кинокомпании, в единый момент времени иметь в разработке всего один фильм — это прямой путь к банкротству. Он может выстрелить, а может и не выстрелить, и, опять же, далеко не всегда это определяется качеством содержимого. Именно такие реалии индустрии вынуждают каждую отдельную компанию (а в некоторых случаях — конкретных людей) одновременно вести производство нескольких проектов.

Расчёт всегда идёт на то, что из условных 5 фильмов в разработке, половина выгорит, а половина прогорит. Если окупится всего 2 фильма — за счёт доходов с них получится плюс-минус покрыть расходы на остальные три. Если 3 — ещё и хватит заложить на дальнейшие съёмки. Если окупается ноль, то человек в профессии больше не задерживается (ещё раз — снять прибыльный фильм и снять хороший фильм не всегда значит одно и то же), а получить прибыль со всех 5 фильмов в кинопроизводстве не рассчитывает никто.

В своё время мне очень понравился фильм «Джон Картер» (реж. Эндрю Стентон), причём настолько, что я дважды ходил на него в кино. Но финансово этот фильм провалился с таким треском, что создатели потеряли на нём какое-то абсолютно невообразимое количество денег.

Если бы это была любая другая компания, то подобный провал бы сразу же её угробил. И только потому что это была Disney, имеющая финансовую подушку от всех своих других доходов, она осталась на плаву.

Для нашего кино, деньги от гос-поддержки — это та самая финансовая подушка, позволяющая нам рисковать так, чтобы в случае одного неверного шага не разбиться сразу насмерть. Ведь только риск и пробы нового подразумевают развитие.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»
Фильм "Джон Картер" с Тейлором Китчем собрал 284 миллиона долларов по всему миру, при 250 миллионов производственного бюджета. Эндрю Стентон
Фильм "Джон Картер" с Тейлором Китчем собрал 284 миллиона долларов по всему миру, при 250 миллионов производственного бюджета. Эндрю Стентон

Подобная система производства практикуется по всему миру, включая крупнейших игроков рынка. Так, Netflix, получающий впечатляющую прибыль с уже готового продукта, существенную часть заработанного вкладывает в дополнительное развитие — как количественное, так и качественное. В данный момент Netlix проходит «фазу роста», и ещё не скоро наступит день, когда вся прибыль будет спокойно оседать в карманах, а не реинвестироваться. Но именно эти шаги способствуют тому, чтобы этот день всё же наступил.

Так или иначе, формирование бюджета в кино зависит множества факторов, а не только от громкости фамилии. Фактор, который важнее всего — это потенциальная окупаемость картин.

Сборы, чистая прибыль, инвестиции и возможности

В 2020-м году, большинству людей, хоть сколь-нибудь интересующихся индустрией кино, известно, что сборы не отображают чистую прибыль кинокомпаний. Исторически, 50% от общей суммы сборов забирают кинотеатры и 10% от оставшейся половины забирает компания-прокатчик. Дмитрий разобрал эту схему на примере фильма «Холоп», в минувшем декабре поставившего абсолютный рекорд проката среди российских фильмов:

(3 200 000 000/2) * 0.9 = 1 440 000 000 рублей.

3.2 млрд в этом уравнении — это сборы, а 1.44 млрдчистая прибыль. При этом, какой-то процент от прибыли отнимают деньги, потраченные на рекламу фильма (рекламный бюджет не относится к производственному). Также, важно понимать, что «Холоп» на данный момент расценивается как исключительный прецедент, а не как ожидаемая норма. Ожидаемые заработки комедии подобного плана до «Холопа» были существенно скромнее.

По данным на июнь 2020, "Холоп" - самый кассовый фильм в истории российского кинематографа. Клим Шипенко
По данным на июнь 2020, "Холоп" - самый кассовый фильм в истории российского кинематографа. Клим Шипенко

Но о чём говорят конкретно эти цифры? 1.44 млрд рублей = 20 млн долларов = потолок окупаемости для самого кассового российского фильма на российском рынке. Это значит, что теперь, если спросить продюсера, сколько он готов максимально вложить в фильм, чтобы тот потенциально отбился — он скажет вам 20 миллионов долларов, по курсу на начало 2020. И это учётом того, что они просто выходят в ноль с фильмом, а не зарабатывают на нём. Но он назовёт вам другую сумму, и вот почему.

