Наконец-то! «Звёздные войны» здорового человека

Но есть у «Андора» и проблемы.

Я никогда не был фанатом Звёздных войн и не смотрел ничего кроме 7 фильмов. Вернее, я пытался смотреть «Мандалорца», но меня хватило серии на три, а Оби-Вана я забросил уже после первой серии. А уж от спин-оффа по спин-оффу под названием «Андор» я точно ничего не ждал. И так ничего о нём и не узнал, если бы не собрался чистить диск от всякого мусора и не увидел давно скаченные первые три серии. И внезапно это стало моим главным сериальным открытием года.

Своя особая атмосфера

В некоторых рецензиях от отзывах «Андор» сравнивали с «Бегущим по лезвию», что должно было сильно завысить мои ожидания и совершенно внезапно, на фоне прочей продукции по франшизе, они оправдались. Но причём здесь киберпанк и вообще «Бегущий по лезвию» так и осталось не ясно. Не визуально, не тематически пересечений не обнаружено. А если их находить в дизайне интерьеров или архитектуры, то с теми же основаниями аналогии можно проводить с большинством научно-фантастических антиутопий вроде той же «Гаттаки».

Местами всё выглядит очень богато и масштаб чувствуется

«Андор» – это не киберпанк, он про другое. Я об этом подумал пока писал текст, но история Кассиана Андора – это чуть более мрачный путь Хана Соло. Он живёт на пыльной планете и зарабатывает торговлей краденным и сидит в долгах у местных. Потом его приходит нанять человек (немного похожий на Оби-Вана без бороды) для выполнения очень важной миссии. Он её выполняет, получает деньги, пытается соскочить, но в итоге вступает в ряды повстанцев. Правда между этими крайними точками есть ряд важных необычных событий, которые помогают ему преодолеть свой эгоизм.

Сериал даёт зрителю ровно столько информации о мире, сколько нужно для понимания происходящего и не пытается наворотить кучу лишних деталей, чтобы потом себя под ними и похоронить. Если есть город, то это просто город, и никто не будет придумывать ему не нужную предисторию. Если на заводе делают важные для Империи штуки, то можете сами придумать что именно – любой ответ будет правильный. Гораздо важнее как поступают герои в этих обстоятельствах.

Даже в далёкой-далёкой галактике Калашников всё ещё в ходу

Сценаристы ставят перед героями действительно нетривиальные задачи, за решением которых просто интересно следить. А когда сами события и персонажи интересные, то и диалоги получаются осмысленные и логичные. Не скажу, что это ровня первым сезонам «Игры престолов», но точно лучше того фимоза, что был в «Оби-Ване» и не попытка выдавливать шутки из «Седьмого эпизода». Ну и это совершенно точно лучше меметичных разговоров Энакина про песок. Вот что бывает, когда приглашаешь нормальных сценаристов.

А вот странное технологическое развитие далёкой-далёкой галактики серьёзно напрягало. Тут есть роботы, летающие дроны, голограммы и бог знает что ещё, но нет камер видеонаблюдения? Я конечно понимаю, что авторы показывают контраст чуть ли не аналоговых компьютеров на перфокартах, как у Станислава Лема и высокотехнологичный блеск столицы с уже современным каплевидным дизайном транспорта и т.д. Но нет, такой технологическое превосходство в одних сферах не может соседствовать с отсутствием самых элементарных вещей в других. Причём таких, которые на этом технологическом пути нельзя было проскочить.

Но тогда бы приключения главного героя очень быстро закончились. Ничто не помешало бы его опознать ещё во время ограбления военной базы, а потом ещё несколько раз. Пришлось бы сценаристам что-то более изощрённое придумывать. Хотя бы ввести эпизоды с подделкой документов или изменением внешности. Но за сцену ареста практически за брошенный стаканчик я авторам это прощаю. Я ждал более банального развития событий и был приятно удивлён.

