Лучшее японское кино по версии BFI

Британский институт кино представил список лучших фильмов японских режиссеров за последние 95 лет.

Лучшее японское кино по версии BFI

В рамках предстоящего фестиваля Japan 2020, посвященного японскому кинематографу и его более чем столетней истории, Британский институт кино (British Film Institute, BFI) представил свой взгляд на далекое и многим неизвестное японское кино, опубликовав на своем сайте 95 лучших фильмов, снятых японскими режиссерами в период 1925-2019 гг. При этом каждый год представлен в списке только одним фильмом.

Первое широкое знакомство европейских и американских зрителей с японским кино произошло в середине 50-х, когда они впервые увидели ленты Кэндзи Мидзогути и Ясудзиро Одзи, а фильм «Расемон» Куросавы завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля – «Золотого льва».

Хотя японское кино ведет свою историю с 1899 года, список Британского института кино начинает отсчет с 1925 года, поскольку, как пишут его авторы, более ранние японские ленты либо вообще утрачены, либо их очень трудно отыскать.

«Змей» (Orochi, 1925), реж. Бунтаро Футагава
«Змей» (Orochi, 1925), реж. Бунтаро Футагава

Конечно, как и любой топ, этот список представляет собой субъективный взгляд на историю национального кинематографа и не может ни в коей мере претендовать на объективность. Здесь есть и несомненные общепризнанные шедевры, и фильмы, появление которых может вызвать споры. А также вопросы, почему не нашлось места некоторым другим лентам. Тем не менее, подобный список дает возможность увидеть, как развивалось японское кино, какие тенденции главенствовали в нем в те или иные периоды, и к чему пришло японское кино в наши дни.

Если пробежаться по списку из 95 картин, мы увидим, что помимо упомянутого ранее «Расемона» (Rashomon, 1950) Акиры Куросавы здесь есть еще одна его не менее монументальная работа – «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954). Вместе с ним представлены два других столпа и крупнейших мастера японского кинематографа Кэндзи Мидзогути (в списке присутствуют четыре его картины, вышедшие в 30-50-х годах двадцатого века) и Ясудзиро Одзу (в топе также четыре ленты маэстро).

Названия многих картин и имена режиссеров порой ничего не скажут обычному зрителю, однако продвигаясь по шкале времени вперед к нашим дням, все больше и больше знакомых имен начинает попадаться на глаза.

«Акира» (Akira, 1988), реж. Кацухиро Отомо
«Акира» (Akira, 1988), реж. Кацухиро Отомо

Среди них - Кацухиро Отомо и его великое аниме «Акира» (Akira, 1988), отмеченное как лучший фильм 1988 года, Хаяо Миядзаки со своими прекрасными «Порко Россо» (Kurenai no buta, 1992) и «Унесенные призраками» (Sen to Chihiro no kamikakushi, 2001). В числе других аниме, нашедших свое место в списке лучших картин по версии BFI, можно увидеть «Паприку» (Papurika, 2006) Сатоси Кона и «Летние войны» (Samâ uôzu, 2009) режиссера Мамору Хосоды.

В список вошла лента «Давайте потанцуем» (Shall we dansu?, 1996) Масаюки Суо, по которой спустя восемь лет Голливуд поставит неплохой ремейк, пригласив на главные роли Ричарда Гира и Дженнифер Лопез.

Конечно же, не обошли вниманием и японские фильмы ужасов, известные под именем J-Horror. Зародившись в середине 60-х, этот жанр по-настоящему расцвел и приобрел свою известность во второй половине 90-х – начале 2000-х годов, когда на экраны вышли такие ленты как «Звонок» (Ringu) Хидэо Накаты (присутствует в списке как лучший фильм 1998 года), «Кинопроба» (Ôdishon) Такаси Миике (лучшая лента 1999 года), «Пульс» (Kairo, 2001) и «Темные воды» (Honogurai mizu no soko kara, 2002).

Кинопроба (Ôdishon, 1999), реж. Такаси Миике
Кинопроба (Ôdishon, 1999), реж. Такаси Миике

Лично мне немного жаль, что в топ не удалось попасть некоторым другим картинам, которые ничуть не хуже и способны подарить массу удовольствия во время просмотра. Одна из них – это «Королевская битва» (Batoru rowaiaru, 2000), вместо нее этот год представляет в топе драма Синдзи Аоямы «Эврика» (Eureka), получившая несколько призов в Каннах.

Кроме того, в топе не нашлось места ни одной картине про Годзиллу, который не менее популярен в современном кинематографе, чем знаменитый Кинг-Конг. По крайней мере, один из них – самый первый фильм о гигантском монстре, вышедший на экраны в 1954 году под лаконичным названием «Годзилла» (Gojira) и поставленный Исиро Хондой – очень хотелось бы увидеть в списке.

«Годзилла» (Gojira, 1954), реж. Исиро Хонда
«Годзилла» (Gojira, 1954), реж. Исиро Хонда

Но, как бы не совпадали мои или ваши вкусы со вкусами составителей топа, отрадно видеть, что список дает хорошее представление об эволюции японского кинематографа, история которого превышает столетие, и отличную возможность познакомиться с лучшими образцами национального кинематографа далекой островной страны.

Тем, кому по-настоящему грустно от того, что какие-то картины не представлены в списке, могу порекомендовать обратить внимание на другой топ-лист японских фильмов, составленный киноведом Максимом Павловым. Он тоже охватывает почти столетний период, но придерживается немного других принципов создания и содержит фильмы, как присутствующие в списке BFI, так и те, которым там места не нашлось. И да, в списке Павлова таки есть Годзилла!

В общем, добро пожаловать в японский кинематограф, а напоследок поделюсь с вами трейлером фестиваля японского кино Japan2020, который проходит при поддержке не раз упомянутого здесь Британского института кино, и в рамках которого и был опубликован обсуждаемый здесь список.

Немного пишу про кино на дзене, кому интересно - присоединяйтесь. Всегда рад новым читателям и мнениям.

44 показа
10K10K открытий