Абсолютный рекорд по сборам среди всех фильмов, в российском прокате до сих пор держит "Аватар" (реж. Джеймс Кэмерон). Фильм собрал 3.6 миллиарда рублей (по курсу 2009-го), и вот уже это — самый максимум, который когда-либо показывала статистика проката.

Проблема в том, что эти цифры не показательны для индустрии «здесь и сейчас». Фильмы подобного уровня выходят раз в 5-10 лет, когда сходятся буквально все звёзды из возможных. По ним нельзя ориентироваться.

Реальный «потолок» в российском прокате это сборы в 1.5 миллиарда рублей. А значит по нашей формуле, максимальный бюджет на российский блокбастер составляет 600 миллионов рублей (8.3 миллиона долларов). Это продюсерский максимум, и так подразумевающий огромные риски. По меркам бюджетов конкурентных мировых блокбастеров — это вообще не деньги.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Иными словами, если вы собираетесь снимать блокбастер, прокатываемый преимущественно в России, то в самом идеальном (на данный момент) случае вы можете рассчитывать на бюджет около 8 миллионов долларов. И это если вы уже Бондарчук. Всё, что поднимается выше этой цифры, считается проектом перешагнувшим за черту разумного риска. Но и чем выше бюджет, тем выше шанс сделать конкурентный мировой продукт. Для сравнения — средняя стоимость одного эпизода сериала «Мандалорец» составляет 12.5 миллионов долларов.

Производство фильма "<b>Кома</b>" обошлось в 5 миллионов долларов. Даже без учёта курсовой разницы, он дешевле фильма "<b>Начало</b>", с которым его принято сравнивать, <b>более чем в 30 раз.</b> Никита Аргунов
Производство фильма "Кома" обошлось в 5 миллионов долларов. Даже без учёта курсовой разницы, он дешевле фильма "Начало", с которым его принято сравнивать, более чем в 30 раз. Никита Аргунов

«Растягиваться» же на будущие фильмы, потенциальный бюджет может разными путями — либо улучшением экономической ситуации в стране, либо выходом кинокомпаний на всемирный кинорынок. Пока что, более реальным и достижимым кажется второе. Особенно учитывая, что в следствии экономической ситуации, даже при и так ограниченном количестве кинотеатров (5500 в России, против 190 000 по всему миру), финансовое состояние граждан иногда не позволяет им в эти самые кинотеатры регулярно ходить.

Впрочем, сейчас даже успешная сделка о прокате за рубежом не гарантирует огромной прибыли в казну кинокомпаний. Установление международных финансовых отношений — дело не быстрое, и те варианты, которые доступны дистрибьюторам сейчас, представляют собою не самые лучшие условия из возможных.

Насколько я знаю, фильм «Т-34» в Китае прошёлся каким-то безумным ходом, но весь заработок с него остаётся у китайских прокатчиков. Дело в том, что есть разные условия продажи фильмов за рубеж, и на данный момент мы ещё не в тех отношениях, чтобы продавать права на условиях процента с проката.

Пока что — это разовый выкуп прав, на время прокатного периода, за определённую сумму денег. Сумму заплатили и на этом всё, взаимодействие заканчивается. Если фильм за рубежом провалился, то рисков у нас нет. Но и наоборот, если он стал популярен, то мы ничего не получаем.

С другой стороны, если случается прецедент успешного проката с выкупленного фильма, то это повышает шансы того, что в следующий раз сделки будут заключаться охотнее.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«А зачем вообще растягивать бюджеты? Разве имеющихся не хватает, чтобы снять хороший фильм?»