Параллельно с приключениями Кассиана идёт развитие заговора почти на самой вершине имперской власти. Пока даны только общие контуры происходящего, но его явно оставили на второй сезон. Гораздо больше о сопротивлении мы узнаем от антагонистов, которые и ведут борьбу с повстанцами, а параллельно пытаются подсидеть друг друга. Именно антагонисты отличают «Андор» от большинства продукции со штампом «Звёздные войны».

Это прежде всего бюрократы, которые стараются не видеть людей в своих жертвах. Для кого-то это просто подопытные, а для других не более чем строчки в отчётах. Ну а третьи, раз уже преступления узаконены, живут по принципу «Поступай так, чтобы император, узнав о твоих поступках, мог тебя за них похвалить». И совершенно точно они не считают себя какими-то поддонками и просто выполнят приказы, иногда излишне усердно. Вот таких антагонистов хочется видеть в дальнейшем, а не ушастых мультяшных пупсов с комплексом неполноценности.

Хоть это и банально, но приведу слова Ханны Арендт из книги «Банальность зла»: «Проблема с Эйхманом заключалась именно в том, что таких, как он, было много, и многие не были ни извращенцами, ни садистами — они были и есть ужасно и ужасающе нормальными». Подобным образом были показаны и нацисты в «Семнадцати мгновениях весны». Ну а что, авторы и сами не скрывают аналогий с нацистами.

Какой-то чрезмерной жести ждать не стоит – это всё ещё Дисней. Но оно здесь и к лучшему. Не получится подменить психологизм сценами кровавого садизма. Враг здесь коварен, хитёр и потому непредсказуемо опасен. Никакой серой морали в отношении антагонистов здесь нет. Вот плохие – вот хорошие (с хорошими есть один нюанс). Может быть не одномерность местных гестаповцев принимали за неоднозначность, ну тогда и нацисты из «Семнадцати мгновений весны» тоже неоднозначные персонажи. Лично у меня местные гестаповцы и ЧВКшники никакой симпатии или сочувствия не вызывали даже отдалённо.

Сериал с такими злодеями явно входит в противоречие со старой трилогией, где для победы над злом нужно было лишь уничтожить императора с его главной базой и вундерваффе. В «Андоре» империя – это прежде всего огромный бюрократический аппарат, в частности Имперской службы безопасности (Эрнст Кальтенбруннер и Рейнхард Гейдрих довольны) и частный корпоративный сектор по всей галактике, который может более чем эффективно действовать без участия императора. И вот куда они все вдруг денутся после восстания?

Чего же вы, повстанцы, хотите?

Теперь поговорим про важный нюанс с хорошими парнями и девчёнками, который для меня оказался принципиальным для восприятия всего сериала. Оригинальная трилогия была рассчитана на детей и деление на хороших и плохих не требовало дополнительных пояснений. Но ведь «Андор» – это несколько более серьёзное произведение. С силами зла всё ясно и понятно – они просто хотят сохранить текущие порядки, нетерпимые для большинства населения галактики. Хотелось бы такой же конкретики и по силам добра. С самого начала герои декларируют, что они борются за идею, но никто так и не скажет за какую. В первых сериях один из героев даже разрабатывает свой манифест (оказывается его у повстанцев до сих пор нет).

Справа автор манифеста, который по итогу тянет только на манифест курильщика и не понятно кто за такими пойдёт.

И при его озвучивании в финале вспоминается роман Достоевского «Бесы», где автор по поводу листовок вымышленных революционеров, не приводя сам текст, писал: «семьдесят эти человек были не простые бунтовщики, а решительно политические, то есть, будучи из самых буйных, были возбуждены сверх того не иначе как подметными грамотами. Мое же личное мнение, это – что подметных грамот рабочие совсем не читали, а если б и прочли, так не поняли бы из них ни слова, уже по тому одному, что пишущие их, при всей обнаженности их стиля, пишут крайне неясно».

