Разрабатываю критерии для оценки фильма по десятибалльной шкале

Теперь оценивать фильмы проще: внесла объективность в субъективное.

Оценка фильма это весьма субъективное предприятие, на мой взгляд не может быть абсолютно идеального кино, и наоборот. Однако мы зачастую сталкиваемся с чьими-то рекомендациями и охотно делимся своим мнением с окружающими.

Разрабатываю критерии для оценки фильма по десятибалльной шкале

Для меня вопрос оценки фильма по балльной шкале стал актуален в 2018 году, когда я решила начать записывать все свои просмотренные фильмы, т.к. к человеку с повышенным интересом к кинематографу, ко мне очень часто обращались друзья за советом. И чтобы адекватно лавировать по списку я решила присуждать ему балл по десятибалльной шкале. Почему именно так, не знаю. Возможно у меня слишком широкий чувственный диапазон))

Последнее время передвигаясь по своему огромному списку я задалась вопросом, а почему я чувствую именно так, должно ведь у меня в голове присутствовать какое-то мерило, которое присуждает оценку в соответствии с конкретными параметрами.. заглянула внутрь, а там - пусто, никакого мерила нет. Не означает ли это, что при присуждении балла я могу заблуждаться в личных ощущениях от фильма, например из-за плохого настроения или наоборот, слишком хорошего. Ответ очевиден.

И вот я сажусь и начинаю читать статьи на тему оценки и понимаю, что годного материала толком нет.

Разрабатываю критерии для оценки фильма по десятибалльной шкале

При выборе фильмов к просмотру я никогда не ориентировалась на рейтинги фильма, ни на пользовательском кинопоиске, ни на кинокритических роттен томатос или метакритик. Для меня гораздо более интересным кажется погружение в личность кинорежиссера или разбор-рецензия кинокритика. Но еще чаще, я просто вижу обложку и название фильма и сразу понимаю, хочу ли я посмотреть этот фильм или нет. Честно признаться, выбираю я достаточно метко. Среди мною выбранных к просмотру фильмов низких оценок гораздо меньше, чем среди тех, что я посмотрела по рекомендации. Этим я хочу еще раз подчеркнуть, что у людей абсолютно разные вкусы, и это нормально, если мне нравится “Реинкорнация” Ари Астера, а кто-то находит этот фильм скукой смертной. Вывод один, наши потребности от просмотра удовлетворены в разной степени. Все мои запросы к жанру ужасов “Реинкарнация” закрывает.

Лица тех, кто считает свое мнение в вопросе кино авторитетным, а знания всеобъемлющими, в тот момент, когда с ним кто-то не согласен.
Лица тех, кто считает свое мнение в вопросе кино авторитетным, а знания всеобъемлющими, в тот момент, когда с ним кто-то не согласен.

Я решила выделить несколько параметров в приоритетном порядке, которые для меня важны, и каждому параметру присвоить максимальное количество баллов, которые могут быть присуждены фильму.

Что у меня получилось:

Сюжет - 3

Игра актеров - 2

Музыка - 1

Визуальная составляющая - 2

Финал - 2

Сюжет: максимальная оценка – 3 балла.

1 балл полагается за идею, это основа, полагаясь на которую я принимаю решение: продолжать смотреть фильм или нет. Это не обязательно что-то уникальное и революционное, таких сюжетов уже днем с огнем не сыщешь, но это что-то, что цепляет лично меня.

Еще 1 балл (итого уже два) полагается за планомерное развитие сюжета и хорошие диалоги. Нравится, когда нет противоречий между персонажами и их действиями, когда все взаимосвязи поддаются логическому обоснованию. Я не имею в виду, что все персонажи должны быть логичными в своих поступках, а говорю о том, что поведение Нормана Бейтса по отношению к Мэрион должно быть обоснованно. И этого обоснования в “Психо” более чем достаточно.