Распространено мнение, что для создание хорошего фильма совсем не обязательно иметь большие деньги. Располагая хорошим сценарием и несколькими актёрами не первой величины, можно снять вполне-себе приличный фильм.

И если говорить о шансах, это действительно так. Но снимается кино не деньгами, а людьми, и даже чтобы снять простой фильм, вам в принципе нужно иметь под рукой этих людей. Финансовые ограничения в первую очередь вызывают проблемы в этом направлении. В случае с российским кино, ограничения наложены не только не только скромными деньгами, но и нехваткой специалистов как таковой.

В основе всего и вправду лежит сценарий, да. Но как только он готов, дальше его должны исполнить какие-то люди — и тут мы снова сталкиваемся с серьёзными ограничениями.

На просторах российской индустрии есть специалисты мирового уровня, настоящие мастера своего дела. Но их мало. Около 100-150 человек на всё про всё.

Все они практикующие профессионалы, регулярно занятые на производстве. Некоторые в том числе активно принимают контракты из-за рубежа. Конкуренция за специалистов огромна.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Поднимая вопрос специалистов, Дмитрий указывает, что то визуальное, звуковое и смысловое наполнение, которое предоставляет каждый отдельно взятый фильм — это совокупность труда огромного количества профессионалов разных специальностей. Самые поражающие качеством фильмы случаются именно тогда, когда в работе над одним проектом собирается максимальное количество выдающихся умельцев.

Итоговое качество "Бегущий по лезвию 2049" стало таковым из-за высочайшего качества задействованных профессионалов. Практически каждая ключевая позиция в производстве была занята заслуженным мастером своего дела. Дени Вильнёв
Итоговое качество "Бегущий по лезвию 2049" стало таковым из-за высочайшего качества задействованных профессионалов. Практически каждая ключевая позиция в производстве была занята заслуженным мастером своего дела. Дени Вильнёв

Именно на то, чтобы собрать в одном месте, оплатить труд, материалы и координирование действий всех этих людей таким образом, чтобы в итоге получить результат, и уходит бюджет любой кинокартины.

Вы собрались снимать фильм, хорошо представляете себе что именно хотите и уже выбили на это бюджет. Теперь вам нужно собрать команду из, к примеру, 20 позиций. И тут у вас начинается самое весёлое.

Предположим, вы хотите себе на проект конкретного оператора, от работы которого вы в восторге. А он уже занят на другом проекте. Тогда у вас выбор — либо ждать несколько месяцев, пока он освободится (если вы хотите именно его), либо выбрать кого-то другого, если дата выхода определена, и времени ждать у вас нет.

Или же, вы хотите себе конкретного режиссёра монтажа, а он слишком «дорогой». Тогда вы встаёте перед дилеммой — да, у вас будет великолепный режиссёр монтажа, но количество денег на все оставшиеся позиции теперь несколько меньше, чем вы изначально рассчитывали.

В итоге, вы получаете абсолютно разношёрстную по уровню профессионализма группу. Вместе с ней вы обязаны слепить фильм.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Во многом, именно из-за сложности сбора мощной команды в условиях постоянно движущегося производства и получаются абсолютно разнящиеся по качеству фильмы. На одних проектах приятный сценарий и актёры, но абсолютно невзрачная постановка и декорации. На других голливудский размах и экшн, но примитивные сюжетные ходы. Третьи выглядят красиво, но звучат до безобразия блекло.

Кадровый голод накладывает ограничения практически на всех участников индустрии, от крупных до малых (естественно, что на малых это сказывается сильнее). Чтобы были ясны масштабы проблемы, по словам Дмитрия, пока что в России существует всего три студии, специализирующиеся на звуке для кино (озвучание, сведение шумов, мастеринг финальной звуковой дорожки) и выдающих достойный результат. Примерно та же история с сервисом цветокоррекции.

Как же нам тогда тягаться с лучшими?