Но Фёдор Михайлович, как бы сейчас сказали, был махровым охранителем и не мог приводить тексты реальных листовок, потому что спорить с ними открыто было бы очень затруднительно. Вот и современные авторы по поводу каких-то идей о «революции» при всей обнаженности их стиля, пишут крайне неясно. Даже в кульминационные моменты, когда нужно склонить колеблющихся на свою сторону, персонажи вынуждены нести какую-то абстрактную дичь в духе «самая тёмная ночь перед рассветом». Я бы на месте вербуемых граждан принял их за провокаторов или секту.

Доходит до смешного. Половину сезона партизанка, получив ответственное задание, ходит по локации и смотрит в камеру со значением, но я никак не могу сформировать своё отношение к ней просто потому что понятия не имею чего они все хотят в итоге добиться. Как зритель я знаю финал всей саги и что добро победит, но исходя из сериала, за чистоту своих намерений герои могут поручится лишь своими красивыми глазами и пышными усами. Обе стороны готовы идти на сомнительные поступки, но если мотивы антагонистов ясны, то ради чего положительные герои делают то, что делают решительно не ясно.

И дело тут не в том, что авторы хотят навалить дежурную порцию «серой морали». Тут всё немного сложнее. Какое произведение про «борьбу с системой» не возьми, везде симптомы одной и той же болезни – неспособность дать некую картину будущего, а фразы типа «долой диктатуру» звучат слишком пошло и неконкретно. Так и про Штирлица можно сказать, что он неоднозначен. Ведь ему наверняка непросто было дослужится до полковника СС. Но у Штирлица есть чёткая мотивация и устойчивая картина мира, за которую он сражается. И никто его не рассматривает иначе как положительного героя. Можно сказать, что я придираюсь, но такое важнейшее звено повествования, как мотивация сил добра в «Андоре» отсутствует. Она есть у главного героя, но не у партизанской армии.

Есть очень известное эссе Марка Фишера «Капиталистический реализм», которое начинается словами «легче вообразить конец света, чем конец капитализма». И далее следует мысль, которая описывает и «Андор»: «Некогда дистопические фильмы и романы были упражнениями в подобных актах воображения: описываемые в них катастрофы служили в повествовании предлогом для продуцирования иных способов жизни. Но не в «Дите человеческом». Создаваемый этим фильмом мир кажется, скорее, экстраполяцией или обострением нашего собственного мира, а не его альтернативой. В этом мире, как и в нашем, ультраавторитаризм и капитал вполне совместимы друг с другом: лагеря и сетевые кофейни прекрасно уживаются вместе».

В сериале показан просто наш мир с немного другим балансом технологий. А поскольку предлагаемые альтернативы при серьёзном рассмотрении будет мало чем отличаться от порядков Империи, то авторы вместе с героями предпочитают вообще об этом не думать и не говорить. Разве исходный конфликт с двойным убийством и кражей секретной технологии мог возникнуть только при Империи? Корпоративные силы безопасности существовали и раньше. А чтобы усилить репрессии за устроенное побоище, не нужно быть злобными имперцами. Или Палпатин придумал сверх эксплуатацию на фабриках?

У тех же Фиделя Кастро и Че Гевары с самого начала был полный порядок с планами по переустройству Кубы после свержения Батисты и они появились не в процессе, а задолго до. Поэтому за ними люди и пошли. Иначе просто и быть не могло. Да чего уж там, разбуди среди ночи народовольцев и спроси, чего они хотят, так они без запинки отрапортуют: «Долой самодержавие! Земля крестьянам! Свобода совести и печати» и ещё всё в деталях опишут. А вот в «Андоре» авторы явно стесняются прояснять такой ключевой вопрос, как «ради чего всё это?».