Итоговый 1 балл фильму полагается за логический финал. Не путать с очевидным! Логический финал он как бы дает вздохнуть полной грудью, даже если он открытый, как в “Левиафане” Звягинцева. Логический финал, он если и рождает вопросы, то только вопросы от зрителя к самому себе, к своим ощущениям, своим эмоциям и переживаниям. А если финал рождает вопросы к фильму (не путать с сериалом), то это совсем не то, чего я ожидаю при просмотре. Спасибо конечно, но незакрытых гештальтов нам всем и без нелогичных финалов вполне достаточно.

P.S ВНЕСУ ЯСНОСТЬ

Фильм может получить от 1 до 3 баллов по данной номинации. 1 балл в номинации может быть присвоен по одному из трех перечисленных пунктов. Тот же принцип применяется и к другим параметрам фильма (актерская игра, визуал, финал), рассмотренным ниже.

Т.е. за сюжет может быть присвоен 1 балл за логический финал, но по нулям за идею и развитие сюжета.

Возвращение (2003)  Андрей Звягинцев
Возвращение (2003)  Андрей Звягинцев

Игра актеров: максимальная оценка – 2 балла.

1 балл всем, кто играет по Станиславскому)) Чего только стоят Фенкис, Бэйл и Де Льюис. А японская актриса Эйхи Сийна из “Кинопробы” настояла на том, чтобы в сцене с поеданием рвотных масс они действительно происходили из ее желудка. Конечно насчет строго “по Станиславскому” я преувеличиваю, но должно ощущаться полное психологическое соответствие между актером и персонажем. Если ощущаю, даю балл.

И 1 балл за мою субъективную симпатию. Я долго думала, стоит ли выделять целый балл для этого, может это уже чересчур, оценивать внешность персонажей. Но я не говорю о их красоте, я подразумеваю именно соответствие присваиваемых характеристик конкретному актеру. Конечно же такое несоответствие может быть с лихвой перекрыто актерской игрой, как например Изабель Юппер в “Объятиях лжи” совсем не похожа на психопатку-сталкершу: всегда безупречно одета, с прекрасной укладкой и на каблучках, но при этом поспевающей в преследовании за молодыми девицами. Очень приятно смотреть на грамотно подобранные образы или удачно исполненное соответствие образу через поступки.

Кинопроба (1999)Odishon
Кинопроба (1999)Odishon

Музыка: максимальная оценка – 1 балл.

Тут все вполне очевидно: музыка либо есть, либо ее нет. Она либо нравится, либо не нравится. Я люблю, чтобы проникала внутрь всего тела и заставляла испытывать эмоции, даже если закрыть глаза и абстрагироваться от фильма. Получить балл в этой категории представляется очень сложным.

Мэнди (2017)Mandy стреляет в самое сердечко!
Мэнди (2017)Mandy стреляет в самое сердечко!

Визуальная составляющая: максимальная оценка – 2 балла.

1 балл за соответствие цветовой композиции заданному настроению фильма. Мне хочется видеть сказку о взрослении в мягких и солнечных цветах, как в “Валерии и неделе чудес”, а “Страх” Геральда Каргля в холодных оттенках, с минимальным набором используемых цветов, напоминающих самую дождливую осень.

Еще 1 балл за операторскую работу. Мои любимые приемы это долли зум, длинный план и голландский угол. Хотя их конечно огромное множество, но это мои фавориты.

Маяк (2019) The Lighthouse
Маяк (2019) The Lighthouse
Во все тяжкие / Breaking Bad

Финал: максимальная оценка – 2 балла.

Выходит, что на финал отведено 3 балла, т.к. 1 балл я присуждаю фильму за логический финал в сюжете (см.выше). Но сейчас мы рассмотрим еще две составляющие, которые я бы хотела выделить.