Попытки привлекать к работе иностранных специалистов уже предпринимаются, но пока ещё в ограниченных масштабах. Это значительно дороже, хотя в некоторых случаях и целесообразнее (речь о процессах, в которых срабатывает принцип «buy nice or buy twice»). Пока это лишь точечные истории — в ряде случаев подобное не просто условно дороже, но и существенно тяжелее организовать, поскольку слаженная работа подразумевает тесное живое взаимодействие на длительный временной период.

На вопрос "Почему мы не делаем как Marvel?" я всегда предлагаю простой ответ — посмотрите в титры фильмов Marvel или любого другого дорогого фильма. Там вы увидите абсолютно ужасающее своими масштабами полотно из имён и фамилий — от одной до трёх тысяч человек. В каждом фильме.

Здесь важно понимать, что решает не только количество. Люди из этих титров не просто «профессионалы». Это уникальные, в некоторых случаях даже незаменимые специалисты из разных уголков планеты. И на период производства эти уникальные специалисты заняты в работе конкретно над этим фильмом, а не над другими.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

К тому же, не всегда можно просто собрать много умелых людей в одном месте, и с ними собрать с нуля шедевр. Для этого должен быть какой-то фундамент. Это понимают даже в Голливуде (точнее сказать, там это понимают особенно) — упомянутый Marvel пользуется этим существенно успешнее других.

Тот же костюм «Железного Человека», как технология, впервые был представлен ещё в фильме 2008-го года. Тогда задачей было сделать один костюм, и в его разработку вложились крайне основательно. В дальнейших фильмах, костюмов становилось всё больше - но, в глобальном смысле, это была доработка уже готового ассета под запросы новых фильмов. К «Мстители: Финал», эта технология стала настолько развита, что работа с ней не вызывала никаких исследовательских трудностей и не требовала существенных дополнительных вложений — все основные вложения уже были сделаны, задолго до того как «Финал» (реж. братья Руссо) вообще начал сниматься. Похвастаться таким, пожалуй, не может ни один другой фильм, для которого уникальные ассеты практически в полном объёме разрабатываются с нуля и прямо в процессе создания картины.

Планомерная эволюция костюмов "Железного Человека" происходила как в комиксах, так и в кино.
Планомерная эволюция костюмов "Железного Человека" происходила как в комиксах, так и в кино.

То же самое справедливо и для каждого сольного фильма из линейки КВМ. Необходимость в них для студии была обусловлена не только привлечением внимания аудитории, но и наработкой производственной базы — набору актёров, технологий, реквизита. На протяжении десяти лет они не просто снимали фильмы, а каждой своей картиной буквально инвестировали в кульминацию. Только это и обеспечило «Финалу» тот ажиотаж и сборы, которых он добился.

Можно как угодно относиться к киновселенной Марвел, но нельзя не восхищаться гениальностью продюсерских решений всей этой истории. Даже с их производственными мощностями, вся эта линейка фильмов — это далеко не просто попытка «завалить деньгами». В «Финале» используется огромное количество преемственного материала, накопленного за целое десятилетие.

Если бы не предыдущие 19 фильмов, не факт что «Финал» вообще мог существовать как отдельная картина — производство «с нуля» стоило бы в два, а то и в три раза дороже. А зритель бы вряд ли так рьяно был заинтересован в просмотре. Это был долгий путь.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«Карусель вторичности»

Самое неприятное для киношников ещё и то, что запрос зрителя растёт с каждым годом, пропорционально движению именно мирового кинематографа (и вообще всего развлекательного медиа). В мире интернета, когда можно с лёгкостью парочки кликов посмотреть любой фильм, снятый в любой стране в любое время, удивить зрителя стало во много раз сложнее. Если выходит Голливудский блокбастер, то он ставит планку качества не только со стороны производственной части, но и с креативной — у вас не получится переснять то же самое и собрать такой же отклик. Зритель пресыщается.