Итог

Эпизоды, где конфликты держаться на решении насущных проблем, вроде побега из тюрьмы, – отлично. Сюжетные линии всех антагонистов и работа местного гестапо – великолепно. Оформление политического заговора в столице и его связь с партизанскими группами – интересно. А вот когда партизаны делают свои партизанские дела по форме всё увлекательно, но мотивация партизан по описанным выше причинам где-то пролюбилась.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Gray Brevis

Единственный минус сериала - сюжетная линия, где Мон Мотма на протяжении 12 серий хочет обойти лимит переводов по СБП. Остальное на 10.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор

Кто это? Я по имени помню только Кассиана.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Edward Snowden

Система быстрых платежей?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений К

Актриса зато неплохо играет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаркин
Если на заводе делают важные для Империи штуки, то можете сами придумать что именно

Не совсем, в самом конце показали же Звезду Смерти, и там роботы как раз эти детали устанавливали.

Тут есть роботы, летающие дроны, голограммы и бог знает что ещё, но нет камер видеонаблюдения?

Так есть же наблюдение, например в комнате, где Бикс держали, была камера. То что камер не было на имперской базе, так а зачем они там? Это же не общественное место, где нужно следить за гражданскими, а военный объект, на который никого кроме военных не пускают, при этом местные жители совсем не развиты в плане технологий.

Хотелось бы такой же конкретики и по силам добра. С самого начала герои декларируют, что они борются за идею, но никто так и не скажет за какую.

Вот эту претензию вообще не понимаю. Нет какой-то единого видения будущего, у разных людей и группировок они разные, в этом и смысл. Со Геррера - анархист и видит будущее соответственно, другой лидер повстанцев Кригер - сепаратист, который просто хочет отделиться от Империи. Для Синты - восстание это месть за убитую семью, для Немика - его идеи свободы и идеализм, для Мон Мотмы - помощь людям страдающим от угнетения Империи и защита демократии и так далее. В этом и проблема, видение будущего у всех разное, но все согласны в одном, что Империю нужно остановить. Это напрямую проговаривает Лютен. Мотивация именно в этом, потому что это единственное, что их по настоящему объединяет.

В первых сериях один из героев даже разрабатывает свой манифест (оказывается его у повстанцев до сих пор нет).

Так это только зарождение повстанцев, они ещё существуют лишь в подполье. При этом в самом манифесте и говорится о том, что идею свободы не нужно продвигать, она естественна, люди сами независимо друг от друга будут создавать очаги восстания против тирании империи, чем больше Империя пытается контролировать, тем больше она будут подталкивать людей к восстанию.

Даже в кульминационные моменты, когда нужно склонить колеблющихся на свою сторону, персонажи вынуждены нести какую-то абстрактную дичь в духе «самая тёмная ночь перед рассветом».

Речь Марвы на мой взгляд была вполне конкретной, а не абстрактной. Если бы она начала говорит о планах по восстановлению демократических институтов и проведения реформ после успеха восстания, вот это бы как раз и было абстрактно для жителей Феррикса.

А поскольку предлагаемые альтернативы при серьёзном рассмотрении будет мало чем отличаться от порядков Империи, то авторы вместе с героями предпочитают вообще об этом не думать и не говорить.

У них есть альтернатива, которую большинство людей застало - Республика. Та система не была идеальной, но при ней невозможно было представить себе принятие по воле одного человека закона увеличивающего сроки лишения свободы в несколько раз. Все формы угнетения, контроля и террора населения при Империи приняли экстремальные формы. Поэтому даже возврат к Республике это достойная альтернатива.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор
камер не было на имперской базе, так а зачем они там?

Ну да, зачем камеры в банковском хранилище? Может, чтобы сразу увидеть как его выносят.

Нет какой-то единого видения будущего, у разных людей и группировок они разные

И нигде нет никакой конкретики. Ну так просто не бывает. А Герера Бакунина или Крапоткина почитывает в свободное время?

Так это только зарождение повстанцев, они ещё существуют лишь в подполье.