1 балл будет присужден, если фильм мне понравился, но финал был очевиден. Например, фильм “В объятиях лжи” мне понравился, но персонажи и их мотивы были раскрыты настолько очевидно, что легко было понять отношение режиссера к фильму. А если мы понимаем отношение режиссера, который явно проникается симпатией к одному персонажу и антипатией к другому - не сложно заключить, на чьи похороны мы посмотрим в финале.

А вот фильм “Прирожденные убийцы” со своим финалом показался мне логичным, но НЕ очевидным. Я не смогла его предугадать и до конца была уверена, что Микки и Мэлори не избегут правосудия, их поступки и взгляды на жизнь не должны привести ни к какому хэппи энду. Никто не может убивать, любить и быть счастливым одновременно. Однако после серии жестоких расправ мы видим счастливую парочку, которая обзавелась потомством и свободно колесит по стране на своем фургоне. Такой фильм получит 2 балла.

Так и запишем: 2 балла, это когда фильм понравился, имеет логический, но не очевидный финал.

Прирожденные убийцы (1994) Natural Born Killers
Прирожденные убийцы (1994) Natural Born Killers

Пришло время провести тест драйв для моей персональной системы оценки.

Я выбрала несколько просмотренных и оцененных ранее фильмов и заново поставила им оценку в соответствии с разработанной системой. Результат совпал. Выходит, мое настроение никак не повлияло на ощущения, полученные от просмотра этих кинолент. Однако теперь я понимаю, какие из параметров в фильме проседают и могу обратить внимание на эти минусы при рекомендациях.

Вы можете попробовать оценить фильм в соответствии с моими критериями и сравнить свой результат, с результатом приведенным ниже, так будет ясно, насколько наши с Вами вкусы сходятся, и стоит ли следовать моим рекомендациям в дальнейшем.

p.s. для большей точности сравнивайте результат не ранее поставленной оценки к этим фильмам, а определите балл исходя из предложенной мною системы

Пульс (2001) Kairo / Киёси Куросава

Сюжет - 1

Игра актеров - 2

Музыка - 0

Визуал - 1

Финал - 1

Итого 5/10

Неоновый демон (2016) The Neon Demon / Николас Виндинг Рефн

Сюжет - 3

Игра актеров - 2

Музыка - 1

Визуал - 2

Финал - 1

Итого 9/10

Мэнди (2017) Mandy / Панос Косматос

Сюжет - 2

Игра актеров - 2

Музыка - 1

Визуал - 2

Финал - 1

Итого 8/10

Звуки музыки (1965) The Sound of Music / Роберт Уайз

Сюжет - 3

Игра актеров - 2

Музыка - 1

Визуал - 2

Финал - 1

Итого 9/10

После жизни (1998) Wandafuru raifu / Хирокадзу Корээда

Сюжет - 3

Игра актеров - 1

Музыка - 0

Визуал - 1

Финал - 1

Итого 6/10

Спасибо за внимание!:)

4343
123 комментария

Сюжет - 3

Все эти пункты — не существуют по отдельности.
Кино — это цельное произведение и если что-то не работает, оно разваливается на куски. Не важно, саундтрек, постановка, сценарий и тд.
Ты ведь оцениваешь не для кружка сценаристов или композиторов.

Приходишь такой смотреть на картины Моне и понеслась — ну цвета на 3, рамка на 4, композиция на 3.5.

41
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

В Вашем сознании - не существуют, у меня - существуют. Кто Вам сказал, что я не могу отцепить картину по составляющим. Картина несёт в себе много символов, начиная от цвета, заканчивая отдельными фрагментами. А как же этюды, отдельные составляющие художественного произведения. Из тоже рассматривают как отдельное, хотя они являются частью целого.
Короче говоря, я с Вами не согласна ровно на столько же, насколько Вы со мной. Но уважаю Ваше мнение, спасибо, что поделились.

2
Ответить

За Чаринг-Кросс ставлю 7/10 без всяких делений! :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

аминь

4
Ответить