«Нехватка специалистов, финансовые потолки и Фонд Кино» — нюансы производства российского кино из первых рук

Сейчас невероятно трудно снять что-то, чтобы никто не сказал «О, это ж слизано оттуда!», или «О, фильм же плагиат вот этого!». Уже сейчас это работает в равной степени во всех жанрах. В массовом кино это заметнее сугубо из-за того, что статистически найдётся больше зрителей, желающих «уличить» вас в этом, чем в нишевом. Поэтому вопрос соперничества выходит на новый уровень — вам нужно не просто сделать так же хорошо, вам нужно сделать новее и проникновеннее. И непонятно, что ещё сложнее — придумать свежую идею, или достойно её реализовать.

Мне 39 лет, и я помню те времена, когда вокруг было только местное кино совершенно разного качества. Я помню, как это всё постепенно развивалось, когда ещё не было ни интернета, ни телефонов. Тогда «порог восхищения» и зрительские запросы были существенно ниже.

Сейчас дети открывают для себя кинематограф с «Транформеров» (реж. Майкл Бэй) и «Начала» (реж. Кристофер Нолан). Люди, которые уже в молодом возрасте видели по 80 разных вариаций роботов и инопланетян, видели все возможные взрывы и трюки, видели все шаблоны историй — просто не готовы воспринимать что-то, исполненное на более простом уровне.

Именно поэтому я безумно уважаю нашу индустрию и компании, которые смотрят в сторону чего-то нового и крутого — «Art Pictures» Фёдора Бондарчука, «СТВ» Сергея Сельянова, "Bazelevs" Тимура Бекмамбетова, «Водород» Михаила Врубеля и Александра Андрющенко, и многих других, которые открыты к риску и пытаются устоять на одном ринге с всемирным кино.

На уровне всего мира это и близко не конкуренция, тут и обсуждать нечего. Но на уровне нашего рынка, где билеты на наше и на зарубежное кино стоят одинаково — это именно что конкуренция, в которой мы всё равно все ещё на ринге. Мы поднимаемся после провалов и всё равно идём дальше. Это безумно круто.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

«Так что же делать…? »

Российская индустрия сейчас находится в крайне непростых условиях — нехватка кадров, потолок по сборам (и как следствие — ограниченный бюджет), конкуренция с мировым кино и предвзятость аудитории.

Ответ, в целом, уже неоднократно звучал в этом тексте — пробовать, ошибаться, заново подниматься, и стараться с каждым разом делать лучше. Растить специалистов, повышать качество условий и просто ответственно подходить к своей работе. Только так можно создать ту индустрию, которая будет давать больший объём возможностей для большего количества талантливых людей, которые хотят быть к ней причастными, а значит, смогут угождать запросам самой разной категории зрителей.

Вы должны понимать, что 20 лет назад, понятия "русский блокбастер" не было вообще, как явления. 10 лет назад этим блокбастером была "Чёрная Молния". В прошлом году — "Вторжение". Я не хочу сказать, что это лучшие фильмы на свете, но тот уровень качества которые они демонстрировали к моменту выхода, и то влияние на индустрию, которое оказали эти фильмы, действительно тяжело переоценить. Такая динамика — это крайне впечатляющий темп роста отрасли кинопроизводства, особенно в тех условиях, в которых мы все находимся.

«Железный Человек» 2008-го, будучи стартовым фильмом из линейки КВМ, стоил 4 миллиарда рублей по нынешнему курсу. Это столько, сколько в России сейчас выделяется на все фильмы в год, и в рамках этого бюджета можно было целых 11 раз снять фильм "Притяжение". Если уж говорить о более поздних фильмах КВМ и просто других голливудских блокбастерах, то это даже смешно сравнивать. Сейчас всё больше людей это понимает и спокойнее к этому относится. Наша же работа — стараться хорошо делать своё дело и каждый раз повышать планку. И рано или поздно мы тоже всего добьёмся.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

___________________________________________________________________________________

прим. ред: Помимо вложенного выше, бегло были затронуты и другие темы, которые в этом тексте публикуются отдельным блоком, поскольку их не очень удобно подвязывать к единому повествованию.

О менее важном, но важном.

«Насколько фильму важна реклама?»