У них уже серьёзные партизанские и диверсионные отряды по всей галактике. К этому этапу будет выработана чёткая политическая программа. Только так и может быть.

вот это бы как раз и было абстрактно для жителей Феррикса.

Наоборот. Всем деловым людям интересно, что там по налогам, таможне, субсидиям и т.д. Вот за это реально можно восставать, а не за красивые слова. Можно один раз подраться с ментами от накопившейся обиды, но на что-то долгосрочное этого не хватит.

У них есть альтернатива, которую большинство людей застало - Республика.

Ну неплохо бы и проговаривать такие вещи. Вот у нас было вот это и это, а теперь этого не стало, но вернём.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Игорь Ишмуратов
звёздные войны здорового человека
я никогда не был фанатом звездных войн

Чет кек

Ответить
Развернуть ветку
Ян Аработе

Здоровый человек не может любить ЗВ. Очевидная истина

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
arghan3
Палпатин придумал сверх эксплуатацию на фабриках?

Вообще-то да. Придумал никого не выпускать живым в целях секретности. После финальных титров смотри для чего они детальки делали.

в «Андоре» авторы явно стесняются прояснять такой ключевой вопрос

А зачем, поймёшь когда очередь режима П до тебя дойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор

Но ведь работали по 12 часов они и до этого. Я это имел ввиду.

Ответить
Развернуть ветку
SeniorVlados

Рецензия замечательная и не побоюсь этого слова - профессиональная, но на мой взгляд автор излишне заморочился по части мотивации повстанцев. Автор утверждает, что она показана излишне абстрактно и без конкретики. А я вот скажу, что на данном хронологическом этапе как раз вот так и должно быть. Это изначально просто разношёрстные группы лиц, у которых нет ничего общего, кроме того, что их просто не устраивает текущее положение вещей, они видят, что жизнь под игом Империи им претит, но они пока ещё не знают, что точно с этим делать. Движение повстанцев в сериале ещё в зачаточном состоянии по факту и потому крайне неорганизовано, спонтанно и полагается во многом на случайность, везение, чем на здравый стратегический расчёт. А потому и выглядит это довольно сумбурно, но как раз потому и вполне аутентично. Ведь если провести аналогию, то партизанское движение во вторую мировую тоже начиналось со слабоорганизованных мелких, но хоть каких-нибудь уколов захватчикам, а там будь что будет. И им тоже можно было бы задать вопрос - "а чего вы хотите добиться вот такими глупостями?" А в итоге это переросло в полноценные организованные соединения, действовавшие уже как фактически армия. В целом же сериал приятнейший сюрприз и бальзам на душу после всего того трындеца, что выходило под маркой ЗВ от Дисней (кроме собственно Изгоя). Это возрождение ЗВ или просто единичная случайность и погружение на дно продолжится дальше... Вот это вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор
их просто не устраивает текущее положение вещей, они видят, что жизнь под игом Империи им претит, но они пока ещё не знают, что точно с этим делать.

Если ситуация дошла до того, что организуются партизанские отряды, то они должны очень чётко представлять чего они хотят. В мировой истории иначе и не бывало и быть не может. Можно посмотреть хоть на RAF в Германии, хотя на анти-японских партизан в Корее и Китае в первой половине XX века. Или на Вьетконг. Вся их борьба начиналась с вырабатывания программы. Да даже в революциях 1848 года всё было конкретно и чётко. Это не говоря уже про 1917 год.

Ответить
Развернуть ветку
Артур

единственная проблема Андора, по-моему, это то что после него ничего по ЗВ уже смотреть не возможно, не тот уровень

Ответить
Развернуть ветку
Credo One
Никакой серой морали в отношении антагонистов здесь нет.

