Сериал, который выходит раз в поколение, или почему Breaking Bad настолько хорош

Всем привет! Меня зовут Алексей Фенин, и сегодня я хочу поделиться с вами взглядом на свой любимый сериал Breaking Bad, или как его локализовали у нас - "Во все тяжкие". Данный обзор посвящен одной цели: поделиться впечатлениями и рассказать интересные факты о сериале. Он будет интересен как тому большинству, кто уже посмотрел его, так и тем, к…

33 показа
53K53K открытий
11 репост

Предупреждение – есть спойлеры к сабжу, «Лучше позвоните Солу» и «Сопрано».
Не умаляю никаких достоинств технической части сериала – работы сценаристов, актёров, режиссёров и операторов, как зрителю мне понравился сериал – он захватывающий, много всяких неожиданных поворотов и ситуаций. Но как критику мне многое не нравится. Прежде всего – эти самые твисты и разного рода совпадения захватывающи, но зачастую притянуты за уши. Взять того же лидера банды неонацистов, который благородно, «по понятиям», одаривает Уолтера десятью миллионами долларов (!!!) и оставляет его и Скайлер в живых (несмотря на то что они могут раскрыть подпольный международный наркосиндикат). Да и все остальные преступные боссы в нужный момент почему-то преклоняются перед талантом Уайта вместо того, чтобы от него избавиться (как это случилось с партнёром Фринга).
По-моему основная проблема сериала лежит как раз в его главной фишке – превращении учителя в Тони Монтану. К своим бумерским годам я пришёл к выводу, что люди со временем не меняются. Ну да, они, конечно, меняются, можно развивать задатки, можно сублимировать свои наклонности, но характер, сама сущность (или нутро) личности не меняется.
Преступник – прежде всего социопат (не обязательно в клиническом смысле слова). И вот тут я подойду к сериалу «Сопрано». Главный герой тоже преступник (босс мафиозной группировки), но если Тони Сопрано таким не родился, то по крайней мере стал под влиянием своего окружения (его отец и все друзья детства были мафиози), даже сеансы психотерапии он использовал для того, чтобы стать более эффективным боссом, применяя новые познания в психологии поведения. Тони очень эгоцентричен, корыстен, временами неуравновешен, но именно эти качества помогли ему достичь высот в «нашем деле», вырасти в другой среде, он мог стать успешным бизнесменом, менеджером, капитаном (а не капо), но не спортсменом. Всю преступную часть сериала можно заменить на будни менеджера среднего звена в какой-нибудь корпорации, а семейную часть оставить – и всё будет органично.
А вот Уолтер Уайт не кажется мне социопатом. Да, он гордый и упёртый как баран, но я не вижу тех наклонностей, которые он проявил как Гейзенберг, в подрабатывающим на мойке учителе химии. Человек с таким психотипом встал бы на преступную дорожку раньше или основал бы/ушёл в другую компанию, стал бы очередным Унабомбером наконец.
В «Сопрано» есть момент, когда молодой бандит, параллельно пытающийся освоить сценарное мастерство, находится в творческом и рабочем кризисе и спрашивает своего более опытного коллегу – а где моя дуга характера, на что тот отвечает, что её нет, т.к. это жизнь. Вот он немножко послужил в армии, немножко посидел в тюрьме, а в итоге – престарелый недоделанный мафиозо (всего лишь капо, а не босс или хотя бы консильери). Такие истории не продаются. А вот суперуспешные «Все тяжкие» по факту о том, как совершенно не командный игрок становится лидером наркосиндиката.
И вот этот контраст между нереалистичной сутью и техничной реализацией сериала ещё больше подчёркивает искусственность всей конструкции. Сделаем мет синим, это будет нашей фишкой, типа суперчистый продукт. Хотя по факту в реальности такого не бывает. Но сериал прогнул реальность и теперь наркотики в настоящем мире брендируют под сериальные. Это конечно круто, но показывает, что Гиллиган не фанат химических наук и не заядлый наркоман, т.е. он конечно пользовался помощью консультантов, но душа к этому у него не лежит. А вот Дэвид Де Чезаре (настоящая итальянская фамилия Чейза – автора «Сопрано») родом из Нью-Джерси, он рос вместе с прототипами своих героев, и его познания и любовь к деталям видится во всех аспектах сериала. Там нету таких ляпов типа, когда обыкновенного мимокрокодила-таксиста принимают в этническую преступную группировку (его как минимум должны были знать с детства или поручиться проверенные люди – это ж диаспора, а не школьный кружок) или, например, консильери семьи оказывается ирландцем.
К чему лежит душа Гиллигана – это конечно съемки рекламных роликов в «Лучше позвоните Солу», прямо видно, что это снято с любовью, как и замысловатые заставки к тому же сериалу. Очевидно, что его прёт эта тема. Поэтому «Лучше позвоните Солу» и «Сопрано» - мой выбор.
Сол и Майк мои любимые персонажи в оригинальном сериале, и я рад, что спинофф полностью посвящён им. В этих персонажей я верю с той же силой, с какой не верю в Уолтера Уайта и его юного падавана. Своей цельностью образа они похожи на Тони. Даже есть сцена из детства, когда из Джима родился тот самый Сол Гудман. Вот в тот момент у него случилась дуга характера. И само превращение из протагониста в антагониста не случается долгое время, это происходит одномоментно, когда отвечаешь себе или кому-то на один вопрос, наподобие «Ты друг картеля?» (или когда сидишь в больнице со сломанным носом и просишь незнакомца об убийстве своего обидчика).

Ответить

"Сопрано" правдиво с точки зрения реализма, скорее всего показанный там быт действительно очень близок к реалиям жизни ОПГ. Но это не особо интересно и даже скучно с точки зрения шоу. Люди любят развитие персонажа. Трансформация Уолтера была просто эпических масштабов. Из учителя, над которым издеваются школьники на автозаправке, он стал одним из самых страшных наркобаронов. Тони же вообще за все 6 сезонов никак не изменился. Все персонажи шоу на момент последней серии либо мёртвы, либо вернулись к тому же, с чего начинали. Чуть ли не единственная попытка Тони измениться (перестать изменять жене) за все время терпит фиаско и после того, как они с Кармеллой снова съехались там чуть ли не сама подталкивает его к новым изменам. Весь проделанный путь был зря.
Во-вторых к сериалу сильно привлекают внимание харизматичные антагонисты. Такие персонажи как братья Саламанко, Густаво, ну даже Джек и его банда (хотя последние мне не особо понравились, вот их высосали из пальца) хоть и нереалистичны, но очень интересны. А кто был в Сопрано? Унылый Филл Леотардо? Последняя серия брб это полный катарсис и история искупления главного героя. Последняя серия Сопрано это быстрый и унылый слив Леотардо, а остальной хронометраж занимает продолжение унылой сюжетной линии про депрессивные страдания ЭйДжея. Реалистично? Да. Интересно? Нет. Ну и открытый финал, в отличие от четко поставленной точки, как было в брб, на мой взгляд тоже не удался.
В общем Сопрано более реалистично, но гораздо менее интересно именно как шоу. Если возвращаться к финалу - ну, сожжение тачки ЭйДжеем явно не то, что хотелось бы видеть в последних сериях.

Ответить

Спасибо за этот пост.

Ответить

Насчет того, что бандит «по понятиям» бабла отвалил немало. Вспоминая того же Сопрано, вспоминаю подаренную куртку) Персонаж жил по понятиям, и эта куртка был для него неисчислимой ценностью.

Ответить