Реклама у фильма бывает двух типов — оплаченные интеграции и сарафанное радио. От количества и качества первого действительно зависит та масса зрителей, которая узнает о фильме ко дню релиза и пойдёт на него в первую неделю проката. И она действительно важна для того, чтобы определить ту массу людей, которая придет на фильм сразу. Но, к концу этой первой недели, эффективность заказной рекламы падает практически к нулю. Создатели массового кино, осознавая это, ещё в процессе работы возлагают надежды попасть в аудиторию так, чтобы это спровоцировало бурный сарафан.

В интернете распространена практика оценивать успешность сбора по первым нескольким дням — подобное справедливо для глобальных релизов, на которые крупные студии делают ставки. В большинстве остальных случаев принято считать, что первая неделя практически никогда не окупает фильм. А значит, в ход идёт вторая, — на которой эффективность оплачиваемой рекламы существенно ниже, — и третья, — сборы на которой полностью формируют зрители, пришедшие по принципу сарафанного радио.

Если вы видите фильм, который к третьей неделе проката остался настолько же востребованным как и на первой, то это значит, что зритель сам заинтересован в просмотре этого фильма. А если прокатный период перевалил за месяц, то и тем более. Никакая заказная реклама не даст вам такого результата.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Самое интересное, удивительное и в то же время чарующее в своей логичности заключается в том, что безоговорочно хорошие фильмы дают меньший сарафан, нежели спорные. Подобное справедливо для вообще всех фильмов, потому что завязано это не на самих фильмах, а на людях — люди обсуждают спорные вещи гораздо охотнее однозначных.

Постельная сцена в фильме "<b>Текст</b>" вызвала резонанс в интернете - обсуждалась не столько сама нагота, сколько персоналии вокруг неё. Фактически, это и была самая громкая реклама фильма. Клим Шипенко
Постельная сцена в фильме "Текст" вызвала резонанс в интернете - обсуждалась не столько сама нагота, сколько персоналии вокруг неё. Фактически, это и была самая громкая реклама фильма. Клим Шипенко

Если фильм получится без изъянов, и каждый отзыв о нём будет положительного характера, то именно таким он и останется в сознании тех людей, которые о нём что-то слышали, но не смотрели. "Все говорят, что это что-то хорошее — ну и славно, как-нибудь дома посмотрю". И наоборот, противоречивые отзывы в должной пропорции формируют многочисленные дискуссии, а многочисленные дискуссии создают шум в информационном поле, который доходит до них и вынуждает лично вникать в тему разговора, дабы составить своё мнение.

«Почему вечно одни и те же актёры?»

В любом массовом кино, сборы всегда является определяющим фактором, поэтому создателям, что естественно, интересно брать на роли тех актёров, которые не только смогут отыграть свою роль, но и уже имеют свою фан-базу, которая придёт на фильм не в последнюю очередь из-за этого актёра. Очевидно, что будь в каком-нибудь фильме условный Александр Петров, то определённая часть аудитории будет плеваться - но это существенно меньшая часть от общего числа людей, которые узнают о фильме и посмотрят его, конкретно ради знакомой личности. Такие вещи важны в любом фильме, который делает ставку на известность и окупаемость (то есть, в любом крупном).

На российском рынке, в виду его малых масштабов, актёров, которые действительно бы могли совмещать в себе оба этих качества пока ещё недостаточно, чтобы можно было собирать из них самые разнообразные комбинации.

Вообще, действительно бывают случаи, когда сценарий пишут под запрос на конкретного актёра. Но в стандартной практике это не так. Обычно сценарий пишут с учётом набора характеристик, архетипа — и потом уже проводят кастинг, например с 20-ю актёрами, из которых режиссёр выбирает наиболее подходящих.