Не соглашусь по поводу лейтенанта охраны на Ферриксе. Это убеждённый законник, которому противна лень и попустительство начальства. Он честно хочеть поймать убийцу и террориста Касиана, ему просто нехватает сил.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор

Его беспокоит убийство своих коллег, а не вопросы прав граждан. Вернее он видит какие законы и какой порядок защищает, но его это не смущает. Так что от местной ССовки его отделяет один неудачный рабочий день. А так мог бы выслужится.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
sergoosy

Пока смотрел тоже показалось, что не дожали по мотивации повстанцев.

Но тем не менее, сериал — топ. Давненько не получал столько удовольствия при просмотре проекта по ЗВ.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Эльбердов

Прости, дружище, но если ты пишешь такие длинные посты, то будь добр элементарные правила русского языка соблюдать.

Ответить
Развернуть ветку
Banzai

А ещё сериал невыносимо скучный. Его слишком растянули как по мне. Лучше бы сняли меньше серий или фильм.

Ответить
Развернуть ветку
Друг мой

в смысле наконец то? а сериал мандалорец? а фильм изгой один? на мой взгляд не плохие.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор

Мандалорец по моим ощущениям очень быстро превратился в фарс. А Изгой гораздо слабее Андора и держится всего на нескольких отличных сценах. Ну и "наконец-то" потому что Изгой вышел почти 7 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Рофел Картофел

Почему им не стригут волосы! Они же в армии вроде как находятся.

Что за мода на длинные локоны и прически, блин бесит!

Ответить
Развернуть ветку
Ян Аработе

может они тогда станут похожи на рассу лысых гуманоидов а в далекой галактике это зашквар

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Наумов

Отличная рецензия. Автору респект и уважение.

Ответить
Развернуть ветку
BuTeK asdasd

Не смотрел фильмы (кроме первых 2-3 наверное) но мандалорец же топ

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера
я пытался смотреть «Мандалорца», но меня хватило серии на три, а Оби-Вана я забросил уже после первой серии.

автор кривит душой, ведь Андор можно смело забросить после 1 или даже 2 серии максимум, настолько они тягомотные. но зато похейтил Мандалорца. видимо все не фанаты ЗВ летят на казуальную посредственность как мошка на свет

Ответить
Развернуть ветку
Евгений К

Дать нормальную идею повстанцам нельзя, потому что её и в реальности нет, автор просто не знает откуда взять. Сейчас и в реальности предлагается что то типа за все хорошее против всего плохого. А вот с империей все просто, любому жителю земли глянуть за окно, сгустить краски(насколько сильно зависит от местности, а кое где и так сойдет) и вот она галактическая империя.

Ответить
Развернуть ветку
Козловский Дмитрий
Автор

В реальности, когда предлагают помитинговать за всё хорошее, то всегда есть конкретные отсылки на "правильный капитализм". И тут же набор тезисов про сменяемость власти, честные суды, борьбу с коррупцией и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Пифагор

Есои уж САМ Козловский советует, то надо заценить. Я и не в курсе был, что он вышел

Ответить
Развернуть ветку
Bruno Hans
А вот странное технологическое развитие далёкой-далёкой галактики серьёзно напрягало.

Да, емнип там даже экраны как у телеков прошлого столетия. Наверное это потому что первые фильмы по ЗВ снимали в 70-ых. Поэтому решили оставить как тогда. С законами физики (например гравитацией) там тоже вроде не всё так однозначно.

Я не фанат ЗВ. Для меня это как сказка. Нелепые костюмы, тупые злодеи ... В определённом возрасте наверное заходит. Но я в том возрасте их не смотрел.

Не понимаю, что так все этот "Андор" хайпят. По мне так не лучше и не хуже "Мандалорца". Сильно затянут и много повторений в сюжете. Там сюжета на 5 серий. Хотя сейчас так модно. Чтобы сценаристы, режиссеры, актеры и прочие труженики киноиндустрии могли побольше денег скассировать за количество серий. Правда качество при этом хромает.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 54 комментария
null