То, что актёры часто пересекаются, говорит не столько о желании впихнуть конкретных актёров во все фильмы подряд, сколько о том, что в сценариях нашего кино часто случается запрос на похожие архетипы.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

Впрочем, даже в индустрии все осознают, что зрительское пресыщение распространяется и на актёров. И если один человек будет слишком часто сниматься в кино, то заинтересованность зрителя в нём, и, соответственно, спрос, будут падать гораздо быстрее. Поэтому актёрам, обретшим популярность, со временем приходится фильтровать свои роли, чтобы мелькать в кино ровно настолько часто, насколько позволит ему сохранять тонус и быть интересным и зрителю, и авторам кино.

«Почему бы не экранизировать книги? »

Это хороший вопрос, которым я сам раньше задавался. Ответ в том, что с книгами есть свои нюансы. Всё, конечно, зависит от конкретной книги, но большинство из них написано с огромным количеством непрямой речи, состоящей из абстрактных явлений — внутренних ощущений героев, описаний объектов, размышлений. И работает это всё только тогда, когда мы сами читаем и воображаем — никакой мимикой с монтажом не передать это всё в должном виде.

Уже были попытки дословного переноса произведений, и это зачастую абсолютно невыразительное зрелище. А адаптировать такую книгу так, чтобы она стала сценарием, который не только не потеряет суть, но и будет выгодно смотреться именно в виде фильма — это задача, как правило, гораздо более трудная чем написание сценария с нуля. Тот же «Властелин Колец» (реж. Питер Джексон), в котором с этим справились — это пример просто титанической работы с первоисточником. Не говоря уже о титанической работе во всех остальных отраслях. Случается такое очень редко.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»
Экранизация "Собачьего сердца" своим успехом не в последнюю очередь обязана самому строению книги - та, фактически, написана как пьеса. Владимир Бортко
Экранизация "Собачьего сердца" своим успехом не в последнюю очередь обязана самому строению книги - та, фактически, написана как пьеса. Владимир Бортко

«Почему в фильмах бывает плохая графика? »

Создание компьютерной графики в кино — это всегда комплексный итеративный процесс, результат которого заведомо неизвестен.

Как можно описать нашу работу одним предложением?

«Поди туда не знаю куда, найди то, не знаю что. К декабрю, пожалуйста».

Арман Яхин в подкасте для канала Matematic XYZ, CEO Main Road Post

Выше уже упоминалось, что процесс съёмки кино тяжело прогнозировать, в то время как устройство отрасли напротив, требует работать в чётко обозначенных сроках. Это накладывает большие ограничения, которые только усугубляются форс-мажорами в производстве, которые в свою очередь, могут случиться в рамках любого кинопроекта и индустрии любой страны.

Нередки случаи, когда на препродакшене договаривались, что на графику закладывается год, с учётом периода съёмок. Потом съёмки фильма затягиваются, и в итоге мы получаем материал на полгода позже. Времени уже на полгода меньше, а не сдать работу нельзя. Приходится тот объём, который распланирован на год работы, каким-то образом втискивать в половину: упрощать, оптимизировать, идти на компромиссы.

Долгое время мы думали что это только у нас так, а в Голливуде всё хорошо и классно, но сейчас есть контакты с большим количеством людей за границей, и от которых стало известно, что ситуация там в целом похожая.

Даже лучшие мировые студии вроде ILM или Weta при всём своём уровне крутости, физически не могут сдать 100% взятого объёма в одинаково хорошем качестве. 10, 15, 20% отдаваемого материала всегда идёт в готовый монтаж с небольшими шероховатостями, а в отдельных случаях и с ощутимыми проблемами.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»

К тому же, сейчас количество фильмов и объёмы графики в них выросли настолько, что в случае с крупными премьерами, покрыть весь объём одной студией стало в принципе нереально. Даже в том случае, когда фильм и так разбивается сегментами между гигантскими студиями, те, в свою очередь, иногда нанимают подрядчиков из более мелких студий. И раздавая работу на огромное количество подрядчиков, вы не можете быть уверены в том, что именно на вашем проекте они выдадут то же качество, которое побудило вас нанять их в подряд.

Не поработав хотя-бы раз совместно, вы не можете заранее знать, каким образом компания-подрядчик приходит к тому уровню работ, глядя на которые вы заключили договор.
Очень весомый объём работы в графике существует в достаточно сыром виде до поздних стадий производства, и это иногда вызывает проблемы.

Бывает так, что вы договорились с заказчиком на 4 месяца работы, и та работа, которая выполнялась в сыром виде первые два месяца, вас устраивает. Но ближе к концу третьего месяца вам могут выдать вариант, который обозначен как близкий к финальному, а вы понимаете, что качество существенно ниже требуемого.

Тогда начинается процесс созвонов, комментирования, поиска решений и вариантов — а следом возможны 2 пути развития событий. Либо через совместные усилия качество действительно вытягивается до приемлемого в срок, либо за месяц до релиза вы понимаете, что подрядчик даже с вашей помощью попросту не сможет выдать вам нужный результат. Во втором случае, в основном только и остаётся, что сдавать "это" в итоговый монтаж и сидеть-краснеть перед режиссёром и оператором в просмотровом зале. Крайне ужасное чувство.

Дмитрий Широков, VFX Supervisor «Online VFX»
Фильм "<b>Легенда о Коловрате</b>" снимался целиком в хромакейном павильне, и требовал огромного числа подрядчиков для реализации постпродакшена - студии, от больших до маленьких, собирались на проект со всего СНГ. Джаник Файзиев
Фильм "Легенда о Коловрате" снимался целиком в хромакейном павильне, и требовал огромного числа подрядчиков для реализации постпродакшена - студии, от больших до маленьких, собирались на проект со всего СНГ. Джаник Файзиев

Примерно в этом месте лекция подошла к концу. От себя (как от автора поста) хочется добавить, что весь этот пост появился именно от желания пронести в массы слова людей, которые действительно стараются и влияют на то, чтобы российское кино двигалось вперёд. Дмитрий со своей школой "Online VFX" сделал и продолжает делать огромный вклад в развитие специалистов, большинство из которых сейчас и выдаёт в кинотеатры результат, за который не стыдно.

Поэтому, было несколько тяжело наблюдать за тем, как у подобных лекций (тем более - бесплатных) набирается по 300-500 просмотров. Надеюсь, что после прочтения этой статьи, те кто всё же хотел попробовать себя в этой индустрии, найдут, пожалуй, одно из лучших мест для старта. А те, кому просто нравится оставаться заинтересованным зрителем, узнали для себя много нового и не жалеют о потраченном времени.

22 показа
5.7K5.7K открытий
66 комментариев

Я как то работал над одним уже вышедшем в прокат историческим фильмом - занимался разработкой концептов и много еще чем. Подход ужасен. принимают решения абсолютно левые люди. Не понимают чего хотят и простейших правила визуализации персонажа. Вел проект чуть больше месяца, на большее не хватило. Труд большинства людей которые пытаются сделать хорошо, разбивается об полное непонимание процесса людей которые принимают решения. "и так сойдет" - эта фраза была последней каплей. 
Готовить спецов на курсе можно сколько угодно... дело не в них, а в самой системе и подходе к съемочному процессу.

Ответить

еще немного добавлю))
 прекрасный пример: была задача замена фона, добавление некоторых элементов и эффектов. Задача была проверочной. 3d модели были готовы, эффекты нарисованы. Оставалось все собрать и сделать цветокоррекцию.итогом должно было стать подписание контракта. на задачу люди взяли неделю. Просрали сроки сделали не по референсам.
Как итог. Мой знакомый сделал все за 2 рабочих дня. Но работать над проектом не стал - бухгалтерии не понравилось что ему одному надо платить как студии с которой они давали работу на проверку. "как так, он будет получать как 3 человека?" 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Свечку держал?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Что-ж, звучит интересно. Почему бы не ответным постом тогда уж?

Ответить

Вы можете снять ужастик, но как только в кадре актриса прошепчет: «Вася, мне страшно!», велик шанс, что весь страх сразу же уйдёт.Просто надо заменить Васю на Даню. Даниилов сейчас завались :)

Ответить